Безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе

2019-12-21 135
Безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, а также определение основных направлений законотворчества в указанной сфере крайне затруднительно без учета опыта зарубежных стран. Зарубежный опыт правовой регламентации деятельности правоохранительных органов в настоящей сфере интересен не только своей новизной для Казахстана, но и конкретностью государственных программ в сфере обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе. В этой связи автором проанализированы основные нормативные акты, регламентирующие правоотношения в указанной сфере в США, Италия и ФРГ.

Одним из основных правовых актов, регламентирующих государственную защиту свидетелей в уголовном процессе США, является «Акт об усилении безопасности свидетеля», принятый Конгрессом США 12 октября 1984 г. [9, с. 52].

Согласно положениям указанного акта, основная роль при организации и применении мер безопасности свидетелей отведена министру юстиции. Последний правомочен предусматривать смену места жительства и защиту свидетелей, представителей федерального правительства во время официальных процессов, касающихся организованной преступной деятельности или других серьезных преступлений, если он допускает вероятность совершения насильственного преступления против свидетеля, участвующего в уголовном процессе.

Кроме того, министр юстиции может принимать другие меры по защите лица (его семьи), которое может быть каким-либо образом связано со свидетелем или потенциальным свидетелем, если семья или данное лицо подвергаются опасности из-за участия свидетеля в судебном процессе.

В связи с охраной вышеуказанных лиц министр юстиции должен принять такие меры, которые, по его мнению, могут гарантировать здоровье, безопасность и благосостояние человека, включая психологическую комфортность и социальную адаптацию к среде.

Министр юстиции США также может:

-обеспечить выдачу защищаемому лицу законно оформленных новых документов;

-обеспечить защищаемое лицо жильем;

-предусмотреть перевозку домашней мебели и другой личной собственности на новое место жительства защищаемого;

-обеспечить необходимый прожиточный минимум данному лицу в сумме, установленной в соответствии с положениями, издаваемыми министром юстиции США, на необходимый срок;

-помочь защищаемому лицу найти работу;

-обеспечить все виды других услуг для самостоятельного проживания;

-раскрывать или не раскрывать личность или местонахождение защищаемого свидетеля, решать любой другой вопрос, касающийся его или программы защиты, после тщательного взвешивания последствий такого раскрытия, а также вреда, который оно могло бы причинить общему успеху операции.

Исключение составляют те случаи, когда министр юстиции должен по просьбе (требованию) государства, местных судебных исполнителей или, согласно судебному приказу, незамедлительно раскрыть личность, местонахождение, досье и отпечатки пальцев охраняемого лица (если указанное лицо находится под следствием, было арестовано или же ему предъявлено обвинение в совершении насильственного преступления или преступления, которое наказывается тюремным заключением на срок более одного года).

Перед тем, как взять под защиту лицо, министр юстиции США должен получить информацию о том, подходит ли данное лицо для участия в программе, включая обстоятельства преступления, а также психологическую оценку данного лица.

Министр юстиции должен дать письменную оценку (определение) в любом случае серьезного расследования или в случае, когда были или будут даны свидетельские показания защищаемого лица, а также в случае опасности, которая может грозить обществу или собственности.

При решении вопроса о необходимости защиты лица министр юстиции должен рассмотреть альтернативы обеспечения такой защиты, возможность получения свидетельских показаний другим путем, из других источников, необходимость защиты лица, относительную важность свидетельских показаний, результаты психологических исследований лица, а также выяснить, не нарушат ли мероприятия по защите лица в значительной степени взаимоотношения между ребенком, который перевезен на другое место жительства, и его родителями, которые остаются на прежнем месте жительства, другие факторы подобного рода.

Министр юстиции должен заключить с защищаемым письменное «соглашение взаимопонимания». Каждое такое соглашение должно включать следующие обязанности защищаемого лица:

-согласие лица, если оно является свидетелем (потенциальным свидетелем), дать свидетельские показания и сообщить известную ему информацию соответствующим судебным исполнителям при рассмотрении дела в суде;

-обещание лица не совершать никаких преступлений;

-обещание принять все необходимые меры во избежание раскрытия другими лицами фактов и обстоятельств, касающихся его защиты;

-обещание выполнять все юридические обязательства и решения суда;

-согласие оказывать содействие всем разумным требованиям должностных лиц и служащих, которые обеспечивают его защиту;

-согласие указать на другого человека, который мог бы выполнять функции агента (уполномоченного) в деле по его защите;

-обещание заявить о невыполненных юридических обязательствах на момент подписания соглашения, включая обязательства, касающиеся опеки и официального посещения ребенка (детей);

-обещание регулярно информировать соответствующих должностных лиц о своей деятельности и местонахождении.

