Глава 13. После сражения с Кастером — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 13. После сражения с Кастером

2019-10-25 234
Глава 13. После сражения с Кастером 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После битвы на Литтл Бигхорн индейцы разделились на группы и отправились охотиться. Для большинства из них это лето было удачным, и никто не подозревал, что дни свободы уже сочтены, что белые не успокоятся пока не загонят всех индейцев в резервации (1).

 

СМЕРТЬ ЕДОКА ОВЕЦ

 

Одна часть шайеннов, с которой был хранитель Священной Шапки Уголь Медведь, ушла на охоту в горы Бигхорн. Позже они рассказали истороию о том, как встретили и убили индейца Едока Овец.

Едоки Овец питались мясом диких овец и коз. Это были чудные, грязные и дикие люди. Шайенны так и не смогли понять, к какому же племени они принадлежат. После установления мира на равнинах они опрашивли черноногих, плоскоголовых, кроу и шошонов, но, казалось, никто ничего о них не знает (2). Но как раз в тех местах можно было ожидать встречи с ними. Поэтому шайенны встали лагерем на несколько дней, и однажды вечером разведчики доложили, что видели незнакомцев. В связи с этим была выставлена усиленная охрана, включая Волчьего Зуба и Большую Ступню. Выше лагеря находился луг, а дальше начинался лес. Воины вышли к деревьям и осмотрели все вокруг. Эти двое отправились на южную сторону лагеря и спрятались в кустах. Спустя некоторое время возле палаток они увидели незнакомца, его вначале приняли за своего, но тот двигался уж очень странно. Один из них пошел за ним следом, а тот продолжал идти к типи Священной Шапки, оглядываясь назад, так, словно опасался, что его заметят.

В это же время позади незнакомца показался Тостый Человек (Человек Слива) (3), который вначале также принял его за шайенна, а потом подошел ближе и крикнул: «Кто ты? Говори или я стреляю!» Но тут незнакомец повернулся и сам выстрелил ему в грудь. Белая Луна выстрелил в ответ, но промахнулся. Незнакомец застрелил второго шайенна, а когда стали выбегать воины, третьего. Наконец кто-то ранил его, и он чуть было не упал возле Священного Типи, но удержался на ногах и скрылся в кустах на высоком берегу. Воины побежали туда, где, полагали, он выползет, но незнакомец не появился. Они стерегли всю ночь, а собака всю ночь лаяла на кусты.

На рассвете Магический Медведь и еще один воин поползли в кустарник на поиски. Они нашли лежавшего незнакомца и дотронулись до его мокассина, готовые выстрелить в любой момент, но тот был уже мертв. Они засчитали ку и вытащили тело, сняли скальп и прикрепили над входом в Священное Типи. К тому времени, когда они развели огонь, уже наступил день, и тут из скальпа появились сотни вшей и стали расползаться по палатке. Их было так много, что они взяли и сожгли этот скальп.

Незнакомец подстрелил трех человек, и все они умерли. После того, как их похоронили, люди перенесли лагерь в другое место. Но по рассказам некоторых шайеннов, родственники Белой Луны вынули скальп из огня, к этому времени он еще не успел сгореть, привязали его к длинной палке и исполнили Танец Победы. Они вытащили труп на ровное место, молодые люди подперли его шестами, чтобы он мог стоять, и исполнили танец вокруг него. Позже они заявляли, что тот скальп был самой вшивой вещью, которую они когда-либо видели.

 

ЗАХВАТ ЛАГЕРЯ ТУПОГО НОЖА

 

Когда шайенны встали лагерем на зиму, многие из них оказались в лагере Тупого Ножа на реке Паудер. Тупой Нож был известным вождем и стал еще больше знаменит позже, после бегства шайеннов из Оклахомы. Имя Тупой Нож было своеобразной шуткой. Его свояк постоянно подтрунивал над ним за то, что у того никогда не было под рукой острого ножа. И прозвище Тупой Нож приклеилось к нему, хотя его настоящее имя было Утренняя Звезда.

Одним из разведчиков лагеря Тупого Ножа был Молодой Две Луны. Этой осенью он услышал, что в агентстве Красного Облака собралось множество солдат, готовых выступить против шайеннов и сиу, взять их в плен и уничтожить. Две Луны отправился туда вместе с арапахо и убедился, что эти слухи – чистая правда. Там же собралось и много индейцев, готовых служить солдатам в качестве скаутов: пауни, юта, шошоны и кроу. Среди них было даже несколько шайеннов (4).

Две Луны вместе со своим другом поскакал обратно в лагерь Тупого Ножа доложить обстановку. Вскоре солдаты и их индейские разведчики двинулись в поход. Кто-то из арапахо сообщил им, что шайенны находятся на реке Паудер, и солдаты двинулись туда, где сейчас находится Кэйси. Когда они повернули на запад, их увидели разведчики шайеннов. Смелый Волк, шайенн из Оклахомы, рассказывал мне, что по данным разведчиков содаты должны были появиться через три дня. К концу второго дня шайенны двинулись к излучине реки. На рассвете следующего дня они были атакованы, хотя знали о приближении солдат и имели возможность скрыться (5).

