Перспективы совершенствования законодательной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Перспективы совершенствования законодательной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса

2019-12-21 119
Перспективы совершенствования законодательной регламентации деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности участников уголовного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как уже говорилось, автор принимал участие в разработке ряда нормативных актов РК, регламентирующих обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе. Кроме того, автором были переданы на рассмотрение комиссии по разработке Закона РК «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе» проекты двух законов РК, непосредственно регламентирующих правовые основания и порядок применения мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе: «Об обеспечении безопасности органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также иных государственных служащих, участвующих в нем» и «Об обеспечении безопасности участников уголовного процесса». Для удобства изложения, далее будем обозначать указанные законопроекты соответственно 1-ый и 2-ой законопроект.

Предложение законодателю двух законопроектов в указанной сфере было обусловлено тем, что, по нашему мнению, особенности обеспечения безопасности участников уголовного процесса зависят от их процессуального положения и соответствующих процессуальных обязанностей.

При указанной градации лиц, подлежащих государственной защите, автором также было учтено и то, что согласно 1-му законопроекту защищаемые, являются представителями власти, или призваны оказывать содействие представителям власти, при осуществлении последними своих полномочий.

Кроме того, автор дифференцировал общественную опасность какого-либо противоправного воздействия на защищаемых лиц в зависимости от их процессуального положения в связи с тем, что, по мнению автора, противоправное воздействие на орган уголовного преследования не только препятствует достижению задач уголовного процесса, но и является воздействием на государство (представителем которого последний является), способствует нарушению порядка управления и осуществлению уголовного преследования в соответствии с нормами закона [50, с. 55]. Кроме того, автором в обоих законопроектах предусмотрены права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту, во 2-ом законопроекте при применении мер безопасности учитывается территориальность. В этом же законопроекте с учетом специфики в отдельную категорию выделены меры безопасности, применяемые в отношении несовершеннолетних и лиц, страдающими психическими и физическими недостатками.

С учетом обстановки в Казахстане Парламентом РК в установленном законом порядке 5 июля 2000 г. принят Закон Республики Казахстан «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе», вступивший в силу с 1 января 2001 г. [15; с. 65].

Детальное изучение принятого законодателем нормативного акта показало, что в нем законодателем установлена конкретная система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества, законных прав и интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, членов их семей и близких родственников.

Несмотря на большую значимость принятого закона, на наш взгляд имеют место определенные недочеты, могущие препятствовать эффективной деятельности государственных органов в сфере обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе [51].

В статье 3 Закона среди лиц, подлежащих государственной защите от противоправного воздействия, не указаны «подсудимый» и «судебный исполнитель», что влечет правовую незащищенность указанных участников уголовного процесса от противоправного воздействия в связи с реализацией ими своих процессуальных прав и исполнением процессуальных обязанностей [52].

В этой же норме закона среди лиц, подлежащих государственной защите указаны присяжные заседатели, тогда как действующим законодательством РК указанный институт не предусмотрен;

В настоящем законе не предусмотрены конкретные основания для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица. Статья 4 Закона лишь в общих чертах устанавливает, что государственная защита применяется при наличии к тому достаточных оснований. При этом ни в одном нормативном акте РК законодательно не закреплено, что именно следует понимать под «достаточными основаниями» [53].

Настоящий закон не регламентирует права и обязанности органов, обеспечивающих безопасность, при организации и осуществлении государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе РК.

Согласно ст. 29 закона финансирование и материально–техническое обеспечение мер государственной защиты осуществляется за счет республиканского бюджета. Таким образом, настоящим нормативным актом не предусмотрено финансирование государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе, за счет средств республиканских фондов помощи правоохранительным органам или за счет защищаемого лица в случае ходатайства последнего об этом.

Нормы указанного закона не определяют и не предусматривают территориальность организации и обеспечения мер безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе;

Нормы закона не предусматривают ведомственный контроль за обеспечением государственной защиты лиц, участвующих в уголовном процессе.

