Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-08-26 | 399 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
E. B. Кузнецова, И.А. Тихонова
РАЗВИТИЕ
И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Москва 2004 |
конспекты занятий
УДК 373 ББК 74.100.5 К89
Рецензент:
научный сотрудник ИК.П РАО И. Ю. Кондратенко
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.
К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. (Серия «Программа развития».)
ISBN 5-89144-344-9
Методическое пособие содержит 37 подробных конспектов занятий с детьми 5—6 лет по развитию речи (по разделу «Ознакомление с окружающим миром»), которые помогут усвоить определенные правила и законы грамматики. Конспекты занятий позволят обобщить и систематизировать знания детей, будут способствовать развитию и обогащению их словарного запаса, формированию грамматических категорий и словообразованию, развитию связной речи.
Книга предназначена воспитателям и методистам ДОУ, логопедам, родителям детей 5—6 лет.
\
ББК 74.100.5
Кузнецова Елена Владнмцииша, Тихонова Ирина Анатольевна
РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Конспекты занятий
Редактор О.Е. Громова Корректоры Э. С. Корчагина, Л. Б. Успенская
Художник обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка И. И. Иванова Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат N° 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано к печати 22.11.03. Формат 60 х 901/».
Бумага типографская. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 6,0.
Тираж 7000 экз. Заказ № 3458.
Издательство «ТЦ Сфера» 129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (095)107-59-15, 181-75-05.
Отпечатано с готовых диапозитивов яа/ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, 2.
|
Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.
ISBN 5-89144-344-9 © ООО «ТЦ Сфера», 2004
От авторов
Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.
Конспекты занятий обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи.
В пособие также включены упражнения по развитию памяти,
внимания, мышления. Эти упражнения помогают ребенку научиться
классифицировать, сравнивать, определять последовательность со
бытий, находить простейшие закономерности, строить умозаклю
чения.
Предлагаемая система занятий направлена на развитие коммуникативной функции речи и активизацию познавательной деятельности детей.
В пособии представлен годичный цикл занятий (осень, зима, весна) по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей 5—6-летнего возраста. Занятия проводятся логопедом в системе комплексного и систематического специального обучения. Продолжительность каждого занятия от 25 до 30 минут, проводить их целесообразно в утренние часы 1—2 раза в неделю. При подготовке к проведению занятий могут быть использованы материалы ТА Каше, Т.Б. Фили-чевой, а также иллюстрации из книг и дидактических игр. Материал должен быть распределен по темам и храниться в отдельных папках в кабинете логопеда. Кроме иллюстраций используются муляжи, игрушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал легко изготовить самим. Почти после каждого занятия приводится перечень упражнений, игр, понятий — «Материал для закрепления». Это своеобразное «домашнее задание», которое весело и интересно выполнять с детьми дома, на прогулке, в группе.
|
Успехов вам, дорогие коллеги!
ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬЮ
Тематический план
Сентябрь | Темы | Количество занятий |
I неделя | Обследование детей | 1 |
II неделя | 1 | |
III неделя | Части тела | 1 |
IV неделя | Геометрические фигуры, основные цвета | 1 |
Октябрь | ||
1 неделя | Игрушки | 1 |
II неделя | Овощи | 2 |
III неделя | Фрукты | 2 |
IV неделя | Деревья | 1 |
Ноябрь | ||
I неделя | Грибы | 1 |
II неделя | Перелетные птицы | 1 |
III неделя | Осень | 1 |
IV неделя | Домашние птицы | 1 |
Занятие 1. «Части тела»
Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).
— Как называется то, что нарисовано на этих картинках од
ним словом? (Люди, человек.)
— Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о
себе.)
Логопед показывает рисунок человека.
— Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.)
Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, за
тем загадывает загадки:
1. У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши.)
— Для чего нужны уши?
2. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза.)
— Для чего нужны глаза?
3. Он бывает самым раз'ным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
— Для чего нужен нос?
— А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри,
губы, подбородок.
(Дети на себе показывают названные части лица.)
Физкультминутка
Девочки и мальчики Дети прыгают на месте,
Прыгают, как мячики.
Ножками топают, топают,
Ручками хлопают. хлопают,
|
Головками кивают кивают,
И тихо приседают. медленно приседают.
— Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)
— Покажите правую руку, левую.
Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).
— Чем вы топали? (Ногами.)
Проводится аналогичная работа.
4. Дидактическая игра «Подбери слова»
Логопед поочередно задает детям вопросы:
— Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и
т.д.).
— Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блес
тящие и т.д.)
— Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная ра
бота.)
5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
— Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)
— Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки,
тело и т.д.)
— Покажите, как это надо делать.
Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.
— Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки,
причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.
6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть
чистым и опрятным»
На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.
Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.
Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.