Случилось это так. После того, как шайенны разбили лагерь, глашатай объявил, что все мужчины должны собраться вместе. Смелый Волк говорил, что это был глашатай Бузины, слепого шамана, который мог предсказывать будущее. Бузина объявил, что лагерь нужно оставить там же, но следует найти хорошее место и построить бруствер, чтобы защищаться, когда придут солдаты. «Идет много, много солдат и с ними много индейцев, – говорил он, – они собираются убить всех шайеннов. Я буду просить Великого Духа остановить их» (5.1).

С северной стороны воины нашли несколько скал, позицию, которую они могли бы занять ночью. Глашатай Бузины повторял свое пророчество о том, что деревня может быть атакована этой ночью и что, если это случиться, нужно покинуть палатки, тогда солдаты не будут знать, что в лагере кроме воинов нет никого (6).

Вслед за этим деревню обошел глашатай общества Лис. Он объявил, что распорядители этого дня, Лисы, запрещают кому-либо уходить, потому что в центре лагеря, вокруг большого костра, всю ночь будут проходить танцы. Так что спать никто не будет, и все узнают, если подойдут солдаты (6.1).

Объявления этого глашатая вызвали большое замешательство. В некоторых семьях уже начали седлать лошадей и собирали все необходимое для того, чтобы провести ночь вне лагеря. Но глашатай Лис обошел лагерь еще раз с объявлением – всякий, кто не подчиниться их приказу, будет наказан. Два лидера Воинов-Лис, Последний Бизон (7) и Завернутые Волосы, прошли по лагерю в сопровождении десяти членов своего общества и перерезали подпруги у тех, кто уже запряг своих лошадей. Так что все вынуждены были остаться в лагере.

Воины начали сносить в центр сухие ветки, предназначенные для большого костра, который нужно было составить в виде типи, его еще называли Скунс. Участники готовились к танцу.

С наступлением темноты они зажгли костер Скунс (skunk), который осветил далеко вокруг. Лисы заставили прийти все семьи, и собралась большая толпа. Родители и родственники девушек и молодых женщин связали их в месте по четыре или пять в ряд, чтобы во время танца их никто не украл, и матери наблюдали за ними. Затем начались танцы. Храбрый Волк заявил, что он не будет принимать участие и вместе с несколькими воинами отправился на север, к скалам, откуда ожидалось появление солдат. Но ничто пока еще не предвещало приближение беды.

Танцы продолжались всю ночь. Наконец, перед рассветом люди начали расходиться по палаткам, чтобы поспать. Храбрый Волк говорил, что отец не велел ему снимать мокасины и другую одежду, дабы, если придут солдаты, быть готовым бежать в скалы. Он верил в пророчества Бузины, потому что раньше они всегда сбывались. И он, действительно, оказался прав. Храбрый Волк только начал было засыпать, как послышались ружейные выстрелы.

Люди стали выбегать из палаток и бежать к скалам, куда они собирались уйти ранее. Солдаты стреляли по карабкавшимся наверх шайеннам, но большая часть женщин и детей успела укрыться в безопасном месте. В спешке они не смогли захватить ни одеял, ни накидок, чтобы защитить себя от холода.

Сражение длилось почти весь день и, в конце концов, воины были вытеснены из деревни. Храбрый Волк и другие воины взобрались на скалы и разожгли костры, потому что те, у кого не было одеял, уже почти совсем замерзли. Все собрались возле костров и смотрели, как солдаты опрокидывают и жгут их жилища. Они угнали всех лошадей, а их было 600 голов или даже больше. В этой деревне находилось около семидесяти пяти семей, и каждая имела от семи до десяти коней. Кроме того, солдаты уничтожили все зимние запасы: еду, одежду – все, что нашли. Шайенны смотрели, как весь их скарб исчезает в огне.

Это было время, когда они все верили в могущество Священных Стрел. И мужчины и женщины собрались на вершине, Стрелы были открыты и направлены на солдат внизу, находившихся в их собственном лагере и, на захваченный табун лошадей. Затем они выстроились в одну линию, в это время хранитель Стрел пел пеесню, а когда он подал знак – закричали и затопали ногами, сделав это четыре раза (7.1). Именно поэтому шайенны, которые были на службе у солдат, вскоре умерли один за другим. Четверо из них служили под командованием скво-мэна (7.2). Роуленда, которого называли Накидка Полковника Хардса, это были Чалый Медведь, Маленькая Рыба, Ворона и Обрезанный Нос, были там и другие. Позже некоторые из них рассказывали, что они слышали пение шайеннов наверху. Ворона прокричал им, что в определенном месте они оставили для них много снаряжения и, что они смогут забрать его, когда солдаты уйдут. И, действительно, шайенны нашли там много патронов и забрали их (8).