Согласно ст. 10 закона у органа, ведущего уголовный процесс, возникает право избрать в соответствии с УПК РК в отношении обвиняемого (подозреваемого) меру пресечения, исключающую возможность осуществления (организации применения) последним какого-либо противоправного воздействия, при наличии угроз со стороны последнего. Однако законодатель не учел, что противоправное воздействие может оказываться (и зачастую оказывается) не обвиняемым (подозреваемым) лично, а иными заинтересованными в указанном воздействии лицами. Кроме того, применяется лишь при наличии угроз. Возможность применения иного воздействия не предусматривается [53; с. 70; 71].

Законодателем не разъяснен ряд используемых в законе понятий и терминов, например «безопасное место», «иные документы, с измененными анкетными данными», «предписание», «члены семей» защищаемых лиц и других.

Действующим законодательством РК не предусмотрена какая–либо ответственность соответствующих лиц за не исполнение или ненадлежащее исполнение решений о применении мер безопасности органов, обеспечивающих безопасность;

Законом не дифференцирована государственная защита таких категорий участников уголовного процесса как несовершеннолетние и лица, страдающие психическими или физическими недостатками, тогда как в силу объективных причин государственная защита указанных лиц будет отличаться от государственной защиты иных лиц;

Законом не предусмотрен механизм применения конкретных мер безопасности в отношении защищаемых лиц [54; с. 73].

Анализируя изложенное, автор делает вывод о том, что необходимо устранить вышеуказанные пробелы в рассмотренном нормативном акте.

Таким образом, с целью наиболее эффективного и рационального функционирования уполномоченных органов в указанной сфере имеется целесообразность разработки ведомственных актов, в том числе «закрытых», детально регламентирующих механизм организации и применения конкретных мер безопасности в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, соответствующими государственными органами и должностными лицами [55; с. 75].

С учетом анализа действующего законодательства, представленного УПК (ст. ст. 95-99), Законом РК «О государственной защите лиц, участвующих в процессе», пробелов, имеющих место, нами предлагается следующий проект Закона РК «Об обеспечении безопасности органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также иных государственных служащих, участвующих в нем» в нижеследующей редакции:

«Статья 1. Обеспечение безопасности органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также иных государственных служащих, участвующих в нем

Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести и достоинства, имущества, иных прав и интересов от противоправного воздействия в связи с осуществлением своих служебных обязанностей в уголовном досудебном или судебном производстве, борьбе с преступностью следующим лицам (в дальнейшем — «защищаемые лица»):

- членам Конституционного Совета РК;

- членам Совета Безопасности при Президенте РК;

- судьям всех судов и другим работникам органов юстиции, не относящимся к административно-техническому персоналу;

- прокурорам и другим работникам прокуратуры, не относящимся к административно-техническому персоналу;

- следователям;

- дознавателям;

- экспертам, специалистам, переводчикам, если их участие в уголовном процессе обусловлено исполнением своих непосредственных служебных обязанностей;

- лицам, непосредственно осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

- судебным приставам и судебным исполнителям;

- работникам подразделений безопасности органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, налоговой полиции, Таможенного комитета, органов военной полиции;

- работникам правовых отделов (управлений) администрации Президента и акимов областей, городов, районов;

- членам семей и близким родственникам вышеперечисленных лиц.

Лицам, перечисленным в части 1 настоящей статьи, государство обеспечивает принятие уполномоченными органами (в дальнейшем – «органы, обеспечивающие безопасность») мер безопасности от посягательства на их жизнь или иного насилия в связи с рассмотрением уголовных дел или материалов в суде, производством дознания или предварительного следствия.

Статья 2. Органы, обеспечивающие безопасность

Меры безопасности применяются:

- подразделениями безопасности органов Комитета национальной безопасности — в отношении членов Конституционного Совета РК, членов Совета Безопасности при Президенте РК, работников правовых отделов (управлений) администрации Президента РК и акиматов областей, городов, районов;

- подразделениями безопасности соответствующих органов – в отношении следователей, дознавателей, лиц, непосредственно осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, работников подразделений безопасности органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, налоговой полиции, Таможенного комитета, органов военной полиции;

- подразделениями безопасности органов внутренних дел — в отношении всех других категорий защищаемых лиц.

