Таблицы навыков и компетенций — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таблицы навыков и компетенций

2019-08-07 264
Таблицы навыков и компетенций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТАБЛИЦЫ НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» Москва, 2017


УДК 376

ББК  74.3

Ж764

 

Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» выражает благодарность

ПАО «Ростелеком» за финансирование расходов на печать данного издания.

 

 


 

Ж 764


Жиянова П. Л.

«Я все смогу!». Таблицы навыков и компетенций. Методическое пособие для специалистов и родителей.– М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017.– 104 с.: ил.

ISBN 978-5-904828-38-7


 

Методическое пособие представляет собой рекомендации по развитию ребен- ка, основанные на современном подходе, нацеленном на социализацию, кото- рый сменил прежние подходы, главной целью которых была коррекция / ис- правление нарушений.

Суть нового подхода состоит в том, что в повседневной жизни в процессе игры и ухода у ребенка формируют навыки самостоятельной еды, наведения порядка, одевания, игры и общения. Участвуя в совместной со взрослым дея- тельности, ребенок учится ориентироваться в пространстве, планировать свои действия, достигать желаемой цели, понимать происходящее и предвосхищать результат, а кроме того, у него, конечно, развиваются коммуникативные и ре- чевые навыки, необходимые для успешного взаимодействия и общения. Все это составляет основу для развития восприятия,  внимания,  памяти,  мышле- ния и речи. Организуя и поддерживая развитие ребенка в естественной сре- де, мы постепенно готовим его к вхождению в мир сверстников и взрослых. Начинать формировать повседневные навыки необходимо с раннего детства. Безусловно, всё, что относится к детям раннего возраста, в полной мере относится и к более старшим детям. Использование описанной методики спо- собствует успешному формированию бытовых игровых и учебных навыков, ко- торые со временем объединяются в компетенции. В процессе формирования навыков и компетенций мы рекомендуем воспользоваться таблицами, приве-

денными в данном пособии.

УДК 376

ББК 74.3

 


 

ISBN 978-5-904828-38-7


© Жиянова П. Л., 2017

© Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2017


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................... 4

1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ........................................................ 4

2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ. КАК РОДИТЕЛИ И СПЕЦИАЛИСТЫ

МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ У РЕБЕНКА............................... 5

3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ................................. 9

4. ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ. КАК ОБЪЕДИНИТЬ

НАВЫКИ В КОМПЕТЕНЦИЮ........................................................................................... 10

5. КАК СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

И РЕАЛИЗОВАТЬ ЕЕ.......................................................................................................... 12

6. НАВЫКИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ (ТАБЛИЦЫ)........................................................... 16

– НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ..................................................................... 17

– НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА................................................................. 25

– НАВЫКИ УЧАСТИЯ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ.............................................. 35

– НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ....................................................... 38

– НАВЫКИ ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВА*

7. КОМПЕТЕНЦИИ (ТАБЛИЦЫ)........................................................................................... 54

– «МЫТЬЕ РУК», «УМЫВАНИЕ», «ЧИСТКА ЗУБОВ»,

«КУПАНИЕ В ВАННОЙ И ПОД ДУШЕМ».................................................... 55

– «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЕДА И ПИТЬЕ»...................................................... 57


– «ПОЛЬЗОВАНИЕ ТУАЛЕТОМ»........................................................................ 59

– «УМЕНИЕ ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ»............................................... 61

– «УЧАСТИЕ В ИГРЕ»............................................................................................. 63

– «УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗОВАННОМ ЗАНЯТИИ»........................................ 66

– «УМЕНИЕ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК –

УБИРАТЬ ИГРУШКИ, НАВОДИТЬ ПОРЯДОК

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ, СКЛАДЫВАТЬ ОДЕЖДУ»........................................... 69

– «УЧАСТИЕ В ПРОГУЛКЕ»................................................................................. 71

– «ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ»......................................................................................... 74

– КОММУНИКАТИВНО-СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ......................... 76

 

8. ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1.

СЛОВАРЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

КОНТРОЛЬНЫЕ  ТАБЛИЦЫ................................................................................... 83

 

Приложение 2.

ТАБЛИЦА ОБСЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ............................................................ 91

 

Приложение 3.

ПРИУЧЕНИЕ К ГОРШКУ. СОЮЗ ПЕДИАТРОВ РОССИИ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 95

 

Приложение 4.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРИКОРМ............................................................................ 99

 

Информация о фонде «Даунсайд Ап»............................................................................. 101


 

 

*   Навыки вступления во взаимодействие и сотрудничества являются состав- ной частью каждого навыка, отражены в их описании и потому не выделены

в отдельную таблицу. Кроме того, данные навыки составляют основу комму- никативно-социальной  компетенции.


ВВЕДЕНИЕ

1. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ*

ТАБЛИЦА НАВЫКОВ

Навык. Цепочка последовательных действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
1. Принять решение вымыть руки. Взрослый Мыть руки лучше в одних и тех же ситуациях, что поможет ребенку лучше ориентироваться в событиях: после прогулки, после посещения туалета, перед едой, после рисования, когда видно, что руки грязные. Словесную инструкцию сопровождайте жестом (потирание рук) и детским словом, например, «буль-буль». Используйте для пояснения зрительные подсказки, например: полотенце, мыло, картинку «зайка умывается», а также слуховую подсказку: звук льющейся в ванной воды.

 

Навык. Цепочка последовательных действий Кто принимает решение, выполняет   Дополнительные  рекомендации
2. Подойти к раковине. Ребенок Если раковина расположена высоко, используйте устойчивую скамеечку, на которую ребенок сможет вставать. Желательно, чтобы скамеечка находилась на постоянном месте.
3. Засучить рукава. Взрослый Если в рукавах вместо манжеты с пуговицей продернута резинка, покажите ребенку, как их можно поддернуть. Этот простой прием даст возможность ребенку быстрее запомнить и справиться с этим звеном цепочки.
4. Включить и отрегулировать воду. Взрослый  
5. Смочить руки. Ребенок  
6. Намылить руки. Ребенок + Взрослый Скользкое мыло трудно удержать. Чтобы малышу было проще намыливать руки, можно: использовать жидкое мыло с дозатором, это облегчит задачу, и ребенок быстрее научится сам нажимать на дозатор; поместить мыло в сеточку и подвесить его к смесителю; детям легче использовать маленький кусочек мыла, который вы можете отрезать сами от обычного куска мыла.
7. Потереть руки. Ребенок Чтобы малыш понял, что от него требуется, учите его в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать их салфеткой, стряхивать с рук песок, раскатывать колбаски из пластилина, ловить руками струйку воды, мять бумагу, тереть белье во время стирки и т. д.
8. Смыть мыло. Ребенок  
9. При необходимости 5 и 6 повторить.   После того, как мыло смыто, не забудьте обратить внимание ребенка на то, что ручки чистые, но мокрые.
10. Найти и снять свое полотенце. Ребенок Лучше всего использовать полотенце с особой картинкой, что позволит приучить ребенка обращать внимание на дополнительные приметы. Это пригодится ему в детском саду.
11. Вытереть руки. Ребенок  
12. Повесить полотенце. Ребенок + Взрослый Полотенце должно висеть на доступной для ребенка высоте.

Подведем итог

• Навык – это цепочка последовательных действий.

• Навык должен быть доступен, понятен и привлекателен для ребенка.

• В каждом навыке можно найти звено, пусть вначале совсем небольшое, которое может выполнить ребенок. По мере со- вершенствования действий малыша взрослый передает ему новые звенья.

• Продуманное создание условий,  удобно  организованная и безопасная среда поможет ребенку выполнить сложное для него звено цепочки действий, а затем самостоятельно выпол- нить ряд действий.

• Чем меньше ребенок, тем более мелкими должны быть шаги при освоении навыка. Если у ребенка возникли сложности, проанализируйте то, что происходит, разбив действие на еще более мелкие шаги, и создайте условия для того, чтобы ма- лыш мог выполнить их сам.

