Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки

2019-09-09 197
Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смена общественного тренда

Современный мир, усложняющийся с каждым новым этапом своего развития, пронизан идеями рационального управления, не оставляющего без внимания ни одного явления быстро текущей жизни. Прошли годы, прежде чем точка зрения на рассматриваемую проблему сместилась в другую сторону. Теперь уже не сам интеллект, сколько его опосредованность эмоциональными переживаниями становится ведущим трендом научных исследований.

Эмоциональный интеллект – горячая тема в сегодняшних дискуссиях педагогов и психологов. Долгое время бытовало представление, что разумный человек – это тот, который достигает своих целей при помощи своего интеллекта, управляющего его поведением. Голос разума и голос сердца, то есть требования, идущие от условностей социума и желаний наивной души – эта борьба происходит во внутреннем мире человека, мало доступного для неискушённого внешнего наблюдателя. Чаще всего в этой борьбе побеждает чувство и в народной пословице, видимо, не зря говорится, что «Ум у сердца в дураках».

В Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры, относящиеся к сфере эмоционального интеллекта: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города»[1].

Простые житейские наблюдения показывают, что высокий уровень интеллекта далеко не всегда оказывается связанным с теми представлениями, которые относятся к понятию «жизненный успех». Часто лица, не блещущие особыми академическими знаниями, добиваются в жизни больше тех, кого называют «ботаниками», «умниками» и «умницами». Оказывается, академические успехи – в школе и в вузе – это ещё «не всё». В то же время умение чувствовать и понимать людей, находить с ними «общий язык», завязывать контакты и знакомства, короче, располагать людей к себе – оказывается «всё».

Общественное сознание в наши дни стало приходить к заключению о том, что и в развитии личности отдельного человека, и в развитии группы единомышленников, и в сплочении коллектива, и при решении проблем эмоционального выгорания, и при разрешении конфликтов любого уровня пальма первенства принадлежит преимущественно не разуму, а эмоциям. От того, насколько умно и умело человек может распознавать и управлять своими эмоциями в конечном итоге зависит, что определяется понятием «жизненный успех».

Значение чувств (гнева, печали, радости) в ситуациях разного рода переживаний (обиды, зависти, ревности, несправедливости) привело к возникновению понятия эмоциональный интеллект (ЭИ). Наличие этого образования, как у отдельного человека, так и целого коллектива, помогает и тому, и другому всегда находиться в хорошем настроении, иметь дружеские контакты, высокую работоспособность и организовывать индивидуальную и совместную работу так, чтобы добиваться в ней значимых результатов.

Интеллект как особая характеристика личности в современной психологии рассматривается в трёх видах. Он может быть представлен как коэффициент интеллекта (IQ – intelligence quotient), как коэффициент эмоциональности – (EQ – coefficient of emotionality), и, наконец, как эмоциональный интеллект (EI – emotional intelligence) [2].

Первый вид интеллекта относится к измерению уровня умственного развития, который может быть измерен при помощи соответствующих психологических тестов, таких, как например ШТУР (Школьный тест умственного развития).

Второй – к общему уровню эмоциональных проявлений, связанных с темпераментом.

Третий – к способности человека принимать решения, обращаясь при этом к своим переживаниям и руководствуясь для этого своей интуицией.

Эмоции человека могут быть как помощниками, способствующими жизненному успеху, так и злейшим врагом, проваливающим грандиозные замыслы и планы. Так, неспособность справиться со своей завистью толкает человека на преступление, неумение справиться со своим страхом перед началом перспективного дела лишает человека возможных лавров Победителя, а неумение справляться со своей ревностью может оставить человека без любви и потомства.

Эмоции, выходящие из под контроля – главный сюжет многих эпосов, драм и трагедий, романов и театральных постановок, показывающих, насколько слаб оказывается разум человека перед океаном страстей, бушующих и поднимающихся из глубин его души.

