Так кому же хорошо живётся на Руси? — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Так кому же хорошо живётся на Руси?

2019-11-11 340
Так кому же хорошо живётся на Руси? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На Руси хорошо Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства поэма тоже имеет огромное значение: она является поистине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.

Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

24. Повести Н.В. Гоголя: принципы циклизации, проблематика, социально-историческое и мифопоэтическое содержание.

 

Сборник «Вечера на хуторе», сборник «Миргород», сборник «Петербургские повести».

 

 

1) «Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки»

Первая книга Николая Васильевича Гоголя (исключая поэму «Ганц Кюхельгартен», напечатанную под псевдонимом). Состоит из двух томов. Первый вышел в 1831, второй — в 1832 году. Рассказы «Вечеров» Гоголь писал в 1829—1832 годах. По сюжету же, — рассказы книги якобы собрал и издал «пасечник Рудый Панько».

Действие произведения свободно переносится из XIX века («Сорочинская ярмарка») в XVII («Вечер накануне Ивана Купала»), а затем в XVIII («Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством») и вновь в XVII («Страшная месть»), и опять в XIX («Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»). Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича — лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Течение времени не разрывается на страницах произведения, пребывая в некой духовной и исторической слитности.

Часть первая: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота»

Часть вторая: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

«Вечера» - первый сборник, который принес славу и успех. Гоголь был поначалу неудачным автором, сжегшим свой первый труд - поэму-идиллию «Ганс Кюхельгартен», а все оставшиеся экземпляры скупил и выступил уже в качестве прозаика. Но внутренне он все равно остается поэтом. «Сорочинская ярмарка» - повесть о том, как счастливо объединяются влюбленные, несмотря на сварливый, гнусный характер ее мачехи, и вдруг, после веселой свадебки и плясок и объединяющих человечество вещей звучит лирический монолог о человеке, оставленном всеми в одиночестве, и улетающем счастье, и тд. Вот эти лирические ноты парадоксальным образом всегда будут звучать в творчестве Гоголя.

В лирику тянут и описания природы – описание степи в повести «Тарас Бульба».

После выхода «МД» Белинский назовет Гоголя великим русским национальным поэтом. И «МД» - поэма.

 

2) «МИРГОРОД» (февраль, 1835)

 

Сборник повестей Гоголя, который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого «издателя», замыкающего цикл рассказов.

Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. Миргород был опубликован в двух томах, по две повести в каждом.

 

Первая часть: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»

Вторая часть: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 

Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьёзным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение началось ещё в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду.

 

Повести для примеров и анализа: «Старосветские помещики» (Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна), «Тарас Бульба» (2 варианта).

Рассуждения автора – что есть страсть, что есть привычка, что есть любовь? (Афанасий и Пульхерия)

 

«Тарас Бульба» (1835)

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения – с трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

 

Основная мысль, которую автор хотел передать в своей повести – это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое и при этом остаться человеком.

 

ПРОБЛЕМАТИКА: любовь к родине, взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

 

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев – Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями – практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

 

Образы двух братьев – это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

 

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

 

От изображения средневековых ужасов и полуразбойничьих подвигов казаков запорожской сечи складывается совсем иной сюжет: Запорожская Сечь перерастает в образ России, вдруг появляется огромная речь Тараса Бульбы о товариществе (злободневная политическая повестка), и все это наслаивается на романтический сюжет о любви Андрея к прекрасной полячке. Но добавляются во второй версии очень важные вещи: Андрей забывает о своих родителях, о своих товарищах и проникает в осаждённый город для того, чтоб спасти свою возлюбленную. Та, как только видит Андрея с хлебами, сначала спрашивает у служанки: ты матери отнесла хлеб? Она в первую очередь вспоминает о своих, и Андрей понимает, что он не может быть вместе со своими. Андрей произносит знаменитую речь: ты мое отечество – и отрекается от своих. Следует гибель от руки его отца, «я тебя породил – я тебя и убью».

Тарас, спасаясь от поляков, обронил свою трубку, которая была его товарищем. И решил ни в коем случае проклятым полякам ее не жертвовать. Из-за этого следует сцена смерти Тараса Бульбы. Он в последний момент думает о своих товарищах и пытается указать им направление, в котором следует спасаться от преследователей.

