Логика выбора теории – определить : — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Логика выбора теории – определить :

2019-12-21 311
Логика выбора теории – определить : 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. соответствует ли теория природе исследуемого явления и типу проблемы (анализ содержания теории, насколько теория способна охватить исследуемое явление).

2. описательно-объяснительный охват теории (способен ли понятийный аппарат теории описать исследуемое явление)

3. объяснительную силу теории (нужно охарактеризовать эту систему утверждений с точки зрения того, связь между какими свойствами они раскрывают)

4. объяснительную глубину теории (охарактеризовать внешние явления в качестве факторов, от которых зависит состояние явления)

5. конкретность теории (насколько понятия и утверждения способны описать состояние явления, его связь с внешними факторами)

6. эмпирическую разработанность теории (в какой мере в определении понятий присутствуют наблюдаемые свойства явлений)

7. сопряженность теории предмета с теорией, которую используют для анализа объекта (в какой мере теория раскрывает связь объект и предмета)

Теория – лишь средство описания и объяснения явления, ее нужно использовать применительно к особенностям проблемы. Для этого нужно построить конкретную модель, т.е. концептуальную модель социологического исследования. Она является производной от идеализированного объекта, и выводится из него в соответствии с целями и задачами исследования.

Концептуальная модель социологического исследованиясистема взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующая состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.

В качестве основы разработки концептуальной модели объекта и предмета исследования всегда выступает тот понятийно-категориальный аппарат (понятия, определения, термины, категории), которые существуют в смысловом содержании данной теоретической концепции и которые позволяют исследователям разработать понятийную модель объекта и предмета исследования.

Однако из всего многообразия понятий, терминов, которые наполняют смысловое содержание разработанной нами теоретической концепции, мы выбираем ту систему теоретических понятий, которая позволяет нам отразить детальную характеристику современного состояния объекта и предмета исследования.

Достаточно часто социологи вводят в концептуальную модель авторскую интерпретацию, которая характеризует сущность объекта и предмета исследования.

Стало быть, в начале содержательной структуры разработанной концепции мы выбираем теоретические понятия, которые обладают общетеоретическим уровнем осмысления социальной реальности и отражают в масштабе теоретических обобщений существенные взгляды и суждения на объект и предмет исследования, таким образом, представляют собой концептуальные понятия – концепты, обладающие общим теоретическим смыслом.

Именно концепты, как правило, характеризуют не отдельные предметы природы и социальной реальности, а целый класс явлений и предметов, объединенных между собой конкретным значимым признаком. (например, брак, семья, молодёжь и др.)

Понятия концептуальной модели могут быть простыми и сложными.

Простое концептуальное понятие – понятие, которое определяет видовые признаки одного явления, выступающего в качестве объекта или предмета исследования (понятия «жизнь», «деятельность»).  Определить простое концептуальное понятие означает задать родовые признаки, фиксирующие более обширный класс явлений, к которому относится определяемое явление, и задать видовые признаки, выделяющие данное явление из более общего класса явлений.

Сложное концептуальное явление – это понятие, которое определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в качестве объекта или предмета исследования. Его конструирование – это соединение нескольких определений простых понятий (понятие «жизнедеятельность»).

Построение концептуальной модели опирается на его исходные понятия, которые берутся из формулировки темы исследования.

Построение концептуальной модели предполагает выявление сущностных и содержательных свойств объекта и предмета. Следовательно, при построении определений концептуальных понятий выделяются два виды определений – сущностное и содержательное.

Сущностное определении исходного понятия – это выделение такого (таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое (свойство) отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих.

Содержательное определение исходного понятия – это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.

Структура концептуальной моделисовокупность взаимосвязанных содержательных свойств явлений, которые включены в исследование.