С другой стороны, эмоциональное выгорание, повсеместно наблюдаемое у многих наших современников, работающих в государственных и частных компаниях, в школах и больницах, в банках и страховых компаниях, – это та плата, которую приходится платить членам социума за пренебрежение к сфере эмоций и тем знаниям, которые касаются желаний души и велений сердца.

Как верно отмечает М. Кетс де Врис в работе «Мистика лидерства. Руководство эмоциональным интеллектом», «капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов» [3, с. 46].

Из истории вопроса

В отечественной психологии в 30-е годы прошлого века Л. С. Выгодский в своих работах указывал на наличие в сознании динамической смысловой системы, объединяющей в себе аффективные и интеллектуальные процессы. Взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов в
60-е годы исследовали С. Л. Рубинштейн и А. А.Леонтьев, которые отмечали важность эмоций в исследовательском процессе и их влияние на результативность научной деятельности. Продолжая эти исследования, В. Д. Шадриков в работе «Психология деятельности и способности человека» разработал понятие духовные способности, которые рассматривал как способности, направленные на познание других людей и возможность эффективно взаимодействовать с ними [4]. Можно рассматривать духовные способности как другое обозначение эмоционального интеллекта, только в рамках другой терминологии.

Тем не менее, несмотря на важные открытия отечественных психологов, исторически сложилось так, что пальма первенства в разработке проблем эмоционального интеллекта принадлежит американским психологам. В 1973 году американский психолог Питер Сифнеос, исследуя особенности эмоциональной сферы больных, имеющих психосоматические заболевания, обратил внимание на то, что таким больным трудно выявлять и идентифицировать свои чувства и переживания. Подобные симптомы были обозначены им термином «алекситимия» [5]. Его составляющими стали три греческих слова: а – отрицание, lexis – слово, th у mos – душа, чувство).

Алекситимикам, как было установлено П. Сифнеосом и его последователями, бывает трудно вербализовать, то есть рассказать о своих чувствах, которые испытывают такие люди при взаимодействии как с социумом, так и со своим внутренним миром. Им бывает трудно отличить ощущение голода от жажды, чувство печали от скуки, переживание недовольства собой от недовольства окружающими.

Когда культурные нормы запрещают в социуме открытое проявление сильных чувств и страстей, это приводит человека к тяжелым неврозам, которые заканчиваются психосоматическими болезнями. Невыраженная эмоция, возникшая под влиянием разного рода конфликтов и стрессов, соматизируется, как бы «оседает» на каком-либо органе тела, что, в конце концов, приводит организм к заболеванию.

В зрелом возрасте под давлением неотработанных эмоций ослабевает иммунитет, как следствие возникают такие психосоматические заболевания, как инсульты и инфаркты, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет, бронхиальная астма и язвенный колит. Это далеко не полный перечень психосоматических заболеваний лиц, которые ради соблюдения общественных приличий ведут себя сдержанно, не выражая при этом своих эмоций вовне. Это – тяжелая плата за соблюдение правил одобряемого социального поведения.

На смену бесчувствию приходит оцепеняющее одиночество, когда человек болезненно ощущает свою отрезанность от окружающего его мира. Пресловутый образ русских народных сказок – «Спящая красавица» – не является ли этот образ проявлением метафорического симптома алекситимии, которая исчезает сама собой под влиянием сильного чувства, дающего человеку возможность возвращения к нормальной жизни?

Алекситимия, а так же и аддикция (зависимость от чего-либо или кого-либо) являются антиподами положительного полюса эмоционального интеллекта, лежащими от него на противоположном конце шкалы. Низкая самооценка, неуверенность в себе, чувства вины и стыда переполняют внутренний мир алекситимиков и аддиктов и лишают их возможности радоваться жизни.

Естественно ожидать, что избавление от этих опасных для здоровья симпотомов должно начинаться с осознания человеком собственных эмоций. Далеко не случайно, вопрос, чаще всего звучащий на психологических тренингах, это вопрос: «Что ты чувствуешь, когда это … (вспоминаешь, делаешь, встречаешь, говоришь, слышишь, видишь?)».

