VI.                     Земной мир: архитектура — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

VI.                     Земной мир: архитектура

2019-09-09 242
VI.                     Земной мир: архитектура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы подошли к концу воображаемого спуска, что вывел нас из эмпиреев на твердую почву. По дороге мы видели, как наши предки с помощью космических

явлений выражали свои мысли и чувства, по-прежнему составляющих часть нашего родового мировоззрения. Земля откроет нам происхождение других символов, заимствованных из области материалов, используемых для строительства зданий, культуры землепользования и металлургии.

Самым древним материалом наравне с землей было дерево, и все детали и элементы строительства остались теми же по форме, функциям и своему символическому языку, когда дерево заменили камнем. Греческое слово «hyle» (дерево) означает кроме того основу существования материи первого мира. Вот почему в масонском языке «Великий Архитектор Вселенной» - это плотник, а Христос именуется сыном плотника.

Используя стволы лесных деревьев для воздвижения храмовых колонн, древняя архитектура нашла блестящее применение естественно совершенным элементам космоса. В Индии, к примеру, первый мастер, демиург Вишвакарма (Vishvakarma) изображается держащим в руке плотницкий топор с мерным прутом, эмблемой которого в Апокалипсисе в руках ангела оказалась золотая трость для измерения размеров Иерусалима небесного.

Замена живого дерева на мертвый камень, аналогичная замене кочевой жизни на оседлую, соответствовала чему-то вроде кристаллизации по кругу, это возмещало перенос первых святилищ с горных вершин в глубины пещер. Грубые камни, эти кости Матери-Земли, вырванные из своей теллурической косности, могли быть облагорожены и приведены в божеский вид путем умелого отесывания и преобразования в «вольный» камень, взятый на вооружение масонами, достойный для работ при постройке храмов.

Первобытные люди подбирали в том числе и камни, упавшие с неба. Покорно предоставив полную волю действиям небес, земля получала и до сих пор получа

ет град метеоритов, считающихся у древних посланиями свыше. Они называли метеориты «громовыми камнями», и между тем это в действительности доисторический кремень. Они приняли «дождь камней» как эмблему плодородия, камни оракулов как Дельфийский «пуп земли» (omphalos), простые грубые камни как черные камни Кибелы, перекочевавшей из Селинонта в Рим в III веке.

Естественным образцом любой архитектуры была, разумеется, гора, символ центра, изображения которого в первобытные времена были, как мы уже отмечали, наравне с такими, как столб буддистов или же Гермеса, бетиль семитов, менгир эпохи неолита, греческий омфалос, индусский лингам, египетская пирамида. Любая постройка, будь то храм, дворец, селение или священный город, считалась центром мира, и такой «mundus» должен был развиваться, как человеческий эмбрион, начиная от центра, точки схождения векторов влияния, исходящих из шести измерений пространства.

Это возвращение к самим себе объясняет, как мы уже видели, «посредническую» роль числа 6 в сотворении мира. Что показывает, почему оно присутствует в систематизации шести законов индийского искусства, помещенных Яшодарой на полях «Камасутры», или в шести принципах китайского рисунка, первая известная редакция которых восходит к «Си-Хо» (Sie-Ho), или в шести правилах, представленных Витрувием в качестве канона античной архитектуры.

Геометрия, первоначально служившая для измерения земли, стала играть новую роль в строительстве и ориентации зданий благодаря небесному компасу и земному угольнику, между которыми идеально размещался мастер-каменщик. Ибо образец всякой архитектуры должен иметь квадратное основание и круглую крышу, как, например, буддийская ступа (stupa) и

исламская кааба (cuba). Сверху донизу здание должно обеспечивать переход от единства первопричины к четырем элементам, проявляющим ее. Если бы основание было круглым, оно стало бы квадратным по своей ориентации.

Преимущество круглой формы превалировало еще долгое время, свидетельством чему является «толос» греков, окруженное колоннами святилище и перистиль, которые ведут родословную от примитивной хижины из тростника. Так, «толос» первоначально представлял собой пучок листьев, венец, образованный верхушками стволов, кроной, составлявшей крышу. Круглым был шатер кочевника и периметр античного Рима, поскольку слово «urbs» (город) происходит от «orbis» (круг), так что знаменитое папское благословение «urbi et orbi» («городу и миру») не просто внушительное излишество.

