Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике.

2019-09-17 163
Свобода совести и вероисповедания в современной России, прецеденты «религиозных дел» в современной судебной практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приоритетная задача современной России на становление демократических идеалов и ценностей, которые провозглашают необходимость в полной мере реализовать права и свободы человека поднимают целый пласт проблем и вопросов, без решения которых невозможно в той или иной мере реализовать духовно-культурные права граждан. Особенно сложна реализация духовно-культурных прав человека в период смены ценностей, изменения ориентиров и идеалов не только отдельного человека, но и общества в целом. Новые тенденции в построении демократического государства широко декларируют полную открытость и всеобъемлющую доступность в рамках реализации духовно-культурных прав граждан, однако на этом пути существует довольно много проблем с которыми постоянно приходиться сталкиваться человеку.

Сегодня в России зарегистрировано религиозных объединений больше, чем во всём СССР в канун его распада. Поражает религиозное разнообразие – более 60-ти различных направлений; практически представлена вся мировая религиозная палитра; в правовом режиме действуют такие виды религиозных объединений, как монастыри, миссии, братства, учреждения религиозного образования и управления. Сформировано новое российское законодательство о свободе совести, соответствующее в своих базовых ценностных установках европейским стандартам. Религиозные организации, - как непосредственно, так и через создаваемые ими общественные объединения, - широко и активно представлены в гражданском обществе; значима их роль в благотворительных и культурно-просветительных сферах, в средствах массовой информации; заметны они в пенитенциарных учреждениях, в армии и в здравоохранении. Наконец, в отличие от прошлого, государство публично признаёт важность своей обращённости и открытости к религиозным объединениям, ибо они (обращённость и открытость) транслируются в такие чувствительные сферы общества, как национальная, культурная, межконфессиональная, и являются одним из важнейших условий, как социальной стабильности, так и модернизации общества[45].

Проблемы реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания имеют довольно разноплановый характер. Во-первых, довольно противоречивой является оценка реализации прав и свобод человека в сфере вероисповедания, если органы государственной власти всецело положительно оценивают этот процесс и не видят каких либо проблем и преград в этом вопросе, то религиозные организации напротив недовольны обстоящими делами. Об этом свидетельствует количество жалоб и обращений в мировые и европейские правозащитные организации. Во-вторых, на деле не происходит полной демократизации в религиозной плоскости, административно-командная система, которая существовала, долгие годы и которая зарекомендовала себя способной регулировать эти вопросы, не может быть отброшена в один миг, для полной реализации прав граждан в вопросах свободы совести должно произойти обновление отношения к этим вопросам. По существу до сих пор существуют проблемы в регистрации религиозных общин и если в культурных центрах страны в этом отношении сохраняется иллюзия свободы и справедливости, то в глубинке эти проблемы продемонстрированы довольно ярко. Все чаще государство становиться арбитром в споре так называемых традиционных и не традиционных религиозных течений, исторически было доказано, что именно государственная религия, при чем монотеистическая, укрепляет государственный строй, позволяет лучше контролировать общество. Поэтому, в настоящее время можно наблюдать укрепление позиций Русской Православной церкви, которая в скором времени может стать полноценным политическим игроком не только на внутренней, но и на международной арене. Все это может повлечь усугубление ситуации в вопросах свободы совести и привести к расколу общества.

В современной судебной практике очень трудно найти прецеденты привлечения к уголовной ответственности по религиозным убеждениям, которые были присущи коммунистическому режиму, однако судебные разбирательства с религиозным контекстом все таки имеют место. Правда у них изменился уровень. Все чаще Россия по «религиозным делам» принимает участие как ответчик в международных судебных инстанциях.

Практически каждый день на страницах федеральных и региональных правозащитных, религиозных, научных и религиоведческих изданий, в обобщающих аналитических материалах и в средствах массовой информации, включая Интернет-ресурсы, появляются всё новые и новые сообщения о многочисленных фактах нарушений и конфликтных ситуаций в этой сфере; рассказывается о трудностях и сложностях, с которыми приходится сталкиваться верующим в различных органах государственной власти и местного самоуправления, в достижении справедливого их разрешения.

Европейский суд по правам человека в 2010 г. принял уже шестое решение по жалобам российских религиозных организаций. Меняются религиозные организации и существо их обращений, а вердикт Суда – «Россия виновна в нарушении Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» - остаётся неизменным.

И если персонифицированных дел на религиозной почве нет, то судебные разбирательства с организациями продолжаются и поныне. Например, религиозная община «Свидетели Иеговы». В Белгородской области в судебном порядке их брошюры были признаны экстремистскими. Именно за распространения так называемых экстремистских материалов в суд Краснодарского края поступило заявление прокуратуры о закрытие этой организации.

