Городищенского района, Волгоградской области» — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Городищенского района, Волгоградской области»

2019-09-09 182
Городищенского района, Волгоградской области» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Городищенского района, Волгоградской области»

 

 

Введено в действие                                                  Рассмотрено на заседании                        приказом директора                                                 методического объединения от___________№___                                                 учителей начальных классов                                   __________ Е.В.Петрушов                                      Протокол от ________ № ___

        

  Утверждено на заседании                                                                                   педагогического совета школы                            Протокол от________ № ___

 

 

Программа

подготовки

Будущих первоклассников

 

 

                                                                  Составители:

Корытина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Черкасова Елена Сергеевна, зам. директора по УВР

Год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Организация образовательного процесса.

4. Использованная литература.

Приложение №1. Программа курса «Математика и логика».

Приложение №2. Программа по «Обучению грамоте и развитию речи».

Приложение №3. Программа «Я и окружающий мир».

Приложение №4. Работа с родителями.

 Приложение №5. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».

Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

 

 

Цели программы:

1. Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;

2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;

3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.

Задачи:

1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;

2. Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;

3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;

4. Организовать комплексную деятельность педагога, психолога и логопеда в образовательном процессе;

5. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

6. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

7. Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

ü уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

ü комплексный подход при разработке занятий;

ü систематичность и последовательность занятий;

ü вариативность содержания и форм приведения занятий;

ü наглядность;

ü адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

ü постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

ü индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

ü повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. Пo его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.

Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).  

В течение января - мая длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам и среди недели, начиная с 16.01.2012 г. (3 урока по 30 минут). Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.

Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.

Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс выстраивается как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

Для детей, приходящих 2 раза в неделю на два-три часа, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы.

Усилия психолога в рамках такой программы направлены:

ü регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

ü информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;

ü вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;

ü проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответствующих тематике и целям психологических занятий;

ü изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.

 

Приложение 2

Пояснительная записка

Приложение 3

Цели обучения

Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 40 часов.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1 класса составлена на основе государственной программы с экологической направленностью А.А. Плешакова «Мир вокруг

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики”.

 

№ п/п Содержание программного материала Кол-во часов
1-2 Что такое окружающий мир? Что у нас над головой? Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звёзды.   Рисование, штриховка. 2 часа
3-4 Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время.   Моя любимая игрушка. Рисование или аппликация. 2 часа
5 Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору) Использование ИКТ. Игра «Сигналы светофора»   Рисование светофора. 1 час
6-7 Если хочешь быть здоровым. Правила личной гигиены. Питание.   Рисование с натуры фруктов. 2 час
8-9 Времена года, их признаки Атмосферные явления.   Картина на тему «Любимое время года» 2 часа
10-11 Откуда берётся снег и лёд? Свойства снега и льда.   Рисование снежинок. 2 часа
12-13 Царство растения. Растения нашего края.   Игра «Угадай по описанию» 2 часа
14-15 Как живут растения? Правила ухода за комнатными растениями. Признаки живого и условия необходимые для жизни. «Угадай цветок»- игра. Нарисуй любимый цветок. 2 часа
16-17 Что это за листья? Распознавание деревьев по листьям. Окраска листьев. Что такое хвоинки? Сосна и ель. Их различие по внешнему виду. Лист клёна. Обведение по шаблону. Штриховка. 2 часа
18-19 Царство животных. Животные нашего края.   Игра «Угадай по описанию» 2 часа
20-21 Как живут животные? Необходимость для животных тепла, воды, пищи, воздуха, света. Как зимой помочь птицам? Дикие и домашние животные.   Рисование кошки. 2 часа
22-23 Где живут белые медведи? Холодные районы Земли. Путешествие на Северный полюс. 2 часа
24-25 Где живут слоны? Жаркие районы Земли. Путешествие в Индию. 2 часа
26-27 Карта мира. Страны. Люди разных национальностей. А кто наши соседи?   Национальные костюмы. 2 часа
28-29 Символы Российской Федерации. Гимн, герб, флаг.   Рисование флага России. 2 часа
30-31 Как путешествует письмо?   Откуда берётся шоколад, изюм, мёд? 2 часа
32-33 Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. Мы пассажиры ОБЖ   Загадки про транспорт. 2 часа
34-35 Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Что может быть опасным? Правила обращения с бытовыми приборами. 2 часа
36-37 Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. 2 часа
38-39 Водоемы. Реки, моря, озёра. Солёная и пресная вода.   Правила поведения на водоёмах в разное время года. 2 часа
40 Значение природы для человека и его влияние на природу. 1 час

Приложение 4

Циклограмма

Приложение 5

I Кругозор

1. Представления о мире  развернутые  и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года.