Но не все содержательные свойства могут быть использованы в исследовании. Отбор происходит по следующим принципам: принцип допустимой сложности (выделить столько свойств, сколько возможно с точки зрения сложности разработки); принцип допустимой длительности (учитывать временные ограничения), принцип финансовых затрат, принцип новизны исследования (выделить неисследованные свойства, их число определяется в результате анализа литературы); принцип наименьшей взаимообусловленности (свойства должны быть в наименьшей степени взаимообусловленности, или наоборот).

 

6.Процедура операционализации теоретических понятий и построение операциональной модели социологических исследования. Её роль в теоретической разработке социологического исследования.

Операциональное определение – это определение относительно абстрактных теоретических понятий через конкретные термины, которые обозначают то, что поддается наблюдению. Под процедурой операционализации понимается поиск частных проявлений содержания концептуального понятия, поддающихся наблюдению. Это узкое понимание операционализации, в широком смысле в эту процедуру включают определение переменных, построение показателей и индикаторов. Частные проявления берутся из теорий, из статистики, из других исследований, из словарей, из собственных наблюдений. Кроме того, необходимо соблюдать принцип соотнесения основного и признакового понятия концептуальной модели, так как наблюдаемых проявлений много, поэтому необходимо выделить только те свойства, которые соответствуют критерию отнесения, выражаемому признаковым понятием.

Операционализации понятий проводится для построения операциональной модели. Операциональная модель – это понятийная модель, которая характеризует совокупность поддающихся наблюдению свойств предмета и объекта, отобранных для исследования. При построении операциональной модели нужно соблюдать принцип соотнесения операциональных свойств объекта и предмета в зависимости от его вида.

           

Для выявления операциональных понятий и формирования операциональной модели объекта и предмета исследования, необходимо использовать определенный перечень источников:

1.анализ смыслового содержания концептуально-теоретических понятий;

2.анализ справочной, энциклопедической, художественной литературы, характеризующей объект и предмет исследования;

3.анализ существующей операциональной модели социологических исследований, проведенных до нашего исследования;

4.личностное наблюдение социолога, которое существует на данном этапе жизнедеятельности в данной проблемной ситуации. Как правило, личностные наблюдения социологов характеризуются формированием авторских теоретических понятий как концептуальных, так и операциональных.

В качестве операциональной модели социологического исследования всегда выступает совокупность понятий, которые представлены в табличной форме. (например, концептуальное понятие – брак, операциональные понятия – традиционный брак, гражданский брак, гостевой брак).

       Принцип соотнесения операциональных свойств объекта и предмета - это такой подход к отбору свойств, при котором они выделяются в зависимости от наличия и силы связи между их состоянием.

Значит, при построении операциональной модели нужно учитывать не только сроки, финансы, масштаб, сложность, новизну и т.д., но и выделить те операциональные свойства объекта и предмета, состояние которых в наибольшей степени зависит друг от друга. Данная зависимость должна быть охарактеризована в рамках выбранных теорий, причем, чем больше свойство объекта подвержено влиянию свойств предмета, тем больше у него шансов попасть в операциональную модель.

 

7.Понятие переменной и её роль в социологическом исследовании. Виды переменных.

 

Переменная социологического исследования – это операциональное свойство предмета или объекта исследования, поддающееся наблюдению и принимающее два или более значения.

Переменная выполняет роль средства обобщения эмпирически наблюдаемого множества частных проявлений и позволяет установить наличие или отсутствие зависимости между состоянием одного явления и состоянием других явлений. Использование переменной предполагает работу с массовыми явлениями, так как единичный эмпирический факт не позволяет установить влияние одного явления на состояние другого явления.

Не каждое операциональное свойство может быть переменной. Во-первых, оно должно иметь необходимый диапазон изменения данного свойства, чтобы можно было различать единицы исследования. Минимум – два значения, чем больше значений, тем больше единиц исследования с различными состояниями данного свойства оно способно выделить. Диапазон зависит от проблемной ситуации.

