Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-08-07 | 213 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Самое раннее из дошедших до нас страннических сочинений, созданных после смерти Евфимия, было написано его ученицей и преемницей Ириной Федоровой. Это ответ на увещательное послание московского филипповского, наставника Алексея Яковлева (Балчужного), чье имя уже не раз нами упоминалось. Алексей Яковлев хорошо знал Евфимия, был одним из главных участников событий, приведших его к выходу из филипповского согласия. Тот факт, что странничество не прекратило своего существования со смертью Евфимия, а напротив, постепенно усиливалось, заставил филипповских руководителей начать полемику со странниками. Послание Алексея Яковлева, подготовленное им летом 1806 г. и дополненное „надсловием" в октябре того же года относится к числу наиболее ранних образцов антистраннической полемической литературы36. Ответное послание Ирины Федоровой было создано, вероятно, вскоре по получении сочинения Алексея Яковлева. Послание Ирины Федоровой дошло до нас в трех списках первой половины XIX в. (см.: Приложение II, № 41). Все они — сибирского происхождения.
Число дошедших до нас сопелковских сочинений исчисляется десятками. Особой популярностью пользовались послания, вопросоответные сочинения, разного рода перечни „вин" и „ересей" идейных противников и т. д. Основная масса дошедших до нас сочинений странников-сопелковцев относится к 40-50-м гг. XIX в.
Среди них особый интерес представляют творения выдающихся деятелей странничества XIX в. Никиты Семенова и Федора Иванова Кривого.
Никита Семенов возглавил сопелковцев в 40-х гг. XIX в. Он быстро приобрел авторитет искусного полемиста и проповедника, участвовал в разнообразных дискуссиях, прениях о вере с представителями различных течений старообрядчества. Среди страннических писателей 40-50-х гг. XIX в. он, без сомнения, был самым плодовитым. Впрочем, проблема авторства многих страннических сочинений трудно разрешима. Причина тому — анонимный характер сочинений, отсутствие указаний на их авторство в полемической и исторической литературе. Причем анонимность была обусловлена не только приверженностью авторов канонам древнерусской литературы, но и, по-видимому, соображениями конспирации.
|
Следственные органы, занимавшиеся странниками в 50-х гг. XIX в., выяснили принадлежность перу Никиты Семенова двух сочинений. Первое известно в научной литературе как „Малый образ ересем, или 30 ересей". Сочинение состоит из 30 пунктов-обвинений, направленных против умеренных течений староверия. Это своего рода краткий перечень причин, из-за которых странники должны отмежевываться от других согласий. Сочинение неоднократно публиковалось, известно несколько его рукописных списков (см.: Приложение II, № 39).
В 1854 г. на следствии Никита Семенов показал, что в основу „Малого образа ересем" легла рукопись „странника Ермолая из деревни Сатыева Романовского уезда князя Оболенского", с которым Никита встретился „в деревне Красном близ Сохотского лесу у крестьянина Аверьяна". Никита сообщил, что он переписал эту рукопись, а затем дополнил ее „новыми заметками в разное время по разным случаям, встречаясь с разными другими учителями". Это было „в первых годах по выходе из Поморья в Пошехонские леса и более 15 лет назад"37. Итак, Никита Семенов определил время составления „Малого образа ересем" концом 30-х гг. XIX в. Содержание сочинения подтверждает предположение о его раннем происхождении.
К середине 40-х гг. XIX в. относится другое сочинение Никиты Семенова — Послание к Иоанну Андреевичу, сподвижнику и родственнику лидера безденежников Антипа Яковлева. Список послания в 50-х гг. XIX в. находился в руках следственных органов38. В настоящее время мы располагаем только неполными списками Послания (см.: Приложение II, № 40).
|
М. И. Смирнов-Залесский в своей работе, посвященной странникам Каргополья, сообщает, что начало их контактов с ярославскими бегунами относится к 40-м гг. XIX в. Около 1842-1845 гг. каргопольцы побывали у Никиты Семенова. Он дал им с собой рукописные материалы, излагающие и трактующие различные вопросы страннического вероучения. В их числе было „изъявление о причинах разделения с записными", с приложением 15 вопросов39.
Мы предприняли попытку поиска страннических рукописей середины — второй половины XIX в., связанных с русским Севером, и, в частности, с районом Каргополья. Хорошие результаты дало ознакомление с собранием рукописей Олонецкой духовной семинарии (далее — ОДС), хранящемся в фондах РГБ.
