Основные преимущества сравнительного шкалирования: — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные преимущества сравнительного шкалирования:

2019-12-21 298
Основные преимущества сравнительного шкалирования: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В возможности распознавания незначительных различий между рассматриваемыми объектами. При сравнении двух объектов респондентам приходится выбирать между ними. 2. Сравнительно меньшее количество используемых теоретических допущений, а также устранение влияния эффекта переноса, когда из-за сильного предпочтения одного товара искажается сравнительная оценка других.

Основной недостаток сравнительных шкал — их порядковая природа и ограничение анализа рамками определенного количества рассматриваемых объектов.

Эти недостатки в значительной степени устраняются при использовании несравнительных методов шкалирования.

Несравнительные шкалы - один из двух методов шкалирования, заключающийся в самостоятельной оценке каждого объекта.

При использовании несравнительных шкал, также называемых монадическими или метрическими, каждый объект исходной рассматриваемой совокупности оценивается независимо от других. Полученные данные считаются интервально или рейтингово - отшкалированными.

Например, респондентов могут попросить оценить Coke по шкале предпочтений от 1 до 6

(1 — абсолютно не нравится, 6 — очень нравится).

 

17.Индексы в социологическом исследовании и особенности их построения.

 

Социологический индексинструмент классификации, сравнения и измерения, конструируемый путем логического и аналитического комбинирования эмпирических индикаторов. Соответственно различают логические и аналитические индексы.

  Логические индексы используются обычно для измерения скрытого (латентного) качественного признака через многомерное (и часто многосвязное) пространство эмпирических индикаторов, измеряемых по номинальным шкалам. Близкие по совокупному смыслу комбинации значений индикаторов социолог объединяет в некие типологические группы (классы) и присваивает им текстовые или цифровые обозначения, используемые затем как шкальные значения измеряемого признака. Эти значения и представляют собой логические индексы. Построив логические индексы, социолог приступает к сбору (измерению) данных по шкалам индикаторов, а затем «отображает» эти многомерные данные в одномерную шкалу признака.

Аналитические индексы образуются из индикаторов посредством математических операций. Ценность аналитических индексов не столько в их значениях, сколько в возможности использования этих значений для сравнительного анализа.

Индекс используют для наглядности и убедительности анализа. Это специально создаваемые по­казатели, с помощью которых связь между переменнными прояв­ляется более зримо и отчетливо. Они позволяет эффективно "свернуть" информацию, содержавшуюся в исходных индикаторах (вопросах, пунктах, тестах), однако от суммарного балла нельзя вернуться к исходной матрице, точнее, к тому паттерну ответов, который стоит за данным значением индекса. Если сформулировать это корректнее, индекс не позволяет учитывать различия в структуре ответов респондентов.

 

В принципе индексы безусловно применимы в тех случаях, когда модель измерения (см. выше) предполагает, что некая латентная, т. е. не измеряемая непосредственно переменная, может быть измерена с помощью совокупности качественно однородных показателей. Во многих случаях различия в значимости, важности отдельных индикаторов можно учесть с помощью "взвешивания", пересчета значений с учетом "веса" каждого индикатора в латентной переменной. Например, имеющие неодинаковое значение в потребительском бюджете хлеб и деликатесы учитываются с разными весовыми коэффициентами. Но и в этом случае индекс остается несовершенным типом шкалы: эмпирическая информация здесь используется лишь для шкалирования различий между субъектами (или другими единицами анализа), но не для шкалирования различий между пунктами-ответами (эмпирическими индикаторами). Используя «взвешивание», мы вводим априорные ограничения на упорядочение входящих в индекс индикаторов, не зависящие от данных наблюдения.

Своеобразным переходом между моделью суммарного балла (индекса) и основными моделями шкалирования является шкала Р. Лайкерта. Исходным материалом для ее построения служат оценочные шкалы согласия-несогласия с суждениями, которые выражают более или менее «благожелательную». Количество категорий ответа - <согласен>, <совершенно согласен> и т. п. - обычно варьирует от двух до семи. Респондент получает балл по каждому суждению в зависимости от избранного им ответа. Присуждаемый данному ответу балл, в свою очередь определяется <благожелательностью> ответа по отношению к измеряемой установке (интенсивностью согласия с суждением), т. е. ответы также упорядочены на одномерном континууме (от крайне негативной установки к крайне позитивной). Баллы, полученные за каждый ответ, суммируются. Суммарный балл, полученный индивидуумом, характеризует уже его собственное положение на установочном континууме.

 

18.Виды социологического исследования, особенности разработки и реализация их программ.

Классификация социологических исследований:

По уровню знания различают эмпирические и теоретические исследования. Первые связаны с получением эмпирического знания, например, статистических данных, классификаций; вторые – с получением теоретического знания, разработкой, например, типологий, общей или специальных теорий.

I. По целям и видам получаемого знания:

1) Фундаментальные - направлены на получение чистого теоретического знания, неизвестного до сих пор, о новых явлениях и процессах.

2) Теоретико-прикладные - решение социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению. более глубокому и всестороннему, чем ранее.

Акцент на умение применить уже имеющееся теоретическое знание к новому объекту исследования, умение использовать имеющийся понятийный аппарат и содержательно конкретизировать применительно к особенностям данного объекта.

