О «вине» родителей и свободе выбора — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

О «вине» родителей и свободе выбора

2019-10-30 102
О «вине» родителей и свободе выбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Играет ли свита короля?

О «вине» родителей и свободе выбора

Иногда приходится слышать от людей, принимающих наркотики, слова о «плохих» родителях. Это подспудно означает, что на самих зависимых не лежит ответственность за происходящее. Ведь наркозависимыми они стали, как им кажется, по чужой вине.

Приблизительно те же мысли выражают и некоторые не употребляющие наркотики и непьющие люди, которые никак не могут обустроить свою жизнь. Вот говорит одна девушка: «У меня мама была властная, и из-за этого я не могу создать семьи. Мне сказали, что я созависима. И мне кажется, что это – навсегда. А еще – я дочь алкоголика». Этой девушке, а вместе с ней и многим другим людям, кажется иногда, что во всех их проблемах виноваты родители или кто-то еще.

Что сказать этим людям?

У человека есть свобода воли. И наличие внутренней свободы не дает нам права абсолютизировать значение каких-либо факторов. «Плохие» родители, «неблагополучное» окружение, дисфункциональная семья – все оказывает определенное влияние на человека. Но наличие этих отрицательных факторов не является приговором. Человек способен изменить свою жизнь, не смотря ни на что.

 

Могут ли химически-зависимые люди и дети из неблагополучных семей изменить свою жизнь к лучшему? Или они для того и родились, чтобы стать пожизненными жертвами дисфункциональности семьи и чьих-то неудачных действий?

 

В родителях ли дело?

Иногда приходится слышать от людей, принимающих наркотики, слова о «плохих» родителях. Это подспудно означает, что на самих зависимых не лежит ответственность за происходящее. Ведь наркозависимыми они стали, как им кажется, по чужой вине.

Приблизительно те же мысли выражают и некоторые не употребляющие наркотики, и непьющие люди, которые никак не могут обустроить свою жизнь. Вот говорит одна девушка: «У меня мама была властная, и из-за этого я не могу создать семьи. Мне сказали, что я созависима. И мне кажется, что это – навсегда. А еще – я дочь алкоголика». Этой девушке, а вместе с ней и многим другим людям, кажется иногда, что во всех их проблемах виноваты родители или кто-то еще.

Такой строй мыслей вполне понятен. Ведь он позволяет человеку объяснить самому себе причину всех его неудач. Человек заметает все проблемы «под ковер», «расстеленный мамой», - и дело с концом! Мысль о «плохих» родителях может убаюкать человека. Иногда надолго. Но со временем мозг все же начинает стачиваться мыслью: неужели это – навсегда?

Что ответить на этот вопрос?

Человек способен изменить свою жизнь, несмотря на то, что в ней бывает немало негатива, исходящего от членов семьи и окружающих людей. Семья оказывает существенное влияние на развитие наркомании у детей. Дети из дисфункциональных семей более уязвимы к психоактивным веществам (ПАВ) или к другим страстям, чем дети, получившие хорошее воспитание в полной семье. Этот факт очевиден, и отрицать его нельзя.

Все дело – в трактовке этого факта. По одной трактовке наркомания понимается как семейная болезнь. Что, естественно, приводит к выводу о том, что лечить необходимо всю семью. В результате лечения, как предполагается, человек должен справиться с зависимостью от ПАВ, а его родственники – от созависимого поведения. И, действительно, случается так, что родственники меняют свое поведение, и, как следствие, человек перестает употреблять ПАВ.

 

Но в жизни бывают разные варианты. Родственники, например, из кожи вон лезут, чтобы помочь человеку. А он как плевал на них, так и плюёт. «Насильно мил, - говорят в народе, - не будешь».

Бывает и такое, что родственники не меняют своего поведения. Они слово задались целью поддерживать в дисфукциональной семье атмосферу «дисфункции». А человек берет да и перестает употреблять ПАВ. И делает он это вопреки всем факторам и независимо от того, как ведут себя другие. Да и не просто перестает употреблять ПАВ, а реализовывает себя как личность. И более того, - родителей своих зовет в просторы светлой и преображенной жизни.

Такие примеры указывают на то, что у человека есть свобода воли. Она, правда, может быть в каком-то смысле помрачена, и человеку тяжело бывает следовать добру, когда вокруг себя он видит одно зло. Тяжело, но все-таки возможно.

Наличие внутренней свободы не дает нам права абсолютизировать значение каких-либо факторов. «Плохие» родители, «неблагополучное» окружение, дисфункциональная семья – все оказывает определенное влияние на человека. Но наличие этих отрицательных факторов не является приговором для человека. Он способен изменить свою жизнь, не смотря ни на что.

