ТЕМА 1. Цели и стратегия работы команды — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ТЕМА 1. Цели и стратегия работы команды

2019-09-17 808
ТЕМА 1. Цели и стратегия работы команды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕХНОЛОГИИ КОМАДООБРАЗОВАНИЯ

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ

по дисциплине «Технологии командообразования»

для студентов магистратуры очной формы обучения

направления подготовки 08.04.01 Строительство

Составитель: Е.В. Романова

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

 

Институт ______________________________________________

 

Курс, группа ___________________________________________

 

Преподаватель __________________________

Москва, 2019 г.


ТЕМА 1. Цели и стратегия работы команды

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· сформулировать цель освоения данной дисциплины;

· наметить стратегию поведения для достижения цели;

· определить состав учебной команды;

· сформулировать цели команды и стратегию ее работы.

 

Задание 1.

Вы приступаете к изучению новой дисциплины «Технологии командообразования». Все новое вызывает у человека массу различных чувств, ведущими из которых являются ожидание и опасение. Осознайте свои чувства и заполните таблицу 1.

Таблица 1. Ожидания и опасения

Ожидания Опасения

от учебного материала

   

от преподавателя

   

от себя

   

от группы

   

 

Задание 2.

Чтобы Ваши ожидания подтвердились, необходимо правильно поставить цель изучения данной дисциплины.

Сформулируйте и запишите собственную цель изучения дисциплины «Технологии командообразования».

Моя цель: _____

 

Опираясь на приведенные ниже правила, скорректируйте формулировку цели.

· Цель следует формулировать утвердительно и позитивно.

1. Начинать формулировку цели следует с глагола – действия, которое вы намерены совершить (например, понять, усвоить, научиться, определить и.п.).

Проверьте, соответствует ли Ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 2; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: _____

· Цель должна относиться лично к вам и находится под вашим контролем.

2. Для формулировки цели используются слова «хочу», «намерен». Если формулировка начинается со слов «должен», «обязан», то эта цель не Ваша.

Проверьте, соответствует ли Ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 3; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: _____

· Цель находится в нужном контексте (пределы уместности цели).

3. Важно определить где, когда и с кем Вы хотите достичь Вашей цели. Помните о времени: цель должна иметь установленные сроки достижения.

Обозначьте сроки, в которые будет достигнута Ваша цель. _____

 

Задание 3.

Исходя из сформулированной Вами цели, наметьте стратегию Ваших действий для достижения данной цели. Определите и запишите в таб.2 сроки выполнения каждого этапа стратегии.

Таблица 2. Стратегия достижения цели обучения

Этап стратегии действий Сроки
   
   
   
   
   

 

Задание 4.

Объединитесь в команды по 6-8 человек. Запишите в табл.3. список участников, выберите руководителя. Последний столбец "Командные роли" пока оставьте пустым.

Таблица 3. Состав команды

Статус

Имя, Фамилия

Командные роли

Мыслитель Формирователь Исследователь ресурсов Оценщик Председатель Коллективист Исполнитель Доводчик
Руководитель                  
Участник 1                  
Участник 2                  
Участник 3                  
Участник 4                  
Участник 5                  
Участник 6                  
Участник 7                  
Участник 8                  
Участник 9                  
Участник 10                  

 

Задание 5.

Обсудите в группе и сформулируйте цель Вашей команды и стратегию ее достижения.  

Цель команды: _______________

Стратегия достижения цели: ________________


 

ТЕМА 2. Ролевой состав команды. Правила работы

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· провести самодиагностику склонности к исполнению командной роли;

· оценить сильные и слабые стороны вашей учебной команды;

· выработать правила командной работы.

Задание 6.

Опросник Р. Белбина «Модель командных ролей»

Пройдите тестирование на сайте кафедры СППК.

http://mgsu.ru/universityabout/Struktura/Kafedri/SPPK/mmaterials/

Задание 7.

Проведите SWOT-анализ Вашей команды: опишите сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats). Заполните таблицу 4.

Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды команды; возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть то, что может при взаимодействии команды с внешней средой).

