Индейские лекари и их лечение — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индейские лекари и их лечение

2019-10-25 293
Индейские лекари и их лечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Индеец становился лекарем когда после церемоний или призыва Всемогущего приобретал целительную силу. Или, вернее, один из видов этой силы, потому что еще не было человека, который имел бы ее всю. Хотя были специалисты, умевшие лечить несколько разновидностей болезней. Но даже если лекарь добивался успеха в одном или другом способе лечения, он мог продолжать эксперименты и поиски. Некоторые из этих лекарских приемов обладали очень сильным воздействием. Их нужно было выполнять безошибочно, в противном случае они могли убить вас.

Уеневер (Whenever) – медицина шайеннов, имела два направления, оба из которых основывались на использовании растений. Первая называлась Уаноуах (Wanowah), что значит – Полынная Трава (Sage Plant), название другой – Большая Магия.

Уаноуах была редким растением. За всю историю племени его находили только дважды, один раз в западном районе гор Тетон, другой – на территории резервации кроу. Первыми его обнаружили двое юношей, обративших внимание на странное растние внутри земляного круга, где кроме него больше ничего не росло. Оно было высотой 1 фут (30.5 см), и так же, как и подсолнечник, поворачивало свою головку, размером с доллар, за солнцем. Ее цветок был темно-красного цвета, с острым темно-зеленым венцом. У стебля не было ответвлений, маленькие, узкие, напоминавшие нити, листья, свисали к земле, а из-за двух корешков, 6–7 дюймов (15–18 см) длиной, растение напоминало идущего по земле человека. Юноши подошли поближе, чтобы лучше рассмотреть его, и увидели, что трава вокруг выглядит сгоревшей. Вскоре у них пошла кровь носом, так они узнали его силу. После этого юноши ушли, но вернулись на следующий день с затычками из полыни в носу. Они надергали этой травы и, завернув ее в полынь (???), взяли домой.

Второй раз растение было обнаружено после создания резерваций в 1884 г., в Волчьих горах на западной части реки Роузбад.

Никто не знал, как правильно использовать Уаноуах, поэтому индейские лекари начали эксперементировать с ним. Они говорили, что если вы станете вдыхать его запах, вам станет плохо. Один человек по имени Его Плохая Лошадь проделывал с ним различные вещи и даже использовал его во время скачек на лошадях. Я слышал, что последний раз он применил его вместе со своим сыном, у которого была голубая пятнистая лошадь. Эта история получила известность, и рассказывали ее довольно часто, как он оставил на всю ночь лошадь у ручья, а затем привел ее сыну для скачек, приготовив кое-что для обмана с помощью этой магии. Он сказал сыну, чтобы после начала скачек он особенно не торопился, но после того, как остальные повернут обратно, пропустить их и разбростать кое-что из этой магии, при этом нужно было, чтобы ветер дул на них. И когда он сделал все, как велел ему отец, всадники и лошади почувствовали этот запах и убежали. Все знали, кто все это сделал. Шайенны так разозлились, что даже назвали его обманщиком (22.1).

К тем людям, которые использовали свою магию совсем для других целей но требовали, чтобы их считали лекарями, шайенны не обращались. Зато Противоположные, как правило, прибегали к их помощи.

У Противоположных была своя церемония лечения тех, кто боялся грома. Однажды я видел ее. Они выходили четыре раза, стоя лицом на четыре стороны и обращаясь к грому. Жрец просил его спуститься и убить его, но на самом деле это означало, что он должен был позаботиться о них. Гром не трогал жреца, но пугал всякого другого человека. Мой дядя был одним из Противоположных и рассказывал, что в церемониях они использовали магию Уаноуах. Трава находилась в перевязанном двойном свертке. Первая, внутрення, оболочка была сделана из сердечной сумки, которую очень трудно снимать и которая по своим качествам напоминала пластик, а наружняя оболочка была сделана из оленьей кожи. Они использовали ее также в Танце Противоположных или, как его еще называли в Танце Супа, или в Собачьем Танце. Участники этого танца прикасались к траве, беря крошечный кусочек и просили, чтобы она вошла в руки и тело, вплоть до ногтей на пальцах. Затем они начинали Танец Противоположных и танцевали его вокруг подвешенного горшка с кипящим супом. Проводящй церемонию брал за локоть главного танцора и использовал его руку как вилку, чтобы перевернуть мясо в котле, иногда он его переворачивал сам, и никогда при этом они не обжигались (23).

Я знаю, если белый человек обнаружит это растение, он сможет его использовать для добрых целей, потому что он мудр в изготовлении лекарств, а это растение одно из самых могущественных. Индейские лекари тоже многое умели, но у них не было лабораторий для проведения анализа. Поэтому они, бывало, рисковали и проводили опыты на себе, некоторые из них при этом погибли (24).

