Сочинение-очерк «мой современник» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сочинение-очерк «мой современник»

2019-09-17 466
Сочинение-очерк «мой современник» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цели: познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.

 

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.

 

II. Лекция учители «Как писать сочинение-очерк?»

Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? Ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.

Что же такое очерк?

Очерк — это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

— Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?

— Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.

 

Существуют такие разновидности очерка:

1) путевой очерк — проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями;

2) проблемный очерк — автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;

3) портретный очерк — в центре такого очерка человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.

— Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

— Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

— Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.

 

Публицистический стиль речи допускает:

1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;

2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;

3) антитезы (сила — слабость; вера — безверие);

4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);

5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе...», «Вспомните...» и т. д.);

6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди...»).

— О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.

• Чем отличается жизнь современного молодого человека?

• Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

• Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

• Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

• Проще или сложнее, по сравнению с веком ХIХ, стала жизнь твоего сверстника?

• Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди ХIХ в.?

 

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением;

2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;

3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.

 

ЭПОХА А. П. ЧЕХОВА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА

 

Цели: повторить биографию писателя; вспомнить юмористические рассказы, изученные ранее; отметить художественное мастерство Чехова-рассказчика.

 

Ход уроков.

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о котором М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тонко, как он,...трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую, картину их жизни».

Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. ХIХ века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.

80-е гг. ХIХ в. — эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повседневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произведений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а самого обыкновенного человека. Его интересует духовный мир человека, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблюдение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что читатель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется приемом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вы теснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в глубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повседневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движения, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит всегда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других.

Вспомним этапы биографии и творчества писателя.

 

2. Сообщение учащегося о Чехове (индивидуальное задание).

 

3. Составление хронологической таблицы.

 

Годы Основные события жизни и творчества
17 (29) янв. 1860 Родился в Таганроге в купеческой семье
1868—1879 Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство
1879—1884 Учеба на медицинском факультете Московского университета
1880—1884 Первые юмористические рассказы в журналах «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др.
1884 Начало медицинской практики
1888 Повесть «Степь» — итог чеховских исканий 80-х гг.
1890 Поездка на Сахалин
1893—1894 Книга «Остров Сахалин»
1892 Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества — равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»
1898 Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»
1899 Пьеса «Дядя Ваня»
1901 Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О. Л. Книппер
1902 Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту
1903—1904 Пьеса «Вишневый сад»
1904 В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2 (15) июля. Похороны в Москве.

 

4. Работа с опорными тезисами.

«Краткость — сестра таланта».

«Искусство писать — это искусство сокращать».

                                                                      Из писем А. П. Чехова.

 

Жанр рассказа — малой эпической формы — Чехов довел до совершенства. Просто поражает лаконизм и огромное социальное содержание его рассказов.

— Как этого достигает Чехов? (Записать в тетради.)                                                         

1) Заглавие имеет точное идейное звучание.

2) Сюжет строится на остром, необычайном положении.

3) Композиция: экспозиция → очень краткое, динамичное действие → неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4) Художественная деталь заменяет многоречивые описания.

5) Авторская речь: четкость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев — в соответствии с их характером.

6) Сравнения подсказаны жизнью; эпитеты немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.

7) Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.

8) Наличие подтекста.

Подтекст способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

 

5. Тест по рассказу Чехова «Хамелеон».

 

1. Главный герой «Хамелеона»:

а) Очумелов;

б) Овсов;

в) Денис Григорьев.

 

2. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:

а) узелок в руке;

б) снятая или накинутая на плечи шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником.

 

3. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос.

 

4. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть.

 

5. Автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием.

 

6. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака.

 

7. Произведение:

а) основано на жизненных ситуациях;

б) является вымыслом;

в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

 

8. Особенность произведения:

а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б) наличие нескольких рассказчиков;

в) высокий лиризм.

 

9. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску.

 

Эта викторина по уже знакомому тексту подтверждает правильность наших записей в тетрадях.

 

6. Анализ рассказов «Тоска» и «Счастье».

1) Слово учителя.