 

И первый, и второй вариант представляют собой большую разницу, и во втором варианте произнесение слова « русский – русь » иногда кажется даже избыточным, но это поэтика Гоголя, для него это принципиальный момент.

 

 

«Старосветские помещики»

После успеха романтично-фантастичной книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь издает сборник «Миргород», в котором большинство произведений вполне реалистичны. К их числу относится и небольшая повесть «Старосветские помещики». Она совершенно не похожа на яркие, захватывающие и полные эмоций сюжеты из предыдущей книги.

Что может быть особенного в описании жизни и смерти двух стариков из малороссийской глубинки? Пушкин назвал повесть «шутливой идиллией». Белинский посчитал, что автор высмеял в этом произведении пустое и бездуховное существование провинциального дворянства. Словом, по-разному восприняли современники Николая Васильевича его произведение. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

Даже самые талантливые и тонко чувствующие братья по перу не всегда понимали, не могли разглядеть глубину творчества Гоголя, которая объясняется одним словом – гуманизм. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не бытописание жизни милых провинциальных старичков, не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки. Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу. Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.

Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.

Писатель не зря указывает возраст Афанасия Ивановича и его жены. Простой арифметический расчет дает понять, что это был не скоропалительный порыв двух юных созданий, а взвешенное решение тридцатилетнего мужчины и двадцатипятилетней женщины. Прошло тридцать лет их совместной жизни, но чувства не угасли. Гоголь называет это «привычкою», но читателю понятно, что так заботиться друг о друге могут только любящие люди. Да и сам писатель в начале повести замечает: «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь».

Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.

Конечно, Гоголь не идеализирует эту пару. Хорошо заметна ирония в описании бесконечных «перекусов» Афанасия Ивановича и его попыток давать наставления приказчику. Хозяйственная деятельность Пульхерии Ивановны не менее поверхностна и сводится к приготовлению огромного количества запасов, которые растаскиваются и поедаются слугами. Автор иронично называет ее «большой хозяйкой» за стремление хранить в разных ящичках, сундучках и мешочках мелочи, которые неизвестно когда и зачем могут понадобиться. Описание единственного выезда «пани» на проверку угодий – один из наиболее комичных эпизодов повести.

Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.

Гоголь ничего не сообщает о том, как проводит супружеская пара свой досуг. Кроме прогулок по саду и хозяйственных хлопот Пульхерии Ивановны, у помещиков нет никаких занятий. Поэтому Товстогубы искренне рады гостям и всегда стараются им услужить. Писатель отмечает полное отсутствие в «бесхитростных душах» угодничества, приторности, подобострастия, он несколько раз называет героев: «Добрые, милые старички».

Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович действительно очень добры. Они не притесняют крепостных, радушны, вежливы и внимательны друг к другу, скромны в быту. Старички не ворчливы, не завистливы, не ссорятся с соседями. Товстогубы живут своим тихим, замкнутым мирком. Они ничего не дают обществу, но и ничего от него не требуют, «ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик». Да, мы видим бездуховное, пустое, бесцельное существование, но разве причинили супруги кому-либо зло?

В «Старосветских помещиках» Гоголь заставляет задуматься о смысле жизни, неминуемой старости и смерти. Каждому ли дано гореть до конца и оставить на земле яркий след? Гоголь считает, что нет ничего предосудительного, в том, чтобы прожить последние годы в провинциальном затворничестве среди природы, оставаясь гостеприимными «милыми старичками».

ГЕРОИ.

Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.

Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.

Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. Он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью. А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее. Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства. День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

 

3) «Петербургские повести»

Вошли в том составе, в котором публикуются, в собрание сочинений Гоголя 1842г. Сюда же Гоголь отнес и отрывок из незаконченного романа «Аннунциата» – «Рим» (вопрос о красоте – что есть красота? красота, как светильник, должна стоять на столе, и все должны иметь возможность ей любоваться). Остальные повести – образ Петербурга, его давящая гнусная действительность.

 

«Петербу́ргские по́вести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного, объединены общим местом действия — Санкт-Петербургом 1830—1840-х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького человека».

В каждой петербургской повести главным действующим лицом является чиновник или художник, и есть кто-то один, кто ощущает себя исключённым из общей нормы, пропадает и гибнет.

 

Вторая редакция, существенно переработанная в 1841—1842 годах, впервые была опубликована в журнале «Современник» в 1842 году.