Статья 3. Меры безопасности

Для обеспечения безопасности лиц, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Закона, применяются следующие меры (меры безопасности):

- ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

- обеспечение личной безопасности защищаемого, сохранности его жилища и имущества;

- выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты;

- замена документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество;

- изменение места жительства, работы, учебы;

- временное помещение защищаемого в места, обеспечивающие безопасность.

Если применение перечисленных мер не обеспечивает безопасность защищаемого лица, могут применяться иные меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан [56; с. 77].

Статья 4. Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице

Органы, обеспечивающие безопасность, вправе своим постановлением наложить запрет на выдачу любых сведений о защищаемом лице из государственных информационных центров и справочных бюро [57, с. 37 ].

Статья 5. Обеспечение личной безопасности защищаемого, сохранность его жизни и имущества

В случае необходимости органы, обеспечивающие безопасность, осуществляют личную охрану защищаемого лица, его жилища и имущества, охрану защищаемого лица при перемещении по населенному пункту.

Органы, обеспечивающие безопасность, вправе с согласия защищаемого лица оборудовать его жилище и имущество средствами охранной и пожарной сигнализации, средствами экстренной связи, а также средствами видеонаблюдения, видео-, аудиозаписи в целях фиксации противоправных действий [58, с. 110].

Статья 6. Выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты

При наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемому лицу может быть выдано огнестрельное оружие и средства индивидуальной защиты.

Порядок выдачи оружия регламентируется Законом РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».

Защищаемым лицам, имеющим табельное оружие, разрешается его постоянное ношение.

Статья 7. Замена документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество

По заявлению защищаемого лица, либо с его согласия орган, обеспечивающий безопасность, вправе принять решение о замене документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество, в том числе – с внесением изменений в анкетные данные.

Соответствующие изменения должны быть внесены в документы, определяющие принадлежность его имущества.

Статья 8. Изменение места жительства, работы, учебы

В целях обеспечения безопасности защищаемые лица по их ходатайству или с их согласия могут быть переселены в другое место для временного или постоянного проживания.

В связи с этим защищаемым лицам может быть предоставлено временное или постоянное место работы или учебы.

При изменении места жительства, работы, учебы защищаемое лицо не может быть ущемлено в социальных правах.

Статья 9. Временное помещение защищаемого лица в места, обеспечивающие безопасность

По постановлению органа, обеспечивающего безопасность, защищаемое лицо может быть, с его согласия, временно помещено в места, безопасные для пребывания защищаемого.

Статья 10. Поводы и основания для применения мер безопасности

Поводами к применению мер безопасности являются:

- заявление лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 настоящего Закона;

- сообщения иных органов дознания, следствия;

- указания председателя суда, начальника органа, в котором работает (служит) защищаемое лицо, надзирающего прокурора.

Основаниями для применения мер безопасности являются достаточные данные о наличии реальной угрозы для жизни, здоровья, сохранности имущества лиц, перечисленных в части 1 статьи 1 настоящего Закона [59].

Статья 11. Порядок применения и отмены мер безопасности

Орган, обеспечивающий безопасность, проверив заявление (сообщение) в течении 24 часов, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно, принимает решение об обеспечении безопасности защищаемого лица, сохранности принадлежащего ему имущества, либо об отказе в принятии указанных мер, о чем выносится соответствующее постановление с указанием в нем необходимых мер безопасности и сроков их применения.

Копия постановления направляется заявителю.

Отказ в принятии мер безопасности не препятствует повторному обращению с ходатайством о принятии указанных мер, если возникли обстоятельства, не нашедшие отражения в ранее поданном заявлении, и может быть обжалован прокурору.

Основаниями отмены мер безопасности является устранение оснований их применения.

Орган, обеспечивающий безопасность, выносит мотивированное постановление об отмене мер безопасности, копию которого направляет защищаемому лицу — для сведения.

Решение об отмене мер безопасности может быть обжаловано защищаемым лицом прокурору [60, с. 47; 61, с. 56; 62].

Статья 12. Права и обязанности защищаемого лица

Защищаемые лица вправе:

1) требовать от органов, обеспечивающих безопасность, принятия соответствующих мер;

2) знать о применении мер безопасности, их содержании, а также мерах безопасности, которые могут быть применены;

3) ходатайствовать о применении дополнительных мер безопасности, а также об отмене осуществляемых мер;

4) при необходимости – пройти обучение обращению с оружием, специальными средствами;

5) обжаловать решения и действия органов, обеспечивающих безопасность.

