Что может спровоцировать заикание? — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Что может спровоцировать заикание?

2019-10-25 124
Что может спровоцировать заикание? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы уже говорили о том, что у глухого ребенка речь в должной степени не развивается, так как слуховой контроль отсутствует и появляющиеся звуки не закрепляются. В результате лепет постепенно затихает. Но если ребенок с нормальным слухом не имеет возможности воспринимать речь, говорить он не научится. Подтверждением тому служат факты из жизни современных Маугли: не только речь, но и другие способности у детей, выросших в одиночестве, в дикой природе, остались на крайне низком уровне развития. К сожалению, развить их в дальнейшем не удалось. Теперь представьте, что новорожденный растет в семье, где сильно заикается мама или папа. Он постоянно слышит характерную для заикания речь, которая постоянно прерывается речевыми судорогами, запинками, задержками, речь в ускоренном темпе, не всегда разборчивую. В данном случае очень велика вероятность того, что у малыша разовьется заикание. Но утверждать, что ребенок непременно будет заикаться, нельзя: известно много примеров, когда в семье, где заикается кто-то из родителей, ребенок говорит без всяких запинок. Однако атмосфера, которая царит в семье, где есть заикающиеся, может быть неблагоприятной для правильного развития ребенка. Нервные родители, которые часто ссорятся, напряженные отношения в семье, которые ребенок, скорее всего, не понимает, но ощущает и впитывает, – все это провоцирует возникновение заикания. Дело в том, что особенности поведения, связанные с общим нервно-психическим состоянием, могут передаваться по наследству. Наследоваться может не заикание само по себе, а предрасположенность к нему, которая и станет основой для возникновения расстройства речи в определенных условиях, например в нервной обстановке, при наличии стрессовых ситуаций. Саша с удовольствием выполняет задания, которые я предлагаю ему во время обследования. Это веселый, доброжелательный, открытый мальчик, для своих пяти лет он обладает достаточно широким кругозором и запасом общих знаний, у него богатый словарь, развитая и грамотная связная речь. Саша сидит за детским столиком, а пособия и игрушки находятся на полке над головой ребенка. Когда я встала и потянулась к полке с лото, Саша мгновенно откинулся на спинку детского стульчика, втянул голову в плечи и поднял руки к голове. Я смотрю на смутившуюся маму. Она объясняет, что Сашу «не бьют, так, иногда дают подзатыльник, когда выводит из себя». Мама очень любит Сашу, она заботится о нем, беспокоится. Уважаемая мама, помните, вы бьете того, кто слабее, кто не может защитить себя. Соразмерно ли наказание со степенью вины? Предположим, маму вывел из себя двадцатипятилетний сын – такое, увы, случается. Пригодятся ли в таких случаях подзатыльники? Какую меру воздействия выбрать? Если стукнешь – унизишь... А маленькому унижение не страшно?

Как правило, родители связывают появление заикания с испугом, острой психотравмирующей ситуацией, которая имела место в жизни ребенка. Они рассказывают о том, что произошло с малышом, когда он был на отдыхе у бабушки в деревне, на даче, в детском саду или санатории. Но во время беседы с родителями обычно выясняется, что предпосылки для возникновения заикания появились гораздо раньше. Зачастую оказывается, что в раннем детстве малыш перенес тяжелое заболевание, потребовавшее длительного курса лечения. Общая ослабленность во время болезни, страх перед инъекциями и другими способами лечения, пребывание в больничной обстановке, разлука с родными – все эти обстоятельства травмируют психику маленького человека. Частые болезни, вынужденное сидение в домашней обстановке, ограничение контактов с людьми, особенно со сверстниками, отрицательно влияют на формирование личности ребенка. Одним из результатов воздействия неблагоприятных факторов часто становятся задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, появление ускоренного темпа речи. А эти симптомы – база для возникновения заикания.

Алеша родился на полтора месяца раньше срока, почти два месяца провел в детской больнице без мамы. Он рос физически слабым, например в три с половиной года не мог держать карандаш в пальцах – только в кулаке и на весу. Малыша тщательно лечили, он получал курсы массажа, занимался лечебной физкультурой, находился под наблюдением педиатра и невропатолога. Речь малыша изобиловала нарушениями звукопроизношения, была быстрой, недостаточно разборчивой. До четырех лет с Алешей занималась няня, потом его отдали в детский сад, но спать он там отказался, поэтому после обеда няня забирала его домой. Алеша охотно ходил в садик, но держался в сторонке от детей, на утренниках не выступал, на занятиях был пассивен. Мальчик очень ждал новогоднего праздника, гордился купленным костюмом. Но на праздник в таком же костюме пришел еще один мальчик, Алеша очень расстроился, расплакался и его увезли домой. Утром следующего дня обнаружилось, что Алеша заикается.

