Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Творческая история. Социально-историческая и религиозно-этическая проблематика, её отражение в сюжете и композиция 1-го тома. Жанровое своеобразие. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Творческая история. Социально-историческая и религиозно-этическая проблематика, её отражение в сюжете и композиция 1-го тома. Жанровое своеобразие.

2019-11-11 463
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Творческая история. Социально-историческая и религиозно-этическая проблематика, её отражение в сюжете и композиция 1-го тома. Жанровое своеобразие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЛЕКЦИЯ. кратко – о важных моментах

Восстановление души Плюшкина было задумано Гоголем – на какое бы дно колодца ни упал человек, он всегда может подняться, божественная искра есть в каждом человеке. Все может статься с человеком.

 

Замысел МД был трехчастный, аля Дант «Ад-чистилище-рай», таков был проект. Чичиков становится объединяющим все сферы бытия, показанные в поэме - и провинциальное помещичество, и жизнь городская.

 

Тема взяточничества – Чичиков приносит взятку...-Рыло, Анатоль Анатольевич сделал вид, что не увидел ее, накрыл книгой и сделал знак, что не надо ему указывать (Чичиков переживал, что он не заметил взятку).

 

Чичиков мечтает о губернаторской дочке, которая поначалу показывается рпоезжающей в карете – Чичиков рассуждает: вот, сейчас еще можно жениться, сделать из нее порядочную женщину. А иначе ее испортят мамки-няньки, и тогда из нее выйдет дрянь.

Слухи по городу НН идут: Чичиков хочет увезти губенаторскую дочку! Но происходит смерть прокурора – потом оказалось, что только и было в нем, что густые брови. Брожение разговора о том, кто ж такой Чичиков, то ли его нужно немедленно схватить, то ли он сам может их всех немедленно схватить. Приезд Коробочки, разглагольствования Ноздрева. Только думал, что сейчас интрига удастся, и Чичиков обретет это ткапитал – и вдруг внезапное препятствие, и Чичикову нужно уносить ноги из города, все провалилось.

 

Вся история Чичикова – в 11 главе, под занавес. «Береги копейку» - отец учил.

 

 

Был и второй том МД, который Гоголь уничтожил. В последний период творчества Гоголь работал над «Выбранной места из переписки с друзьями», в которые включены 4 письма по поводу МД, где он рассуждает о замысле МД. Говорит о том, что он ожидал совершенно другой реакции от публики, надеялся на какой-то диалог, а услышал только гробовое молчание, как будто в россии остались только мертвые души. Гоголь признается, что те образы, которые он представил в своей поэме, на самом деле – гиперболизация его собственных пороков.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

По воспоминаниям Гоголя, сюжет подсказан Пушкиным. Некто покупает мертвые души для того, чтобы провести махинацию века. Эти мертвые души, которые по ревизским спискам еще числятся живыми, скупаются и закладываются в опекунский совет. Якобы эти души приобретены для вывоза в Херсонскую губернию (там должны быть только мужчины, поэтому Собакевич, который ввернул одну бабу, в глазах Чичикова его крупно его надул). Закладываются мертвые души, получаются деньги, и с деньгами можно сматываться.

 

В то время было известно немало историй о реальных скупщиках мертвых душ. В числе таких скупщиков называли также одного из родственников Гоголя. Сюжет поэмы был подсказан действительностью.

 

Гоголь, восприняв сюжет, делает из этого целую поэму. Первая часть представляет собой круг путешествия Чичикова, знакомства с помещиками и скупка мертвых душ (помещики - Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев, Плюшкин).

 

Большая часть произведения создавалась за границей, главным образом в Риме, где Гоголь старался избавиться от впечатления, произведенного нападками критики после постановки «Ревизора». Находясь вдалеке от Родины, писатель ощущал неразрывную связь с ней, и только любовь к России была источником его творчества.

 

«Пушкин находил, – писал Гоголь, – что такой сюжет “Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». Сам Гоголь считал, что для того, «чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней поездиться самому».

 

" Начал писать "Мёртвые души ", - сообщает Гоголь Пушкину 7 октября 1835 г. - Сюжет растянулся на предлинный роман... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь ".

