История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-07 | 303 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Полемические сочинения безденежников, их рукописная традиция до сих пор не были предметом специального изучения60. Среди источников, использовавшихся исследователями странничества, рукописи, вышедшие из среды безденежников, отсутствовали. В процессе сбора материала для монографии нами выявлено семь рукописных сборников безденежников: ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17; собр. Плотникова, № 40; РГБ, собр. поступлений 1968 г., № 56/28; собр. поступлений 1965 г., № 82/6: собр. Барсова, № 447, № 950; РНБ, собр. Титова, № 250461.
Среди них особенно интересны четыре цветника, представляющие собой, на наш взгляд, различные варианты одного и того же более раннего сборника. Цветник РГБ, собр. Барсова, № 447 создан около 1855-1856 г.62 Три других: РНБ, собр. Титова, № 2504; ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17; РГБ, собр. Барсова, № 950 появились не ранее начала 60-х гг. XIX в.63 Причем в данном случае мы говорим не о датировке рухописей, а о возможном времени складывания каждого цветника как своеобразного комплекса страннических сочинений. Что касается датировки рукописей, то о ней можно говорить более определенно. Рукопись РНБ, собр. Титова, № 2504 датируется 70-80-ми гг. XIX в., а рукописи РГБ, собр. Барсова, № 950 и ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17 — 60-70-ми гг. XIX в.
Цветники отличаются друг от друга по структуре64 и количеству произведений, включенных в их состав. Сходство же заключается в том, что существует определенный круг сочинений, присутствующий во всех цветниках65. В составе рукописей — оригинальные страннические сочинения и выписки из книг Священного Писания, творений отцов церкви, старообрядческой литературы66. Среди сочинений, почитаемых безденежниками, отнюдь не все созданы непосредственно ими. Цветники вобрали в себя целый пласт страннической литературы 20-х гг. XIX в., принадлежность которой какому-либо бегунскому толку установить трудно. Эти сочинения направлены против гражданских и духовных властей, умеренных течений староверия. Не позднее первой трети XIX в. созданы: „Собрание от Святаго Писания о Антихристе..." (см.: Приложение II, № 170); „Послание некоего христианина... именем Илии юзника..." (см.: Приложение II, № 157); „Послание от христиан в пользу благочестивым читателем. Изобрано от святых книг Божественнаго Писания о временах спасения и о Антихристе, и о царьствии его..." (см.: Приложение II, № 146)67; „Свидетельство от Святаго Божественнаго Писания о поборниках и о поклонниках антихристовых, и о слугах, и о потьпищиках его, и о присяжных християнах..." (см.: Приложение II, № 161).
|
В ряде сочинений рассматривается тема греховности денег, они квалифицируются как „печать Антихриста", что позволяет с уверенностью предполагать здесь авторство безденежников. Мы имеем в виду такие сочинения, как: „Послание от християн... о земле Господней, сиречь о странноприимцах..." (см.: Приложение II, № 147); „Вопросы и ответы о Антихристе, християнин да соответствует..." (см.: Приложение II, № 66); „Свидетельство от Святаго Божественнаго Писания о пременении времен и о избежании из Вавилона, и где можно спастися" (см.: Приложение II, № 162); „Послание некоего християнина, свидетельство от Святаго Божественнаго Писания, краткое изъявление вин, обретающихся у записных старообрядцов и поморцов" (см.: Приложение II, № 142). Так или иначе все статьи, входящие в состав цветников, раскрывают содержание вероучения безденежников середины XIX в. и могут служить основой для его изучения. Некоторые страннические сочинения, представленные в цветниках безденежников, входят в состав еще нескольких рукописей: ИРЛИ, собр. Плотникова, № 40; собр. Красноборское, № 216; РГБ, собр. поступлений 1968 г., № 56/28.
Завершая обзор содержания цветников безденежников, вернемся к вопросу о датировке страннических сочинений, включенных в их состав. В большинстве цветников каждое из таких сочинений сопровождается припиской, свидетельствующей, что оно извлечено из „християнских рукописей" времен Петра I. Несоответствие этого утверждения истине легко доказывается. Рассмотрим несколько примеров.
|
Как уже отмечалось, в состав цветников включено опубликованное В. И. Кельсиевым „Собрание от Святаго Писания о Антихристе...". В рукописях безденежников это сочинение разделено на две части и переписывается в виде двух самостоятельных произведений. О каждом из них говорится: „Подана была християнская рукопись во время первой ревизии". Между тем по всему тексту разбросаны сноски на книги, издававшиеся в 80-90-х гг. XVIII в. — „Деяния Петра Великого" и „Дополнения к деяниям Петра Великого" И. И. Голикова; „Подлинные анекдоты о Петре Великом" Я. Штелина, „Кабинет Петра Великого".