 

Уже в XIX веке сложилась практика называть пять повестей — «петербургскими». Известный биограф Гоголя В. И. Шенрок одну из частей своих «Материалов для биографии Гоголя» так и озаглавил: «Петербургские повести Гоголя». В советское время впервые в 1924 году были изданы «петербургские» повести Гоголя отдельной книгой под этим названием. Хотя встречаются издания, где «петербургские» повести печатаются, согласно с авторским замыслом, вместе с «Коляской» и «Римом», и иногда носят ставшее общепринятым название «Петербургские повести», или же, как правило, просто «Повести». В подобных разнообразных вариантах повести и по сегодняшние дни переиздаются неоднократно в России и за рубежом.

 

«Петербургские повести» Гоголя — новый шаг в развитии русского реализма. В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

 

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, «маленькие люди», выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

 

Состав сборника: Невский проспект, Портрет, Нос, Записки сумасшедшего, Шинель. (+ иногда «Коляска», «Рим»).

 

Невский проспект – двойная, с разным процентным соотношением частей, повесть, рассказ про художника Пискарева, который с Невского следует за некой прекрасной брюнеткой, и поручика Пирогова, который последовал за блондиночкой. Художник оказывается разочарованным, потому что брюнетка следует в публичный дом, но он готов очень долго заниматься самообманом и придумывать какие-то оправдания увиденному. Он изображает некую красавицу по заказу некоего персиянина, который за эту картину дает ему опиум. «Никогда никогда никогда художнику не надо не пить ничего такого делать».

Начинаются наркотические сны, в которых следует объяснение всему этому сюжету. В новый приход художника к падшему ангелу, предложение выйти замуж. «Я? Трудиться?» - отвечает она.

Художник перерезал себе горло бритвой. Гнусная действительность доберется и до художника, и поэтому он заканчивает жизнь самоубийством. А ведь он не просто хотел жениться и спасти падшую женщину – «я должен вернуть миру прекраснейшее из его украшений».

Пирогов за немочкой-блондинкой, Шиллер и Гофман, немецкие ремесленники, которые начистили русскому поручику пятак за его поползновения. Пирогов отряхнулся, зашел в кондитерскую и пошел дальше.

 

«Нос». Гротеск – смещение границ реального и ирреального, комического и трагического. Все это есть в повести Нос, которая выстроена на гротеске. Майор Ковалев однажды просыпается без носа, начинает поиски, дает объявление в газеты, все бы хорошо (будь я без ноги, без руки – все хорошо, а без носа человек – просто возьми и выброси и за окошко), лишь бы нос вернулся. Потому что без носа невозможно сделать карьеру, невозможно приволочься за женщинами и тп. Ковалев без души обойдется, даже не задумается, а вот без носа – совсем другое дело.

Позже нос таинственно возвращается. Ковалев встречается с ним в Иисакиевском соборе, нос объясняет ему, что вообще-то он повыше чином, покруче. Ехал нос в карете – и какой-то человек увидел, что едет нос в карете. Нос возвращается. Оказывается, нос у Ковалева. К нему приходит доктор, говорит, что нос надо заспиртовать. «Продайте лучше мне его». Ковалев отказывается, просыпается, нос на месте.

 

«Портрет». Одна из знаковых для Гоголя повестей, тема всей его жизни – является ли грехом великолепное изображение зла? Создан портрет невероятной магнетической силы – ростовщик, глаза которого буквально проникают в душу и несут разрушительный заряд. Художник Чартков поэтапно продает после обретения этой картины свой талант. Сначала думает, что на обретенные деньги он будет три года работать и создаст какой-то шедевр, но вместо этого он нанимает себе студию, дорогие костюмы, все дела, пишет портреты и – продает Психею. Мать, которая заказала портрет дочери, вдруг решила, что Психея – это она и есть. Психея – душа. История художника: ни долгим постом, ни молитвой не может грех такого великолепного изображения зла искупить, даже пытается работать в храме, но даже у его ангелов оказывается демонический взгляд. Путь его оказывается достаточно тяжелым, но в финале все же благополучным.

 

«Шинель». Первоначальное название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

По воспоминаниям П. В. Анненкова, повесть родилась из «канцелярского анекдота» о бедном чиновнике, потерявшем своё ружьё, на которое он долго и упорно копил деньги. Все смеялись анекдоту, основанному на истинном происшествии, один Гоголь выслушал его задумчиво и повесил голову. Анекдот был рассказан в 1834 году, над «повестью о чиновнике, крадущем шинели» Гоголь начал работу в 1839 году, закончил в 1842 году.