В исследованиях американских психологов Дж. Мейера, П. Сэлловея, Д. Карузо эмоциональный интеллект было предложено рассматривать как особые способности, которые включают в себя глубокое постижение, оценку и выражение эмоций, а так же способность понимания и управления эмоциями. Всё вместе взятое, по мнению исследователей, содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Исследователи выявили, что у разных людей умения и способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции окружающих имеют разную степень выраженности [6, с. 197].

Особый интерес к проблеме вызвала появившаяся в 1995 году книга Д. Гоулмена «Эмоциональный интеллект», переведённая впоследствии более чем на тридцать языков мира. К свойствам эмоционального интеллекта, выявленного в работах Дж. Мейера и П. Сэлловея, Д. Гоулмен добавил к содержанию этого понятия такие характеристики личности, как: «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться, энтузиазм, настойчивость и обладание социальными навыками, облегчающими процесс взаимодействия» [7, с. 61].

Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов включает в себя нескольких субкомпонентов:

1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;

2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;

3. Эффективное и конструктивное управление эмоциями.

4. Способность справляться со стрессами, вызываемыми переменами в жизни.

5. Преобладающее настроение: радость, оптимизм [8, с. 21].

Практическая польза развитого эмоционального интеллекта заключается в том, что лица, обладающие им, характеризуются следующими просоциальными качествами. Они:

- склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них;

- принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков;

- независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками;

- обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми;

- обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего [2, с. 110].

В 2004 г. отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил модель эмоционального интеллекта и методику измерения данной способности на основе теста ЭмИн [9]. В предложенной им структуре эмоциональный интеллект разделён на два подвида – внутриличностный ЭИ и межличностный ЭИ. Понимание эмоций и управление ими, как видно из таблицы № 1, лежит в основе обоих разновидностей интеллекта.

Таблица 1.

Структура опросника ЭмИн

  МЭИ: межличностный ЭИ ВЭИ: внутриличностный ЭИ
ПЭ: понимание эмоций МП: понимание чужих эмоций ВП: понимание своих эмоций
УЭ: управление эмоциями МН: управление чужими эмоциями ВУ: управление своими эмоциями ВЭ: контроль экспрессии

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

· может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

· может идентифицировать эмоцию, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

· может контролировать внешнее выражение эмоций;

· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию».

Примеры музыкальных и ритмических упражнений

1. Прохлопать в ладоши метроритм собственной текущей жизни.

2. Представить образ своего собственного Я и прохлопать его метроритм.

3. На ударных и шумовых музыкальных инструментах – бубнах, барабанах, трещотках, маракасах и других инструментах импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных эмоциональных состояний – печали, радости, спокойствия и гнева.

4. То же самое задание выполнить в отношении выражения архетипов коллективного бессознательного – Героя, Матери, Мудреца, Дитя.

5. Импровизировать ритмический рисунок, а затем и мелодию основных природных стихий – Земли, Огня, Воды, Воздуха.

6. Импровизировать произнесение своего имени с различными интонациями – радости, уныния, восторга, гнева и т.д.

7. Сочинять и воспроизводить в различных эмоциональных состояниях абстрактные стихотворения типа:

Фенора мега трани фога

Беданис куртис парвин док,

Ачера морга фера турна

Мешадра вона мергис спок.

Следует почувствовать тембровую краску гласных и согласных и то настроение, которое может за ним стоять. Например, гласная а – открытая, светлая, лёгкая, радостная. Гласная у – мрачная, приземлённая, тяжёлая.

Далее читать это стихотворение или стихи собственного сочинения в различных эмоциональных модальностях, используя словарь признаков характера звучаний В. Г. Ражникова: – радостно, спокойно, элегично, властно, грозно, странно, дерзко и т.д.

8. Интонировать голосом эти же эмоциональные состояния без текста, превращая произнесение стихотворения вслух в мелодическое интонирование.

