Разработчик курса: Алтунина И. Р. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Разработчик курса: Алтунина И. Р.

2019-10-25 152
Разработчик курса: Алтунина И. Р. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Доктор психологических наук,

Профессор

Москва - 2013 2

 

Содержание

Глава 1. Мышление.

1. Определение и виды мышления.

2. Логика и психология мышления.

3. Теории мышления.

4. Понятие интеллекта и его исследования.

5. Творческое мышление.

6. Развитие мышления.

Глоссарий

Темы для курсовых (контрольных) работ

Литература

Глава 2. Речь.

1. Предмет психологии речи.

2. Виды и функции речи.

3. Значение и смысл речевых высказываний.

4. Теории происхождения речи.

5. Формирование и развитие речи.

6. Речь как средство общения и инструмент мышления.

7. Связь речи с другими познавательными процессами.

Глоссарий

Темы для курсовых (контрольных) работ

Литература 3

 

Глава 1. Мышление

Определение и виды мышления

Людям постоянно приходится сталкиваться в своей жизни с необходимостью решения множества разнообразных задач. Процесс решение задач принято называть мышлением. Классик отечественной психологии С. Л. Рубинштейн следующим образом определил мышление. Это - познавательный процесс, который, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Такое расширение достигается за счет раскрытия с помощью мышления того, что человеку непосредственно в восприятии не дано.

Мышление – это самый сложный из всех познавательных процессов человека, причем степень его сложности настолько велика, что не представляется возможным дать полное, тем более - исчерпывающее определение мышлению, если, конечно, попытаться представить его в единственном предложении наподобие того, что сделано выше. С подобной ситуацией, когда, с одной стороны, необходимо дать краткое, точное и полное определение какому-либо сложному явлению, с другой стороны, его невозможно вместить в единственное предложение, сталкиваются многие науки. Выход из нее видится в том, чтобы воспользоваться несколькими предложениями, то есть вместо краткого определения обратиться к развернутому описанию соответствующего явления в нескольких предложениях и с разных сторон. Такие определения принято называть описательными. Воспользуемся и мы подобным определением. Применительно к мышлению оно будет выглядеть следующим образом.

1. Мышление – это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую необходимо достичь путем последовательного преобразования заданных условий.

2. Мышление - это познание человеком действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно с помощью органов чувств не воспринимаются.

3. Мышление – это обобщенное познание человеком действительности, то есть получение знаний о ней в виде понятий и идей, в отличие от конкретного познания мира, осуществляемого через образы, формируемые в восприятии или воображении.

4. Мышление – это опосредствованное познание действительности, то есть получение знаний о ней при помощи разнообразных, изобретенных людьми средств - орудий: инструментов, приборов, машин. 4

5. Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Данное определение указывает на то, что в высших формах своего существования мышлением имеет дело с готовыми знаниями, из которых путем их преобразования по правилам логики человек получает новые знания.

6. Итогом мышления, как процесса, является мысль, идея, если это теоретическое мышление, или преобразование конкретной ситуации, создание чего-либо материального через воплощение в созданном или преобразованном предмете (ситуации) какой-либо идеи, если это практическое мышление.

Из приведенного выше развернутого описательного определения мышления следует, что оно представляет собой сложный и многосторонний процесс. Из этого же определения следует, что могут существовать немало различных видов мышления, которые, в свою очередь, можно выделять и описывать по разным основаниям. Среди таких оснований можно использовать, например, следующие:

- отношение решаемых в ходе мышления задач к теории или практике;

- новизна продуктов мышления;

- особенности действий, используемых в процессе мышления;

- наличие или отсутствие логики в мышлении;

- тип решаемых с помощью мышления задач;

- уровень развития мышления.

Рассмотрим виды мышления, выделяемые по указанным выше основаниям. По отношению задач, решаемых в ходе мыслительной деятельности, к теории или практике мышление можно разделить на теоретическое и практическое. Теоретическое – мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем умственных рассуждений с понятиями, в содержании которых эти знания представлены. Результатом теоретического мышления является некоторая идея или мысль, выведенная из других мыслей. Практическим называют мышление, в котором решаются практические задачи. Оно предполагает действия с реальными материальными предметами.

