Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-09-17 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Чтение и анализ стихотворений.
1) «Завещание».
Элегия была написана в 1947 г. Образ природы воплощен в живом и целостном, субъективно окрашенном лирическом переживании. В этих элегических стихах использован отвечающий жанру размер — 5- и 6-стопный ямб.
При всей глубине и серьезности стихотворение отмечено живой интонацией разговора с современником и потомком о главных, жизненно важных вопросах. Это своего рода итог эволюции философской лирики поэта, его многолетних размышлений о человеке и мире, о личном бессмертии.
— В чем же видит смысл жизни автор? Какая философская мысль определяет содержание этого лирического стихотворения? (Лейтмотив стихотворения — утверждение вечно живого, прекрасного, многоцветного, сияющего мира. Именно в нем сохраняются «живая душа», ум, мысли, сознание человека, который остается в природе, «как медленная птица», «как летний дождь».)
2)«Я не ищу гармонии в природе...». Выразительное чтение стихотворения.
Стихотворение носит программный характер для всего творчества Заболоцкого. Оно открывает раздел «Книга вторая. Стихотворения 1932—1958 гг.» в подготовленном поэтом в 1957 г. собрании своих сочинений. Написанное характерным для философской лирики 5-стопным ямбом, оно опирается на классическую (тютчевскую) традицию и в то же время вступает с ней в полемику.
— Какой мы видим природу у Заболоцкого?
Природа у Заболоцкого живая, бесконечно изменяющаяся, противоречивая. Она в постоянном стихийном, буйном движении, занята, как и человек, тяжким трудом и «бесплодною игрой». Мир ее одухотворен, и это проявляется во всей системе тропов (находим в словаре, зачитываем): эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений. Идя от частного к общему, поэт создает в финале образ природы-матери, пусть лишенной гармонии и разума, но обретающей их в деяниях человеческих. (Ответы подтвердить цитатами.)
|
2. Самостоятельная работа.
Анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц» и «Можжевеловый куст» (по вариантам).
3. Заключительное слово учителя.
При всем многообразии творчества Н. Заболоцкого следует подчеркнуть единство и цельность его художественного мира. Художественно-философское осмысление противоречий бытия, раздумья о человеке и природе в их взаимодействии и единстве, своеобразное поэтическое воплощение современности, истории, «вечных тем» составляют основу этой цельности.
В творчестве Заболоцкого несомненно обновление и развитие русской поэтической мысли (философской лирики ХVIII—ХIХ вв.: Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева). С другой стороны, Заболоцкий активно осваивает опыт поэтов ХХ в. (Мандельштама, Пастернака).
Жизненный и творческий путь Н. А. Заболоцкого по-своему отразил трагические судьбы русской литературы и русских писателей ХХ в. Заболоцкий унаследовал и развил достижения русской поэзии, соединив лучшие традиции литературы прошлого с самым смелым новаторством, характерным для ХХ столетия, по праву заняв место в ряду его поэтов-классиков.
I V. Итог уроков.
Домашнее задание:
1) выучить наизусть понравившееся стихотворение;
2) подготовиться к уроку по творчеству М. Цветаевой.
Уроки 87—88
«Я ТОЖЕ БЫЛА, ПРОХОЖИЙ!
ПРОХОЖИЙ, ОСТАНОВИСЬ!..»
Цели: познакомить с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой; определить основные черты личности поэта; создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.
Ход уроков
I. Работа над темой урока.
1. Объявление темы и целей урока.
2. Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий...».
Литературный монтаж.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
|
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Демонстрируется портрет М Цветаевой.
Не думай, что здесь могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Коктебель, 3 мая 1913
Учитель. 26 сентября 1882 г., с субботы на воскресенье, в ночь на праздник святого Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
16 августа 1916 г.
Демонстрируется портрет Марины с отцом.
Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Он стал создателем и первым директором Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Будучи известным филологом и искусствоведом, именно отец познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Звучит музыка Бетховена, на ее фоне демонстрируется портрет матери поэта.
Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно — стать поэтом», — говорила Марина.
Портрет Марины с Асей.
«Марина Цветаева родилась в семье, — писала ее дочь, — являвшей собой некий союз одиночеств». Еще одним «одиночеством» была Маринина младшая сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и смогла найти Марина своего первого слушателя, родственную душу.
|
Портрет Марины за роялем.
Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали для нее немецкие сказки, образ Наполеона, музыка Бетховена она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый ею Париж. Таким было ее детство.