9. Выполнить абстрактную импровизацию на фортепиано, передавая кластерами аккордов художественный образ, выражающий то или иное настроение.

10. Проговорить диалог Шустрика и Мямлика, которые собираются кататься на лыжах или на велосипедах.

11. Сделать этот же диалог бессловесным и мелодичным, интонируя голосом соответствующие смыслы. У Шустрика смысл интонирования будет передавать мотивационное стремление к получению радостных и приятных переживаний, у Мямлика – переживания опасения и сомнения.

12. Мелодизация и импровизация различных движений человека: «Прогулка», «Торжественное шествие», «Погоня» и т.д.

13. Мелодизация и импровизация голосом образов и движений животных: «Танец медведя», «Шустрый зайчик», «Хоровод белок», «Шествие черепах» и т.д.

14. Импровизации мелодий на темы образов природы: «Весенний ветер», «Утро в лесу», «Разговор морских волн», «Восход солнца», «Далёкая звезда».

15. Сравнение собственного творчества с творчеством профессиональных композиторов, которые создавали музыку на те же образы. Такие произведения, как «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Времена года» П. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, программные произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана дают для этого богатый материал.

16. Импровизации голосом и на инструменте мелодии на темы настроений картин изобразительного искусства, например: «Алёнушка» Васнецова, «Масленица» Кустодиева, «Золотая осень» Левитана.

17. Передавать содержание музыкального образа:

- в дирижировании и при прослушивании музыкального произведения,

-  в цветных рисунках абстрактной живописи,

- в скульптурных композициях,

- в движениях танца,

- в тактильных ощущениях (в поглаживании, пощипывании, покалывании, похлопывании, надавливании, растирании).

Темы для танцев

1. Визуальный танец. В состоянии расслабления, сидя или лежа, представить самого себя танцующим. Следует держать в сознании одновременно два образа – танцующий и наблюдающий. Воспитывает в процессе самонаблюдения ощущение внутреннего локуса контроля.

2. Танец частями тела. Представить своё тело в полном покое, и только кисть одной руки может танцевать. Далее – танцуйте по отдельности всеми частями тела, вплоть до каждого пальца руки и ноги. Можно сделать и парный танец – руки и ноги, шеи и таза и т.д.

3. Танец с самим собой. Танцевальные движения выполняются под музыку перед зеркалом. Задание: Представьте себе, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Как бы вы отнеслись к человеку, которого видите в зеркале? Что в вашем танце характеризует вашу индивидуальность и отличает от других? Поищите новые выражения лица, позы и движения для обогащения своих чувств.

4. Танец на просторе. Представить себя в окружении бесконечного свободного пространства – в космосе, в океане, в степи. Танцевать, растекаясь в пространстве, в котором тело теряет свои границы. Представлять, как личные проблемы уходят в бесконечность.

5. Танец животных сил. Представить себе то животное, которое вам симпатично, и на которое вы хотели бы походить. Войти в его образ и почувствовать с ним внутреннюю связь. Какие чувства в наибольше мере подходят к данному животному? Покажите в танце его обычный день.

6. Моё имя. Для начала – на каждую букву своего имени подобрать определение, отражающее суть вашего характера. Далее – выразить в танце своё мироощущение, связанное с своим именем.

7. Последний день. Представьте себе, что наступил последний день вашей жизни, и вы танцуете, передавая всё то, что человек мог бы в такой момент переживать. Постарайтесь в танце рассказать о вашей жизни, о том, что вы достигли, что не достигли, перед кем вам надо покаяться и у кого попросить прощения.

8. Танец новорожденного. Представить себе, что вы только что родились и начинаете свою жизнь заново, с белого листа. Посмотреть на мир чистыми глазами ребёнка, так, как будто вы видите его в первый раз.

9. Танец «Визитная карточка». «Это Я, Господи».

10.  Танец любви. Выразите в своём танце ощущения любви к жизни, в котором вы – сама любовь, которая изливается из вашего сердца на весь окружающий мир.

11.  Танцы времён года – Осень – Зима – Весна – Лето.

