Глава 12. Сражение с Кастером — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 12. Сражение с Кастером

2019-10-25 240
Глава 12. Сражение с Кастером 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда 25 июня 1876 г. Джордж Кастер атаковал лагерь шайеннов и сиу, это не было для них неожиданностью, как думают многие (1). Индейцы знали, что солдаты ищут их, поэтому ожидали каких-нибудь событий. Утром в день сражения мой дед Хромой Белый Человек сообщил моей бабушке, что на реке Роузбад разведчики индейцев обнаружили солдат, а чуть позже, на реке Йеллоустоун, – снабжавший их провиантом пароход (2). Воины Белого Человека Медведя (второе имя Чалый Медведь) ехали в Черные Холмы и наткнулись на белых. Через другую группу разведчиков, направляющуюся домой, они сообщили об их присутствии. Эта новость быстро облетела индейцев, и они начали собираться у Литтл Хорн.

Белые также были информированы о расположении индейцев. Один из находившихся на службе у Кастера разведчиков кроу, Белый Человек Гонит Его, рассказывал, что они обнаружили противника, и каждый день докладывали Кастеру о его местопребывании. Таким образом, и та, и другая сторона не действовала в слепую (3).

После того, как на Литтл Хорн был поставлен основной лагерь, вожди сиу собрали всех других вождей, чтобы выработать единую линию поведения на случай прихода солдат. Они решили пока не предпринимать никаких действий, посмотреть, как поведут себя пришельцы, и если они будут настроены мирно, вступить с ними в переговоры. «Возможно, они не хотят отводить нас в резервацию, а им нужно что-то другое, – рассуждали они. – Нужно поговорить с ними. Но если они хотят сражаться, мы предоставим им такую возможность, поэтому пусть все воины будут готовы» (4).

Кроме того, они решили, что военные общества будут охранять лагерь, чтобы отдельные воины не смогли его покинуть. Встретить врага первым считалось великим подвигом, но вожди не хотели допускать преждевременных стычек. Таким образом, военные общества сиу и шайеннов выставили охрану. Каждое общество выделило лучших воинов, и к вечеру они заступили на дежурство. Получилось от десяти до двенадцати постов на обоих берегах реки, в местах с хорошим просмотром местности. Их можно было увидеть вдоль холмов на закате солнца (5).

Соплеменники обычно слушались распоряжений военных обществ, ведь за непослушание следовало строгое наказание. Но этой ночью юноши решили нарушить указ. Вскоре после начала патрулирования к моему сводному деду пришел его друг Большая Нога. «Волчий Зуб, – сказал он, – я думаю, мы сможем сбежать. Если кто-нибудь еще сделает то же самое, мы встретим врага на Роузбад».

Они стали наблюдать за охраной и строить план побега. Патрули находились на восточной стороне реки: на холмах, где позже сражались солдаты Рено и Кастера, но больше всего их было на высоких холмах в устье ручья Магический Хвост. Затем они нашли решение. После захода солнца заговорщики перевели своих лошадей на западный берег реки и оставили пастись, чтобы забрать на следующее утро. Затем вернулись в лагерь. Но когда опустилась темнота, они забрали лошадей и спустились к реке. Услышав чужую лошадиную поступь, они притаились, а когда шум стих, осторожно вошли в реку, так, что вода почти не плескалась. Переправившись без происшествий на другой берег, они всю ночь просидели в кустах, где их было невозможно обнаружить.

В это время индейский лагерь ожил. Несколько юношей сиу объявили, что приняли обет смертника, и индейцы собрались, чтобы посмотреть пляску в их честь. Обет смертника означал решение погибнуть в следующем сражении. Он впервые появился у шайеннов, а затем его переняли сиу. Пляску церемонии смертников они назвали Танцем Умирающих. Среди присутствующих было много шайеннов, потому что одновременно с сиу этот обет приняло несколько наших юношей. Старики Пятнистый Лось и Изогнутый Нос хорошо помнили эту ночь и рассказали мне о ней. Оба они умерли уже в наше время. Старики, которые тогда были еще юношами, говорили, что церемония началась ранним вечером, и когда они подошли к расчищенной площадке в верхнем лагере, там уже плясали, при этом мужчины и женщины пели так громко, что молодые люди в этом шуме не слышали себя.

Они не подсчитывали число участников, им это не пришло в голову, хотя Пятнистый Лось прикидывал позже, что их было не больше двадцати человек. Они запомнили имена тех юношей шайеннов: Маленький Вихрь, Порезанный Живот, Сжатая Рука и Шумная Походка. На следующий день все они будут убиты. Но этой ночью ни один из них не знал об этом.

