Темы для курсовых (контрольных) работ — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Темы для курсовых (контрольных) работ

2019-10-25 222
Темы для курсовых (контрольных) работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Различные определения мышления: сравнительный анализ

2. Виды и типы мышления

3. Особенности творческого мышления.

4. Специфика логического и интуитивного мышления.

5. Инсайт и его роль в мышлении.

6. Понятие и виды когнитивных стилей мышления.

7. Логика и психология мышления.

8. Роль мотивации и эмоций в мышлении.

9. Теории мышления в психологии.

10. Особенности исследования мышления в Вюрцбургской школе и в Гештальтпсихологии.

11. Операциональная теория мышления (интеллекта) Ж. Пиаже.

12. Вклад Л. С. Выготского в разработку психологической проблематики мышления.

13. Понятие искусственного интеллекта и его значение для разработки психологической теории мышления. 83

 

14. Модели интеллекта.

15. Аргументы «за» и «против» наличия у человека генетически обусловленных творческих способностей.

мышления в психологии?

15. Факторы, от которых зависит развитие и реализация творческого потенциала человека.

16. Объем и соотношение понятий «одаренность» и «креативность».

17. Основные направления формирования и развития мышления человека.

18. Исследования и стадии развития мышления у детей по Ж. Пиаже.

19. Исследование и стадии развития понятий у детей по Л. С. Выготскому.

20. Теория и этапы развития мышления по П. Я. Гальперину.

Литература

Основная

Немов Р. С. Общая психология. В трех томах. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: ЮРАЙТ, 2011 (Глава «Мышление»: 629-775).

Дополнительная

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978. (Теоретические проблемы исследования интеллекта: 25-46; методы исследования интеллекта. Тесты Векслера, Амтхауэра, Равена: 46-79.)

Боно Д. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976. (Что такое нешаблонное, творческое мышление: 11-18; как рождается творческая мысль: 19-23; что мешает мыслить нешаблонно: 24-33; принципы нешаблонного мышления: 63-101.)

Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Мышление. Образование понятий: 131-210; восприятие и мышление: 211-241.)

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987. (Динамика и логика продуктивного мышления: 5-26, 269-298.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983 (Развитие речи и мышления: 254-273) 84 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982 (Мышление и речь: 5-361; мышление и его развитие в детском возрасте: 395-415)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 6. – М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6-37.)

Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. – М. – Воронеж, 1998. (Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 272-318)

Давыдов В. В. Деятельностная теория мышления. – М., 2005 (Определение мышления: 67-96; типы мышления и виды обобщения: 96-102; критика эмпирической теории мышления в психологической науке: 109-164).

Завалишина Д. Н. Практическое мышление. Специфика и проблемы развития. – М., 2005 (Системный анализ мышления: 51-67; теоретико-методологические основания психологического анализа практического мышления: 67-141; специфические особенности и механизмы практического мышления: 219-311).

Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966. (Культурно-историческая теория мышления Л. С. Выготского: 123-174; психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: 236-277; о роли ассоциаций в процессах мышления: 388-436.)

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1983. (Интеллект человека. История становления: 127-166; творчество как феномен: 265-288; о биологической и социальной обусловленности человеческого интеллекта: 17-126.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. – М., 1977. (Культура и мышление: 124-152, 174-208.)

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994 (Первобытное мышление: 7-373; сверхъестественное в первобытном мышлении: 373-554)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т. II. – М., 1983. (Мышление: 79-92.)

Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. – М., 1974. (Мышление Решение задач и принятие решений: 473-520.)

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – М. – СПб, 2007. (Интеллектуальное поведение: 236-246; слово и понятие: 247-270; высказывание и мысль: 271-301; продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач: 302-319)

Лурия А. Р. Язык и мышление. – М., 1979. (Развитие понятий и методы их исследования: 67-90; внутренняя речь и ее мозговая организация: 135-146; язык и дискурсивное мышление. Операции вывода: 251-264.) Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – Москва – Воронеж, 2003. (Психология мышления: экспериментальные исследования: 5-225; проблемные ситуации в мышлении и обучении: 403-557; одаренность и творчество: 557-717).

Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989. (Развитие интеллекта – настоятельная потребность времени: 5-12; что такое интеллект: 13-21; факторы, условия и факты развития интеллекта: 33-37, 5—82; интеллект и развитие способностей: 110-135.)

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981. (Интеллект и другие психические процессы: 109-134.)

Петухов В. Ф. Психология мышления. – М., 1987. (Мышление как предмет психологического изучения: 5-11; мышление как процесс решения задач: 11-20; основные теории мышления: 20-51; направления эмпирического исследования мышления: 51-77; формирование понятий: 77-84; продуктивное мышление: 84-88.)

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1969. – (Природа интеллекта: 61-76; интеллект и сенсомоторные функции: 109-173; развитие мышления: 173- 233; логика и психология мышления: 567-613)

Пономарев Я. А. Психология творения. – М. - Воронеж, 1999. (Психика и интуиция: 16-178; умственное развитие: 193-270; о понятии «психологический механизм решения творческих задач»: 286-305; фазы творчества и структурные уровни его организации: 305-321; состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества: 450-473)

Практический интеллект / Под общей редакцией Р. Стернберга. – СПб, 2002 (Что такое практический интеллект: 12-20; природа интеллекта: 20-38; особенность практического интеллекта, его развитие: 38-68; подходы к изучению практического интеллекта: 78-103; понимание практического интеллекта: 103-116).

Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 2007. (Виды мышления: 7-10; развитие мышления: 211-231; теории мышления: 232-254.)

Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000 (Мышление: введение: 17-58; связь между мышлением и языком: 104-157; мышление как проверка гипотез: 264-299; принятие решений: 348-392; развитие навыков решения задач: 392-448; творческое мышление: 448-481).

Хокинс Д. Об интеллекте. – М., 2007 (Искусственный интеллект: 17-31; новые рамки понимания интеллекта: 87-107; будущее разума: 199-227).

Холодная М. А. Когнитивные стили. – М., 2002 (Отличительные признаки когнитивных стилей: 38-45; психологическая характеристика основных когнитивных стилей: 45-99; когнитивные стили в структуре индивидуальности: 255-294; виды познавательных стилей: 294-325).

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1977 (Существует ли интеллект как психическая реальность: 16-48; критерии развития интеллекта: 48-116; интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта: 116-169; состав и строение ментального опыта: 169-243; интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия индивидуального ментального опыта: 243-289).

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. (Мышление (У Джемс): 11-20. Психология мышления (О. Кюльпе): 21-27. Продуктивное мышление (К. Дункер): 35-47. О действенном и наглшядно-образном мышлении (Д. Брунер): 87-96. Творческое и критическое мышление (Г. Линдсей и др.): 149-152. Этапы творческого мышления (Р. Вудвортс): 255-257. Основные направления экспериментального изучения творчества (Х. Е. Трик): 298-304.) 87

 