• Конкретные действия, вызывающие у ребенка затруднения, можно осваивать в процессе других игр и занятий. Например, ребенку можно предложить развинчивать баночки из-под крема, и это поможет ему со временем научиться отвинчи- вать крышку с зубной пасты.


• Совмещенное выполнение (руками ребенка) допускается в редких случаях и возможно только тогда, когда ребенок хочет выполнить действие и демонстрирует готовность вос- пользоваться помощью взрослого. Если ребенок не хочет выполнять предложенное действие, то манипулирование его руками, то есть совмещенные действия либо вызовут у него протест, либо приведут к формированию пассивного поведения.

• Простые навыки объединяются в сложный комплексный на- вык, который называется компетенцией.

 

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНЦИИ.

Примерный перечень ключевых компетенций, необходимых для пребывания в детском саду

1. Умение одеваться и раздеваться.

2. Умение кушать за общим столом.

3. Умение умываться.

4. Умение пользоваться туалетом.


5. Участие в игре (желательно включение ребенка в коллектив сверстников для первичной социализации: на адаптационной группе, в развивающей группе, в группе детско-родительско- го  взаимодействия).

6. Умение убирать игрушки и предметы после занятия.

7. Умение участвовать в занятии (дополнительно к этому име- ются цепочки действий, относящихся к каждому виду заня- тий, которые объединены методикой).

8. Умение участвовать в прогулке.

9. Умение укладываться спать.

10. Общая  социально-коммуникативная  компетенция.

 

 

Обследование

Обследование ребенка проводится по двум направлениям. Первое направление – традиционное обследование по таблицам развития ребенка. Мы рекомендуем использовать поэтапные таблицы разви- тия, которые позволяют увидеть целостное развитие ребенка, а не только перечень имеющихся у него навыков по разным направлени- ям развития. Как один из возможных вариантов, мы предлагаем вам

«Дневник развития ребенка», представляющий собой одиннадцать таблиц, отражающих поэтапное развитие ребенка раннего возраста с рождения до 3 лет. У детей с отставанием развития использование таблиц возможно до 3,5–4 лет. Проводя обследование, важно опре- делить, на каком этапе / ступени развития находится ребенок, какие навыки у него уже сформированы, какие навыки только начали фор- мироваться, а каких нет совсем.

Второе направление обследования учитывает систему требова- ний и ситуаций, которые возникают в детском саду или другом кол- лективе сверстников. Для этого используются «Таблицы навыков и компетенций», которые включены в данное пособие. Организован- ное и проведенное таким образом обследование позволяет составить индивидуальную, социально-ориентированную программу развития ребенка.

 

Составление программы

На основании результатов обследования составляется  програм- ма развития ребенка. Родители могут составить ее при поддержке специалиста либо самостоятельно, ориентируясь на таблицы, то есть на «Дневник развития ребенка раннего возраста» и «Таблицы навы- ков и компетенций “Я все смогу”».

Обследуйте ребенка по «Дневнику развития ребенка раннего возраста», отмечая уровень развития навыков желтым карандашом.