7. Учебное задание — составь фигуру человека
Итог занятия
Дети по «цепочке» называют основные части тела человека. Материал для закрепления
I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами
видим, ушами слышим, носом дышим и т л.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в,
за, между, около, перед.
|
2. Образование существительных множественного числа.
Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.
4. Подбор слов-антонимов.
Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий.
5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».
Ход занятия
1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета
Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название
и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит дидактическую игру «Разложи фигуры».
У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).
Занятие 3. «Игрушки»
Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.
Оборудование: демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки»; игрушки — мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:
кукла — мяч — танк;
матрешка — собака — ведро; машина — кубики — юла; неваляшка — пирамида — мозаика; домино — лото — ракетка; велосипед — дудочка — самокат.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.)
Логопед загадывает загадку: Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют?, Потому что он надут.
Как вы думаете, что это? (Мяч.)
— Какой он формы, какого цвета?
— Из какого материала сделан?
— Как с ним можно играть?
2. Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?» (на развитие зрительного внимания)
матрешка | пирамидка | мяч |
пирамидка | мяч | матрешка |
мяч | матрешка | ? |
Выставляется пирамидка.
— Из каких частей состоит пирамидка?
— Каких цветов части пирамидки?
— Из какого материала она сделана?
— Как с ней можно играть?
3. Игровое упражнение «Что изменилось?» (между мячом и пи
рамидкой выставляется машина)
Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, перед, между, рядом, около. Логопед загадывает загадку: Косолапые ноги, Зимой он спит в берлоге. Догадайся, ответь, Что это за зверь? (Медведь.)
|
— Что есть у игрушечного медведя?
— Из какого материала сделан?
— Какой он?
— Как с ним можно играть?
Логопед открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)
4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай» (по кар
точкам с изображением игрушек)
Физкультминутка
На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте,
Куклы Танины стоят. останавливаются,
Два медведя, Буратино изображают персонажей,
И веселый Чипполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять — прыгают,
Вместе мы пойдем гулять. маршируют, уходят с ковра.
6. Составление описательных рассказов об игрушках по картин
но-графическому плану
- Что это?
— Из каких частей состоит?..
— Какой формы?..
— Какого цвета?..
— Из какого материала сделана?..
— Как с ней можно играть?..
Рассказ логопеда
Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.
Итог занятия
ю
Материал для закрепления '
I. Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять
описательный рассказ об игрушке, используя их названия, вне
шние признаки и их части.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.
Например: пирамида — пирамиды и т.д.
2. Образование прилагательных от существительных.
Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ным суффиксом.
Например: мяч — мячик и т.д.
4. Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование чис
лительных с существительными: машина, мяч, кукла, самолет.)
5. Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, пе
ред, между, с, за, над.
Придумать предложения с этими предлогами.
Занятие 4. «Овощи»
Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение составлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мышление.
Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками овощей разной величины.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто стоит между..., за..., перед..., около..., рядом....
Отгадывание загадок
Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
11
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)
Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска.)
Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет. (Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)
4. Составление описательного рассказа о картофеле по картин но-графическому плану
цвет | форма | величина | вкус | какой на ощупь | В каком виде употребляют в пищу |
(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.)
Физкультминутка
В огород пойдем, Урожай соберем. |
Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки,
«таскают», «копают», «срезают», Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками, Щавеля нарвем немножко. «рвут», И вернемся по дорожке. идут по кругу, взявшись за руки. (Н. Нищева) |
Мы морковки натаскаем
Срежем мы кочан капусты, |
И картошки накопаем.
12
6. Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам с изо
бражением овощей)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
7. Дидактическая игра «Сосчитай» (по картинкам)
Согласование числительных с существительными.
8. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными
На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т.д.
Рассказ логопеда
— Осенью на огородах собирают урожай оаощей. Люди акку
ратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употреб
ляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них
делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают
на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Итог занятия
Занятие 5. «Овощи» (продолжение)
Цели: закрепить знания детей об овощах; учить составлять описательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; образовывать прилагательные от существительных; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — картины «Осенний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент
Итог занятия
— Ребята, пойдемте в группу и посмотрим, что приготовил
повар нам из овощей.
Материал для закрепления
I. Запомнить названия овощей.
Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Какие блюда можно приготовить?
Уметь находить сходство и различие между овощами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных единственного и множествен
ного числа в именительных и родительных падежах.
Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ными суффиксами.
Например: огурец — огурчик.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными.
Например: Чья это репа? — Это моя репа.
5. Согласование прилагательных с существительными в роде,
числе.
15
Например: красный помидор, желтая репа.
6. Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:
— Вкусный? -Сочный? Ароматный?
— Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусные? Сочные? Ароматные?
7. Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три..., четыре...
и т.д.
