Драгоценный камень, или сокровище — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Драгоценный камень, или сокровище

2019-10-25 435
Драгоценный камень, или сокровище 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(санскр. ratna, тиб. rin chen, rin ро che) или (санскр. mani, тиб. nor bu)

В древнеиндийской традиции выделялось девять драгоценных камней (наваратна), отождествляющихся с девятью планетами (навагриха):

1) жемчуг (Луна), 2) рубин (Солнце),

3) топаз или жёлтый сапфир (Юпитер), 4) бриллиант (Венера), 5) изумруд (Меркурий), 6) красный коралл (Марс), 7) синий сапфир (Сатурн),

8) тёмно-красный гессонит, или го- меда (Раху), 9) кошачий глаз, или ла- шунъя (Кету). Раху и Кету — это две тёмные «планеты затмений», они соотносятся с северной и южной точками пересечения орбиты в западной астрономии. Эти точки являются восходящими и нисходящими точками эклиптики, где плоскости орбиты Луны вокруг Земли и плоскость орбиты Земли вокруг Солнца пересекают-

ся, создавая планетарные тени, вызывающие затмения.

В тибетской традиции приводится перечень из пяти или семи драгоценных веществ. Первые четыре — это золото, серебро, коралл и жемчуг, пятое — это вайдурья, бирюза, или «драгоценные камни». В некоторых перечнях хрусталь заменяет жемчуг, а на месте «драгоценных камней» может встречаться изумруд. Когда приводится перечень из семи драгоценных веществ, они обычно имеют такую последовательность: золото, серебро, коралл, жемчуг, вайдурья, бриллианты и драгоценные камни. Вайдурья часто отождествляется с бриллиантовой синевой ляпис-лазури (санскр. rajavarta), но правильное определение вайду- рьи — это синий берилл, или аквамарин. Драгоценный камень вайдурья бывает белого, жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, берилл является единственным полудрагоценным камнем, охватывающим такой цветовой спектр.

В тибетском искусстве изображения драгоценных камней встречаются в изобилии, они появляются как подношения, украшения и атрибуты. Сравнения с драгоценными камнями, например «красный, как рубин или коралл», весьма распространены в описаниях божеств и мандал, а пять первостепенных цветов — синий, белый, жёлтый, красный и зелёный — часто сравниваются с драгоценными камнями и металлами. Термины, которыми в тибетском языке и на санскрите обозначаются «драгоценности», часто применяются к великим индийским пандитам (санскр. rat- па) и воплощённым тибетским ламам (санскр. rinpo che). «Драгоценное сокровище» и «драгоценность, исполняющая желания» — это термины, применяемые к буддам и их учениям, а Три драгоценности — это синоним Будды, Дхармы и Сангхи.

В качестве подношений драгоценные камни обычно изображаются круглой или грушевидной формы. Они окрашиваются по отдельности в углубляющейся тоновой градации снизу вверх, на конце обычно обозначаются несколькими округлыми золотыми линиями, символизирующими их сияние. Они могут быть выставлены в многоцветные линии или составлены в пирамиды, которые часто изображаются перед благоприятными подношениями, например семь объектов владения чакравартина. Подношения драгоценностей и атрибуты из драгоценных камней также могут изображаться в виде многогранных драгоценностей.

Как украшения, драгоценности изображаются во множестве разнообразных форм, представляя восемь драгоценных украшений, которые носят мирные божества самбхогакаи и бодхисаттвы. Восемь драгоценных украшений включают: 1) украшенную драгоценностями корону или тиару, 2) серьги, 3) короткое ожерелье или колье, 4) ожерелье средней длины, достигающее сердца, 5) длинное ожерелье, спускающееся ниже пупка, 6) браслеты на запястьях и браслеты для ношения выше локтя, 7) ножные браслеты, 8) украшенный драгоценностями ремень. Наиболее часто в описаниях божеств встречаются украшения из белого жемчуга (тиб. mu tig) и красного коралла (тиб. Ьуи ги) — это символизирует союз луны и солнца, метода и мудрости, белой и красной бодхичитты, семени и менструальной крови. Короны, которые носят мирные божества, украшены пятью драгоценными камнями, водружёнными на лотосы. Цвета этих камней соотносятся с цветами пяти будд, центральный камень окрашивается в соответствующий цвет семейства, к которому принадлежит будда, а другие четыре камня последовательно окрашиваются по направлениям мандалы.