Защищаемые лица обязаны:

1) соблюдать условия осуществления мер безопасности, выполнять требования органов, связанные с осуществлением мер безопасности;

2) не разглашать сведения о принятых мерах безопасности. [63; 64].

Статья 13. Права и обязанности органов, обеспечивающих безопасность

Орган, обеспечивающий безопасность, имеет право:

1) производить проверочные действия для установления оснований применения мер безопасности;

2) определять перечень необходимых для применения мер безопасности, а при необходимости – изменять и дополнять его;

3) требовать от защищаемых лиц соблюдения мер безопасности;

4) по ходатайствам защищаемого лица, а также по собственному усмотрению полностью или частично отменять применяемые меры безопасности;

Орган, обеспечивающий безопасности, обязан:

1) незамедлительно реагировать на каждый случай противоправного воздействия, совершенного в отношении защищаемого лица;

2) обеспечивать защиту жизни, чести, здоровья, достоинства и имущества защищаемых лиц путем применения мер, предусмотренных законом;

3) немедленно информировать защищаемых лиц о применении, изменении или отмене мер по обеспечению их безопасности;

4) соблюдать конституционные права и свободы граждан, действовать в строгом соответствии с Законом;

5) при необходимости обучать защищаемых лиц пользованию оружием, средствами индивидуальной защиты и специальной техники.

Все требования органа, обеспечивающего безопасность, касающиеся применения мер безопасности, обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями [65, с.59 ].

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Неприменение или ненадлежащие применение уполномоченными должностными лицами в необходимых случаях мер безопасности, а также разглашение сведений об осуществляемых мерах безопасности или защищаемых лицах влечет дисциплинарную ответственность, если это не повлекло за собой тяжких последствий.

Те же деяния, если они привели или могли привести к тяжким последствиям, влекут уголовную ответственность.

Разглашение сведений о мерах безопасности защищаемым лицом влечет дисциплинарную ответственность.

Разглашение сведений о мерах безопасности защищаемым лицом, если это привело или могло привести к тяжким последствиям, влечет уголовную ответственность.

Статья 15. Меры социальной ответственности

Любые ущемления лиц, указанных в ст.__ настоящего Закона в связи с их участием в дознании, предварительном следствии, судебном производстве являются последствиями исполнения служебных обязанностей, в связи с чем все виды физического и материального ущерба исчисляются в соответствии с законодательством, регламентирующим деятельность соответствующих правоохранительных органов, а при их отсутствии — в соответствии с Указом Президента РК «О государственной службе в РК».

Статья 16. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер безопасности

Финансирование и материально-техническое обеспечение мер безопасности производится за счет бюджетных средств и средств помощи правоохранительным органам.

Статья 17. Осуществление ведомственного контроля и прокурорского надзора за применением мер безопасности

Надзор за исполнением законов при осуществлении мер безопасности осуществляет Генеральный прокурор РК и подчиненные ему прокуроры.

Ведомственный контроль за применением мер безопасности осуществляют руководители соответствующих подразделений безопасности».

Однако, следует отметить, что специфика обеспечения безопасности иных лиц не позволяет унифицировать процессуальную регламентацию данной сферы правоотношений, в связи с чем полагаем целесообразным принятие отдельного законодательного акта в отношении безопасности иных лиц [66, с. 25; 67, с. 74; 68, с. 67].

С учетом изложенного нами предлагается проект следующего Закона РК «Об обеспечении безопасности участников уголовного процесса» в редакции:

«Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

Содержащиеся в настоящем Законе понятия имеют следующие значения:

1) «защищаемые лица» — участники процесса, перечисленные в пункте 9 статьи 7 УПК РК, а также иные лица, указанные в статье 2 настоящего Закона. Обеспечение безопасности органов и лиц, ведущих уголовный процесс — дознавателей, следователей, прокуроров, судей, регламентируется специальным Законом РК;

2) «меры безопасности» — комплекс правовых, оперативно-розыскных, организационно-технических и других мер, принимаемых для обеспечения безопасности участников процесса;

3) «Органы, обеспечивающие безопасность» — государственные органы, принимающие решение о применении мер безопасности, а также органы, непосредственно осуществляющие меры безопасности.