Индейцы нашли лекарства к таким заболеваниям, как разновидности язвы. Одна из таких лекарственных трав росла у речки Джим Кочерга, с ней эксперементироварл Гордый Ястреб или как его еще называли Бешенный Мул. Он выпил ее немного, после чего ему во сне привидилось другое растение, свойства которого были уже известны. Тогда он взял и то, и другое и стал с ними эксперементировать, смешал их с соком jackpine и обжег их в земле до появления смолы. Я знал человека больного раком, ему становилось все хуже и хуже. Тогда Гордый Сокол испытал свое лекарство на нем и вылечил его. После этого он стал лечить этим лекарством и других. Это средство получило известность, и я думаю, что после его смерти некоторые его родственники продолжали его применять. Может быть, его используют и сегодя (25).

Другое растение, Большое Лекарство, также росло возле речки Джим Кочерга и еще в одном месте, недалеко от запруды реки Танг. Его использовали как составную часть всех известных смесей. Один парень отправил его в лабораторию, чтобы узнать, что это за растение и ему ответили, что оно никоим образом не пригодно для лечения. Но индейцы его очень ценили. Без него они не могли приготовить ни одного лекарства. Оно похоже на траву, потому что у него нет цветов, а корни его напоминают маленькие морковки, их как раз индейцы и использовали. Примерно в 1852 г. хранитель Священных Стрел из Оклахомы прибыл сюда, чтобы получить это растение. Мы привели его к месту, где оно растет, и он набрал полный мешок. Его интересовали только корни.

Большое Лекарство вначале сушили, а затем отваривали вместе с другими растениями. В детстве я однажды сильно простудился, мне дали одно лекарство, а может быть другое, в общем что-то от кашля. Это было очень сильное средство, после первого глотка вы сразу же чувствуете облегчение. Другое лекарство, помню, называлось Чихучий Сорняк (Sneeze Weed), его растирали в порошок, и когда вы касались его кончиком пальца, а затем подносили к носу, то начинали чихать. Эту траву часто применяли при пневмонии. Говорят, что применение его было болезненым, но при этом оно открывало бронхи, после чего наступало выздоровление.

Ни один лекарь шайеннов не мог лечить все болезни. Его возможности зависели от того, какие лекарства он применял, и от той силы, которой он пользовался. Один был специалистом в одном, другой – в другом. С тех пор многое изменилось, теперь один человек может лечить много болезней. Но старики говорили, что в прошлом подобное было невозможно. Один человек владел только одним способом лечения болезней.

Например, мой дедушка-отчим, Волчий Зуб, был индейским лекарем и имел свой способ лечения. Когда у человека болело плечо или другое место, он разводил огонь, доставал из него угли, поджигал Душистую Траву и ее дымом очищал руки больного. Затем он накладывал на больное место лекарство и позже вместе с лекарством высасывал то, что вызывало боль. Потом он один или два раза парил больного, и тому становилось лучше. Это был основной способ его лечения, другие он не практиковал.

Однажды меня самого лечили от снежной слепоты. Я узнал, что существует лекарь, который брал снежок, делал в нем отверстие, прикладывал к глазу больного и исцелял его. Но оказалось, что он врачует только в своем фургоне, поскольку в нем находились лечебные средства, поэтому знахарь предложил мне перевезти его к дому. Я был на лошади, привязал веревку к дышлу фургона, а потом одел ее через голову коня и перетащил его вещи. Он уложил меня на спину, накрыл одеялом и открыл мой глаз. У меня было такое ощущение, как будто он был забит опилками. Лекарь сказал: «Здесь около дюжины хлопьев». Затем он стал вынимать их кусочком сухожилия и класть себе в рот. Он действительно вынул их все, и я выздоровел. Его звали Блуждающая Магия, и умер он двадцать пять лет назад.

Следующий раз меня лечили в 1918 г., когда шайеннов поразила эпидемя гриппа. В тот раз мы работали на поле, собирая сжатую пшеницу в снопы. Моя голова ужасно болела и отяжелела так, будто весила тысячу фунтов. Мой дядя отправился к соседу Белому Бизону, который жил за полторы мили от него, и тот приехал на лошади. Белый Бизон рассказал, что его уже вызвали несколько раз, что заболели все в округе, и что лучшее средство от этой болезни это кровопускание на голове в четырех местах.

Ну, я готов был на все, лишь бы мне стало лучше и поэтому первым сел перед ним. Белый Бизон откинул мою голову и осмотрел ее, после чего сказал: «Я должен быть осторожным, вот здесь сбоку есть особые вены, которые идут к глазу». У него был специальный нож, маленький и острый. А еще он приготовил чистую материю, древесный уголь и прожег свои инструменты на огне.