Как атрибут драгоценность встречается в руках у большого количества буддийских божеств, особенно у тех, кто ассоциируется с богатством и процветанием. Драгоценность может изображаться в виде драгоценного камня грушевидной формы, вершина которого окружена пламенем, или как многогранная драгоценность, которая описывается ниже. Богиня богатства Васудхара выполняет жест «дождь драгоценностей» (тиб. пи ро che' i char 'bebs pa), при этом поток драгоценностей чудесным образом возникает из её ладони.

ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ЖЕЛАНИЯ (санскр. chintamani, тиб. yid bzhin nor bu)

Считается, что драгоценность, исполняющая желания, существует как в мире богов, так и в измерениях нагов. Великий царь нагов часто изображается с этой драгоценностью, которую он держит зажатой в ладонях. Считается, что, являясь одним из семи объектов владения чакравартина, или «вселенского монарха», эта драгоценность исполняет все альтруистические желания своего обладателя. Она часто изображается на седле драгоценного коня чакравартина, на молитвенных флагах коня ветров (тиб. rlung rta), распространяющих благословения во всех направлениях. Будда и его учения, в сущности, являются проявлениями чинтамани, или драгоценности,

Многогранная драгоценность, исполняющая желания

исполняющей желания, а приставка «Чинтамани» используется в именах некоторых бодхисаттв, таких как Ава- локитешвара или Тара.

Драгоценность, исполняющая желания, может выглядеть как красный, оранжевый, зелёный или синий грушевидный драгоценный камень, пребывающий в лотосе и окружённый ореолом пламени или огненного света. Также она может изображаться в форме восьмигранного сокровища, которое рисуется как три продолговатых, утолщённых с одного конца стебля с тремя поднимающимися над ними драгоценностями. Округлое основание этих трёх главных стеблей часто находится на лунном диске и лотосе, а сами стебли связаны в месте сужения шёлковой лентой или золотым ободом. В действительности изображаются только шесть из восьми разноцветных граней драгоценности, в то время как две грани загорожены основным скоплением.

Как атрибут драгоценность, исполняющая желания, встречается в руках у Гухьясамаджи и некоторых форм Авалокитешвары и Тары. Чинтамани Тара может быть показана срывающей драгоценности с дерева, исполняющего желания, и дарующей их живым существам. Драгоценность, исполняющая желания, также изображается на вершине узлов из волос на макушках некоторых бодхисаттв и божеств-идамов.

ности на уровне его ствола и корней. Париджата часто отождествляется со своим земным аналогом — индийским коралловым деревом (лат. Eyrthina indica), но чаще всего дерево, исполняющее желания, изображается как дерево магнолии или красного жасмина (санскр. champaka). Оно описывается как имеющее золотые корни, серебряный ствол, ветви из ляпис-лазури, листья из коралла, цветы из жемчуга, бутоны из драгоценных камней и цветы из бриллиантов. В иконографии дерево, исполняющее желания, может изображаться в пейзаже, украшенное цветами, шелками и нитями драгоценных камней. Маленькое дерево, испол-

ДЕРЕВО, ИСПОЛНЯЮЩЕЕ ЖЕЛАНИЯ

(санскр. parijata, kalpavriksha, тиб. dpag bsam gyi shing)

Говорится, что париджата, великое дерево, исполняющее желания, поднявшееся на поверхность первозданных вод во время пахтанья космического океана, расцветает на вершине горы Меру в центральном из пяти райских садов Индры. В середине каждого из этих садов растёт по одному дереву, исполняющему желания; эти деревья известны как харичандана, калпа, париджата, мандара и сантана. Именно из-за дерева, исполняющего желания, асуры ведут непрерывную войну с девами или богами, поскольку небожители- боги свободно вкушают божественные плоды этого дерева и наслаждаются его цветами, в то время как ревнивые полубоги пребывают в сравнительной бед

няющее желания, может изображаться увенчивающим сосуд долгой жизни в руках божеств долголетия, таких как Амитаюс и Ушнишавиджая. Богиня Шраманадева держит в левой руке драгоценную ветвь этого дерева.

КРИСТАЛЛ

(санскр. sphatika, тиб. shel)

В передаче учений дзогчен, или Великого совершенства, кристалл горного хрусталя (тиб. man shel) может быть символически показан во время посвящения, чтобы ознакомить ученика с совершенной ясностью его ума. В своей книге «Кристалл и путь света» Намкай Норбу Ринпоче описывает, как зеркало, кристалл и хрустальный шар могут использоваться в дзогчен, для того чтобы проиллюстрировать три состояния сущности, природы и энергии. Здесь зеркало необусловленно отражает свет, кристалл необусловленно преломляет свет, а хрустальный шар оказывается удерживающим внутри себя образ. Как ритуальный объект, лучистый кристалл встречается в некоторых иллюстрациях к книге «Тайные видения

Пятого Далай-ламы». В этом тексте сказано, что кристалл используется на четвёртой стадии инициации для ознакомления с лучезарной природой ума и для объяснения ученику этой природы. Сияющий кристалл также встречается на нескольких фресках дзогчен из Лукханга, или «молельни царя нагов», эти фрески были нарисованы во время недолгого правления Шестого Далай-ламы (1697—1706). В дзогчен соответствующие символы кристалла и павлиньего пера могут использоваться для обозначения эзотерической передачи учений о «прорыве через противодействие» (тиб. khregs chod) и о «прямом переносе» (тиб. thod rgal).