 

 Если же мы забываем о свободе воли и признаем влияние родителей фатальным, то мы приходим к некоторым не совсем приятным вопросам. Что делать человеку, если его родители не захотят измениться в лучшую сторону? Неужели в данном случае ему придется до конца своих дней пить водку и принимать наркотики? Неужели девушке, о которой шла речь выше, так и не удастся устроить свою личную жизнь?

На эти вопросы невозможно дать рациональных ответов, если человек воспринимается как существо, лишенное свободы выбора. Как это ни странно, но таким его иногда кто-то представляет.

 

Приведем некоторые мнения насчет того, что приобретение человеком наркотической или алкогольной зависимости обусловлено исключительно дисфункциональностью семьи, негативным влиянием родителей и окружающих людей.

 

Таким человек представляется в некоторых концепциях, заявляющих о том, что дисфункция семьи, нарушение внутрисемейных отношений являются основной причиной наркологических заболеваний. В таком взгляде на проблему рациональное зерно, конечно, есть.

Ведь нестабильная внутрисемейная атмосфера провоцирует желание «погасить» эмоциональный накал «огненной водой». Плюс к этому, агрессия одних порождает агрессию со стороны других. И обратно. Миролюбивая позиция одних зовет других к ответной любви.

Но вот вопрос: автоматически ли внутрисемейная атмосфера действует на человека или нет? Кто-то утверждает, что алкоголизм, наркомания и игровая зависимость могут появиться у кого-либо из членов семьи лишь благодаря наличию собой почвы в семье. А без соответствующей почвы указанные зависимости не могут существовать. Более того: возникнув, они не могут угаснуть в связи с неправильным поведением родни. Поведение родни, таким образом, и предшествует появлению, например, алкоголизма, и не дает ему угаснуть.

Такая модель порождает следующий вывод: лишь стоит членам семьи изменить свое поведение, как тут же изменится и поведение пьющего человека (принимающего наркотики, играющего в азартные игры). Измени родня свой образ жизни, так и зависимый раз и навсегда откажется от своих увлечений.

Если выразить все сказанное в одной фразе, то можно привести небезъизвестный афоризм – «короля играет свита». То есть «король» – это муж, и его алкоголизм «играет» жена. Или «король» - это сын, и его наркоманию «играют» родители.

В подобном ключе один человек осмыслил художественный фильм «Кэнди» (2006). Фильм рассказывает о юноше Дэне и девушке Кэнди. Они наркозависимы и они влюблены друг в друга. Один за другим они проходят круги наркоманского ада. Героин, вначале будто бы давший их отношениями особую остроту, со временем уничтожает их любовь. Глядя на них зрителю хотелось плакать. Ему казалось, что у них не было другой дороги. Для Кэнди, травмированной  в детстве, невозможным делом представлялся удачный брак. Родить здоровое потомство она тоже будто не могла. Относительно нее положение Дэна считалось лучшим. Он был просто «сиротой» при живых родителях. Дисфункциональная семья, патологически нездоровая любовь матери – за этих двух влюбленных все было решено, и винить их не в чем. Такой увиделась судьба героев зрителю.

Как будто перед нами оживают герои древнего романа – Тристан и Изольда. Их отношения современный человек мог бы описать термином «созависимые отношения». Сейчас не разбирается вопрос, насколько справедлива концепция созависимого поведения. Лишь отмечается, что в рамки сконструированной концепции современный человек может встроить роман о средневековом рыцаре и златоволосой королеве. Их тяга друг к другу, взаимная и непреодолимая, ввергает их в страдания и беды. В конечном итоге – в смерть. Но как родилась та тяга? Оказывается, она пришла от матери.

Мать Изольды, отправляя дочь на выданье королю Марку, приготовила могучее любовное зелье. Напиток предназначался для брачной ночи. В ту ночь королю Марку и Изольде служанка Бранженьена должна была принести кубок с напитком. Но по ошибке кубок был испит не в то время и не в том месте. Испит он был на корабле в то время, когда Изольду вез к королю Тристан – могучий рыцарь. Добыл он Изольду, убив дракона. И получил ее как награду за подвиг. И вот теперь пытался он ее утешить. Ведь она была страшно расстроена. Ее оторвали от дома и везли подобно добыче во вражескую страну. Причем оторвал ее от дома Тристан, убивший некогда в поединке ее дядю Морольда. Она ненавидела Тристана. И в этой скорби пытался он успокоить ее сердце. Когда они беседовали, то попросили у молоденькой служанки напиться, так как их мучила жажда. И девочка-служанка, ища какой-нибудь напиток, увидела кувшин, который мать Изольды дала на хранение Бранжьене. «Я нашла вино!» – крикнула девочка им. «Нет, – замечает сказитель, – то было не вино: то была страсть, жгучая радость, и бесконечная тоска, и смерть». Ведь мать вложила в напиток такую силу, «что те, которые выпьют его вместе, будут любить друг друга всеми своими чувствами и всеми помыслами навеки, и в жизни и в смерти». Но как любить Тристану Изольду, если он в качестве супруги должен был сопроводить ее к королю? И как Изольде любить Тристана, когда она собиралась соединиться с королем Марком узами брака? Но как бы там ни было, тяга друг к другу у них зародилась. И поняла Бранжьена, что кубок, предназначенный для брачной ночи короля, был выпит здесь, на корабле. Бранженьена призвала влюбленных к тому, чтобы остановиться. «Но нет, - воскликнула она потом, - это путь без возврата!» Ведь «вами овладело вино, настоенное на травах»[1].

