Из Русской литературы ХХ века — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Из Русской литературы ХХ века

2019-09-17 333
Из Русской литературы ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уроки 74—75

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА:

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ

 

Цели: продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.

 

Ход уроков

I. Реализация домашнего задания и работа по теме уроков.

1. Беседа по вопросам статьи (с. 352—354), конспектирование

— Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже ХIХ—ХХ вв.? (Традиции русской классической литературы.)

— Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

— Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема Гражданской войны.)

— Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

— Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки Победы.)

— Каковы основные особенности литературы 50—70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах — острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; деревенская проза».)

— Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)

— Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

— Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80—90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей — узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова, новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)

— В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. — трагическая. Почему?

1) Губительное воздействие цензуры на литературу (запрет на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);

2) 30-е гг. — репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу — социалистическому реализму.

 

2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.

 

3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.

1) А. И. Куприн. «Олеся»;

2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;

3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;

4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;

5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;

6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;

7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».

 

II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 355—357), рассказ «Темные аллеи»;

2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.

 

Урок 76

И. А. БУНИН. НОВЕЛЛА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

 

Цели: пробудить интерес к творчеству И. А. Бунина; сопоставить мотивы и сюжеты русской литературы ХIХ в. с произведениями Бунина; показать индивидуальные особенности авторов в раскрытии темы любви.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого, радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души», — так отозвался о творчестве писателя М. Горький.

Надеюсь, и вы не остались равнодушными, прочтя дома новеллу Бунина «Темные аллеи».

Но прежде чем мы обратимся к этому рассказу, послушаем монтаж о жизни и творчестве И. А. Бунина, подготовленный вашими товарищами.

2. Литературный монтаж «Я не посрамил ту литературу, которую... начали Карамзин и Жуковский».

3. Беседа по содержанию рассказа «Темные аллеи».

Учитель. И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Темные аллеи», который передает нам «самый тонкий и грустный звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила его, помнит и живет прошлым, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти, потому что любит его до сих пор, хоть и красива была, и могла бы создать семью... Он же женат, давно не думает о своем былом увлечении. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречи...

— Чем интересен этот рассказ? Чем он вас привлекает?

— Каковы его герои?

— Можно ли назвать рассказ жизненным? Почему он читается на одном дыхании?

 

4. Мини-сочинение «Чем меня привлекает (отталкивает)...».

 

5. Сопоставительный анализ произведений.

1) С повестью Тургенева «Ася».

Сопоставляя произведения Тургенева и Бунина, отмечаем схожесть сюжетов.

Но о дальнейшей судьбе тургеневских героев мы не знаем, а Бунин оригинален в том, что показывает встречу героев через 30 лет. И мы узнаем, как сложилась их судьба.

Сближает эти произведения мотив несчастной любви. Отказавшись от любви, герои не находят личного счастья. Причина отказа — в разном социальном положении.

— В чем необычность героинь? (Обе необычны, имеют яркую внешность, сильный характер. Полюбив, «тургеневская девушка» способна первой сказать о своих чувствах, любовь ее — глубокое чувство. Полюбив Николая Алексеевича в юности, Надежда из «Темных аллей» несет свою неразделенную любовь как тяжкую ношу.)

— В чем общий мотив произведений? (Возвышенность и поэтичность первой любви.)

— Как воплощает этот мотив каждый из авторов? (У Тургенева любовь окрыляет, поднимает над миром. По Бунину: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его, цените их, живите ими». И любовь в понимании писателя — это зарница: вспыхнула и погасла.)

— Что общего в изображении характеров? (Произведения сближает психологизм в изображении характеров героев.)

— Какие средства используют авторы для передачи душевного состояния героев? (Оба автора используют прием пейзажа.)

 

2) С повестью Достоевского «Белые ночи».

— Что общего в повести и новелле? (И там и здесь звучит мотив первой любви. Это чувство у героев возвышенное, но их любовь — несчастная.)

— В чем различия? (У Бунина причина несчастной любви — в неравенстве социального положения. У Достоевского — любовь мечтателя не является взаимной.)

— В чем различия в описании и судьбе женских образов? (Юная Настенька из «Белых ночей» не просто мечтает о любви. Главное для нее — стать счастливой в жизни, создать семью с любимым человеком. Разочаровавшись в своем любимом, она готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который ее любит, ей будет гораздо проще и легче в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Она не сломалась. Жизнь ее нельзя назвать. У густой и бессмысленной.)

— В чем разница подходов авторов к оценке любовной ситуации? (У Достоевского особый тип героя — «мечтатель поневоле». Таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в чистых и возвышенных чувствах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Герою Достоевского близка Надежда из «Темных аллей». Она также верит в бесконечность любовного чувства, поэтому при всей своей красоте и силе характера она не вышла замуж. Бунин скорее на стороне своего героя — реалистический взгляд на чувства. Ошибся ли Николай Алексеевич, отказавшись от любви и преданности Надежды? Писатель отрицательно отвечает на этот вопрос.)

 

II. Итог уроков.

 

Домашнее задание:

1) прочитать одну новеллу из сборника «Темные аллеи» и дать ее письменный анализ;

2) аналитический пересказ статьи учебника о М. Булгакове (с. 405—407);

3) индивидуальное задание (сообщение о жизни и творчестве Булгакова).

Материал можно взять в книге: М. Булгаков «Я хотел служить народу». Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. — М.: Педагогика, 1991. (См. статью В. Лакшина «Булгакиада».)

 

Уроки 77—78


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.