Структурная характеристика коллектива — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Структурная характеристика коллектива

2019-09-04 441
Структурная характеристика коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 


Ценностно-ориентационной зрелость коллектива. В деятельности педагогического коллектива можно выделить три типа целей:

1. Собственно образовательные цели (текущие цели учебно-воспитательной и коррекционной деятельности).

2. Цели развития учебно-воспитательной и коррекционной деятельности.

3. Цели саморазвития педагогического коллектива.

Наиболее развитый педагогический коллектив ставит перед собой цели всех трех типов. Такой коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал детского сада (определяемый используемыми педагогическими технологиями и условиями для полноценной реализации), но и эффективно наращивать его за счет освоения новшеств, так и повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования своей структуры. То, какие цели ставить перед собой коллектив, говорит о его ценностно-ориентационной зрелости.

Ценностно-ориентационная зрелость педагогического коллектива – это характеристика, отражающая степень готовности его членов прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в ее развитии и саморазвитии коллектива. Уровень ценностно-ориентационной зрелости определяется значениями трех первичных характеристики коллектива: ориентированности на достижение в текущей деятельности, ориентированности на развитие и ориентированности на саморазвитие.

Ориентированность на достижения в текущей деятельности характеризует готовность членов коллектива прикладывать усилия для того, чтобы максимально использовать образовательный и развивающий потенциал ДОУ.

Ориентированность на развитие деятельности показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения стимулируют активность его членов в совершенствовании содержания, организации и методов учебно-воспитательной и коррекционной деятельности.

Ориентированность на саморазвитие коллектива показывает, в какой мере существующие в коллективе отношения способны стимулировать активность его членов в повышении своего профессионального и культурного уровня.

Организованность коллектива. Постановка общих целей, во-первых, еще не гарантирует их достижение, а во-вторых, в зависимости от организации взаимодействия между членами коллектива цели могут достигаться разными затратами усилий и за разное время. В каждом детском саду существует формальная структура, в которой отношения между сотрудниками регламентированы нормативными актами. Но эти акты не могут определять всего. В жизни детского сада существует много ситуаций, требующих от педагогов самоорганизации совместных действий.

Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от ответственности членов коллектива, их сработанности и включенности в управление.

Ответственность характеризует, насколько добросовестно относятся члены коллектива к выполнению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, а также их готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности.

Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю.

Особенно важна сработанность в педагогических коллективах, внедряющих новшества. Если координация действий осуществляется только через руководителя, то вероятность успеха будет невысокой.

Включенность в управление характеризует степень влияния передовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы дошкольного учреждения.

Сплоченность коллектива – это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплоченность – способность сохранять эту структуру. Сплоченность зависит от единства ориентаций, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Единство ориентаций показывает степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций воспитателей по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего в согласии с оценкой коллектива качества полученного результата.

Совместимость – это характеристика коллектива, отражающая, в какой мере существующие межличностные отношения несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов. Потенциальная стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем для его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава педагогов в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.

Данные структурные характеристики представляют собой параметры оценки взаимодействия специалистов МДОУ компенсирующего вида в процессе формирования коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР. Степень проявления данных характеристик служит основанием для оценки уровня развития взаимодействия специалистов в ДОУ.

В процессе исследования использовались такие методы, как наблюдение и экспертная оценка по следующим критериям:

3 балла – признак наблюдается полностью, постоянно;

2 балла – признак наблюдается в значительной степени в течение длительного времени;

1 балл – наблюдается в незначительной степени;

0 баллов - не наблюдается.

Распределение баллов позволило выделить уровни взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.

18 – 27 баллов – высокий уровень;

9 – 17 баллов – средний уровень;

0 – 8 баллов – низкий уровень.

Характеристика уровней взаимодействия специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи представлена в Таблице 3.

 

 

Таблица 3


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.