Во-вторых, операциональное свойство должно иметь эмпирически наблюдаемые различия в состояниях. Таким образом, первый круг отбора переменных – по вышеперечисленным требованиям, на втором этапе (из-за многочисленности и уже существующего знания) из состава отобранных отбираются те переменные, которые будут включены в разрабатываемое исследование. В результате формируется модель переменных социологического исследования.

Модель переменных соц. исследования – понятийная модель, которая представляет совокупность тех понятий операциональной модели, кот. принимают два и более значений, имеют эмпирически наблюдаемые различия и включены в данное исследование.

       Именно переменные всегда выступают в качестве динамической характеристики объекта и предмета исследования и позволяют, во-первых, раскрыть множество наблюдаемых состояний объекта и предмета исследования, и,во-вторых, установить наличие и отсутствие зависимости между состоянием исследуемого явления и состоянием других социальных явлений, существующих на данном этапе жизнедеятельности обществ.

Построение модели переменных означает, что объект и предмет исследования характеризуются системой свойств, выступающих в качестве своего рода системы координат, в которые помещаются исследуемые явления. Эта система координат – сетка переменных.

Сетка переменных –система переменных, которые на эмпири-ческом уровне характ-ют св-ва объекта и предмета и позволяют установить закономерные связи между состояниями этих св-в.

Размерность сетки переменных зависит от замысла автора.

Количество переменных определяет эмпирическую сложность (мало единиц, много переменных – фокус-группы, кейс-стади; много единиц, мало переменных – оперативные исследования, перепись населения; достаточно единиц и переменных – оптимально, подходит для всех видов исследований).

Теоретический критерий достаточности количества переменных – такое требование к их количеству, в соответствии с которым переменных должно быть столько, сколько необходимо для выявления закономерных связей между свойствами исследуемого явления и объяснения механизма их формирования. Минимум описательно-объяснительных – 2, объяснительных – 3.

Методический критерий необходимого количества переменных – такое требование к их количеству, в соответствии с которым переменных должно быть не больше того количества, при котором обеспечивается измерительная достоверность и исключается ситуативная разобщенность результатов. Кроме того, существуют критерии необходимого и достаточного количества единиц исследования.

  Статистический критерий необходимого количества единиц исследования (используется для описательно-объяснительных и объяснительных исследований) – такое требование к их количеству, в соответствии с которым единиц исследования необходимо столько, сколько требуется для обеспечения достоверности статистической проверки истинности гипотезы-следствия максимальной размерности. такое требование к их количеству, в соответствии с которым единиц исследования достаточно столько, сколько требуется для обеспечения представительности результатов исследования при заданном количестве переменных (используется для выборочных исследований).

· Классификация переменных по способам измерения:

Явная переменная – это такой вид переменной, состояние которой можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам. (Для ее оценки достаточно одного показателя, например, пол, возраст, профессия, социальное положение, социальные действия).

Скрытая (латентная) переменная – это такой вид переменной, состояние которой нельзя оценить по непосредственно наблюдаемым признакам (оценивается по косвенным внешним признакам, как правило, используют несколько признаков, например, состояние сознания личности, его активность, другие черты личности, например, доброта).

Эти переменные используют для проверки гипотез, но когда необходимо выявить целостное качество сложного системного явления, требуется использовать большое количество его взаимосвязанных свойств, взаимодействие которых формирует это качество. Например, для оценки целостных качеств общества американские экономисты выделил 14 переменных, между которыми существует взаимозависимость.

        

· Классификация переменных в зависимости от роли в объяснении отношений между предметом и объектом исследования:

Зависимая переменная – это такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве следствия изменения состояния другого явления (объект).

Независимая переменная – это такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве причины изменения состояния другого явления (предмет).

 

В объяснительном исследовании выявляется механизм взаимосвязи независимой и зависимой переменной, для этого строится объяснительная модель – такая модель, которая позволяет объяснить механизм формирования отношений между зависимой и независимой переменными посредством раскрытия структуры связей между ними и объяснительной переменной. Для объяснения механизма связи нужно найти объяснительную переменную, которая зависит от изменения состояния независимой переменной и влиять на зависимую. Она берется из используемых теорий.