Храбрый Волк рассказывал, что многие люди получили ранения, а девять человек были убиты (9). Когда солдаты ушли, не было смысла спускаться в деревню, поэтому они решили идти к другому лагерю, совместному шайенно-сиу, если обнаружат его. Несколько юношей ушли вперед, чтобы разжечь по дороге костры. Когда люди подходили, они могли отогреться, в это время другие шли вперед, чтобы приготовить другой костер. Так они и шли от костра к костру до реки Танг. Этот поход занял несколько дней. Какое-то время у них совершенно не было еды, затем им удалось убить нескольких бизонов и зажарить мясо, положив его в огонь, так как у них не было никаких приспособлений для приготовления пищи.

Несколько детей погибли от холода, но остальным удалось добраться до подножия гор. Здесь они отдохнули и добыли еще немного дичи. В это время десять воинов пытались найти солдат, чтобы угнать у них лошадей. Шайенны только что тронулись дальше, когда их нагнал этот небольшой отряд. Они оказались удачливыми воинами, с ними было много лошадей. Им удалось догнать солдат и обнаружить разведчиков-шайеннов, которые охраняли захваченный табун. Кони находились на приличном расстоянии от основного лагеря. Ночью было холодно, и табунщики, думая что можно не опасаться неприятеля, укрылись в лощине, развели из сухих веток, коры и травы маленький костер и улеглись спать. Когда же они проснулись, лошадей уже не было. Те десять человек подкрались, собрали всех лошадей и погнали их назад к людям (10).

Конечно, шайенны были очень рады возращению лошадей, хоть у них и не было седел. Продолжая двигаться от костра к костру, чтобы женщины и дети не погибли от холода, они прошли по долине реки Танг к лагерю сиу и шайеннов у истоков Оттер-крик (Речки Выдры). Те встретили их с радушием и позаботились о них. Затем они отправились к большой деревне сиу возле Форта Белле. Там шайеннов снабдили палатками, посудой, иголками и к весне у них было уже достаточно имущества для нормальной жизни. Хотя они уже никогда не вернули того богатства, какое имели прежде.

Волчий Зуб тоже участвовал в том переходе. Он был одним из тех у кого не оказалось ни накидки, ни одеяла. Поэтому, когда шайенны подстрелили бизонов, он вырезал мягкую часть шкуры на брюхе и накинул ее на плечи, заколов на шее и внизу. Она свисала до колен и согревала его. Но вскоре шкура задубела на морозе, и он не смог ее снять. Так что ему пришлось долго носить ее.

 

КАПИТУЛЯЦИЯ ДВУХ ЛУН

 

Моя бабушка, Женщина Близнец, уже была в лагере рядом с Фортом Белле, когда туда пришел отряд Тупого Ножа. Ее дети, моя мать, Бизонья Корова, и мой дядя, Красная Шапка, были с ней. Они жили в палатке Спутанных Волос, который возглавлял семью после смерти Хромого Белого Человека. Другой большой лагерь, который возглавлял Две Луны, в это время находился на реке Танг. Спустя некоторое время после того, как прибыли люди Тупого Ножа, моя бабушка и еще несколько женщин решили отправиться на реку Танг, присоединившись к воину Большая Лошадь, который как раз собирался совершить этот переход.

Так сформировался небольшой отряд: Большая Лошадь, четыре женщины и двое детей. Они взяли все свое имущество, нагрузив им лошадиные повозки. Отправление получилось удачным, и в течение нескольких дней все шло хорошо. Достигнув реки Танг они встали лагерем там, где находится нынешний Бирни, в одном дне пути от лагеря Двух Лун. На следующее утро они тронулись в путь и к полудню увидели, что из-за холмов поднимается черный дым. Большая Лошадь, опасаясь, что это солдаты, отправился вперед на разведку.

Он долго не возвращался, женщины и дети замерзли и, в конце концов, отправились вперед, чтобы самостоятельно разобраться в происходящем. Когда же они поняли, что совершили ошибку, исправить ее уже было нельзя. Дым поднимался из армейского лагеря, и солдаты окружили их, прежде чем они смогли бежать (11).

Большая Лошадь с трудом нашел место, откуда он мог бы наблюдать за долиной, оставаясь незамеченным. И в этот момент он увидел, что женщин взяли в плен, и они находятся в лагере. Зная, что сам он ничем не сможет им помочь, Большая Лошадь отправился к реке искать лагерь Двух Лун. Он нашел его там, где сейчас располагается плотина реки Танг и небольшая дервня и истоков Диер-крик (Оленьей речки).

Шайенны решили послать военный отряд и отбить женщин и детей. Солдаты находились довольно далеко, за тридцать миль, поэтому они торопились и добрались до армейского лагеря еще засветло. Сражение, которое получило известность, как Битва Волчьей Горы или Битва На Реке Танг (12), длилось полдня или около того, и женщин отбить не удалось.