Затем он принялся за дело. Я немного опасался этой операции, но боли не было совсем, хотя и слышал, как он работал. Затем Белый Бизон перешел на другую сторону от меня, а потом встал со стороны спины. Потекла кровь, она была темного цвета. Он вытер ее теплой белой материей и наложил древесный уголь, а потом сказал: «Теперь будет лучше, если ты полежишь». Примерно через час головная боль прошла. С остальными он проделал то же самое. Это единственное, что он делал, не считая того, что велел нам выпить немного сока, напоминавшего апельсиновый, и не есть много мяса. Но я выздоровел (26).

В другой раз я видел, как лекарь Множество Ворон лечил своего сына от кровотечения из носа. Множество Ворон получил свою силу от медведя во время длительного военного похода. Его сын, Сражающийся Медведь, погибал от носового кровотечения. По словам доктора, у него было что-то повреждено внутри, поэтому повязка не могла остановить кровь, и его ожидала смерть. Множества Ворон в это время не было в резервации, но, в конечном счете, его отыскали и привели. Самого лечения я не видел, но мой дядя и другие свидетели рассказали, как все происходило.

Когда Сражающемуся Медведю сказали, что пришел его отец, он произнес: «Ну, теперь я буду спасен». Старик запел песню и встал на колени перед своим сыном. Присутствующие вдруг увидели, как его лицо вытягивается в медвежью морду, а зубы превращаются в клыки. Он встряхнул головой, наклонился над сыном, стал на него дуть и тут все услышали, как зарычали и завизжали маленькие медведи. «Эти медведи слижут кровь с твоей раны», – сказал он. И кровотечение остановилось. После этого я пришел навестить Сражающегося Медведя, который приходился мне родственником. Он сидел прямо и просил, чтобы ему немедленно дали поесть. А до этого он совсем не мог ничего есть. Вот так он выздоровел и прожил до глубокой старости. Я слышал, что Множество Ворон и других лечил таким же способом, во рту у него вырастали клыки, а внутри или где-то еще, рычали маленькие медведи (27).

В прошлом суперинтенданты выступали против индейских знахарей. Но те отвечали, что их методы лечения в прошлом были получены как раз от белого человека. Они так никогда полностью и не прекращали своей практики.

Кроме того, была специальная магия для лошадей, Я имею в виду не те случаи, когда ее использовали во время скачек, а те чары, что применяли в военное время и при лечении заболеваний. Великими врачевателями лошадей были апачи. Как я уже говорил, эту магию они получили на Медвежьей Горе, а шайенны переняли ее у них позже. Средства приготавливались из растений, и ими можно было лечить собачью чумку и другие болезни.

В 1952 г., в Оклахоме, я видел такого рода лечение. У одного старика был магический медок с,и когда к нему привели лошадь, я попросил разрешение присутствовать. Тот ответил, что я могу подойти, поскольку в его методах нет запрета на присутствие посторонних. Он поставил лошадь мордой на восток и положил в свой рот немного того зелья. Затем подошел ближе и выдул ее на ладонь правой руки, прикоснулся ею к лошадиному носу, потер вокруг ноздрей, а потом потянул и встряхнул за правое и левое ухо. Далее он обошел вокруг лошади с правой стороны, опять выдул на ладонь своего средства, встряхнул ее и натер плечи и поясницу лошади. Снова обошел вокруг нее и повторил свои действия с другой стороны. Обошел вокруг еще раз и очистил таким же образом хвост, а затем дернул за него четыре раза и лошадь послушно подняла голову.

Далее он снова подошел к морде и обошел по кругу, похлопывая лошадь по морде и спине, три или четыре раза поднял правую переднюю ногу, а затем точно также – остальные. После этого он велел помощнику снять с нее веревку, ударил по крупу и пустил лошадь по направлению к мельнице и цистерне с водой. Он сказал, что если она начнет вращать мельницу, это будет хорошим знаком. Лошадь напилась, немного пощипала травы и два или три раза повернула мельницу. Все поняли, что теперь она в полном порядке (28).

С первым лекарем лошадей я столкнулся, когда мне было восемь или десять лет. В тот раз шайенны ездили в гости к арапахо в Вайоминге. Мы, мальчики, любили быструю езду и состязания скорости. Дорога в одну сторону заняла у нас восемь дней, и на обратном пути мы доехали до Баффало, в Вайоминге. Подо мной был молодой, быстрый, двухлетний, черный пони, но я, очевидно, совсем загнал его, потому что перед тем, как мы встали лагерем, он остановился. Так что дальше мне пришлось вести его на поводу.

