Творческое наследие инока Евфимия. Источниковедческие проблемы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Творческое наследие инока Евфимия. Источниковедческие проблемы

2019-08-07 235
Творческое наследие инока Евфимия. Источниковедческие проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как в старообрядческой полемической, так и в научно-исследовательской литературе нередко можно встретить утверждение, что основателем страннического согласия был инок Евфимий. В определенной степени это так. Разумеется, первая странническая конфессия появилась почти за два деся­тилетия до того, как он вступил на путь самостоятельной проповеди; конечно, основные постулаты страннического веро­учения были сформулированы до него. И все же значение его деятельности трудно переоценить. Судьба первых странничес­ких общин неизвестна, следы их теряются в 70-х гг. XVIII в. Община единомышленников, созданная Евфимием, не повто­рила путь других мелких старообрядческих конфессий, умиравших вместе со смертью их создателей, ее ряды посто­янно пополнялись, и в XIX в. она превратилась в одно из заметных и влиятельных течений в беспоповщине. Евфимию удалось творчески переосмыслить доктрину ранних странников и оставить своим последователям хорошо теоретически прора­ботанное, оригинальное и вместе с тем опирающееся на традицию учение.

Творческое наследие Евфимия включает в себя его собственные сочинения, составленные и переписанные им сборники сочинений и выписок из Священного Писания и творений отцов церкви, а также художественные произведе­ния; до нас дошли его книжные миниатюры — иллюстрации к Апокалипсису.

Изучение творческого наследия Евфимия началось в 60-е гг. XIX в. В 1862 г. В. И. Кельсиев опубликовал в лондонской Вольной русской типографии материалы первого правитель­ственного следствия о странниках, проводившегося в начале 50-х гг. XIX в. Среди них были выписки из трех сочинений Евфимия — своеобразный экстракт, подготовленный чиновни­ками МВД для иллюстрации взглядов человека, с именем которого связывалось возникновение страннического согласия1.

Издание В. И. Кельсиева, по понятным причинам, не носило научного характера, но ему суждено было на протяжении более чем ста лет играть роль основного источника для изуче­ния творчества Евфимия.

Полный текст главного сочинения Евфимия — „Цветника" так и не был введен в научный оборот. Что же касается двух других сочинений Евфимия, частично опубликованных В. И. Кельсиевым — „Разглагольствия..." 1784 г. и „Послания в Москву..." 1787 г.2 — то дореволюционным исследователям удалось выявить и использовать их полные списки3. Впрочем, уже в начале второго десятилетия XX в. рукописи обоих сочи­нений, хранившиеся в Департаменте общих дел МВД, оказа­лись утерянными, что и было отмечено в известном справоч­нике старообрядческой литературы В. Г. Дружинина4.

В советское время исследователям, касавшимся в своих работах творчества Евфимия, не удалось существенно продви­нуться в изучении его рукописного наследия. Некоторых результатов достиг А. И. Клибанов, выявивший еще один список „Разглагольствия..." 1784 г., а также канцелярский список экстракта из трех сочинений Евфимия, аналогичный тому, которым пользовался В. И. Кельсиев5. Н. С. Гурьянова, изучая старообрядческую эсхатологию, ввела в научный оборот „Послание единоверным о Христе братиям...", рассмот­рев его в ряду анонимных сочинений XIX в.6 Как показало последующее изучение текста, это сочинение написано Евфимием.

Между тем рукописное наследие Евфимия достаточно велико. В конце 50-х гг. прошлого века странники перечислили и описали десять книг, написанных его рукой — тех, что тогда хранились у них, указав при этом, что часть писаний Евфимия уже утрачена. Описание представляет значительный интерес — оно достаточно подробно и позволяет по ряду внешних признаков идентифицировать рукописи. Приведем его полностью.

„Первая книга — Апокалипсис лицевой трехтолковой, на болшем фармате в лист, и помещено в него иных свидетельств от Писания множество, мелким писмом, потом помещены вси слова Священнаго Писания, кои приличныя на дни царствия Антихристова, яко же Ипполита, папы Римскаго, слово и Ефрема Сирина 105, и из Веры (речь идет о популярном сбор­нике Книга о вере.— А М.), глава 30, и прочия; при том же и Беседословие Андрея Дионисова помещено тут же; за ним же еще толкование написано, паки Ипполитово и Ефремово слово; последи же писаны 111 статей о Великоросийской церкви и Повесть о сибирских страдальцах мелким писмом и прочия многия статии помещены; и напреди Апокалипсиса многая статии писаны о никониянах, от Ответов поморских и иных сочинении поморских же. И тако сия книга значительна у всех, не токмо его последователях, но и прочих, ибо дивным художеством устроена нащет лиц писания и сколько помещено в нея писаний.