Многие шайенны, и среди них моя бабушка, Женщина Близнец – жена Хромого Белого Человека, единственного вождя шайеннов, убитого в сражении, помнили, что на следующее утро было традиционное шествие юношей смертников, оно устраивалось сразу после пляски. С каждым молодым человеком шел старик и призывал зрителей хорошенько посмотреть на тех, кто не вернется из следующего сражения. Они обошли лагерный круг шайеннов снаружи, а затем изнутри и вернулись обратно (7).

Во время этого торжества три мальчика шайенна пошли на речку купаться. Чарли Быстрая Голова, Уильям Желтый Плащ и Блуждающая Магия были в воде, когда послышался шум, и вдоль отмели проскакали одетые для битвы индейцы. Они вопили, стреляли, и кто-то из них прокричал: «Солдаты напали на лагерь». Мальчишки тут же забыли о купании, вылезли из воды и бросились домой. Они прибежали к холмам на западной стороне реки, и Быстрая Голова со своим старшим братом, который пришел следом, поймали лошадь брата (8), сели на нее вдвоем и присоединились к женщинам и детям, которые уже смотрели на разворачивающееся сражение (9).

Желтый Плащ имел хорошего коня, но он оборвал привязь и убежал, поэтому мальчику пришлось искать другого, пока, наконец, он не поймал плохо прирученного жеребенка. Им нельзя было управлять, но зато он бежал следом за другими через холмы. Если бы у Желтого Плаща была своя лошадь, он бы принял участие в битве.

После того, как окончилось шествие, рассказывала моя бабушка, шайенн по имени Высокий Сиу соорудил недалеко от лагеря потельню, и Хромой Белый Человек отправился «потеть». Они закрывались в ней несколько раз – обычно это делается четыре раза – и плескали воду на раскаленные камни, от чего поднимался пар. Но на второй или третий раз они услышали, как в лагере поднялся шум (10).

Бабушка не знала, откуда пришли солдаты, она только видела некоторых из них вдали, за деревней. И еще больше солдат переправлялась через реку (11).

Мужчины выползли из потельни и бросились к своим семьям: сажать их на лошадей и отправлять подальше от сражения. В конце концов, у Хромого Белого Человека уже не оставалось времени на облачение в военную одежду. Он только успел обернуть себя одеялом, схватить мокасины, пояс и ружье. Проводив немного мою бабушку к небольшим холмам на западе, он вернулся назад и помчался за остальными воинами.

Волчий Зуб и Большая Нога вылезли из кустов задолго до этих событий. Вначале они увидели на холмах патрули индейских воинов, поэтому им пришлось снова спрятаться на некоторое время. Затем они стали красться вдоль реки, пока не повстречали других воинов. Около пятидесяти человек сбежало из лагеря и перепавилось через реку. Они собрались вместе ниже по ручью, который течет с севера, от нынешнего хайвэя No 212, и были уже на полпути к поросшему лесом холму, когда услышали крик. Волчий Зуб оглянулся и увидел позади себя, примерно на расстоянии мили, всадников. Они кричали и показывали знаками вернуться (12). Воины развернулись и поскакали обратно, это были сиу, Большая Нога понимал их язык. В это время солдаты уже спускались к деревне. Затем беглецы поскакали назад к ручью, где с вершины холма они могли бы следить за окрестностями. Когда же они пришли к этому месту, они увидели последних солдат Кастера, спускающихся к реке и исчезающих из поля их зрения. Люди Рено к этому времени уже напали на индейцев с другой стороны, хотя им это еще не было известно.

Как только солдаты исчезли, группа Волчьего Зуба разделилась. Часть последовала за солдатами, а остальные поскакали наперерез. Они нагнали отставших и напали на них с двух сторон. Солдаты открыли стрельбу. Это была первая небольшая стычка. Вскоре оба отряда индейцев отошли в холмы, а солдаты двинулись к южному гребню, к тому месту, где сейчас стоит памятник (13).

Затем они стали спускаться по гребню, туда, где теперь находится кладбище. В это время индейцы, 40 или 50 человек, вышли возле места памятника и начали обстреливать солдат. Солдаты продолжали спускаться к реке напротив лагеря шайеннов, но были обстреляны из зарослей в низине несколькими воинами, которые переправились к этому времени через реку. Это заставило солдат повернуть на север. Они уходили туда, откуда пришли, и остановились, достигнув места нынешнего кладбища. Здесь они находились довольно долго, двадцать или более минут (14).

Индейцы нередко отпускали шутки по этому поводу. Согласно рассказу Бобрового Сердца, когда разведчики доложили Кастеру о деревне индейцев, он сказал: «Когда мы войдем в этот лагерь, я найду девушку сиу с самыми большими зубами лося на ее платье и заберу ее с собою». И индейцы говорили, что именно ее он и высматривал в течение 20 минут (15).

