Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-08-07 | 308 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н
Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и пись му: Конспекты занятий с играми и упражнениями по разви тию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет.) -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. — 120с.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые материалы разработаны и апробированы педагогами в группах многопрофильного дошкольного объединения «Малышок» г. Москвы. Занятия составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников и младших школьников на выразительном материале и оборудовании, повышающих интерес к ним и побуждающих ребенка к активной познавательной, творческой и игровой деятельности — основной деятельности детей этого возраста.
К разработкам занятий прилагаются рабочие материалы, поясняющие рисунки, схемы и фотографии.
Занятия рекомендуется проводить два раза в неделю (по одному из каждого раздела). Длительность занятий — 30-35 минут.
По окончании цикла занятий, предполагается развитие и совершенствование у детей:
мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
крупных движений и умения владеть своим телом;
пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве — на примере собственного тела, ориентация во времени); активной речи, словарного запаса;
мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, выкладывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
|
Работа не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:
- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упруги, гладкими и шероховатыми);
- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
2. Речевой области коры головного мозга;
- формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- - умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук и не позволяет ребёнку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.
|
Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется чётко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие, смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических её функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка ещё не достигает такого уровня развития. Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Игры-упражнения, предлагаемые в пособии, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывают усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя её развитию.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук.
Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического раз-1 вития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях мы проводим, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
|
Вспомним сказанное И.П. Павловым: «...развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых i «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.
Левое полушарие ответственно за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, которые и достигли максимального развития.
Правое полушарие, освобожденное от этой задачи, получило возможность целиком переключиться на развитие художественного мышления, свойственного только человеку, на отражение мира в формах искусства.
Для формирования Человека Гуманного эти способности не менее важны, чем способности к речевому общению. Для творческого развития нужна дополнительная мозговая активизация, раскрепощающая образное мышление.
Такая «межполушарная специализация» — явление не врожденное, а вырабатываемое. Все зависит от конкретной направленности развития способностей личности в процессе воспитания с раннего детства.
Итак, повторяя игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.
Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений. Те игры-упражнения, которые мы включили в пособие, одновременно несложные и сложные. Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу этих упражнений заложено развитие таких навыков. Ребенку трудно увидеть и воспринять образец. Он не различает деталей предмета и не может выделить части из целого. Связано это с дефектом восприятия или с плохим зрением. Поэтому очень важно подробно описать образец, проанализировать его изображение и детали и только после этого начинать работать. И наоборот, ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т.д. по показу взрослого. Но и в этом случае требуются подробные пояснения.
|
Работая с детьми, мы, взрослые, встречаемся с удивительными противоречиями. Ребенок как будто очень рано осваивает пространство, правильно ориентируется в знакомом помещении, в картине, рисунке и т.п. Он отличает одну геометрическую форму от другой, ближнее от дальнего, понимает выражения «вперед», «напротив», «между» и другие и правильно выполняет заданные действия. ВМЕСТЕ С ТЕМ САМИ ЭТИ ПРИЗНАКИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СВЯЗИ НЕ ВЫДЕЛЕНЫ И НЕ СТАЛИ ЕЩЕ У РЕБЕНКА ПРЕДМЕТОМ ПОЗНАНИЯ. Хорошо зная требования школы к будущей практической деятельности детей, мы с первых занятий уделяем большое внимание развитию и совершенствованию пространственных и временных представлений, ориентации на листе бумаги — «справа, слева, вверху, внизу» и т.д.
Тем самым педагоги стремятся:
совершенствовать и закреплять чувственные знания о признаках предметов и их взаимосвязях;
- связывать эти признаки с соответствующими словами, что обеспечивает переход детей от чувственного познания к обобщениям и отвлеченным понятиям;
— использовать практические действия самого ребенка шире и разнообразнее.
Овладевая понятиями пространства, дети знакомятся и с категориями времени — что необходимо делать сначала, а что потом. Бытовое время: утро, вечер, завтра, недавно, потом; предлоги: перед, после, до, за — все это представляет особую сложность для усвоения детьми дошкольного возраста. Слабая ориентированность (тем более ее отсутствие) во времени и пространстве вызывает впоследствии трудности усвоения многих учебных предметов: чтения, письма, ручного труда, грамматики, математики, физкультуры.