Обратимся теперь к рассказам Чехова 80-х гг. Вся первая половина 80-х гг. в творчестве Чехова связана с юмористикой. Вспомните, какой «перевернутой» предстает в рассказе «Толстый и тонкий» тема «маленького человека». Пафос чеховского повествования не в сочувствии жертве, а в высмеивании чинопочитания, лишающего человека всего человеческого. То же относится и к рассказу «Смерть чиновника».

К середине 80-х гг. в творчестве Чехова наметился некоторый перелом. Все чаще в его произведениях начинают звучать серьезные нотки, появляются рассказы с симптоматичными заглавиями — «Горе», «Тоска», в центре которых — человек, оставшийся один на один со своим горем. Это одиночество отдельного человека отражало общую ситуацию того времени, свидетельствуя о разрыве человеческих и общественных связей, что становится одной из ведущих тем чеховского творчества этого периода.

 

2) Краткий пересказ одним из учеников рассказа «Тоска» (1886 г.).

В центре рассказа — образ петербургского ночного извозчика Ионы Потапова. У старого Ионы умер сын, и он пытается рассказать о своем горе седокам: сначала военному в шинели, затем компании загулявших молодых людей. Но все равнодушно отмахиваются от него. Первый говорит: «Поезжай, поезжай... Эдак мы и до завтра не доедем», вторые заняты разговором о гулянье. Он обращается тогда к молодому извозчику, но и тот отвернулся и заснул. Иона идет дать корму лошади и рассказывает ей: «Так-то, брат кобылочка... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?» Рассказ «Тоска» был отнесен Л. Н. Толстым к «первому сорту» чеховских произведений.

В основе рассказа короткая бытовая сцена, показанная в грустно-лирическом свете. Бытовой случай помогает раскрыть глубокое психологическое содержание, которое неразрывно связано с социальным: писатель заставляет увидеть в личном несчастье людей отражение общей социальной несправедливости.

 

3) Краткий пересказ рассказа «Счастье» (1887 г.).

Рассказ «Счастье» был написан в 1887 г. Он посвящен Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства. Однако сам писатель весной 1888 г. утверждал, что «Счастье» — лучший из всех рассказов, написанных им к этому времени. «Степной субботник, писал А. П. Чехов брату, Александру Павловичу, — мне самому симпатичен своей темой, которой вы, болваны, не находите».

Тема эта — мечта человека о счастье.

— Как она разработана в рассказе?

В рассказе изображается степь: равнина, ночь, бледная заря на востоке, стадо овец и три человеческие фигуры, рассуждающие о счастье. На этом фоне сосуществуют два повествовательных плана реально-бытовой и поэтический.

— Как они выражены в повествовании?

Первый заключается в разговорах о погребенных в степи сказочных кладах: «мечты призрачные, туманные, ленивые, вполне под стать степной дремотной обстановке, сонным овечьим мыслям». Второй скрыт в подтексте и проявляется в пейзажных зарисовках, написанных как бы акварельными красками: Это потаенная мечта о человеческом счастье; именно этот второй план повествования определяет истоки поэтичности и драматизма, присутствующих в произведении.

— А каково сюжетное движение в рассказе?

Вместо него мы наблюдаем движение мысли, мысли о счастье.

— Какую роль отводит автор пейзажным зарисовкам?

Поэтическая картина создает настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Экая ширь, Господи помилуй! Пойди-ка найди счастье!».

Так сливаются в едином поэтическом образе тема родины и тема народного счастья.

— Найдите в тексте портретные характеристики участников события. Как они характеризуют персонажей?

— Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?

— В чем же заключается мастерство Чехова-рассказчика?

 

II. Итог уроков.

 

Домашнее задание: прочитать «Маленькую трилогию» Чехова; перечитать рассказ «Анна на шее».

 

                                                        

                                                         Уроки 72—73

«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ» ЧЕХОВА.

РАССКАЗ «АННА НА ШЕЕ»

 

Цели: выяснить нравственно-философскую проблематику трилогии; продолжать обучать аналитическому чтению текста.