Среди воинов, переправившихся через реку и обстрелявших солдат Кастера, когда те спустились к реке, был Висящий Волк. Он рассказывал, что они ранили одну лошадь, и она сбросила седока, но солдаты взяли его с собой, когда отошли на север. Пока они взбирались на вершину, все больше воинов сиу переправлялись на другой берег. Подвешенный Волк предположил, что солдаты могли пройти между рекой и вершиной гряды и соединиться с Рено. Но они упустили момент, потому что за большой грядой, где сейчас находится монумент, к отряду, в котором ноходился Волчий Зуб, подходило все больше воинов.

Волчий Зуб и его отряд в это время поднимались по хребту над солдатами. Кастер же отходил к центру большого котлована за памятником. Солдаты из роты серых лошадей спешились и стали подниматься вверх пешком. Если бы здесь не было так много индейцев, они могли бы отступить и соединиться с Рено. Но на склонах их было слишком много, кроме тог, с противоположной стороны также велся интенсивный огонь (16).

Большинство шайеннов сражалось против отряда Кастера, но один или два были с воинами сиу, атакующими солдат Рено (17). Бобровое Сердце видел, как люди Рено пытались укрыться в деревьях возле деревни, но почти все были уничтожены. Они вскочили на коней, поскакали вдоль окраины рощицы тополей к берегу реки и начали переправляться. Но место переправы было неудобным, другой берег реки был выше, и лошадям приходилось прыгать, чтобы взобраться на верх. Некоторые срывались с мокрого и скользкого откоса и солдаты, пытавшиеся бежать, были убиты. В конце концов, оставшиеся достигли холмов, один из которых называется сейчас холмом Рено, и закрепились там.

Это произошло примерно тогда, когда Кастер направлялся к лагерю шайеннов. Трудно было уследить за всеми событиями в двух местах. Как только Рено закрепился на холмах, многие индейцы повернули назад и приняли участие сразу в двух сражениях, но никто из них не видел всей битвы в целом. Большая часть индейцев была все-таки на месте сражения с Кастером. Волчий Зуб говорил, что они все стреляли в его солдат с хребта, при этом они не рисковали зря, а находились в укрытии. Вскоре пришли глашатаи и, встав за линией стрелков, стали на языке сиу объявлять о подходе юношей-смертников. Они призывали воинов следить за их атакой со стороны реки, и когда она начнется, самим бросится в рукопашную схватку. В этом случае солдаты не смогут стрелять и будут стиснуты с двух сторон.

Смысл этого плана был в том, что юноши-смертники должны были заставить солдат развернуться, отвлечь внимание на себя и позволить остальным индейцам приблизиться незамеченными. Глашатаи дважды повторили свое объявление. Большинство шайеннов не понимало их, но сиу, находисшиеся рядом, объяснили им смысл сказанного.

Таким образом, юноши-смертники вступили в сражение последними. Волчий Зуб рассказывал, что они ждали их, и те выехали ниже того места, где они находились. Юноши скакали в том направлении, где сейчас находится музей. Некоторые из них повернули к серым лошадям солдат и стали их угонять. Но позже почти все эти кони убежали, за исключением тех, которых застрелили. Остальные атаковали солдат в лоб, отставшие, отогнали лошадей и последовали за ними.

Юноши-смертники бросились в рукопашную, и все были либо убиты, либо смертельно ранены. Когда солдаты открыли по ним огонь, индейцы, которые были с Волчьим Зубом, напали на них с другой стороны. Но у солдат уже не было времени прицелиться. Индейцы находились за их спинами и среди них. Некоторые пытались бежать вдоль гряды, затем они разделились, одни перешли на ее левую сторону, другие – на правую. Но, не успев далеко уйти, они все были убиты.

Все смешалось. В этой кутерьме нельзя было определить, где находился тот, или иной человек. Лошади топтали солдат и лягали друг груга. Враги сошлись вплотную, и можно было, не целясь, стрелять в любую сторону. Некоторые индейцы утверждали, что это было не так опасно, нежели в сражении, где противники находились на большом расстоянии друг от друга и тщательно целились. Когда солдаты опустошили свои пистолеты, у них уже не осталось времени, чтобы перезарядить их. Хотя у индейцев его тоже не было. Зато они имели палицы и топорики, в то время как солдаты – главным образом огнестрельное оружие. Им пришлось исполозовать его в рукопашной. Воин сиу – Зловонный Медведь, видел, как один индеец атаковал солдата. Тот схватил свое ружье за ствол и с такой силой ударил нападавшего, что, свалив его, сам перекувыркнулся через голову.