Как видно из вышесказанного уголовные дела на религиозной почвы не имеют места в современной практике, однако судебные разбирательства продолжаются на разных уровнях в обоюдном порядке.

Главное, чтобы преследования по религиозным мотивам и введение цензуры на религиозную литературу не имело массового явления и принципы свободы совести и вероисповедания не только декларировались но и выполнялись в полном объеме.

Акции неповиновения и отстаивания своих убеждений религиозными общинами в современной правовой практике классифицируются как экстремизм и религиозный терроризм. На почве религиозных убеждений возникают локальные конфликты, если религиозный терроризм в современном мире является распространенным, то религиозные войны выступают в виде исключений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уголовное преследование и судебный процесс над Патриархом Тихоном является беспрецедентным явлением в истории России, со времен Крещения Руси 988 г., так как пришедшее в результате государственного переворота правительство объявило религию идеологическим противником.

Марксистско-Ленинская идеология в борьбе за освобождение пролетариата от угнетения использовала все силы и средства, исходя из того, что Русская Православная Церковь была влиятельной составляющей государственного и социального компонентов в России и имела обширные рычаги воздействия на гражданские массы, противостояние Советской власти было неизбежным. И оно не заставило себя долго ждать. Первые шаги большевиков имели в целом цивилизованный характер и отражали современные принципы светского демократического государства, но со временем это противостояние переросло в совершенно другую плоскость. Гонения на церковь постоянно усиливались, начались массовые репрессии по отношению к священнослужителям и верующим. На законодательном уровне были закреплены основы для преследования церкви. В 1918 году, в результате антирелигиозной государственной политики было закрыто 26 монастырей, 94 храма, было убито 102 священника, 154 диакона, 94 монаха и монахини. Много иерархов были подвергнуты ссылкам и тюремному заключению. И эти ужасы, по оценке исследователей, с которыми можно согласиться не являются массовыми репрессиями, так как через десятилетие наступление на церковь будет возобновлено с новой силой.

Можно утверждать, что победа над церковью не была бы полной, если бы не удалось победить Патриарха РПЦ. Однако Патриарх Тихон был фигурой одиозной и авторитетной. Большевикам было крайне необходимо продемонстрировать своим последователям непреклонность и верность основным аспектам своей идеологии, но из-за пристального внимания со стороны мировой общественности и широкой поддержки среди населения, совершить суд над главой РПЦ было непросто. Именно этим объясняется столь длительное судебное разбирательство. В конечном итоге Патриарх Тихон был объявлен виновным в преступлениях против Советской власти, но его раскаяние привело к его освобождению. В итоге большевики достигли своего, с одной стороны продемонстрировали свою решимость в борьбе с эксплуататорами пролетариата, с другой поддержали свой имидж на международной арене освобождением Патриарха, с третьей фактически подчинили авторитетную и признанную верхушку духовенства России. Благодаря рассекреченным документам, которые стали доступны широкому кругу исследователей в настоящее время стало возможным проведения непредвзятых оценок судебного процесса. К сожалению недостаточность документальных источников о системе защиты Патриарха Тихона вынуждает обращаться к нарративным источникам, что в свою очередь может привести к искаженным или даже ошибочным суждениям.

Также следует особо отметить, что именно реакция Запада в лице субъектов международного права и общественных организаций, а также опасения относительно внутренних религиозных бунтов позволило Патриарху Тихону избежать наказания. Так как Советское законодательство, за преступления, которые якобы совершил В.И. Белавин, предусматривали высшую меру наказания.

Проведение исторического сравнения законодательной базы современной России и Советской России позволило выявить сходные и отличительные признаки. Примечательно, что в современной России происходит полное переосмысление места религии в жизни общества, государство позиционирует себя в качестве нейтральной стороны, однако тенденция на сближение с РПЦ в ущерб другим конфессиям, которые в большом количестве представлены в Российской Федерации приводит к возникновению социального напряжения. Такие тенденции могут привести к появлению государственной религии и как следствие общественные возмущения. Персонифицированные судебные разбирательства в современной практике не наблюдаются, однако присутствуют процессы между религиозными организациями и государством, их частоту можно охарактеризовать как «единичные случаи».

Дело «Патриарха Тихона» имеет огромное значение для изучения и осмысления истории государства и права, так как позволяет оценить и проанализировать эволюцию законодательной базы и системы судопроизводства в различные эпохи, но на идентичной территории в однотипной ментальной среде.

 

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.