По новизне продуктов можно выделить творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление. Творческое – такое мышление, в результате которого человек находит новые решения задач, или решает задачи, которые до него никто не решил. Заметим в связи с данным определением, что творческое мышление может иметь абсолютную и относительную формы выражения. Если, к примеру, человек придумал или создал нечто такое, что до него никто, нигде и никогда не создавал, то о его мышлении можно говорить как абсолютно творческом. Однако если человек придумал и создал нечто такое, что является новым для только него, (что кем-то, когда-то уже было сделано), то созданное или придуманное им является относительно творческим. Для данного человека оно, несомненно, имеет творческий характер, но для всех людей таковым не является.

По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды: мышление, реализуемое с помощью внутренних действий с образами или понятиями, и мышление, совершаемое посредством внешних практических действий и операций с материальными предметами. Заметим, что мышление в уме – не то же самое, что теоретическое мышление, так как с помощью такого мышления решаются не только теоретические, но и практические задачи. То же можно сказать о мышлении, выполняемом с помощью внешних действий. Оно также не всегда выступает только как практическое. Например, формулируя понятия или доказывая научную теорию, ученый может обратиться к проверяющим их внешним действиям, организовать и провести научный эксперимент, и в этом случае соответствующие действия будут включены в процесс теоретического, а не практического мышления.

Мышление, состоящее только из внутренних или исключительно из внешних действий, в реальной жизни практически не встречается. В любое мышление, представленное как внутренний процесс, в обязательном порядке включены какие-то внешние, практические действия, а в мышление, выступающее как внешний процесс – внутренние, умственные действия.

По использованию логики мышление делят на логическое и интуитивное. Логическое – такое мышление, которое основано на правилах логики, является последовательным и проверяемым с точки зрения его истинности. Правда, логика мышления может быть различной: правильной, ошибочной, обычной и необычной. Чаще всего под логическим мышлением понимается такое, которое строится в соответствие с логикой, принятой у современных европейских народов. Мышление, нарушающее эту логику, называется, соответственно, нелогичным. Существует, однако, и необычная, «странная» с точки зрения европейцев, логика. Она отличается от традиционной европейской логики, но, тем не менее, позволяет людям, которые ее придерживаются, приходить к определенным, практически полезным выводам, решать возникающие перед ними задачи и умело приспосабливаться к окружающему миру.

Интуитивным называют мышление, в котором человек в поисках истины руководствуется в своих рассуждениях или выводах не логикой мышления, а чувством, которое подсказывает ему, находится ли он на правильном пути в решении некоторой задачи. Такое мышление иногда называют мышлением, основанным на «здравом смысле». Человек, пользующийся таким мышлением, может достаточно быстро найти нужное решение задачи. Однако он будет не в состоянии обосновать правильность найденного решения или продемонстрировать, каким образом он пришел к нему, раскрыть и подробно описать процесс своего мышления.

Практика показывает, что в реальной жизни интуитивное мышление при решении человеком практических задач широко распространено, и к нему люди обращаются даже чаще, чем к логическому мышлению. Поэтому нельзя утверждать, что логическое мышление – это всегда более правильное и полезное, чем интуитивное мышление. Есть немало примеров того, когда люди, в том числе ученые, с помощью интуитивного мышления находили правильные решения достаточно сложных задач. Кроме того, опыт показывает, что интуитивное мышление почти всегда так или иначе сочетается с логическим мышлением и, как правило, предшествует логике. Столкнувшись с какой-либо новой для него задачей, человек вначале должен догадаться, как ее решить (догадка – это признак интуитивного мышления), и только после этого строго логическим путем проверить правильность найденного решения, доказать его истинность, пользуясь соответствующими логическими рассуждениями.

Термином «интуиция» довольно часто пользуются в описаниях творческого процесса, то есть поиска человеком решения задач. Несмотря на частое употребление данного термина, в том числе в работах, посвященных психологии мышления, это понятие не имеет строгого и однозначного научного определения. Данный факт, по-видимому, объясняется тем, что мышление, основанное на интуиции, является неосознаваемым, и, пользуясь им, человек контролирует только начало (условия) и конец (результат) такого мышления, но не сам его процесс.