Гл. 2. Речь

Предмет психологии речи

Речь традиционно называют среди других психических функций или познавательных процессов человека, но обычно упоминают последней по порядку. Такое положение дел объясняется не тем, что речи отводится последнее по значимости место, а другими причинами. Одна из них состоит в том, что речь представляет собой одно из наиболее сложных психических явлений, а в перечне психических функций изучаемые явления обычно перечисляются в порядке их усложнения (вспомним, что непосредственно перед данной главой была глава, посвященная не менее сложной психической функции – мышлению). Вторая причина состоит в том, что речь представляет собой познавательный процесс особого рода, который, как и мышление, имеет дело не с первичной обработкой информации, получаемой человеком через органы чувств, а с уже обработанной информацией, хранящейся в памяти, присутствующей мышлении или сознании человека, уже воспринятой органами чувств и, кроме того, обработанной. Третья причина заключается в том, что относительно речи трудно однозначно решить вопрос о том, является ли она предметом собственно психологического изучения, так на ее научное исследование претендует еще одна, достаточно развитая наука – лингвистика. Она выступает как главная наука, изучающая языки и разные виды речи, и без использования лингвистических знаний речь не может быть понята и изучена с психологической стороны. Поэтому в содержании данной главы мы будем время от времени обращаться к лингвистической информации о языках и речи. Язык и речь в лингвистике рассматриваются как знаковые (семиотические) системы, подчиняющиеся определенным правилам и предназначенные для хранения, переработки или передачи информации. Язык – это знаковая система, а речь – функция, связанная со знанием и практическим использованием языков.

Так понимаемые язык и речь - их существует большое количество - делятся на группы и виды. Что касается разновидностей речи, то им далее будет уделено особое внимание. Остановиться вначале на общей характеристике языков. Человеческие языки делятся на четыре основные группы: естественные и искусственные, живые и мертвые. 8

8 В лингвистике имеется более полная, широкая, развернутая и детализированная классификация языков. Здесь мы ее обсуждать не будем, поскольку, как было сказано выше, языки не являются предметом психологического изучения.

Естественные языки – те, которые возникли естественным путем давно, развивались и совершенствовались у разных народов, живущих на земле с древнейших времен. Это языки, на которых говорят современные люди, и которыми пользовались их предки. Они формировались и развивались по своим законам на протяжении всей истории существования человечества (если иметь в виду выделяемые в лингвистике группы языков) или того или иного конкретного народа, нации, этноса (если иметь в виду национальные, языки). До момента, когда возникшие в разных местах земного шара народы вступили в непосредственное общение друг с другом, у каждого из них складывался свой язык, мало похожий на языки другие народов. Известно, что общение или активная коммуникация народов, обитающих в отдаленных друг от друга местах Земли, началась лишь с XVIII - XIX вв.. До этого времени народы (этносы), существовали многие тысячелетия, практически не имея контактов друг с другом, но у них в то время у них уже существовал и развивался свой язык. Этим объясняется факт наличия современных людей нескольких тысяч разных, мало похожих друг на друга языков9. Особенно большая разница в естественных языках наблюдается у тех народов, которые населяли далеко отстоящие друг от друга континенты, и которые на протяжении длительной истории существования не имели возможности непосредственно взаимодействовать друг с другом. Это, например, языки народов, с древнейших времен населявших Европу, Азию, Африку и Америку.

9 По данным лингвистики, общее число известных человеческих языков находится в пределах от 2500 до 5000, причем точную цифру никто назвать не может.

Позднее, когда народы стали мигрировать, вступать в контакты друг с другом, их языки начали оказывать друг на друга определенное влияние и смешиваться. В результате активизировался процесс взаимного проникновения языков. Появились языки, близкие друг к другу, например, языки европейских, азиатских, африканских и дальневосточных народов. Люди, говорящие на разных естественных языках, были заинтересованы в том, чтобы хорошо понимать друг друга. В связи с этим появились не только системы переводов информации с одних языков на другие, но и практика изучения людьми разных языков, которая особенно широко распространилась в современном мире.

Одновременно с этим началось создание искусственных языков, касающихся ряда специальных проблем, представляющих общий интерес для отдельных групп людей. Это, например, языки наук, видов искусств, литературы, техники, экономики, политики и т. д. С точки зрения принятой в них терминологии, понятной специалистам, говорящих на разных языках, искусственные языки стали универсальными языками международного общения. Связанные с ними термины вошли в содержание многих естественных языков. Данный процесс активно продолжается в наши дни.