 

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

А. П. Чехов видел идейную несостоятельность, духовное банкротство интеллигентов 80-х гг. Недаром его герои — интеллигенты — слабые, безвольные люди. И слабость этой части интеллигенции, по Чехову, — в оторванности от народа.

В 90-е гг. А. П. Чехов еще в большей мере, чем в 80-е гг., откликается на самые насущные, острые вопросы современности. В это десятилетие создаются такие шедевры, как «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и др. В них мы видим глубокий анализ действительности, данный в законченных художественных образах. В некоторых из них жизнь показана так, что возбуждает ненависть к самодержавию, деспотизму, к миру пошлости и низменных интересов. Писатель глубоко исследует жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Отрицанию проповеди «малых дел», осуждению духовного застоя посвящены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», созданные в 1898 г. и составляющие «маленькую трилогию». Они объединены общей идеей разоблачения «футлярной» жизни и связаны единством некоторых персонажей (Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, Буркина). Выступает в них писатель против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

 

2. Пересказ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и их анализ.

Задание. Пересказывая то ли иное произведение, попытайтесь:

— охарактеризовать его главных героев;

— отметить роль рассказчиков историй, указать, чьи взгляды разделяет автор;

— понаблюдать, какими художественными средствами писатель решает поставленные вопросы;

— указать роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых выбирает себе один рассказ и отвечает на вопросы задания.

Учитель. Мы видим, что все рассказы построены по принципу «рассказ в рассказе»: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется уже от его лица. Очень важно, что взгляды рассказчика не отождествляются с точкой зрения автора. Рассказчик выполняет роль посредника между героем и автором («Человек в футляре»), между героем и читателем («Крыжовник»). Позиция автора ясно не обозначена, и у читателя создается иллюзия объективности повествовательного тона. Авторская нравственная норма обнаруживается лишь в контексте всей «маленькой трилогии», из соотношения различных точек зрения.

Замысел рассказа «Человек в футляре» так сформулирован в записной книжке писателя: «Человек в футляре», в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался: нашел свой идеал». В этом образе Чехов дал символический тип чиновника, всего боящегося и держащего всех в страхе.

И в этом — опасность Беликовых для общества: они душили все живое. В беликовщине воплощались косность, стремление остановить жизнь, окутать все паутиной мещанства. Беликовщина была порождением самодержавно-полицейского режима. Так толкует ее и Иван Иванович, говоря, что беликовщиной пропитана вся жизнь интеллигенции.

С помощью художественных деталей А. П. Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое к ним отношение.

В каждом из рассказов план реальной конкретики настоящего времени — оценивается как пошлый мир, ориентированный на вещное окружение человека. Этому плану контрастен план лирический, связанный с будущим и представленный либо в непосредственных, почти публицистических высказываниях персонажа (например, высказывания Чимши-Гималайского в «Крыжовнике»), либо опосредованно в пейзажных описаниях, которые контрастируют со скучным миром «счастливых людей». Именно в них отражена авторская оценка описываемого. Смена повествовательных ракурсов в финале рассказа «Человек в футляре» «выдает» авторский голос в лирическом описании и обозначает необходимую для А. П. Чехова ироническую дистанцию.

 

3. Раскрытие художественных особенностей рассказа «Анна на шее».

1) Беседа

— Что можно сказать о героях рассказа?

— Какие изменения произошли с ними? Почему?

— В чем смысл заглавия?

— Есть ли в заглавии подтекст? Как вы понимаете его суть?

— В чем общечеловеческое звучание рассказа? Кто и какие уроки может извлечь из него?

— На чем строится сюжет? Перескажите его сжато.

 

2) Работа с текстом.

— Составьте план рассказа.

— Определите, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка?

— Какой изображена героиня в начале рассказа? А в конце?

— Как относится к ней автор?

 

3) Самостоятельная работа.

I вариант. Написать рецензию на рассказ «Анна на шее».

II вариант. Описать одного из героев, выделяя детали внешности и характера, определить их роль.

II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) подготовиться к обзору русской литературы ХХ века;

2) прочитать статью учебника (с. 352—354).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.