Тема одиночества человека в странном — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема одиночества человека в странном

2019-09-17 385
Тема одиночества человека в странном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИРЕ БЕЛЫХ НОЧЕЙ. ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

 

Цели: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа Достоевского.

 

Ход уроков

 

I. Реализация домашнего задания (аналитическое чтение).

Беседа.

— Как чувствует себя герой в Петербурге?

— Какая обстановка его окружает?

— При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 318.)

— Как повел себя герой? Почему?

— Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Учитель. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному... я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню...» «Страшно, пусто, одиноко... И вдруг...» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу — нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» — так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».

«Белые ночи» — произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком:

«Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом — строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

 

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

 

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.

 

II. Работа по теме урока.

1. Постановка круга рассматриваемых вопросов.

— Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?

— В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?

Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».

2. Выразительное чтение текста (с. 315—316 учебника).

 

3. Работа в группах (с элементами лингвистического анализа).

1-я группа. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

2-я группа. Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким способом автор?

3-я группа. Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ — желтый цвет.

4-я группа. Эта часть текста — монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

5-я группа. Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Вывод. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург — символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.

 

III. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) домашнее сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»;

2) статья о Л. Н. Толстом (с. 325—328);

3) читать «Юность»;

4) индивидуальные задания (см. следующий урок).

 

Урок

ЛИЧНОСТЬ Л. Н. ТОЛСТОГО. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ

ТРИЛОГИЯ. ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ

 

Цели: обучать работе с учебником; обсуждение самостоятельно прочитанных произведений.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Изучение статьи учебника (с.325—328).

Учитель. Дома вы уже познакомились со статьей В. И. Коровина о Л. Н. Толстом.

Демонстрируется портрет писателя.

— Как же события детских лет отразились на будущем творчестве писателя?

— Каковы были занятия Л. Н. Толстого до поступления на военную службу?

— Что дала Толстому служба на Кавказе? (На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник». Она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной Толстым тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще две части — повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» — в 1857 г. Имя Толстого встало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени.)

— Как изменились взгляды Толстого во время Крымской войны?

— К каким открытиям пришел Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

 

2. Слово учителя.

В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога.

 

3. Обзор содержания повести «Детство» подготовленным учеником (индивидуальное домашнее задание).

Детство, по Толстому, есть своего рода норма и образец человеческого поведения — по той причине, что в детском возрасте человек непосредственно, чувствами усваивает положительные, истинно человеческие стороны в отношениях близких ему людей и поэтому сам наиболее человечен.

Итак, рассказ о том, как человек входит в мир и как этот мир встречает его своими необыкновенными радостями и одновременно бесконечными тревогами, — такова в самом общем виде тема первого произведения трилогии.

 

4. Обзор повести «Отрочество» (индивидуальное задание).

Если тема «Детства» — первые радости, которые дает человеку мир, и первые разочарования в этом мире, то тема «Отрочества» — неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром, разлад, от которого он порой испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он никак не хочет мириться.

 

5. Обзор содержания повести «Юность» (индивидуальное задание).

В «Юности» облик героя еще более сложен. Теперь уже вполне ясно, что ему предстоит идти не шаблонным, а самостоятельным путем, который, впрочем, еще нужно найти. Он предчувствует трудности, с которыми придется столкнуться, и не боится их. Вопрос заключается не в том, способен ли он поступать самостоятельно, не в возможностях его; речь идет об утверждении его самостоятельности в отношениях, свойственных юности. В связи с этим герой становится не только центром, но почти единственным объектом повествования, оттесняя все остальное на задний план. Масштаб повествования укрупняется, изложение делается более обстоятельным и аналитическим. Третья часть трилогии по объему равняется первым двум, вместе взятым.

Герой «Юности» обрисован как человек, ищущий истину, борющийся за нее. Каждый раз оказывается, что та истина, которую он выработал, не является истиной, а представляет собой заблуждение. Отсюда его новое, еще более горячее стремление к истине. Рисуя так своего героя, Толстой изображает действительность в самых глубоких ее разрезах.

 

6. Работа с фрагментом текста — главой «Мои занятия» (аналитическое чтение).

 

II. Итог урока.

 

Домашнее задание: перечитать полный текст главы «Comme il faut»; составить вопросы для анализа главы.

 

Урок


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.