Страннические цветники собрания ОДС включают в себя целые комплексы полемических сочинений, распространенных на территории Каргополья. Один из таких комплексов представлен рукописью ОДС, № 70, середины XIX в. Он состоит из Беседословия (см.: Приложение II, №52), написанного в форме диалога, который ведут „вопросивый" — мирской старообрядец и „ответствовавый" — странник. Весь диалог состоит из 14 вопросов и ответов, касающихся основных пунктов разногласий между странниками и согласиями поморско-филипповской ветви беспоповщины. Беседословие занимает л. 1-126 об. рукописи ОДС, № 70. Далее идет „раздел вторыи" — сочинение „Изъяснительность вин при нарицаемых старообрядцев, яже состоящихся в различии сектов, показания от Святых Писании..." (см.: Приложение II, № 81). Это сочинение также касается разногласий между странниками и другими течениями старообрядчества. Текст рукописи обрывается на л. 159. Таким образом, окончание „раздела второго" в сборнике ОДС, № 70 отсутствует.
Тот же комплекс сочинений в более полном виде представлен еще одной рукописью северного происхождения — сборником второй половины XIX в. ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112. Здесь вслед за Беседословием — л. 30-88, и сочинением „Изъяснительность вин..." — л. 88-99 об., следуют еще несколько сочинений: „Показание, яко сущии от верных, приступившии к законам ревизии..." — л. 100-123 (см.: Приложение II, № 126); 13 вопросов против „безденежников" „О Антихристе и nого печати" — л. 123-124 об. (см.: Приложение II, № 92); „Краткое сказание и изъявление, за что опасаемся принимати за истинных христиан...", включающее в себя перечень „вин" из шести пунктов и 14 вопросов старообрядцам — л. 124 об.-128 об.; Ответы на семь вопросов об Антихристе — л. 128 об.-133 об. (см.: Приложение II, № 118); статья „О прекращении скорбных дней" — л. 133 о6.-139.
|
Сочинения, входящие в комплекс, представленный рукописями: РГБ, собр. ОДС, № 70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112 встречаются в разрозненном виде и в других сборниках. В частности „Показание..." (см.: ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 100-123) переписано также в рукописях: РГБ, собр. Барсова, № 730, л. 315-331 об. и № 472, л. 1-18. Интересно, что в этих двух сборниках Показание снабжено второй главой, подкрепляющей основные положения первой цитатами из Священного Писания и творений отцов церкви.
Еще один образец полемической литературы, распространявшейся на русском Севере — сочинение „Изъяснение вин и ересей, находящихся при старообрятцех" (см: Приложение II, № 79). Несмотря на схожесть заглавия, его текст не совпадает с текстом сочинения „Изъяснительность вин...", входящего в состав комплекса, представленного рукописями: РГБ, собр. ОДС, №70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112. Вместе с тем это сочинение по содержанию близко к входящим в тот же комплекс „Показанию..." (ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112; л. 100-123) „ и „Краткому сказанию и изъявлению..." (ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 124 об.-128 об.). Отметим, что текст „Изъяснения вин..." крайне нестабилен.
Характерно, что в страннических сборниках вместе с „Изъяснением вин...", как правило, переписывается короткое справочное сочинение „О царях российских, по отступлении с Никона колько царствовало" (см.: Приложение II, № 103). Последним в ряду монархов указан Николай Павлович, причем отмечено, что он процарствовал 19 лет40. Следовательно, это сочинение написано около 1844 г. Если предположить, что справка „О царях..." входила в число материалов, переданных Никитой Семеновым каргопольским странникам, то мнение М. И. Смирнова-Залесского о том, что встреча каргопольцев и ярославских бегунов произошла примерно в 1842-1845 гг., получает дополнительное подтверждение.
|
Отметим еще один комплекс страннических сочинений, явно связанный с уже рассмотренным выше комплексом, представленным рукописями РГБ, собр. ОДС, № 70 и ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112. Второй комплекс дошел в составе цветника северного происхождения — ИРЛИ, собр. Каликина, № 44. В него входят: 1) большое сочинение „Изъяснительность вин...", состоящее из ответов на десять вопросов — л. 204 об.-323 об. (см: Приложение II, № 80). Оно частично совпадает с „Беседословием...", входящим в состав первого комплекса (РГБ, собр. ОДС, № 70, л. 1-126 об.; ИРЛИ, собр. Амосова — Богдановой, № 112, л. 30-88); 2) „Беседословие. Изъявление различию вин..." — л. 325-369 об. (см: Приложение И, № 51), во многом совпадающее с „Изъяснением вин и ересей, находящихся при старообрятцех" (см. выше); 3) ответы на 7 вопросов, поданных „от некоего любомудра" — л. 370-498 (см: Приложение II, № 90).