Желтый Нос увидел, как два индейских пони помчались навстречу друг другу, столкнулись, упали и покатились. Он чуть было не врезался в них, но вовремя свернул. Это произошло ближе к концу сражения, когда поднялась такая пыль, что Желтый Нос с трудом различал что-либо. Он развернул коня, снова бросился в атаку и невдалеке увидел американский флаг, установленный в кустах полыни. Это была единственная вещь, стоящая на этом месте. На другой стороне продолжали отбиваться несколько солдат. Тогда он на скаку схватил флаг и бросился в сражение, используя флаг в качестве жезла «ку» для прикосновения к солдатам (19).

Желтый Нос рассказывал эту историю много раз. Иногда он иллюстрировал ее танцами. Например, в Оклахоме, когда Воины-Псы всю ночь напролет пели песни. Ранним утром они с танцами отправились в центр селения, и всякий храбрый воин, пешком или на лошади, мог присоединиться и рассказать о своих подвигах. После этого случая я также слышал пересказ этой истории. Хотя в том сражении из-за неразберихи ку засчитывались в полнейшем беспорядке. Никто не мог с уверенностью сказать, что он действительно первым коснулся врага, поскольку его тут же касалось еще несколько воинов.

После того, как юноши смертники вступили в бой, он продлился еще, может быть, полчаса. Позже многие соглашались с Волчим Зубом, что если бы не юноши смертники, сражение могло окончиться так же, как с Рено. Здесь бой происходил на расстоянии, и не было юношей, готовых бросится в рукопашную и умереть (20). Индейцы высказывали и другое соображение: если бы Кастер не сделал остановку на хребте, а продолжил отход, он смог бы соединиться с Рено. Но, по-видимому, он считал, что сможет сдержать натиск индейцев и дать им отпор.

Всех интересует вопрос: кто убил Кастера? Я дважды переводил людям, которые искали на него ответ, хотя едва ли кто-нибудь мог видеть это, потому, что стреляющих индейцев было очень много. Никто не мог сказать, кого убила его пуля. Одно время ходил слух, что кто-то знает, но молчит, опасаясь последствий. На это можно ответить словами Пятнистого Черного Дрозда: «Если бы мы видели, куда падает каждая пуля, мы бы знали. Но в тот день летало сотни пуль» (21). Хотя, по-прежнему, на этот счет существует множество версий. Я даже слышал, что шайенны пришедшие посмотреть на танец победы сиу, видели голову Кастера на шесте, недалеко от костра. Но по другой версии его даже не оскальпировали. Во всяком случае, теперь все уже в прошлом, и если кто-нибудь что-то и знал, сейчас слишком поздно выяснять это (22).

После окончания сражения брат моей бабушки Высокий Бык пришел и сказал: «Готовь травуа, один из убитых мой зять. Мы пойдем и привезем его тело». То был мой дед, Хромой Белый Человек. Итак, они пошли туда, где он лежал. Он лежал обнаженный, потому что, как я уже говорил, у него не было времени облачится. Кто-то из сиу спутал его с индейцем-разведчиком Кастера, те сражались раздетыми, и снял скальп с его макушки. Неподалеку лежало тело еще одного шайенна, Шумная Походка. Место их гибели было единственным, отмеченным на поле сражения (23).

Хромой Белый Человек был самым старым из убитых шайеннов и единственным вождем, которого они потеряли в сражении. Я слышал, что у сиу убили 66 человек, а у шайеннов 7, но в действительности потери могли быть гораздо больше. Всех своих мертвых индейцы вынесли с поля битвы. Четверо шайеннов были убиты наповал, а остальные тяжело ранены. Двое из них умерли этой же ночью, а третий – на следующий день. Это были: мой дед Хромой Белый Человек; Шумная Походка – сын Белого Быка, или Льда; Римский Нос – сын Длинного Роуча; Вихрь – сын Черного Журавля; Гибкие Кости; Разрезанный Живот и Сжатая Рука. Из них Сжатая Рука, Разрезанный Живот, Шумная Походка и Вихрь были юношами-смертниками (24).

Шайенны похоронили мертвых на другой стороне реки, там, где сейчас проходит железная дорога. Кто-то говорил, что скончавшихся после битвы перенесли к развилке ручья Рено, восточнее и на расстоянии нескольких миль от реки. Мы осмотрели то место и над песчанниковой скалой нашли нишу, где было место для двух или трех тел, это было погребение старого типа, со шкурами и подушками, набитыми оленьей шерстью. Скалу кто-то сдвинул, и вокруг нее лежало много вещей и несколько человеческих костей. Возможно, это и было то самое захоронение. Нашли и место, где погиб мой дед. Метка означала: «Хромой Белый Человек, вождь шайеннов, пал здесь». Хотя он не был истинным вождем. Вождям шайеннов полагалось оставаться позади сражающихся. Но один из них мог быть вместе с воинами, и младшие вожди часто так и поступали (25).