Наблюдения в экспериментах за младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении, ярко это доказывает.
«Не знаю, почему ухо правое или левое? Правая, левая сторона? А какая? Я правильно делаю?»
«Мы завтра проходили букву «III».
«Не знаю, какое число перед ним. Это как?» и т.д.
Такие дети испытывают также большие трудности в усвоении учебного материала по географии, истории, геометрии, родному языку.
Для развития, совершенствования деятельности обоих полушарий мозга требуется длительное время, но именно с этим связаны трудности пространственно-временной ориентации. Трудности усугубляются обилием вводимых педагогом понятий, терминов пространственных отношений, недостаточно подкрепленных практикой и жизненным опытом ребенка.
|
Чтобы ребенок в дальнейшей практической и учебной деятельности не испытывал затруднений, ощущения собственной неполноценности и аффективных реакций (тревога, агрессивность, отказ выполнять задания), мы стараемся предупредить формирование механизма таких затруднений. Этому помогают доброжелательность, внимание, чуткость со стороны взрослых, положительная оценка стараний ребенка. И предлагаемое пособие составлено таким образом, чтобы закрепление пространственных ориентировок осуществлялось в играх, упражнениях, интересных рисунках.
В конце каждого занятия первого раздела дети рисуют
на свободном пространстве раздаточного листа. Таким образом соблюдается смена деятельности ребенка, поддерживается интерес к занятиям, закрепляются пространственные ориентиры, признаки и отношения, значимость пространственного положения предметов. С большим удовольствием дети рисуют, используя цвет, выражают свои чувства, мысли, переживания от увиденного и услышанного. У них есть возможность высказать свое отношение к тому, что они уже знают и что узнали нового, выразить эмоциональное отношение к этому. Рисование в конце занятия снимает напряжение и дает возможность расслабиться.
Рисунки детей на свободную тему помогают педагогу глубже узнать и понять духовный мир ребенка, его содержание, поддержать стремление к познанию окружающего мира и правильной ориентации в нем.
Не случайно на первых же занятиях педагог предлагает ребятам как ориентир надеть на правую руку цветные резинки.
Обратимся к возрастным особенностям памяти детей старшего дошкольного возраста. Память способна не только воспроизводить полученные впечатления, но и длительно их сохранять. В данном случае тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствуют запоминанию, закрепляя понятие «правая рука», «правая сторона». В дальнейшем все игры-упражнения, их повторы направлены на развитие не только тактильной, но и других видов памяти: вербальной, образной, двигательной, эмоциональной; на сохранение воспринятого. Но это, в первую очередь, зависит от того, насколько интересно и понятно детям то, что они узнают и заучивают. То, что интересно, эмоционально окрашено чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее им воспроизводится.
У детей в этом возрасте внимание непроизвольное (произвольное, внутреннее внимание еще не развито). Это значит, что ребенок направляет его туда, где есть что-то яркое! новое, необычное. Поэтому на наших занятиях мы используем много оборудования. Яркость, новизна, необычности позволяют поддерживать неослабевающий интерес у ребят до конца занятий. Тем самым вырабатывается сосредоточенность, волевое внимание.
В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают! непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение — расслабление», в тяжесть — легкость»; характер движений: «сила — слабость», темп и ритм.
Восприятие ритма как специального предмета познания становится доступным для детей этого возраста. Они с большей уверенностью не только замечают, где именно изменился ритм, но и точно воспроизводят его своими движениями, показывая на выкладываемых предметах различное расстояние между ними, воспроизводят воспринятый ритм движениями рук, ходьбой, бегом с остановкой и другими средствами. Чувство ритма обнаруживается в слуховом и зрительном восприятии, в возможности видеть орнамент, что очень важно в собственной деятельности ребенка: музыкальной, изобразительной, аппликационной, конструктивной, также, чуть позже,— в письме. Письмо — двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Сформированность произвольной моторики, слухомоторных координации и чувства ритма могут снять возможные проблемы нарушений в чтении и письме.
Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т.е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно, имеет свое продолжение во второй части программы.
Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.
Цели и задачи каждого занятия первой и второй частей точно совпадают. Работа педагога с детьми плавно переходит и продолжается в гимнастическом зале с соответствующим оборудованием. Использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий и повышает интерес к ним.
Ритмичность, пластичность, умение двигаться всем телом, новая образно-ритмическая связь движений и музыки из популярных детских песен и мультфильмов радуют ребят, развивают слуховое восприятие, чувство ритма. Яркие и интересные сценарии спортивных праздников развивают адекватные образы, фантазии, радостные эмоции, позволяют сделать движения более выразительными, точными и правильными.
Ощущение ребенком собственного тела дополняет развитие представлений пространственного воображения, является базой для мышления.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Эту работу необходимо продолжать и в младшем школьном возрасте, т.к. дети, особенно первоклассники, испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечных тканей. Игры и упражнения, используемые на уроках, способствуют дальнейшему психофизическому развитию ребенка, а также позволяют снять напряжение и дают ему возможность расслабиться.
И как всякий труд, эта работа на первом этапе приходит к своему логическому завершению и одновременно продолжению на втором. Результаты работы позволяют приступить к решению не менее сложных проблем в обучении детей написанию цифр.
В процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты.
Письмо может быть рассмотрено как двигательный акт, т котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Двигательный состав письма весьма сложен иотличается своеобразием на каждой ступени овладения этим навыком. Профессор Н.А. Бернштейн в своей работе «О построении движений» отмечает, что каждый ребенок» на первом этапе обучения пишет крупно, т.к. еще не завершено формирование зрительно-моторных, пространственных координации. К тому же, чем крупнее письмо, тем меньше разница между движениями кончика пера и движениями самой руки. То есть, чем крупнее письмо, тем проще и доступнее перешифровка этих движений. По мере освоения этой перешифровки, ребенок переносит на кончик пера сначала зрительные, потом чувствительные проприоцептивные коррекции и обеспечивает движению кончика пера любую нужную траекторию. Благодаря этому, постоянно уменьшается величина выписываемых цифр. Такое же явление имеет место при действиях с любым орудием: иглой, ножом и т.п. А постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создает предпосылку для автоматизации навыка, который, совершенствуясь через процесс тренировки, становится стандартизированным, стабильным. Поэтому целенаправленные педагогические приемы также важны в методике обучения письму.
Первое занятие первого раздела наглядно покажет педагогу эту возрастную особенность детей-дошкольников. Именно такую работу выполняют руки ребенка в рисовании «зернышек и червячков». Эти рисунки, как тестовое задание, определяют, у кого из детей плохо развита рука, кто не умеет правильно держать карандаш, кто и как ориентируется на листе бумаги, кто и как рисует.
Чаще всего дети рисуют крупно, размашисто. Психологи называют такое рисование «почеркушки». Педагогу понадобится много усилий, чтобы формирование зрительно-моторных координации проходило правильно. Поэтому так много в первом разделе данного пособия предварительной работы. Ведь даже нарисовать правильно точку многие дети, особенно домашние, не умеют. Именно поэтому предлагаетс я сначала крупное рисование в рабочих листах, крупные цифры в крупных клетках. Очень осторожно вводим понятие нового рабочего поля — клетка. На этом этапе работа трудна. Она требует собранности, сосредоточенности, организованности. Через умение выполнять крупные движения карандашом (ручкой, фломастером) из занятия в занятие достигается необходимая стабильность двигательного акта письма. Этим процессом отрабатывается ровная расстановка цифр. Только затем вводится мелкое написание и мелкая клетка.
Такая постепенность правильно формирует моторные навыки, зрительные координации, а в дальнейшем служит хорошей основой для формирования скорописи письма.
Приемы и методы, используемые на занятиях: игра (как основной прием в дошкольном и младшем школьном возрасте), наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой, — позволяют педагогам не допускать нарушений неврологического характера, аффективных потрясений детского организма. Взрослые, интересно строя свою работу с детьми этого возраста, повышают коэффициент полезного действия каждого занятия в общей воспитательно-образовательной работе с дошкольниками (а также с учащимися младших классов школ).
Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий, к которым относятся следующие:
эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия; число детей (в группе 12 — 15 человек). Если работа проходит в классе школы, где число детей от 20 и более, то класс делят на две подгруппы. Один раз в неделю предполагаются индивидуальные занятия с детьми, уровень подготовки которых требует более углубленных занятий по отдельным темам; педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, что является главной задачей.
Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их работы, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.
Критериями оценки могут быть творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень развития ребенка.
Так, задания первых трех занятий могут быть тестовыми для определения:
- развития мелкой моторики рук;
- умения правильно держать карандаш;
- пространственной ориентации ребенка на листе бумаги и на примере собственного тела;
- зрительно-моторных координации;
- техники рисунка.
Чтобы выявить состояние развития двигательных и познавательных способностей каждого ребенка, детям предлагается ряд работ, которые могут быть составлены педагогом.
Занятие 1 “Здравствуй, карандаш”
Цель: закреплять пространственные представления: справа, слева, в центре, вверху, внизу, впереди.
Оборудование: карандаш большой демонстрационный, карандаши неотточенные с гранями, карандаши ТМ простые, отточенные, резинки круглые цветные на руку (каждому), цветные карандаши или фломастеры, по одной тарелке и по 10 камешков на каждого; демонстрационный материала и раздаточный лист № 1.
Перед началом занятия познакомить детей с предметами, лежащими на столе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная беседа педагога: ”Все дети любят рисовать. Красиво рисовать можно научиться. Мы будем играть с пальчиками, а также с карандашами, мячами и другими предметами. И все вместе будем сначала рисовать, а потом писать”,
Послушайте и отгадайте загадку:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Море, горы, солнце, пляж.
Что же это?.. (карандаш)
- Чем ещё можно рисовать?.. А что помогает нам рисовать?..
- Пальчики! Наши пальчики! Давайте поиграем с ними.
Упражнение “Пять и пять”
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. Ладошки широко разведенных рук раскрываются.
Затем переплетённые пальцы обеих
ладоней сгибаются и разгибаются.
Повернулись,
Улыбнулись, Вращение кистей рук. Сложенные к большому
пальцу пальцы обеих рук “ растягиваются в
улыбку”, показывая её.
В кулачок вот так свернулись.
Вот такие молодцы! Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.
Стучат кулачок о кулачок.
(Упражнение повторить 2 раза).
Педагог напоминает детям, где правая и где левая рука и обращается к ним: “Наденьте, пожалуйста, резинки на правую руку. А теперь мы поиграем с нашимдругом-карандашом”.
Игра-упражнение 1. Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите (см. фото 1). (Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями).
-Послушайте, как он “шумит”, Разогреем ладошки.
“Пошумим” у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он “шумит” у вас (наклоняется то к одному ребёнку, то к другому). Молодцы!.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети, сегодня мы будем играть с карандашами, счетными палочками и нашими пальчиками. И будем рисовать.
Начнем с упражнения «ПЯТЬ И ПЯТЬ» (см. Занятие 1). По окончании упражнения, дети надевают резинку на правую руку и играют с карандашом.
Игра-упражнение 1. Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите (см. фото 1). Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.
— Послушайте, как он «шумит». Разогреем ладони. «Пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он «шумит» у вас (наклоняется то к одному ребенку, то к дру гому). Молодцы!
Игра-упражнение 2.
— Дети, поставьте, пожалуйста, локти на стол10.Возьмите карандаш и зажмите его между пальцами обеих
рук (см. фото 2) Вот так! (педагог показывает карандаш, зажатый между указательными пальцами, не называя их)
{см. фото 9).
А теперь вращаем руки с карандашом то в одну сторону, то в другую (см. фото 10, 11). (Карандаш вращается в горизонтальной плоскости.) Опустите руки, встряхните
ими11.
Игра-упражнение 3. А теперь мы поиграем в другую игру. Все поверните раскрытые ладошки ко мне, согните по четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону (см. фото 3). Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. Повто рить 2-3 раза.