КОМПЕТЕНЦИЯ «УМЫВАНИЕ И МЫТЬЕ»*

Навыки, входящие в компетенцию Содержание  обучения Дополнительные  условия, ситуации и задания Примечания
1. Принять решение о выполнении. Дайте ребенку время на то, чтобы он мог: • понять инструкцию взрослого и принять ее на свой счет; • ориентироваться на ситуацию и действия окружающих. Поддержите  самостоятельное желание ребенка. Подробно организация общения описана в разделе «Развитие общения и речи в естественной среде». С. 9-10. • Выделите постоянное время для мытья рук: после прогулки, перед едой, после туалета. • Используйте ситуации, когда очевидно, что руки грязные: после прогулки, после рисования. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в происходящем. • Используйте для пояснения дополнительные зрительные подсказки, например: картинки, полотенце; слуховые подсказки: звук льющейся в ванной воды. Возможные ситуации: • в семье; • на прогулке; • в гостях; • в группе кратковременного пребывания.  
2. Добираться до ванной комнаты. Мыть руки. Вытирать руки. Чистить зубы. • Учите ребенка ориентироваться в пространстве. • Задавайте наводящие вопросы, например: «Что мы будем делать?», «Куда пойдем?», «Куда поставить стульчик?», «Как включить свет?», «Где полотенце?». См. навык «Мыть руки». С. 17-18. • Учите ребенка находить свое полотенце по картинке и местоположению. См. навык «Чистить зубы». С. 19-20. • Определите постоянные места для основных предметов. • Организуйте игры и занятия на ориентировку в помещении, поиск предметов, достижение цели. • Обыгрывайте ситуацию умывания в игре. • Учите вытирать руки в процессе игр, занятий, прогулки. • Учите различать и сличать картинки, играйте в лото: предмет и изображение, парочки.  

* В данном случае мытье рук выступает в качестве примера навыков, имеющих отношение к гигиеническим процедурам: умыванию лица, мытью тела, ног, купанию, принятию душа.


 

  № Навыки, входящие в компетенцию   Содержание  обучения   Дополнительные  условия, ситуации и задания   Примечания
3. Ждать своей очереди у умывальника и после умывания уступать место следующему. Мойте руки по очереди с ребенком: «Сейчас мама помоет, потом (имя ребенка)», «Подожди, теперь моет мама». • Используйте дома любые ситуации, предполагающие соблюдение очередности. • Играйте в игры, требующие поочередных действий: скатывайте машинку с горки, играйте на барабане и т.д. • На прогулке по очереди с другими детьми можно съезжать с горки, бросать мяч, ходить по бревну и т. д. • На занятиях в развивающей группе стоит использовать все ситуации, требующие ожидания своей очереди.  
4. Двигательные навыки. Развитие двигательных навыков происходит по индивидуальной программе и в индивидуальные сроки. • Создайте удобную среду: позаботьтесь об устойчивом табурете или стульчике, повесьте на подходящей высоте полотенце, организуйте удобное место для умывания. • Учите ребенка выполнять действия в позе стоя, залезать на возвышение и сходить с него, ходить по ступенькам. • Развивайте умения совершать вращательные движения запястьем: поворачивать дверные ручки, отвинчивать крышки и т.д.  
5. Навыки взаимодействия, общения и речи. Речевой материал должен позволять ребенку понимать и использовать слова и выражения, относящиеся к данной компетенции. • Используйте диалог с ребенком: отвечайте на его инициативу, делайте паузы, комментируйте действия, выполняйте просьбы. • Говорите кратко, четко и понятно. Соотносите свои слова с предметами и действиями. • Принимайте все способы общения, доступные ребенку. Научите его простейшим регулирующим жестам: «дай», «на», «не хочу», «нет / отсутствие», «иди сюда». Речевой материал – слова и выражения. • Имя ребенка, папа, мама и другие слова из раздела «Люди». • Голова, глаза, нос, рот, язык, зубы, палец, ухо, живот, волосы, руки, ноги и другие слова из раздела «Части тела и лица». • Мыло, вода, полотенце, ванна, свет и другие слова из раздела «Игрушки, вещи, мебель». • Глаголы (действия): смотреть, слушать, включить, выключить, открыть, закрыть, взять, положить, стоять, мыть, мыться, чистить, тереть, идти и другие слова из раздела «Действия». • Холодный горячий, грязный, чистый и другие слова из раздела «Качества». • Здесь, где, нельзя, спасибо и другие слова из раздела «Восклицания, приветствия, служебные слова» и «Регулирующие глаголы». Выражения должны быть простыми и лаконичными, с использованием приведенного словаря, например: «Будем мыться, иди сюда!»  

• Если навык сформирован, слегка раскрасьте ячейку желтым карандашом. Следует иметь в виду, что в данном случае не- обходимо продолжать создавать условия для использования ребенком навыка в повседневной жизни.