Нередко интуиция понимается как некоторое внутреннее чувство, которое направляет человека в поиске правильного решения задачи. Это чувство управляет поиском решения задачи до тех пор, пока нужное решение не будет найдено. С помощью чувства человек может выбирать нужное направление поиска, убеждаться в том, что соответствующий поиск ведется в правильном направлении, эмоционально оценивать пройденный путь и то, что еще необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели.

Неотъемлемой частью интуитивного мышления является инсайт – внезапная догадка или озарение. Она возникает на определенной стадии мышления и является своеобразным скачком в процессе мышлении, быстрым, почти мгновенным продвижением вперед. Если логическое мышление можно уподобить процессу постепенного и медленного продвижения мысли к поставленной цели, где нет резких перепадов и скачков, то динамика интуитивного мышления выглядит иначе. Здесь наблюдается скачкообразное движение мысли, на пути которого имеются моменты, где, казалось бы, никакого продвижения вперед не наблюдается, и моменты, где неожиданно возникает догадка, которая затем быстро продвигает человека вперед.

Кроме типичных видов мышления, описанных выше, существуют индивидуально своеобразные, виды мышления, соотносимые с наличием у человека специфических психологических свойств. Подобные виды мышления нередко определяют как типы мыслительной деятельности. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального и иррационального, логического и эмоционального в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по своеобразию их мышления.

1. Интуитивный тип. Он характеризуется преобладанием интуиции над логикой, чувств над разумом. Критерием истинности для людей с соответствующим типом мышления выступает чувство правильности найденного ими решения и практика, которая подтверждает или опровергает его.

2. Логический тип. Данному типу людей присущи рациональность мышления (опора на логические доводы), приоритет логики над эмоциями. Критерием истинности в данном случае является логическая последовательность и безупречность рассуждений, а также научный эксперимент.

Процесс познания действительности у людей логического типа отличается от процесса познания, характерного для людей интуитивного типа. Логический тип людей обычно интересуется знанием, как таковым, ищет и устанавливает связи между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на практику, на использование знаний вне зависимости от степени их истинности или логической непротиворечивости. Истинно для интуитивиста то, что полезно, что подтверждается практикой, а не то что доказано путем рассуждений.

По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь видами деятельности, в которых эти задачи возникают. По данному критерию можно выделить столько разных видов мышления, сколько существует видов деятельности, поскольку задачи, характерные для каждого из них, имеют специфику. В качестве примеров можно назвать математическое, физическое, техническое, химическое, психологическое, экономическое, политическое и многие другие виды мышления. Сюда же относятся виды мышления, выделяемые по разным видам искусств, с которыми они связаны, а также с связанные с разнообразными видами практической деятельности человека.

По уровню развитии и последовательности их появления в фило- и онтогенезе у человека можно выделить следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект - по Ж. Пиаже) - это простейший вид мышления, который сводится к внешним, практическим действиям с реальными материальным предметами, выполняемым в наглядно воспринимаемой ситуации. Соответствующий вид мышления не предполагает никаких внутренних, психологических действий, так как в нем все задачи решаются исключительно с помощью практических действий с материальными предметами. Наглядно-действенное мышление обнаруживается у многих высших животных, например, у человекообразных обезьян. Оно же характерно для маленьких детей в возрасте до двух-трех лет.

Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач в уме, с помощью действий с образами наглядно воспринимаемых предметов. Пользуясь данным видом мышления, человек, как в случае наглядно-действенного мышления, решает конкретные задачи, воспринимая и оценивания ситуацию с помощью органов чувств. Это - второй уровень развития мышления у человека. Вопрос о его наличии у животных остается открытым, так как трудно точно установить, могут ли животные оперировать в уме с образами воспринимаемых предметов. Что касается человека, то у него данный вид мышления отчетливо обнаруживается и проявляется уже в возрасте от трех до пяти лет.

Под словесно-логическим понимают такое мышление, которое осуществляется в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Используя заложенные в содержании понятий идеи, человек, руководствуясь правилами логики, выводит из них другие мысли, и, таким образом, решает возникшую перед ним задачу. Пользуясь таким мышлением, человек изначально ставит и решает задачу в уме путем умственных рассуждений, и, в конечном счете, оценивает правильность найденного решения не опытным путем, а по безупречности логики рассуждений.