Шайенн Деревянная Нога в своей книге рассказал о том, как убили моего деда. Он опознал тело по рубахе и военному головному убору. Но он ошибся. На Хромом Белом Человеке не было ничего кроме одеяла и мокассин. На облачение у него не было времени, он даже не успел заплести волосы. Поэтому сиу приняли его за разведчика Кастера и оскальпировали (26). Деревянная Нога припоминает и другие подробности. В частности, что солдаты были пьяны, и многие покончили с собой. Однажды я водил к нему двух военных, желавших поговорить с ним. Я был переводчиком. Они дали ему немного табаку, денег, другие подарки, и спросили насчет пьяных солдат. Он рассмеялся и ответил, что индейцев было слишком много, но солдаты сражались отлично и, если бы они были пьяны, им бы не удалось убить столько индейцев. Но в книге было написано иначе (27).

После окончания сражения индейцы вернулись на поле битвы, чтобы взять мертвых и собрать вещи убитых солдат. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь из них уродовал трупы. Я расспрашивал многих, и болшинство ответило, что они не делали этого. Хотя некоторые сказали, что видели других за этим занятием. Нескольких солдат оскальпировали, но я не думаю, чтобы скальпы приносили в лагерь. Родственники убитых на Песчанной речке (Сэнд-крик) отрубали трупам солдат головы, руки, другие органы.

В распоряжении победителей оказались все трофеи, но индейцы не пользовались штанами и башмаками, некоторые утверждали, что даже не касались этих вещей, в то время как другие говорили, что они брали их. Но родственники погибших на Песчанной речке, я думаю, могли раздевать солдат (28).

Я спрашивал мою бабушку, ходили ли она туда? Потому что женщины могли собирать трофеи наравне с мужчинами. Но она ответила, что в это время еще не закончилось сражение с Рено, и многие женщины боялись находиться рядом с полем битвы, потому что солдаты могли прорваться и пойти в том направлении. Кроме того, бабушка была занята телом моего деда. Что касается изуродованных трупов солдат, я думаю, многие просто не признавались в том, что они сделали. И в результате позже никто не мог рассказать, как индейцы поступили с телами солдат.

Белый Волк (второе имя Застреленый В Голову), который участвовал в этом сражении, рассказывал, что многие юноши забирали у солдат серебрянные монеты и бумажные банкноты. Двое из них сложили деньги во взятые у солдат седельные сумки и спрятали их в расщелине песчанниковой скалы у ручья Рено. Они засунули сумки в расщелину, встав на своих коней. Возможно, они до сих пор находятся там, хотя, может быть, те деньги уже нашли, потому что историю эту рассказывали неоднократно (29). Как-то мы сами пытались разыскать это место, но тогда у нас не было времени на тщательное обследование, поэтому мы не нашли его. Надо сказать, что на поле битвы было собрано довольно много денег. Но никто не знает, что с ними стало потом.

Блуждающая Магия был тогда еще мальчишкой, позже он рассказывал, как они с товарищами обследовали карманы нескольких солдат. В них были пачки зеленых бумажек, некоторые из них были разбросаны вокруг по земле. Они взяли немного из этих денег и позже использовали их для изготовления лошадиных потников (30). Были там и серебрянные монеты, из них шайенны делали пряжки. Их сплющивали вместе с кусочками тяжелого железа и пробивали с каждой стороны отверстия. Или соединяли монеты вместе, получалось украшение для волос или для лошадиное узды, так ее сделал отец Хромого.

Из отрезанных кусков солдатской формы индейцы изготовляли ноговицы. А некоторые донашивали мундиры и шинели. Брали они и другие вещи. Например, Волчий Зуб нашел ботинок и из его носка сшил сумочку (31). Он хранил в ней приспособления для перезарядки ружья, и она была положена в его могилу, когда его похоронили в холмах. Несколько лет назад я проезжал недалеко от этого места и остановился, чтобы найти ее. Но должно быть кто-то побывал здесь до меня и взял его вещи, потому что я нашел только несколько гильз. У одного старика, участника сражения, я видел на седле солдатские стремена, хотя само седло было сделано в старинном индейском стиле. Из других трофеев, которые взяли индейцы, можно назвать фляги, ружья, патроны.

После основания в 1884 г. резервации, у некоторых шайеннов все еще было подобранное тогда оружие. На одном из своих рисунков Белый Бык изобразил отобранное у солдата ружье. Он рассказал об этом случае торговцу А.К.Стохру, и тот купил у него ствол этого ружья, а ложе и приклад сгорели вместе с домом Белого Быка. Деревянная Нога в своей книге тоже изображает захваченное ружье.

