Миграция в Германии. История и современность. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Миграция в Германии. История и современность.

2019-10-25 526
Миграция в Германии. История и современность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Введение.

II. Основная часть.

   1. Миграция в Германии. История и современность.

    1.1. Линии исторического развития.

    1.2. Бегство и вынужденная миграция.

    1.3. От страны эмиграции к стране иммиграции.

              2. Иностранцы в Германии.

                  2.1. Немцы и иностранцы.

                  2.2.Либеральное законодательство в отношении гражданства.

                  2.3. Проблематика права на убежище.

                  2.4. Новое законодательство о праве на убежище.

    2.5. Ситуация в западных землях Германии.

    2.6. Иностранцы как важный экономический фактор.

    2.7. Иностранцы на рабочих местах.

    2.8. Дети иностранцев.

III. Заключение.

IV. Литература.


Введение

В ситуации отмеченной крупными миграционными процессами во всем мире, тема иммиграции является темой будущего для многих европейских, а также неевропейских стран. Ни для одной страны нельзя сделать исключение. Различия между ними лишь в том, что одни являются странами иммигрантов, а другие - нет, но и у них есть иммиграция.

Тема иммиграции актуальна в Германии как никогда, ее широко обсуждают и политики и население. Германия официально никогда не была страной иммиграции, однако ни в один другой регион Европы во второй половине XX века не переселялось столько людей, как на территорию старой Федеративной Республики. Девять процентов общего населения Германии не имеет сегодня германского паспорта. Федеральное правительство отреагировало на изменения в иммиграционной ситуации рядом мер. Во-первых, - реформой права на гражданство: теперь дети иностранцев автоматически становятся гражданами Германии, если их родители живут в стране более 8 лет. Во-вторых, - введением «грин-кард», позволяющих специалистам компьютерщикам из стран-нечленов Европейского Союза быстро и без бюрократических проволочек получить разрешение на работу. В-третьих, - созданием иммиграционной комиссии, которая до середины 2001 года должна разработать новые концепции иммиграции и интеграции.       

Иногда эта тема приобретает черты религиоз­ной войны - германская дискуссия об «иммиграции». Да или нет? При этом ре­альность уже давно отодвинула на зад­ний план избитые тезисы. Немцы десят­ки лет живут вместе с соседями, коллега­ми и школьными товарищами, которые эмигрировали в Германию, хотя в новых федеральных землях этот опыт еще неве­лик. Германия ежегодно принимает око­ло 300.000 человек, из которых примерно 200.000 имеют перспективу остаться в стране на длительный срок. Однако мно­гих политиков, похоже, не волнуют зада­чи в области интеграции, вытекающие из этого положения вещей. При этом речь давно уже идет о том, чтобы развивать Германию как страну иммигрантов, так как уже сейчас численность ежегодно приезжающих в Германию иммигрантов равна населению среднего по величине города.

Имея девятипроцентную долю иностранцев в общей численности населения, Германия находится в этом отношении в верхней части списка европейских стран. Каждый четвертый переселенец приехал из страны-члена Евросоюза, главным образом - из Италии, Греции, Австрии, Португалии и Испании. Самую большую группу иностранных жителей составляют турки - 2,1 млн. человек. Данные о регионах происхождения мигрантов и о предпочитаемых ими странах показывают, что большая часть миграционных процессов Германии связана с Европой. В 1999 г. из стран Европы не входящих в ЕС, а также из Азии в Германию въехало больше людей, чем выехало из Германии в эти регионы.

Иностранное население неравномерно расселено по территории Германии. Почти 70% всех мигрантов проживает в четырех (западных) крупных землях Баден Вюртемберг, Бавария, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия. В новых федеральных землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония Анхальт, Саксония и Тюрингия доля иностранцев весьма невелика. Она превышает 2% только в Бранденбурге и Саксонии. В крупных индустриальных районах старых федеральных земель, а также в Бертине мигрантов вдвое больше чем в сельской местности. В городах доля иностранных жителей достигает в среднем 15%, а в некоторых случаях даже заметно превышает этот показатель.