12.  Метаморфозы. Танец превращений – танцы личинки, гусеницы, куколки и бабочки. На символическом уровне эти танцы отражают различные этапы становления и развития личности человека.

13.   Имитация в танце движений животных – «Неповоротливый бегемот», «Проворная змейка», «Парящий орёл», «Шустрый Заяц», «Медлительная черепаха» и т.д.

14.   Имитация в танце движений природных явлений и стихий – «Растущий цветок», «Бег ручейка», «Танец морских волн», «Восход солнца», «Мерцающая звезда».

15.   Выразить в танце под музыку соответствующий характер основных архетипических образов – Героя, Матери, Мудреца, Дитя.

Танцы в паре

1. Вальс на ниточке. Представить, что к носу партнёра прикреплена ниточка и за эту ниточку другой партнёр его «водит за нос».

2. Танцы полярностей. Здесь могут быть организованы такие взаимодействия как: «Мать и дитя», «Герой и его противник», «Шустрик и Мямлик», «Мудрец и глупец».

3. Изобразите, какие могут быть походка и пластические движения у людей, различных по темпераменту: Меланхолик, Флегматик, Холерик, Сангвиник.

4. То же самое – для людей, различных по характеру социальной роли: «Важный господин», «Деловой бизнесмен», «Романтический влюблённый», «Топ-модель на подиуме».

5. Выразить при помощи мимики и пластики содержание басни или стихотворения, которое читается вслух чтецом.

6.   Статические композиции «Скульптуры Летнего Сада в Санкт-Петербурге». Один человек в этом упражнении играет роль скульптура, другой – пластического материала. Задание – в создаваемой скульптуре выражать различные состояния и эмоции – «Противоборство», «Страх», «Возмущение», «Радость Победы», «Восхищение», «Презрение».

7.   Динамическая скульптура «Вечный двигатель». Один участник группы начинает произвольное движение, другой пристраивает своё движение к нему, продолжая и развивая его. В целом должна получиться целостная композиция, напоминающая работу сложного и хорошо налаженного механизма. Движения могут быть представлены как чисто механистическое, так и с выражением какой-либо эмоции (печаль, радость, гнев, спокойствие).

REFERENCES

1. Biblija, Kniga Pritch /15:1/ – Moskva:  Izd. Vsesojuznogo soveta Evangel'skih hristian-baptistov, 1968. – 925 p.

2. Andreeva I. N. Azbuka jemocional'nogo intellekta. – SPb.: BHV-Peterburg, 2012. – 288 p.

3. Kets de Vris M. Mistika liderstva. Razvitie jemocional'nogo intellekta. – Moscow: Al'pina Pablisherz; Moskva; 2011. – 280 p.

4. Shadrikov V. D. Uchebnoe posobie, 2-e izd,, pererab. i dop. – Moscow: Izdatel'skaja korporacija «Logos», 1996. – 320 p.

5. Sifneos P. E. The prevalennse of alexithtymie chracterisics in psychoso-matic patients – Psychother. Psychosom. –1973. –N 22. – pp. 255– 262.

6. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications. – Psychol. Inq. – 2004. – V. 15. – N 3. – pp. 197–215.

7. Goulman D. Jemocional'nyj intellekt. – Moscow: AST: Moskva; Vladimir: VKT, 2009. – 478 p.

8. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2000. – pp. 363–388.

9. Ljusin D. V. Sovremennye predstavlenija ob jemocional'nom intel-lekte // Social'nyj intellekt: Teorija, izme-renie, issledovanija / Pod red. D. V. Ljusina, D. V. Ushakova. – Moscow: Institut psihologii RAN, 2004. – pp. 29–36.

10. Asaf'ev B. V. Muzykal'naja forma kak process. – Leningrad: Muzyka, 1971. – 376 p.

11. Petrushin V. I. Principy otrazhenija dejstvitel'nosti v iskusstve na osnove dekartovoj sistemy koordinat i ih muzykal'no-pedagogicheskaja interpretacija. – Vestnik kafedry JuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». – 2014. – № 2 (6). – pp. 59–69.