После того, как я нагнал своих, моим пони занялся человек по имени Курчавый, которого я раньше уже встречал в Оклахоме. Так я впервые узнал, что лошадей можно лечить не только от болезни, но и от переутомления. И в самом деле, на следующий день мой конь был опять весел и силен. И тогда я подумал: «Стоящая вещь эта магия». Правда, после этого я уже не гнал его так сильно, потому что получил урок (29).

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Существуют описания шайеннской Пляски Солнца, проводившейся в Оклахоме в 1903 г. и в 1911 г. в Монтане. См. Dorsey, «The Cheyenne», II, 57–186; Grinnell, «Cheyenne Indians», II, 211–84. Считают, что шайенны являются тем самым центром, от которого эта церемония после 1750 г. распространилась среди племен равнин, хотя сами они пришли в прерии незадолго до 1800 г. Во всех шайеннских источниках говорится, что они научились Пляске Солнца у сахтай, которые пришли на равнины раньше их. См. Leslie Spier, «The Sun Dance of the Plains Indians: It's Development and Diffussion», ANTHOPOLOGICAL PAPERS OF THE AMERICAN MUSEUM OF NATURAL HISTORY, 16 (New York, 1921), 453–572.

2. Даже современная Пляска Солнца поражает количеством ритуальных деталей. В 1957 г. жрец затратил семь часов, чтобы объяснить мне одни только схемы ритуальных процедур, состоящих из 133 ступеней и многочисленных сложных подразделений.

3. У шайеннов пытка не была столь же неотъемлемой частью церемонии, как, например, у сиу. См. Grinnell «Cheyenne Indians», II, pp.211–14; I, pp.81–83 (описание движений во время пытки).

4. Шайенны пережили три запрета на практику Пляски Солнца. Вначале это был непродолжительный запрет на 2–3 года, с последующим восстановлением в 1877 г. Затем последовали три конкретных запрета. Первый из них, в 1890 г., был результатом давления Индейского Бюро. Второй имел место в 1904 г. И третий, после 1919 г., проводился местными миссионерами и действовал 1–2 года. Долгие годы вмешательства в дела индейцев: спекуляция и запреты церемоний, привели к тому, что Пляска Солнца исчезла во многих племенах. См. Margot Liberty «Suppression and Survival of the Northern Cheyenne Sun Dance». THE MINNESOTA ATCHAEOLOGIST, 17 (1965), pp.120–43.

5. Известно, что племени принадлежат две книги, приблизительно одинакового объема, с записями ритуала Пляски Солнца.

6. О Женщине Пляски Солнца См. Dorsey, II, pp.81–83; Houbel «The Cheyennes», pp.13–15.

7. Возможно, Последний Бык недолгое время был Хранителем Священных Стрел, при этом он оставался Хранителем Священной Шапки. Mourie Frine «A Little Gift for Last Bull», MONTANA, THE MAGAZINE OF WESTERN HISTORY, 7 (1958), pp.150–64.

8. Стоит В Лесу связывает Пляску Солнца исключительно с традициями Душистой Магией, а не с обычаями Прямого Рога сахтай. Описываемый конфликт имеет отношение к тем различиям, которые существуют между северными шайеннами, состоящими большей частью из сахтай, и южными, которые хранят Священные Стрелы и происходят от первоначальных шайеннов.

9. Кроу практиковали эту церемонию, но в 19 в. она у них заглохла. Вожди этого племени сосредотачивали танец на мести за убитых родственников, в то время как главной идеей этой церемонии у шайеннов, было способствование возрождению земли. В августе 1962 г. состоялась дискуссия с представителями большинства племен прерий, которая показала, что церемония продолжает существовать у арапахо, равнинных кри, шошонов и канадских черноногих. Юта используют вариант, который они в 1890 г. заимствовали у шошонов. Кроу и оглала сиу ведут энергичное восстановление этого обряда. Группа шошонов банноков приняла Пляску Солнца лишь в последние годы, в то время, как черноногие Монтаны восстанавливают утерянный вариант. Согласно достоверным сведениям на 1962 г. Пляска Солнца исчезла у кайова, сарси, понка, арикара, хидатса, ассинибойнов, равнинных оджибва, янктон сиу, и всех тетон сиу, исключая оглала.

10. Уже несколько лет у кроу процветает эта церемония. См. Fred Voget «Individual Motivation in the Diffusion of the Wind River Shoshoni Sun Dance to the Crow Indians», AMERICAN ANTHROPOLOGIST, 50 (1948), pp.634–46.

11. О церемонии Массаум см. Grinnel «Cheyenne Indians», II, pp.285–336.

12. Существовало два типа тех, кто делал наоборот: отдельные воины, строго выполнявшие клятву храбрости, (их называют Перевернутыми, и они действительно были одиночками не принадлежавшими ни к какому обществу. – Прим. пер.) и упомянутые здесь члены общества Противоположных, действия которых носили скорее церемониальный характер. И те, и другие очень боялись грома и практиковали в своем поведении, делать обратное тому, что ожидается. См. Grinnell «Cheyenne Indians», II, pp.79–86, 204–05, также см. примечание 23 этой главы.