Представьте результат Вашей работы аудитории.

Таблица 4. SWOT-анализ команды

Сильные стороны   Слабые стороны  
Возможности   Угрозы  

Задание 8.

Для эффективной работы любой системы необходимо соблюдения некоторых правил. В команде это правила взаимодействия.

Изучите список правил и совместно с группой выделите три-четыре из них, которым следует руководствоваться Вашей команде (с учетом ее ролевого состава).

Перечень правил

1. «Активность»

2. В каждом есть что-то прекрасное

3. В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – активные участники

4. Вам никто ничего не должен

5. Ваши переживания – результат только Вашего выбора

6. Вы не можете считать, что правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны

7. Высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации

8. Держите себя так, чтобы люди имели основания относиться к Вам с уважением

9. «Здесь и теперь»

10. Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются вопросы на понимание, только после этого делаются выводы

11. «Искренность и открытость»

12. Каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая

13. Критикуют идеи, а не личности

14. Любовь к людям начинается с любви к себе

15. На незаданные вопросы отвечать не стоит

16. Нам есть чему поучиться у других

17. Плохое настроение – недопустимая роскошь

18. Правила пяти «не»: не опаздывать, не перебивать говорящего, не обвинять, не оправдываться, не бездельничать

19. Следует говорить так, чтобы тебя понимали

20. Спор бесполезен

21. Стремление к истине и миру важнее стремления к победе

22. Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение

23. Чаще лучше всего согласиться, чтобы позже иметь возможность возразить

24. «Я»

 

Запишите отобранные Вами правила:

 

Если у Вас есть собственные, подтвержденные опытом, правила групповой работы, можете записать их наряду с предложенными.

Поделитесь собственными правилами с другими обучающимися.

ТЕМА 3. План работы команды. Оценка эффективности

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· составить план распределения работы между членами команды;

· тренироваться в выполнении заданий в соответствии с планом;

· оценить эффективность плана и работы команды.

 

Задание 9.

Выполнение любого рабочего задания следует начинать с его планирования. Планирование позволяет определить роль и место каждого участника в конечном результате.

Составьте план работы команды, используя представленные ниже данные.

Цель: Провести 30-минутную презентацию на специальном собрании руководства 1 июля.

Цель презентации - представление прошлогодних достижений команды и ее планов на следующий финансовый год.

Заполните таблицу 5, используя предлагаемый перечень мероприятий и даты проведения. При необходимости дополните план. Назначьте исполнителей каждого мероприятия из членов Вашей команды. Выделите те мероприятия, которые предполагают собрание всей команды.

Таблица 5. План работы команды

Наименование мероприятия Дата проведения Исполнители
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Перечень мероприятий

Завершение анализа данных о прошлогодних достижениях команды

Ознакомление руководства с повесткой дня собрания

Определение перспективных планов на следующий год

Организация презентации

Оформление слайдов

Проведение презентации для руководства

Распределение заданий по реализации плана

Репетиция презентации

Сбор материалов для презентации

Формирование общей схемы презентации

Даты исполнения

1 июня; 15 июня; 20 июня; 24 июня; 28 июня; 1 июля

Задание 10.

Деловая игра: "Групповая калибровка"

Задача: изготовить бумажный кубик.

1. Назначьте одного участника команды контролером. У него отдельная задача!

2. За 10 минут составьте алгоритм изготовления кубика из 6 листов бумаги со стороной 15 см (можно использовать линейку, карандаши, ножницы, клей) с указанием количества минут на каждую операцию и конкретного исполнителя. На выполнение задания (изготовление кубика) вам будет выделено 20 минут. Сдайте план преподавателю.

Ограничения при выполнении, которые необходимо учитывать при планировании:

- Каждый член команды (кроме контролера) должен принять участие в изготовлении кубика.

- Один участник участвует только один раз и выполняет одну операцию, т.е. взяв в руки карандаш, или ножницы, или бумагу, он манипулирует ими до тех пор, пока не появится необходимость сменить их, например, сменить лист бумаги.