Покажите мне раскрытые ладошки (см. фото 4). Согните и разогните большой палец. Повторить 2-3 раза.
10 При выполнении игр 3,4, 5 локти детей стоят на столе.
" После игр 2, 3, 4, 5 дети опускают руки и встряхивают ими.
Игра-упражнение 4. Зажмите карандаши в четырех пальцах правой и левой рук, согнутых к ладоням (см. фото 5,6). Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам (и снова верните их на место. Повторить 3-4 раза.
Игра-упражнение 5.
— Пускай отдохнет наш друг карандаш, мы поиграем без него. Дети кладут карандаш на стол и выполняют движения, как в игре 4, но без карандаша. Сначала правой, затем левой рукой. Повторить 3-4 раза.
Игра-упражнение 6.
— Откройте, пожалуйста, коробки со счетными палочками. Выложите на стол пять штук. Брать их нужно правой рукой по одной. Молодцы! А теперь левой рукой берите по одной палочке и складывайте их обратно в коробку. По вторить 2 раза. При повторном выполнении дети выкладывают палочки левой рукой, а складывают правой.
Физкультминутка «ЛЯГУШКИ»
Видим, скачут по опушке Вверх и вниз скачут
Две зеленые лягушки — дружно.
Заниматься спортом нужно. Прыжки на двух ногах
Дети рано просыпались, Потянуться вверх за руками, посмотреть на руки.
Дети утром умывались, Круговые движения ладонями возле лица.
Полотенцем растирались, Поглаживание ладонями по противоположным плечам.
Ножками топали Топают ногами
Ручками хлопали Хлопают в ладони
Вправо, влево наклоняются Наклоны в стороны.
И обратно возвращаются.
Вот здоровья в чем секрет...
Всем друзьям физкультпривет! Подскоки на месте
Игра-упражнение 7.
А сейчас мы поиграем в игру «ДОЖДИК ТИШЕ —ДОЖДИК ГРОМЧЕ». Наш друг-карандаш будет играть вместе с нами.
Прыгали лягушки по опушке и громко квакали. Услышал их ветер, пригнал тучку, и пошел из нее дождик... кап да кап, тук да тук.
Дети, давайте покажем, как идет дождик, как стучат его капли. Возьмите, пожалуйста, неотточенный карандаш и постучите им то тише, то громче. Дети держат карандаш тремя пальцами правой руки, как при письме. Стучать нужно только ребром карандаша, усиливая или ослабляя стук постепенно (см. фото 7-8).
По окончании игры педагог предлагает детям положить неотточенный карандаш на стол, обращает их внимание на демонстрационный лист и спрашивает: «Что вы видите на нем? Где находится тучка?» (вверху листа).
Педагог предлагает детям нарисовать дождь, показывая, как правильно надо это делать. Педагог: «Капли дождя «падают» под наклоном. Движения руки сверху вниз».
После объяснения педагога дети берут карандаш синего цвета и рисуют на раздаточных листах. Нарисовав дождик, они закрашивают тучку цветом в пределах контура.
В конце занятия на этих же листах дети рисуют на тему «Что поливает дождик?»
Занятие 3 «СТРОИМ ЗАБОР»
Цель: формировать и закреплять понятия слева направо, сверху вниз, понятие вертикальная линия, справа, слева.
Оборудование: резинки на руку, карандаши неотточенные по два на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочка по три шт., деревянные счетные палочки, отточенные карандаши ТМ, цветные карандаши, демонстрационный лист № 3 и раздаточный лист № 3.
Перед началом занятия познакомить детей с предметами, лежащими на столе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: «Дети, сегодня мы будем играть с карандашами, счетными палочками, фасолью и нашими пальчиками. И будем рисовать;
Начнем с упражнения «ДРУЖБА».
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук соединя ются ритмично в замок
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим, Ритмичное касание паль цев обеих рук
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять — Поочередное касание паль цев на обеих руках, начиная с мизинца
Н ачинай считать опять.
Р аз, два, три, четыре, пять — Руки вниз, встряхнуть ки стями.
Мы закончили считать. (Повторить 2 раза.)
По окончании упражнения дети надевают резинку на правую руку и играют с карандашами.