13. Церемония Бизона тесно связанна с сахтай. Среди других обществ шамонов можно назвать Неистовых Танцоров, Волшебников, Мужчин Молодых Волков, Мужчин Лошадей, Мужчин Оленей и Мужчин Магнита. См. Anderson «Buffalo Men».

14. Об этом см. гл. 1, прим. 8. В этом месте Стоит В Лесу делал примечание, что к другим исчезнувшим церемониям относятся: Моментанко, или Танец Маиса, последний раз проводился в 1891 г. в форте Кеог, и Уовокаконестоа, или Эхонетанео – Мужское Ругательство, в этих обрядах, существовавших до резервационного периода, была детельно разработаная магическая часть.

15. Такого рода шутников хорошо помнили в племени. К ним относится Маленький Ястреб, который в военное время прятал все стрелы, или будил весь лагерь, объявляя о прибытии несуществующих мексиканских торговцев.

16. Бог – слово из личного лексикона Стоит В Лесу, которое не было распространено среди индейцев. Гриннел подробно рассматривает тему видений в «Cyeyenne Indians», I, pp.80–81. Специалистом в этой области является Ruth Bеnеdict «The Vision in Plains Culture». AMERICAN ANTROPOLOGIST, 24 (1922), pp.1–23.

17. см.гл.10.

18. Описанная история произошла во время проведения армией США зимней операции против сиу и шайеннов, которые предыдущим летом уничтожили группировку Кастера. Утром 25 ноября 1876 г. полковник Рональд С. Маккензи атаковал четвертым кавалерийским полком лагерь шайеннов Тупого Ножа, расположенный в каньоне Красной Развилки реки Паудер. Индейцы бросили свои жилища и нашли убежище в скалах одной из сторон каньона. Сражение продолжалось весь день, и по его окончании шайенны оказались в безвыходном положении. Эскадроны подожгли селение и удалились восвояси, оставив индейцев в начале зимы без средств к существованию. Сражение на реке Паудер было звеном поражений обрушившихся в течение этой зимы на различные группы сиу и шайеннов, в результате чего они были вынуждены принять решение о капитуляции. Гриннел изложил шайеннскую версию этого события (Grinnell «Fighting Cheyenne», Chapter. 27). Он упоминает и Длинную Челюсть, но, в отличии от Стоит В Лесу, не говорит о проявленной им магической силе.

19. Известно другое изображение видения Неистовой Лошади – всадник с длинными развевающимися волосами, который без вреда для себя пересекает дождь из пуль и стрел. На щеке всадника была изображена молния, а на теле – град. Малоизвестно, что Неистовая Лошадь был неплохим резчиком, ему приписывется несколько обьемных работ.

20. Видение молнии давало основание воину-шайенну стать Противоположником. См.примечание 12 главы.

21. Лед, или Белый Бык, происходил из сахтай, это был известный шаман, сделавший Римскому Носу военный головной убор, в котором тот был убит. Гриннел относит случай, описанный Стоит В Лесу к 1867г. см. Grinnell «Cheyenne Indians», II, pp.115–119. Фред Последний Бык рассказал, что за несколько дней до сражения с Кастером Лед провел подобную демонстрацию и с помощью своей силы вылечил одного раненного шайенна и вызвал духов Медвежьей Горы, которые предсказали предстоящую победу.

21.1 По-видимому, Молодая Птица в это время находился в трансе (Прим. пер.).

22. Эта связка была так закутана в материю, что по обьему соответствовала человеческому телу. Джон Молодая Птица много лет хранил ее в Берни Монтаны.

22.1 В отличие от цивилизованных народов, в индейских языках практически не было ругательств. В этом случае эпитет «обманщик» должен был звучать довольно сильно (Прим. пер.).

23. Магическим растением для Тех Кто Делает Наоборот служило Dasiphosa fruiticosa, которое индейцы называли О-нунк-ис-эйо. Оно не соответствует описанию Уаноуах, в котором можно найти сходства с легендарной мандрагорой. Европейские ботаники не смогли индентифицировать Уаноуах по описанию, которое дает Стоит В Лесу, и нет ничего подобного в списке лекарственных растений Гриннелла. Grinnell «Cheyenne Indians», II, pp.169–91.

24. Врачевание шайеннов включало в себя и хирургию и было довольно эффективным, исключая случаи, когда индейские лекари пытались боротся с болезнями белых.