• Если ребенок пока лишь иногда выполняет навык или мо- жет выполнить его с вашей помощью, обведите ячейку жел- той рамкой. Это так называемая зона ближайшего развития, и данный навык необходимо включить в программу занятий.

• Если навыка еще нет совсем, оставьте ячейку, где он описан, нетронутой. Этим навыком пока заниматься не нужно, со временем он начнет появляться сам, и тогда вы его вставите в программу.

 

Такой способ позволит наглядно увидеть, какими навыками не- обходимо заниматься, чтобы добиться сбалансированного развития.

 

Реализация программы

Формирование и закрепление навыков происходит в процессе повседневной жизни, игры и специально организованных занятий, проводимых в игровой форме. Бытовые, игровые и социальные на- выки охватывают всю жизнь малыша, то есть являются базовыми в его развитии. В процессе формирования навыков предлагается использовать Таблицы формирования навыков, в которых каждый навык представлен в виде последовательной цепочки действий. Зна- чительную помощь вам могут оказать специальные методические пособия. Так, для родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, создан ряд книг, которые рассылаются в семьи, зарегистри- рованные в программах Даунсайд Ап. Электронные версии этих пу- бликаций размещены на сайте Даунсайд Ап.

 

Решение практических задач

В процесс освоения навыков и компетенций на определенном эта- пе включаются дополнительные практические или так называемые проблемные задачи. Это делается для того, чтобы ребенок умел пе- реносить навык в новую ситуацию и находить пути разрешения воз- никшей сложности. Например, ребенок во время мытья рук всегда


становился на стульчик, который постоянно стоял в ванной. Он это запомнил, и у него выработался определенный алгоритм действий. Когда он освоил этот алгоритм, можно создать дополнительную про- блему: поставить стульчик в непривычном месте. Конечно, сначала стоит расположить стульчик не очень далеко, в пределах видимости ребенка, а затем – дальше, вне поля его зрения. Если ребенок не мо- жет указать на стульчик, взрослому на этом этапе важно знать, смо- жет ли ребенок решить сказать / показать, что стула нет, или пойти и принести его самостоятельно.

Решение практических задач стимулирует развитие мышления, внимания, памяти, учит ребенка справляться с проблемами, перено- сить имеющиеся навыки в новые ситуации.

 

Отслеживание динамики развития, повторение цикла Проверить, успешен ли ребенок в своем развитии, можно с исполь- зованием тех же таблиц. Для того чтобы отметить, какие навыки по- явились или начали появляться, используется «Дневник развития ребенка», который позволяет понять, какие навыки уже сформиро- вались, в чем у ребенка есть затруднения, и внести уточнения в про- грамму развития. Это основной, универсальный способ, который дает картину того, что умеет делать ребенок, и определять, равно- мерно ли его развитие.

В процессе формирования навыков используются «Таблицы формирования навыков и компетенций “Я все смогу”», пользуясь которыми можно не только ориентироваться в процессе формирова- ния навыков, но и создавать необходимые для социализации ребенка условия, чтобы готовить его, например, к посещению детского сада.

 

Напоминаем, что одновременно с формирование навыков и компетен- ций должны составляться и реализовываться программы по формиро- ванию навыков общения и речи и формированию основных двигатель- ных навыков. Динамику развития этих направлений проверяют как по специально составленным программам, так и по «Дневнику развития ребенка», что позволяет свести все данные вместе.