Вслед за „Собранием от Святаго Писания..." в цветниках РНБ, собр. Титова, № 2504 и РГБ, собр. Барсова, № 950 переписано послание, охарактеризованное на полях рукописей следующим образом: „Християнская рукопись под названием челобитная, или история Петра Великаго. Список соловецкой челобитной". В цветнике ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17 об этом же сочинении отмечено: „Список соловецкия библиотеки". Древность этого текста опровергается упоминанием в нем молитвенных домов Преображенского и Рогожского кладбища в Москве (они образовались в 1771 г.), а также ссылкой на просьбу Преображенских федосеевцев, поданную ими на имя императора в 1820 г. (в рукописи указана дата 1720 г., цель этой ошибки очевидна — доказать древность послания).
В списке послания Илии узника — одного из самых острых сочинений в составе цветников, есть сноска на „Победную повесть" — эсхатологическое сочинение немецкого мистика Юнг-Штиллинга, изданное в России в 1815 г.
Общим аргументом в пользу позднего происхождения включенных в состав цветников сочинений является направленность авторской полемики. Мы не находим здесь развернутой критики записи в раскол, отмененной в 80-х гг. XVIII в., но видим аргументированную критику записи в ревизию. Это тема в старообрядческой литературе возникла после отмены записи в раскол. Впервые она прозвучала в сочинениях Евфимия.
|
Еще один сборник, вышедший из среды безденежников — РГБ, собр. поступлений 1965 г., № 82/6 написан во второй половине XIX в. В него также включены оригинальные бегунские сочинения и подборки выписок из Священного Писания по ключевым для учения безденежников эсхатологическим вопросам. Среди оригинальных сочинений выделим соборное постановление безденежников в девяти пунктах — „Уложение християнскаго правления" (см.: Приложение И, № 177). Имена наставников, подписавших постановление, в страннической исторической литературе не встречаются. Основную часть сборника занимают „Ответы православных християн о Антихристе на вопросы старцев, наименованием сопеловских" (см.: Приложение II, № 116).
§ 5. Полемическая литература других направлений странничества. Антистраннические сочинения старообрядцев
Сопелковцы и безденежники были основными участниками споров в странничестве в первой половине XIX в. Но наряду с ними полемическую литературу создавали и другие страннические течения. Так, например, сильную конкуренцию Никите Семенову составлял одно время Василий Иванов Толоконников. Потерпев неудачу в попытке возглавить сопелковскую церковь, Толоконников стал проповедовать собственное, довольно умеренное учение. Среди массы страннических рукописей XIX в. нам встретилась лишь одна, где развиваются идеи, аналогичные взглядам Толоконникова, известным нам лишь по истории „О начатке...". Это небольшой сборник середины XIX в. — БАН, собр. Дружинина, № 668. В его составе два оригинальных сочинения: „О последнем Антихристе" (см.: Приложение II, № 99); „Изъявление вин", направленное против сопелковцев, в 14 пунктах (см.: Приложение И, № 57).
Одним из важных в плане нашей темы источников служат антистраннические сочинения старообрядцев. Они содержат материал, позволяющий уточнить некоторые детали вероучения и истории странников, а также, что самое важное, позволяют четко определить идейные разногласия между бегунами и их оппонентами, выяснить специфику страннического учения. Мы уже упоминали одно, самое раннее антистранническое сочинение — Послание Алексея Яковлева к Ирине Федоровой, написанное в 1806 г. Еще несколько более поздних сочинений представлены в Приложении II к монографии (№ 54, 60, 74, 86, 107, 108, 110, 135, 152, 164).
|
Подводя общий итог обзору исторических и полемических сочинений странников, отметим, что он в целом отражает реальную картину страннической литературы, сложившуюся в первой половине XIX в. Значительная часть сочинений вводится в научный оборот впервые, к изучению привлекаются новые списки известных ранее сочинений. Все это создает необходимую источниковую базу, позволяющую ставить и исследовать проблему развития страннического учения о побеге в первой половине и середине XIX в.
Примечания к V главе
1 Максимов С. В. Скрытники и христолюбцы// Отеч. записки. 1876. № 7, 8.
2 Современное местонахождение списка: РНБ, собр. ОЛДП, Q.587. Редакция, представленная этим списком, названа нами Сокращенной.
3 Максимов С. В. Бегуны и их писания// ПДП. СПб., 1896. Вып. 120. С. 66-77.
4 Мальцев А. И. „Сказание о происхождении страннического согласия и разнообразных его отраслях" как источник по истории старообрядчества// Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 131-142.
5 Мальцев А. И. „Сказание о происхождении..." С. 140.
6 БАН, собр. Лукьянова, № 195, л. 115-125 об.; № 295, л. 1-21 об.
7БАН, собр. Лукьянова, № 195, л. 59-146 об.