За последние 40 лет в Германию въехало более 30 млн. человек. За этот же период Федеративную Республику покинуло более 21 млн. человек. Высокие показатели иммиграции в начале 90-х годов (например, в 1992 г. в Германию въехали 1.5 миллиона) объясняются прежде всего большим количеством немецких репатриантов из республик бывшего Советского Союза и других восточноевропейских государств, ростом числа лиц просящих политического убежища, притоком беженцев из Югославии (начиная с 1991-1992 гг.), а также возросшей трудовой миграцией из стран, не входящих в Европейский Союз. В последнее время наплыв мигрантов снизился. В 1999 г. в Германию въехало всего лишь 875 тысяч человек и 672 тысячи уехали из страны.

 

 

Основная часть.

Иностранцы в Германии.

Немцы и иностранцы.

В 1990 и 1991 гг. на Германию приходилось 58 процентов, а в 1992 г. уже 79 процентов всех ищущих убежища в странах Евро­пейского Сообщества. В 1992 году на проживание и питание ино­странных мигрантов Германии пришлось истратить почти 9 милли­ардов немецких марок.

Ввиду экономических трудностей в стране, с середины 1992 года в Германии имеют место акты насилия по отношению к иностранцам. Их совершают, в основном, молодые люди, не имеющие профессио­нального образования. Немецкая общественность во многих горо­дах страны участвовала в спонтанных и организованных митингах солидарности с иностранными согражданами, в которых приняли участие ведущие представители всех общественных групп: полити­ческих партий, религиозных общин, а также фирм и рабочих. На специальных мероприятиях популярные среди молодёжи спортсмены и музыканты призывают оказывать противодействие насилию по от­ношению к иностранцам.

Враждебность по отношению к иностранцам никогда не встречала поддержки у немецкого населения. По мнению компетентных наблю­дателей, ненависть и насилие являются свидетельством ущерб­ности системы ценностей у определённой части населения; при этом некоторую роль играет зависть к успехам иностранных со­граждан.

Ответственные деятели политики и общества проявляют решимость позаботиться о том, чтобы все люди в Германии могли жить без страха. Германский Бундестаг в октябре 1992 года подчеркнул:

«Иностранцы являются частью нашего общества и нашей экономи­ческой жизни; - они вносят существенный вклад в фонд нашего социального обеспечения и обогащают культурную жизнь в Герма­нии. Добрососедская совместная жизнь должна быть сохранена и, если нужно, улучшена. Необходимо и далее содействовать интег­рации иностранцев. Федеральный канцлер Гельмут Коль в одном из правительственных заявлений в июне 1993 года заверил, что в Германии нет места насилию против иностранцев.

Основой федеральном и земельной политики по отношению к ино­странцам являются принятые в 1977 году «Предложения комиссии представителей федерации и земель по поводу разработки широко­масштабной концепции повышения степени занятости иностранцев». В этом документе содержатся следующие пункты:

- Федеративная Республика Германия не является страной, регу­лярно принимающей иммигрантов.

- Промышленные предприятия не могут рассчитывать на то, что им будет разрешено приглашать любое количество иностранных рабо­чих для работы в Германии.

- В Германии будут, однако, в течение длительного времени рабо­тать иностранные рабочие и служащие. С учётом особых проблем второго и третьего поколения иностранцев в Германии, необхо­димо проведение политики обеспечения рабочих мест для ино­странцев.

- Необходимо проведение мер повышения уровня профессиональной подготовки иностранцев в Германии, чтобы повысить их готов­ность к возвращению в свою страну.

- Проживание иностранцев и их семей в Федеративной Республике Германия должно быть обеспечено в социальном и правовом пла­не; им должна быть обеспечена возможность социальной интеграции.

Заступая в должность федерального канцлера в октябре 1982 года, Гельмут Коль так сформулировал основы своей политики в отноше­нии иностранцев:

«Политика федерального правительства в отношении иностранцев, направлена на интеграцию тех иностранцев, которые легально про­живают на территории нашей страны, - в частности, иностранцев, приглашённых на работу, и членов их семей; наша политика на­правлена также на ограничение иммиграции из стран, не входящих в Европейское Сообщество; целью нашей политики является также оказание помощи тем иностранцам, кто хочет вернуться в свою страну».