Вторая книга, им самим сочинена, вся о старообрядцах. Состоит она из 10 глав больших, ибо в той книге все вмещено доказательство от Священнаго Писания, почему старообрядцы виновны и все их пороки, под названием Цветник, собранныи на старообрядцов.

Третия книга, его же рукою писанна, а в ней помещено 4 книги: первая — Исаака Сирина, вторая — Петра Дамаскина, третия — Никона Черныя горы, 4 — Ефрема Сирина. Вся она очюнь изрядно писана, весма велика собой.

Четвертая книга — Псалтырь следовальнная, вся полная, тоже его рукою писана.

Пятая книга — Потребник духовных всех действии и правила вси, что долженствуют ко исправлению кающихся, изо всех правильных книг вмещены.

Шестая книга, сочиненная им, о всех пред начинаниях Евфимиевых, как он от чего в сумнение пришол, и вси вины и заблуждения описаны в ней, при старообрядцах сущия, и како он усилился их исправить, и все житие в ней Евфимиево описано. Потом много в ней послании писано — зело полезны суть чтущим, но вси служат к ведению прелести последней. И сия книга зело мелким писмом писана.

7 книга, писал он, Житие Корнилия Выгорецкаго, перваго в Поморских странах страннаго, и в ней помещено жития и кончины поморских первоначальник и учителей, как: Андрея Дионисовича и Симеона Дионис[овича], Данилы Викулыч[а], Петра Прокопиевича, и вси благочиния поморских чиножительств. Но сия — невелика, а первыя вышеписанныя — вси большия.

Осмая книга, сочиненная им, на согласие феодосиян и все их пороки и разньствие от поморских християн. И писал он тогда, когда еще был в согласии с филиповым[и].

9 книга — Цветник, собраной им из различных писании и повестей отеческих, нащет жития и исправления всяких случаев.

10 книга — сочиненныя им 39 вопросов и посланныя в Москву тогда Алексею и Григорью Яковличам, и еще три послания должайшия, о всех происшествиях, в сибирских странах деющихся.

И тако сии книги мы сами своима очима видехом, и вси — его рукою писаны. А и прочи еще были его сочинения, но уже нам не известно — кои завладели мирские люди, а иныя попали в судийския руки, а мы только десять застали"7.

Приступая к изучению проблемы творческого наследия Евфимия, автор предпринял попытку найти его автографы и полные списки основных сочинений. Поиск принес хорошие результаты8.

Удалось выявить и идентифицировать два сборника-авто­графа Евфимия из числа тех, что попали в странническое описание. Один из них — большой, форматом 2° на 656 листах сборник собрания рукописей Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника № 154649. Принадлежность ярославского сборника перу Евфимия может быть доказана следующим образом.

1. На л. 656 есть запись, выполненная скорописью, анало­гичной той, которой переписаны некоторые статьи сборника (большая его часть написана полууставом)10. Из содержания записи следует, что рукопись написана Евфимием. Решению вопроса об идентификации Евфимия — переписчика сборника с Евфимием-странником помогают некоторые факты, упомя­нутые в записи. Евфимий — переписчик рукописи был на „беседе" в Москве 4 февраля 1784 г., а 28 марта того же года отправил туда послание. Эти факты из биографии Евфимия-странника известны по его „Разглагольствию..." 1784 г.11 Оно действительно датировано 28 марта, а текст начинается с упоминания о встрече автора с адресатом — московским филипповцем в Москве 4 февраля 1784 г.