 

 

 

2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

 

 

 

3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

 

 

 

I I Развитие речи

1. Речь содержательна, выразительная, грамматически правильна.

 

 

 

2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна

 

 

 

4. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, незакончены предложения).

 

 

 

I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности

1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.

 

 

 

2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок.

 

 

 

3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается. Любознательность не проявляется.

 

 

 

VII Контроль деятельности

1. Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью.

 

 

 

2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это неполное соответствие.

 

 

 

3. Результаты усилий ребенка совсем не соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.

 

 

 

VIII Темп деятельности

 

1. Соответствует средним показателям возрастной группы

 

 

 

2. Ниже средних показателей возрастной группы.

 

 

 

3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.

 

 

               

 

Приложение 6

Организация деятельности

  1. Может планировать свою деятельность.
  2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
  3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
  4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
  5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
  6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
  7. Не отказывается от заданий.

Речевое развитие

  1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
  2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
  3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
  4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
  5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
  6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
  7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

Личностное развитие

  1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
  2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
  3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
  4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.
  5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
  6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
  7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)

 

Развитие внимания и памяти

  1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
  2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
  3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
  4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
  5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
  6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
  7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

 

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999.

БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1999.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000.

Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное образование, 2002.

Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация, / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990

Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

 

 

Городищенского района, Волгоградской области»

 

 

Введено в действие                                                  Рассмотрено на заседании                        приказом директора                                                 методического объединения от___________№___                                                 учителей начальных классов                                   __________ Е.В.Петрушов                                      Протокол от ________ № ___

        

  Утверждено на заседании                                                                                   педагогического совета школы                            Протокол от________ № ___

 

 

Программа

подготовки

Будущих первоклассников

 

 

                                                                  Составители:

Корытина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Черкасова Елена Сергеевна, зам. директора по УВР

Год

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Организация образовательного процесса.

4. Использованная литература.

Приложение №1. Программа курса «Математика и логика».

Приложение №2. Программа по «Обучению грамоте и развитию речи».

Приложение №3. Программа «Я и окружающий мир».

Приложение №4. Работа с родителями.

 Приложение №5. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе».

Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе.

Пояснительная записка

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом.

В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.

 

 

Цели программы:

1. Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;

2. Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;

3. Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.

Задачи:

1. Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;

2. Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;

3. Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учиться;

4. Организовать комплексную деятельность педагога, психолога и логопеда в образовательном процессе;

5. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

6. Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;

7. Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:

ü уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

ü комплексный подход при разработке занятий;

ü систематичность и последовательность занятий;

ü вариативность содержания и форм приведения занятий;

ü наглядность;

ü адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

ü постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

ü индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

ü повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, раскрываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены занятия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих первоклассников.

В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведения и основные отклонения или нарушения речи ребенка. Пo его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений.

Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, которые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.

Основная дидактическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).  

В течение января - мая длится подготовительный этап, а непосредственно занятия проводятся по субботам и среди недели, начиная с 16.01.2012 г. (3 урока по 30 минут). Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются занятия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов предшкольной подготовки.

Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего дошкольника.

Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где образовательный процесс выстраивается как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

Для детей, приходящих 2 раза в неделю на два-три часа, образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи.

Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ребенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художественные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необходимы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими рекомендациями и объяснением ее необходимости и важности).

Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети практикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комментирующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной деятельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях.

Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы.

Усилия психолога в рамках такой программы направлены:

ü регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентированных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;

ü информирование, консультирование родителей и педагогов по


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.