12. Buras M., Krongauz M. Zhizn' i sud'ba gipotezy lingvisticheskoj otnositel'nosti. – Nauka i zhizn'. – 2011. – № 8. – pp. 66–72.

13. Razhnikov V. G. Rezervy muzykal'noj pedagogiki. – Moscow: Muzyka, 1989. – 141 p.

14. Garanjan N. G. Holmogorova A. B. Koncepcija aleksitimii. – Social'naja i klinicheskaja psihi-atrija. – 2003. – T. 13. – № 1 – pp. 128–145.

15. Roberts R. D., Mjett'jus Dzh., Zajdner M., Ljusin D. V. Jemocio-nal'nyj intellekt: problemy teorii, izmerenija i primenenija na praktike [Tekst] / R. D. Roberts, Dzh. Mjett'jus, M. Zajdner, D. V. Ljusin. – Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. – T. 1. 2004. – № 4. – S. 3–26.

Смена общественного тренда

Современный мир, усложняющийся с каждым новым этапом своего развития, пронизан идеями рационального управления, не оставляющего без внимания ни одного явления быстро текущей жизни. Прошли годы, прежде чем точка зрения на рассматриваемую проблему сместилась в другую сторону. Теперь уже не сам интеллект, сколько его опосредованность эмоциональными переживаниями становится ведущим трендом научных исследований.

Эмоциональный интеллект – горячая тема в сегодняшних дискуссиях педагогов и психологов. Долгое время бытовало представление, что разумный человек – это тот, который достигает своих целей при помощи своего интеллекта, управляющего его поведением. Голос разума и голос сердца, то есть требования, идущие от условностей социума и желаний наивной души – эта борьба происходит во внутреннем мире человека, мало доступного для неискушённого внешнего наблюдателя. Чаще всего в этой борьбе побеждает чувство и в народной пословице, видимо, не зря говорится, что «Ум у сердца в дураках».

В Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры, относящиеся к сфере эмоционального интеллекта: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города»[1].

Простые житейские наблюдения показывают, что высокий уровень интеллекта далеко не всегда оказывается связанным с теми представлениями, которые относятся к понятию «жизненный успех». Часто лица, не блещущие особыми академическими знаниями, добиваются в жизни больше тех, кого называют «ботаниками», «умниками» и «умницами». Оказывается, академические успехи – в школе и в вузе – это ещё «не всё». В то же время умение чувствовать и понимать людей, находить с ними «общий язык», завязывать контакты и знакомства, короче, располагать людей к себе – оказывается «всё».

Общественное сознание в наши дни стало приходить к заключению о том, что и в развитии личности отдельного человека, и в развитии группы единомышленников, и в сплочении коллектива, и при решении проблем эмоционального выгорания, и при разрешении конфликтов любого уровня пальма первенства принадлежит преимущественно не разуму, а эмоциям. От того, насколько умно и умело человек может распознавать и управлять своими эмоциями в конечном итоге зависит, что определяется понятием «жизненный успех».

Значение чувств (гнева, печали, радости) в ситуациях разного рода переживаний (обиды, зависти, ревности, несправедливости) привело к возникновению понятия эмоциональный интеллект (ЭИ). Наличие этого образования, как у отдельного человека, так и целого коллектива, помогает и тому, и другому всегда находиться в хорошем настроении, иметь дружеские контакты, высокую работоспособность и организовывать индивидуальную и совместную работу так, чтобы добиваться в ней значимых результатов.

Интеллект как особая характеристика личности в современной психологии рассматривается в трёх видах. Он может быть представлен как коэффициент интеллекта (IQ – intelligence quotient), как коэффициент эмоциональности – (EQ – coefficient of emotionality), и, наконец, как эмоциональный интеллект (EI – emotional intelligence) [2].

Первый вид интеллекта относится к измерению уровня умственного развития, который может быть измерен при помощи соответствующих психологических тестов, таких, как например ШТУР (Школьный тест умственного развития).