Можно ли считать, что причиной возникновения заикания в данном случае стало неприятное событие на новогоднем празднике? Далеко не все дети пришли на праздник в индивидуальных костюмах, но они не придали этому большого значения. Конечно, Алеша стал заикаться вовсе не из-за происшествия с костюмом. Неблагоприятные факторы, влиявшие в разные периоды на развитие ребенка, привели к возникновению «готовности» к заиканию. История на празднике стала лишь толчком, и если бы не это событие, какое-нибудь другое явилось бы той последней каплей, которая «подтолкнула» ребенка к заиканию. Можно сказать и так – у Алеши была предрасположенность к возникновению заикания: и неврологическая, и психологическая, и соматическая.

Дима родился после восьми лет брака, когда родители уже почти потеряли надежду иметь ребенка. Конечно, мальчик стал для них, особенно для мамы, всем в жизни. Мама ушла с работы, она старалась создать для сына идеальные условия, оберегала от всего, даже в поликлинику Диму не водили, к нему вызывали врача, рекомендованного друзьями семьи. Мама отказалась от прививок, была категорически против детского сада, всю себя посвящала сыну. В шесть лет мальчик не отходит от матери, все время держит ее за руку. Мама говорит, что Дима ни на минуту не остается один, засыпает, только когда она сидит рядом, не разрешает гасить в комнате свет. Дима плохо ест, беспокойно спит, вечером часто капризничает. Когда в гости приходит двоюродная сестра, мальчик отбирает у нее игрушки, требует к себе повышенного внимания, не терпит, когда взрослые обращаются к девочке, играют с ними обоими. Родители обращались к различным специалистам по поводу заикания Димы, но считают, что все дело в болезненном состоянии мальчика, в том, что он «нервный, слабый», что к нему нужно относиться бережно. В их понимании «бережно» означает потворствовать во всем и не перечить ни в коем случае.

Дима – это классический образец неправильного воспитания. Ребенок чувствует себя центром вселенной и уверен, что так и должно быть. Он уже прекрасно знает, что мама больше всего на свете боится обидеть его, не угодить, расстроить и, конечно, пользуется этим в полной мере. Нетрудно догадаться, что любая ситуация, в которой Дима столкнется с иным к себе отношением, то есть, когда его будут воспринимать как обычного ребенка, вызовет у него протест, – и это самая настоящая психотравмирующая, стрессовая ситуация для мальчика. Пока он находится дома, родители постараются обеспечить ему режим наибольшего благоприятствования, но остается только предполагать, что произойдет, когда мальчик попадет, например, в школьную обстановку, где ему придется быть одним из многих, а не единственным объектом внимания. Станет ли эта ситуация причиной заикания? Или толчком для ее возникновения?

Бывает и так, что родители вступают в противоборство, стараясь доказать правильность своего метода воспитания и обращения с ребенком. Часто «клин клином» пытается вышибать папа.

Родители Жени работали за границей, поэтому до трех лет мальчик жил у бабушки. Женя рос пугливым, тихим ребенком. Когда родители вернулись домой, они забрали мальчика к себе и отдали в детский сад. И тут выяснилось, что мальчик боится спать в садике, плохо ест, плачет, не хочет играть с другими детьми. Воспитатели предложили забирать малыша домой после обеда, но папа решил принять строгие меры, чтобы закалить ребенка и «сделать его мужчиной», поэтому Женю оставили в круглосуточной группе садика. Через два дня из садика позвонили и сказали, что Женя замолчал, ничего не ест и все время плачет. Малыш не разговаривал несколько дней, а затем у него развилось сильное заикание.

Специалисты всегда стараются анализировать состояние ребенка в комплексе, потому что иногда родители не могут припомнить никакой психотравмирующей ситуации, никакого фактора, послужившего толчком к появлению заикания. Вот почему так важно тщательно собрать анамнез, выслушать близких ребенку людей.

Итак, окружающая ребенка среда имеет огромное значение для нормального функционирования нервной системы маленького человека, то есть от воспитания, которое ребенок получает в семье, во многом зависит его нервно-психическое состояние. К сожалению, порой взрослые взваливают на ребенка непосильное бремя, руководствуясь весьма благими целями. Казалось бы, такая ерунда – выучить стихотворение строк в двенадцать, прочитать быстро и четко рассказ в пару страниц... Действительно, для взрослого человека это нетрудно. Но не стоит делать из ребенка маленького взрослого, ведь малышу многое просто не под силу.

