Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой.

2019-09-17 388
Любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«ДНЕВНИК ПСИХЕИ»

 

Цели: показать исключительность чувств лирической героини цветаевской лирики и органическую связь ее с философией любви начала ХХ века.

Ход уроков

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной...».

 

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Любовь Марины Цветаевой — это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один ее избранник. Ведь для Марины она равна Безмерности.

А как русские философы начала ХХ века осмысляли значение любви в жизни человека?

 

2. Работа по карточкам и обмен впечатлениями (по группам).

К а р т о ч к а   1 (I группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Найдите сходные мысли и аргументы у разных авторов.

3) Какую из формулировок вы предлагаете вынести в название карточки?

…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь... (Н. Бердяев.)

Бердяев Н. А. (1874—1948 гг.) — русский философ. Автор работ по философии, истории, творчеству, любви, русской идее. В основе его концепции лежит понимание личности как средоточения духовных и душевных способностей, осуществляющего связь с миром творчества и свободы.

...Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины... (П. Флоренский.)

Флоренский П. А. (1882—1943 гг.) — русский философ, ученый, священник. Автор работ по математике, физике, семиотике, философии имени. Создатель учения о Софии на материале православной церкви. Основное философское сочинение — «Столп и утверждение Истины».

 

К а р т о ч к а  2 (II группа).

1) Прочтите высказывания и ознакомьтесь со справочным материалом об их авторах.

2) Какая мысль вас особенно поразила и чем?

3) Какую формулировку вы предлагаете вынести в название карточки?

…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма... (В. Соловьев.)

Соловьев В. С. (1853—1990 гг.) русский религиозный философ, поэт, публицист. Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм. Автор работ «Смысл любви», «Оправдание добра». Сторонник идеи двойственности мира, «вечной женственности (Софии)...»

…Эрос есть влюбленность в жизнь, жажда полноты, жажда полноценности, рождение в красоте, жажда вечной жизни, жажда воплощения, преображения и воскресения, богочеловеческая жажда, жажда рождения Богочеловека, жажда обожания и веры, что «красота спасет мир...» (Б. Вышеславцев.)

Вышеславцев Б. П. (1877—1954 гг.) — русский философ. Автор работы «Этика преображенного Эроса», в которой рассматривается центральная для философа тема — столкновения долга и этики творчества, основанная на открытиях психоанализа.

 

К а р т о ч к а   3 (III группа).

1) Прочтите высказывания современного русского литературоведа и философа Г. Гачева о сущности русского Эроса.

2) Подумайте над каждым высказыванием. Какое из них самое значительное и почему?

— Сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви.

— Жизнь разводит влюбленных для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец необъятная Русь перекрестными скитаниями рассеянных по ней существ, чтобы, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке.

— Вся Русь распростертый океан любви. Недаром в русском языке самое любовное слово — это не «дорогая» и не «любимая», а «родная», «родненький», т. е. русская любовь между мужчиной и женщиной той же природы, что и любовь к Родине.

— Русская любовь — это взаимное истязание, страдание, и в нем — наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа.

 

В о п р о с:

— Какое место занимала любовь в жизни Цветаевой?

 

Ученица читает отрывок из письма Цветаевой:

 

«Вчера вечером я вышла из дома, чтобы снять белье, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятия весь ветер — нет! весь Север! И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собою в море. И все же это называется только так: я люблю тебя…».

Учитель. Эти красивейшие строки — не из романа, не из поэмы, они — из письма к любимому человеку. И письмо это для Цветаевой обычно, потому что с такой силой и красотой она чувствует всегда. Перед нами стоит трудная задача: попытаться понять, как Марина чувствует и как выражает себя в слове «любовь».

Она любила всю жизнь, многих, по-разному. Сегодня мы не будем останавливаться на фактах, на событиях, и посмотрим сверху на ВСЕ, что зовется Любовью Марины Цветаевой.

Итак, назовем нашу первую страничку «Я — ласточка твоя, Психея...» (название каждой «страницы» урока записывается на доске и в тетрадях.).

— Почему Марину Цветаеву так привлек образ Психеи?

 

К а р т о ч к а  4 (IV группа).

1) Внимательно прочтите словарную статью из энциклопедии «Мифы народов мира».

2) Познакомьтесь с цветаевским стихотворением «Психея» и определите, есть ли в этом тексте то, что вы узнали из словаря.