Второй – к общему уровню эмоциональных проявлений, связанных с темпераментом.

Третий – к способности человека принимать решения, обращаясь при этом к своим переживаниям и руководствуясь для этого своей интуицией.

Эмоции человека могут быть как помощниками, способствующими жизненному успеху, так и злейшим врагом, проваливающим грандиозные замыслы и планы. Так, неспособность справиться со своей завистью толкает человека на преступление, неумение справиться со своим страхом перед началом перспективного дела лишает человека возможных лавров Победителя, а неумение справляться со своей ревностью может оставить человека без любви и потомства.

Эмоции, выходящие из под контроля – главный сюжет многих эпосов, драм и трагедий, романов и театральных постановок, показывающих, насколько слаб оказывается разум человека перед океаном страстей, бушующих и поднимающихся из глубин его души.

С другой стороны, эмоциональное выгорание, повсеместно наблюдаемое у многих наших современников, работающих в государственных и частных компаниях, в школах и больницах, в банках и страховых компаниях, – это та плата, которую приходится платить членам социума за пренебрежение к сфере эмоций и тем знаниям, которые касаются желаний души и велений сердца.

Как верно отмечает М. Кетс де Врис в работе «Мистика лидерства. Руководство эмоциональным интеллектом», «капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов» [3, с. 46].

Из истории вопроса

В отечественной психологии в 30-е годы прошлого века Л. С. Выгодский в своих работах указывал на наличие в сознании динамической смысловой системы, объединяющей в себе аффективные и интеллектуальные процессы. Взаимодействие эмоциональных и когнитивных процессов в
60-е годы исследовали С. Л. Рубинштейн и А. А.Леонтьев, которые отмечали важность эмоций в исследовательском процессе и их влияние на результативность научной деятельности. Продолжая эти исследования, В. Д. Шадриков в работе «Психология деятельности и способности человека» разработал понятие духовные способности, которые рассматривал как способности, направленные на познание других людей и возможность эффективно взаимодействовать с ними [4]. Можно рассматривать духовные способности как другое обозначение эмоционального интеллекта, только в рамках другой терминологии.

Тем не менее, несмотря на важные открытия отечественных психологов, исторически сложилось так, что пальма первенства в разработке проблем эмоционального интеллекта принадлежит американским психологам. В 1973 году американский психолог Питер Сифнеос, исследуя особенности эмоциональной сферы больных, имеющих психосоматические заболевания, обратил внимание на то, что таким больным трудно выявлять и идентифицировать свои чувства и переживания. Подобные симптомы были обозначены им термином «алекситимия» [5]. Его составляющими стали три греческих слова: а – отрицание, lexis – слово, th у mos – душа, чувство).

Алекситимикам, как было установлено П. Сифнеосом и его последователями, бывает трудно вербализовать, то есть рассказать о своих чувствах, которые испытывают такие люди при взаимодействии как с социумом, так и со своим внутренним миром. Им бывает трудно отличить ощущение голода от жажды, чувство печали от скуки, переживание недовольства собой от недовольства окружающими.

Когда культурные нормы запрещают в социуме открытое проявление сильных чувств и страстей, это приводит человека к тяжелым неврозам, которые заканчиваются психосоматическими болезнями. Невыраженная эмоция, возникшая под влиянием разного рода конфликтов и стрессов, соматизируется, как бы «оседает» на каком-либо органе тела, что, в конце концов, приводит организм к заболеванию.

В зрелом возрасте под давлением неотработанных эмоций ослабевает иммунитет, как следствие возникают такие психосоматические заболевания, как инсульты и инфаркты, ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет, бронхиальная астма и язвенный колит. Это далеко не полный перечень психосоматических заболеваний лиц, которые ради соблюдения общественных приличий ведут себя сдержанно, не выражая при этом своих эмоций вовне. Это – тяжелая плата за соблюдение правил одобряемого социального поведения.