Объяснительная переменная – это такой вид переменной, состояние которой зависит от изменения состояния независимой переменной и влияет на изменение состояния зависимой переменной.

Выявленная причинно-следственная связь не всегда оказывается истинной и не всегда характеризует связь между явлениями в целом, а только между отдельными составляющими. Для выявления истинности причинно-следственной связи между явлениями и уточнения характера этой связи используется контрольная переменная.

Факторная контрольная переменная – это такой вид переменной, которая позволяет выявить истинность причинно-следственной связи между зависимой и независимой переменными.

Ложная причинно-следственная связь: состояние зависимой переменной меняется потому, что меняется состояние третьей, скрытой переменной, т.е. скрытая переменная – фактор, влияющий на обе переменные.

Социально-групповая контрольная переменная – это такой вид переменной, которая позволяет выявить степень общности причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными.

С помощью нее можно установить, характерна ли связь для всего явления в целом, т.е. определить степень его распространенности среди социальных групп. Контрольной переменной могут быть характеристики социальных групп: социально-демографические, социально-экономические, социально-территориальные.

 

8.Гипотеза и её роль в социологическом исследовании. Фазы построения и логическая структура гипотезы.

Гипотеза социологического исследования – это такого рода предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о связи переменных, характеризующих состояние данных явлений.

Функции гипотезы: во-первых, она является ядром, которое объединяет все части программы исследования (сначала все делается, чтобы гипотезы построить, потом – чтобы подтвердить/опровергнуть).

Во-вторых, подтверждение/опровержение – смысл и результат исследования, если подтвердилась, значит, получено новое знание, отсутствующее в теории, из которой гипотеза была выведена. В-третьих, проверка гипотезы – это проверка теории, из которой она была выведена. Но главное – получение новых научных утверждений.

Критерии состоятельности гипотезы: гипотеза должна выводиться из теоретических положений, которые имеют доказательства, проверенные и принятые научным сообществом;

она должна быть получена путем научных умозаключений, т.е. связана с правилами дедуктивной логики.

Гипотеза должна охватывать все социальные явления, отождествляемые с объектом и предметом.

Она по возможности должна не противоречить ранее установленным фактам и научным положениям.

Гипотеза – это предположение, которое может быть распространено на более широкий круг явлений, чем те, для объяснения которых она специально выдвинута. Она непосредственно не обусловлена эмпирическими данными, но поддается эмпирической проверяемости (проверка – посредством сопоставления с опытом выведенных из нее следствий, т.е. составляющие содержание гипотезы явления должны быть сведены к наблюдаемым частным проявлениям).

 

Источник выдвижения гипотез. Научная аналогия - это такого рода умозаключение, которое содержит вывод о присутствии одного и того же социального механизма при порождении связи между различными явлениями. Эмпирические наблюдения – это такого рода знание, которое представляет собой вывод о связи между явлениями, полученными в результате непосредственного восприятия социальной действительности. Область нахождения гипотез – пересечение области существующих теорий и области эмпирических наблюдений.

Этапы построения гипотезы. Предварительный этап - разработка объяснительной модели исследования. Определяется система переменных, находящихся в отношениях, и механизм формирования этих отношений. Модель задает область поиска научных аналогий и эмпирических наблюдений. Теоретический этап – поиск научных аналогий. Анализ теоретических результатов в научной литературе, которые могли послужить в качестве научной аналогии. Эмпирический этап – наблюдение. Когда научные аналогии найдены и на их основе построены гипотезы, проводятся эмпирические наблюдения для подкрепления гипотезы. Если аналогии не найдены, то тем более нужны эмпирические наблюдения. Они проводятся по поводу имеющихся результатов исследований, газеты, журналы, книги. Наблюдения обобщаются для выдвижения гипотезы.