Для понятий, не изложенных в данной статье, применяются разъяснения, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе РК.

Статья 2. Обеспечение безопасности защищаемых лиц

Государство гарантирует защищаемым лицам защиту жизни, здоровья, чести и достоинства, имущества, иных прав и интересов от противоправного воздействия в связи с производством по делу.

В связи с этим, при наличии оснований уполномоченные органы (органы, обеспечивающие безопасность) обязаны обеспечить на всех стадиях уголовного процесса безопасность:

1) заявителей о преступлении;

2) свидетелей;

3) потерпевших, частных обвинителей и их законных представителей и представителей;

4) подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей;

5) понятых;

6) экспертов, специалистов, переводчиков, если их участие в деле не обусловлено исполнением своих непосредственных обязанностей.

По ходатайству защищаемого лица могут приниматься меры к обеспечению безопасности членов семей и близких родственников лиц, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также иных лиц.

Под «иными лицами» понимаются любые лица, угроза причинения или причинение вреда которым в любом виде и форме могут заставить защищаемое лицо совершить действие или бездействие в пользу лиц, препятствующих дознанию, предварительному следствию, судебному разбирательству.

Статья 3. Органы, обеспечивающие безопасность

Решения о применении мер безопасности принимаются органом дознания, следователем, судьей (судом), в производстве которых находится материал про­верки заявления (сообщения) о преступлении, уголовное дело.

Прокурор, надзирающий за дознанием и следствием, вправе принять решение о применении мер безопасности до направления дела в суд. В судебном разбирательстве прокурор, участвующий в качестве государственного обвинителя, вправе ходатайствовать перед судом о применении мер безопасности.

Осуществление мер безопасности возлагается по подследственности на органы внутренних дел, национальной безопасности, налоговой полиции, в составе которых для этой цели при областных аппаратах могут быть созданы специальные подразделения.

Решение о применении мер безопасности, принятое судьей (судом), исполняет судебный пристав данного суда. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мер, содействие приставу оказывают органы, указанные в части 3 настоящей статьи.

Статья 4. Соблюдение территориальности при применении мер безопасности

В случае перемещения защищаемого лица на другую территорию, применение мер безопасности может быть возложено на подразделение, обеспечивающее безопасность участников процесса по месту фактического нахождения защищаемого лица.

При перемещении защищаемого лица на территорию другого государства, безопасность осуществляется в соответствии с заключенными межгосударственными соглашениями о правовой помощи [69, с. 54].

Статья 5. Надзор и контроль за исполнением законов при применении мер безопасности

Контроль за применением мер безопасности органами дознания и следователями осуществляют (в зависимости от ведомственной принадлежности) Министерство внутренних дел РК, Комитет национальной безопасности РК, Комитет налоговой полиции РК и их территориальные органы.

Контроль за применением мер безопасности судебными приставами осуществляет Министерство юстиции РК и его территориальные органы.

Надзор за исполнением законов при применении мер безопасности органами дознания и следователями осуществляет Генеральный прокурор РК и подчиненные ему прокуроры областей.

Глава 2. Меры безопасности

Статья 6. Меры безопасности

Мерами безопасности являются:

1) вынесение официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

3) обеспечение личной безопасности защищаемого, сохранности его жилища и имущества;

4) выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты;

5) использование специальных технических средств прослушивания, аудио-, видеозаписи;

6) замена документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество;

7) изменение места жительства, работы, учебы;

8) изменение внешности;

9) временное помещение защищаемого в места, обеспечивающие безопасность;

10) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;

11) проведение закрытого заседания суда.

В каждом конкретном случае для обеспечения безопасности могут применяться и другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9 части 1 настоящей статьи, применяются лишь с санкции прокурора или по постановлению судьи (определению суда).

Меры безопасности, предусмотренные пунктами 6, 7, 8, 9 части 1 настоящей статьи, могут быть применены лишь после получения согласия или письменного ходатайства защищаемого лица [70; 71, с. 45; 72, с. 131].