Итак, в большой пласт страннической литературы, связанной с русским Севером, входят два комплекса сочинений, а также часто встречающееся в страннических сборниках „Изъяснение вин и ересей, находящихся при старообрятцех". Все эти сочинения так или иначе связаны с утверждением странничества в Каргополье и восходят, на наш взгляд, к тем материалам, которые передал каргопольским странникам Никита Семенов. Решение вопросов генеалогии каргопольских рукописей представляет собой задачу специального исследования. В плане нашей темы важно отметить, что страннические сочинения, распространенные на русском Севере в 40-50-х гг. XIX в., отражают и развивают учение сопелковцев и, в частности, идеи Никиты Семенова. Сочинения, входящие в состав северных сборников, отличаются ярко выраженным радикализмом, непримиримостью к светским и духовным властям, всему „антихристову" миру — это характерно для учения лидеров сопелковского согласия начала 40-х гг. XIX в.
В каргопольских рукописях широко представлены сочинения, жанр которых можно обозначить как „изъявление вин". Сочинения этого типа вообще очень популярны в старообрядческой литературе, они позволяли четко определить пункты разногласий с идейными противниками, обозначить специфику вероучения. Кроме уже упоминавшихся сочинений этого жанра, укажем еще одно „Изъявление вин...", созданное сторонниками Никиты Семенова, состоящее из 19 обвинительных пунктов (см: Приложение И, № 78). Отметим, что иногда перечни „вин", входящие в состав каких-либо крупных сочинений, извлекались из них и переписывались далее как самостоятельные тексты.
Очень популярным в страннической литературе был жанр вопросных и вопросоответных сочинений. Среди многочисленных произведений этого жанра отметим несколько, имеющих наибольшее значение в плане нашей темы.
|
В нескольких списках дошли до нас „Вопросы от християн филиповых к сущим християнам странственнаго, Христу подобнаго сословия" — четыре вопроса и ответа, касающиеся узловых вопросов страннического вероучения (см: Приложение II, № 70).
В сочинении Вопрос и ответ о „кресте Христовом" конкретизируется учение Никиты Семенова о кресте, служившее важным идеологическим обоснованием проповеди побега (см.: Приложение II, № 61).
Очень интересны ответы сопелковцев на вопросы последователей „безденежника" Антипа Яковлева. Это сочинение написано в 50-х гг. XIX в., уже после смерти Антипа. Цель автора — развенчать идеи „безденежников" и склонить последователей Антипа Яковлева к союзу с сопелковцами. Всего вопросов и ответов — одиннадцать. Они дают яркий материал для характеристики как учения безденежников, так и взглядов сопелковцев. Сочинение дошло в единственном списке третьей четверти XIX в. (см: Приложение II, № 175).
Немалый интерес представляет и другое вопросоответное сочинение, которое мы отождествляем с известным по статье Ф. К. Сахарова сочинением Федора Иванова Кривого „Ответы артемьеву согласию". Ф. К. Сахаров анализировал список „Ответов..." собрания рукописей Казанской духовной академии № 2123, местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Отметим, что в „Ответах артемьеву согласию" особое место уделено критике учения (см: Приложение И, № 28).
В страннической полемической литературе XIX в. также широко представлен жанр послания. Среди многочисленных посланий, вышедших из среды сопелковцев в 40-50-х гг. XIX в., наибольший интерес, в плане нашей темы, представляют: „Письмо о Антихристе ко мнящимся быти християны" (см: Приложение И, № 122); „Послание некоего от благочестиво верующих..." (см: Приложение II, № 141); три послания странника неизвестному адресату, по-видимому, филипповцу (см: Приложение II, № 123, 132, 148).
Одним из наиболее ценных для нас источников является обширное сочинение Федора Иванова Кривого „О догмате веры Новыя Благодати...". Оно введено в научный оборот Ф. К. Сахаровым по списку собрания рукописей Казанской духовной академии, № 2122, ныне утраченному. До нас дошел один полный и один неполный списки „О догмате веры..." (см: Приложение II, № 29). Сочинение состоит из 21 главы. Федор Иванов рассматривает большой круг вопросов: об отношении к гражданским властям, миру, другим старообрядческим согласиям, об исповедании веры, об Антихристе, о „пути спасения", об отношении к браку, о крещении, о „православном корени" и др. Как уже отмечалось, на сочинение „О догмате веры..." трижды ссылается автор страннической Истории, что позволяет датировать первое временем не позднее 1858 г.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!