Каждое такое соглашение должно включать меры, которые необходимо принять в случае нарушения соглашения, а также порядок регистрации и подачи документов, рассмотрения жалоб защищаемых лиц.

Министр юстиции должен заключать подобное соглашение с каждым защищаемым лицом в возрасте 18 лет и старше, указанное соглашение подписывается непосредственно министром юстиции и защищаемым лицом.

Министр юстиции может возложить ответственность за организацию защиты на своего заместителя, помощника, а также на любое другое должностное лицо отдела юстиции.

Если министр юстиции установит, что над лицом, которое нуждается в защите, нависла реальная опасность, то в этом случае он может обеспечить временную защиту лица без письменной оценки и «соглашения взаимопонимания». Такую оценку он должен сделать после того, как лицо станет находиться под защитой.

Министр юстиции может дать распоряжение снять защиту с лица, в случае нарушения заключенного между ними договора (соглашения) если лицо неправильно информирует о характере и обстоятельствах, касающихся опеки и официального посещения детей.

Перед прекращением защиты лица, министр юстиции должен известить его об этом и сообщить ему причины принятия такого решения. Его решение о прекращении обеспечения защиты не подлежит судебному пересмотру и опротестованию.

Если защищаемое лицо проходит по делу в качестве обвиняемого (ответчик, подсудимый), то министр юстиции должен позаботиться о том, чтобы ему была вручена копия судебного предписания (повестка) по его последнему месту проживания.

Если судебный приговор вынесен не в пользу защищаемого лица, министр юстиции должен выяснить, исполняет ли это лицо судебное решение.

Министр юстиции должен сделать все, чтобы убедить данное лицо подчиняться данному решению суда, и если последний не делает этого, то министр юстиции может раскрыть его личность и местонахождение истцу.

Определенный интерес также представляет Закон «О защите жертв и свидетелей преступлений» от 12 октября 1982 г. [34], согласно которому основными принципами справедливого обращения с указанными лицами является:

-оказание им первоочередной и срочной специальной и медицинской помощи;

-разъяснение их роли в уголовном процессе;

-предоставление информации о мерах, которые могут быть предприняты правоохранительными органами для их защиты, а также о задержании и аресте обвиняемого, его освобождении, прекращении или отказе в возбуждении против него дела;

-уведомление администрации предприятия, на котором работает свидетель, о его сотрудничестве с правоохранительными органами;

-оказание иной помощи, включая предоставление автотранспорта, бронирование мест в гостинице, билетов и другое.

Основными положениями указанного закона являются повышение уголовной ответственности за оказание воздействия на свидетелей (жертв) преступлений, а также определение основных принципов справедливого обращения с указанными участниками уголовного процесса. Так, например, за угрозу или применение физической силы, а равно за попытку совершения указанных деяний в отношении свидетеля предусмотрено наказание в виде штрафа до 250 000 долларов США, или тюремное заключение на срок не более 10 лет, или оба вида наказания. За причинение беспокойства лицу с целью препятствия его участию в деле в качестве свидетелей предусмотрен штраф до 25 000 долларов США, или лишение свободы сроком не более одного года, или оба вида наказания.

От законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе США, перейдем к аналогичному законодательству Италии. 6 августа 1992 г. итальянский парламент одобрил закон № 306 «О внесении срочных изменений в новый уголовно-процессуальный кодекс и мерах по борьбе с мафиозной преступностью» от 8 июня 1992 г. [35, с. 34]. Законопроект был подготовлен министерствами юстиции и внутренних дел в связи со сложной криминогенной обстановкой в стране. Ряд тяжких преступлений, совершенных мафией на Сицилии, ускорили его принятие парламентом.

В Италии новый закон по значимости, особым способам ведения следствия, организационному обеспечению сравнивают с антитеррористическим законодательством Италии 70-х годов. Борьбу с мафиозной преступностью призваны вести как МВД, так и Министерство юстиции, все правоохранительные органы страны.

В организационном плане закон предусматривает создание в Министерстве юстиции должности национального прокурора по борьбе с мафиозной преступностью, назначаемого на четыре года, а также поста его заместителя. В подчинении указанного прокурора — специальное управление, сотрудники которого наделяются большими полномочиями. Например, им предоставлено право посещать места заключения подозреваемых и обвиняемых без какого-либо предварительного разрешения и регистрации этих посещений. Они могут принимать решение о переводе наиболее опасных с их точки зрения заключенных в особые тюрьмы усиленного режима.

