Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-21 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Гуманизм – (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.(пед.энцеклоп. словарь М.М.Безруких)
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования у ребенка различных чувств, в том числе гуманных. Гуманные чувства - это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, природу, выражающееся в сочувствии, сопереживании, жалости, сострадании, милосердии и т.д. О сформированности у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, стремлению прийти на помощь другому человеку, способности чем-то пожертвовать ради другого.
«Гуманизм» как ключевое философское понятие обозначает «человечность» (humanitas- «человечность»). Оно может употребляться в следующих смысловых значениях: обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.
Гуманность - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
|
При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Взрослый должен учитывать, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Котенок-котенок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты печальный?» Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношению к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым.
Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у ребенка пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка. Поэтому этические беседы на нравственные темы являются эффективным методом воспитания гуманных чувств у детей.
Существует множество средств воспитания гуманных чувств у дошкольников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите. Залогом успешности воспитания гуманных чувств у детей будет являться постоянное взаимодействие с семьей.
Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Педагог, воспитывая у детей чувство любви и уважения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. У детей надо воспитывать также сочувствие к старым людям: уступить старенькой бабушке место в автобусе, перевести через дорогу, помочь нести тяжелую сумку. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них.
|
Очень важным средством воспитания гуманных чувств у детей является общение с животными, поэтому так важно присутствие в доме животных, когда в семье растет ребенок. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное общение с ними укрепляют гуманные чувства детей: делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа. Домашние животные иногда заменяют детям общение со взрослыми во время долгих часов вынужденного одиночества. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных просто необходима детям, особенно когда взрослые серьезны и заняты. Дети часто приписывают своим друзьям-животным человеческие черты: они обращаются и разговаривают с ними, как со своими сверстниками. О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить на основе следующих признаков: интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках; знание и выполнение правил общения с живым существом; желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним; эмоциональность восприятия и общения с животным. Доброе, заботливое, гуманное отношение ребенка к живому существу - это залог гуманного отношения к людям.
Формирование гуманных чувств у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
22. Своеобразие детского труда, его воспитательное значение. Виды и содержание трудовой деятельности детей в разных возрастных группах. Формы и методика организации труда дошкольников.
|
Своеобразие детского труда:
1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
2. Труд детей носит воспитывающий характер.
3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..
4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.
5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.
Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование - важный компонент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку, как отдельных этапов, так и результата в целом.
Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.
Виды трудового воспитания:
Трудовое воспитание дошкольником можно разделить на четыре типа:
· Художественный труд своими руками.
Такая трудовая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой. Дошкольник может выполнять различные поделки из разных подручных материалов. При окончании ребенок может порадоваться полученным украшением, поделкой, подарком.
· Трудовая деятельность на природе.
В основные задачи такого типа труда входит работа на участке земли. Дошкольники могут ухаживать за посаженными растениями, выращивать продукты питания. Результатами труда на природе может быть: материальный продукт (выращенные овощи, цветы или дерево); приобретение новых знаний; ощущение необходимости и возможности радовать окружающих.
· Хозяйственная и бытовая трудовая деятельность.
|
Привитие бытовых навыков является наиболее понятной деятельностью взрослых, с которой он встречается повседневно. Ребенок учится сосредотачиваться на определенном задании и полностью справляться с ним с помощью взрослого.
В такие моменты у дошкольника формируется правильное отношение и значение хозяйственно-бытовой деятельности. Благодаря этому в сознании ребенка развивается понимание, что окружающий его мир он создает сам.
В процессе взросления хозяйственная и бутовая деятельность постепенно усложняется. Те навыки и умения, которые приобретет дошкольник, помогут ему в дальнейшем бытовом труде.
· Самообслуживание.
Умение самостоятельно удовлетворять личностные потребности: кушать, умываться, одеваться. Такие навыки необходимо развивать на всех этапах взросления дошкольника. Благодаря навыку самообслуживания ребенок может независимо функционировать от взрослых и повышать собственную самооценку.
Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и внедрены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения; дежурства; общий, совместный, коллективный труд.
Поручения - это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.
В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в «Уголке природы», по подготовке к занятиям. Дежурство способствует систематичности включения детей в трудовой процесс. Продолжительность дежурств бывает разной, в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Общий, совместный, коллективный труд способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.
|
Общий труд предполагает такую организацию работы детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде - единая.
Коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети, наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений. Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд является коллективным. Но каждый коллективный труд - общий и совместный. Важно, чтобы воспитатель умел организовывать действительно коллективный труд детей. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе. Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Традиционно коллективный труд организуется один раз в неделю.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!