Впоследствии вино, приготовленное матерью, не раз упоминается в романе. Оно снимает всю ответственность с влюбленных. На кубок с зельем ссылался Тристан в то время, как отшельник Огрин призывал его к раскаянию. К раскаянию в чем? В том, что рыцарь вступил в отношения с супругой своего короля. «Мне – покаяться, друг Огрин? – спрашивает Тристан. - В каком же преступлении? Ты, который нас судишь, знаешь ли ты, какое зелье мы испили на море?» Не вняла отшельнику и Изольда. Когда он беседовал с ней, то «обливаясь слезами, она качала головой и не хотела ему верить»[2].

Факт выпитого кубка давал возможность Тристану утверждать, что он не любил королеву преступной любовью. Когда он в этом клялся, то люди воспринимали клятву как обман. И этих людей с Тристаном хочет рассудить сказитель. Обращаясь к читателям, он говорит: «Вы знаете всю правду о любовном зелье, выпитом на море, и можете решить, ложно ли он говорил»[3].

Сказителя заметка почти что равнозначна заметке любителя кино. С его точки зрения и Дэна и Кэнди не в чем винить. Тристана и Изольду получается, что – тоже. И там и здесь проблема – в матери. Там – «патологически нездоровая любовь», здесь – приготовление зелья. Мать приготовила, служанка ненадежно спрятала кувшин. Вот и выпит он был по ошибке. Какой же спрос с Тристана? Не жертва ль он?

Вопроса такого рода актуальны в нынешнее время. Особенно, когда речь заходит о наркозависимых людях. В некоторых наркологических концепциях им отказывается в свободе выбора. Как будто выбор не играет существенной роли в человеческой жизни. Как будто и греха не существует. И это – характерная черта в речах многих работников наркологического фронта.

Наркозависимые люди предстают как жертвы социума, генетики, как жертвы своих родителей. Дело, конечно, обстоит не без вмешательства указанных факторов. Но нельзя абсолютизировать их значение, уничтожая при этом свободу личности.

Если же о личности забыть, то ничего другого кроме как обвинить социум, генетику и родителей не остается. Ведь всем понятно, что где-то же должна укрыться причина краха. Причину в человеке в век гуманизма искать как будто даже неприлично. Ведь человек объявлен мерой всего. Проще всего обвинить его родителей (которые – парадокс – тоже, кстати, люди). Ведь их контакт с ребенком очевиден. А влияние социума и генетики на данного конкретно индивида нужно еще доказать научно и в судебном порядке. А в случае с родителями доказательства как бы и не требуются. Они виноваты по самому факту наличия проблем у ребенка. И дети часто пытаются возбудить в родителях чувство вины. Особенно наркозависимые дети любят это делать. Ведь родители с разбуженным чувством вины легче открывают свои кошельки. Да и за свою оплошность становится ребенку не так уж и обидно. Вот и звучит неоднократно по отношению к матери коронная фраза: «Это ты во всем виновата!»

Итак, справедливы ли концепции, которые эту фразу возводят в ранг закона? Конечно, и мамы делают серьезные упущения в воспитании. Но значит ли это то, что жизнь детей их запечатана ошибкой? От положительного ответа на этот вопрос недалеко и до уничтожения личности человека (который – парадокс – объявлен мерой всех вещей). Доктрины, уничтожавшие свободу личности, встречались неоднократно в истории философской мысли. И нам, чтобы по достоинству оценить теорию «короля, которого играет свита», необходимо просто заглянуть в историю.

Грешит «не природа чуждая»

Играет ли свита короля?

О «вине» родителей и свободе выбора

Иногда приходится слышать от людей, принимающих наркотики, слова о «плохих» родителях. Это подспудно означает, что на самих зависимых не лежит ответственность за происходящее. Ведь наркозависимыми они стали, как им кажется, по чужой вине.