25. Однажды Безумный Мул заявил, что когда глядит на своих друзей, ему приходится сдерживать силу своего взгляда, которой он мог наносить порчу и убивать. Говорят, что со временем он избавился от нее. См. Grinnell «Cheyenne Indians», II, p.145.

26. Очевидно, Белый Бизон случайно познакомился с элементами не-шайеннской медицины. Стоит В Лесу рассказывал, что в эту эпидемию погибло 84 шайенна.

27. В основе этого метода лечения лежит представление о том, что в тело вторгается посторонний объект, который шаман извлекал высасыванием. Для этой цели шаманы Северной Америки часто использовали жонглерсво и прочие способы обмана, и хотя эти приемы после 1900 г. были запрещены Индейским Бюро, они не исчезли из практики. История получения Множеством Ворон лечебной «силы», см. в главе 9.

28. У Гриннелла существует описание идентичной процедуры, см. Grinnell «Cheyenne Indians», II, p.141.

29. В этом месте Стоит В Лесу отмечал, что Боб Белый мог наоборот, вызвать своим криком мгновенное истощение лошади. С большим юмором он рассказывал о том, что во время антропологической экспедиции в Оклахоме, он как-то услышал чье-то пение, и автомобиль тотчас же сломался.

 


Глава 7. НАЧАЛО ИСТОРИИ

 

Как я уже говорил, шайенны пришли на равнины с востока, соединившись во время переселения с народом сухтай. В те давние времена они сражались с разными племенами. Хохе, или ассинибойны, жили восточнее шайеннов и получили ружья раньше их. Но однажды старая шайеннка убила многих ассинибойнов. Я слышал об этом от двух пожилых индейских женщин: Желтоволосой Женщины и Белого Ожерелья. Шайенны часто кочуют, и вот как-то, перенеся свой лагерь на небольшое расстояние, они оставили после себя много костей. И эта старушка решила добыть из них костный жир. Делается это так: кости дробят и кипятят, снимая сверху накипь, и, пока отвар не остыл, его льют в холодную воду, получая чистый белый жир, напоминающий свиное сало.

У этой женщины была собака со щенками. И вот, работая поздней ночью, она подняла голову, чтобы посмотреть на эту собаку, прибежавшую к своим скулящим щенкам, и неожиданно увидела нескольких хохе. Они вошли в типи и показали знаками, что хотят есть. Старушке ничего не оставалось, как занятся приготовлением, она нарубила сушеного мяса, положив одну его часть варить, а другую – жарить. Затем взяла длинный узкий кусок бизоньего рубца и стала держать его над огнем, пока с него не закапал растопленный жир. Тогда она махнула им вокруг себя, чтобы жир, попав на лица пришельцев, ошпарил их. А сама выскользнула из типи с горящей веткой и бросилась бежать. Обожженые враги уже чуть было не схватили ее, но она взобралась на кучу поваленых деревьев, бросила горящую ветвь, а сама метнулась на другую сторону. Многие из преследователей упали в огонь и погибли, женщина же убежала (2).

В том лагере, в котором жила старушка, были в основном сухтаи, они посещали страну озер, чтобы запастись перьями для украшений.

Итак, племя держало путь на запад, пока не обосновалось в деревнях на Миссури, где долгое время возделывало маис. Тогда у индейцев еще не было лошадей, и для перевозки груза они использовали собак. По рассказам стариков выходит, что современные собаки намного мельче тех, что были раньше. Когда мы были на ярмарке около города Форсиф, несколько стариков увидели рядом с лагерем большую собаку. Она была больше пойнтера и, по их словам, именно таких рослых собак использовали в старину для перевозок – они могли тащить достаточно большой груз. Когда воины отправлялись в военные походы, собаки в маленьких сумках несли запасные мокасины, сушеное мясо и другие необходимые вещи. Для путешественников они были большими помощниками. Но их значение конечно намного меньше той роли, которую сыграла лошадь. Как и предсказывал Душистая Магия, с появлением лошади жизнь шайеннов полностью изменилась.

Впервые ее встретили в нижнем районе Вайоминга, возле озера, куда она пришла на водопой (3).Обнаруживший лошадь шайенн подобрался поближе, чтобы лучше ее рассмотреть, и тогда вспомнил о пророчестве Душистой Магии, в котором говорилось, что появятся животные с круглыми копытами, лохматыми гривами и хвостами, что люди смогут ездить на их спинах и что на них они попадут в Голубую Мечту (4). Он вернулся в деревню, рассказал старикам об увиденом, и те подтвердили существование такого пророчества.