Искусственных языков существует большое количество, примерно столько же, сколько имеется разных видов деятельности у людей. Почти в каждой из них используется свой, специфический язык, включающий совокупность терминов, точное содержание которых понятно только сравнительно узкой группе специалистов, занимающихся данным видом деятельности и общающихся друг с другом.

Искусственные языки возникли потому, что для обозначения объектов и явлений, открываемых в тех или иных специальных областях знаний, слов естественных языков недостаточно, или же эти слова неточно отражают специальное содержание, вкладываемое в них соответствующей группой людей. Искусственные языки стали развиваться в те времена, когда у людей появились специализированные виды деятельности, когда началось разделение людей по роду профессиональной деятельности.

Число искусственных языков в наши дни увеличивается быстрее, чем количество естественных языков, и их терминологическое содержание постоянно обновляется. Это происходит за счет новых открытий, делаемых людьми в соответствующих областях знаний. На глазах одного или нескольких поколений людей сложились и обогатились, например, языки математического программирования, язык компьютерной техники, язык техники связи, языки экономики, политики и ряд других областей. Практически каждый современный взрослый человек владеет, как минимум, двумя языками: естественным, который является для него родным, и на котором он общается со всеми людьми, и искусственным, которым он усвоил, овладев профессией, и пользуется им, общаясь с людьми в рамках своей профессиональной деятельности.

Живыми принято называть языки, которыми до сих пор пользуются люди. Живой язык характеризуется тем, что он постоянно меняется, обогащается. Развиваясь, он продолжать жить, и живет, соответственно, развиваясь. Мертвые – это языки, которыми живущие на земле люди сейчас уже практически не пользуются. Это также языки, сравнительно недавно вышедшие из употребления и известные в основном специалистам или ученым-лингвистам по дошедшим до нашего времени письменным источникам.

При вымирании языка на последних этапах его существования он становится характерным только для определенной, весьма ограниченной по составу группы людей. Дольше всего свой умирающий язык хранит обычно старшая возрастная группа людей, с уходом из жизни которой данный язык также умирает (превращается в мертвый язык). Этому процессу косвенно способствует распространение новых, живых языков средствами массовой информации, а также инновационные процессы, происходящие в обществе, включая политику, экономику, образование, культуру и другие сферы деятельности, где активно используются постоянно обновляемые термины. Например, глобализация социальных и экономических процессов, произошедшая во второй половине ХХ века, способствовала быстрому вымиранию многих языков, на которых говорили малочисленные народы, и культуру которых новая человеческая глобальная цивилизация особенно не затронула. В прежние времена вымирание языков происходило в результате завоевания чужих территорий, создания больших империй, уничтожения завоевателями культуры завоеванных народов.

Деление языков на живые и мертвые, как и их деление на естественные и искусственные языки, не является абсолютным. В действительности ни один язык не рождается сразу и не умирает вдруг, в один момент. Вначале в любом зарождающемся новом языке появляется минимум лексики. Далее к этим словам постепенно добавляются другие, расширяется лексический состав языка, вводятся правила пользования им, то есть язык, зародившись, живет и развивается долгое время по своим законам. Со временем одни слова и правила устаревают, на смену им приходят другие правила и слова, и язык постепенно обновляется.

Аналогичные процессы происходят и при отмирании языков. Поначалу люди перестают использовать некоторые слова из соответствующего языка, затем упрощаются (обедняются) его правила и, наконец, все люди или их абсолютное большинство перестают пользоваться данным языком.

Речь, основанная на знании и использовании языков, является сложным, многогранным и полифункциональным психическим явлением. В связи с этим речи, как и мышлению (см. первый параграф предыдущей главы), необходимо найти развернутое описательное определение. Такое определение представляется следующим.

1. Речь - это познавательный (психический, когнитивный) процесс, связанный со знанием и использованием людьми разнообразных естественных и искусственных, живых и мертвых языков.

2. Речь – это функция, обеспечивающая различные формы обмена информацией между людьми, а также людьми и животными10, кодирование (шифровку в соответствующих знаковых системах) и декодирование (расшифровку или перевод информации из одной знаковой системы в другую).