3. По сигналу команды начинают работу. Контролер переходит в другую команду и следит, чтобы никто никому не помогал и не подсказывал – можно ориентироваться только на составленный командой алгоритм. Контролер отмечает в своих записях реальное содержание операции, реальное время ее выполнения и одновременно контролирует порядок, т.е. указывает на нарушения алгоритма и соответствия исполнителей словами: «Допущено нарушение».

4. По истечении 20 минут все команды прекращают работу.

 

5. Проанализируйте ход выполнения задания:

Удалось ли справиться с заданием? __

Насколько точно вы рассчитали время выполнения?__

Что вам помогало/мешало выполнять задание?__

Что бы вы в следующий раз сделали по-другому?___

 

Задание 11.

Деловая игра: "Пишущая машинка"

Ваша команда –печатающая машинка. Вот текст, который нужно «напечатать».

 

ТЫ НИКОГДА НЕ РЕШИШЬ ПРОБЛЕМУ, ЕСЛИ БУДЕШЬ ДУМАТЬ ТАК ЖЕ,

КАК ТЕ, КТО ЕË СОЗДАЛ.

                                                                                                А. Эйнштейн

 

Набор букв, который вам потребуется: Т Н И К О Г Д А Е Р Ш Ь П Б Л М У С Ж Ë З

Процедура:

1. Распределите между членами группы буквы, составляющие текст (каждому достается несколько букв). Участники команды являются теми клавишами печатной машинки, какие буквы им достались. Нужно «напечатать» фразу.

При выполнении задания каждый участник называет свою букву так, чтобы в итоге как можно быстрее и без перерывов была «напечатана» фраза.

- пробел - вся группа делает хлопок руками,

- запятая – топают ногой,

- точка – все встают.

На подготовку к выполнению упражнения перед аудиторией дается 5 минут.

 

2. Проанализируйте ход выполнения задания:

Удалось ли вам справиться с заданием? __

Эффективно ли были распределены буквы?__

Как участники команды реагировали на ошибки (свои и чужие)? __

ТЕМА 4. Управление командой

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· освоить способ самодиагностики лидерских качеств;

· провести рефлексию полученных результатов;

· приобрести навык принятия на себя ответственности за работу группы;

· оценить эффективность себя как лидера.

 

Задание 12.

Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) – один из способов самодиагностики, позволяющий оценить способность человека быть лидером.

Рефлексивный отчет.

Согласны ли Вы с полученными результатами? Почему. Приведите пример. ____

Соответствует ли уровень Ваших лидерских качеств той командной роли, склонность к которой Вы определили с помощью методики Белбина? ____

Является ли уровень лидерских качеств руководителя команды наивысшим? ____

Если нет, то запишите здесь имя и командную роль того(тех) члена(-ов) команды, у которого(-ых) он выше, чем у лидера. ____

 

Задание 13.

Деловая игра: «"Примерка" лидерской роли»

1. Вам будет предложено выполнить несколько заданий. Для выполнения каждого задания нужно выбрать лидера-ведущего. Его задача - управлять процессом выполнения задания и получить требуемый результат. Для каждого задания должен быть отдельный лидер!

По ходу выполнения задания заполняйте таблицу 6.

Таблица 6. Исполнение роли лидера.

№ задания Имя, фамилия лидера Краткое описание задания Я оценил Меня оценили
1        
2        
3        
4        
5        
6        
7        
8        

2. Оцените эффективность каждого участника по 10 балльной шкале.

3. Соберите оценки, которые поставили вам другие члены команды. Посчитайте средний балл. Сравните эффективность выполнения задания с другими участниками. Кто из вашей команды оказался наилучшем лидером? ___

4. Перечислите качества, которые помогли этому человеку выполнить свою часть задания наилучшим образом. ____

 

Задание 14.

Проанализируйте ситуации, выполните задание.

Ситуация 1

Один из членов команды внезапно заболел. Остальные очень заняты подготовкой важного мероприятия. Часть работы, порученная заболевшему, также должна быть выполнена в срок. Как следует повести себя эффективному лидеру?