Эти принципы нашли своё отражение в «Законе о въезде и пребыва­нии иностранцев на территории Федеративной Республики Германия», действующем с 1 января 1991 года. В этом законе нашло подтверж­дение распоряжение правительства от 1973 года о запрете вербов­ки иностранных рабочих из стран, не принадлежащих к Европейско­му Сообществу. Политика интеграции иностранцев не направлена на их ассимиляцию. Первая «уполномоченная федерального прави­тельства по вопросам интеграции иностранных рабочих и служащих и членов их семей» госпожа Лизелоттэ Функэ (вышла в отставку в 1991 году), определила своё представление об интеграции ино­странцев как «постепенное привыкание к нашему образу жизни и мир­ное сосуществование людей различного происхождения, при взаим­ном уважении к национальному, культурному и религиозному само­пониманию друг друга.»

Германская политика по отношению к иностранцам покоится на двух основах: во-первых, на законодательстве о проживании иностран­цев на территории Германии и их праве работать здесь, и, во-вторых, на ограничении иммиграции иностранцев из стран, не вхо­дящих в ЕС. Усилия по ограничению иммиграции включают в себя борьбу со злоупотреблением гарантированного конституцией Гер­мании права на убежище тем, кто подвергается преследованиям по политическим причинам.

В процессе интеграции от иностранцев ожидается, что они будут уважать систему ценностей, норм и форм общественной жизни, име­ющую место в Германии. Понимаемый таким образом процесс инте­грации оставляет простор для самостоятельной жизни иностранцев.

В реальной жизни процесс интеграции идёт по-разному. Надёжных критериев измерения достигнутого уровня интеграции не сущест­вует. Однако, начало этого процесса заметно в сфере профессионального производственного обучения, а также в сфере политичес­кой, социальной и экономической. Стало заметным активное учас­тие второго и третьего поколения иностранцев в процессе при­обретения профессии. Об интеграции в сфере политики свидетель­ствует растущий интерес к событиям в Германии, к деятельности политических партий и к участию в работе профсоюзов и муници­пальных «советах помощи иностранцам». Социальная интеграция включает в себя как привыкание к чисто внешним сторонам жизни в Германии (квартира, мебель, одежда, свободное время, владение немецким языком, контакты с немцами), так и уважение к немец­ким законам. Экономическая интеграция проявляется в основании иностранцами собственных фирм в Германии.

Либеральное законодательство в отношении гражданства.

В репортажах заграничных средств массовой информации об актах насилия по отношению к иностранцам в Германии многократно де­лался упрёк в том, что Германия решает вопрос о гражданстве по этническим признакам. При этом утверждалось, что такое законо­дательство способствует ксенофобии. Это, однако, не соответст­вует истине. Действующий с 1 января 1991 года закон об ино­странцах значительно упростил процедуру приобретения гражданст­ва Германии. Здесь, однако, необходимо отметить, что тот факт, что до сих пор немецкое гражданство было дано сравнительно не­большому проценту иностранцев, проживающих в Германии, объяс­нялся не столько действовавшим законодательством, сколько лич­ным решением самих иностранцев, желавших сохранить своё преж­нее гражданство и тем самым возможность в будущем вернуться на родину.

В соответствии с законом от 1991 года, следующие категории лиц могут претендовать на гражданство Германии:

1. Иностранцы в возрасте от 16 до 24 лет, легально находившие­ся и находящиеся в Германии и 6 лет подряд посещавшие школу на территории Федеративной Республики Германия;

2. Иностранцы в возрасте свыше 24 лет, которые легально жили на территории Федеративной Республики Германия в течение 15 лет подряд и которые в состоянии зарабатывать на жизнь себе и своей семье.

3. Супруги и несовершеннолетние дети иностранцев старше 24 лет;

при этом для супругов выполнение условия о предвари­тельном легальном 15-летнем пребывании на территории Федера­тивной Республики Германия не является обязательным.

Лицо, не имеющее судимости и входящее в одну из этих категорий имеет право претендовать на получение гражданства Федеративной Республики Германия.

6 сентября 1992 года правительственная коалиция ХДС/ХСС и Св.Д.П. договорилась с оппозиционной СДПГ (социал-демократы) о даль­нейшей либерализации немецкого законодательства о приобретении гражданства Германии. Среди прочего, право вышеназванного кру­га лиц на подачу просьбы с получении немецкого гражданства должно быть расширено до права на получение гражданства. При этом этническая точка зрения не играет никакой роли. Немецкое законодательство о праве на гражданство является одним из самых либеральных в Европе.