10 Предполагается, и в настоящее время это уже не вызывает сомнений, что языки и соответствующие им счвоеобразные формы речи имеются не только у людей, но и у многих животных.

3. Речь – это способ психологического самовыражения человека, представления себя другим людям, в частности – презентации людям своего внутреннего, психологического мира. По словам известного лингвиста В. фон Гумбольдта, «каждый индивид употребляет язык… для выражения своей неповторимой самобытности».

4. Речь – это средство внутренней самоорганизации процесса мышления человека. Данное определение, прежде всего, касается тех видов речи, которые активно используются в мышлении человека.

5. Речь – это способ оказания человеком психологического воздействия на себя (саморегуляция) или на других людей (управление с помощью речи их психикой и поведением).

Определения речи в психологии и лингвистике выглядят по-разному. Лингвисты, обсуждая отличия речи от языка, указывают на следующие моменты:

- язык – это формальный код, а речь – конкретная реализация или использование данного кода для записи, сохранения или передачи информации;

- язык не выполняет коммуникативной функции, а для речи она является главной функцией;

- язык абстрактен, а речь конкретна;

- язык един, а речь на любом языке многообразна по своим формам и содержанию;

- язык потенциален, а речь актуальна;

- язык формален, а речь неформальна;

- язык статичен, а речь динамична (речь человека меняется чаще и быстрее, чем язык, на котором он говорит);

- язык объективен, то есть существует сам по себе, независимо от говорящих на нем людей, в то время как речь человека субъективна, представлена в виде многочисленных вариантов, используемых отдельными людьми;

- язык отражает обобщенный опыт всех или многих людей, говорящих на данном языке, в то время как речь соответствует опыту отдельного человека или группы людей, пользующихся ею;

- язык не является мотивированным, и сам по себе он не имеет никакой конкретной цели; речь всегда выступает как мотивированная и целенаправленная;

- язык внеситуативен и не зависит от обстановки; речь же всегда ситуативна и зависит от конкретной обстановки, в которой люди ею пользуются;

- язык подчиняется определенным правилам, не допускает отклонений от них; речь не всегда подчиняется правилам и допускает многочисленные отступления от них.

Когда вопрос о соотношении языка и речи ставится и обсуждается в психологии, то в его решение дополнительно вносятся следующие моменты.

1. Языки, если их рассматривать не только с формальной точки зрения - как системы кодирования информации, но и с содержательной - как хранящуюся в них информацию, по объему и содержанию намного шире, чем речь отдельно взятого человека. Следовательно, с психологической точки зрения речь представляет собой то, что лишь частично реализует возможности, заложенные в языке. В этом плане языки выступают в качестве источника для развития и совершенствования речи, а речь, в свою очередь, способствует передаче и распространению общего языкового содержания среди многих людей.

2. Язык – это только средство хранения информации, а речь – способ распространения этой информации среди людей. С данной точки зрения язык и речь взаимно дополняют друг друга, и друг без друга не могут выполнять свои жизненно важные функции. Язык без речи – это мертвое и бесполезное хранилище информации, а речь без языка – пустой, бессодержательный набор знаков.

3. Если бы не было языка и речи, то люди были бы не в состоянии общаться друг с другом, так как для этого необходимы внешние формы выражения внутреннего психологического содержания. Применительно к экспрессивно-выразительной функции речи соотношение языка и речи можно определить следующим образом: язык и речь выступают в их неразрывном единстве. Когда человек говорит, то он пользуется устным разговорным языком, и одновременно с этим - устной речью.

4. Когда речь определяется, как способ самовыражения человека, а язык рассматривается как нечто такое, что не выполняет данной функции, различие между языком и речью следует рассматривать как относительное. Дело в том, что и язык может выполнять функцию самовыражения, но не по отношению к отдельно взятому человеку, а по отношению ко всем людям – пользователям данным языка, например, целому народу, который его создал.