Психея («психэ» с греч. — «душа», «дыхание») — в греческой мифологии олицетворение души. Представлялась на памятниках изобразительного искусства в виде бабочки или летящей птицы. Легенда о Психее, созданная Апулеем и объединившая разные мифы, говорит о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Вот ее краткое содержание.

С помощью Зефира Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушает запрет никогда не видеть лицо супруга. Ночью она, сгорая от любопытства, зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая капли горячего масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя много испытаний. Преодолев их, Психея вновь обретает Амура, который просит разрешения у Зевса на брак с возлюбленной.

 

                  ПСИХЕЯ

 

Не самозванка — я пришла домой,

И не служанка — мне не надо хлеба.

Я — страсть твоя, воскресный отдых твой,

Твой день седьмой, твое седьмое небо.

Там на земле мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

Возлюбленный! Ужель не узнаешь?

Я ласточка твоя — Психея!..

                                                   1918г.

 

В стихотворении два мира Небо и земля. Все, что связано с землей, отрицается, это тяжкая ноша. В поднебесном мире есть все, что любимо героиней. Небо — ее дом.

Ученица читает два отрывка из писем Марины:

— «Психею (невидимую!) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит — только душа! Психею мы любим психикой, Елену (тело) мы любим глазами, чуть ли не руками. Психея вне суда рук и глаз».

— «Я не для жизни. У меня все — пожар! Мне БОЛЬНО, понимаете? Я ободранный человек, вы все в броне. У меня на глубине — НИ-ЧЕ-ГО. Все спадает как кожа, а под кожей живое мясо или огонь: я — Психея...»

 

3. Чтение учащимися стихов.

 

4. Беседа.

— Какие новые страницы «Дневника Психеи» написаны Мариной?

— Какое понятие (слово) повторяется в нижеприведенном письме чаще всего и несет в себе основную идею написанного?

«…Вы действительно дитя мое через боль. Ни на одно из моих писем я не получила ответа. Станьте на минуту мной и поймите: ни строки, ни слова, целый месяц, день за днем, час за часом...

Вначале это был сплошной оправдательный акт: невинен, невинен, невинен, это злое чудо, знаю, ручаюсь, верю! Дождусь, дорвусь. Завтра. Но завтра приходило, письма не было, и еще завтра, и еще, и еще...

О, много было мыслей, возгласов, чувств. И такая боль потери, такая горечь за живую мою душу, такая обида, что — не будь стихов! я бы бросилась к первому встречному: забыться, загасить, замыть…

...Друг, я не маленькая девочка, больно жгла, обжигалась, больно горела, страдала — все было! но ТАК разбиваться, как я разбилась о Вас, всем размахом доверия — о стену! — никогда. Я оборвалась с Вас, как с горы».

Ключевое слово отрывка — «боль».

Итак, мы записываем следующую страницу. Дневник: «Так вдалбливаются в любовь». Любовь для Марины была самой настоящей Болью в высоком смысле этого слова. Многие из стихов написаны «шрамом на шраме»... В них вся Марина в своей искренности и незащищенности.

 

5. Чтение отрывка из «Поэмы Конца» (подготовленным учеником).

 

Движение губ ловлю.

И знаю — не скажет первым.

— Не любите? Нет, люблю.

Не любите! — Но истерзан,

 

Но выпит, но изведен.

(Орлом озирая местность):

— Помилуйте, это — дом?

— Дом — в сердце моем. — Словесность!

 

Любовь — это плоть и кровь.

Цвет, собственной кровью по́лит.

Вы думаете, любовь —

Беседовать через столик?

 

Часочек — и по домам?

Как те господа и дамы?

Любовь — это значит...

                            - Храм?

Дитя, замените шрамом

 

На шраме! — Под взглядом слуг

И бражников? (Я, без звука:

«Любовь — это значит лук

Натянутый — лук: разлука».)

 

Любовь это значит — связь.

Все врозь у нас: рты и жизни...

 

Отрывок проецируется на доску.

— Обратите внимание на строфы, в которых автор определяет понятие любви.

Давайте выпишем эти цветаевские формулы и поработаем над их смыслом:

1) «Любовь — это плоть и кровь»: кровь как жертва, символ духа. Плоть и душа — любовь. Может ли плоть страдать? От любви страдает душа.

2) «Любовь... шрам на шраме». Предельная боль, одна наслаивается на другую. Сердце превращается в сплошной шрам.