8 Мы будем употреблять название „История" для обозначения полного текста исторического сочинения странников второй половины 50-х гг. XIX в., так как авторское название отсутствует.
9 РНБ, собр. Титова, № 2638, л. 1-70; № 2817, л. 1-138. БАН, собр. Дружинина, № 85, л. (1-129.
10 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 459-508 об.; № 1785, л. 1-44.
11 Дружинин. Писания. С. 166-167, № 3, 4.
12 Там же.
13 Пятницкий И. К. Русский сектант в своей истории. СПб., 1884.
14 Клибанов А. И. Народная социальная утопия... Период феодализма... С. 202.
15 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 459.
16 Там же, л. 508 об.
17 Пятницкий И. К. Секта странников... С. 80.
18 Вскоре после смерти Евфимия своеобразной „столицей" странничества стало с. Сопелки Ярославской губернии. Во втором и третьем десятилетии XIX в. странническое согласие распалось на несколько самостоятельных течений. Главным из них было сопелковское, его члены считали себя прямыми идейными наследниками Евфимия. Оппозицию сопелковцам составили радикально настроенные „безденежники", их возглавили Иван Федоров и Михаил Андреев Кувшинов. Самостоятельное течение в странничестве на протяжении большей части первой половины XIX в. возглавлял Иван Петров. В 40-50-х гг. XIX в. „безденежную" ветвь в странничестве представляла крупная община Антипа и Степана Яковлевых. В 40-е гг. XIX в. в странничестве начинают появляться умеренные группировки. Первой из них стало согласие Василия Иванова Толоконникова. Вместе с тем наиболее крупным течением странничества в 40-50-х гг. XIX в. продолжают оставаться сопелковцы.
|
19 Смирнов-Залесский М. И. Старец Никита Семенович, его жизнь, деятельность и учение. — ГАЯО, собр. рукописей, № 352 (911), л. VIII.
20 Сахаров Ф. К. Федор Иванов Кривой, наставник секты бегунов, его сочинения и учение// Владимирские епарх. вед. 1887. № 15, 18, 19.
21 БАН, собр. Дружинина, № 85, л. 102 об.-103, 107 об., 109.
22 Мальцев А. И. „Сказание о происхождении..." С. 135-136.
23 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 501 об., 507.
24 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 474.
25 Там же, л. 460 об., 465. Из Истории неверная дата самокрещения перекочевала в научную литературу и закрепилась в ней.
26 БАН, собр. Дружинина, № 85, л. 1.
27 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 459-459 об.
28 Пятницкий И. К. Секта странников... С. 61, 64.
29 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 485 об.-486.
30 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 478.
31ГАЯО, собр. рукописей, № 292 (391), л. 1-47 об.
32 Смирнов-Залесский М. И. Общий очерк скрытничества. — БАН, собр. Каргопольское, № 77; Он же. Исторический очерк каргопольских странников. — БАН, собр. Каргопольское, № 78; Он же. Старец Никита Семенович, его жизнь, деятельность и учение. — ГАЯО, собр. рукописей, № 352 (911).
33 ИРЛИ, собр. Карельское, № 92, л. 64-80 об.
34 РМЗ, собр. рукописей, Р-664, л. 1-37 об.
35 ИИ СО РАН, собр. рукописей, №47/86, л. 1-9; № 25/90-г, л. 1-12. Сочинение опубликовано: Мальцев А. И. „Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семеновиче"// Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. Новосибирск, 1992. С. 191-206.
36 Сочинение дошло до нас в двух списках. См: Приложение II, № 46. Далее сноски на Приложение II даются в основном тексте в скобках.
37РГИА, ф. 1284, оп. 209. 1854 г., № 121, л. 157-157 об.
38 Там же, л. 132 об. -133.
39Смирнов-Залесский М. И. Исторический очерк каргопольских странников. - БАН, собр. Каргопольское, № 78, с. 6-7.
40 БАН, собр. Каргопольское, № 291, л. 232.
41 РНБ, собр. Титова, № 838, л. 464.
42 Пятницкий И. К. Секта странников... С. 70.
43 Описание одного из таких рукописных сборников см.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... С. 153-154.
44 Источниковедческому изучению этих сочинений посвящена наша статья: Мальцев А. И. Сочинения сибирских странников первой половины XIX в.// Гуманитарные науки в Сибири. 1994. № 2. С. 10-15. В монографии излагаются основные положения этой статьи.
45 Тексты этих двух посланий до нас не дошли, но о них упоминают другие полемические сочинения. См., например: „Ответ скрытникам". — ИИ СО РАН, собр. рукописей, № 14/74, л. 780 об.