НАВЫКИ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Содержание *


НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ

• Моет руки

• Моется под душем и / или в ванной**

• Чистит зубы

• Пользуется туалетом / остается сухим

• Самостоятельно ест (руками, ложкой, вилкой) и пьет (из чашки, через соломинку)

 

НАВЫКИ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА

• Моет посуду

• Вытирает  поверхность

• Сметает крошки со стола

• Подметает пол

• Стирает белье

• Переносит нетяжелые коробки и предметы мебели


НАВЫКИ УЧАСТИЯ В ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ

• Играет (любая игра)

• Участвует в занятии и / или чтении книги (любое занятие)

 

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ И РАЗДЕВАНИЯ

• Снимает и надевает носки

• Снимает и надевает колготы***

• Снимает и надевает обувь

• Снимает и надевает штаны, брюки, шорты

• Снимает / надевает одежду без застежки (свитер, футболку, платье)

• Снимает / надевает одежду с застежкой (рубашку, куртку)

• Расстегивает и застегивает одежду и обувь

 

НАВЫКИ ВСТУПЛЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВА****


 


 

 

* Навык «Доставать предметы и игровое оборудование и убирать их на ме- сто» включен во все навыки и выделен в отдельную компетенцию.

**  Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.


***  Выполняется по аналогии с другими навыками этой группы.

**** Навыки вступления во взаимодействие и сотрудничества являются состав- ной частью каждого навыка, отражены в описании каждого навыка и потому не выделены в отдельную таблицу навыков. Кроме того, данные навыки составляют основу коммуникативно-социальной компетенции.


— НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ И ЕДЫ —


Навык

«Моет руки» *


Возраст формирования навыка Участвует в мытье рук: 1–2 года. Вытирает руки и лицо: 1–2 года.


Моет руки и ноги во время купания: 2–3 года. Моет руки с мылом: 2–3 года.

Сам регулирует температуру воды: 5–6 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение вымыть руки.   Мыть руки лучше в одних и тех же ситуациях, что поможет ребенку лучше ориентироваться в событиях: после прогулки, после посещения туалета, перед едой, после рисования, когда видно, что руки грязные. Словесную инструкцию сопровождайте жестом (потирание рук) и детским словом, например, «буль-буль». Если ребенок проявит желание мыть руки, прокомментируйте его действия, используя детское слово, взрослое слово и жест.
Подойти к раковине.   Если раковина расположена высоко, используйте устойчивую скамеечку. Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте. Когда ребенок привыкнет к выполнению цепочки действий, он может приносить и ставить ее сам.
Засучить рукава.   Если рукава заканчиваются резинкой, покажите ребенку, как их можно поддернуть. Возможно, на первое время в нижние края рукавов стоит специально продернуть резинку.
Включить и отрегулировать воду.    
Смочить руки.    
Намылить руки.   Можно использовать жидкое мыло с дозатором, что позволит ребенку самому нажать на клапан дозатора и поймать ладонью жидкое мыло. Можно поместить мыло в сеточку и подвесить его к смесителю. Детям легче использовать маленький кусочек мыла, который можно просто отрезать от обычного куска мыла.

 

*  Навык «Моет руки» служит примером того, как можно разложить на цепочки действий умывание лица, мытье ног и тела.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Потереть руки.   Учите ребенка в разных ситуациях тереть руки друг об друга: вытирать их салфеткой, стряхивать с рук песок, раскатывать двумя руками колбаски из пластилина, ловить ладошками струйку воды, мять двумя руками бумагу, стирать мелкие предметы и т. д.
Смыть мыло.    
При необходимости намыливание и смывание водой повторить.   После того, как мыло с рук смыто, обратите внимание ребенка на то, что ручки чистые, но мокрые.
Найти и снять с крючка свое полотенце*.   Обратите внимание на высоту расположения крючка для полотенца, ребенок должен доставать до него! Лучше использовать полотенце с особой картинкой, чтобы малыш учился искать свое полотенце среди других.
Вытереть руки.    
Повесить полотенце.   Полотенце должно висеть на доступной для ребенка высоте.

 

 

*  Вытирание рук может рассматриваться как отдельный навык. Он включается в такие навыки, как мытье посуды, стирка. По аналогии с вытиранием рук можно выстроить вытирание ног и тела.


Навык

«Чистит зубы»


Возраст формирования навыка

Начинает имитировать движения при чистке зубов: 1,5–2 года.

