Распознавание эмоции и богатство словаря — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Распознавание эмоции и богатство словаря

2019-09-09 204
Распознавание эмоции и богатство словаря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Очень важным моментом в развитии эмоционального интеллекта является богатство вербального словаря, при помощи которого слушатель может распознать и зафиксировать эмоцию, выраженную в музыке. Слово – тот указатель, маркер, который указывает на ту или иную эмоцию и даёт возможности отличить одну эмоцию от другой.

Хорошо известна лингвистическая гипотеза Сепира-Уорфа, разработанная в 30-х годах ХХ века, согласно которой содержание и структура языка определяют характер мышления и способ познания реальности [12]. То, что человек может ясно увидеть и хорошо прочувствовать, зависит от того, насколько богат словарный запас данного человека. Если в этом словаре нет конкретного слова, обозначающего то или иное переживание или его оттенок, то само переживание для субъекта оказывается смутным, неясным и непонятным. Поэтому обогащение словаря эмоций – важнейшее условие для развития эмоционального интеллекта.

Практический опыт общения с учащимися средней и высшей школы говорит о том, что значительное количество молодых людей часто с трудом находят те слова, которыми они могли бы выразить свои чувства по поводу того или иного впечатления или события. Бедность используемого при этом словарного запаса при определении, например, характера прослушиваемой музыки, часто ограничивается пятью-шестью словами. Связано это, вероятно, с тем, что в нашем образовании, как среднем, так и в высшем, гуманитарное образование, нацеленное на развитие эмоциональной сферы человека и его личностных качеств, значительно отстаёт от естественно-научного.

Для решения задачи развития словарного запаса хорошо подходит список признаков эмоционального содержания музыки, разработанный в работе известного российского психолога В. Г. Ражникова [13]. Исследователю удалось весь спектр человеческих переживаний, выражающих отношение человека к объекту, сконцентрировать вокруг двадцати семи модальностей, каждая из которых насчитывает в свою очередь от десяти до тридцати признаков. Эти эмоции и их разнообразные оттенки особенно отчётливо воспринимаются и дифференцируются на примере музыки эпохи Барокко и венских классиков, которые обладают чётким ритмом и ладовой определённостью.

В качестве примера приведём выявленные В. Г. Ражниковым несколько модальностей эмоций и их сущностные признаки (даются выборочно):

1. Радостно: празднично, звонко, звучно, блестяще, бодро, игриво, бойко, ловко, ослепительно, лучисто, лучезарно, невесомо;

2. Торжественно: величественно, триумфально, победно, призывно, величаво, пышно, помпезно, грандиозно, значительно, роскошно, эффектно, открыто, озарённо, жизнерадостно;

3. Энергично: мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, гордо, уверенно, с достоинством, настойчиво, неодолимо, неукротимо, неумолимо, отважно, маршеобразно, напористо, независимо, непокорно, самозабвенно [13, с. 136–140].

Важность подобного словаря для развития эмоциональной сферы как профессионального артиста, так и для обычного человека заключается в возможности при его помощи расширять сферу доступных эмоциональных переживаний через обогащение вербального словаря, обозначающего оттенки эмоций различных модальностей. Поэтому расширение вербального словаря одновременно проясняет и расширяет границы переживаемых чувств. Но сначала должны анализироваться ощущения, которые происходят в теле, а затем осознаваться те эмоции, которые оказываются с ними связанными.

Далее приведём приёмы развития эмоционального интеллекта на музыкальных занятиях на основе танцевальных и пластических движений.

Примеры музыкальных и ритмических упражнений

1. Прохлопать в ладоши метроритм собственной текущей жизни.

2. Представить образ своего собственного Я и прохлопать его метроритм.

3. На ударных и шумовых музыкальных инструментах – бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и других инструментах импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных эмоциональных состояний – печали, радости, спокойствия и гнева.

4. То же самое задание выполнить в отношении выражения архетипов коллективного бессознательного – Героя, Матери, Мудреца, Дитя.

5. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных природных стихий – Земли, Огня, Воды, Воздуха.

6. Импровизировать произнесение своего имени с различными интонациями – радости, уныния, восторга, гнева и т.д.

7. Сочинять и воспроизводить в различных эмоциональных состояниях абстрактные стихотворения типа:

Фенора мега трани фога

Беданис куртис парвин док,

Ачера морга фера турна

Мешадра вона мергис спок.

Следует почувствовать тембровую краску гласных и согласных и то настроение, которое может за ним стоять. Например, гласная а – открытая, светлая, лёгкая, радостная. Гласная у – мрачная, приземлённая, тяжёлая.

Далее читать это стихотворение или стихи собственного сочинения в различных эмоциональных модальностях, используя словарь признаков характера звучаний В. Г. Ражникова: – радостно, спокойно, элегично, властно, грозно, странно, дерзко и т.д.

8. Интонировать голосом эти же эмоциональные состояния без текста, превращая произнесение стихотворения вслух в мелодическое интонирование.

9. Выполнить абстрактную импровизацию на фортепиано, передавая кластерами аккордов художественный образ, выражающий то или иное настроение.

10. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, которые собираются кататься на лыжах или на велосипедах.

11. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодичным, интонируя голосом соответствующие смыслы. У Шустрика смысл интонирования будет передавать мотивационное стремление к получению радостных и приятных переживаний, у Мямлика – переживания опасения и сомнения.

12. Мелодизация и импровизация различных движений человека: «Прогулка», «Торжественное шествие», «Погоня» и т.д.

13. Мелодизация и импровизация голосом образов и движений животных: «Танец медведя», «Шустрый зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т.д.

14. Импровизации мелодий на темы образов природы: «Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор морских волн», «Восход солнца», «Далёкая звезда».

15. Сравнение собственного творчества с творчеством профессиональных композиторов, которые создавали музыку на те же образы. Такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, программные произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана дают для этого богатый материал.

16. Импровизации голосом и на инструменте мелодии на темы настроений картин изобразительного искусства, например: «Алёнушка» Васнецова, «Масленица» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана.

17. Передавать содержание музыкального образа:

- в дирижировании и при прослушивании музыкального произведения,

-  в цветных рисунках абстрактной живописи,

- в скульптурных композициях,

- в движениях танца,

- в тактильных ощущениях (в поглаживании, пощипывании, покалывании, похлопывании, надавливании, растирании).


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.