Ограничения в применении теста: — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Ограничения в применении теста:

2019-12-21 237
Ограничения в применении теста: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты теста отражают только актуальные качества;

Квалифицированное применение тестов требует высокого профессионализма тестирующего;

У тестируемых может возникнуть страх, искажающий результаты;

Публичное объявление результатов может повлечь этические проблемы, проблемы в коллективе.

Общие правила тестирования:

Тестирование должно проводиться в присутствии специалиста, с согласия испытуемых, соблюдение конфиденциальности, информирование испытуемого о целях тестирования и о его результатах своего тестирования, но в такой форме, чтобы они его не травмировали.

Этапа тестирования:

♦ выбор тестовых методик (ознакомление с методиками и их проверка на предмет соответствия целям исследования и удобности применения);

♦ инструктирование испытуемых (разъяснение им целей и задач тестирования, порядка выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения);

♦ контроль за выполнением заданий;

♦ интерпретация результатов и подведение итогов тестирования.

По предмету исследования:

а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности;

б) личностные — специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта;

в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давления» группы на ее членов и др.

С т.з. технических приемов:

а) объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизиологические испытания (например, измерение кожно-гальванического рефлекса, служащее индикатором эмоционального состояния);

б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением испытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения);

в) тесты «с карандашом и бумагой», напр, для диагностики внимания — вычеркивание определенных букв в тексте;

г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых, например активно использовавшаяся советскими психологами методика «ГОЛ» — групповой оценки личности

От формы ответов:

Свободные тесты предполагают ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый (тесты с открытыми вопросами).

Структурированные тесты содержат вопросы с ответами в формах: «да»-«нет»; задания с выбором правильного ответа, лучшего ответа и т.п..

Шкалированные тесты

Графические тесты

По исследуемому объекту:

· Субъективные личностные тесты (личностные опросники, тесты интересов и склонностей) – принцип оценки понятен для испытуемого, он может повлиять на результат. Надо использовать вопросы-фильтры.

· Объективные личностные тесты – принципы интерпретации результатов скрыты от испытуемых, не специалист не может повлиять на результат.

· Проективные личностные тесты – направлены на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. В основе - постулат о том, что восприятие внешнего мира субъектом не равнозначно реальному ходу событий. Одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное «звучание», обусловленное их опытом, потребностями, мотивами деятельности.

Тесты способностей – ориентированы на выполнение испытуемым определенного задания

· Общие тесты достижений

· Тесты профессиональных и иных достижений

· Тесты на интеллект

· Тесты на специфические способности (сенсорные и моторные)

♦ социо-психологические (в т.ч. изометрические), где объектом анализа являются межличностные отношения в малой группе;

♦ ситуационные — изучается поведение человека в опр. ситуации.

 

37.Стратегия и методы качественного социологического исследования. Его возможности и ограничения.

Логика действий социолога-качественника заметно отличается от логики действий социолога колличественника. Если первый стремится как можно более глубже описать суть проблемы, её корни и возможный исход, то второй своей целью имеет получить как можно более точную информацию о масштабах происходящего социального действия.

Качественная методология достаточно многообразна, способствует проявлению индивидуального своеобразия исследователя, ее понятийный аппарат и последовательность процедур менее жестки, чем в количественной социологии. Главный принцип — следовать избранной логике рассмотрения и анализа явления.

В качественном исследовании нет четкого разграничения этапов. Например, анализ и полевые наблюдения часто осуществляются одновременно. Исследователь должен быть готов одновременно и наблюдать и анализировать увиденное, а затем терпеливо неоднократно возвращаться к тексту, корректируя первоначальный анализ.

Вообще, роль и позиция исследователя в качественном исследовании универсальна. Считается, что качественный метод требует небольших материальных затрат, однако собственно интеллектуальные затраты исследователя здесь очень велики. В большинстве случаев от начала и до конца исследования он выполняет все функции сам.

Исходя из этого, он должен сочетать в себе способность к комбинированию абстрактного и конкретного; широкую социологическую и общекультурную эрудицию; умение сопоставлять разные источники информации; сочетать функции интервьюера, социального психотерапевта и аналитика; обладать научной интуицией и воображением; способностью применять как логику здравого смысла, так и логику индуктивную; наконец, он не может добиться успеха без знания макросоциологических теорий и подходов, равно как и частных микротеорий. Одним словом, быть социологом-«качественником» — это искусство!