По подражанию чистит зубы – пасту выдавливает взрослый: 2–3 года. Самостоятельно чистит зубы, выдавливая пасту: 4–5 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение чистить зубы.   Заранее приготовьте зубную щетку, пасту, стакан для воды. Подбирая тюбик с пастой, обратите внимание, что крышка не должна быть слишком мелкой.
Подойти к раковине и встать на скамеечку.   Желательно, чтобы скамеечка стояла в постоянном месте.
Включить и отрегулировать воду.   Если можно заранее отрегулировать температуру воды на шаровом кране, сделайте это, чтобы ребенок мог сам его включить.
Набрать воду в стакан и поставить его на поверхность.   Если вы предпочитаете использовать при чистке зубов кипяченую или бутилированную воду, налейте ее в стакан заранее.
Взять щетку из стаканчика-подставки.    
Смочить щетку под струей воды.    
Положить щетку на поверхность или поставить в стаканчик.   На первых порах можно мыть зубы только водой без пасты. Можно использовать специальный подносик, поставив его на раковину, тогда ребенок сможет брать с него и класть обратно щетку, пасту и стакан с водой.
Взять тюбик с пастой.   Учите ребенка брать предметы из определенного места, например, карандаши и кисточки из стаканчика. Можно предварительно отвинтить и снять крышку с тюбика и поставить открытый тюбик в стаканчик или положить на подносик.

 

*  Несмотря на повседневность, данная цепочка может быть самой сложной для ребенка из-за большого количества последовательных действий. В связи

с этим, предлагается вначале его освоения использовать упрощенную цепочку, предполагающую чистку зубов силиконовой щеткой без пасты, а затем уже переход к обычной чистке зубов с зубной пастой. Кроме того, возможна перестановка местами звеньев цепочки, составляющей последовательность. Это зависит от удобства взрослого и ребенка, устройства крана смесителя, расположения полок в ванной и так далее.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Открутить крышку тюбика и положить ее на поверхность.   Учите ребенка отвинчивать и завинчивать бутылки, баночки.
Взять тюбик в одну руку.   Учите ребенка нажимать и выдавливать крем, шампунь и т. д.
Другой рукой взять щетку.   Учите ребенка действовать двумя руками.
Нажать на тюбик и выдавить пасту на щетку.    
Положить тюбик на поверхность или поставить в стаканчик   Учите ребенка класть разные небольшие предметы на поверхность или в стаканчик.
Чистить зубы щеткой.    
Взять стакан с водой.   Учите ребенка брать емкость с водой, наливать, переливать и выливать из нее воду. Учите ребенка пить из чашки.
Прополоскать рот и поставить стакан.   Если есть возможность, используйте кипяченую или бутилированную воду.
Помыть щетку под струей воды.   Можно прополоскать щетку в стакане с водой.
Поставить щетку в стаканчик- подставку.   Учите ребенка ставить в стаканчик карандаши, палочки, фломастеры и т. д.
Взять крышку тюбика и навинтить ее на тюбик.    
Поставить тюбик на место.    

Навык

«Пользуется туалетом /

Остается сухим»


Возраст формирования навыка Начало приучения: 1,5–2 года. Почти без «аварий»: 2–3 года.


 

Ночью остается сухим: девочки – 2–3 года, мальчики – до 4-х лет. Во время сна остается сухим. Встает в туалет, если нужно: 4–5 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Попроситься в туалет или последовать просьбе взрослого сходить в туалет.   Обеспечьте ребенку удобный горшок, унитаз с подставкой или другое дополнительное оборудование.
Подойти к горшку / унитазу.    
Спустить штаны.   Описано в отдельной таблице навыка «Раздевание».
Сесть*.   Повернуться спиной к горшку и сесть. Если используется унитаз, продумайте дополнительные приспособления: устойчивую подставку, скамеечку, банкетку, детское съемное сидение на унитаз. Используя детское сидение для унитаза, продумайте, как его хранить, чтобы ребенок со временем мог сам достать и положить его на стульчак.
Сидеть на горшке / унитазе.    
Сообщить, что пора встать.    