2. Содержание ярославского сборника совпадает с содержа­нием автографа Евфимия, описанного странниками под № 1. Действительно, центральное место в сборнике ЯГИАМЗ № 15464 занимает лицевой толковый Апокалипсис, украшен­ный 72 цветными миниатюрами (л. 97-314), параллельно тексту Апокалипсиса, выполненному крупным полууставом, на свободных местах — л. 106 об.-312 — мелкой скорописью переписано большое количество фрагментов Священного Писания, творений отцов церкви и старообрядческих сочине­ний (автор страннического описания автографов Евфимия очень удачно выразился — эти фрагменты действительно „помещены в Апокалипсис"). Вслед за Апокалипсисом в сбор­нике ЯГИАМЗ № 15464 в самом деле переписаны: Слово Ипполита, папы римского „о скончании мира и о Антихристе" (л. 353-372 об.), Слово 105-е Ефрема Сирина об Антихристе (л. 373-382 об.), глава 30-я Книги о вере, целиком посвящен­ная эсхатологическим сюжетам (л. 443-457 об.). В соответ­ствии со странническим описанием автографов ярославский сборник содержит немало фрагментов сочинений поморских авторов, в том числе выписки из „Поморских ответов" (л. 17 об.-96 об. и л. 457 об.-464), выписки из сочинения Михаила Вышатина „Бисер драгоценный" (л. 390 об.-433). В конце ярославского сборника мелкой скорописью переписаны: „Повесть о сибирских страдальцах" Семена Денисова (л. 648-652) и два старообрядческих сочинения о ересях в Великороссийской церкви (л. 653 об.-655). Отметим, что состав сборника ЯГИАМЗ № 15464 отнюдь не исчерпывается приведенными сочинениями, и напомним, что автор страннического описания автографов оговаривается, что он перечис­ляет не все статьи. В частности, большое место в ярославском сборнике занимает переработанное Евфимием сочинение известного поморского автора Ивана Алексеева „Титин" (л. 497-646 об.). Подробную роспись содержания сборника ЯГИАМЗ № 15464 мы приводим в приложении к настоящей монографии.

3. Все известные источники свидетельствуют о том, что Евфимий был искусным художником — вне всякого сомнения, ярославский сборник иллюстрировал талантливый миниатю­рист12.

4. Как явствует из страннического описания Лицевого Апокалипсиса Евфимия, этот рукописный сборник почитался странниками как святыня, бережно хранился, передаваясь из рук в руки. История „О начатке старца Евфимия..." сообщает, что в свое время этой рукописью завладел Василий Иванов Толоконников — известный бегунский наставник 30-40-х гг. XIX в., возглавивший впоследствии самостоятельное течение в странничестве. Некоторое время союзником Толоконникова был еще один видный бегунский наставник — Василий Яков­лев13. На л. 656 рукописи ЯГИАМЗ № 15464 есть владельчес­кая запись 1840 г., в которой упомянуты имена Василия Иванова и Василия Яковлева14.

5. Предположению, что сборник ЯГИАМЗ № 15464 явля­ется автографом Евфимия, не противоречит и возраст бумаги. Она датируется 70-80-ми гг. XVIII в.15

Уточнить время создания сборника ЯГИАМЗ № 15464 помогает запись Евфимия на л. 656, где он указывает, что начал работу в 1786/87 г., а закончил 17 июля 1791 г. (даты переведены со счета лет от сотворения мира). Не совсем ясно, относится ли эта запись ко всему сборнику, или же только к входящему в его состав Апокалипсису. Если предположить последнее, то в дошедшем до нас виде сборник мог появиться несколько позже — между 17 июля 1791 г. и 20 июля 1792 г. (дата смерти Евфимия).

Без сомнения, сборник ЯГИАМЗ № 15464 составлен из различных частей, возможно, первоначально входивших в состав других книг. В сборнике прослеживаются следы старой пагинации: л. 6-96 ранее имели пагинацию 126-216; Апока­липсис с прилежащими статьями (до л. 353) ранее имел само­стоятельную пагинацию; а на л. 353-464 возобновлялась паги­нация, прерванная на л. 96. При составлении сборника старая пагинация была перечеркнута и основным почерком была проставлена новая — общая для всей книги.

Этот факт доказывает, что окончательно сборник был сформирован самим Евфимием. Это подтверждается и стран­ническим описанием автографов — последователи Евфимия характеризовали эту рукопись как доставшуюся им в наследие от него самого в неизменном виде. Наконец, обратим внима­ние на еще одно доказательство окончательного составления сборника Евфимием: в некоторых местах книги его рукою сделаны пометы, отсылающие читателя к другим листам руко­писи. Например, текст одной из статей прерывается на л. 647 об., внизу листа — приписка: „Чти сему конец на листу 655 на обороте". В свою очередь, на л. 655 об. читаем „Зри сему зачало на листе 647-м". Подобного рода отсылки к другим листам встречаем также на л. 107, 576 об.

Сборник ЯГИАМЗ № 15464 может быть определен как тематический, он посвящен, в основном, эсхатологическим вопросам (состав сборника приведен выше). Среди включен­ных в него старообрядческих сочинений другой тематики обращают на себя внимание очень редкая „Повесть о сибир­ских страдальцах" Семена Денисова, рассказывающая о Тарских событиях 1722 г. и сибирских старообрядческих само­сожжениях начала 20-х гг. XVIII в.16, а также старообрядчес­кое сочинение XVIII в. „О никонианских ересех".