В зависимости от метода проведения качественного исследования социолог ставит себя в различные позиции по отношению к объекту исследования, определённому индивиду. Например, метод включенного наблюдения требует от социолога полного погружения в социокультурное пространство исследуемых групп или отдельного человека, тем самым он изучает объект изнутри, переосмысливая реальность через собственный социальный опыт исследователь анализирует полученную информацию. К таким методам можно отнести метод автобиографий.

Другой метод, наоборот, помогает изучать процессы вне изучаемого объекта. (биографические исследования).

       Качественное исследование - исследование, где результаты получены не путем статистических процедур или другими методами математического подсчета, а путем раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов.

Особенности "качественного исследования"

1.    Получение валидных результатов достигается не путем определения количества и статистической обработки получаемых данных, а, прежде всего, путем выявления смыслов и значений действий субъекта.

2.    Получение первичных данных проводится при помощи инструментов, непривычных для «традиционной» социологии, а свойственных скорее этнографии, социальной антропологии, социальной лингвистике.

3.    Отсутствует репрезентативность из-за отсутствия выборки в ее классическом понимании. В центр аналитического внимания здесь помещается, прежде всего, единичный объект (процесс, явление) или несколько объектов с их, так называемой, сингулярностью. Получаемые при этом богатые и глубокие данные чаще всего - принципиально не экстраполируемы на иные объекты.

4.    Используется специфичная исследовательская стратегия со своей логикой индуктивного подхода и последовательностью действий на всех этапах от исходных посылок до анализа данных, построения мини-теории и предоставления отчета. В качественных методах процедура сбора неотделима от анализа данных.

5.    В области интерпретации получаемых данных речь идет о необходимости выработки понятий, построения нарративного рассказа и теоретических схем (мини-теорий), сохраняющих взаимно однозначное соответствие с обыденными представлениями действующих индивидов в социальном мире. Однако интерпретация данных не дает единого однозначного толкования. Современное качественное исследование характеризуется тем, что показывается многоголосие взглядов тех, кто принимал участие в исследовании.

7.    Конструирование проблематики предполагает большую свободу действий, а методологический дизайн исследования никогда не предопределен заранее и изменяется в зависимости от получаемых результатов. Качественное исследование, как правило, осуществляется путем нескольких итераций: когда вначале формулируется достаточно широкий исследовательский вопрос, и постепенно, с каждым этапом этот вопрос фокусируется и на одном из аспектов этого исследовательского вопроса. В ходе каждого этапа выдвигаются гипотезы, которые проверяются на следующем этапе. 

 

       Под термином "качественное исследование" мы подразумеваем особый вид исследования, в котором:

6.К людям, с которыми исследователь имеет дело, выстраиваются уважительные отношения. Он не рассматривает их лишь как источник данных, используя свою властную позицию, а часто являются адресатом получаемых результатов.

7.Предполагается личный продолжительный контакт исследователя с изучаемыми людьми или средой. Более того, исследователь, в отличие от количественной парадигмы оценивает все, что происходит (рефлексирует) по поводу происходящих событий. Именно эмоциональное вовлечение исследователя в изучаемую проблему, углубленное внимание к своим собственным чувствам и переживаниям порой позволяет ему/ей

9.Проблематика и дальнейшее фокусирование исследования строится на инсайтах. Инсайт – это способность глубокого проникновения исследователя в контекст и выявление новых аспектов в: поведении людей, их образе мыслей, мотивации и т.п.

 

38.Способы обеспечения достоверности данных в качественном социологическом исследовании.

Достоверность результатов исследованийкачественная характеристика социологических исследований, раскрывающая степень соответствия полученной в исследовании социальной информации действительным характеристикам и состояниям изучаемых объектов. Достоверность получаемой информации зависит от надежности исходной информации (базы данных); адекватности методик измерения; правильности интерпретаций и теоретических выводов.