46 Послание в Поморье введено в научный оборот Н. С. Гурьяновой. В дополнение к двум спискам, указанным в ее работе, нам удалось выявить еще два: НБ ТГУ, собр. рукописей, № В-5688, XIX в. (первая половина), л. 1-16 об.; УрГУ, собр. Курганское, № 5.200Р/1912, XIX в. (третья четверть), л. 161-182 об. В конце этого списка указана дата сочинения — 7328 г. от сотворения мира.
47 Сочинение введено в научный оборот Н. С. Гурьяновой (см.: Гурьянова Н. С. Старообрядческие сочинения XIX в. „О Петре I — антихристе"... С. 145, 152). Список сочинения, которым пользовалась Н. С. Гурьянова, не имеет заглавия. Сочинение было озаглавлено ею как „Послание Онисьи Осиповны и Катерины Гавриловны к Ф.". Два этих имени действительно упоминаются в сочинении, но к авторству отношения не имеют. Приведенный нами вариант заголовка дан по списку НБ ТГУ, собр. рукописей, № В-5688, л. 27 об.-37.
48 ИИ СО РАН, собр. рукописей, № 14/74, л. 88.
49 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... С. 115-117. Рукопись, легшая в основу публикации Н. С. Гурьяновой, имеет некоторые особенности. При ее брошюровке был перепутан порядок листов. Текст сочинения следует читать в таком порядке: л. 1, 3, 1 об., 3 об., 4, 2, 4 об, 2 об.
50 Щапов А. П. Земство и раскол... С. 573.
51 Клибанов А. И, Народная социальная утопия... XIX в... С. 18.
52 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... С. 180.
53 ИРЛИ, собр. Перетца, № 609, л. 46.
54Беликов Д. Н. Томский раскол. Томск, 1901. С. 24.
55 ИРЛИ, собр. Перетца, № 609, л. 13.
56 Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. 177.
57 „Дело по донесению Кавказского гражданского губернатора о бродяге Иване Ипатове, сужденном за непризнание над собою властей". — РГИА, ф. 1284, оп. 197, 1837 г., № 420; „Дело по отношению Кавказского гражданского губернатора об однодворцах Бабиных и прочих, сужденных за раскол и побег. Тут же о бродяге Ипатове". — РГИА, ф. 1284, оп. 198, 1838 г., № 186.
58 Подробнее об этом см.: Мальцев А. И. Сочинения сибирских странников... С. 13-14.
59 НБ ТГУ, собр. рукописей, № В-5636, л. 1-48.
60 Исключение — одна из наших статей. См.: Мальцев А. И. Странники-безденежники в первой половине XIX в.// Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 330-351.
61 Первые четыре из них известны в научной литературе. В 1980 г. их впервые использовала Н. С. Гурьянова, изучая старообрядческую эсхатологию и, в частности, учение о Петре I — Антихристе, широко распространенное среди странников. В задачу ее работы не входила детальная атрибуция памятников, поэтому интересующие нас рукописи были охарактеризованы как вышедшие из страннической среды, без указания на принадлежность безденежникам. См.: Гурьянова Н. С, Старообрядческие сочинения „О Петре I — антихристе"... С 136-153.
62 Дата указана в заглавии: „Цветник, изображен от книг Божественнаго Писания о времени спасения и о Антихристе, в лето от сотворения мира 7364". Штемпели на бумаге Кондровской фабрики Козловой в справочной литературе нами не встречены. Похожие штемпели датируются С. А. Клепиковым 1860, 1874 гг. и 1865, 1875 гг. (Клепиков I. № 92, 93).
63 В цветниках РНБ, собр. Титова, № 2504 и РГБ, собр. Барсова, № 950 указано, что включенное в их состав сочинение „Собрание от Святаго Писания о Антихристе...", выписано из книги, изданной в 1861 г. (Сборник правительственных сведений о раскольниках... Вып. 2). В тексте цветника ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17, упомянуто о смерти Николая I и воцарении Александра II (л. 23). Этот цветник состоит из двух больших частей, каждая из которых озаглавлена: „Дела XVIII века скрывшихся христиан". Не исключено, что составитель цветника был знаком с работой Г. Есипова (Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. I, П. СПб., 1861-1863).
64 Только цветники РНБ, собр. Титова, № 2504 и РГБ, собр. Барсова, № 950 имеют сходную структуру.
65 Всего их восемь. В трех цветниках, близких по времени создания: РНБ, собр. Титова, № 2504; РГБ, собр. Барсова, № 950 и ИРЛИ, собр. Смирнова, №17 совпадает 13 сочинений.
66 Описание сборника ИРЛИ, собр. Смирнова, № 17 см.: Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест... С. 158-161.
67 Эти сочинения вошли в перечень, составленный Н. С. Гурьяновой, см.: Гурьянова Н. С, Крестьянский антимонархический протест... С. 177, 179, № 93, 94, 111.
Глава VI
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!