На поле сражения индейцы оставили много меток. В течение многих лет я собирал сведения о том, что там произошло. Я и сам отметил несколько мест камнями, чтобы они не потерялись, хотя теперь мне, наверное, будет трудно найти их. Одно находилось на поле сражения с Рено, где юноша сиу, следуя за взрослым воином, бросился на цепь солдат и был убит. В сражении на Роузбад он потерял своего брата и больше не хотел жить (32).

Другое место показывает, где сиу Низкий Пес и Маленькое Солнце убили солдата. Они, оставив солдат Рено, направлялись в сторону местопребывания Кастера, когда увидели всадника на быстрой лошади, мчавшегося от Кастера к холму, на котором засел Рено. Они попробовали взять его наперерез, но он увернулся, так что им пришлось развернуться и пуститься в погоню. Когда они миновали овраг Магического Хвоста, Низкий Пес – хороший стрелок, спрыгнул с лошади, присел, хорошо прицелился, и, когда солдат переезжал небольшой холм, застрелил его. Двое или трое подскакавших сиу бросились за конем. Но Маленькое Солнце уже не видел, поймали его, или нет (33).

На следующий день после сражения большой лагерь индейцев распался. Некоторые покинули его еще вечером и ушли к Лодж Грасс. Некоторые воины остались, чтобы сражаться с Рено, но не более чем на день. Они знали, что в их стране находятся и другие солдаты, кроме того, у них кончились мясо и дрова. Лагерь был слишком большим для долгого проживания в нем. Индейцы разбились на группы, одни ушли вдоль по реке, другие по ручью Рено, третьи в иных направлениях (34).

Моя бабушка была с шайеннами, ушедшими к Лодж Грасс. Она рассказывала о том, как они отмечали победу. Сиу и шайенны стояли одним лагерем на большой равнине. Сиу решили развлечься, они надели захваченное солдатское обмундирование, и, устроив шествие, трубили в горн, звуки которого были слышны далеко за пределами лагеря. Они выстроили в одну линию десять или пятнадцать серых солдатских лошадей, захваченных в сражении после того, как их вспугнули юноши-смертники. Белый Лось одолжил у моей бабушки на время битвы одного из ее коней, теперь он отдал ей одну или две из захваченных лошадей.

Пятнистый Коршун говорил, что у этих парней был занятный вид. В голубой форме, шляпах, с флагом и горном, они прошли по лагерю. Но никто из них не надел бриджи, индейцы не носили штанов (35).

Шествие проводилось утром, а ночью исполнили танец победы (36). Они прекрасно провели время. На следующий день индейцы двинулись дальше, нужно было готовиться к зиме: охотиться и собирать дикие плоды.

Многие рассказывали мне об этом сражении. Если вы слушали рассказчиков, вы узнавали о грандиозном событии. Больше всех я беседовал с вырастившим меня Волчьим Зубом, Черным Конем, Фрэнком Молнией и Старым Быком. Последний, тогда еще был мальчиком, но его отец был участником сражения, так что он хорошо знал события. А также моя бабушка, Женщина Близнец. Позже она вышла замуж за сиу Маленького Вождя, так что я некоторое время жил у них. И, конечно же, Висящий Волк. Он был среди тех, кто переправился через реку и из зарослей вел огонь по колонне Кастера, спускавшейся к подножию. Я любил Висящего Волка. В то время, когда я знал его, он был уже стар, но это был честнейший человек, он рассказал мне множество историй. Каждый из участников рассказывал только то, что видел и что делал. Этих рассказов было так много, что если собрать их все вместе, получилась бы целая книга.

Одну интересную историю мне рассказал Множество Ворон. Его братья, оба жившие у арикара, оказывается, участвовали в сражении на стороне солдат. Они были разведчиками Кастера. Одного звали Бык Обрезанный Хвост, а другого – Маленький Солдат, или Сражающийся Медведь. Множество Ворон дал эти имена двум из своих сыновей. Они оба умерли в наши дни, но их потомки живы до сих пор.

Только много лет спустя Множество Ворон узнал о том, что случилось с его братьями. Один из них имел отношение к знаменитой лошади арикара. Наверное, каждый слышал о кавалерийской лошади по имени Команч, найденной на поле сражения, после того, как его покинули солдаты. Но у индейцев тоже была не менее известная лошадь, правда, она принадлежала тем из них, которые сражались на стороне Кастера. Это был большой пинто, пойманый этим самым разведчиком арикара. Его начали обучать всегда находиться рядом еще когда он был жеребенком. Когда воин уходил на разведку, он его никогда не привязывал, и тот пасся возле спящего. Для того чтобы подозвать его, он использовал специальный сигнал, конь подбегал, воин взнуздывал и вскакивал на него.

