Значения константы Вебера для разных видов ощущений — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Значения константы Вебера для разных видов ощущений

2019-09-26 181
Значения константы Вебера для разных видов ощущений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ощущение изменения высоты звука 0,003

Ощущение изменения яркости света 0,017

Ощущение изменения веса предмета 0,020

Ощущение изменения громкости звука 0,100

Ощущение изменения давления на поверхность кожи 0,140

Ощущение изменения вкуса соляного раствора 0,200

Ощущение изменения тяжести 0,020

Ощущение изменения вибрации на кончиках пальцев 0,036

 

Дифференциальным, или различительным, порогом ощущений называется минимальная разница между двумя стимулами, которой достаточно, для того чтобы эти стимулы различались человеком по вызываемым ими ощущениям.

Исследуя зависимость, которая существует между ощущениями и изменениями величины стимулов, вызывающих эти ощущения, Г. Фехнер на основе константы Э. Вебера путем ее математического преобразования вывел общий закон, согласно которому изменение силы ощущения пропорционально логарифму силы воздействующего стимула. Этот закон принято называть основным психофизическим законом или законом Вебера-Фехнера. Его формула выглядит следующим образом:

S = k × lоg I + c,

где: S - сила ощущения;

I - величина стимула, вызывающего соответствующее ощущение;

k и с – константы или постоянные величины, разные для разных видов ощущений.

Изменение ощущений

Ощущения, возникающие под влиянием постоянных по величине стимулов, сами по себе неизменными не являются. Они могут появляться, исчезать, становиться более или менее сильными, варьировать по другим своим характеристикам. Те изменения, которые происходят в ощущениях и относительно не зависят от вызывающих их стимулов, принято связывать с явлениями, имеющими следующие названия: адаптация органов чувств, сенсибилизация органов чувств и синестезия.

Было установлено, что существует два типа процессов, под влиянием которых ощущения человека могут изменяться при постоянно действующих стимулах: нормальные и аномальные. Нормальные процессы изменения ощущений характеризуются тем, что они происходят в здоровом организме и связаны с его физиологическими процессами, а также с естественным приспособлением организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Аномальные процессы изменения ощущений свойственны нездоровому организму, не являются приспособительными в точном значении этого слова. Иногда вследствие таких процессов организм, напротив, оказывается хуже приспособленным к жизненным условиям, чем в нормальном состоянии. Аномальные изменения чувствительности органов чувств возникают,

например, при заболеваниях, поэтому их изучением кроме психологии занимается медицина. Нормальные изменения ощущений человека преимущественно изучаются психологами.

Адаптация органов чувств проявляется в том, что они автоматически приспосабливаются к воздействующим стимулам и условиям их восприятия. В результате этих процессов ощущения могут усиливаться или ослабляться. Если, к примеру, человек становится под холодный или горячий душ, то поначалу температура воды будем им ощущаться достаточно остро, но затем человек привыкает к ней и перестает чувствовать холод или тепло столь же сильно, как это было вначале. Если человек, долгое время находившийся на свету, внезапно попадает в темноту, или, наоборот, после длительного

пребывания в темноте оказывается на свету, то поначалу он воспринимает свет не так, как он воспринимался, соответственно, на свету или в темноте. В темноте, например, после длительного пребывания на свету человек поначалу ничего не видит, но затем начинает различать находящиеся вокруг предметы. После долгого пребывания в темноте и переходе к дневному свету обычный свет кажется человеку слишком ярким, но затем его воспринимаемая человеком яркость уменьшается, несмотря на то, что в физическом плане свет не меняется. Это - примеры темновой и световой адаптации органа зрения. Они показывают, что сила и другие свойства зрительных ощущений человека могут изменяются относительно независимо от вызывающих их стимулов, то есть, зависят не только от стимулов, но и от других причин, не связанных с ними. Так понимаемой адаптации поддаются все виды ощущений, кроме болевых. К боли человек, как правило, не адаптируется или адаптируется мало, так как она является сигналом опасности для его жизни (на данный сигнал надо реагировать, и не игнорировать или не замечать его).

Адаптация органов чувств сопровождаться понижением или повышением их чувствительности, что проявляется, соответственно, в понижении или в повышении нижних и, частично, верхних порогов ощущений. Иногда адаптация также касается относительного и дифференциального порогов ощущений. Это происходит, например, у людей, чья работа непосредственно связана с тонким различением разнообразных стимулов. Художники, к примеру, различают гораздо больше оттенков разнообразных цветов, чем люди, не связанные с художественно-изобразительным искусством (явление адаптации в области дифференциальных порогов ощущений).