Первое, чему уделяется внимание при оценке качества эмпирических методов исследования — это анализу достоверности источника информации. Социологи различают надежность, подлинность используемых для последующего анализа документов и достоверность сообщаемых в нем сведений. Это и понятно: достоверность информации во многом зависит от ее источника, а разные источники обладают различной степенью достоверности сообщаемых сведений. Считается, что в любых случаях первичные данные надежнее вторичных; а официальный документ надежнее неофициального. Так, данные интервью, позволяющие использовать первичные источники информации и сведения из официальных документов, рассматриваются как более достоверные.

Помимо этого, больше доверия вызывают также проверенные и перепроверенные данные, для чего используют несколько источников информации или проводят повторные интервью, включающие уточняющие и контрольные вопросы, а также параллельно применяют другие методы сбора информации.

Валидность — показатель качества произведенного измерения; это показатель степени соответствия измеряемого и измеренного качества.

 

В соответствии с целью контроля можно различать несколько видов измерений валидности: 1) измерение валидности отдельного признака или набора признаков исследуемого предмета; 2) измерение валидности инструментария, применяемого в измерении (иными словами, валидизация шкал, тестов и др.); 3) измерение валидности социологических индексов.

Измерить или оценить качество процедуры или результата исследования означает ответить на следующие вопросы: измерили ли исследователи то, что хотели измерить?; в какой мере им это удалось?; насколько позволяет провести требуемое измерение используемый инструментарий? Ответить на эти вопросы достаточно трудно, так как трудно отыскать объективные критерии оценки степени соответствия. Поэтому в ряде случаев исследователю остается довольствоваться анализом валидности, прибегая лишь к логическому инструментарию, т.е. измерениям логической валидности.

Логическая валидность представляет собой показатель качества социологического исследования, раскрывающий степень соответствия выявленных (основных или базовых) понятий исследуемым свойствам и отношениям. Логическая валидность может измеряться на различных этапах социологического исследования, но особенно важна эта процедура при проведении операционализации понятий.

В случае если удалось найти объективный, внешний критерий соответствия измеряемого и измеренного, того, что получено при измерении тому, что подлежало измерить, речь может идти об измерении эмпирической валидности. Эмпирическая валидность с большей достоверностью подтверждает, обосновывает или, наоборот, опровергает адекватность инструментария, процедуры или исследования в целом. Однако, и в этом случае можно говорить только о вероятностной, а не абсолютной оценке качества социологического исследования.

Степень соответствия программы социологического исследования (цели, задач, гипотез, методов, выдвигаемых в социологическом исследовании) полученным результатам называют концептуальной валидностью. Различные исходные концептуальные установки при исследовании какой-либо темы могут приводить к различным результатам. Концептуальная валидность выше в тех исследованиях, в которых инструментарий и полученные результаты в большей мере соответствуют концепции, выдвинутой авторами. Чем выше валидность, тем адекватнее и объективнее результаты исследования.

 

Триангуляция - комбинация методологий Дензин считает что, когда социолог соединяет в своем исследовании различные подходы, могут возникать достаточно обоснованные и проверенные теории.

Триангуляция в исследовательском смысле обычно означает, что привлекаются различные источники данных, различные методы исследований, нескольких исследователей и/или различные теоретические перспективы, чтобы изучить одно специфическое явление (используется для установления надёжности)

Триангуляция данных. Использование как можно большего количества источников. Но должно быть понимание того, что существует отличие между источниками и методами сбора информации. Так, при исследовании организации источниками могут быть не только данные, полученные с помощью методов интервью, наблюдения, но и статистические данные, материалы совещаний, собраний, митингов, забастовочных комитетов, протоколы заседаний профсоюзных комитетов.

Временная т риангуляция. Определенные виды деятельности претерпевают изменения с течением времени. ВТ помогает проследить динамику процессов (их исчезновение и изменение). Любое социологическое исследование в стиле кейс стади проводится как правило не в один день, а растягивается во времени. Кроме того, деятельность тех или иных групп людей, изучаемых социологами, как правило, изучается в определенной социальной среде. Именно поэтому упор на время необходим. С точки зрения времени очень интересно то, как определенные виды деятельности претерпевают изменения с течением времени.

Пространственная триангуляция. Сбор данных на разных уровнях изучаемого объекта. Сравнение данных на предприятиях различных регионов.