5. Речь с психологической точки зрения также выступает как средство организации процесса мышления и одновременно с этим - как способ представления его результатов для других людей. Эту функцию речь человека выполняет, однако, только на высших уровнях развития мышления и речи, например, на уровне словесно-логического мышления.

6. Рассматривая речь, как способ оказания психологического воздействия на людей, мы имеем в виду следующее. Все виды обычной речи являются и разумными, сознательными и целенаправленными, и одной из главных функций любой речи, направленной на другого человека, является оказание на него определенного воздействия. Это воздействие, как показывает практика использования речи, имеет место всегда, независимо от того, является ли цель такого воздействия осознанной или неосознанной, а само воздействие преднамеренным или непреднамеренным. Влияние человека на человека через речь может, кроме того, приобретать различные формы: информирование, привлечение к сотрудничеству, психологический настрой, побуждение к определенным действиям и ряд других.

Виды и функции речи

У человека имеются следующие виды речи: устная и письменная, внешняя и внутренняя, диалогическая и монологическая, вербальная и невербальная. Эти разновидности речи представляют для психологов наибольший интерес, хотя в лингвистике выделяются многие другие виды речи, например, разговорная, литературная, научная, региональная (диалектная), сленговая и т. д.

С помощью устной речи, облекая свои мысли в звуковую форму слова, человек передает их содержание другим людям. Устной речью люди пользуются чаще всего. Она, однако, в плане коммуникации людей имеет определенные ограничения. Пользоваться устной речью, как средством общения, человек может только в настоящий момент времени и только в данной конкретной ситуации. Он не в состоянии что-либо в устной форме передавать людям, с которыми в данный момент непосредственно не общается, которые представляют собой будущие поколения людей. Это можно сделать только с помощью с помощью тех или иных записей устной речи, в частности - посредством письменной речи.

С помощью такой речи человек может общаться со многими другими людьми без ограничений в пространстве или времени, сохраняя в письменной форме или в форме различного рода записей информацию на долгое время, передавая ее в любую точку пространстве, где могут находиться люди. Отсюда следует, что письменная речь в отличие от устной речи обладает большими информационно-коммуникативными возможностями. В этом она, несомненно, превосходит устную речь, но в некоторых других отношениях уступает ей. Например, с помощью письменной речи практически невозможно сообщить людям то, что обычно передается с помощью невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи. 11

11 Невербальные средства общения – это способы обмена информацией между людьми посредством всего, кроме звуковой или письменной словесной речи. Невербальные средства общения включают в себя различные способы сохранения и передачи информации, например, рисуночные изображения, физиологические реакции организма, сигналы, передаваемые с помощью разнообразных технических средств, и так далее. В узком понимании невербальные средства общения – это жесты, мимика и пантомимика. Паралингвистические компоненты речи – ее громкость, темп, интонация, паузы, ударение и тембр.

Как показывают современные исследования лингвистов и психологов, посредством невербальных коммуникаций и паралингвистических компонентов, которые обычно сопровождают устную речь, от человека к человеку передается огромное количество разнообразной информации, существенно большее, чем с помощью вербальных коммуникаций. Поэтому письменная речь в этом плане заметнго уступает устной речи. Не случайно люди, придающие большое значение разговору с каким-либо человеком, предпочитают общаться с ним непосредственно и в устной форме, а не письменно или через посредников.

Внешней называют речь, которая имеет отчетливо выраженные внешние признаки, наблюдаемые со стороны – звуковые, знаково-письменные, физические или физиологические (к последним, например, относятся частота и ритмика сердечных сокращений, дыхания, напряжение и расслабление мышц, покраснение или побледнение кожи, и некоторые другие).