На смену бесчувствию приходит оцепеняющее одиночество, когда человек болезненно ощущает свою отрезанность от окружающего его мира. Пресловутый образ русских народных сказок – «Спящая красавица» – не является ли этот образ проявлением метафорического симптома алекситимии, которая исчезает сама собой под влиянием сильного чувства, дающего человеку возможность возвращения к нормальной жизни?

Алекситимия, а так же и аддикция (зависимость от чего-либо или кого-либо) являются антиподами положительного полюса эмоционального интеллекта, лежащими от него на противоположном конце шкалы. Низкая самооценка, неуверенность в себе, чувства вины и стыда переполняют внутренний мир алекситимиков и аддиктов и лишают их возможности радоваться жизни.

Естественно ожидать, что избавление от этих опасных для здоровья симпотомов должно начинаться с осознания человеком собственных эмоций. Далеко не случайно, вопрос, чаще всего звучащий на психологических тренингах, это вопрос: «Что ты чувствуешь, когда это … (вспоминаешь, делаешь, встречаешь, говоришь, слышишь, видишь?)».

В исследованиях американских психологов Дж. Мейера, П. Сэлловея, Д. Карузо эмоциональный интеллект было предложено рассматривать как особые способности, которые включают в себя глубокое постижение, оценку и выражение эмоций, а так же способность понимания и управления эмоциями. Всё вместе взятое, по мнению исследователей, содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности. Исследователи выявили, что у разных людей умения и способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции окружающих имеют разную степень выраженности [6, с. 197].

Особый интерес к проблеме вызвала появившаяся в 1995 году книга Д. Гоулмена «Эмоциональный интеллект», переведённая впоследствии более чем на тридцать языков мира. К свойствам эмоционального интеллекта, выявленного в работах Дж. Мейера и П. Сэлловея, Д. Гоулмен добавил к содержанию этого понятия такие характеристики личности, как: «способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться, энтузиазм, настойчивость и обладание социальными навыками, облегчающими процесс взаимодействия» [7, с. 61].

Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов включает в себя нескольких субкомпонентов:

1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;

2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;

3. Эффективное и конструктивное управление эмоциями.

4. Способность справляться со стрессами, вызываемыми переменами в жизни.

5. Преобладающее настроение: радость, оптимизм [8, с. 21].

Практическая польза развитого эмоционального интеллекта заключается в том, что лица, обладающие им, характеризуются следующими просоциальными качествами. Они:

- склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них;

- принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков;

- независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками;

- обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми;

- обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего [2, с. 110].

В 2004 г. отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил модель эмоционального интеллекта и методику измерения данной способности на основе теста ЭмИн [9]. В предложенной им структуре эмоциональный интеллект разделён на два подвида – внутриличностный ЭИ и межличностный ЭИ. Понимание эмоций и управление ими, как видно из таблицы № 1, лежит в основе обоих разновидностей интеллекта.

Таблица 1.

Структура опросника ЭмИн

  МЭИ: межличностный ЭИ ВЭИ: внутриличностный ЭИ
ПЭ: понимание эмоций МП: понимание чужих эмоций ВП: понимание своих эмоций
УЭ: управление эмоциями МН: управление чужими эмоциями ВУ: управление своими эмоциями ВЭ: контроль экспрессии

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

· может распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

· может идентифицировать эмоцию, то есть установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

· понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

· может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

· может контролировать внешнее выражение эмоций;

· может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию».

Развитие эмоционального интеллекта при помощи музыки

Каждый вид искусства можно представить как способ обратной связи, при помощи которой человек передаёт вовне окружающим своё эмоциональное состояние. Если такой обратной связи нет, то невыраженное чувство, как уже было отмечено ранее, застревает в теле в виде мышечного напряжения, вызывая в кровеносных сосудах спазм, а в скелетной мускулатуре деформацию осанки. В этом случае человек становится рабом своего чувства, подчиняется ему и совершает действия и поступки, которые идут вразрез


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.