Адаптация происходит сравнительно медленно, под длительным воздействием на орган чувств одних и тех же стимулов. Темновая адаптация, например, при переходе человека от яркого света к темноте продолжается около одного часа, и вследствие ее чувствительность глаза увеличивается примерно в 200000 раз. Полностью адаптированный к темноте глаз человека

более чем в миллион раз чувствительнее глаза, адаптированного к яркому свету (имеется в виду свет, яркость которого достигает абсолютного верхнего порога ощущений).

Предварительная «обработка» сетчатки глаза электромагнитными волнами определенной длины может повлиять на скорость процесса адаптации. Если, например, для этой цели используется красный свет, то после засветки глаза таким светом его адаптация наступает быстрее, чем при использовании засветки глаза электромагнитными волнами другой длины.

На этом факте основана следующая рекомендация. Если человеку предстоит быстрый переход из ярко освещенного помещения в темное, то процесс темновой адаптации можно ускорить. Для этого достаточно до перехода от света к темноте надеть на глаза защитные очки с красными стеклами, и некоторое время побыть в них на свету.

Слуховая адаптация проявляется в том, что громкость звука, воспринимаемого в течение длительного времени, постепенно снижается. Долговременное воздействие на орган слуха относительно слабого звукового стимула, напротив, способствует повышению чувствительности уха к звукам слабой интенсивности. Не исключено, что под воздействием всех слуховых ощущений, полученных человеком днем во время бодрствования, чувствительность уха к ночным звукам уменьшается. Ночной сон может способствовать восстановлению первоначальной слуховой чувствительности, поскольку, когда человек спит, его слуховая система отдыхает. Этим

объясняется, например, тот факт, что звук будильника кажется нам более громким, когда мы просыпаемся, чем днем, когда мы его заводим и включаем.

Кратковременное и значительное повышение чувствительности органов чувств называется их сенсибилизацией. Сенсибилизация сопровождается понижением нижних порогов ощущений, и это может происходить в разных условиях: при появлении перед человеком неожиданных и достаточно сильных стимулов, при увеличении значимости для него соответствующих стимулов и тогда, когда орган чувств находится в болезненном состоянии,

когда любое, достаточно сильное раздражение ему вредит. При сенсибилизации в двух первых случаях повышается чувствительность всех органов чувств человека, связанных с данным органом чувств через нервную систему.

Сенсибилизация может вызываться и другими причинами, например воздействием биохимических веществ, производящих соответствующие изменения в работе органов чувств, влиянием стимулирования одних органов чувств на чувствительность других органов чувств.

Иногда имеет место явление, противоположное сенсибилизации, которое проявляется в понижении чувствительности органов чувств. Такое явление принято называть анестезией. Среди возможных причин анестезии могут быть не только физиологические (органические), но и психологические причины, например, отвлечение внимания человека от соответствующего

стимула, нахождение человека в состоянии сильного эмоционального возбуждения, стресса или аффекта, приложение человеком сознательных волевых усилия, рассчитанных на то, чтобы временно понизить остроту тех или иных ощущений.

Иногда под воздействием какого-либо стимула на один орган чувств могут возникать не только характерные для него ощущения, но также ощущения, свойственные другим органам чувств. Это явление носит название синэстезия. У некоторых людей звуки, например, способны порождать не только слуховые, но и зрительные ощущения, и, наоборот, зрительные стимулы – не только зрительные, но и слуховые ощущения. Это явление иногда обозначают как наличие у человека так называемого «цветного слуха».

Зрительно-слуховой синэстезией обладали многие известные и даже талантливые люди. Например, у русского композитора А. Н. Скрябина под влиянием световых воздействий часто возникали отчетливые слуховые ощущения, а у литовского художника и композитора К. Чюрлениса под влиянием звуков в голове складывались яркие и красочные картины. Некоторые из них К. Чюрленис изобразил на холсте. Так появилась его

знаменитая картина под названием «Симфония», сюжет и содержание которой были навеяны слуховым восприятием соответствующего музыкального произведения. Другие его картины также получили «музыкальное» или слуховое названия - «Соната моря» и «Тишина».

Среди людей широко распространенными являются обонятельно - вкусовые синестезии, при которых запахи изменяют вкусовые ощущения человека, а вкусовые ощущения, наоборот, меняют воспринимаемые им запахи. В случаях таких синестезий неприятные запахи нередко делают неприятными сопровождающие их вкусовые ощущения, хотя в норме, при обычных, приятных запахах, такие ощущения у людей не возникают.

Статистические данные показывают, что синэстезии является распространенным явлением, и те или иные их формы наблюдаются почти у половины детей и у примерно 15% взрослых людей. Из этих фактов следует, что чистых ощущений, абсолютно не зависящих от других ощущений, в природе не существует, что все ощущения человека, так или иначе, связаны между собой, а их качество зависит от взаимодействия ощущений, например, в форме синэстезий


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.