а). Распорядиться: «Вы выполняйте распоряжение вместо заболевшего. Вы выполняете другое распоряжение, а ВЫ помогите сослуживцам, когда выполните свое распоряжение» и т.д.

б). Предложить: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя это распоряжение. Ведь оно все равно должно быть выполнено. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить за этот период, а потом решим вместе, как выполнить часть работы порученную заболевшему».

в). Сказать коллективу так: «Я очень загружен, распределите-ка между собой эту работу. Выручайте друг друга и всю команду. Он поправится – отработает. Давайте за дело!».

г). Сказать и сделать так: «Если никто из вас не хочет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»

Какое решение приняли бы Вы в данной ситуации? _____

 

Ситуация 2.

В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Уволить его нет юридических оснований, а загрузить функциональными обязанностями пока нет возможности. Что должен сделать лидер с этим работником в дальнейшем?

а). Лично поговорить с ним откровенно с глазу на глаз и предложить уволиться по собственному желанию.

б). Предложить руководству сократить эту должность.

в). Попытаться все же использовать данного подчиненного на вспомогательных работах, более четко определить круг его функциональных обязанностей.

г). Создать в подразделении такое отношение к этому подчиненному, чтобы он сам понял необходимость перехода на другое место службы

Как бы Вы поступили в данной ситуации? _____

 

Ситуация 3.

При распределении премии некоторые подчиненные посчитали, что их незаслуженно обошли, и обратились к лидеру с жалобой. Что ему лучше ответить?

а). «Премии распределяет и присуждает актив коллектива, я тут ни при чем».

б). «Не волнуйтесь, Вы получите премию в другой раз».

в). «Хорошо, я еще раз обсужу этот вопрос, постараюсь учесть Ваши претензии».

г). «Премия распределена согласно утвержденному положению в соответствии с достижениями каждого в служебной деятельности».

Как бы Вы ответили в данной ситуации? _____

 


 

Задание 15.

Задание 16.

Задание 17.

Задание 18.

Критика - особая форма оказания влияния. Отношение к критике у разных людей различно. Одни извлекают из критики пользу, считают, что она помогает делу, другие морщатся, но терпят, третьи активно борются с критикующими, поскольку убеждены: критика мешает делу.

 

1. Иногда критика сопровождается фразами: «Вам нужно было поступить так-то», «Зачем ты это сделал?», «Ты не смог этого сделать раньше, теперь поздно». Поскольку речь идет о прошлом, то человек исправить положение уже не может.

- Объясните, зачем критикующий произносит эти фразы? На что он рассчитывает?

 

- Что чувствует человек, которого критикуют таким образом? Какова его вероятная реакция?

 

- Запишите, что бы Вы ответили критикующему в подобной ситуации.

 

2. Иногда критика сопровождается фразами: «Вы не поняли, как надо поступать!?», «Больше надо прислушиваться к советам», «Не высовывайтесь со своей инициативой». Подобные фразы произносятся с назидательной, укоряющей интонацией.

- Объясните, зачем критикующий произносит эти фразы? На что он рассчитывает?

 

- Что чувствует человек, которого критикуют таким образом? Какова его вероятная реакция?

 

Запишите, что бы Вы ответили критикующему в подобной ситуации.

 

Задание 19.

Задание 20.

Упражнение «Дом из фигур»

1. На листе бумаги в случайном порядке изображены геометрические фигуры. Вашей команде необходимо дорисовать фигуры таким образом, чтобы получился проект дома.

На выполнение задания дается 10 минут.

2. Ответьте на вопросы:

Кто взял на себя роль лидера в этом задании?___

Какая командная роль является ведущей для этого участника? ___

Как лидер организовывал работу команды и мотивировал других участников на совместное выполнение задания? ___

Кто устранился от выполнения общего задания? ___

Задание 21.

ТЕМА 6. Работа над проектом

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· тренировать навыки групповой работы;

· приобрести опыт принятия на себя ответственности за часть совместного дела;

· отработать умение согласовывать свое мнение с мнением группы, разработать вместе с командой в игровой среде проект строительного объекта;

· подчинять свое поведение требованиям группы и ситуации, реализовать вместе с командой полученный проект и презентовать его;

· провести рефлексивный анализ работы своей команды.