В плане темы данного исследования особого внимания заслуживает переработанное и отредактированное Евфимием сочинение Ивана Алексеева „Титин". В нем в концентриро­ванном виде изложены эсхатологические представления Евфи­мия, отражены его социальные и политические идеи. Само сочинение Ивана Алексеева — первооснова — было написано около 1752 г. Оно состоят из предисловия и тринадцати глав. Содержание излагается в форме беседы между старообрадцем-поповцем („вопрошающим") и беспоповцем („отвещающим"), участники диалога излагают различные точки зрения по многочисленным эсхатологическим проблемам. Работая над текстом Ивана Алексеева, Евфимий оставил без изменения название сочинения, форму диалога между поповцем, задаю­щим вопросы, и беспоповцем, отвечающим на них, в основном сохранил прежнюю композицию и названия глав, впрочем, ненамного сократив их количество и поменяв некоторые местами. Сам же текст сочинения подвергся серьезной перера­ботке и был дополнен многочисленными рассуждениями редактора, коренным образом меняющими смысл изначальной авторской позиции Ивана Алексеева. Дополнения Евфимия встречаются по всему тексту сочинения, но их основная часть сосредоточена в одном месте — в двух последних, по версии Евфимия, главах: „О чюдотворениих антихристовых"и „О злополучении времен антихристовых". Следствием этого стал примечательный факт дальнейшей судьбы сочинения. Кто-то из последователей Евфимия уже в XIX в. выделил из „Титина" его редакции отрывок, включающий в себя в основ­ном оригинальный текст страннического лидера, и переписал его как самостоятельное произведение. В этом качестве отры­вок и воспроизводился в дальнейшем17. Наряду с этим перепи­сывался и полный текст „Титина" редакции Евфимия18.

Ярославский автограф впервые позволил судить о художе­ственном мастерстве Евфимия, а также дал нам образцы как полууставного, так и скорописного почерков страннического лидера19. Собственноручная запись Евфимия на последнем листе сборника уточнила наши представления о его биогра­фии.

О другом автографе Евфимия уже упоминалось в первой главе монографии. Это рукопись РГБ, собр. Ундольского, № 510. Она датируется началом 80-х гг. XVIII в. и относится к тому периоду жизни Евфимия, когда он, формально остава­ясь членом филипповского согласия, был занят поиском собственного пути, склоняясь к принятию учения „тверских" странников20.

Доказать принадлежность рукописи РГБ, собр. Ундольского №510 перу Евфимия удалось благодаря использованию страннического описания автографов из истории „О начатке..." (она описана там под номером шесть), а также путем сравне­ния почерка рукописи с образцом почерка Евфимия, извест­ного нам по сборнику ЯГИАМЗ № 15464.

Большую часть рукописи РГБ, собр. Ундольского, № 510 занимает подборка документов (главным образом посланий) на одну тему, представляющая собой, по сути, единое острополе­мическое сочинение, условно нами названное Обоснование разделения с филипповцами. Цель подборки — показать необ­ходимость и правомочность позиции автора, решившегося на разрыв отношений со своими бывшими единоверцами. По существу, это самооправдание Евфимия. Сочинение было охарактеризовано в странническом описании автографов Евфимия как „книга... о всех предначинаниях Евфимиевых, как он от чего в сумнение пришол, и вси вины и заблуждения описаны в ней, при старообрядцах сущия, и како он усилился их исправить, и все житие в ней Евфимиево описано". Сочи­нение содержит богатейший, неизвестный ранее материал для характеристики взглядов Евфимия до 1784 г., впервые осве­щает многие страницы его биографии, проясняет картину острой внутренней борьбы в филипповском согласии в конце 70-х — начале 80-х гг. XVIII в.21 Как уже отмечалось, Обо­снование разделения с филипповцами послужило основой для составления странниками в середине XIX в. жизнеописания своего учителя22.