3) Прикладные - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

II. По тому, изучается статика или динамика явления, выделяют следующие виды эмпирического социологического исследования:

1) Точечное (разовое), которое дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент;

2) Повторное – вид исследования, которое предполагает изучение одного и того же социального объекта, с определенным временным интервалом по одной и той же программе и методике.

Повторные исследования можно разделить на:

- Панельные исследования – исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой мето­дике через определенный интервал времени. Цель — анализ ди­намики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

Частота повторяемости и общая продолжительность исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются произвольными.

Пример - исследование выпускников средних школ разных лет выпуска. Конкретные школьники менялись, но оставались неизменными следующие параметры: это выпускники средних школ одного и того же района.

- Лонгитюдное исследование (от англ. longitude – долгота) - длительное изучение одной со­вокупности лиц; разновидность повторного исследования, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их измерения и взаимовлияния. Сохраняется тождественность не конкретных лиц, представляющих объект исследования, а необходимых параметров представителей этого объекта. Лонгитюдное исследование иначе называется мониторингом.

- Когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентациях людей одного поколения. Объекты исследования меняются, главное, чтобы они были представителями изучаемой когорты.

- Трендовые исследования - исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения.

I II. По темпу исследования:

1) Оперативное исследование - отличается очень быстрым темпом исследования, так как имеет сжатые сроки. Имеет свои технологии формирования эмпирического объекта исследования, методы его проведения. Оперативность исследования определяется срочность результатов и принятия по ним решения или кратковременностью события, которое надо исследовать. Например, определение результатов выборов посредством исследований избирателей в день выборов.

2) Обычное исследование – нет жестких требований ко времени проведения.

I V. По разновидности объектов исследования:

1) Сравнительные исследования - исследователь имеет дело с объектами разного вида и стремится выявить сходства и различия в этих объектах.

2) В историческом аспекте сравнивается один и тот же объект в разные периоды исторического развития. Очень важно выявить параметр, отличающий один этап исторического развития от другого;

3) В качественном аспекте сравнивается один и тоже объект исследования, находящийся в различном качественном состоянии. При таком сравнении на первый план выдвигается не историческая последовательность смены состояний общества, а качественное различие этих состояний, не зависимо от того, какому этапу исторического развития оно соответствует.

Задача - выявить качественное различие в поведении объекта исследования в зависимости от его типологического состояния.

4) В структурном аспекте - сравниваются различные элементы социальной структуры, то есть объекты исследования различны. Это могут быть различные институты власти, различные социальные группы.

5) В концептуальном аспекте - один и тот же объект исследуется разными авторами или исследовательскими коллективами на основе различных концептуальных подходов. Задача - сравнить объяснительную силу различных теорий, масштабы их применимости, приложимость к тем или иным сторонам объекта исследования с точки зрения возможностей объяснения и предсказания.

6) В методическом аспекте - один и тот же объект исследуется различными методами сбора или измерения данных. Задача в выявлении наиболее достоверных методов сбора и измерения данных.

1) Пробное исследование (разновидность разведывательного исследования) решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Данное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена

2) Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

 

3) Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Оно имеет особенно большую научную и практическую ценность.

VI. По объёму охвата эмпирического объекта исследования:

1) Сплошные исследование – исследования, охватывающие все единицы генеральной совокупности. Например, перепись населения.

2) Выборочные исследование представляет способ систематического сбора данных о проведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и о своем мнении.

1) Пилотажное (разновидность разведывательного исследования) - когда объект исследования является новым, с которым исследователь не встречался еще. Пилотажные исследования позволяют оценить качество вопросников, протоколов наблюдений, процедур анализа документов, модели выборки, а также внести необходимые коррективы и изменения. Итоги этих исследований фиксируются в рабочих документах: составляются окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных.

2) Основное (полномасштабное ) проводится после пилотажного, когда методические приемы уже отработаны, уточнены, или в рамках повторных исследований очередной раз.

 

19.Теоретическое, «смешанное» и эмпирическое исследование: особенности проведения и задачи реализации.

 

1) Теоретическое (фундаментальное) исследование - направлено на получение чистого теоретического знания, неизвестного до сих пор, о новых явлениях и процессах.

2) «Смешанное» (теоретико-прикладное) исследование – направлено на решение социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

Акцент на умение применить уже имеющееся теоретическое знание к новому объекту исследования, умение использовать имеющийся понятийный аппарат и содержательно конкретизировать применительно к особенностям данного объекта.

3) Эмпирическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике. Умение построить его так, чтобы получить значимые конкретные результаты, необходимые для решения конкретной проблемы. Эмпирическое исследование — сбор первичных данных, прове­денный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого реп­резентативную информацию.

  Эмпирическое исследование связано с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, се обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания (статистические данные, классификации), позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации.

Теоретичекое исследование связано с получением теоретического знания, например, построением типологии, формированием и развитием социологических теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования.

 

Конечный результат – то воздействие, которое этот результат оказывает на познавательную или практическую деятельность социальных субъектов. Является критерием разделения теоретических и прикладных исследований.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.