Бык Обрезанный Хвост сражался на этой лошади и был убит. Лошадь же была дважды легко ранена. После сражения она вернулась в резервацию арикара. Когда индейцы узнали об этом, они дали ей имя Знаменитая Военная Лошадь. Они даже сочинили песню о возвращении этого коня, она исполнялась во время танца победы во время двух мировых войн. Ее пели на праздниках в честь возвращения домой солдат. Когда я услышал об этом, мне захотелось узнать больше, и по моей просьбе один из арикара дал мне прочитать письменный документ, в котором говорилось: «Я могу сообщить, что во время моего пребывания в резервации Форт Бертольд, штат Северная Дакота, одна из военных песен индейцев была посвящена возвращению раненого коня, его хозяином был убитый в сражении на Литтл Бигхорн скаут, сержант Бык Обрезанный Хвост» (37).

Тем временем, на оставленное индейцами поле боя пришли другие солдаты. Шайенн по имени Потеренная Нога вернулся несколько дней спустя искать лошадей: часть из них убежала, и он думал, что они смогут поймать их здесь. Шайенны расчитывали выйти на само поле, но из-за сильного запаха не смогли подойти даже близко. Тогда они обошли его кругом и вышли к ручью Рено, где встретили других шайеннов.

Этим летом больше не было серьезных сражений.

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. После сражения на Роузбад сиу и шайенны перебрались к реке Литтл Бигхорн, или Литтл Хорн, где разбили лагерь, растянувшийся на три мили. В это же время на реке Йеллоустоун, возле устья Роузбад, генерал Терри встретил полковника Гиббона, где они и разработали план передвижений. Кастер с 7 кавалерийским полком должен был прочесать долину Литтл Бигхорн с юга, а Терри и Гиббон, двигаясь вдоль Йеллоустоун и Бигхорн, с севера. Предполагалось, что 26 июня обе колонны выйдут на противоположные стороны долины, но 25 июня Кастер обнаружил селение и атаковал его.

Последнее сражение Кастера описано во многих книгах. Среди лучших источников можно упомянуть следующие: W.A.Graham «The story of the Little Big Horn» (New York, 1926); Edgar I. Stewart «Custer's Luck» (Norman, 1955); Charles Kuhlman «Legend into History (Harrisburg, 1951); Fred Dastin «The Custer Tragedy» (Ann Arbor, 1939); основная же информация находится в книге: W.A.Graham «The Custer Myth: A Source Book of Custeriana» (Harrisburg, 1953).

2. Это был пароход капитана Гранта Марша «Дальний Запад». Ночью 21 июня на его борту Терри, Гиббон и Кастер разработали план операции. Пароход переправил солдат Гиббона через Йеллоустоун, а затем прошел по извилистой Бигхорн к устью Литтл Бигхорн. После сражения «Дальний Запад» совершил переход по Бигхорн, Йеллоустоун и Миссури к Бисмарку и форту Линкольн. Так американцы получили первые известия о сражении Кастера. См. Joseph Mills Hanson «The Conquest of the Missouri: Being the Story of the Life and Exploits of Coptain Grant Marsh» (New York, 1909).

3. Гиббон передал Кастеру шесть своих скаутов кроу, которые знали местность лучше, чем арикара, родина которых была в штате Дакота. Индейские скауты непосредственно не видели своих врагов, сиу и шайеннов, но, тем не менее, были достаточно ииформированы о передвижении этих племен и знали, куда они направляются. Они также видели достаточно следов и понимали, что действия Кастера очень опасны, поскольку с ним находилось только 600, или около того, человек. Они не скрывали своей тревоги, но Кастер был уверен, что сможет нанести индейцам поражение любыми силами. Единственно чего он опасался, как бы они не бежали раньше времени.

Перед началом сражения скауты кроу отказались идти вперед и, таким образом, все сохранили себе жизнь. В битве принимали участие лишь скауты арикара (Прим. пер.).

4. Вполне возможно, что так оно и было. Генерал Хьюго Скотт, ветеран сражения на Литтл Бигхорн, знакомый со многими индейцами, в конце жизни писал: «Я разговаривал с индейцами во всех агентствах сиу, и часто я слышал, что если бы Кастер начал с переговоров, он мог бы переправить их всех в агентство без боя». Хотя при этом Скотт замечал: «Вряд ли Сидячий Бык и Неистовая Лошадь пошли бы туда». Graham «Custer Myth», p.114. Возможно, что шайенны позже придали подобным разговорам больше значения, чем было на самом деле, поскольку, как заметил доктор Чарли Кульман: «Они знали, что белые думали об убийстве Длинноволосого и его людей очень плохо».