Когда шайенны переходили реку по льду, армейские разведчики открыли по ним огонь. Индейцы погнали их к лагерю, но тут со всех сторон появились солдаты. Одни из них спустились к реке, другие, напротив, поднялись на вершину, построили там бруствер и мулами затащили наверх пушку. Пятнистый Черный Дрозд и еще несколько индейцев укрылись в лощине и грелись возле костра. Тут послышался свист снаряда, и он упал в каких-то нескольких ярдах от костра, но не взорвался. Шайенны забрали его домой. Он выглядел как большой мяч. Позже они просверлили в нем дырку и высыпали много пороха и маленьких круглых пуль.

Такой снаряд попал в лошадь Магического Медведя и также не разорвался. Шайенны были уверены, что не разорвался он потому, что у Магического Медведя был Нимхойч из связки Священной Шапки. Он размахивал им, чтобы отвести от себя пули и тут в бок коня попал снаряд, сбросив седока на землю. Магический Медведь расказывал, что кожа лошади в этом месте была сорвана, и позже отросшие волосы образовалось черное пятно. Хранитель Шапки дал ему разрешение использовать Нимхойч в битве. Магический Медведь до этого уже выносил его во время сражения в лагере Тупого Ножа, и оба раза Нимхойч защитил его.

Место, где они сражались, сейчас называется Бэттл Бьютт и находится недалеко от Бирни, Монтаны. Солдаты ранили двух сиу и одного шайенна по имени Большая Ворона. Индейцы долго были уверены, что Большую Ворону ранили в полмиле от холма. Но я никогда в это не верил, и несколько лет назад на втором холме мы нашли солдатские гильзы. Большая Ворона не знал, что они находятся так близко, иначе он не стал бы подвергать себя опасности до такой степени. Он был очень храбрым и дважды появлялся за линией индейцев, но на третий раз был ранен. То место, где он упал, сегодня помечено грудой камней (13).

Двое сиу пытались ему помочь, два раза пробовали они добраться до него и, наконец, им это удалось. Его тело было прострелено навылет, и когда они стали тащить его, Большая Ворона сказал: «Оставте меня здесь, в укрытии, я все равно умру. Уходите домой». Они на время оставили его, и он оказался прав – когда они вернулись, Большая Ворона был мертв. Перед смертью он накрыл себя бизоньей накидкой, так что им осталось только завалить его камнями (14).

Солдаты стали отходить, а индейцы отобрали двадцать пять человек с самыми крепкими лошадьми, чтобы преследовать их и при случае отбить женщин. Но случай для этого так и не подвернулся. Они ехали за ними до самого Форта Кеог и видели, как солдаты завели пленниц внутрь.

Всю зиму женщины содержались в форту, и с ними обращались хорошо. Когда они только прибыли их накормили, а затем стали давать продукты, и в дальнейшем они готовили сами. Так они прожили три месяца, позже, о времени, проведенном там, они много не рассказывали, только то, что у них было много еды, и что с ними хорошо обращались. Прошло еще не очень много времени, и в форт прибыло много шайеннов.

В то время фортом командовал генерал Нельсон А. Майлс, который надеялся, что сможет уговорить шайеннов сдаться без боя. Когда у него появились пленные, он решил, что они помогут ему в этом. Майлс послал за самой старшей из пленниц, Сладкой Женщиной, и объяснил ей свои намерения через переводчика Броугера или, как его еще звали – Большие Ноговицы. Сладкая Женщина сказала, что возможно из этого что-нибудь и получится, если они поедут вдвоем с Большими Ноговицами, и ему удастся войти в типи Священной Шапки. Тогда шайенны не смогут причинить ему никакого вреда, и вожди будут вынуждены выслушать послание генерала.

Таким образом, Майлс отправил их в сопровождении небольшого эскорта солдат и нескольких вьючных лошадей, нагруженных подарками. Солдаты ехали впереди, и когда они обнаружили лагерь (15), Сладкая Женщина и Большие Ноговицы отправились в него одни. Хранитель Священной Шапки, Уголь Медведь, услышал шум и вышел из своей палатки. Когда посланцы приблизились к нему и спешились, Сладкая Женщина сказала, что у них есть сообщение от Медвежьей Шинели (Пальто), как индейцы называли генерала Майлса. Она сообщила, что он хочет мира и посылает вождям подарки. Затем она представила Большие Ноговицы, который предложил Уголь Медведю пожать руки. Но Уголь Медведь был настроен подозрительно и отказался от рукопожатия. Не долго думая, Большие Ноговицы проскользнул в дверной проем палатки, где, как он знал, он будет в безопасности.