Иногда делаются попытки интерпретации действующего в Германии принципа «гражданство ребёнка = гражданство родителей» как господство этнических критериев в вопросе о гражданстве. Люди, предпринимающие подобные попытки, старательно забывают, что этот принцип действует почти во всех странах мира. Принцип же, по которому человек автоматически получает гражданство страны, в которой он родился, действует лишь в «классических» иммигра­ционных странах, - США, Канаде и Австралии, - которые с самого своего возникновения старались привлечь большое количество им­мигрантов.

При признании гражданства Германии за переселенцами в соответствии со статьей 116 конституции Федеративной Республики Герма­ния, речь идёт в первую очередь о гуманитарной помощи этничес­кому немецкому меньшинству, угнетавшемуся в коммунистических странах. Хотя здесь этническое немецкое происхождение и является необходимой юридической предпосылкой для признания соот­ветствующих лиц гражданами Германии, но политическим мотивом здесь отнюдь не является стремление дать всем людям немецкого происхождения гражданство Германии, - в какой бы стране они ни жили. Речь идёт о том, чтобы оказать этим людям моральную и материальную помощь. Понятие гражданства Германии в статье 116 германской конституции, не вступает в конфликт с законодатель­ством касательно гражданства соседних стран к востоку от Гер­мании.

Между Федеративной Республикой Германия и Российской Федераци­ей, Венгрией и Польшей имеют место двусторонние договоры о за­щите живущего в этих странах немецкого меньшинства. Эти дого­воры являются составной частью договоров о дружбе и добрососед­ских отношениях. Цель федерального правительства Германии: сде­лать жизнь людей в их стране достаточно перспективной; но если они захотят, то они смогут переселиться в Германию.

 

Дети иностранцев.

В настоящее время в Германии проживает около 1,3 миллионов де­тей иностранцев в возрасте до 16 лет; из них около 75 процен­тов - из 6 стран. Почти половина - турки (600.000). Ситуация иностранцев в возрасте до 16 лет отличается от ситуации их не­мецких сверстников. Здесь нужно упомянуть трудности с языком, трудности с образованием, а также принадлежность к различным культурным кругам.

В 1990 г. в общеобразовательных школах Германии было 780.000 иностранных учащихся. 30 процентов из них посещали школу типа хауптшуле (неполная средняя школа), 18 процентов - зондершуле (школы для отстающих), и лишь 10 процентов - гимназию. У их немецких сверстников картина иная: 15,5 процентов посещали ха­уптшуле, 3.1 процентов - зондершуле и 22,8 процентов - гимна­зию.

Если сравнивать между собой отдельные национальности, то полу­чается следующая картина: гимназию посещал каждый семнадцатый турецкий школьник, каждый восемнадцатый итальянский школьник и каждый восьмой греческий.

Почти все дети иностранцев, занятых по найму, родились или вы­росли в Германии. Почти все они хорошо или очень хорошо владе­ют немецким языком. Они с каждым годом достигают всё больших успехов в учёбе. В 1990 году 45,9 из них закончили хауптшуле, 25,2 процентов - реальную школу, и 6,4 процентов - гимназию. Для сравнения: в 1983 году гимназию закончили 5 процентов. Доля иностранной молодёжи, не сумевших получить свидетельство об окончании хауптшуле (неполная средняя школа), снизилась с 29 до 22 процентов.

Что касается профессионального обучения, то нужно отметить, что в последнее время выросла готовность иностранной молодёжи прой­ти принятый в Германии полный курс профессионального обучения. В 1985 году в Германии было лишь 51.000 иностранных учеников дуального производственного профессионального обучения; в 1992 году их уже было 108.000. («Дуальное» означает, что речь идёт о сочетании обучения на производстве с обучением в соответствую­щей школе.) Доля иностранцев в общей возрастной группе населения от 15 до 18 лет составляет около 12 процентов; доля же иностран­ных учеников среди всех учеников в системе дуального професси­онального обучения составляет всего 6,6 процентов. В то время как 70 процентов немецкой молодёжи до 18 лет стремилось полу­чить дуальное профессиональное образование, соответствующая доля среди иностранной молодёжи лишь 33,5 процентов. Причины отказа от профессионального образования - в желании многих мо­лодых иностранцев как можно скорее начать зарабатывать деньги. Значение профессиональной квалификации в сегодняшних условиях, когда рынок рабочей силы предъявляет всё новые требования, очень часто не учитывается родителями молодых иностранцев, счи­тающих, исходя из собственного опыта двадцатилетней давности, что простого школьного образования вполне достаточно.