Прежде чем что-либо строить, следовало выполнить геомантические ритуалы, чтобы выбрать благоприятное для постройки место и обозначить его границы. Ибо понятие священной ограды (erkos, temenos) было первостепенным. Ограда окружала родовые владения, дом, жилище, могилу предков, чтобы они оставались запретными для посторонних и были доступны только близким людям своего племени. Слова «sekos» и «erkos», которые сначала означали огороженный выгон для овец, позднее стали применяться к ограждению родовой могилы, а следом и храма (heron). Точно так же «harem» происходит от арабского корня «hrm», означающего запрет.

Изначально латинское «temphan» (от tempare, разделить), храм (temple), обозначало сектор неба, ограниченный авгурами для наблюдения за явлениями природы и полетом птиц, считавшихся небесными вестниками. Впоследствии это слово стали применять к строению, откуда велось такое наблюдение, а затем

возникло слово «созерцание» (conte7wp/ation), само по себе означающее наблюдение за божественными первопричинами изнутри.

Небесный характер формы круга долго преследовал архитекторов, что отразилось в значении слова «свод» (dome). В Китае храм небесного света (ming-t’ang) имел круглую крышу, поддерживаемую 8 колоннами, опиравшимися на квадратное основание. Ибо, чтобы осуществить квадратуру круга, идущую от небесного свода к квадратной форме земли, нужно воспользоваться восьмиугольником, который сообщается с промежуточным миром с помощью 8 ворот, 8 направлений и 8 ветров.

В египетских усыпальницах потолки были усыпаны звездами, как в масонских ложах. В «золотом доме» Нерона круглый тронный зал был накрыт космическим куполом, день и ночь вращающимся вокруг своей оси. В общем погребении мучеников (martyria) у христиан могильные ярусы располагались под куполом, напоминающим своды наших церквей - эта сводчатая крипта приходится далеким потомком первобытной пещере или священному вертепу нимф. Еще в XVI веке короли спали в кроватях, верхняя часть которых называлась «ложе небес». А наше слово «альков», происходящее - через испанский - от арабского «al’kubba», означает купол, под которым собирался совет (diwan) арабских правителей.

Как город и храм, так и всякий дом является центром мира для его обитателей, местом тишины и покоя, где дети в безопасности, огнем очага, материнским лоном, пробуждающим память. В древнем Китае дом был квадратным, как земля, и открывался навстречу восходящему солнцу. Хозяин стоял лицом на юг, как император в своем дворце. В крыше по центру было устроено дымовое отверстие для очага и еще одно отверстие в земле помогало отводить воду - грубый эскиз образа мировой оси.

Арабский дом, тоже квадратный, окружен двором, квадратным в свою очередь, в центре которого разбит сад и бьет фонтан. В Афганистане квадратные и укрепленные жилища оседлых аборигенов соседствуют с треугольными шатрами кочевников и круглыми туркменскими юртами. Дом солнца «Sioux» - круглый, он поддерживается и крепится к центру 28 столбами, соответствующими месяцу лунного цикла.

Некоторые традиции, например, буддийские, сравнивают тело человека с домом о шести окнах, представляющих собой 6 направлений (5 внешних и одно внутреннее), а христиане считают, что человек сам по себе является храмом Святого Духа. Впрочем, можно было бы сблизить символические языки дома и одеяний, которые, согласно святому Павлу, являются «духовным телом» человека. В древнем Китае круглые колпаки ученых и книжных людей и их квадратные башмаки свидетельствовали о том, что они разбираются в небесных и земных материях. Круглый воротник императорской мантии противопоставлялся его квадратным концам.

В повседневном плане самым важным элементом дома была дверь и ее порог - переход от места к месту, от состояния к состоянию, от света к мраку, от области мирского к области священного, от бедности к богатству. На языке таоистов выражение «закрыть дверь» означает «затаить дыхание».

Эта символика применима к индусскому «torana», японскому «torii», к порталам наших соборов, поскольку все эти двери открываются навстречу преображающим шагам, ведущим в «се11а» храма, Святая Святых, сердце строения, которое само по себе является небесными вратами. И, в последнем рассмотрении, проход через дверь (ворота) символизирует посвящение в тайные знания. Янус, бог, владевший ключами от врат солнцестояний, управлял кроме того та

инствами и мистериями. Переход от земли к небу осуществлялся через врата солнца. Отверстие в куполе - это узкая дверь, которую можно сравнить с игольным ушком. В стенах наших соборов образ Христа благословляющего открывается в дверях посреди пасхальной ночи.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.