Через несколько минут, вокруг собрались, заинтересованные происходящем, все шайенны лагеря. Мгновенно распространилась весть о том, что Медвежья Шинель хочет провести в форте переговоры о мире. Привели навьюченных лошадей и стали раздавать подарки, но шайенны уже начали спор о том, как им правильно поступить. Одни настаивали на том, что им следует пойти в форт и выслушать Майлса, другие уверяли, что это ловушка, и все непременно погибнут.

Вожди, не сумев прийти к определенному решению, передали право решения военным общества. Последние также не сумели найти единого мнения, хотя и заседали два дня и две ночи. Наконец, Две Луны принял решение идти в форт самостоятельно и заявил, что к нему смогут присоединиться все желающие. Он сказал, что войну дальше продолжать невозможно, поскольку уже сейчас плохо с боеприпасами и недостает еды, а положение может еще больше ухудшиться (16).

Наконец, лагерь разделился на четыре группы. Одна состояла из тех, кто решил идти с Двумя Лунами и включала Безумную Голову, Белого Волка, Белого Ястреба, Магического Медведя, Белого Лося, Воющего Волка и Старого Волка, или, как его еще звали, Резанную Ступню.

Вторую группу возглавлял Стоящий Лось, который вел своих людей на восток, чтобы присоединиться к тем шайеннам, что жили на территории сиу. Они сдались в Форте Робинсон и были отправлены на Индейскую Территорию Оклахомы. В эту группу входили Тупой Нож, Маленький Волк, а также Черный Волк, Пятнистый Лось, Черный Медведь и Сорока Орел.

Третья группа включала хранителя Священных Стрел, Черную Волосатую Собаку, Храброго Волка, Большую Лошадь, Белого Бизона, Ногу Индейки, Желтую Телячью Рубашку, Звезду и Уходящего Медведя. Они отправились вдоль гор Бигхорн на юг, чтобы присоединиться к шайеннам Оклахомы.

Четвертая группа состояла из шайеннов с кровью арапахо и тех, кто был женат на женщинах этого племени, в нее входили Маленький Щит, Черный Уголь и Маленький Ворон. Они двинулись на юг к арапахо и шошонам на реке Уинд, Вайоминга (17).

Когда Две Луны добрался до форта, он решил вначале не брать с собой всех своих людей, а отправиться туда с отрядом воинов, чтобы выяснить, что задумал генерал Майлс. Большие Ноговицы отправился доложить о появлении шайеннов, а когда вернулся назад то сообщил, Майлс хочет, чтобы они надели военную одежду и выстроились в шеренгу возле форта. Он, в свою очередь, поставит своих солдат напротив и на коне выедет вперед, в сопровождении офицеров, чтобы встретиться на середине с пятью – шестью индейцами. Они проведут переговоры, и солдаты вернуться в форт, а индейцы могут последовать за ними.

«Вы должны знать одну вещь, – сказал Большие Ноговицы, – у генерала две лошади, одна из них белая, другая чалая. Если он выйдет на белой лошади, это будет означать мирные намерения. Чалая же – его боевая лошадь. Если он появиться на ней, то когда отправитесь в форт – будьте готовы сражаться». Конечно, это взволновало шайеннов. Они решили разделить свои силы, и часть из них спрятать в засаде. Приготовившись таким образом, они ждали выхода Майлса, но когда тот появился, он был на белой лошади (18).

От шеренги индейцев отделились Две Луны, Храбрый Волк, Белый Волк (позже носивший имя Застреленный В Голову) и Безумная Голова, они выехали на середину для рукопожатия. Безумная Голова рассказывал, что это было странное рукопожатие: Майлс хватал на мгновение их запястья, а затем отпускал (19). Он пригласил их всех в форт, и пока солдаты занимались их лошадьми, они ели в длинном здании. Затем шайенны прогуливались и рассматривали форт, пока Майлс готовился к проведению совета.

Когда начались переговоры, Майлс сидел за столом со своими офицерами. Он предложил индейцам выпить виски, но те отказались. Затем Майлс сказал, что он рад приходу шайеннов, потому как хочет прекратить эту войну и просит своих гостей помочь ему успокоить другие племена. Если это произойдет, то он позволит им самим выбрать место для резервации. При этом правительство выполнит свои обязательства по договору 1868 г., построит им дома, даст все необходимое, чтобы заниматься фермерством и садоводством. Тогда они смогут жить совсем как белые люди.

В конце концов, шайенны приняли его предложения и собрались идти за ожидавшими людьми. Но Майлс, испугавшись, что они больше не вернутся, предложил оставить заложников. Две Луны вызвал добовольцев, но остаться согласился лишь один Белый Бизон. Большие Ноговицы вывел его из форта и одел в солдатскую форму. Это переодевание удивило остальных шайеннов, они подумали, что тот, кто наденет солдатскую одежду, будет в безопасности. Поэтому еще два или три человека, включая Маленького Вождя, высказали желание остаться в форте. Все они получили военную форму (20).

