Воспитание у дошкольников основ гуманизма. Развитие доброты, способности к сопереживанию, милосердия. Методы воспитания гуманизма. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Воспитание у дошкольников основ гуманизма. Развитие доброты, способности к сопереживанию, милосердия. Методы воспитания гуманизма.

2019-12-21 355
Воспитание у дошкольников основ гуманизма. Развитие доброты, способности к сопереживанию, милосердия. Методы воспитания гуманизма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гуманизм – (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.(пед.энцеклоп. словарь М.М.Безруких)

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для форми­рования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на дру­гих людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопережи­вании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.

«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «чело­вечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в сле­дующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств лич­ности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отноше­ния к человеку как высшей ценности жизни.

Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопережи­вании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.

Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, по­ощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, ока­зать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.

При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде все­го, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Взрослый должен учитывать, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с ма­лого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Ко­тенок-котенок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.

Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Учить детей сочувствию сле­дует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы явля­ются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.

Существует множество средств воспитания гуманных чувств у до­школьников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. По­ложительные персонажи и герои художественных произведений вызы­вают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспи­тание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите. Залогом успешности воспитания гуманных чувств у детей будет являться постоянное взаимодействие с семьей.

Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Педагог, воспитывая у детей чувство любви и ува­жения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. У детей надо воспитывать также сочувствие к старым людям: уступить ста­ренькой бабушке место в автобусе, перевести через дорогу, помочь нести тяжелую сумку. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них.

Очень важным средством воспитания гуманных чувств у детей явля­ется общение с животными, поэтому так важно присутствие в доме жи­вотных, когда в семье растет ребенок. Постоянная практика заботы о жи­вотных и ежедневное общение с ними укрепляют гуманные чувства де­тей: делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственно­сти за судьбу живого существа. Домашние животные иногда заменяют детям общение со взрослыми во время долгих часов вынужденного оди­ночества. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних жи­вотных просто необходима детям, особенно когда взрослые серьезны и заняты. Дети часто приписывают своим друзьям-животным человеческие черты: они обращаются и разговаривают с ними, как со своими сверстниками. О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить на основе следующих признаков: интерес к раз­личным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; знание и выполнение правил общения с живым сущест­вом; желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним; эмо­циональность восприятия и общения с животным. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу - это залог гуманного отношения к людям.

Формирование гуманных чувств у дошкольников происходит посте­пенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради по­хвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, ста­новится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отка­зе от своего личного в пользу другого человека, является одним из пер­вых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

 

 

22. Своеобразие детского труда, его воспитательное значение. Виды и содержание трудовой деятельности детей в разных возрастных группах. Формы и методика организации труда дошкольников.

Своеобразие детского труда:

1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.

2. Труд детей носит воспитывающий характер.

3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..

4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.

5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.

6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планиро­вания трудовой деятельности. Планирование - важный ком­понент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.

Виды трудового воспитания:

Трудовое воспитание дошкольником можно разделить на четыре типа:

· Художественный труд своими руками.

Такая трудовая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой. Дошкольник может выполнять различные поделки из разных подручных материалов. При окончании ребенок может порадоваться полученным украшением, поделкой, подарком.

· Трудовая деятельность на природе.

В основные задачи такого типа труда входит работа на участке земли. Дошкольники могут ухаживать за посаженными растениями, выращивать продукты питания. Результатами труда на природе может быть: материальный продукт (выращенные овощи, цветы или дерево); приобретение новых знаний; ощущение необходимости и возможности радовать окружающих.

· Хозяйственная и бытовая трудовая деятельность.

Привитие бытовых навыков является наиболее понятной деятельностью взрослых, с которой он встречается повседневно. Ребенок учится сосредотачиваться на определенном задании и полностью справляться с ним с помощью взрослого.

В такие моменты у дошкольника формируется правильное отношение и значение хозяйственно-бытовой деятельности. Благодаря этому в сознании ребенка развивается понимание, что окружающий его мир он создает сам.

В процессе взросления хозяйственная и бутовая деятельность постепенно усложняется. Те навыки и умения, которые приобретет дошкольник, помогут ему в дальнейшем бытовом труде.

· Самообслуживание.

Умение самостоятельно удовлетворять личностные потребности: кушать, умываться, одеваться. Такие навыки необходимо развивать на всех этапах взросления дошкольника. Благодаря навыку самообслуживания ребенок может независимо функционировать от взрослых и повышать собственную самооценку.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являют­ся: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.

Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой органи­зации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продол­жительности (кратковременные или длительные, постоянные или однора­зовые); по содержанию (соответствуют видам труда).

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интере­сах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма спо­собствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по сто­ловой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство спо­собствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Про­должительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.

Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совмест­ный и коллективный труд общественно направленная цель детской дея­тельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при ко­торой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.

Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: дого­вариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходи­мости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совмест­ный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - об­щий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать дей­ствительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в сред­ней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.