У детей первые признаки наличия словесно-логического мышления в его простейших формах обнаруживаются не раньше 5-6 лет, и лишь к подростковому возрасту, то есть к 12-13 годам, можно говорить о том, что соответствующий вид мышления сформировался. Высокоразвитое словесно-логическое мышление характеризует только взрослых, интеллектуально развитых людей. Оно предполагает умелое владение понятиями и логическими операциями мышления.

Хотя в онтогенезе три описанных выше вида мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое – в их простейших формах последовательно появляются один за другим еще в детстве, однако каждый из них может развиваться и совершенствоваться дальше. В связи с этим можно допустить, что при определенных условиях наглядно-действенное мышление человека в состоянии превзойти по уровню свеого развития наглядно-образное или словесно логическое мышление. Это, например, имеет место у людей, которые являются мастерами практической деятельности, связанной с изготовлением руками каких-либо сложных предметов человеческой материальной культуры. Возможен также случай, когда наглядно-образное мышление человека становится более развитым, чем его же словесно-логическое и, тем более, наглядно-действенное мышление. Это, например, характерно для людей, имеющих прямое отношение к литературе и художественно-изобразительному искусству. Наконец, легко представить случай, когда словесно-логическое мышление достигнет таких высот в своем развитии, что, безусловно, превзойдет и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление конкретного человека. Это характерно для людей умственного труда, например, для ученых.

В последние годы, для того чтобы охарактеризовать индивидуально своеобразные виды мышления людей, нередко используется понятие когнитивный стиль. Оно может употребляться в двух разных значениях: широком и узком. Широкое понимание когнитивного стиля относится к индивидуальным особенностям всех без исключения познавательных процессов, имеющихся у человека, начиная с ощущений и восприятия, и кончая мышлением и речью. Этим же словосочетанием при его употреблении в узком значении обозначают только устойчивые, индивидуально своеобразные особенности мышления человека, отличающие его мышление от мышления других людей. Понятие когнитивного стиля относится ко многим, описанным выше видам и процессам мышления, представляется достаточно сложным по своей структуре. Главное внимание в исследованиях когнитивных стилей, связанных с психологией мышления, уделяется следующим моментам:

- выделению и описанию разных когнитивных стилей;

- изучению связей, существующих между когнитивными стилями и успешностью решения задач;

- соотношению когнитивного стиля с другими психологическими особенностями человека;

- изучению процесса формирования и развития индивидуально своеобразного когнитивного стиля человека.

Существует несколько классификаций когнитивных стилей, проводимых по различным основаниям. В одной из них когнитивные стили описываются с помощью противоположных пар понятий типа «полезависимость - поленезависимость», «гибкость - ригидность», «импульсивность - рефлексивность», «вербализация - визуализация». Эти пары определений задают возможные измерения или противоположные полюса оценочных шкал, посредством можно оценивать индивидуальные особенности когнитивных стилей разных людей.

Полезависимый когнитивный стиль определяется как такой, при котором мышление человека, его процесс и результат существенно зависят от того, что окружает человека, что непосредственно воздействует на его органы чувств со стороны окружающей среды. Поленезависимый когнитивный стиль характеризуется тем, что интеллектуальные процессы человека практически не зависят от оказываемых на него воздействий, от окружающей обстановки и среды. Гибкий когнитивный стиль характеризуется, во-первых, высокой скоростью мыслительных процессов; во-вторых, быстрым переходом от одних идей к другим, от одного способа или направления развития мысли к другому. Ригидный когнитивный стиль отличается замедленным процессом мышления и затруднительным переходом от одного способа решения задачи к другому. Импульсивный когнитивный стиль характеризуется неоправданно быстрым принятиемдо конца не обдуманных решений, которые, в свою очередь, принимаются под влиянием сиюминутных эмоциональных переживаний человека. Рефлексивный когнитивный стиль отличается тем, что человек с таким стилем мышления сначала тщательно все обдумывает, взвешивает, и только после этого принимает решение на рациональной, разумной, а не эмоциональной основе. Когнитивный стиль типа «вербализация» отличается тем, что решения принимаются человеком на основе размышлений, подчиненных законам логики, а само решение представляется в виде некоторой словесно оформленной идеи. Противоположный ему когнитивный стиль, обозначаемый как «визуализация», характеризуется склонностью пользоваться образным мышлением, представлять решения задач преимущественно в образной форме.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.