Применение методов, форм и средств воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Применение методов, форм и средств воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел

2019-12-21 1549
Применение методов, форм и средств воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как вам уже известно, воспитательная работа является основным  видом морально-психологического обеспечения, представляющим собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности. Обратимся к рассмотрению наиболее значимых условий, оказывающих влияние выбор эффективных методов, форм и средств воспитания, а, следовательно, и на его результаты применительно к сотрудникам органов внутренних дел.

В работе с сотрудниками должны используются следующие основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков[16]. Остановимся подробно на анализе эффективности указанных методов.

· Обратимся к методам формирования сознания.

Главной функцией этих методов является просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование мировоззрения, ценностей личности.

Метод убеждения является одним из основных методов формирования сознания. Ему принадлежит важная роль в формировании  направленности личности (мировоззрения, убеждений, ценностей и т.д.). Метод убеждения обращается к сознанию личности, логике, опыту человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.

Убеждение не простой акт воздействия, а сложный целенаправленный процесс формирования сознания людей. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты, личный опыт сотрудников, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них формировалась глубокая уверенность в истинности идей, норм профессиональной морали, необходимости руководствоваться ими в службе и жизни. В процессе убеждения политические, экономические, нравственные, правовые и другие идеи превращаются в личные убеждения, в систему мотивов поведения, руководство к действию.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объективную информацию, гласность по важнейшим вопросам из всех сфер общественной жизни. Одним из условий  эффективности использования этого метода является правдивость, искренность, показ реальных трудностей, раскрытие противоречий, истинных причин негативных явлений и путей их устранения. Это позволяет добиться понимания сотрудниками сути происходящих событий, новых социальных явлений, оценить их, установить свое отношение к ним, правильно ориентироваться в жизни, активно участвовать в ней.

Убеждение не ограничивается информацией и разъяснением. Часто недостаточно разъяснить суть явления, понятия, требования. Необходимо вызвать положительное отношение, положительные эмоции к тому, в чем, вы стремитесь убедить человека. Это делает метод убеждения очень непростым. Ведь человек свободен в своем выборе. А молодежь, в особенности, не часто принимает на веру взгляды даже авторитетного человека. Это лучше всего достигается в форме дискуссии, диспута, свободного обсуждения проблемы.

В процессе доказательства, опровержения, переубеждения существенное значение имеет соблюдение требований законов логики, такта, терпения, выдержки.

Большой силы убедительности, доказательности обладают факты, цифры. Факт как часть живой действительности, объективно поданной руководителем, обладает рядом свойств действенного педагогического средства: конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты. Дело в том, что их можно привести произвольно и на основе этого делать совершенно неправильные, необъективные выводы.

Убеждение словом органически сочетается с убеждением делом, практикой. Убеждение делом предполагает такую организацию воспитания, при которой люди приходят к правильным выводам на основе повседневного личного опыта, опыта работы всего коллектива.

Убеждение опытом, делом включает:

а) убеждение в процессе практической деятельности сотрудников и накопления ими личного опыта, доказывающего истинность усвоенных знаний и норм поведения;

б) убеждение личным опытом руководителей;

в) убеждение сотрудников на опыте товарищей, коллектива. В процессе убеждения опытом, практической деятельностью происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практикой, являющейся критерием истины.

Итак, метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех применения метода зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.

К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как:

1) глубокая личная убежденность самого воспитателя в справедливости, истинности того, чему убеждает подчиненных;

2) безупречная логика обоснования убеждаемых положений и принципов, научность аргументов;

3) правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие у подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям. Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду;

4) широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;

5) соблюдение педагогического такта, умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;

6) единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др.

Из изложенного следует, что метод убеждения является ведущим методом воспитания. Его действенность во многом зависит от соблюдения руководителями основных педагогических требований, оптимального сочетания приемов и средств убеждения.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, средством самовоспитания. Метод примера может реализоваться в форме рассказа, показа, обсуждения, анализа какого-либо жизненного случая, анализа жизни конкретного человека и т.п.

