III. Продолжение работы над новым материалом. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

III. Продолжение работы над новым материалом.

2019-09-17 272
III. Продолжение работы над новым материалом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Чтение и анализ стихотворений.

1) «Завещание».

Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер — 5- и 6-стопный ямб.

При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.

— В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения — утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)

 

2)«Я не ищу гармонии в природе...». Выразительное чтение стихотворения.

Стихотворение носит программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932—1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирики 5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же время вступает с ней в полемику.

— Какой мы видим природу у Заболоцкого?

Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)

 

2. Самостоятельная работа.

Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и «Можжевеловый куст» (по вариантам).

 

3. Заключительное слово учителя.

При всем многообразии творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу этой цельности.

В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики ХVIII—ХIХ вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).

Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.

 

I V. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;

2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.

 

Уроки 87—88

«Я ТОЖЕ БЫЛА, ПРОХОЖИЙ!

ПРОХОЖИЙ, ОСТАНОВИСЬ!..»

 

Цели: познакомить с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой; определить основные черты личности поэта; создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.

 

Ход уроков

 

I. Работа над темой урока.

1. Объявление темы и целей урока.

 

2. Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий...».

 

Литературный монтаж.

 

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

 

Демонстрируется портрет М Цветаевой.

 

Не думай, что здесь могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед:

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

                         Коктебель, 3 мая 1913

 

Учитель. 26 сентября 1882 г., с субботы на воскресенье, в ночь на праздник святого Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

          16 августа 1916 г.

 

Демонстрируется портрет Марины с отцом.

Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Он стал создателем и первым директором Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Будучи известным филологом и искусствоведом, именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

 

Звучит музыка Бетховена, на ее фоне демонстрируется портрет матери поэта.

 

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно — стать поэтом», — говорила Марина.

Портрет Марины с Асей.

 

«Марина Цветаева родилась в семье, — писала ее дочь, — являвшей собой некий союз одиночеств». Еще одним «одиночеством» была Маринина младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла найти Марина своего первого слушателя, родственную душу.

 

Портрет Марины за роялем.

 

Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали для нее немецкие сказки, образ Наполеона, музыка Бетховена она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый ею Париж. Таким было ее детство.

 

             В ЗАЛЕ

 

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Тем веет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и крадется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что в мире творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, —

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, что многое знаем

Того, что не знают они!

                         1908—1910 гг.

 

Взрослела Марина, а вместе с нею креп и ее талант. В 1910 г., тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал историей ее законченного детства.

 

         МОЛИТВА

 

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

 

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок!»

Ты сам мне подал — слишком много!

Я жажду сразу — всех дорог!

 

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

И амазонкой мчаться в бой;

 

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед, сквозь тень...

Чтоб был легендой — день вчерашний,

Чтоб был безумьем — каждый день!

 

Люблю и крест, и шелк, и каски.

Моя душа мгновений след...

Ты дал мне детство — лучше сказки,

И дай мне смерть — в семнадцать лет!

                                       Таруса, 26 сент. 1909 г.

 

Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях.

 

Портрет Марины 1925 г.

 

«Моя мать была невелика ростом 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода...» Такой была Марина.

Марина с С. Эфроном. Коктебель.

Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Здесь решилась ее судьба... Это произошло в самом начале мая... Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей — красивый грустный юноша с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно же, сердолик этот он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

Портрет Ариадны, дочери Марины и Сергея.

В октябре этого же года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре.

Дочь стала центром внимания и любви Марины:

 

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной и всем чужой.

Стремительной амазонкой,

Пленительной госпожой.

 

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала —

И всех молодых поэм.

 

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой клинок,

И все, что мне только снится,

Ты будешь иметь у ног.

 

Все будет тебе покорно,

И все при тебе — тихи.

Ты будешь, как я — бесспорно

И лучше писать стихи...

 

Но будешь ли ты — кто знает —

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

                    5 июня 1914 г.

 

Позже у них родилась вторая дочь, Ирина, а вскоре началась революция и Гражданская война, и муж Марины оказался за границей.

Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы первой мировой войны, революции и гражданской войны. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы сограждан, жить среди голода и нищеты, холода и смерти.

Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, — сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода. Но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.

...Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 г. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая...»

Марина записала в дневник: «С сегодняшнего дня — жизнь... Я верю в чудо, Сережа!».

Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 г. они наконец встретились. С июля 1921 г. до мая 1922 г., до приезда в Берлин, Марина написала больше 100 стихотворений, поэм.

 

Гордость и робость — родные сестры,

Над колыбелью, дружные, встали.

 

«Лоб запрокинув!» — гордость велела.

«Очи потупив!» — робость шепнула.

 

Так прохожу я очи потупив —

Лоб запрокинув — Гордость и Робость.

                                          20 сентября 1921 г.

 

Берлин, Прага, Париж — по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком — Алей, посвятив ей много замечательных стихов.

 

Когда-нибудь, прелестное созданье,

Я стану для тебя воспоминаньем.

 

Там, в памяти твоей голубоокой

Затерянным — так далеко-далеко.

 

Забудешь ты мой профиль горбоносый

И лоб в апофеозе папиросы,

 

И вечный смех мой, коим всех морочу,

И сотню — на руке моей рабочей –

 

Серебряных перстней, чердак-каюту,

Моих бумаг божественную смуту...

 

Как в страшный год, возвышены Бедою,

Ты — маленькой была, я молодою.

                                             Ноябрь 1919 г.

 

1 февраля 1925 г. у Марины родился «вымечтанный сын», — Георгий, Мур (так звали его дома).

 

Портрет Марины и Георгия.

 

«Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.

В последние годы эмиграции М. Цветаева чувствовала особенно сильную тягу к истинно русскому.

Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к Пушкинской теме.

 

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царевы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

 

Такой уж почет, что ближайшим друзьям —

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева — ручищи по швам —

Жандармские груди и рожи.

 

Не диво ли и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно — да слишком!

 

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки.

Монарх о поэте печется!

Почетно-почетно-почетно — архи-

Почетно, почетно — до черту!

 

Кого ж это так — точно воры вора́

Пристреленного выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора

Умнейшего мужа России.

                            19 июля 1931 г., Медон

 

В 1936—1937 гг. Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом Сергей Яковлевич. Летом 1939 г. Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.

Портрет Марины Цветаевой 1939 г.

Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

Портрет Ариадны и Сергея Эфронов.

Елабуга, куда волею судьбы во время войны была заброшена Марина Ивановна Цветаева, стала последним местом ее жительства.

Заявление в Литфонд.

Чтение текста.

В совет Литфонда

Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева. 26 августа 1941 года

 

Фотография дома в Елабуге.

Отъединение сына, болезненно переживавшего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила...

  ...О черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора — пора — пора

Творцу вернуть билет.

 

Отказываюсь быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

 

Отказываюсь - выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть

Вниз — по теченью спин.

 

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один - отказ.

                      Май 1939 г.

 

У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась... 1941 год стал для нее роковым годом. Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Снова звучит музыка Бетховена.

 

II. Итог уроков.

 

Домашнее задание: познакомиться со стихами М. И. Цветаевой; одно стихотворение подготовить на аналитическое чтение.

 

 

Уроки 89—90


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.