Как драгоценный камень или вещество, кристалл составляет восточную сторону горы Меру, также он может использоваться для описания многих качеств и атрибутов пребывающих в восточном направлении божеств и духов. Для вырезания маленьких ступ- реликвариев, статуй и ритуальных приспособлений иногда используется горный хрусталь, поскольку прозрачная ясность горного хрусталя символизирует «алмазную» или подобную ваджре природу этих объектов. В индуистской традиции из горного хрусталя традиционно вырезаются Шива-лингамы иянтры. Этиянтры, или «устройства», наряду с широким многообразием маленьких религиозных скульптур из других полудрагоценных камней, можно легко купить на туристических базарах Индии и Непала.

Как атрибуты лунный кристалл (санскр. chandra-kanta), или водный кристалл (тиб. chu shel), и солнечный кристалл (санскр. surya-kanta), или огненный кристалл (тиб. те shel), держит в двух правых руках Авало- китешвара в своей форме «Владыки пространства». Водный кристалл обладает свойством охлаждать жидкости или солнечный свет, а огненный кристалл функционирует как увеличительное стекло для концентрации солнечных лучей и получения священного огня. Две формы Авалокитешва- ры, которые защищают от восьми великих страхов, также держат в руках эти атрибуты. «Защитник от огня» держит в руках охлаждающий лунный кристалл, а «Защитник от слонов» держит в руках пламенный солнечный кристалл. Четырёхрукий Ава- локитешвара и четырёхрукий Белый

Амитаюс часто описываются держащими в руках хрустальные чётки. В руках многих божеств ваджраяны иногда встречается хрустальный кувшин, или сосуд.

КАМЕНЬ ЗИ

(тиб. gzi)

Полосатый, или травлёный агат, на тибетском известный как камень зи, используется в качестве амулета, защищающего от всех вредоносных влияний. Источник происхождения этих камней, которые часто встречаются поблизости от древних мест захоронения или на свежевспаханных полях, считается доисторическим и окружён

мифами и легендами. По одному поверью камни зи — это живые создания или черви, которые превращаются в камни, стоит их только увидеть или прикоснуться к ним. Другое поверье гласит, что это драгоценности, выброшенные богами-небожителями, когда драгоценности износились или на них появились сколы. По другим поверьям, камни зи — это упавшие плоды небесного дерева, исполняющего желания, испражнения мифической птицы Гаруды или рассыпавшийся драгоценный клад легендарного тибетского героя Гесара из Линга, похитившего его из сокровищницы царя страны Таджик (Персия).

Камни зи, как правило, классифицируются на две основные разновидности: цилиндрический коричневый или чёрный агат с белыми полосками и круглыми «глазами» или кольцами и округлый халцедон или разновидность сердолика со спиралевидным узором цвета красной охры, с белыми или с золотыми полосами. Зи также делятся по форме на «женские» зи — тонкие и заострённые — и «мужские» зи, которые толще и имеют форму бочонка. Самыми ценными из всех камней зи считаются цилиндрические коричневые или чёрные агаты, отмеченные девятью белыми «глазами» внутри углового узора, напоминающего форму свастики. «Девятиглазые» камни зи невероятно редки и дороги, в Тибете их рыночная стоимость приравнивалась к стоимости скромного дома или нескольких килограммов серебряных слитков.

Техники травления узоров в халцедоне, сердолике и непрозрачном агате, вероятно, применялись на обширной территории, протянувшейся между долинами рек Инд и Тигр, с III тысячелетия до н. э. Сначала тростниковой ручкой или кисточкой на камень цилиндрической формы наносится узор из густого раствора карбоната натрия (хозяйственная сода). После застывания пасты камень ненадолго помещается в горячую золу и там затвердевает. После охлаждения и очищения на тёмном камне остаётся белый глазурованный или втравлённый узор. Обратный процесс может производиться помещением камня целиком в раствор карбоната натрия, вытравливанием добела через нагревание и нанесением чёрных узоров на белый камень при помощи раствора нитрата меди. Самые ранние узоры зи состояли из полос или пятиугольных структур. Лучшие камни — непрозрачные, без щербинок, с узорами, глубоко погружёнными внутрь камня и с гладкой глянцевой патиной.