Статья 7. Вынесение официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности

Органом, ведущим уголовный процесс, может быть вынесено официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяний, в котором оно предупреждается о недопустимости воздействия на защищаемое лицо и возможности его привлечения к уголовной ответственности по ст. 354 УК РК, а также по иным статьям Уголовного кодекса РК, если его действия, помимо подкупа или принуждения к даче ложных показаний или уклонению от дачи показаний, ложному заключению либо неправильному переводу, образуют иной состав преступления.

Одновременно лицу может быть запрещено:

1) подходить к защищаемому лицу, его жилищу, транспортному средству ближе определенного расстояния;

2) вести устные, телефонные разговоры с защищаемым лицом;

3) передавать защищаемому лицу сообщения иным способом.

Предостережение объявляется лицу лично, под роспись.

Статья 8. Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице

Ограничение доступа к сведениям о личности защищаемого лица может осуществляться путем:

1. Изъятия из материалов уголовного дела, материалов проверки заявления (сообщения) о преступлении сведений об анкетных данных защищаемого лица, предоставления ему псевдонима (измененных или полностью вымышленных анкетных данных), хранении подлинных анкетных данных в процессе расследования у следователя, ведущего производство по делу, а при направлении дела в суд — у судьи, принявшего данное дело к своему производству.

Порядок хранения анкетных данных защищаемых лиц определяется ведомственными нормативными актами.

Иные должностные лица правоохранительных и судебных органов, участвующих в данном уголовном деле, могут знакомиться с ними лишь при получении письменного разрешения органа, ведущего уголовный процесс, с оформлением подписки о неразглашении указанных сведений.

2. Проведение процессуальных действий с участием защищаемого лица в условиях, исключающих его узнавание:

- в условиях ограниченной освещенности;

- нахождения допрашиваемых в смежных помещениях;

- использования преобразователей голоса;

- посредством видеоконтакта;

- запрещения проведения видео- или звукозаписи в судебном заседании;

- удаления из зала судебного заседания на время допроса защищаемого лица подсудимого (обвиняемого), представителей стороны защиты (кроме защитника) или всех присутствующих за исключением состава суда, государственного обвинителя, защитника обвиняемого;

- освобождения защищаемого лица от постоянного присутствия в судебном заседании. При этом защищаемое лицо может быть вызвано в судебное заседание для проведения отдельных действий с его участием с соблюдением иных мер, указанных в данной статье;

- наложения запрета на выдачу сведений о защищаемом лице, членов его семьи, близких родственников, иных лиц, а также об их имуществе из любого государственного или негосударственного информационно-справочного фонда [73, с. 221; 74, с. 55; 75, с. 102].

Статья 9. Обеспечение личной безопасности защищаемого, сохранности его жилища и имущества

В случае необходимости органы, обеспечивающие безопасность, осуществляют личную охрану защищаемого лица, его жилища и имущества, охрану защищаемого лица при перемещении по населенному пункту.

Условия и сроки охраны определяются по усмотрению органов, обеспечивающих безопасность.

Органы, обеспечивающие безопасность, вправе с согласия защищаемого лица оборудовать его жилище и имущество средствами охранной и пожарной сигнализации [76, с. 198].

Статья 10. Выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты

При наличии реальной опасности для жизни, здоровья, чести защищаемых лиц, им может быть выдано во временное пользование газовое или гладкоствольное огнестрельное оружие, средства индивидуальной защиты, а также средства специальной техники и связи для предотвращения, пресечения и фиксации противоправных действий и оповещения об опасности.

До выдачи оружия, средств защиты и специальных технических средств, защищающий орган проводит обучение защищаемого порядку обращения с оружием и соответствующими средствами, а также соблюдению мер безопасности при этом.

Порядок выдачи оружия регламентируется Законом РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия».

Статья 11. Использование специальных технических средств прослушивания, аудио-, видеозаписи

По заявлению защищаемых лиц или с их согласия, орган, обеспечивающий безопасность, может производить прослушивание и запись их телефонных и иных переговоров, применяя при этом аудио-, видеозапись.