8. Согласование прилагательных с существительными в роди
тельном падеже единственного и множественного числа.
Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.
9. Согласование существительных с глаголами единственного и
множественного числа. '
Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.
Занятие 6. «Фрукты»
Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать прилагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, притяжательные местоимения с существительными; развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фруктов, картинно-графический план; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов разной величины.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто стоит между..., за..., перед..., около...,
рядом....
Выставляются муляжи фруктов
— Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы
называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На
чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?
Физкультминутка
Дети маршируют, образуют круг, «крошат», «рубят», • «отжимают», ' «кладут», приседают, хлопают в ладоши. |
Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)
6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.
7. Дидактическая игра «Назови ласково» (по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель
ных.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (по карточкам)
Согласование числительных с существительными.
9. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными
На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.
— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) И т.д.
10. Рассказ логопеда
— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полез
ны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в
сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты,
варенье.
Итог занят»
Занятие 7. «Фрукты» (продолжение)
Цела: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составлении описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжательные местоимения, прилагательные, числительные с существитель-
2 - 3458 17
ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.
Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет фрукты.
Отгадывание загадок
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко.)
— Как вы думаете, что это?
Выставляется картинка и детям предлагается составить описательный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)
Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)
Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит... (Груша.)
Физкультминутка
Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круглой формы.
4. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными (по картинкам)
На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»
Итог занятия
— О чем мы сегодня говорили на занятии?
Материал для закрепления
I. Уточнить названия фруктов.
Учить составлять описательный рассказ по плану:
1. Что это?
2. Какой формы?
3. Какого цвета?
4. Какой на ощупь?
5. Какой на вкус?
6. Какие блюда можно приготовить?
Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное,, душистое и т.д.
Уметь находить сходство и различие между фруктами.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа в име
нительном и родительном падежах.
Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель
ным суффиксом.
Например: лимон — лимончик и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например:
— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)
— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)
— Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)
4. Согласование притяжательных местоимений с существитель
ными.
Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т]д.
5. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
— Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
— Вкусные? Сочные? Ароматные?
6. Согласование числительных с существительными.
2* 19
Например: одна груша, две груши, три..., четыре..., пять груш и т.д.
7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.
Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.
Занятие 8. «Деревья» (экскурсия)
Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; образовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-антонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением листьев разных деревьев.
Ход занятия
Чтение стихотворения
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)
2. Беседа о деревьях
— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере
вья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют
вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные де
ревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.
— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)
— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)
— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)
— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
20
ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У ёлки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственницы — маленькие.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
Подбор слов-действий
Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.
Подбор слов-значений
Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы...
— Лист липы...
— Лист тополя...
Как называется явление в природе, когда падают листья? (Ли стопад.)
Игра «Прятки»
По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, у короткого корня и т.д.»)
Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, под, из-за, Между, на.
Итог занятия
Дети составляют букеты из осенних листьев.
21
Материал для закрепления
I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между
лиственными и хвойными деревьями.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного и именительного падежей.
Например: лист — листья — листьев, береза —..., дерево —..., тополь —..., ветка —... и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи
тельных.
Например: лист — листочек, береза —..., ветка —..., дуб —..., дерево —... и т.д.
3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины —...,
лист с дуба —..., лист с липы —..., лист с рябины —... и т.д.
4. Образование слов-антонимов.
Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — короткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
Например: один лист, два листа, три..., четыре..., пять листьев.
Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.
Занятие 9. «Грибы»
Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки по данной теме; раздаточный материал — предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.
Ход занятия
Чтение стихотворения
22
«Чух-чух-чух»,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит, —
«Тороплюсь», — гудит:
«У-У-У...»
Итог занятия
24
Материал для закрепления
I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа роди
тельного падежа.
Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.
2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи
тельных.
Например: гриб — грибочек и т.д.
3. Дидактическая игра «Чей?»
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
4. Подбор слов-антонимов.
Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка —..., толстая ножка —... и т.д.
5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».
6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря
дом.
Придумать предложения с предлогами по данной теме.
Ход занятия
Организационный момент
— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся
цы, признаки осени.
— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?
— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.
— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ
ются «водоплавающие»?
25
— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)
— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)
— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора
нили тело.)
Рассказ логопеда
Логопед по очереди выставляет картинки с изображением перелетных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану:
— Как называется птица?
— Какая птица по размеру?
- Какие перья?
— Какой хвост идолов?
— Чем питается?
ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.
СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.
ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными ногами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Питается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насекомых.
ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв короткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.
АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, крепкий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.
Физкультминутка
Дети прыгают, «клюют», изображают, |
Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили.
26
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. наклоняются.
Игра «Сосчитай»
— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два нижа, пять ласточек и т.д.)
5. Игра «Кто где живет» (по карт
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!