Почти четверть молодых иностранцев, начавших прохождение полно­го курса профессионального обучения, не оканчивает его. Отсутствие же полноценного профессионального образования не даёт найти хорошего рабочего места и мешает процессу социальной ин­теграции. В современных условиях (всё более сложная технология, всё большая потребность в квалифицированной рабочей силе в со­четании с всё уменьшающейся потребностью в неквалифицирован­ных рабочих) молодых иностранцев без профессионального образования меньше шансов на хороший заработок. С другой сто­роны, в связи с уменьшением количества немецкой молодёжи (по причинам демографического характера), у молодых иностранцев ещё никогда не было такого большого выбора мест профессио­нального обучения.


Заключение.

Кинорежиссер Билли Вильдер родился в 1906 г. в Галиции. Ребенком он приехал с родителями в Вену. В 20-е годы он перее­хал в Берлин и оттуда бежал от наци­стов в Голливуд. Он - типичный миг­рант XX в, один из многих миллио­нов европейцев, искавших на чужби­не работу и заработок, свободу или защиту от преследований. Более или менее добровольные передвижения и вынужденное бегство не только перемешали части населения Европы. Они оставляли след в биографиях и коллективной памяти мигрантов. Они оказывали огромное влияние на политику и общество стран, в кото­рые устремлялись потоки мигрантов. Уже в начале вербовки гастарбайтеров в начале 60-х в крупных городах Федеративной Республики Германия возникло невиданное ранее языковое, культурное и религиозное разно­образие. Многие рабочие-мигранты остались к ним либо приехали семьи, либо они обзавелись ими в Германии. Поэтому здесь идет речь не только с иммигрантами, но и с родившимися здесь представителями новых этно-религиозных меньшинств. Сейчас в Германии нет единого мне­ния о том, как будет выглядеть соот­ношение коренного большинства и новых меньшинств. По этому вопросу есть, по крайней мере, две разные точки зрения: одни выступают за далеко идущую ассимиляцию мень­шинств. Именно это желание скры­вается за требованием адаптации мигрантов и их детей к германской «ведущей культуре», о которой веде­тся так много споров. Получается, принадлежность к меньшинству - не более, чем переходная стадия. Противоположная точка зрения исходит из долговременного этнического разно­образия и принимает его. Первая концепция опирается на представление о сравнительно однородной гер­манской нации. Перманентная миг­рация не должна менять ситуации. Основной груз интеграции при этом ложится на мигрантов. Интегрируясь, они получают полные права. Вторая концепция видит довольно «пестрое» население, в котором миг­ранты и их дети не просто интегрированы в результате усвоения немецких ценностей и норм, но привносят собственную идентичность и культуру. На практике это приводит к плю­ралистическому обществу, в котором «другое» не равнозначно «чужому». В этой модели конфликты неизбеж­ны. Следовательно, речь идет не об их предотвращении, а об установле­нии правил их разрешения. Важной предпосылкой этого является равенство реальных возможностей, к которым относится как можно более раннее и неограниченное предоставление иммигрантам гражданских и социальных прав. В политических дискуссиях об иммиграции сегодня и завтра речь идет не только о пере­распределении ресурсов, шансов на участие и жизнь, но также о призна­нии (или непризнании) религиозных и культурных различий. Очевидно, что ассимиляция новых иммигрантов к обществу большинст­ва требует немалых адаптационных усилий. Как правило, они сами рас­плачиваются за риск неудачи. Однов­ременно эта модель пытается сразу ограничить разнообразие Статус кво норм, ценностных представлений и культурного своеобразия целевого общества должен сохраняться, нес­мотря на приток иммигрантов. Это «культурное своеобразие» имеет ши­рокий диапазон - от языка боль­шинства через определенные представления о семье и воспитании до западно-христианских традиций. С сугубо немецкой точки зрения, асси­миляция была бы преимуществом, если бы Германия таким путем могла избе­жать разногласий с фундаменталистской картиной мира или большой асимметрией в правах и обязанностях мужчин и женщин. Однако форсированная ассимиляция означает, что со временем исчезнет большая часть того культурного капитала, ко­торый мигранты привозят с собой в качестве «невидимого багажа». Космополитическая модель исходит из ограниченного набора не обсуждаемых правил игры. Но в реальном мире отдельные этнические группы и их члены обладают большей свобо­дой индивидуальных проявлений. Для разных этнических групп это оз­начает признание их культурной идентичности. Такой подход облегча­ет доступ прежде всего мигрантам первого поколения. А для принимаю­щей страны это означает большее космополитическое разнообразие. Если удается достичь космополити­ческого равновесия, это не только увеличивает привлекательность при­нимающей страны, но и дает ей ряд преимуществ. Если же этого сделать не удается, то социальная цена раско­лотого по этнической линии общест­ва оказывается довольно высокой - особенно в тех случаях когда иммиг­рации сопутствует длительная маргинализация и изоляция.

