Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-09-04 | 122 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:
— изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности;
— определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;
— привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.
В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
Беседа — одновременно и форма и метод общения с родителями.
В Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:
|
1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.
2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка.
От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.
4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия: реализация индивидуального подхода.
Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.
В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей в соответствии с тремя уровнями:
— низкий: родители могут лишь выделить определенные явления и факты поведения ребенка;
— средний: родители могут выражать свое эмоциональное отношение к выделенным фактам;
|
— высокий: родители стремятся дать анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление.
Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопросов типа: «Каковы любимые занятия ребенка?» или «Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?» и т.п.
Средний уровень (эмпатийный) определяется с помощью вопросов типа: «Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?», «Что Вам нравится в Вашем ребенке?» и т.п.
Высокий уровень (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как: «Какие занятия в детском саду не нравятся Вашему ребенку? Почему?»; «Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению именно в логопедической группе? В какую сторону? Что способствовало этим изменениям?» и др.
Помимо уровня наблюдательности с помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту. В приложении 1 представлена анкета 1 для родителей детей с недостатками речи.
Цель анкеты 2 (приложение 2) — выявить преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и уточнить данные анкеты 1 относительно выявленного уровня наблюдательности родителей.
После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.
Рисунок на тему «Семья» (методика Г.Т. Хоментаускаса) служит показателем восприятия внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей. Кроме того, рисунок позволяет составить представление о степени эмоциональной и психологической близости ребенка и родителей.
Рисунки семьи очень показательны, порой они отражают то, что трудно заметить даже самым близким людям, если они не привыкли придавать значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка.
Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми.
Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей личности своего ребенка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе.
|
Выделяется часть родителей, озабоченных нахождением ребенка в специальной группе. Они считают, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка.
Аналитический уровень демонстрирует лишь небольшая часть родителей: они дают развернутые ответы на вопросы анкеты, сообщают информацию, выходящую за пределы требуемого, но, по их мнению, важную для лучшего понимания их ребенка, с готовностью откликаются на просьбы учителя-логопеда и воспитателя, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекаются к активному участию в работе логопедической группы, чем подают положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.
Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают нарушения произношения, как дефект устранимый, требующий специальной работы как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т.е. они не считают, что произношение звуков у ребенка страдает; родители слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу — научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Такие родители чаще всего показывают низкий уровень наблюдательности — эмпирический.
|
Выделяется часть родителей, позиция которых также может быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм».
Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (по приглашению учителя-логопеда) наряду с вышеперечисленными формами работы активно используется в педагогической практике, значительно повышая эффект коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребенка.
Методические рекомендации учителя - логопеда родителям детей с речевыми недостатками
Общие методические рекомендации:
— покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
— не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;
— соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
— не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
— вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
— совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
— согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
— помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
— верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи. Варианты специфических рекомендаций:
— родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
— родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;
|
— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
— не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);
— подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;
— родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.
Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений:
— отличать правильное произношение от дефектного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произношением;
— оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— узнавать и различать звуки.
У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе.
Ниже представлен один из вариантов индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов.
I. Подготовительный этап
Основная задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
• Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.
• Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.
• Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.
• Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.
• Укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).
II. Формирование произносительных умений и навыков
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
• Устранять дефектное звукопроизношение.
• Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
• Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы на данном этапе.
1. Постановка звуков в последовательности:
— свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
— шипящий [ш];
— сонорный [л];
— шипящий [ж];
— сонорные [р], [р'];
— шипящие [ч], [щ].
Способ постановки — смешанный.
Подготовительные упражнения для постановки звуков:
— для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
— для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
— для [р], [р']: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
— для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленного звука в слогах:
— [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л'] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
— [д]> [Ч1> [щ]. [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
— [р], [р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистого-ворки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков:
[с] - [з], [с] - [с'], [с] - [ц], [с] - [ш];
[ж] - [з], [ж] - [ш];
[ч] - [с'], [ч] - [т'], [ч] - [щ];
[щ] - [с'], [щ] - [т'], [щ] - [ч], [щ] - [р'];
[р] - [л], [р] - [р'], [р'] - [л'], [р'] - [й], [л'] - [л].
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности).
III. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!