Работа над "предлинным романом" даже в его первой части затянулась на ряд лет и была закончена только во время второго приезда писателя на родину, в Москве, в ноябре 1841 г.

 

Первые главы своего нового произведения Гоголь с тревогой прочитал Пушкину, ожидая, что они вызовут его смех. Но, закончив читать, Гоголь обнаружил, что поэт помрачнел и произнес: «Боже, как грустна наша Россия!». Это восклицание заставило Гоголя по-иному взглянуть на свой замысел и переработать материал. В дальнейшей работе он старался смягчить то тягостное впечатление, которое могли бы произвести "Мертвые души" – перемежал смешные явления с грустными.

 

Гоголь: «Я думал, что Пушкин будет смеяться, а он сказал – боже, как грустна наша Россия. Тогда-то я понял, как страшно изображение этого отсутствия света» (о «МД»).

 

В начале работы Гоголь определял свой роман как комический и юмористический, но постепенно его замысел усложнился. Осенью 1836 года он писал Жуковскому: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем

 

Так в ходе работы определился жанр произведения – поэма, и ее герой – вся Русь. В центре произведения стояла «личность» России во всем многообразии ее жизни.

 

После гибели Пушкина, явившейся для Гоголя тяжелым ударом, работу над «Мертвыми душами» писатель считал духовным заветом, выполнением воли великого поэта: «Я должен продолжать мною начатый большой труд, который писать с меня взял слово Пушкин, которого мысль есть его создание и который обратился для меня с этих пор в священное завещание».

 

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у Аксакова, с семьей которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внес в рукопись необходимые поправки и изменения.

В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряженно работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями.

Осенью 1841 года вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

 

В 30-е годы, когда в сознании Гоголя наметился идейный перелом, он пришел к выводу, что настоящий писатель должен не только выставлять на всеобщее обозрение все то, что омрачает и затемняет идеал, но и показывать этот идеал.

 

Свою идею он решил воплотить в трех томах "Мертвых душ". В первом томе, по его планам, должны были запечатлеться недостатки русской жизни, а во втором и третьем показаны пути воскресения «мертвых душ». По словам самого писателя, первый том "Мертвых душ" – лишь «крыльцо к обширному зданию», второй и третий тома – чистилище и возрождение. Но, к сожалению, писателю удалось воплотить только первую часть своей идеи.

 

В декабре 1841 года рукопись была готова к печати, но цензура запретила ее выпуск. Гоголь был подавлен и искал выход из создавшегося положения. Втайне от московских друзей он обратился за помощью к Белинскому, который в это время приехал в Москву. Критик пообещал помочь Гоголю и через несколько дней уехал в Петербург. Петербургские цензоры дали разрешение напечатать "Мертвые души", но потребовали изменить название произведения на «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Таким образом они стремились отвлечь внимание читателя от общественных проблем и переключить его на похождения Чичикова.

 

«Повесть о капитане Копейкине», сюжетно связанную с поэмой и имеющую большое значение для раскрытия идейно-художественного смысла произведения, цензура категорически запретила. И Гоголь, дороживший ею и не жалевший от нее отказываться, был вынужден переработать сюжет. В первоначальном варианте вину за бедствия капитана Копейкина он возлагал на царского министра, равнодушного к судьбе простых людей. После переделки вся вина была приписана самому Копейкину.

 

В мае 1842 года книга поступила в продажу и, по воспоминаниям современников, была раскуплена нарасхват. Читатели сразу же разделились на два лагерясторонники взглядов писателя и те, кто узнал в персонажах поэмы себя. Последние, главным образом, помещики и чиновники, сразу обрушились на писателя с нападками, а сама поэма оказалась в центре журнально-критической борьбы 40-х годов.

 

После выхода первого тома Гоголь полностью посвятил себя работе над вторым (начатым еще в 1840 году). Каждая страница создавалась напряженно и мучительно, все написанное казалось писателю далеким от совершенства. Летом 1845 года, во время обострившейся болезни, Гоголь сжег рукопись этого тома. Позднее он объяснил свой поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Гоголь мечтал переродить людей путем прямого наставления, но не смог – он так и не увидел идеальных «воскресших» людей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.