5. В литературе, посвященной индейцам степей, часто можно встретить упоминание о том, как трудно удержать молодых людей от преждевременой атаки. Поскольку статус мужчины в большой степени зависел от его военных подвигов, всегда существовали неуправляемые группы юношей, предоставлявшие потенциальную опасность, т.к. они ставили достижение личной славы выше интересов племени. Cм. Llewellyn and Hoebel «The Cheyenne Way», pp.146–47. Деревянная Нога рассказывал, что за неделю до битвы с Кастером «юноши хотели уйти и сразиться с солдатами. Тогда вожди всего лагеря встретились на одном большом совете. После его окончания вышел глашатай и начал призывать: «Юноши, не трогайте солдат, пока они не атаковали нас». Но как только спустилась ночь, мы ускользнули».

6. Высокий холм на восточном берегу реки сегодня известен под названием Вершина Плотины.

7. Мы не знаем подтверждений других индейцев о том, что юноши перед сражением приняли этот обет смерти, хотя существуют сообщения о смелых воинах бросившихся в рукопашную с солдатами. Тем не менее этот случай не дискредетирует рассказ Стоит В Лесу. История вполне правдоподобна, и исследователи просто могли не получить информацию от тех сиу и шайеннов, которые знали об этом. Гриннел, собирая материал для своей книги, не беседовал с двумя информаторами Стоит В Лесу, а последний не знает, которая из групп сиу была вовлечена в обет смерти; возможно это были оглала, с которыми шайенны поддерживали тесные отношения.

8. Табун лошадей пасся на западной равнине долины.

9. Идя по горячим следам от Роузбад, Кастер 25 июня вышел к Литтл Бигхорн. Послав на разведку на юго-запад, к западному подножию Волчьих гор, капитана Фредерика Б.Бентена и батальон из 115 челевек, Кастер сошел с ручья, вдоль которого двигался, и который позднее назвали ручьем Рено. Рядом с Литтл Бигхорн он увидел облако пыли, поднимавшееся из долины за холмами и закрывавшее селение, а чуть позже натолкнулся на отряд индейцев, примерно из сорока воинов.

Кастер приказал майору Маркусу А.Рено взять свой батальон из 112 человек, догнать и атаковать этих индецев. А сам он вместе с основными силами – пять рот, около 225 солдат, немного позже повернул на север и начал двигаться параллельно реке. В это время Рено переправился через реку и атаковал южный лагерь селения. Но ему самому пришлось обороняться в течении 45 минут, а затем отступить через реку к холмам. Здесь к нему вместе с обозом присоединился капитан Бентин. В четырех милях к северу Кастер взбудоражил нижний лагерь селения. Началом сражения послужила стычка в овраге Магический Хвост между Кастером и шайеннами с оглала, чьи типи находились на противаположном берегу от устья этого ручья.

10. Это была атака Рено на южное селение, где находился лагерный круг ханкпапа сиу.

11. Это был батальон Кастера, который следовал вниз по оврагу Магический Хвост, к нижнему лагерю селения.

12. Согласно И.У.Ваону, который обследовал местность вместе со Стоит В Лесу, группа воинов двигалась к холму примерно в четырех милях от места, где теперь расположен музей, на север от скоростной магистрали.

13. Эта стычка произошла на высоких хребтах между оврагми Магический Хвост и Глубокий, к востоку от брода через Литтл Бигхорн и недалеко от обозначенного камнем места, где было найдено тело лейтенанта Джеймса Бутлера. Майор Ваон написал мне подробное разъяснение своей работы со Стоит В Лесу, в нем говорится: «Джон и я побывали на восточной стороне хребта, к востоку от Бутлеровской метки, где находилась линия солдат. Существует мнение, что она проходила по хребту на восток, тем не менее, возле отметки Бутлера было найдено много пуль». Стоит В Лесу замечал: «Когда я говорил, что сражение началось в этом месте, многие мне не верили, считалось, что это произошло ниже, у брода через реку (в устье оврага Магический Хвост). Но, в конце концов, майор И.У.Воон взял металлоискатель, и мы нашли много пуль. Он был первым, кто признал мою правоту. С тех пор многие расспрашивали меня. Я рассказал об этом нескольким людям, которые изучали историю этого сражения. Они верили в книги, но я знаю, что рассказы очевидцев вроде моей бабушки, правдивы. Они расспрашивали меня снова и снова, и я побывал на этом месте уже не знаю сколько раз».

14. Общепринято мнение, что Кастер после отчаянного боя отступил по гряде на север, где происходило основное сражение, и спешил остатки своих сил для последней остановки на северном конце гряды, где сейчас находится монумент. Таким образом, Джон Стоит В Лесу опровергает эту версию, размещая перестрелку с Кастером дальше к реке, за северный конец гряды, туда, где сейчас находится национальное кладбище, и где в финале они стали жертвами сходящихся орд индейцев. Она правомерна в той же мере, как и другая, которая гласит: после того, как Кастер обнаружил индейский лагерь, находясь близ оврага Магический Хвост, он послал своего


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.