Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-09-09 | 315 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Следующая группа логических приемов, которые широко используются в обучении и без которых невозможно полноценное мышление человека, — получение выводов. Эти приемы также связаны с выведением следствий, но уже в более
сложной ситуации. Для получения правильных выводов необходимо соблюдать требования законов логики.
'Приемы получения выводов также обычно не выступают в школе в качестве специального предмета усвоения. В силу этого далеко не все учащиеся даже старших классов понимают, например, что одно и то же следствие может быть связано с разными основаниями и поэтому от наличия следствия нельзя переходить к утверждению наличия основания. Так, учащиеся правильно указывают, что если углы смежные, то их сумма равна 180°. Но они нередко утверждают и обратное: если сумма углов равна 180°, то они смежные. Однако одно и то же следствие (сумма углов 180°) может иметь разные основания.
Учащимся восьмого класса предложили пары посылок и просили сделать из них выводы. Вот одна из этих пар: «Если данный четырехугольник является ромбом, то его диагонали взаимно перпендикулярны. Данный четырехугольник не является ромбом». Подавляющее большинство школьников дали неверные ответы. Они сделали вывод, что у данного четырехугольника диагонали не взаимно перпендикулярны.
Суть их ошибки состоит в том, что они сделали вывод с нарушением требований к условно-категориальному умозаключению.
I. Если А, то В Дано А Вывод: В | II. Если А, то В Дано не В Вывод: не А |
III. Если А, то В Дано В Вывода сделать нельзя | IV. Если А, то В Дано не А Вывода сделать нельзя |
Изобразим сущность этих требований схематически:
Первый случай простой: если имеет место А, то из этого следует В. Нам известно, что А налицо. Следовательно, В будет иметь место в обязательном порядке (необходимо следует). Во втором случае известно, что В отсутствует. Но если отсутствует В, которое есть необходимый признак А, то мы имеем право сделать вывод о том, что нет и А.
|
В двух последних случаях по указанным данным вывода сделать нельзя. Известно, что А имеет обязательно следствие В, но это вовсе не означает, что только А имеет такое следствие. Поэтому мы не можем сделать вывод, что если есть В, то есть и А. Аналогично в последнем случае известно, что нет А. Но в силу только что сказанного нельзя утверждать, что нет и В, так как оно может быть следствием другого основания.
Умение правильно делать выводы надо формировать начиная с первого класса на доступных детям примерах. Для этого учитель может использовать такие, например, задания: «Ребята, вы хорошо знаете, что зимой березки стоят без листьев, голые. Значит, если зима, то березки без листьев. Скажите, если вы увидели березку без листьев, можете вы сказать, что на улице зима?» Или: «Мы знаем, что если идет дождь, то тротуары сырые. Представьте себе, что вы утром вышли из дома и увидели на тротуаре лужицы. Можно ли утверждать, что был дождь?» Школьники обычно дают разные ответы. Все ответы необходимо проанализировать и объяснить, почему они верные или неверные.
Постепенно учитель подводит школьников к обобщенному выражению этих требований логики и дает их схематическую запись. При этом важно показать ученикам, что эта форма «основание — следствие* не единственная. Аналогичным образом надо ознакомить учащихся со всеми основными видами умозаключений, используемых в школе. Найти их можно в любом учебнике логики.
Прием классификации
Очень важным приемом логического' мышления, используемым в процессе всего школьного обучения, является классификация. В состав этого приема входят такие действия, как: а) выбор основания для классификации; б) деление по этому основанию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия; в) построение иерархической классификационной системы.
|
Без специальной работы этот прием усваивается неудовлетворительно. Упоминавшееся выше исследование Н. А. Подгорецкой показало, что только 20% старшеклассников смогли правильно выбрать основание для классификации, ни один учащийся не сумел соблюсти координацию объема и содержания классифицируемых объектов. В задании на классификацию видов треугольников школьниками были допущены следующие типичные ошибки: 1) смешение оснований классификации (школьники, например, делили треугольники на прямоугольные, равнобедренные и равносторонние); 2) сужение объема понятий классификации (многие ученики не указали вида разносторонних треугольников); 3) нарушение иерархии (большинство старшеклассников не понимает, что равносторонний треугольник является частным случаем равнобедренного). Аналогичные ошибки были допущены при классификации видов предложений, видов поверхности суши.
Формирование этого приема должно происходить постепенно, на материале разных учебных предметов.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!