 

Первый набросок «Шинели» назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В нем повествование ведется в анекдотической манере с отчетливой ориентацией на комические эффекты. В окончательном варианте повести комический эффект ослаблен, авторская ирония и драматизм ситуации сообщают судьбе несчастного Акакия Акакиевича трагический оттенок.

Сюжет повести традиционно возводят к анекдоту о бедном чиновнике, потерявшем ружье. Композиционно повесть делится на четыре части: рассказ об обстоятельствах рождения и крещения героя, о его службе в департаменте, о плачевном состоянии его шинели, фантастическая история о Башмачкине–покойнике.

 

В первой части повести большую смысловую нагрузку имеет портретная характеристика главного героя – Акакия Акакиевича Башмачкина. Есть что-то жалкое в его внешности: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек …»

С самого рождения не везло несчастному Башмачкину: когда мальчику выбирали имя, в календаре попадались самые нелепые имена: Трифимий, Дула, Варасахий. В конце концов, его нарекли в честь отца – Акакием. Когда ребенка крестили, он, словно предчувствуя свою горькую судьбу, «заплакал», «сделал гримасу».

 

Башмачкин – «вечный титулярный советник», всю свою жизнь он занимается тем, что переписывает бумаги. Однообразие, рутинность этой работы, лишенной творческого начала, нисколько не смущают Башмачкина: «Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало».

Скучны и монотонны вечера героя: придя с работы и наскоро поужинав (при этом не замечая вкуса еды), он «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом». Более того: если работы не было, Башмачкин «снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя …»

 

В первой части повести большую роль играет собирательный образ чиновничества. Чиновники в департаменте Башмачкина – люди бездушные. Забитость, никчемность бедного, одинокого Башмачкина, такого жалкого, не вызывают в них никакого сочувствия. Они «посмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории …» Они сыпали бумажки ему на голову, «называя это снегом».

Если коротенькая предыстория несчастного Башмачкина (рассказ о рождении, выборе имени и крещении его) выполнена в традициях анекдота, то рассказ о департаменте и чиновниках-сослуживцах Башмачкина снимает этот комический эффект. Фраза несчастного Акакия Акакиевича - «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - полна драматизма. В этих словах «слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом свете».

 

Но вот жизнь Акакия Акакиевича круто меняется. «Сильный враг» всех петербуржцев – «северный мороз» - вынудил несчастного Башмачкина задуматься о покупке новой шинели, ибо старая у него пришла в негодность. Но покупка новой вещи для «маленького человека» Башмачкина – целое событие, сопряженное с большими материальными трудностями. Так в произведение Гоголя входит еще одна тема – тема задавленного бедностью маленького человека. Мизерная заработная плата не позволяет Башмачкину сделать эту покупку. Он «поник совершенно духом» и задумался: «Как же, в самом деле, на что, на какие деньги ее сделать

 

Комический эффект, ощутимый в рассказе о рождении, крещении и выборе имени Акакия Акакиевича; о тех «несчастьях», которые то и дело сыпались на его голову (то «целая шапка извести» высыпается на него с крыши, то трубочист заденет и вычернит его всего и т.д.) полностью исчезают. Безжалостно рассказывает Гоголь о тех лишениях, на которые пошел его герой ради новой шинели: он перестал по вечерам пить чай и зажигать свечи, стал очень осторожно ходить по улицам, «почти на цыпочках», дабы «не истереть скоровременно подметок» и т.д.

Портной Петрович, который сшил Башмачкину шинель, – единственный человек, принявший участие в судьбе Акакия Акакиевича. Новая шинель стала настоящим праздником для героя Гоголя. В этот день он шел на работу как на праздник.

 

Но произошло несчастье: ночью, когда Акакий Акакиевич возвращался с приема, устроенного сослуживцами, у него украли шинель. Конечно, для героя Гоголя, столько лишений потерпевшего ради покупки новой шинели, это настоящее потрясение, беда. Со стороны властей Акакий Акакиевич, вместо помощи и сочувствия, встретил полное равнодушие. Более того: «значительное лицо» возмутилось наглостью Башмачкина, требующего поиска вора: «Знаете ли вы, кому это говорите? Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?...»


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.