Приблизительно те же мысли выражают и некоторые не употребляющие наркотики и непьющие люди, которые никак не могут обустроить свою жизнь. Вот говорит одна девушка: «У меня мама была властная, и из-за этого я не могу создать семьи. Мне сказали, что я созависима. И мне кажется, что это – навсегда. А еще – я дочь алкоголика». Этой девушке, а вместе с ней и многим другим людям, кажется иногда, что во всех их проблемах виноваты родители или кто-то еще.

Что сказать этим людям?

У человека есть свобода воли. И наличие внутренней свободы не дает нам права абсолютизировать значение каких-либо факторов. «Плохие» родители, «неблагополучное» окружение, дисфункциональная семья – все оказывает определенное влияние на человека. Но наличие этих отрицательных факторов не является приговором. Человек способен изменить свою жизнь, не смотря ни на что.

 

Могут ли химически-зависимые люди и дети из неблагополучных семей изменить свою жизнь к лучшему? Или они для того и родились, чтобы стать пожизненными жертвами дисфункциональности семьи и чьих-то неудачных действий?

 

В родителях ли дело?

Иногда приходится слышать от людей, принимающих наркотики, слова о «плохих» родителях. Это подспудно означает, что на самих зависимых не лежит ответственность за происходящее. Ведь наркозависимыми они стали, как им кажется, по чужой вине.

Приблизительно те же мысли выражают и некоторые не употребляющие наркотики, и непьющие люди, которые никак не могут обустроить свою жизнь. Вот говорит одна девушка: «У меня мама была властная, и из-за этого я не могу создать семьи. Мне сказали, что я созависима. И мне кажется, что это – навсегда. А еще – я дочь алкоголика». Этой девушке, а вместе с ней и многим другим людям, кажется иногда, что во всех их проблемах виноваты родители или кто-то еще.

Такой строй мыслей вполне понятен. Ведь он позволяет человеку объяснить самому себе причину всех его неудач. Человек заметает все проблемы «под ковер», «расстеленный мамой», - и дело с концом! Мысль о «плохих» родителях может убаюкать человека. Иногда надолго. Но со временем мозг все же начинает стачиваться мыслью: неужели это – навсегда?

Что ответить на этот вопрос?

Человек способен изменить свою жизнь, несмотря на то, что в ней бывает немало негатива, исходящего от членов семьи и окружающих людей. Семья оказывает существенное влияние на развитие наркомании у детей. Дети из дисфункциональных семей более уязвимы к психоактивным веществам (ПАВ) или к другим страстям, чем дети, получившие хорошее воспитание в полной семье. Этот факт очевиден, и отрицать его нельзя.

Все дело – в трактовке этого факта. По одной трактовке наркомания понимается как семейная болезнь. Что, естественно, приводит к выводу о том, что лечить необходимо всю семью. В результате лечения, как предполагается, человек должен справиться с зависимостью от ПАВ, а его родственники – от созависимого поведения. И, действительно, случается так, что родственники меняют свое поведение, и, как следствие, человек перестает употреблять ПАВ.

 

Но в жизни бывают разные варианты. Родственники, например, из кожи вон лезут, чтобы помочь человеку. А он как плевал на них, так и плюёт. «Насильно мил, - говорят в народе, - не будешь».

Бывает и такое, что родственники не меняют своего поведения. Они слово задались целью поддерживать в дисфукциональной семье атмосферу «дисфункции». А человек берет да и перестает употреблять ПАВ. И делает он это вопреки всем факторам и независимо от того, как ведут себя другие. Да и не просто перестает употреблять ПАВ, а реализовывает себя как личность. И более того, - родителей своих зовет в просторы светлой и преображенной жизни.

Такие примеры указывают на то, что у человека есть свобода воли. Она, правда, может быть в каком-то смысле помрачена, и человеку тяжело бывает следовать добру, когда вокруг себя он видит одно зло. Тяжело, но все-таки возможно.

Наличие внутренней свободы не дает нам права абсолютизировать значение каких-либо факторов. «Плохие» родители, «неблагополучное» окружение, дисфункциональная семья – все оказывает определенное влияние на человека. Но наличие этих отрицательных факторов не является приговором для человека. Он способен изменить свою жизнь, не смотря ни на что.

 

 Если же мы забываем о свободе воли и признаем влияние родителей фатальным, то мы приходим к некоторым не совсем приятным вопросам. Что делать человеку, если его родители не захотят измениться в лучшую сторону? Неужели в данном случае ему придется до конца своих дней пить водку и принимать наркотики? Неужели девушке, о которой шла речь выше, так и не удастся устроить свою личную жизнь?

На эти вопросы невозможно дать рациональных ответов, если человек воспринимается как существо, лишенное свободы выбора. Как это ни странно, но таким его иногда кто-то представляет.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.