Метод примера имеет два значения.

Первое – это иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Так, иногда, человек способен задуматься над определенными явлениями или ситуациями в его собственной жизни, только после того, как его внимание намеренно будет обращено в этом направлении.

  Второе значение – это демонстрация эталона, образца: «Делай, как я…как он…». Его действие основано на свойстве личности к подражанию. Подражание свойственно всем, не только детям, но и взрослым. Тут действует закон социальной психологии: люди ориентируются на авторитетное (референтное) лицо, чье мнение имеет для них значение, определяет оценки и поведение. Подражание является одним из способов усвоения социального опыта. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, неизбежно вынуждено усвоить все лучшие достижения социальной жизни. Следовательно, положительный пример, сознательное усвоение образцов человеческого опыта облегчает процесс становления новых поколений. В новой обстановке человек всегда испытывает потребность в примере, в образце, он настойчиво ищет их, равняет по ним свои поступки и дела.

Подражание, как психологическое явление в индивидуальной жизни человека проходит различные ступени развития, начиная с копирования ребенком родителей, старших, учителей до высокой степени сознательности и творческого отношения к выбору примера, его критической оценки, переработки и усвоения. Сознательное, глубоко осмысленное подражание не противоречит самостоятельности, не унижает личного достоинства и не подавляет творчество личности. Важно, чтобы деятельность человека не сводилась к одному лишь подражанию и само подражание не было механическим, слепым, а сознательным, осуществлялось с учетом конкретных условий, целей и задач деятельности.

Положительный пример обладает большой воспитательной силой. Он является, как уже отмечалось, носителем социальных ценностей. И если люди осознают ценностную сторону примера, видят в нем то, что соответствует их потребностям, интересам, целям, они следуют этому, примеру, заражаются им.

По типу воздействия на сознание сотрудников, примеры можно разделить на две большие группы:

1) примеры непосредственного влияния;

2) примеры опосредованного влияния.

К примерам непосредственного влияния относятся: личный пример начальников, руководителей; пример товарищей, сослуживцев; положительный пример людей, с которыми сотрудники находятся в постоянном контакте.

Среди примеров непосредственного воздействия особое место принадлежит личному примеру руководителя. Пример руководителя имеет многоплановое значение. Это и решающее условие воспитания, и основа его служебного и нравственного авторитетов, и образец для подражания, и средство вдохновения. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов воспитания.

Большое место в воспитании сотрудников принадлежит примерам опосредованного воздействия (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.). К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиги при выполнении оперативно-служебных задач и т. п.

Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального полицейского, появилось стремление постоянно совершенствовать себя.

В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:

1) обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

2) знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример?);

3) общественная ценность примера;

4) реальность достижения образца;

5) создание обстановки, способствующей достижению образца;

6) широкая пропаганда опыта деятельности органов внутренних дел;

7) яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

 

Поведение сотрудника определяется не только осознанием и усвоением определенного жизненного опыта. Метод упражнения содействует формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера. Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Под методом упражнения в ОВД понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, профессиональной деятельности, которая позволяет сотрудникам накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их нравственные чувства, волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждением и поведением, словом и делом.

Использование метода упражнения в воспитании обеспечивает:

а) воспитание целеустремленности;

б) выработку привычек инициативного выполнения своих обязанностей и высоконравственного поведения;

в) совершенствование и развитие волевых качеств;

г) развитие творческих способностей, внимания, памяти, мышления, речи и др.;

д) развитие интеллектуальных и физических качеств.

Качества личности сотрудника формируются и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей. Чтобы выработать у сотрудников самообладание, сильную волю, решительность, смелость, инициативу, необходимо ставить их в такие условия, создавать такие ситуации, действуя в которых они были бы вынуждены проявлять эти качества. Формируя у сотрудников высокие профессиональные, нравственные, физические, психологические качества, руководитель, должен обратить внимание на развитие способности ориентироваться в сложной ситуации, проявлять самостоятельность, быстро принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, добиваться исполнения своих распоряжений и др.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.