Содержание и форма гипотезы. С точки зрения отношений между явлениями гипотезы можно разделить на три вида.

Описательная гипотеза – это такое предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о характере соотношения свойств данного явления и других явлений или свойств составных частей данного явления. Формы умозаключений описательной гипотезы: явление А имеет свойство Б1; только явления А1 имеет свойство Б1; явление А обладает определенным количеством свойства Бi; явление А обладает большим количеством свойства Б по сравнению с А2.

Описательно-объяснительная гипотеза - это такое предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о характере причинно-следственной связи между свойствами данного явления и других явлений или между свойствами составных частей данного явления. Формаумозаключений в описательно-объяснительных гипотезах образуется с помощью связки «чем… тем». Содержание данной гипотезы: чем больше/меньше независимая переменная, тем больше/меньше зависимая переменная. Изменение явления-причины и явления – следствия выступают как условие существования данной гипотезы.

Объяснительная гипотеза - это такое предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о характере причинно-следственной связи между их состояниями и лежащими в их основе внутренних движущих силах, производящих данную связь. Форма умозаключения: «чем явление 1, тем явление 2, чем явление 2, тем явление 3». Содержание объяснительной гипотезы: чем больше/меньше независимая переменная, тем больше/меньше объяснительная переменная, чем больше/меньше объяснительная переменная, тем больше/меньше зависимая переменная.

Проверка гипотезы-основания. Логический путь проверки гипотезы – это такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством ее вывода из системы последовательно связанных друг с другом теоретических утверждений. Для такой проверки формулируется система взаимосвязанных утверждений, основа для формулировки – объяснительная модель, так как в ней содержатся теоретические представления б исследуемых явлениях и механизмах их связи. Сформулированные взаимосвязанные утверждения – независимая, объяснительная и зависимая переменные. Затем, используя постулаты логики, из цепочки делается вывод об истинности. Но все равно нужно подтверждение практикой.

 

Формулировка гипотезы о причинно-следственных связях между переменными представляет собой первую стадию формирования гипотезы. Это гипотеза-основание. Вторая стадия – стадия проверки гипотезы-основания, на которой из нее выводятся гипотезы-следствия. При формулировке гипотезы, объединяющей результаты обеих стадий, используется связка «если …, то». Логическая форма: «если гипотеза-основание, то гипотеза – следствие 1,2,3…». Гипотеза-следствие состоит из такого вида явлений, которые представляют собой частные составляющие явлений, содержащихся в гипотезе-основании. Таким образом, для выдвижения гипотез-следствий гипотеза-основание подвергается дедуктивной разработке – это и есть вторая стадия формирования гипотезы исследования. Сопоставление гипотезы-основания и гипотез-следствия с опытом и есть проверка гипотезы-основания путем «внешних» наблюдений. Проверка гипотезы-основания путем «внешних» наблюдений – такой способ проверки гипотезы, который осуществляется посредством выведения из нее гипотез-следствий и сведения связи между зависимой и независимой переменными к связи между их частными проявлениями. Следовательно, выведение гипотез-следствий означает переход к эмпирическим фактам.

Проверка истинности гипотезы. В основу проверки истинности могут быть положены логические операции, одна из них – импликация. На их основе формулируются принципы проверки гипотезы-основания: опровержение гипотезы-следствия опровергает гипотезу-основание, а подтверждение следствия не подтверждает, а делает гипотезу-основание правдоподобной. Принцип опровержения подтвержденной гипотезы-основания: для опровержения нужно расширить область явлений, на которую распространяется гипотеза, а подтвержденную гипотезу-основание рассматривать в качестве частного случая. Принцип подтверждения опровергнутой гипотезы-следствия: нужно сузить область явлений, на которую распространяется данная гипотеза, а опровергнутую гипотезу-основание рассматривать как частный случай.

 

9.Основные понятия и сущность выборочного метода. Типы и методы выборки.