После этого шайенны построили ловушку, поймали лошадь, стреножили и приучили ее к привязи. В пророчестве говорилось, что они будут ездить на ее спине, поэтому, приучив лошадь следовать за человеком на веревке, шайенны сделали попытку сесть верхом – вышло очень хорошо. С помощью этой лошади они выследили и поймали остальных. Говорят, что первая из них была голубоватого оттенка, а вторая – под цвет оленьей шкуры. В связи с этим событием они назвали реку, впадающую в Северную Платт – Лошадиной рекой или Лошадиным ручьем. На этой реке в 1851 г. между правительством США и индейскими племенами, был заключен мирный договор (5).

Встреча с лошадью произошла задолго до разделения племени на две группы, но уже тогда некоторые из шайеннов отправлялись в южные прерии на охоту и на поиски приключений. Получив же первых коней, племя совсем перебралось на юг, а со временем у них сложился культ поклонения лошади (6).

Позже, когда пришли белые люди, а вместе с ними более крупные кони, шайенны для отличия своих маленьких лошадей стали называть индейскими, а прочих – лошадьми белого человека.

Существует предание о том, как шайенны впервые познакомились с огнестрельным оружием. Однажды, во время одного из своих странствий, они встретили белого человека. Увидев индейцев, он знаками попросил их приблизиться, а сам начал манипулировать с каким-то непонятным предметом. Всыпав в него что-то из рога, висевшего на поясе, он уплотнил это «что-то» с помощью прута и кусочка материи. Затем положил в него небольшой кругляшок металла, забив кусочком материи, немногим большим, чем предыдущий. Он поднял этот предмет и на что-то там нажал – раздался ужасный грохот. Шайенны, вначале удивленые его действиями, услышав выстрел, испугались и убежали. Они подумали, что этот человек пришел с неба и умеет подчинять себе гром (8).

Старики рассказывали, как несколько белых людей проследовало через их территорию. Первая группа прошла вдоль Миссури, а вторая через Черные Холмы. Старики не знали, кто именно это был, они только могли сказать: «Две группы белых людей». Но одна их них могла быть экспедицией Льюиса и Кларка: согласно их отчету, они обнаружили шайеннов к востоку от Черных Холмов. Некоторым из этих первых белых людей шайенны показали свои посевы,и бледнолицые выменяли у них немного кукурузы.

Предания о первых встречах с представителями новой культуры в основном забыты (8). Гораздо больше шайенны помнят о том, как они познакомились с сиу. Иногда вы можете услышать от белых, что шайенны и сиу были злейшими врагами, но на самом деле это не так. Память стариков ничего не говорит о войнах между этими племенами. С хохе, или ассинибойнами, шайенны действительно сражались часто, а те были дальними родственниками сиу, но мы узнали об этом гораздо позже. Ассинибойны получили ружья раньше других равнинных индейцев, и они были хорошими воинами. Но мой народ никогда не сражался с истинными сиу, если не считать нескольких лет – индейских волнений, связанных с распространением Танца Духа, когда шайенны служили правительству в качестве разведчиков. Но эти конфликты не были вызваны межплеменной враждой. На протяжении многих лет они были союзниками, и сиу всегда упоминались на специальной церемонии, когда шайенны выкликали названия четырех дружественных племен. Они жили в дружбе, заключали между собой браки и, таким образом, смешивались. В резервации Пайн Ридж (Сосновая Гряда. – Прим. пер.) до сих пор живет несколько семей шайеннов. Поэтому ее даже называют сиу-шайеннской (9).

Когда я был еще мальчиком, я слышал рассказы стариков о том, как появился первый сиу. Однажды, когда Миссури была покрыта льдом, отряд охотников этого племени, идя по следам бизона, пересек реку. Вскоре большая часть охотников повернула назад, потому что была весенняя пора, и лед начинал трескаться. Но двое из них не оставили преследования. Снег перед ними уже кончился, но следы бизона были видны на земле. Таким образом, они продолжали погоню и, в конце концов, вышли к странной деревне, где дым из жилищ поднимался необычно высоко, а одно типи стояло отдельно от остальных, в центре.

Сиу повернули назад, нашли место с талой водой, и один из них раскрасил себя полосами с помощью найденной здесь же белой глины. В это время его спутник принес бизоний череп, который привязал ему на спину, а затем распустил его волосы. Подготовленный таким образом, охотник вернулся к деревне шайеннов, а это была она, вошел в лагерный круг и направился к центральному типи – типи Священных Стрел. Все жители лагеря высыпали наружу, чтобы посмотреть на него, они подумали, что это один из них, шайенн, раскрасившийся для совершения подношений жрецу Священных Стрел.