3) «Любовь — это значит лук // Натянутый — лук: разлука». Когда натягивают лук, его концы приближаются друг к другу, но не встречаются. «Лук» и «разлука» — этимологически родственные слова.

4) «Любовь, это значит — связь». Духовная и телесная («Все врозь у нас: рты и жизни...»). Невозможность связи, рок.

 

Слово учителя.

Над Мариной всегда висел рок разлуки: часто она была далека от любимого человека, а иногда вообще никогда его не видела. Но любовь для нее — не только боль, разлука, страдание. Это еще и радость, и полет, и источник творчества.

Обратимся вновь к се письмам.

1-й ученик. «Арлекин! — Так я вас окликаю. Первым в первый раз ищу счастье, а не потери, хочу взять, а не отдать, быть, а не пропасть! Я в Вас чувствую силу, этого со мной никогда не было. Силу любить не всю меня, а лучшую меня, главную меня...

Вы сделали надо мной чудо, я в первый раз ощутила естество неба и земли».

2-й ученик. «Милый друг, Вы вернули меня к жизни... Вы поверили в меня, Вы сказали: «Вы все можете», и я, наверное, все могу... Другие слабые: сочувствовали. Никто не пытался излечить. Это было жестоко. Нужно было или излечить — или убить. Вы меня просто полюбили».

3-й ученик. «Люблю Ваши глаза... Люблю Ваши руки, тонкие и чуть холодные в руке. Внезапность усмешки. О, как Вы глубоко правдивы! Как Вы при всей Вашей изысканности — просты!.. Я сказала Вам: есть — душа. Вы сказали мне: есть — Жизнь.

Вы — мое спасение и от смерти и от жизни.

Вы — жизнь (Господи, прости меня за мое счастье)...»

Из писем А. Бахраху, 1923 г.

 

II. Итог уроков.

Мини-реплика (письменно, не более двух фраз, в которые вложить свое понимание главных мыслей урока).

 

Домашнее задание:

1) выбранные стихи о любви вписать в странички «Дневника Психеи», объяснить свой выбор. Или написать сочинение-миниатюру «Моя Цветаева»;

2) подготовится к уроку по творчеству А. Ахматовой (по группам).

 

 

Уроки 91—92

«Я НЕ ПЛАЧУ, Я НЕ ЖАЛУЮСЬ,

МНЕ СЧАСТЛИВОЙ НЕ БЫВАТЬ...».

РАННЯЯ ЛИРИКА А. АХМАТОВОЙ

 

Цели: познакомиться с жизнью и ранним периодом творчества А. Ахматовой; проанализировать раннюю лирику поэтессы; услышать своеобразие авторского голоса, осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.

От странной лирики,

Где каждый шаг секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.

 

Ход уроков

 

I. Работа по теме урока.

Оформляем на доске и в тетрадях тему: «Анна Андреевна Ахматова (Горенко), 1889—1966».

 

1. Слово учителя.

Творчество Анны Андреевны Ахматовой — не просто высший образец «женской» поэзии. Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в ХХ в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности.

Ахматова — литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Татарское, дремучее,

Пришло из ниоткуда,

К любой беде липучее.

Само оно беда...

— О чем четверостишье?

— Современницей каких трагических событий в истории России была Ахматова?

 

2. Чтение автобиографии «Коротко о себе», оформление таблицы.

В нашем учебнике-хрестоматии напечатана с небольшими сокращениями автобиография Анны Андреевны. Как рассказывает о себе Ахматова? Что необычного и привлекательного вы находите в ее жизни? Запись легче будет оформить в виде таблицы:

 

Дата События Источник Ответ на вопрос
       

 

3. Выразительное чтение стихотворений, «защита» своего произведения (домашнее задание).

Учитель. Я предлагаю как бы перелистать страницы ахматовского альбома. Задача слушателей — делать краткие заметки по имеющемуся плану, не быть безучастными, чтобы в конце прослушивания понравившихся стихов вы смогли ответить на в о п рос:

— Чем очаровывали и продолжают очаровывать наших современников ранние стихи А. Ахматовой?

 

1) Стихотворение I группы: «Читая «Гамлета».

 

                  1

У кладбища направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака...»

Принцы только такое всегда говорят,

Но я эту запомнила речь, —

Пусть струится она сто веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

 

              2

И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты...»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор...

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.

                             1909

 

Эти стихи несут на себе кинематографический отпечаток.