 

 

* Если мальчик умеет мочиться стоя, лучше пользоваться унитазом, перед которым он сможет встать на подставку, или навесным детским писсуаром, которые сейчас есть в продаже.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Встать.   Учите ребенка вставать вперед и вверх с низких стульчиков или скамеек.
Оторвать бумагу.   Учите отрывать полоску бумаги определенной длины. Можно сделать отметку на стене туалета, которая будет показывать, сколько бумаги нужно отмотать.
Вытереть попу.   Встать в удобную для подтирания позу (нагнуться, чтобы взрослый вытер) или вытереть самому (нагнуться и чуть присесть). Можно учить ребенка пользоваться влажными салфетками.
Надеть штаны.   Описано в отдельной таблице навыка «Надевает штаны, брюки, шорты». С. 42-43.
Вылить горшок / спустить воду.    
Вымыть и вытереть руки.   Описано в таблице навыка «Моет руки». С. 17-18.

Навык

«Ест и пьет самостоятельно»


Возраст формирования навыка

До года: сосет сухарик или ест специальное детское печенье, держа их в кулачке.

Пьет из чашки, жует и проглатывает полупротертую пищу, ест руками, начинает есть ложкой: 1 год. Пьет из чашки, ест ложкой, пьет через соломинку: 2 года.

Пользуется вилкой: 3 года.

Ест полностью самостоятельно: 4 года. Пользуется ножом: 5–6 лет.


 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Принять решение кушать / есть или пить.   Приготовьте удобную тарелку, ложку, вилку, салфетки. Место еды должно быть постоянным.
Сесть за стол.   Учите ребенка садиться на возвышения разной высоты. У ребенка должна быть возможность самому сесть за стол, поэтому рекомендуется использовать такой стул, чтобы ребенок мог сам сесть на него.
Еда руками: есть, держа еду в руке (хлеб, сухарик, банан); есть мелкие кусочки пищи руками: кусочки сыра, овощей, мясо и т. д.   Если ребенок не умеет откусывать кусок нужной величины, нарежьте пищу и предлагайте ему маленькие кусочки, чтобы избежать поперхивания.
Еда ложкой: взять ложку; опустить ложку в тарелку; зачерпнуть еду; донести ложку до рта, не переворачивая; снять губами пищу, закрыть рот; прожевать и проглотить.   Будьте внимательны к подбору ложки. Чашечка ложки должна быть глубокой, но не длинной и не широкой. Можно начинать учить ребенка есть ложкой, используя на первых порах вязкую пищу, которая не будет стекать с ложки – например, творожок из пластикового контейнера. Учите ребенка поворачивать запястья, например, предлагайте отвинчивать крышки, при опускании «монеток в копилку», поворачивайте постепенно игрушку-копилку так, чтобы прорезь располагалась вертикально.
Еда вилкой: взять вилку; донести до тарелки; наколоть кусочек еды; донести до рта и положить в рот; закрыть рот и снять пищу с вилки; прожевать и проглотить.   Используйте детскую удобную вилку. Учите ребенка накалывать на палочку комки пластилина.

 

Навык. Цепочка последовательных  действий Кто принимает решение, выполняет Дополнительные  рекомендации
Питье из чашки: взять чашку; поднести ко рту; положить край чашки на нижнюю губу; сделать глоток; закрыть рот; проглотить жидкость; поставить чашку на стол; делать несколько глотков подряд.   Чашка должна быть невысокой, не тяжелой и с удобной ручкой. Можно использовать емкость без ручки (стакан, небольшую керамическую пиалу). В некоторых случаях, когда ребенок не понимает, что для проглатывания жидкости нужно сначала закрыть рот, допускается контроль нижней челюсти рукой взрослого.
Питье через соломинку: взять пакетик с соком, вставить в него соломинку; вставить соломинку в рот; втянуть жидкость через соломинку и проглотить ее.   Взрослый может слегка нажать на пакет с соком, чтобы жидкость поднялась по
Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.