Затем шайеннам разрешили посетить пленных женщин и детей, дабы они могли удостовериться, что с ними хорошо обращаются, и что генерал Майлс их не обманывает.

Этим утром произошло печальное событие. Одна пленница, ее звали Изогнутый Нос, покончила с собой. Она достала у солдат пистолет и выстрелила себе в сердце. Шайенны говорили, что она была очень растроена тем, что ее муж не пришел повидаться с ней, в то время как к другим пленницам мужья пришли. Она долго плакала, и шайенны думали, что это и было причиной ее самоубийства (21).

Когда люди пришли в форт, им дали армейские палатки, печки и другие вещи, хотя большинство продолжало пользоваться своими типи, и только одинокие взяли палатки. Им также дали мясо и другие продукты, но изъяли ружья и лошадей. Впервые свободолюбивые шайенны оказались в положении капитулянтов.

Правда, вскоре они вновь встали на тропу войны, но на этот раз одетые в солдатскую форму и уже на стороне солдат.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Согласно рассказу Деревянной Ноги (Marquis «Warrior Who Fought Custer», pp.275–81) союзные племена вместе поднялись вверх по Литтл Бигхорну и обогнули южный край Волчьих Гор, направляясь к истокам реки Роузбад. Затем они спустились по Роузбад и повернули на восток к рекам Танг и Паудер и только потом разделились, чтобы поохотиться.

2. Шошоны зря отказывались от родства с ними, в действительности Едоки Овец являлись ветвью этого племени, не знавшей лошадей и проживавшей на территории штата Айдахо и в северо-западной части Вайоминга, часто посещая Бигхорн. Северные шошоны были кочевой конной группой, а другие их подразделения, такие как Едоки Рыбы, жившие вдоль берегов реки Снейк, также были пешими.

3. Толстый Человек (Слива) присутствовал при Табачном Налете, когда был убит Боевая Рубаха, см. гл. 10.

4. Похождения разведчика Две Луны детально описаны у Гриннелла («Fifhting Cheyennes», p.371 ff). Солдаты были обнаружены на реке Паудер.

5. У Файнерти, Боурка, Хайда и Гриннелла есть подробные описания захвата лагеря Тупого Ножа, которое произошло 25 ноябра 1876 г. и было осуществлено четвертым экадроном под командованием полковника Рональда С.Маккензи, Nohl «Mackenzi against Dull Knife», pp.86–89. После сражения на Литтл Бигхорн Терри и Крук получили большое подкрепление и все лето провели в поисках врагов. В конце концов, Терри вернулся в Форт Линкольн, оставив полковника Нельсона А.Майлса патрулировать Йеллоустоун. Крук предпринял свой знаменитый Голодный Поход, который после сражения с сиу при Слим Бьютес закончился В Блэк Хиллс (Черных Холмах). Затем Крук организовал зимний поход под предводительством Маккензи, который привел к описываемой здесь победе над Тупым Ножом.

5.1 Бузина (1795–1892) – знаменитый воин, шаман и вождь. Обладал пуленепробиваемой магической защитой, в одном из военных походов с помощью магического копья-колеса спрятал воинов на ровной местности и, таким образом, спас их от приближающегося большого отряда кроу. Владел даром пророчества. В свое время был избран для изготовления новых Священных Стрел, взамен тех, что захватили пауни. Шайенны верили, что старческая слепота Бузины позволяет ему теснее общаться с миром духов. Что касается его роли лидера, то он был жрецом Пляски Солнца, верховным вождем сахтай и вождем Совета Сорока Четырех (Прим. пер.).

6. Согласно Гриннеллу, это предупреждение сделал Ворона Расщепленый Нос, лидер Кривых Копий. Хотя в другом месте он называет Бузину, см «Cheyenne Indians», pp.2, 272, 292, 315, passim.

6.1. Военные общества шайеннов по очереди несли дежурство и следили за порядком в лагере (Прим. пер.).

7. За то поражение, которое понесли шайенны, Последнего Бизона обвиняли намного сильнее, чем говорится у Джона Стоит В Лесу. Лисы даже сместили его с должности лидера общества, см. Llewellyn and Hoebel, pp.119–121, 265. Позже, в резервационный период, он нашел для себя более подходящим жить с кроу. Причина этого была проста, воины изгнали его. В результате его сын, Фред Последний Бизон, вырос, говоря на языке кроу.