Учащиеся демонстрируют «кадры» киноленты (рисунки, выполненные в серо-голубых тонах.)

Изменение ритма, переход от длинных строк в первой части к коротким, легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Светлая печаль сквозит во всем стихотворении.

 

2) Стихотворение II группы «Песня последней встречи».

 

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

 

Показалось, что много ступеней,

А я знала— их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

 

Я обманут своей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

 

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

                                         1911

 

Стихотворение названо песней, но в нем гораздо больше от новеллы.

Место действия — город.

Время действия — мгновение назад и сейчас. Впереди — бесконечность. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадежности, равнодушия любимого — до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира живых людей и диалог с миром природы. Отсюда и цветовая гамма: равнодушно-желтый оттенок (шепот осенний, горящие в доме свечи).

 

3) Стихотворение III группы «Память о солнце в сердце слабеет...».

 

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками ранними веет

Едва-едва.

 

В узких каналах уже не струится

Стынет вода.

Здесь никогда ничего не случится, —

О, никогда!

 

Ива на небе пустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

 

Память о солнце в сердце слабеет.

Что это? тьма?

Может быть!.. За ночь прийти успеет

Зима.

                                                 1911

 

Учащиеся демонстрируют свое «видение» стихотворения: акварельный пейзаж «Осенняя грусть».

Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале голые ветви ивы... Осень — конец любви, зима конец жизни. Все в прошлом. Природа передает состояние души человеческой.

Длинные строки чередуются с короткими, подчеркивая безысходность. Создается впечатление рыдания: вечная трагедия разлуки, одиночества.

4) Стихотворение IV группы «Я научилась просто мудро жить...».

 

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

 

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

 

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

                                           1912

 

Это стихотворение похоже на письмо.

Нелегкой науке «просто, мудро жить» она (героиня) учится; учится не ждать, не связывать с приходом любимого свое возрождение — учится жить, увы, без любви. Ее новое умение сказывается на стихах — она начинает слагать «веселые стихи» о жизни, которая одновременно «тленна и прекрасна». Эта мудрость далась ей дорого: героиня пишет «веселые стихи», «когда шуршат в овраге лопухи / И никнет гроздь рябины желто-красной». Дело не только в увядании растений — дело в увядании любви.

 

5) Стихотворение V группы «Сероглазый король» (с. 427 учебника).

От первой фразы текста зависит многое: героиня Ахматовой поет славу... «безысходной боли»! Любовь в лирике Ахматовой почти всегда несчастная; в данном стихотворении героине пришлось пережить самое страшное — смерть Сероглазого короля. О чувствах женщины мы узнаем в ее собственном пересказе. Оказалось, что даже «вечер осенний» уже пророчил недоброе — он был «душен и ал». Узнает она страшную весть от мужа: он «спокойно» сообщил о смерти короля на охоте, назвал место гибели («у старого дуба») и простодушно пожалел только королеву, поседевшую за ночь. Героиня же, оглохшая от страшной вести, только и может отчужденно и в стороне следить в тот момент за действиями мужа — «Трубку свою на камине нашел / И на работу ночную ушел». Эта «спокойная констатация» заменяет здесь описание бурных и безысходных чувств, охвативших героиню. Потрясение и остолбенение героини изображается через этот будничный жест. Хорошо, что муж ушел «на работу ночную» — а то как бы удалось героине скрыть свою боль?! Герой этого стихотворения избранный, человек особой судьбы, тем не менее тайно связанный с героиней, чье происхождение, видимо, обычное. Смысл ее жизни и был в этой тайной любви. Узнав страшную весть, героиня приникает к самому дорогому, что осталось от короля, к своей сероглазой дочке. Тайна их любви, конечно, будет сохранена героиня привыкла нести с достоинством свою боль, она, слабая, умеет молчать! Говорят за нее только тополя, в их шелесте — горькая надежда: короля нет «на земле», значит, на небе он есть, значит, есть возможность новой встречи и любви.

«Защита» стихотворений заканчивается общим обменом мнениями, оценкой или взаимооценкой работы групп.

 

II. Итог уроков.

 

Слово учителя.

Вот мы и познакомились со всеми сообщениями, выслушали все точки зрения. Следующее задание непростое, поэтому вы будете выполнять его дома: дайте краткую поэтическую характеристику, творческий автопортрет Анны Ахматовой.

 

Домашнее задание: см. выше; индивидуальные задания.

 

Уроки 93—94


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.