Поскольку незнакомец приближался медленно, Хранитель Стрел вышел из типи и стал поджидать его рядом, а когда тот подошел, распахнул дверь, подвинулся в сторону и последовал за ним внутрь. Сиу совершил подношения бизоньему черепу, и Хранитель перенес череп вглубь жилища. В это время стоявшие кругом люди сделали попытку заговорить с пришельцем, тогда сиу на языке жестов ответил, что не является шайенном, а пришел из племени, которое живет по ту сторону Миссури. Шайенны отнеслись к нему дружелюбно, поскольку их закон гласил, что посетитель типи Священной Шапки или Священных Стрел, даже если это враг во время военных действий, неприкосновенен. После того, как пришелец смыл раскраску, ему оказали радушный прием, а также его другу, который к этому времени сошел с холмов и присоединился к ним.

Когда Миссури снова замерзла, сиу покинули шайеннов и вернулись к своему народу. Они перевели через лед лошадей и принесли другие подарки. Но самое главное, сиу впервые получили коней. В этом же году уже в большем количестве, они переправились через реку и посетили шайеннов. К ним также отнеслись приветливо и также дали с собой лошадей. Сиу рассказывали, что когда их соплеменники впервые увидели коней, они очень испугались. И даже после, привыкнув к ним, воины садились невдалеке и наблюдали за четвероногими диковинами целый день, удивляясь, когда насытившись, те переставали есть. А некоторые, наполнив трубки, направляли их на лошадей и называли их богами.

Позднее сиу, как и шайенны, переселились в Черные Холмы. На протяжении многих лет между нашими племенами сохранялись дружественные отношения. Когда же пришли белые, а вместе с ними – войны, объединенные отряды сиу и шайеннов стали участниками большинства войн на равнинах. Они заключали между собой браки, так что в нынешних резервациях вы сможете найти у шайеннов кровь сиу, а среди сиу – кровь шайеннов. Многие считают, что вместе они были величайшим военным союзом.

Другим хорошо запомнившимся шайеннам событием в их начальной истории, было появление, где-то в 1800 г., страшных болезней. Об этом мне рассказывали Желтоволосая Женщина и Белое Ожерелье, а также Висящий Волк и Волчий Зуб. Первая болезнь явилась еще во времена их бабушек. Она протекала так, что человек вначале мог стоять, ходить, а затем по его рукам и ногам пробегала судорога, он падал как подкошенный и, уже больше не вставая, умирал.

В деревне был один очень храбрый воин. Он в это время ходил по лагерному кругу и пел военную песню. «Я не вижу врагов, убивающих нас, – кричал он. –Я никогда не убегаю, если их вижу. Но от этой напасти я не могу защитить людей, они просто падают и умирают». Он несколько раз прошел по лагерю, распевая песню, затем вернулся к своему типи, упал как подстреленный и скончался. Вскоре шайенны уже не могли этого вынести. Они покинули деревню, бросив жилища, и разбрелись в разные стороны: каждая семья в отдельности. Когда они, в конце концов, собрались вместе, очень многих уже не было, они погибли от болезни. Я не думаю, чтобы это была холера. При ней человек умирает не сразу, а эта болезнь убивала очень быстро. При этом она больше поражала пожилых людей, а молодых не так часто (10).

Того воина, который выходил с песней против болезни, звали Орлиная Птица. Он приходился родственником Белому Ожерелью. Я думаю, это был отец ее матери. Белому Ожерелью было около 90, когда она умерла в 1910 г. Родилась же она примерно в 1820 г., что заставляет меня датировать приход первой болезни приблизительно 1800 годом (11).

Затем пришла оспа. Существует рассказ о том, как шайенны впервые заразились ею. Как-то раз военный отряд отправился в поход, следуя вдоль рек Миссури и Йеллоустоун. Возле нынешнего Биллингса с большого речного обрыва они увидели деревню кроу, в которой почему-то не было видно людей. Той же ночью они переправились через реку ниже деревни, а на рассвете атаковали ее. Но как только они достигли первых жилищ, они почувствовали ужасный запах. Исследовав крайние типи, воины нашли их полными мертвецов, которые были завернуты и оставлены на своих местах. Шайенны спешно покинули этот лагерь и отправились домой, но еще до того, как они достигли своего собственного селения, один из них заболел и умер, а когда добрались до дома – остальные воины болели оспой. Она убила многих шайеннов. Однажды я был в агентстве кроу и расспрашивал их об этом периоде, при этом моим переводчиком был торговец А.С.Стохр. Они сказали, что когда умерло больше половины их людей, им ничего не оставалось делать, как поступить подобно шайеннам при той, другой болезни. Они завернули умерших и покинули типи, а сами, рассеявшись, откочевали в страну Красного Жилища.

Мой приемный дед Волчий Зуб тоже помнил эпидемию оспы, но, конечно, не самую первую. Как-то, странствуя между Черными Холмами и Оклахомой со своим шурином и двумя или тремя другими шайеннами, они повстречали двух своих соплеменников. Но они не могли понять, кто это такие, хоть и знали их раньше, потому что их лица были все в рубцах, а носы распухли, как после др


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.