Исследовательская триангуляция. Чем больше исследователей привлечено для изучения того или иного случая, тем более достоверная и менее искаженная информация будет получена. Это одна из возможностей снизить субъективность одного исследователя, поскольку наблюдение одного исследователя дополняется наблюдением нескольких исследователей за одним и тем же событием, или наоборот, нескольких исследователей, наблюдающих за разными событиями, но являющимися звеньями одной и той же цепи.

Теоретическая триангуляция Объяснение одних и тех же фактов с точки зрения различных теоретических положений – средство снизить количество критических замечаний. Есть проблемы, которые объясняются большим количеством теорий (взаимодействия внутри групп) => необходима ТТ.

Методологическая триангуляция: Внутриметодная – иссл-ватель использует один метод, но внутри метода прибегает к различным стратегиям для работы с данными; межметодная – исследователь использует несколько методов т.о., что один метод усиливает другой. Проблемы: определение объекта анализа, для которого могут быть привлечены различные теории, дефицит времени и денег, недоступность некоторых данных.

Триангуляция анализа данных - использование нескольких методов анализа данных.

Триангуляция респондентов - предоставление возможности респондентам оценить основные результаты исследования.

 

39.Глубинное интервью в социологическом исследовании: реализуемые задачи и процедурные особенности.

Глубинное интервью как метод представляет собой непринужденную беседу двух людей, в которой один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника.

Под глубинным интервью понимают неструктурированное, прямое и личное интервью, которое в общем виде представляет собой неформальную, свободную по форме беседу. В ходе этой беседы интервьюер выясняет мнения, убеждения, осведомленность или привычки респондента.

Оно применятся в тех случаях, когда социолог только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее содержание. Основная цель такого интервью – разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выявление подробностей не схваченных в стандартизированном интервью.

Глубокое неформализованное интервью не случайно называют свободным. Оно в том смысле, что как бы тщательно ни был подготовлен вопросник, процесс интервьюирования требует от опрашивающего постоянной готовности к импровизации, осуществляемой, однако, по определенным правилам. Целью глубокого интервью является не получение от респондентов односложных ответов типа «да» или «нет», а подробное раскрытие предусмотренных вопросником тем. Раскрытие темы – процесс, длящийся во времени и предполагающий спонтанность речевого потока респондента. Необходимость получения от респондента развернутых спонтанных ответов – один из основных методических принципов глубокого интервью

Достоинства интервью:

⇒ возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;

⇒ повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;

⇒ возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);

⇒ повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;

⇒ усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;

 

Недостатки интервью:

⇒ требует больших материальных и временных затрат;

⇒ высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;

⇒ высокая трудоемкость;

⇒ требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.

При обследовании методом глубокого интервью могут использоваться различные принципы отбора респондентов. 1. Простой случайный отбор. Этот метод применяется в тех случаях, когда в опросе необходимо зафиксировать естественный разброс мнений или представлений респондентов. Метод простого случайного отбора применяется также в тех случаях, когда предварительные знания об объекте исследования настолько малы, что нет возможности применить более целенаправленные методы.

2. Метод формирования равных по численности квот (внутри квот сохраняется принцип случайного отбора). Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда известны основные параметры и значимые для исследования характеристики.

3. Метод «снежного кома». Как известно, данный метод применяется в тех случаях, когда необходимо составить выборку из представителей рассредоточенного меньшинства, не обладающего формально фиксируемыми признаками, либо не значащегося ни в каких списках или картотеках.

4. Метод фильтрующего опроса. При использовании этого метода проводится количественный опрос, в рамках которого выявляются респонденты, соответствующие определенным рекрутинговым критериям. Далее из числа этих респондентов отбираются кандидатуры для проведения глубокого интервью.