Что касается состава Обоснования разделения с филиппов­цами, то в него входят: 1) послание Евфимия к филипповскому московскому наставнику Ивану Алексееву „з братиею", написанное примерно в последней трети 1782 г. — л. 2-71 об.; 2) выписки из Книги о вере и Бесед апостольских — л. 72-72 об.; 3) послание Евфимия к своему духовному сыну, московскому филипповцу Алексею Иванову (без начала), написанное приблизительно в конце 1781 г. — л. 73-123 об.; 4) послание Евфимия в Москву филипповским наставникам братьям Ивану и Василию Михайловым (без начала), отправ­ленное 30 декабря 1781 г. — л. 123 об.-163. В тексте этого послания полностью процитированы: письмо Евфимия в Москву к Ивану Алексееву от1 февраля 1781 г., 127 об.-129 об. и ответное письмо из Москвы за подписью Матфея Иванова (март 1781), л. 130-131; 5) письмо москов­ских филипповских наставников к своим единоверцам (Андрею Дмитриеву и другим) в Вятку о церковном мире, написанное приблизительно в конце января — начале февраля 1782 г. — писанное приблизительно в конце января — начале февраля 1782 г. — л. 163-163 об.; 6) „Андреа Дмитрева о московских омышление с прочими, по прочих неких омышлениих и сие приложи" — по-видимому, часть послания вятского лидера в Москву, с критикой принятого соборно в Москве Стостатейника — л. 164-172 об.; 7) выписка из Библии (3-я Книга Маккавейская, глава 2) — л. 173-173 об.; 8) „Сказание" Евфимия „о новопостриженном отце Леонтии", написанное весной 1782 г. (не ранее 17 марта) — л. 174-178 об. Как видно из приведенного описания, все сочинения Евфи­мия, вошедшие в состав Обоснования разделения с филипповцами написаны в 1781-1782 гг., то есть тогда, когда Евфимий, покинув Москву, жил где-то в Юхотской волости Ярославской губернии. Все свои послания Евфимий адресовал своим московским единоверцам, надеясь убедить их в собственной правоте.

Кроме того, в сборнике РГБ, собр. Ундольского, № 510 находятся упоминавшиеся выше сочинения, связанные с поле­микой о раскольнической записи: „О расколническом имено­вании и записке...", Соборное постановление странников от 12 мая 1775 г., Вопросы инока Игнатия, „Архангелогородские ответы" (с первого по пятый), а также еще несколько старооб­рядческих сочинений и выписок23.

Среди страннических рукописей нам впервые удалось выявить полные списки „Цветника" Евфимия — сочинения, наиболее полно раскрывающего его учение24. Самый ранний из них — РГБ, собр. Ундольского, № 511, сделан в конце XVIII — начале XIX в. Наше предположение, высказанное в одной из статей, о том, что эта рукопись могла быть написана самим Евфимием25, не подтвердилось. Кроме того, выявлены еще два полных списка „Цветника" первой четверти XIX в.26

Рукопись РГБ, собр. Ундольского, № 511 была зафиксиро­вана в справочнике В. Г. Дружинина, но не как плод творче­ства Евфимия, а как сборник самостоятельных сочинений неизвестных авторов27. Видимо, поэтому она не привлекалась для изучения исследователями страннического согласия.

Сочинение не имеет самостоятельного заглавия. Само название — „Цветник" было дано, вероятно, не Евфимием, а его последователями. Главы „Цветника" связаны между собой композиционно, но каждая из них посвящена отдельному вопросу. Вероятно, поэтому в страннических сборниках часто встречаются списки отдельных глав „Цветника", приобретаю­щие характер самостоятельных сочинений и относительно редки его полные списки. Вместе с тем „Цветник" был бесспорно задуман автором как единое произведение, что доказывается как композиционной связью между отдельными главами, так и наличием едва ли не в каждой главе отсылок к другим разделам.

Остановимся на этом подробнее. Первая глава, самая маленькая по размеру, написана как послание „к некоему брату на утвержение". Тема определена в заглавии: „Показание, яко всячески должно есть правоверным от внешних лжеучителей, велеречивых в неправде философов, блюстися и беседы с ними о вере не творити..." Евфимий развивает традиционную для христианской литературы мысль о „пагубности" для благочестивых христиан внешней науки и философии, об опасности, кроющейся в самом факте общения и дискутирования с „внешними философы" и еретиками.

Эта же тема рассматривается во второй главе, написанной как ответное послание, теперь уже не к „некоему брату", но, от лица странников — к „неким мира сего" людям, „кои разгласим в вере состоятся, иже в раскол писашася и расколническое имя на ся от Антихриста восприяша". Воображаемые собеседники желают услышать от автора слово об истинной вере, но он отказывает им, ведь для него они — те самые еретики, с которыми не следует разговаривать на подобные темы. Любопытство их — досужее, они явно не собираются внимать своему собеседнику, но, напротив, надеются поймать его в ловушку и совратить в свою „ересь" („Цветник", гл. II, л. 29об.-30о6.).