В прошлом веке было налажено массовое производство имитаций камней зи. Теперь копии изготовляются из фарфора, пластика, смолы, ячьего рога и стекла в Индии, Непале, Китае и Тибете. Чрезвычайно красивые и дорогостоящие копии производятся на Тайване с применением оригинальной техники термического травления.

Поскольку камни зи имеют исключительно тибетское происхождение, в индийском искусстве они не встречаются в качестве атрибутов и не сравниваются с индийскими буддийскими божествами. Однако они часто упоминаются в описаниях бонских божеств.

МАНГУСТ

(санскр. nakula, тиб. пе' и 1е)

Мангуст, или «драгоценный мангуст» (тиб. gter gyi ne'u le), изрыгающий поток драгоценностей из своего открытого рта, — это главный атрибут в левой руке божеств богатства — Дзамбалы, Вайшраваны или Куберы. Его также держит в левой руке Архат Бакула, который гладит и сжимает мангуста, извергающего поток драгоценностей. Символ дождя из драгоценных камней или мангуста, изрыгающего драгоценности, когда его сжимают божества, берёт своё начало в среднеазиатской традиции использования шкуры мангуста как кошелька или сумки для сокровищ, из которой монеты, драгоценные камни или ракушки каури можно было достать через рот животного. Также мангуст — это традиционный враг нагов или змей, являющихся охранителями сокровищ. Индийский или среднеазиатский мангуст часто неверно определяется как ихневмон, являющийся обитателем Северной Африки. Как атрибут в руках божеств, мангуст символизирует щедрость, исполнение желаний, дарование сокровищ и духовных достижений (санскр. siddhi).

ЗОЛОТОЙ ХЛЫСТ

(санскр. suvarna-ashvakasha)

Золотой хлыст (тиб. gser gyi rta Icag) — это атрибут, который держат в правой руке определённые гневные божества- всадники, такие, например, как Гесар из Аинга. Золотая рукоять хлыста

в основании отмечена половиной ваджры, или драгоценностью. К вершине древка прикреплены несколько прядей верёвки, слегка расходящихся, как струящиеся лучи стилизованной радуги. Владение хлыстом символизирует власть, контроль и подчинение.

ЗОЛОТЫЕ СЕРЬГИ И КОРОНА СДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ (санскр. kanaka-kundala, тиб. gser gyi rna rgyan)

просветления. В возрасте шести лет он стал учеником своего просветлённого отца, а позднее был признан самым искусным в «трёх высших дисциплинах» (санскр. trishiksha) — этике, медитации и мудрости. Корона с драгоценными камнями украшает головы самых мирных мужских и женских божеств, а пять её драгоценностей представляют преобразование пяти совокупностей и заблуждений в мудрости пяти будд.

Пару золотых серёжек держит в руках Архат Калика, получивший эти атрибуты от богов как символ того, что они услышали и поняли «золотую Дхарму», которую он проповедовал в их мире. Серьги — это символ совершенства терпения, понимания устных наставлений и отречения. Тяжёлые золотые серьги, которые носили представители индийской знати, заставляли мочки ушей растянуться зачастую на длину от пяти до шести ангул. Женские и мужские бодхисат- твы, украшенные пятью шёлковыми одеяниями и восемью драгоценными украшениями древних индийских принцев, носят эти тяжёлые золотые серьги в своих длинных мочках. Будды, отрёкшиеся от всех мирских богатств и украшений, изображаются с длинными мочками ушей без украшений, как символ их отречения.

Корону, или тиару с драгоценными камнями (санскр. mukuta, тиб. cod pan, dbu rgyan), держит в руках Архат Рахула, получивший этот атрибут от богов как чудесным образом возникшее подношение за учение, которое он даровал в их мире. Рахула был сыном исторического Будды Шакьямуни, считается, что он провёл в утробе матери до рождения шесть лет, родившись точно в тот момент, когда Будда достиг

НЕБЕСНЫЙ ДВОРЕЦ

(санскр. vimana, рига, тиб. gzhal med khang)

Изображение маленького дворца, строения с несколькими этажами (санскр. kutagara, тиб. khang brtsegs), или особняка (тиб. khang bzang), встречается в качестве атрибута в руках некоторых божеств. Это строение представляет или божественный город Индры (санскр. svarga) на вершине горы Меру, или дворец, в центре мандалы которого обитает определённое божество.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.