Комбинированный урок.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
- «Марш»
- «Вальс снежных хлопьев»
- «Па- де-де»
- «Зимняя песенка»А.Бердыщев
| - понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
- узнавать освоенные музыкальные произведения, - - давать определения общего характера музыки;
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
| - учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности;
| формирование
понимания
значения
музыкального
искусства в жизни
человека;
уважения к
чувствам и
настроениям
другого человека,
представление о
дружбе,
доброжелательном
отношении к
людям.
| Тема второго полугодия: «Музыка и ты»
|
|
17
|
| Край, в котором ты живешь.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык.
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
| - выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.
| Формирование
эмоционального
восприятия образов
родной природы,
отраженных в
музыке, чувство
гордости за русскую
народную
музыкальную
культуру.
|
18
|
| Художник, поэт, композитор.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
- И. Кадомцев «Песенка о солнышке, радуге и радости»
- И.Никитин «Вот и солнце встает»
| - понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
| - воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства.
| Формирование
восприятия
музыкального
произведения,
определение
основного
настроения и
характера; чувства
прекрасного через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями
|
19
|
| Музыка утра.
| Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Э.Григ «Утро»
- П.Чайковский «Зимнее утро»
- В.Симонов «Утро в лесу»
| - понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь
| - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
|
Эмоциональное
восприятие образов
родной природы,
отраженных в
музыке;
положительное
отношение к
музыкальным
занятиям,
интерес к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
|
20
|
| Музыка вечера.
Комбинированный урок.
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
- В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
- С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
- Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
- В.Салманов «Вечер»
| - по звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
| - формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности;
| Эмоциональное
восприятие нотной
грамоты
положительное
отношение к
музыкальным
занятиям, интерес к
отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности.
|
21
|
| Музыкальные портреты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
- В.Моцарт «Менуэт»
- С.Прокофьев «Болтунья»
| - сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.
| - вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными.
| Формирование
чувства
прекрасного через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями;
уважение к
чувствам и
настроениям
другого человека,
представление о
дружбе,
доброжелательном
отношении к людям
|
22
|
| Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Комбинированный урок.
| Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора.
- П.Чайковский «Баба Яга»
- «Баба – Яга» - детская песенка
| - выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные.
| - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол -
нении (пении, игре на инструментах, музыкально пластическом движении) различные музыкальные
образы.
| Формирование
чувства радости и
понимания музыки
великого немецкого
композитора,
понимание
значения
музыкального
искусства в жизни
|
23
|
| Музы не молчали.
Комбинированный урок.
| Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
- А.Бородин «Богатырская симфония»
- «Солдатушки, бравы ребятушки» (русская народная песня)
- «Учил Суворов»
| - определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать.
| - определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний;
| Научиться
принимать участие
в групповом
музицировании, в
коллективных
инсценировках;
воспринимать
музыкальное
произведение и
мнение других
людей о музыке.
|
24
|
| Мамин праздник.
Комбинированный урок.
| Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки
- В.Моцарт «Колыбельная»
- И.Дунаевский «Колыбельная»
- М.Славкин «Праздник бабушек и мам»
- И.Арсеев «Спасибо»
| - передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать;
- выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями.
| - воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол -
нении (пении, игре на инструментах, музыкально пластическом движении) различные музыкальные
образы.
| Развитие чувства
прекрасного через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями.
Понимать:
выразительность и
изобразительность
музыкальной
интонации;
названия
изученных жанров
|
25
|
| Обобщающий урок.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
| - определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
| - приобретать (моделировать) опыт
музыкально - творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.
| Формирование
положительного
отношения к
музыкальным
занятиям, интереса
к отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности
|
26
|
| Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Урок изучения и закрепления новых знаний
| Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
- «У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах
| - участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
| Формирование
положительного
отношения к
музыкальным
занятиям, интереса
к отдельным видам
музыкально-
практической
деятельности
|
27
|
| Музыкальные инструменты.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Музыкальные инструменты.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.
- И.Бах «Волынка»
- П.Чайковский «Сладкая греза»
- Л.Дакен «Кукушка»
- «Тонкая рябина» - гитара
- Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин
- И.Конради – «Менуэт» - лютня
| - сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах.
| - сопостовлять внешний вид, тембр, выразительные возможности музыкальных инструментов - лютня, клавесин, гитара.
| Понимание
значения
музыкального
искусства в
жизни человека;
первоначальной
ориентации на
оценку
результатов
собственной
музыкально-
исполнительско
й деятельности
|
28
|
| «Чудесная лютня»
(по алжирской сказке). Звучащие картины.
Урок обобщения и систематизации знаний.
| Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
| - сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.
| - обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
| Понимание
значения
музыкального
искусства в
жизни человека;
первоначальной
ориентации на
оценку
результатов
собственной
музыкально-
исполнительско
й деятельности
|
29
|
| Музыка в цирке.
Комбинированный урок.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
- А.Журбин «Добрые слоны»
- И.Дунаевский «Выходной марш»
- Д.Кабалевский «Клоуны»
- О.Юдахина «Слон и скрипочка»
| - определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
| - через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
| Научиться
учитывать
настроение
других людей, их
эмоции от
восприятия
музыки;
примет участие
в групповом
музицировании,
в коллективных
инсценировках;
|
30
|
| Дом, который звучит.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
| Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
- Н.Римский-Корсаков опера «Садко»
- (фрагменты)
- Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»
- («Золотые рыбки»)
| - вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.
| - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
| Формирование
позиции
слушателя и
исполнителя
музыкальных
сочинений;
развитие
чувства
прекрасного
через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями
|
31
|
| Опера-сказка.
Урок закрепления знаний.
| Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
- М.Коваль «Волк и семеро козлят»
- М.Красев «Муха – цокотуха»
| - назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки.
| - определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию.
| Формирование
позиции
слушателя и
исполнителя
музыкальных
сочинений;
развитие
чувства
прекрасного
через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями
|
32
|
| «Ничего на свете лучше нету».
Комбинированный урок.
| Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
- Г.Гладков «Бременские музыканты»
| элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока,
| - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку)
| Формирование
позиции
слушателя и
исполнителя
музыкальных
сочинений;
развитие
чувства
прекрасного
через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями
|
33
|
| Обобщающий урок. (Урок-концерт.)
| Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
| - понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
| - оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениямсоздавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке
| Формирование
позиции
слушателя и
исполнителя
музыкальных
сочинений;
развитие
чувства
прекрасного
через
знакомство с
доступными для
детского
восприятия
музыкальными
произведениями
|
|
| Итого:
| 33 ч.
|
|
|
|
| | | | | | | | |