7.1. Здесь описывается, так называемая, церемония Ослепления Врагов, которая проводилась хранителем Священных Стрел и ставила своей целью с помощью магии Стрел вывести врагов из строя. Обычно эта церемония была результатом выноса Стрел на врагов – определенного ритулала, когда в военный поход брали этот священный талисман, и все племя шайеннов, включая женщин, детей и стариков, сопровождало его. Вынос стрел готовился заранее, по обету, данному одним из воинов. История шайеннов знает шесть таких походов: 1. В 1817 г. против шошонов. 2. В 1820 г. против кроу, очень удачный поход, когда было захвачено множество лошадей и взято в плен много женщин и детей кроу. 3. В 1830 г. против пауни, в этот поход из-за нарушения порядка церемониии произошло трагическое для шайеннов событие, в результате поспешной атаки воинов пауни захватили Священные Стрелы. 4. В 1838 г. против альянса кайова, команчей, кайова-апачей, когда произошла великая межплеменная битва на Волчьей речке. В этом походе принимали участие две Стрелы, которые удалось вернуть от пауни, две другие Стрелы были сделаны заново. 5. В 1843 г. против шошонов. 6. В 1853 г. против пауни, когда снова был нарушен порядок церемонии Ослепления Врагов. В этой битве погиб один из самых знаменитых предводителей шайеннов, неуязъвимый носитель железной рубахи (кольчуги) Сидит На Облаке (Прим. пер.).

7.2 Скво-мэн – белый, женатый на индеанке (Прим. пер.).

8. Эскадрон Маккензи насчитывал 1100 человек, третью часть из которых составляли индейцы. В этой группе было лишь несколько шайеннов. Первые трое из упомянутых приходились Вильяму Роуленду, женившимуся на шайеннке, шуринами.

9. Маккензи доложил, что его силами уничтожено 173 палатки, захвачено 500 лошадей и убито 25 индейцев. В то время как его собственные потери составили 6 убитых и 26 раненых.

10. Гриннелл несколько иначе описывает этот случай (см. «Fighting Cheyennes», pp.381–82), он сообщает, что было захвачено 75 или 80 коней. Возможно, что описание, которое дает Стоит В Лесу относится к возврату лошадей после сражения 17 марта 1876 г. с Ройнальдсом.

11. Это одна из историй Стоит В Лесу, которые перекочевали в другие издания. Отдельные ее элементы опубликованы в Dusenberry «Northern Cheyennes», pp.26–28; Powell «Issiwun», p.31; Brown «Plainsmen of the Yellowstone», pp.301–04; Charles B.Erlanson «Battle of the Butte (pp.Sheridan, Wayoming, 1963), p.12. Кроме того существует рукопись из 43 страниц на ту же тему, которую Стоит В Лесу написал в 1957 г., это была его первая попытка написать книгу.

12. Это случилось в январе 1877 г. Полковник Нельсон А.Майлс и его пятый пехотный полк еще в августе прошлого года в устье реки Танг начали возводить Форт Коегх и провели осень и начало зимы в поисках сиу и шайеннов. 29 декабря Майлс в сопровождении 436 своих людей находился в 115 миллях вверх по речке, к юго-западу от нынешнего Бирни, когда на них напали индейцы. Считается, что в этой малоизвестной стычке индейцы были на грани капитуляции, поскольку к этому времени были уже сильно ослаблены. См. Grinnell «Fighting Cheyennesw», p.384; Marquis «Warrior Who Fought Custer», pp.288–96; Don Rickey, Jr. «Battle Of Wolf Mountain»(mimeogrphed, National Park Service, 1962), p.1–2; Nelson A.Miles «Personal Recollections and Observations» (Chicago, 1896), pp.238–44. Майлс ошибочно называл это сражение Битвой на Волчьей Горе, тогда как Волчья Гора находится на много миль дальше. Более точное название этого события Сражение На Реке Танг.

13. История Большой Вороны получила большую известность. Существует фотография, где Стоит В Лесу находится возле этой каменной отметки, см. Erlanson, p.11.

14. Деревянная Нога был с теми сиу, которые пытались помочь Большой Вороне, о чем можно судить по рисунку, который он сделал позже (Rickey, p.16). Он рассказывал, что они нашли тело следующей весной и завалили его камнями, Marquis «Warrior Who Fought Custer», p.220.

15. Согласно Деревянной Ноге, лагерь в это время находился на Литтл Бигхорн, Ibid., p.295.

16. Так началась карьера племенного вождя Две Луны. До сих пор он был лишь одним из лидеров военного общества (общества Солдат Лисы. – Прим. пер.).

17. Деревяння Нога описывает состав этих групп несколько иначе. Первые две он называет группами Две Луны и Маленького Волка, а две вторые – группой Последнего Бизона, оставшейся в тех же местах для охоты и группой Белого Сокола, которая соединилась с минниконджу сиу. См. Marquis «Worrior Who Fought Custer», pp.299 – 300.

18. Описание этого события, которое дается у Дазенберри (Dusenberry, pp.26–27) в деталях отличается от приведенного здесь, хотя его информатором также является Стоит В Лесу. Но Гриннелл также сообщает о том, что Майлс был на белой лошади (Grinnell «Fighting Cheyennes», pp.384–85).

19. Поскольку на языке жестов этот знак означал «захват в плен» – шайенны были обеспокоены своеобразной формой приветствия Майлса, Dusenberry, p.27.