Игра-упражнение 1. Возьмите, пожалуйста, два неотточенных карандаша, зажмите между ладонями и потрите их. Дети перекатывают карандаши между двумя ладонями. Послушайте, как они «шумят». Разогреем ладошки. «Пошумим» у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как они «шумят» у вас (наклоняется то к одному, то к другому ре бенку). Молодцы! Положите карандаши на стол.
Игра-упражнение 2. 13 Поиграем с ладошками. Прижмите ладони друг к другу. Пальцы рук соединены вместе и направлены вверх (см. фото 12).
Покачайте сложенными ладошками влево и вправо (см. фото 13). Повторить 4 раза.14 Сделать эти движения еще раз.
Игра-упражнение 3. А сейчас мы поиграем в другую игру. Называется она «МЯЧИКИ». Дети изображают руками сначала маленькие (см. фото 14), потом большие мячи (см. фото 15). При изображении маленького мяча пальцы рук расслаблены, а большого мяча — напряжены. Повто рить 3 раза.
Игра-упражнение 4. Дети, поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад (см. фото 2). Повторить 2 раза.
Игра-упражнение 5. Поиграем с фасолью. Правой рукой переложите фасоль из одной тарелки в другую. Брать ее нужно по одной штучке. Левой рукой переложите фасоль обратно.
А теперь одновременно правой и левой руками возьмите фасоль по одной штучке и разложите ее в две тарелки. Молодцы! А из двух тарелок одновременно правой и левой руками сложите фасоль по одной штучке обратно.
13 Игры 2,3,4,5 — развитие, формирование внимания, подвижности и гибкости пальцев и кистей рук, зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, умения брать мелкие предметы, учитывая их форму и размер согласованности действий обеими руками.
14 По окончании игр 2,4, дети опускают руки и встряхивают ими.
Физкультминутка «КЛЕН»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз — наклон,
И два — наклон.
Зашумел листвою клен. (Повторить 2 раза.)
Игра-упражнение 615. А сейчас мы поиграем со счетными палочками в игру «СТРОИМ ЗАБОР».
Педагог на демонстрационном пособии показывает детям, как правильно нужно выложить «забор».
— Забор будем «строить» слева направо от домика. Брать нужно по одной палочке правой рукой и выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга.
После объяснения педагога дети выполняют задание на своем раздаточном материале. Выложенный забор они собирают левой рукой по одной палочке также слева направо от домика.
По окончании этой игры, педагог обращает внимание детей на демонстрационный лист и предлагает им нарисовать16 забор на раздаточном листе № 3.
Педагог: «Рисовать забор будем слева направо, от домика. Проводить вертикальные линии сверху вниз, от верхней полоски к нижней, не заходя за них» (свое объясне ние педагог сопровождает показом).
Дети берут отточенный карандаш и рисуют на раздаточных листах.
В конце занятия дети рисуют на свободную тему.
15 Игра 6 — развитие, формирование, закрепление мелких движений рук, зрительно-моторной координации, ориентации в про
странстве, слаженных действий правой и левой рук.
16 Развитие, формирование пространственной ориентации на листе бумаги, зрительно-моторной координации, умения рисовать
в ограниченном линиями пространстве листа, раскрашивать в пределах контура.
Занятие 4 «РИСУЕМ ЗАБОР»
Задачи: формировать и закрепить понятия высокий — низкий, слева направо, сверху вниз, вертикальный.
Оборудование: резинка на руку, неотточенные карандаши по два на каждого, резиновый мяч d = 40 мм по количеству детей, простые отточенные карандаши 2М, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточные листы № 4.
Перед началом занятия познакомить детей с предмета ми, лежащими на столе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
— Дети, сегодня мы будем играть с карандашами, мячами и нашими пальчиками. И будем рисовать.
Упражнение «СТРОИМ ДОМ»
Целый день тук да тук. Руки сжаты в кулаки, боль шой палец поднят вверх.
Раздается звонкий стук. Движение сверху вниз боль шим пальцем.
Молоточки стучат. Постучать кулаком о кулак.
Строим домик для зайчат. Правым кулаком посту чать сверху по левому.<
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!