В декабре 1992 г. был упразднен пост Верховного комиссара по борьбе с мафиозной преступностью, аппарат которого перешел в подчинение управления по расследованию мафиозной преступности, расширен штат управления и его полномочия. Согласно настоящему нормативному акту управление может внедрять своих сотрудников в мафиозные структуры, которым дано право стимулировать деятельность по отмыванию денег и даже по незаконному обороту наркотиков. Снимаются ограничения на прослушивание телефонных разговоров лиц, подозреваемых в мафиозной деятельности. В конце 1992 г. — начале 1993 г. такие подразделения, как центральная оперативная служба полиции, следственная группа по организованной преступности финансовой гвардии и специальная оперативная группа корпуса карабинеров, вошли в состав управления по расследованию мафиозной преступности.

Закон регламентирует особые правила по отношению к членам мафиозных групп, согласившихся сотрудничать со следственными и правоохранительными органами Италии. По мнению итальянских экспертов, помощь таких лиц является одним из ключевых моментов, позволяющих эффективно использовать весь комплекс мер, направленных на борьбу с данным видом преступности.

Однако при этом возникает серьезная проблема — обеспечение личной безопасности «раскаявшихся», членов их семей и родственников. В последние годы законодательными органами Италии сформирована достаточная база для нормативного решения этой задачи. Внесены соответствующие изменения в уголовно-процессу­альный кодекс, принят ряд самостоятельных законов по борьбе с мафиозной преступностью, в которых регулируется правовое положение вставших на путь сотрудничества с правосудием членов преступных групп и организаций, предусматривается система мер, направленных на их защиту, порядок ее применения.

Следует отметить, что в Италии еще предстоит большая работа по совершенствованию законодательства в этом плане.

Анализируемый закон указанные вопросы регулирует следующим образом. Санкцию на применение специальных мер защиты участника преступной организации, согласившегося сотрудничать с правосудием, дает главный прокурор округа, на территории которого находится исправительное учреждение или временно или постоянно проживает данное лицо.

Предварительно рассматривается соответствующее ходатайство начальника полиции. В ходатайстве, кроме его обоснования, должны быть отражены следующие сведения:

- степень угрозы и возможные сроки ее реализации;

- предлагаемые меры защиты.

Кроме того, перечисляются примененные ранее подобного рода меры (если они применялись) и обосновываются мотивы, по которым они признаются недостаточными. О направлении прокурору указанного ходатайства начальник полиции обязан информировать Министерство внутренних дел.

Настоящий закон предоставляет главному прокурору округа право изменить вид вынесенного ранее судом наказания в отношении «раскаявшегося», за исключением досрочного или полного освобождения от наказания.

В качестве меры защиты указанных лиц предусматривается возможность перевода из одного исправительного учреждения в другое, смена места жительства с переездом в другую коммуну в пределах округа, в которой может быть гарантировано сохранение в тайне преступного прошлого данного лица и факт его сотрудничества с органами правосудия.

Допускается также временное обеспечение документами «прикрытия», в которых изменяются основные установочные данные защищаемого лица. При этом защищаемое лицо предупреждается об ответственности за противоправное использование таких документов.

В отдельных случаях предусматривается возможность замены фамилии, имени, даты и места рождения лица и его родственников с внесением соответствующих изменений в соответствующие учеты и заменой личных документов.

Кроме того, по указанию прокурора в обязанность органа судебной полиции может быть вменено обеспечение личной безопасности защищаемого. В соответствии с новым законом не обязательно присутствие лиц, согласившихся сотрудничать с правосудием, непосредственно в зале судебного разбирательства. Они могут давать показания «на расстоянии» (с помощью технических средств). Предусматривается более строгий режим работы с документами, относящимися к лицам, сотрудничающим с правосудием. Закон обязывает Министерство юстиции совместно с МВД издать специальный декрет, определяющий особые правила содержания сотрудничающих «мафиози» в местах заключения.

Вместе с тем закон обязывает и само это лицо соблюдать предписанные ему нормы безопасности и активно сотрудничать с государством в плане обеспечения охраны.

Закон устанавливает, что показания, данные в ходе предварительного следствия, могут быть использованы в ходе судебного разбирательства даже в случае отказа от них, если выяснится, что свидетель подвергается запугиванию или иному противоправному воздействию. Такие показания рассматриваются в качестве доказательства, которое должно быть подкреплено другими доказательствами. Эти показания учитываются и судами последующих инстанций.