В самом начале третьей главы Евфимий еще раз повторяет, ссылаясь на свои рассуждения в первых двух разделах: "Убо, яко же слышасте, многажды о том въпреди назнаменовах вам, яко всячески таковую хотех скратити вещь, не бо леностию разслабляем, или нерадением побеждаем", но из-за того, что жители „антихристова мира" погрязли в житейских, мирских проблемах, а потому — „не приемлют в слухи себе глаголемое слово и отнюд веры тому не емлют и не радят о том паче, яко же въпреди писание сказало". Но, пишет далее Евфимий, изучая Священное Писание, он пришел к убеждению, что „велие убо есть Богу и едина душа спасаема", а потому решил „приити в сказание слова". („Цветник", гл. III, л. 35-35 об.) Повествование начинается с описания реформы Никона и последовавшего за ней церковного раскола, за этим следует рассказ о первых страдальцах за „древлеотеческое благоче­стие" с обильным цитированием популярных в старообрядчес­кой среде Жития Корнилия Выгорецкого и „Истории об отцах и страдальцах соловецких". Четвертая глава имеет заголовок „О начале раскольничес-каго описания, како бысть, и паки реченным на подкрепление" (выделено мною.— А М.) — здесь Евфимий дает оценку введенной Петром I раскольнической записи. Глава пятая повествует о двух последующих раскольничес­ких переписях и дает оценку позиции защитников записи в раскол. В ее тексте есть сноска на „вышереченный" ответ филипповцев о трех согласиях: новопоморском, федосеевском и странническом (л. 91 об.-92) — сочинение, обширная цитата из которого приведена в предыдущей главе (л. 69-71 об.) Также, что весьма примечательно, упомянув в конце пятой главы о пророках Илье и Енохе, Евфимий оговаривается: „Но о сем ниже пространнее показано будет" (л. 134 об.). И действительно, пространное рассуждение об Илье и Енохе мы находим в восьмой главе (л. 290-304).

Шестая глава называется „Изъявление, чесо ради сомняемся от записавшихся в раскол прияти крещение, и о порицании их, яко за повторение, христораспинательством"28. Здесь Евфимий решает важнейшую для себя проблему — обосновывает право и необходимость рассматривать мирских старообрядцев („записавшихся в раскол") как еретиков первого чина. В этой главе Евфимий также ссылается на предыдущий раздел: „Мы же всяко за записавшимися в раскол усмотреша вины богословны, яко же показахом" („Цветник", гл. VI, л. 138 об.-139).

Две последние главы включают в себя около половины всего текста „Цветника". Они стоят несколько особняком от других глав. Напомним, что предыдущие разделы, за исклю­чением, пожалуй, первого, обращены к мирским старообряд­цам в надежде на их обращение в истинную веру. Тональность двух последних глав иная. Глава седьмая называется: „Того же послание к некоему любовну, еще в познании сущему, требующу присно о разумении соблазн, како подобает блюстися от ложных пророк и о утвержении веры, и о царстве Антихристове, и прочая подобие уведети хотя". Начало этого послания являет собой лирическое обращение к другу-благодетелю, помогавшему автору в трудное время, когда тот „бегствуем бе и от всех изгоняем". И вот теперь этот человек хочет приоб­щиться к „истинной" вере. „Токмо не разленяйся,— пишет Евфимий, — в благих своих начинаниих, ни же унывай, хотящь по пути шествовати... Что бо ти есть, пребывающу в житейских и мятущеся в суетных — точию погубляеши время и помрачаеши суетием правое ума своего разсуждение" („Цветник", гл. VII, л. 173-173 об.). Создается впечатление, что автор имеет в виду конкретного человека. В этой связи отметим, что в тексте встречается такое обращение: „...еже и сам ты, возлюблене, о том свидетельствовал еси" (л. 208).

Восьмая глава также написана в форме послания, но уже не к познающему истину, а к „правоверным християном, требующим слова разумнаго на пользу себе". Глава восьмая, подобно тому, как это было во второй главе, начинается с отказа автора от ведения беседы. Но, если тогда этот отказ был связан с нежеланием автора тратить время и силы на переубеждение жителей „антихристова мира", то теперь перед нами обычное этикетное самоуничижение. В двух последних главах „Цветника" рассмотрен широкий круг проблем страннического вероучения, Евфимий старается осветить здесь буквально все ключевые вопросы, объяснить, чем „истинная вера" отличается от „неправого разумения" мирских старооб­рядцев. В тексте обеих глав также есть ссылки на предыдущие разделы.