Внутренняя речь – это особый вид речи, не имеющей объективных внешних признаков наподобие тех, которые перечислены выше. Внутренняя речь обычно не осознается человеком, который ею пользуется, не воспринимается окружающими людьми. Она никогда не используется как средство общения или обмена информацией между людьми и употребляется только для внутренней, психологической саморегуляции. Кроме указанных признаков внутренняя речь обладает следующими лингвистическими особенностями: предикативностью и агглютинированностью. Предикативность внутренней речи заключается в том, что в ней присутствует предикат и отсутствует субъект.

Понятия «субъект» и «предикат» широко используются в современной логике и лингвистике, где рассматриваются и анализируются речевые высказывания. Субъектом называют то, о чем говорится в данном высказывании, а предикатом – то, что говорится о субъекте. В обычном предложении субъект – это подлежащее с относящимися к нему словами, а предикат – сказуемое с относящимися к нему. Пользуясь сравнением с приведенной выше грамматической структурой предложения, можно утверждать, что для внутренней речи характерно наличие сказуемого вместе с определяющими его словами (предиката), и отсутствие подлежащего с относящимися к нему слова (субъекта).

Агглютинированность внутренней речи проявляется в том, что входящие в ее состав слова являются агглютинированными, то есть образованными методом агглютинации - соединения отдельных слов в одно слово с сокращением их элементов. Способом агглютинации образуются, например, сложносокращенные слова в языке.

Диалогическая –разновидность речи, в порождении и восприятии которой принимают участие два человека, причем высказывания одного из них являются стимулами или реакциями (репликами) на высказывания другого. Такая речь может оказаться непонятной воспринимающему ее человеку, если он не слышит следующие друг за другом высказывания двух говорящих между собой людей.

Монологической называют речь, которая с начала и до конца порождается одним человеком. Монологическая речь, в свою очередь, может быть внешней или внутренней, устной или письменной. Во внешнем монологе мы имеем дело с речью человека, адресованной другим людям. Во внутреннем монологе представлен своеобразный диалог человека с самим собой или с воображаемым собеседником. Это происходит, например, тогда, когда человек размышляет над каким-либо вопросом, представляя, соответственно, аргументы и контраргументы по данному вопросу для самого себя, обсуждая их с самим собой. Устный монолог – это речь, произносимая человеком, а письменный монолог – написанный им текст.

Вербальной в узком, традиционном смысле этого слова называют речь, имеющую соответствующее словесное оформление. Чаще всего – это обычная устная речь. С помощью вербальной речи люди общаются друг с другом, превращая свои мысли в слова и предложения. Невербальными называют разновидности речи, не имеющие словесного, устного или письменного оформления.

Многие виды речи, в частности вербальная, имеют два вида признаков: лингвистические и паралингвистические (иногда их называют экстралингвистическими). Лингвистические признаки речи – те, которые изучаются в языкознании и представлены в терминах, используемых лингвистами для характеристики речи. Паралингвистические признаки речи – те, которые сопутствуют ей, но не описываются с помощью лингвистических терминов. К ним относятся громкость и темп речи, интонация, паузы, удаление и тембр. Они так же, как и лингвистические признаки, несут в себе определенное содержание, как правило, смысловое, и необходимы для полноценного речевого общения и взаимопонимания людей.

Один из вопросов, связанный с речью и представляющий интерес как для филологов, так и для психологов – это вопрос о формировании и развитии речи человека. Он будет специально обсуждаться в четвертом параграфе данной главы, а здесь мы сформулируем только некоторые предположения, касающиеся генетически первичных форм речи – тех, которые появились первыми в истории человечества. Можно предположить, что филогенетически самой ранней разновидностью речи людей стал язык телодвижений. Такое предположение подтверждается следующими аргументами и фактами. Во-первых, данная разновидность речи во многом является врожденной и существует как средство обмена информацией не только у человека, но и у животных. Во-вторых, она сопровождается разнообразными естественными звуками, которые также несут в себе определенную информацию о состоянии живого существа в настоящий момент времени, могут оказаться значимыми и полезными для других живых существ, взаимодействующих с ним. В истории человечества, вероятно, имел место длительный период использования и совершенствования этой звуко-двигательной разновидности примитивной речи. По данным археологов и антропологов, этот период времени мог занять около полумиллиона лет. После этого, как показывают археологические данные, люди научились изображать то, что они собираются сказать, с помощью картин, а далее - письменных знаков, и, начиная с этого времени (около ста тысяч лет назад), шли параллельное и одновременное совершенствование трех разновидностей речи: языка телодвижений, звуковой речи и письменной речи.