Выборка представляет собой специально отобранную для данного исследования часть единиц генеральной совокупности, которые обладают свойствами, качествами и признаками, присущих всему эмпирическому объекту.

Если эмпирический объект социологического исследования не превышает 500 единиц исследования, то, как показывает практика, социологи применяют сплошной опрос, наблюдение, интервью. Если численность эмпирического объекта более 500 единиц, то прибегают к формированию выборочной совокупности.

Сплошной опрос - такой вид отбора единиц исследования, в процессе которого все единицы генеральной совокупности подвергаются непосредственному наблюдению одномоментно для получения первичной информации.

При формировании выборки должно быть уделено внимание уровню её репрезентативности, которая представляет собой адекватное отражение во внутренней структуре выборки всех характерных черт, свойств и особенностей, присущих генеральной совокупности

Доброкачественная выборка должна быть объективной, т.е. производиться без предвзятых побуждений, при исключении субъективных влияний на ее состав. Выполнению этого условия репрезентативности отвечает принцип рандомизации (от англ. randomization), или случайного отбора элементов из генеральной совокупности. Необходимое условие для построения репрезентативной выборки — наличие информации о генеральной совокупности (полный список единиц генеральной совокупности, информация о структуре по характеристикам)

генеральная совокупность – это совокупность всех единиц исследования, которые подлежат изучению в процессе данного социологического исследования и выступают в качестве эмпирического объекта исследования.

А единицы исследования в выборочной и генеральной совокупности представляют собой первичные структурные элементы, в качестве которых выступают, как отдельные индивиды, так и социальные группы, характерными чертами которых, является то, что они выступают в качестве носителей характерных признаков генеральной совокупности и отобранных в качестве источника первичной социологической информации.

Существует 2 категории единиц исследования:

1) простые (отдельные респонденты)

2) сложные (целостные социальные образования – семья, класс, студенческая группа)

Выбор простых или сложных единиц исследования всегда предопределяется целью, задачами и гипотезами исследования.

Методом выборки является способ построения того типа выборки, название которого этот метод носит. Для каждого типа выборки разработаны свои математические аппараты и процедуры. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации, называется единицей наблюдения

Структура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Выборка в количественном и качественномисследованиях строится на противоположных принципах. В первом случае она является статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам (например, возраст, пол, класс). Во втором случае стремятся найти непохожих людей, сделать группу респондентов гетерогенной; выбор нового респондента, объекта или ситуации происходит по принципу их противоположности и вариативности. Выборка в качественном исследовании называется теоретической.

Типы и методы выборки

Выборочный метод, как правило, характеризуется существованием 3 основных разновидностей выборочного отбора:

1.  простой случайный (вероятностный) повторяющийся/бесповторный отбор;

2. систематический механистический отбор;

3. целенаправленный отбор.

1. Простой случайный (вероятностный) повторяющийся/бесповторный отбор отражает тот вариант развития событий, когда каждая из единиц исследования генеральной совокупности имеет равную вероятность попадания в выборочную совокупность. Эта выборка в качестве основы использует алфавитные списки генеральной совокупности. Данный вид выборки характеризуется значительным уровнем своего использования, потому что является достаточно простым по форме и не сложный по реализации.

 2. Механический выборочный отбор - такой вид отбора единиц исследования, при котором случайным образом осуществляется отбор только одной единицы выборки, остальные же отсчитываются от неё через определённый выборочный шаг - шаг выборки, размер которого зависит от соотнесения численности между генеральной и выборочной совокупностями и определяется делением размера генеральной совокупности на выборку. Основа формирования механического отбора - алфавитные списки генеральной совокупности.

3. Целенаправленный выборочный отбор характеризуется множественностью своих разновидностей, но независимо от видов требуются строгие доказательства ее репрезентативности.