В ЗАЛЕ
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Тем веет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что в мире творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, —
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, что многое знаем
Того, что не знают они!
1908—1910 гг.
Взрослела Марина, а вместе с нею креп и ее талант. В 1910 г., тайком от родителей, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал историей ее законченного детства.
МОЛИТВА
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок!»
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и каски.
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки,
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
Таруса, 26 сент. 1909 г.
Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях.
|
Портрет Марины 1925 г.
«Моя мать была невелика ростом 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода...» Такой была Марина.
Марина с С. Эфроном. Коктебель.
Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимилиана Волошина. Здесь решилась ее судьба... Это произошло в самом начале мая... Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей — красивый грустный юноша с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: «Если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно же, сердолик этот он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 г. в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.
Портрет Ариадны, дочери Марины и Сергея.
В октябре этого же года у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадной (Алей), в честь героини греческой легенды о Минотавре.
Дочь стала центром внимания и любви Марины:
Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной и всем чужой.
Стремительной амазонкой,
Пленительной госпожой.
И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала —
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Все будет тебе покорно,
И все при тебе — тихи.
Ты будешь, как я — бесспорно
И лучше писать стихи...
Но будешь ли ты — кто знает —
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
5 июня 1914 г.
Позже у них родилась вторая дочь, Ирина, а вскоре началась революция и Гражданская война, и муж Марины оказался за границей.
Судьба распорядилась так, что М. Цветаева провела в России годы первой мировой войны, революции и гражданской войны. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы сограждан, жить среди голода и нищеты, холода и смерти.
Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, было продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, — сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода. Но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки.
|
...Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 г. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая...»
Марина записала в дневник: «С сегодняшнего дня — жизнь... Я верю в чудо, Сережа!».
Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 г. они наконец встретились. С июля 1921 г. до мая 1922 г., до приезда в Берлин, Марина написала больше 100 стихотворений, поэм.
Гордость и робость — родные сестры,
Над колыбелью, дружные, встали.
«Лоб запрокинув!» — гордость велела.
«Очи потупив!» — робость шепнула.
Так прохожу я очи потупив —
Лоб запрокинув — Гордость и Робость.
20 сентября 1921 г.
Берлин, Прага, Париж — по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с необыкновенным человеком — Алей, посвятив ей много замечательных стихов.
Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем.
Там, в памяти твоей голубоокой
Затерянным — так далеко-далеко.
Забудешь ты мой профиль горбоносый
И лоб в апофеозе папиросы,
И вечный смех мой, коим всех морочу,
И сотню — на руке моей рабочей –
Серебряных перстней, чердак-каюту,
Моих бумаг божественную смуту...
Как в страшный год, возвышены Бедою,
Ты — маленькой была, я молодою.
Ноябрь 1919 г.
1 февраля 1925 г. у Марины родился «вымечтанный сын», — Георгий, Мур (так звали его дома).
Портрет Марины и Георгия.
«Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.
В последние годы эмиграции М. Цветаева чувствовала особенно сильную тягу к истинно русскому.
Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к Пушкинской теме.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Такой уж почет, что ближайшим друзьям —
Нет места. В изглавьи, в изножьи,
И справа, и слева — ручищи по швам —
Жандармские груди и рожи.
Не диво ли и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то, на что-то похож
Почет сей, почетно — да слишком!
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки.
Монарх о поэте печется!
Почетно-почетно-почетно — архи-
Почетно, почетно — до черту!
Кого ж это так — точно воры вора́
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора
Умнейшего мужа России.
19 июля 1931 г., Медон
В 1936—1937 гг. Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом Сергей Яковлевич. Летом 1939 г. Марина вместе с Георгием вернулась в Россию.
Портрет Марины Цветаевой 1939 г.
Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.
Портрет Ариадны и Сергея Эфронов.
Елабуга, куда волею судьбы во время войны была заброшена Марина Ивановна Цветаева, стала последним местом ее жительства.
Заявление в Литфонд.
Чтение текста.
В совет Литфонда
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
М. Цветаева. 26 августа 1941 года
Фотография дома в Елабуге.
Отъединение сына, болезненно переживавшего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила...
...О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз — по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
Май 1939 г.
У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась... 1941 год стал для нее роковым годом. Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Снова звучит музыка Бетховена.
II. Итог уроков.
Домашнее задание: познакомиться со стихами М. И. Цветаевой; одно стихотворение подготовить на аналитическое чтение.
Уроки 89—90
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!