Одно из самых известных сочинений Евфимия — Разгла­гольствие 1784 г. Оно написано в форме послания к безымян­ному „брату" в Москву. Между тем, судя по реалиям текста, адресат — конкретное лицо, кто-то из очень хорошо знакомых Евфимию московских филипповцев. Поводом для написания Разглагольствия послужила встреча Евфимия и адресата в Москве 4 февраля 1784 г. Беседа шла об „антихристовой прелести", допустимости раскольнической записи, а также поповского укрывательства. С описания этой беседы и начина­ется Разглагольствие. Собеседник Евфимия предложил разре­шить спорные вопросы соборно. Но, по-видимому, это предло­жение не носило конкретный характер, к тому же изначаль­ный подход собеседника к решению „сомнительных" вопросов не удовлетворял Евфимия. Так или иначе, собор не состоялся. Мы знаем, что 18 февраля того же года Евфимий покинул Москву и уехал в Ярославль. Оттуда 28 марта 1784 г. он отправил это послание (Разглагольствие), написав адресату: „Мы соборне где собиратися не знаем, и на собор звати кого не вемы, паче же пространства к таковым соборищам, ради объстоятелных нужд, не имеем. Разве просим вашу любовь зде на нижеписанныя вопросы о том написав от Святых Писаний ответствие, и к нам прислати, и тем да упразднится долг нашего сумнения"29. Оставшуюся часть сочинения занимает текст 39 вопросов Евфимия московским филипповцам.

В собственноручной записи на последнем листе сборника ЯГИАМЗ № 15464 Евфимий отметил, что отправил свое послание в Москву с неким Лукианом Серапионовым, москов­ским мещанином, приезжавшим на ярмарку в Ростов Великий. Ответа из Москвы он не получил. По-видимому, это была последняя попытка Евфимия достичь взаимопонимания со своими бывшими единоверцами. Спустя полгода он перекре­стил себя, сделав тем самым разрыв отношений необратимым.

Помимо списков, на которые указывали В. Г. Дружинин и А. И. Клибанов, нам удалось выявить еще несколько списков Разглагольствия30. Самые ранние из них относятся к первой четверти XIX в. Наиболее полный представлен писарской копией, сделанной, по-видимому, в Министерстве внутренних дел во время правительственного следствия о странниках в 50-х гг. XIX в. Помимо традиционной части, присутствующей во всех остальных списках (беседословие и вопросы), он дополнен предисловием и надсловием31. Разглагольствие 1784 г. — важнейший источник, характеризующий странни­ческое учение Евфимия в стадии его формирования.

Дореволюционным исследователям был доступен полный текст еще одного сочинения Евфимия — „Послания в Москву к некоему любовну другу с домашними его, по требованию оных начертанием изъявити о раскольнической записке и о крыющихся за жрецами Антихриста", написанного в 1787 г. В. Г. Дружинин указал один список этого сочинения, отметив, что он утрачен32. Успевший поработать с этим списком И, К. Пятницкий писал о сходстве его содержания с опублико­ванным В. И. Кельсиевым конспектом Послания Евфимия к московским старцам, также написанным в 1787 г.33 При этом И. К. Пятницкий предполагал, что это два разных сочине­ния34. Мы считаем, что, скорее всего, речь идет об одном и том же сочинении35, но окончательный ответ на этот вопрос смогла бы дать только находка полного списка Послания. Так или иначе, источником наших сведений об этом сочинении (или же сочинениях) по-прежнему остаются публикация В. И. Кельсиева и заметки по поводу утраченного списка И. К. Пятницкого.

Еще одно сочинение — „Послание единоверным о Христе братиям...", введенное в научный оборот Н. С. Гурьяновой, относится к позднему периоду творчества Евфимия. В нем изложены основные положения страннического вероучения. Текстологически это сочинение близко к Евфимиевской редакции „Титина", а также к седьмой главе „Цветника". Помимо списка, выявленного Н. С. Гурьяновой (он датируется началом XX в.), нам удалось разыскать еще три, относящиеся ко второй половине XIX в.36

Мы предполагаем, что Евфимий является автором сочине­ния „О проповеди пророков по всей вселенней и о убиении их от Антихриста". Оно дошло до нас в единственном списке в составе сборника первой четверти XIX в. (РГБ, собр. Барсова, № 161, л. 325-336). Сочинение переписано вслед за полным текстом „Цветника" и „Титином" редакции Евфимия. На авторство инока указывает характерный стиль, а также содер­жание сочинения. Оно имеет текстуальные и смысловые параллели с основными произведениями Евфимия, развивает одну из сторон его эсхатологической концепции.

В рукописном сборнике В-5723, хранящемся в Научной библиотеке Томского государственного университета, мы обна­ружили еще одно, неизвестное ранее сочинение Евфимия, написанное в жанре послания37. К сожалению, сборник дефек­тен, в нем отсутствует ряд листов, в том числе л. 1 (здесь и далее — авторская пагинация), где было название и начало сочинения. Отсутствует также л. 7, текст сочинения обрыва­ется на л. 55 об., л. 56-138 сборника отсутствуют. Таким образом, невозможно определить название сочинения, его начальные слова и объем. В наличии только часть текста, общим объемом 53 л. Условно сочинение можно назвать Посланием неизвестному о записи в раскол38.