Виды целенаправленного выборочного отбора:

1.Районированная и стратифицированная выборки: относятся к разряду расслоённой выборки, которая предусматривает разделение исследуемой генеральной совокупности на отдельные однородные части. Отбор единиц исследования для выборки проводится внутри каждой из этих частей генеральной совокупности. В практике социологических исследований они определяются как эквивалентные. Если расслоение генеральной совокупности осуществляется по территориально-региональному признаку, то формируется районированная выборка. Если на основе принципа вычленения определённых социальных страт, групп- стратифицированная.

2.Квотная выборка - полностью воспроизводит микромодель генеральной совокупности на основе статистических параметров, т.е. квот (долей), отражающих социально-демографические, социально-профессиональные, образовательные признаки единиц исследования. Всегда основывается на целенаправленном формировании структуры выборки, в которой удельный вес каждой квоты должен полностью соответствовать весу этой квоты в структуре единиц генеральной совокупности. Но при квотной выборке структура выборки всегда формируется заранее с учётом процесса познания специфики генеральной совокупности.

3.Выборка "снежный ком" всегда используется социологами, если исследуется небольшой по численности эмпирический объект и его специфика состоит в том, что единицы исследования знают друг друга. Поиск и отбор единиц исследования, значимых для проблемы исследования, всегда осуществляется по указанию респондента, уже включённого в выборку на первом шаге её формирования, а 1 респондент в алфавитном списке обладает случайностью включения его в выборку.

4.Самоотбор является такой же разновидностью целенаправленной выборки и формируется на основе самостоятельного выбора самим респондентом участия или неучастия в данном социологическом исследовании. Поэтому при выборе социологами данного вида выборки абсолютно непредвиден уровень репрезентативности.

5.Выборка основного массива - разновидность целенаправленной выборки, при использовании её в качестве единиц исследования выступает большая часть единиц генеральной совокупности, которую представляют наиболее типичные представители всего эмпирического объекта. Поэтому при выборке основного массива социологи сталкиваются с предсказуемостью уровня её репрезентативности.

6.Многоступенчатая выборка (многофазная) используется не только в социологических исследованиях, но и в смежных дисциплинах, поэтому имеет широкий масштаб своего проявления. Этот вид выборки предусматривает смену единиц исследования на каждой ступени выборки, т.е. осуществляется поэтапный отбор единиц исследования из разных совокупностей.

Метода отбора на основе принципа удобства заключается в том, что формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций исследователя образом, например с позиций минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов.

Формирование выборки на основе суждений основано на использовании мнений квалифицированных специалистов, экспертов относительно состава выборки. На основе такого подхода часто формируется состав фокус-группы.

 

10.Представительность выборки. Ошибка выборки. Контроль и ремонт выборки. Вероятностные способы выборки в социологичесском исследовании. Простая случайная выборка.

 

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности — мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями — генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, на которую направлен практический интерес социолога, которая выступает одновременно как объект обследования и средство получения информации о генеральной совокупно­сти.

Ошибка выборки — отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной со­вокупности.

На практике ошибка выборки определяется путем сравнения известных характеристик генеральной совокупности с выборочными средними.

Ошибка выборки обусловливается двумя факторами: методом формирования выборки и размером выборки. Ошибки выборки подразделяются на два типа — случайные и систематические. Случайная ошибка — это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала. К случайным ошибкам относят статистические погрешности, присущие самому выборочному методу. Они уменьшаются при возрастании объема выборочной совокупности

Второй тип ошибок выборки — систематические ошибки. Это результат деятельности самого исследователя. Они наиболее опасны, поскольку приводят к довольно значительным смещениям результатов исследования. Систематические ошибки считаются страшнее случайных еще и потому, что они не поддаются контролю и измерению. Они возникают, когда 1) выборка не соответствует задачам исследования 2) налицо незнание характера генеральной совокупности 3) отбираются только «выигрышные» элементы генеральной совокупности.

Систематические ошибки легче предупредить, но их очень трудно устранить. Способы избежать ошибок:

· каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку;

· отбор желательно производить из однородных совокупностей;

· надо знать характерис


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.