20. Деревянная Нога был возмущен тем, что Белый Бизон поступил на службу белым, но он был не единственным отступником, вскоре за ним последовали и другие, Marquis «Worrior Who Fougt Custer», p.297.

То, что Белый Бизон, известный еще под именем Лед, знаменитый воин, лекарь и шаман шайеннов, поступил на службу скаутом Майлса, возмущало не одного Деревянную Ногу. Некоторые шайенны рассматривали такого рода службу как предательство. По одной из версий, объясняюещей поведение Белого Бизона, на его решение «сотрудничать» с белым человеком повлияла смерть его сына, который вместе с другими юношами-смертниками погиб в битве на Литтл Бигхорн (Прим. пер.).

21. Изогнутый Нос приходилась сестрой Деревянной Ноге и он по-другому описывает ее пленение и смерть, Ibid. pp.289, 297–98 (Cогласно Деревянной Ноге, его сестра, Сладкая Женщина и др. пленники были захвачены во время одного из нападения солдат. А Изогнутый Нос совершила самоубийство от тоски по соплеменникам и родным. – Прим. пер.). У Эрлансона (Erlanson, p.25) говорится, что причиной ее смерти был не муж, а любимый, который просто не знал о посещении шайеннами Форта Кеог.

 


Гава 14. ПОСЛЕ КАПИТУЛЯЦИИ

 

Сдавшись в апреле 1877 г., шайенны стали служить скаутами в американской армии. Генерал Майлс сообщил им, что он собирается выступить против индейцев не-персе. «Вы можете присоединиться, – сказал он, – через несколько дней мы отправляемся на запад за Йеллоустоун. Вам дадут хороших лошадей, ружья и солдатский рацион» (1).

Идти решили почти все скауты, среди них был и мой отец, Стоит По Другому. Шайенны помнят его, и еще Маленького Желтого Человека, как тех, кто выезжал вперед и подставлял себя под огонь не-персе. Для того чтобы индейцы привыкли к армейским лошадям, офицеры решили взять их с собой на двухдневную охоту на оленей. На этих лошадях никогда раньше не возили мясо, поэтому им пришлось закрывать глаза армейскими куртками. Когда свежатину погрузили и сняли куртки, лошади стали рваться, но, в конце концов, они добрались домой.

Через день или два Майлс назначил им офицера и дал переводчика. Это не понравилось Двум Лунам и он высказался в том духе, что индейцам не нужен офицер, поскольку у них свои правила ведения войны. Каждый воин сражается сам по себе и засчитывает личные ку, а вожди стоят позади и наблюдают за боем.

«Я рад услышать о ваших обычаях, – ответил Майлс, – но сейчас вам нужен офицер и во время сражения вы должны находиться рядом с ним».

Наконец, они тронулись в путь, переправились на лодке через реку и в течение нескольких дней двигались на запад. Когда Майлс послал их вперед с завтраками и емкостями с водой готовить привал, это тоже не понравилось Двум Лунам. «Белые постоянно едят и пьют, – сказал он, – индеец пьет только тогда, когда находит воду и ест лишь подстрелив дичь». Но им все-таки пришлось отправиться со своим офицером. Вскоре они разъехались в разные стороны на поиски не-персе.

Примерно неделю спустя после того, как они покинули форт, Конь Обрезанный Хвост с двумя или тремя другими скаутами встретил двух воинов не-персе из отряда вождя Джозефа, как выяснелось позже – недалеко от лагеря беглецов. Не-персе спросили шайеннов, не разведчики ли они солдат, и те вынуждены были солгать, ответив отрицательно. Затем, не доезжая лагеря врага, они встретили других не-персе. Те пришли в большое возбуждение и начали о чем-то спорить на своем языке. Шайенны даже стали опасаться, что они нападут на них. Но не-персе, в конце концов, пригласили их посетить свой лагерь и накормили печеным хлебом. Конь Обрезанный Хвост оставил немного, чтобы доказать свое пребывание там, но к тому времени, как они возвратились, другие разведчики уже доложили Майлсу о местонахождении врага (2).

Солдаты отправились в лагерь врагов, шли всю ночь, а не-персе в это время переместились на север. Но разведчики обнаружили их снова. Майлс говорил, что предпочел бы взять врага в плен, чем уничтожать его и, что, возможно, они сдадутся без большого сопротивления. Скаут Высокий Волк слышал эти слова, и позднее это привело его к конфликту с Майлсом.

Когда начался бой, и скауты бросились в атаку, они попали в узкое место и получили разрешение действовать самостоятельно, а не ждать приказов. Таким образом, они опередили солдат и первыми открыли огонь. Высокий Волк расказывал, что прежде чем они прорвались к не-персе с одной стороны, те убили под ними нескольких лошадей. Затем он вспомнил о том, что Майлс говорил об их капитуляции и на языке жестов сообщил воинам <


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.