Родителям хочется, чтобы ребенок рос умным, чтобы его способности развивались гармонично, чтобы он всегда радовал успехами, чтобы его достижения были предметом гордости близких. И, казалось бы, обеспечить необходимые условия так просто – записать ребенка в студию, кружок, центр развития, школу и т. д. Ну а дальше дело техники: мама ведет в бассейн, дедушка – на танцы, папа – в музыкальную школу, сестра – в дом детского творчества. Вечером нужно выполнять домашние задания, в выходные – на репетицию. Переутомление сказывается не сразу, усталость накапливается постепенно. Ребенок теряет аппетит, сон становится беспокойным, появляется тревожность: «Успею ли подготовиться, сделаю ли достаточно хорошо, буду ли лучшим, не огорчу ли маму, не разочарую ли бабушку?»

Сережа начал заикаться, когда ему было два годика. До этого возраста, со слов мамы, все было нормально. В два года Сережа переболел пневмонией, долго лечился, ослаб, плохо ел. Заметив запинки в речи мальчика, родители обратились к специалистам, ребенок прошел курс лечения – и все прошло. В садик мальчик ходит охотно, это активный, старательный, жизнерадостный малыш.  

Сейчас Сереже пять лет, и он очень занят: занимается борьбой, танцами, ходит на подготовительные занятия в школу для маленьких и в бассейн. Несколько недель назад, весной, в речи мальчика снова появились запинки. Слушаю Сережу и отмечаю, что темп речи у него ускоренный, частые повторы слов, звуков, слогов, задержки – и типичные речевые судороги.

Конечно, чрезмерные перегрузки неблагоприятно сказалась на состоянии Сережи. Маме и папе следует относиться к сыну особенно бережно: задачи, возложенные на маленького и не очень крепкого человечка, слишком велики. Если в прошлом у ребенка были запинки, быстрая речь, заикание, график его жизни не должен быть слишком напряженным. Усталость, переутомление не позволят ребенку заниматься успешно, а неудачи, неумение справиться с заданием, могут негативно сказаться на состоянии нервной системы.

Растим активного, уверенного, спокойного ребенка

Когда на приеме родители убеждают, что в их роду ни у кого не было проблем с речью, они чаще всего не представляют себе, отчего же ребенок не говорит или говорит плохо, неразборчиво, неправильно, ведь все было нормально. Что значит «нормально»?

Мамы и папы обычно объясняют так: «Стараемся покупать для малыша все, что ему необходимо, ест фрукты и овощи, гуляет, игрушек достаточно, читаем ему, ходим в детский театр».

Но как они отвечают на другой вопрос: «Вы его любите?» Помните вопрос, который задают врачи будущей маме, вопрос, который задают медики во время самого первого осмотра новорожденного? Ребеночек у вас желанный?

Большинство мам и пап без раздумий отвечает положительно, и ответ регистрируется в соответ– ствующих медицинских документах. Все родители любят своего ребенка и хотят заботиться о нем! Всем родителям хочется, чтобы их малыш рос счастливым, здоровым, умным. Но давайте определимся – что такое «желанный ребенок».

Родить ребенка – не так уж сложно с физиологической точки зрения. Гораздо труднее – и это известно всем родителям – вырастить его. Но дело не только в материальной стороне вопроса, хотя и это важно. Дать жизнь маленькому человеку значит прежде всего быть готовым взять на себя ответственность за новую жизнь, открыть свое сердце для любви к сыну или дочке. Прежде чем зачать ребенка, хорошо бы подумать, сможем ли мы обеспечить ему условия для счастливой, полноценной жизни, сможем ли, как это ни банально, прокормить малыша, следить за его здоровьем...

Любим ли мы своих детей?

Представим себе ситуацию в семье накануне рождения ребенка: царит радостное волнение, будущая мама в центре внимания, ее берегут, о ней заботятся, идет обсуждение предстоящих покупок для малыша... Стоит ли говорить о том, какие чувства испытывает будущая мама? Гордость, надежды на будущее, радостное ожидание...

Если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы и счастливы, они должны быть желанными, они должны расти в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы. Мы должны достойно обеспечить ребенка, чтобы он нормально питался, был тепло одет, отдыхал летом, имел возможности для всестороннего развития... Мы должны находить время, чтобы общаться с ребенком. Мы должны правильно воспитывать его. А что это такое – воспитывать?

Прежде всего, это означает, что родители развивают личность ребенка, оказывают влияние на становление его характера, его индивидуальных особенностей. Психика ребенка – характер, эмоционально-волевая сфера, стиль поведения, интеллект – основа его личности. Воспитывать – не значит следовать принципу: «Я сделаю из него то, что хочу». Нет, воспитать значит дать ребенку возможность правильно выбрать свой путь, достичь своей цели, реализоваться. Заставлять ребенка идти по пути, по которому маме или папе хотелось пройти самим, но не получилось, – опасная политика.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.