 В политическом и демографическом плане Германия стоит на пороге принципиального решения. Населе­ние страны стареет и сокращается. Поэтому есть две альтернативы: либо она попытается радикальным обра­зом приспособить свою экономику, инфраструктуру и социальное обе­спечение к значительному сокраще­нию населения, либо шире откроет двери приезжим. В будущем Герма­нии понадобятся не «гастарбайтеры», а «новые граждане», остающиеся надолго. А это стоит денег. Именно молодые и хорошо образованные мигранты будут выбирать, в какой стране им остаться жить. Германии приде­тся привлекать иммигрантов в кон­курентной борьбе с другими индуст­риально развитыми странами.

Для того, чтобы сделать Германию привлекательной страной для иммигрантов, недостаточно предписаний правительства. Необходимы радикальные перемены, которые должны происходить на всех уровнях общества и по личной инициативе. Для этого не существует готовых решений. Однако ясно, какой путь ведёт вперёд: немцы должны выйти в мир, а другие – иностранцы, иммигранты – должны приехать в Германию и раскрыть здесь свой потенциал. Из этого понимания возникает новая модель успеха Германии.

 

 

Литература:

 

1. Deutschland., Nr. 6/2000., Dezember/Januar.

2. Panasjuk H.H.-J. Deutschland. Land und Leute., Minsk, Wyschaja Schkola, 1996.

3. Sozial-Reportage. Ausländer. Internationales 2/1993.

4. Tatsachen über Deutschland. Herausgegeben vom Presse- und Informationsamt der Bundesregierung, Societäts-Verlag, Frankfurt/Mein, 1997   

 

I. Введение.

II. Основная часть.

   1. Миграция в Германии. История и современность.

    1.1. Линии исторического развития.

    1.2. Бегство и вынужденная миграция.

    1.3. От страны эмиграции к стране иммиграции.

              2. Иностранцы в Германии.

                  2.1. Немцы и иностранцы.

                  2.2.Либеральное законодательство в отношении гражданства.

                  2.3. Проблематика права на убежище.

                  2.4. Новое законодательство о праве на убежище.

    2.5. Ситуация в западных землях Германии.

    2.6. Иностранцы как важный экономический фактор.

    2.7. Иностранцы на рабочих местах.

    2.8. Дети иностранцев.

III. Заключение.

IV. Литература.


Введение

В ситуации отмеченной крупными миграционными процессами во всем мире, тема иммиграции является темой будущего для многих европейских, а также неевропейских стран. Ни для одной страны нельзя сделать исключение. Различия между ними лишь в том, что одни являются странами иммигрантов, а другие - нет, но и у них есть иммиграция.

Тема иммиграции актуальна в Германии как никогда, ее широко обсуждают и политики и население. Германия официально никогда не была страной иммиграции, однако ни в один другой регион Европы во второй половине XX века не переселялось столько людей, как на территорию старой Федеративной Республики. Девять процентов общего населения Германии не имеет сегодня германского паспорта. Федеральное правительство отреагировало на изменения в иммиграционной ситуации рядом мер. Во-первых, - реформой права на гражданство: теперь дети иностранцев автоматически становятся гражданами Германии, если их родители живут в стране более 8 лет. Во-вторых, - введением «грин-кард», позволяющих специалистам компьютерщикам из стран-нечленов Европейского Союза быстро и без бюрократических проволочек получить разрешение на работу. В-третьих, - созданием иммиграционной комиссии, которая до середины 2001 года должна разработать новые концепции иммиграции и интеграции.       