Вопросник глубокого интервью принципиально отличается от анкеты с закрытыми вопросами. Если структурной единицей анкеты является вопрос или блок вопросов, то структурной единицей неформализованного интервью является ТЕМА. Тема представляет собой связное (обладающее смысловым единством) изложение какого-либо вопроса

 Формулировка вопросов, а также их последовательность вырабатываются в процессе интервью в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого. Она ценна своей уникальностью При проведении глубоких неформализованных интервью подобная количественная обработка в принципе является возможной, но не всегда нужной. Основные методы интерпретации текстов глубоких интервью;

1. Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает возможно большее число автобиографий под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, социолог дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей социологической теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него «кирпичами», из которых он конструирует картину исследуемых явлений. В данном методе большую роль играет интуиция исследователя, а также его чутье в отношении факторов, которые значимы для исследуемых явлений. Поэтому и картина, нарисованная исследователем, может оказаться малосодержательной, если его способности или квалификация окажутся недостаточными для проведения такой работы.

2. Метод примеров- разновидность предыдущего. Он состоит в иллюстрировании и подтверждении определенных тезисов или гипотез выбранными из автобиографий примерами.

3. Типологический анализ. Он состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается определенной каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в биографиях действительности редуцируется до нескольких типов.

4. Контент-анализ.

5. Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов автобиографий и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп (Если в распоряжении исследователя имеется несколько сотен автобиографий, полученных из одного и того же (более или менее однородного) социального слоя, то возможности такого статистического анализа достаточно велики. Статистические методы дают возможность отчасти элиминировать субъективные и интуитивные склонности социолога, который интерпретирует эти автобиографии. Кроме того, эти методы дают возможность выявить определенные зависимости.

Совокупность опрашиваемых невелика (10-25 человек). 

Глубинное интервью всегда сопровождается аудио-, и видеозаписью. Затем, запись расшифровывается, в результате чего исследователь получает полный текст всего интервью - "транскрипт", являющиеся основой аналитического отчета. Видео. необходима для учета и анализа поведенческих особенностей респондента, непосредственные реакции, поведение опрашиваемого: эмоции, темп, жестикуляция, настроение, внеш.вид, использ. лексика.

Разновидностью свободного интервью выступает нарративное интервью, которое представляют собой свободное повествова­ние о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий удивления или одобрения, которые стимулируют и под­держивают нить рассказа. Предполагается, что в ходе такого свободного изложения в памяти респондента ас­социативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые представляют для него наибольшую субъективную ценность. Это позволяет выявить наибо­лее важные «смыслообразующие» моменты, конструиру­ющие его биографию.

 

40.Метод исследования случая (case study) в социологическом исследовании. Его возможности и ограничения.

Анализ случая (Case study) – углубленное выборочное исследование какой-либо проблемы на одном отдельно взятом, но представительном объекте. Это форма качественного описательного исследования, объектом которого выступает индивид или малая группа. Его предметом может выступать только реальное взаимодействие обозримого числа людей и лишь в очень специфическом контексте

Сущность: детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпретацию.

Специфика case study состоит: исследователь концентрируется на одной из проблем, с которыми сталкивается индивид или группа, организация, используются различные уровни включенности (от позиции внешнего наблюдателя до полного включения), возможность получения глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений, существующих между людьми, выводы носят локальный прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию социальной общности.

Недостатки:

· опирается на единичный случай, и это ограничивает возможности стратегии саse study к обобщению,

· сильно зависит от личности исследователя,

· неизбежная избыточность информации,

· недостаточная репрезентативность

· не является проверкой научной гипотезы

Разновидности:

Р. Йин предлагает (по учеб.Семиной):

- разведывательные (проводится до формулировки исследовательского вопроса и гипотезы)

-описательные  (целью исследования того типа является формирование гипотез, напрвленных на дальнейшее изучение взаимосвязей типа причин-следствие)

-Объяснительные (направлены на выявление причинно-следственных связей)

- обучающие кейс стади (преследует воспитательные и учебные задачи)

По функциям выделяют:

1. Научно-исследовательский кейс-стади, ориентированный на осуществление исследовательской деятельности

2. Практический кейс-стади, ориентированный на реальные жизненные ситуации

3. Обучающий кейс-стади

По принципу сбора и анализа данных:

· С использованием индивидуального интервью

· С использованием группового интервью

· С использованием включенного наблюдения

· С использованием фокус-группы

· С использованием множества методов, включая интеграцию количественных и качественных методов

По объекту исследования:

· Личность

· Организация

· Социетальный процесс или явление


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.