В целях обеспечения безопасности защищаемого лица может производиться аудио-, видеозапись, кино-, фотосъемка, прослушивание, запись телефонных и иных переговоров, ведущихся в любом общественном месте, в автомашине, помещении независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

В случаях, не терпящих отлагательства, прослушивание производится без санкции прокурора с последующим уведомлением его в течении 24 часов.

Статья 12. Замена документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество

По ходатайству защищаемого лица, либо с его согласия орган, обеспечивающий безопасность, вправе принять решение о замене документов, идентифицирующих личность защищаемого и его имущество.

По решению органа, обеспечивающего безопасность, соответствующие государственные учреждения обязаны незамедлительно произвести замену любого документа, удостоверяющего личность защищаемого лица, иных документов, в том числе с внесением изменений в анкетные данные. Соответствующие изменения должны быть внесены в документы, определяющие принадлежность его любого имущества.

Орган, обеспечивающий безопасность, может предоставить защищаемому лицу во временное пользование имущество, аналогичное его собственному.

Статья 13. Изменение места жительства, работы, учебы

Защищаемые лица в целях обеспечения безопасности по их ходатайству или с их согласия могут быть переселены в другое место для временного или постоянного проживания. В связи с этим или независимо от этого могут быть изменены места работы или учебы защищаемых лиц.

При переселении, защищаемому лицу предоставляется равноценная ранее занимаемой жилая площадь, оказывается содействие в перевозке членов семьи и имущества, устройстве на работу или учебу, предоставляется материальная помощь.

При временном переселении за ним сохраняется:

1) занимаемая им и членами его семьи жилая площадь, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности жилого фонда;

2) место работы или учебы;

3) среднемесячный заработок либо стипендия, если по новому месту лицо не устроено на работу, учебу, и не получает денежных компенсаций. Если заработок на новом месте уступает прежнему, защищаемому лицу производится доплата в размере разницы прежнего и нового заработков;

4) все льготы, предоставляемые ему по прежнему месту работы или учебы, если по новому месту работы или учебы они отсутствуют.

Время вынужденного прогула защищаемого лица и членов его семьи, перевозка имущества производится за счет государственных средств.

Статья 14. Изменение внешности

В случае необходимости, по письменному ходатайству (заявлению) защищаемого лица, орган обеспечивающий безопасность, принимает решение о хирургическом изменении внешности (лица, головы и других частей тела).

Работу по изменению внешности в соответствии постановлением органа, обеспечивающего безопасность, выполняют соответствующие медицинские учреждения. Финансирование работ по изменению внешности производит орган, обеспечивающий безопасность.

Статья 15. Временное помещение защищаемого лица в места, обеспечивающие безопасность

В случае необходимости, защищаемые лица могут быть с их согласия по постановлению органа, обеспечивающего безопасность, временно помещены в места, обеспечивающие их безопасное существование.

Одновременно орган, обеспечивающий безопасность, принимает меры по личной охране защищаемых лиц.

Статья 16. Избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении участников уголовного процесса насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний

Данные об участии обвиняемого, подозреваемого в совершении, подготовке к совершению, организации совершения в отношении участников процесса насильственных действий или иных преступных деяний, а также в любой форме соучастие в этом, орган, обеспечивающий безопасность, должен оценивать как воспрепятствование объективному расследованию и разбирательству дела в суде, и избирать в отношении обвиняемого, подозреваемого меру пресечения, или изменять ранее избранную меру пресечения на более строгую.

К лицам, оказывающим воздействие на участников процесса, в качестве меры пресечения, независимо от тяжести предъявленного обвинения или подозрения, могут быть применены только передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части, домашний арест или арест.

Если в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной деятельности в отношении лица имеются достоверные данные о совершении или подготовке к совершению насильственного противоправного воздействия на участников процесса, это лицо может быть задержано в порядке ст. 132 Уголовно-процессуального кодекса РК органом, обеспечивающим безопасность или соответствующим органом дознания по его поручению.

Статья 17. Проведение закрытого заседания суда

Во все случаях рассмотрения уголовных дел, связанных с обеспечением безопасности участников процесса, сохранности их имущества, проводится закрытое заседание суда в специально отведенных и оборудованных помещениях.

Председательствующий


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.