Всеми этими видами речи человек пользуется до сих пор, но в общении людей между собой они решают разные задачи, дополняя друг друга. Эти задачи, в свою очередь, непосредственно связаны с основными функциями речи. Так, например, с помощью внешней речи люди преимущественно общаются друг с другом, то есть эта разновидность речи выполняет в основном коммуникативную функцию. Посредством внутренней речи осуществляется психологическая саморегуляция. Письменной речью человек чаще всего пользуется для записей и хранения информации. С помощью письменной речи одни люди не только передают информацию другим людям, но также сохраняют ее для себя. Следовательно, письменная речь выполняет две функция: коммуникативную и мнемическую, то есть обеспечивает запоминание и хранение информации.

Почти все описанные выше разновидности речи человека являются многофункциональными, выполняют несколько различных функций. Например, большинство видов речи выступает не только как средство общения, но и как носители информации, выразители содержания сознания и бессознательного в психике людей, как средство управления психикой и поведением, причем не только субъекта соответствующего высказывания, но и окружающих его людей, включая тех, кто в его в данный момент времени отсутствует, кому, в принципе, может быть адресовано речевое высказывание.

Среди многочисленных функций речи можно выделить главные и второстепенные. Главными функциями речи являются коммуникативная, интеллектуальная, мотивационно-регулирующая, психодиагностическая и психотерапевтическая. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Коммуникативная функция речи проявляется в том, что она выступает как средство общения и обмена информацией между людьми. Данная функция используется в различных видах общения и взаимодействия людей друг с другом, является исторически (генетически) первичной. Это касается как антропогенеза, так и прижизненного развития каждого отдельно взятого человека.

Интеллектуальная функция речи заключается в ее участии в регуляции процессов мышления. Наиболее очевидным образом эта функция речи проявляется в словесно-логическом мышлении, которое основано на знании и использовании языка, прежде всего, на уровне понятий. Данная функция наилучшим образом реализуется во внутренней речи, а также в некоторых внешних формах речи, таких, например, как диалог или монолог.

Диалог представляет собой процесс мышления (решения задач), разделенный и распределенный между двумя людьми, причем оба человека, включенные в диалогическое общение, принимают в нем активное участие. Монолог – это процесс речевого мышления одного человека. Данную функцию – мышление в форме монолога - речь приобрела, по-видимому, одной из последних. Это, по крайней мере, характерно для онтогенетического развития речи. Известно, что умение рассуждать вслух и, тем более, про себя, решая какую-либо задачу, появляется у большинства детей относительно поздно, не раньше шести-семи лет.

Мотивационно-регулирующая функция речи заключается в управлении теми процессами, которые происходят в психике человека, а также его собственным поведением или поведением других людей. Например, с помощью внутренней речи человек управляет своими психическими процессами, состояниями и собственной деятельностью, а посредством внешней речи – психикой и поведением других людей.

Психодиагностическая функция речи выражается в ее использовании для выводов о психологии человека. Этой функцией речи все люди пользуются в своем общении друг с другом, оценивая психологические особенности друг друга по характеристикам речи. Она же применяется в научной и практической психологии в психодиагностических методиках, например, вопросниках, проективных и других тестах, связанных с психологическим анализом текстов с целью получения информации о психологии их создателей.

Психот


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.