Послание написано в ответ на настойчивую просьбу адре­сата — сторонника раскольнической записи, уже после повторного крещений Евфимия (на что есть прямое указание в тексте)39. Судя по содержанию сочинения, Евфимий и его адресат давно знакомы и прежде находились в хороших отно­шениях40. Евфимий пытается переубедить адресата, доказать ему безусловную пагубность оправдания раскольнической записи41.

Как уже отмечалось, сочинение „Описание достоверное о житии и о всем происшествии подвига бывшаго старца Евфи­мия...", созданное странниками в 50-х гг. XIX в., включает в себя немало прямых цитат из сочинений Евфимия. В основном речь идет о известных сочинениях, охарактеризованных нами выше. Но два находящихся рядом фрагмента представляют нам неизвестное сочинение Евфимия, относящееся к жанру послания. При этом не исключено, что фрагменты взяты из двух разных послании.

Тема, которую развивает здесь Евфимий — та же, что и в Послании неизвестному о записи в раскол. Обращает внима­ние наличие прямых текстовых параллелей во фрагментах из „Описания достоверного..." и Послания неизвестному о записи в раскол. Вместе с тем речь, бесспорно, идет о разных сочине­ниях.

Фрагмент № 1 представляет собой небольшой текст42, взятый из недошедшего до нас послания Евфимия к Ивану Алексееву. Адресат не назван по имени, но легко угадывается по упомянутым во фрагменте фактам43. Евфимий пишет об изменении с течением времени взгляда филипповцев на проблему допустимости записи в раскол. Текст завершается так: „И о всем том раскольническом звании от уставления наглея братии изъвестивши, потом расмотрение предлагаем от Святых Писании, купно же и мнение свое о ней объявляем"44.

После этого следует небольшая вставка автора „Описания достоверного..."45, затем снова текст Евфимия (фрагмент № 2), представляющий собой действительно его собственные рассуждения на тему записи в раскол и поморских отцов46. Отметим, что рассмотренные тексты из „Описания достовер­ного..." хронологически относятся к тому же периоду, что и „Разглагольствие..." 1784 г. В это время Евфимий, не приняв еще окончательного решения о перекрещивании, развивал в своих сочинениях идеи ранних странников.

Подводя итог обзору выявленных рукописей и сочинений Евфимия, можно сделать вывод, что они представляют основ­ную часть его творческого наследия. Единственный серьезный пробел — среди них отсутствуют, согласно странническому описанию автографов „Пятая книга — Потребник духовных всех действии и правила вси, что долженствуют ко исправле­нию кающихся, изо всех правильных книг вмещены... 9 кни­га — Цветник, собранной им из различных писании и повестей отеческих, нащет жития и исправления всяких случаев". Ценность этих источников значительна, несмотря на их, судя по приведенному описанию, компилятивный харак­тер47. Это — уставы, регламентирующие широкий круг вопро­сов, связанных с повседневной жизнью странников.

На наш взгляд, совокупность выявленных и охарактеризо­ванных выше источников предоставляет возможность адек­ватно воспринять учение Евфимия, процесс его формирования и выяснить немало фактов биографии страннического лидера. Все это, в свою очередь, открывает хорошие перспективы для научного исследования жизни и учения одного из самых инте­ресных и ярких деятелей староверия XVIII в.

 

Примечание к II главе

 

1 Сборник правительственных сведений о раскольниках... Вып. 4. С. 248-270.

2Полное название этих сочинений см. в Приложении II к этой книге, № 21, 22.

3 Пятницкий И. К. Секта странников... С. 11.

4 Дружинин В. Г. Писания, С. 166-167, № 1, 2.

5 Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феода­лизма... С. 204, 207.

6 Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения XIX в... С. 152, № 16.

7 Описание дошло в составе страннического исторического сочинения „О начатке старца Евфимия..." — РНБ, собр. Титова, № 838, л. 462-464.

8 Они отражены в пяти статьях: Мальцев А. И. Неизвестное сочинение С. Денисова о Тарском бунте 1722 г.// Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода, Новосибирск, 1982. С. 224-227; Он же. Архео­графический обзор сочинений Евфимия... С. 164-178; Он же. Социально-политические взгляды Евфимия по его сочинениям и позднейшим старообряд­ческим источникам// Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 103; Он же. Евфимий-странник и его рукопись// Экспонаты музея рассказывают. Ярославль, 1989. С. 86-95; Он же. Неизвестное сочинение инока Евфимия// Известия СО АН СССР. Серия: история, филология, философия. Вып. 3. Новосибирск, 1991. С. 19-21.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.