Задание 22.

Задание 23.

Задание 24.

Проведите рефлексию своей работы в течение семестра. Ответьте на вопросы.

- Подтвердились ли ожидания и опасения, высказанные Вами на первом занятии?

- Удовлетворены ли вы работой Вашей группы в течение семестра?

- Возникало ли у Вас желание перейти в другую группу? Выполнять работу в одиночку?

- Как часто Вы принимали на себя роль руководителя групповой работой?

- Что бы вы изменили в Вашей группе, чтобы ее работа была более эффективной?

- Какие рекомендации на основе полученного опыта вы могли бы дать другим группам?

ТЕХНОЛОГИИ КОМАДООБРАЗОВАНИЯ

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ

по дисциплине «Технологии командообразования»

для студентов магистратуры очной формы обучения

направления подготовки 08.04.01 Строительство

Составитель: Е.В. Романова

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

 

Институт ______________________________________________

 

Курс, группа ___________________________________________

 

Преподаватель __________________________

Москва, 2019 г.


ТЕМА 1. Цели и стратегия работы команды

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий и анализа полученных результатов, Вы сможете:

· сформулировать цель освоения данной дисциплины;

· наметить стратегию поведения для достижения цели;

· определить состав учебной команды;

· сформулировать цели команды и стратегию ее работы.

 

Задание 1.

Вы приступаете к изучению новой дисциплины «Технологии командообразования». Все новое вызывает у человека массу различных чувств, ведущими из которых являются ожидание и опасение. Осознайте свои чувства и заполните таблицу 1.

Таблица 1. Ожидания и опасения

Ожидания Опасения

от учебного материала

   

от преподавателя

   

от себя

   

от группы

   

 

Задание 2.

Чтобы Ваши ожидания подтвердились, необходимо правильно поставить цель изучения данной дисциплины.

Сформулируйте и запишите собственную цель изучения дисциплины «Технологии командообразования».

Моя цель: _____

 

Опираясь на приведенные ниже правила, скорректируйте формулировку цели.

· Цель следует формулировать утвердительно и позитивно.

1. Начинать формулировку цели следует с глагола – действия, которое вы намерены совершить (например, понять, усвоить, научиться, определить и.п.).

Проверьте, соответствует ли Ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 2; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: _____

· Цель должна относиться лично к вам и находится под вашим контролем.

2. Для формулировки цели используются слова «хочу», «намерен». Если формулировка начинается со слов «должен», «обязан», то эта цель не Ваша.

Проверьте, соответствует ли Ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 3; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: _____

· Цель находится в нужном контексте (пределы уместности цели).

3. Важно определить где, когда и с кем Вы хотите достичь Вашей цели. Помните о времени: цель должна иметь установленные сроки достижения.

Обозначьте сроки, в которые будет достигнута Ваша цель. _____

 

Задание 3.

Исходя из сформулированной Вами цели, наметьте стратегию Ваших действий для достижения данной цели. Определите и запишите в таб.2 сроки выполнения каждого этапа стратегии.

Таблица 2. Стратегия достижения цели обучения

Этап стратегии действий Сроки
   
   
   
   
   

 

Задание 4.

Объединитесь в команды по 6-8 человек. Запишите в табл.3. список участников, выберите руководителя. Последний столбец "Командные роли" пока оставьте пустым.

Таблица 3. Состав команды

Статус

Имя, Фамилия

Командные роли

Мыслитель Формирователь Исследователь ресурсов Оценщик Председатель Коллективист Исполнитель Доводчик
Руководитель                  
Участник 1                  
Участник 2                  
Участник 3                  
Участник 4                  
Участник 5                  
Участник 6                  
Участник 7                  
Участник 8                  
Участник 9                  
Участник 10                  

 

Задание 5.

Обсудите в группе и сформулируйте цель Вашей команды и стратегию ее достижения.  

Цель команды: _______________

Стратегия достижения цели: ________________


 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.