Иногда эта тема приобретает черты религиоз­ной войны - германская дискуссия об «иммиграции». Да или нет? При этом ре­альность уже давно отодвинула на зад­ний план избитые тезисы. Немцы десят­ки лет живут вместе с соседями, коллега­ми и школьными товарищами, которые эмигрировали в Германию, хотя в новых федеральных землях этот опыт еще неве­лик. Германия ежегодно принимает око­ло 300.000 человек, из которых примерно 200.000 имеют перспективу остаться в стране на длительный срок. Однако мно­гих политиков, похоже, не волнуют зада­чи в области интеграции, вытекающие из этого положения вещей. При этом речь давно уже идет о том, чтобы развивать Германию как страну иммигрантов, так как уже сейчас численность ежегодно приезжающих в Германию иммигрантов равна населению среднего по величине города.

Имея девятипроцентную долю иностранцев в общей численности населения, Германия находится в этом отношении в верхней части списка европейских стран. Каждый четвертый переселенец приехал из страны-члена Евросоюза, главным образом - из Италии, Греции, Австрии, Португалии и Испании. Самую большую группу иностранных жителей составляют турки - 2,1 млн. человек. Данные о регионах происхождения мигрантов и о предпочитаемых ими странах показывают, что большая часть миграционных процессов Германии связана с Европой. В 1999 г. из стран Европы не входящих в ЕС, а также из Азии в Германию въехало больше людей, чем выехало из Германии в эти регионы.

Иностранное население неравномерно расселено по территории Германии. Почти 70% всех мигрантов проживает в четырех (западных) крупных землях Баден Вюртемберг, Бавария, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия. В новых федеральных землях Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония Анхальт, Саксония и Тюрингия доля иностранцев весьма невелика. Она превышает 2% только в Бранденбурге и Саксонии. В крупных индустриальных районах старых федеральных земель, а также в Бертине мигрантов вдвое больше чем в сельской местности. В городах доля иностранных жителей достигает в среднем 15%, а в некоторых случаях даже заметно превышает этот показатель.

За последние 40 лет в Германию въехало более 30 млн. человек. За этот же период Федеративную Республику покинуло более 21 млн. человек. Высокие показатели иммиграции в начале 90-х годов (например, в 1992 г. в Германию въехали 1.5 миллиона) объясняются прежде всего большим количеством немецких репатриантов из республик бывшего Советского Союза и других восточноевропейских государств, ростом числа лиц просящих политического убежища, притоком беженцев из Югославии (начиная с 1991-1992 гг.), а также возросшей трудовой миграцией из стран, не входящих в Европейский Союз. В последнее время наплыв мигрантов снизился. В 1999 г. в Германию въехало всего лишь 875 тысяч человек и 672 тысячи уехали из страны.

 

 

Основная часть.

Миграция в Германии. История и современность.

Люди издавна покидали родину в поисках работы и убежища. Сейчас во всем мире 150 млн. человек живут за пределами родных стран. Германия - одна из тех стран, куда стремятся эмигранты: здесь живут 7,4 млн. иностранцев. Они приехали на работу либо в поисках убежища, либо на учебу, либо в качест­ве высококвалифици­рованных специали­стов.

Миграция соединяет историю и современность. Она стержень conditio humana - в конце концов «человек разумный» расселился по свету как «человек мигрирующий». Поэтому считать сегодняшнее перемещение людей в историческом аспекте исключением и бояться их в будущем склонны лишь те, кто не знает истории: в ней перемещения людей через границы государств и столкновения различных культур являются скорее правилом, чем исключением. В течении истории немцы за рубежом и иностранцы в Германии пережили буквально все мыслимые формы передвижений населения вопреки существующим границам. Это были эмиграция, иммиграция, транзитные перемещения, переселение немцев на заработки за границу и иностранцев в Германию; бегство и вынужденное переселение немцев за рубеж и иностранцев в Германию, при этом немцы выступали в роли и жертв, и преступников - как в границах Германии так и за ее пределами. История немцев знает не только перемещения людей через границы, но и границ через людские судьбы гонения на «чужаков» внутри страны - евреев, цыган и других.

 Первыми иммигрантами были голландцы, гугеноты, вальденцы и зальцбуржцы, воспринимавшихся в Германской империи как люди, пострадавшие за веру. Они вызывали у коренного населения такое почтение, что можно говорить о своего рода конфессионально обусловленной передаче технологий. Интеграция чужаков, несмотря на многие шероховатости, в значительной мере облегчалась интересом коренного населения к новым людям и явлениям.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.