Для лиц, не желающих сотрудничать с правоохранительными и следственными органами, не предусматривается каких-либо послаблений режима лишения свободы. Так, исключается даже их временное освобождение из мест заключения. Не может быть альтернативного наказания, кроме содержания в местах лишения свободы, для лиц, совершивших умышленное преступление, если у прокуратуры есть основания подозревать в их связи с организованной преступностью. Разрешения на работы вне исправительного учреждения и временное освобождение отменяются, если осужденный занимается недозволенной деятельностью.

В 1989 г. Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ образовали совместную комиссию для решения проблем борьбы с организованной преступностью. В ходе работы указанной комиссии были разработаны предложения по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в сфере защиты свидетелей. На основе вышеуказанных положений в 1990 г. в установленном порядке были приняты «Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране свидетелей» [36, с. 22]. В Концепции охраны свидетелей и «Общих указаниях» предусмотрены цели, задачи и функции специально создаваемых органов охраны свидетелей.

Специальные подразделения по охране свидетелей создавались при уголовной полиции земель и федеральном управлении уголовной полиции. Как правило, такие подразделения (координационные пункты охраны свидетелей) создавались и функционировали при специальных отделах уголовной полиции по борьбе с организованной преступностью. Указанные пункты охраны свидетелей определяют конкретные меры охраны свидетелей и координируют деятельность соответствующих подразделений полиции в указанной сфере. Необходимо отметить, что в ряде земель ФРГ организация охраны свидетелей также осуществляется специальными подразделениями, создаваемыми для охраны свидетелей, руководят ими земельные координационные пункты. Указанная практика охраны свидетелей позволяет осуществлять необходимые контакты только через координационный пункт охраны свидетелей.

Правовым основанием для принятия мер безопасности и охраны свидетелей в уголовном процессе ФРГ является совместное постановление следователя уголовной полиции и прокуратуры, которое направляется в координационный пункт охраны свидетелей. В основу ходатайство положена информация подразделения полиции, осуществляющего расследование дела, в ходе которого установлена опасность, угрожающая свидетелю.

Сотрудники соответствующих подразделений по защите свидетелей проходят специальную подготовку, позволяющую им выступать в роли социальных работников и консультантов-психологов.

Работа указанных подразделений основана на строгой конспирации, включает в себя широкий спектр мероприятий (от изменения анкетных данных свидетеля до изменения внешности).

В ФРГ существуют два типа планирования мер безопасности свидетелей:

1) долговременная защита, обеспечиваемая всеми полицейскими методами, в том числе физическая охрана свидетеля в суде и другие;

2) мероприятия, обеспечивающие недосягаемость свидетеля в ходе следствия и судебного разбирательства, сохранение в тайне его местонахождения (исключение любых контактов со страховыми фирмами, банками, другими организациями).

В обоих случаях защищаемым лицам оказывается необходимая социальная помощь.

Следует отметить, что до настоящего времени в ФРГ отсутствует нормативный акт, непосредственно регламентирующий вышеуказанную деятельность специальных подразделений по защите свидетелей, их деятельность регламентируется подзаконными актами (типа отмеченных выше «Общих указаний» и других).

Таким образом, анализ правовой регламентации защиты участников уголовного судопроизводства в США, Италии и ФРГ позволяет сделать следующие выводы.

В развитых странах безопасность участников уголовного судопроизводства является одной из составных частей борьбы с организованной преступностью и коррупцией («беловоротничковой» преступностью). Это связано с тем, что уголовное преследование при этом осуществляется в отношении лиц, так или иначе имеющих отношение к указанной преступности.

Этапами положительного решения вопроса обеспечения защиты в рамках уголовного судопроизводства в любом государстве, на наш взгляд, являются:

-обеспечение соответствующим законодательством и механизмом его применения;

-создание специализированных подразделений, непосредственно обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства и иных лиц;

-соответствующие материально-техническое обеспечение и финансирование деятельности указанных подразделений и мер безопасности;

-разработка ведомственных («закрытых») приказов и инструкций, регламентирующих деятельность вышеуказанных подразделений;

-качественный, многоуровневый отбор сотрудников в указанные подразделения.

-наличие общих мер защиты участников уголовного процесса;

-взаимовыгодное сотрудничество лиц, «раскаявшихся» в совершенных преступлениях, и государства в лице правоохранительных органов в целях борьбы с преступностью;

-замена документов защищаемого лица;

-смена места жительства, работы, учебы и другое;

-физическая охрана;

-изменение внешности защищаемого лица.

Разработка проблемы защиты участников уголовного судопроизводства должна осуществляться в каждой стране с учетом специфики происходящих в обществе социальных процессов и развития системы права в каждом государстве.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.