Психологическая характеристика ребенка с СДВГ — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Психологическая характеристика ребенка с СДВГ

2019-08-26 8180
Психологическая характеристика ребенка с СДВГ 4.86 из 5.00 7 оценок
Заказать работу

Различают три типа СДВГ:

1. Преимущественно невнимательный тип: когда ребенок легко отвлекается и испытывает трудности с организацией задач, но при этом обращает внимание на мелкие детали и пошагово следует инструкциям.

2. Преимущественно, гиперактивные дети. Они суетливы и разговорчивы, чувствует беспокойство, не могут сидеть на одном месте в течение длительного времени (например, во время обеда, выполнения домашнего задания и т.д.). Такие дети могут быть подвержены травматизму, то есть, из-за своей активности, у них больше шансов травмироваться, чем у детей, не имеющих СДВГ. Маленькие дети могут быть чересчур активными и имеют проблемы, связанные со своей импульсивностью (могут перебивать других при разговоре, хвататься руками за предметы, вести себя неподобающим образом).

3. Комбинированного типа: два симптома, которые описывались выше, присутствуют в равной степени.

Клинические симптомы гиперактивности.

1 .Нарушения внима­ния: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бро­сают занятие, так и не достигнув результата. Небрежность в выполнении поставленной задачи, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, рас­пределение, объём — у них ниже нормы. На уроке эти дети постоянно отвле­каются на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не заме­чают.

Нарушения памяти: объём оперативной памяти и мышления снижен, ребё­нок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи обра­зуются с трудом.

 Сниженная умственная работоспособ­ность, повышенная утомляемость. Рассеянность увеличивает­ся по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повы­шенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в классе очень низ­кая.

Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом — цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 минут, по ис­течении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3—7 ми­нут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла.В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. За­тем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5— 15 минут.

Имея непло­хие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллек­туальным занятиям, художественно-изобразительному искусству. Определённые отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят у них к от­сутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит — к учебной деятельности.

Именно высокая реактивность ребёнка прежде всего отмечается родителями и учителями при характеристике его поведения. Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна маль­чикам. На месте такому ребёнку не сидится, он постоянно крутится и вертится, он весь как «на иголках», ему надо поучаствовать во всех делах, он «в каждой бочке затычка». Кажется, он ус­певает всё: и поболтать с соседом, и дёрнуть за косички соседних девчонок, показать свои иг­рушки всему классу и постоять у доски... Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо оттого, чем занимаются, — математикой или физкультурой. Быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у не­го много лишних, ненужных и даже навязчивых движений.

Нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная воз­будимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморе­гуляции поведения. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, кото­рая выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик — постоянная головная боль для учителя. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко пе­реходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

   Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В отношении сверстников такие дети аг­рессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

Недостаточная сформированность чувства ответственности и навыков работы в кол­лективе, неспособность организовать собственную деятельность, социальная незрелость (в школе они продолжают вести себя как в детском саду, не могут усвоить новые обязанности) и отсутствие ряда других умений вместе с учебными трудностями часто способствуют возник­новению у таких детей школьной дезадаптации.

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диаг­ноза и проведения соответствующего лечения. При условии раннего терапевтического воздей­ствия прогноз для этих детей благоприятный. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении вплоть до окончания школы.

В связи с этим данная патология представляет также серьёзную социальную проблему. Свое­временная диагностика и лечение симптомов этого синдрома за рубежом служат превентивной ме­рой для снижения детской и подростковой преступности.

Причины заболевания

1. Биологические причины

Токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфек­ционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. Также на развитие заболевания влияют осложнения в родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении — всё это может иметь отрицательные последствия на развитие ребёнка.

2. Психосоциальные причины

Большее влияние оказывает психологический мик­роклимат: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей отражаются на психике ребёнка. Значение имеют и особенности воспитания — гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или, наоборот, педагогическая запущенность, как уже говорилось ранее, могут стать причиной развития психопатологии.

3. Генетические причины

 Ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

4. Другие причины

Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

Особенности питания и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах также могут влиять на поведение ребёнка.

Экологическое неблагополучие. Например, диоксины — сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применяются в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действию, а также тяжёлым вро­ждённым аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжёлых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведёт к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.

Увеличение содержания свинца — сильнейшего нейротоксина — в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей.

Неблагоприятным акушерский анамнез.

Занятие 1

Упражнение «Ладошки»

 Цель: развитие устойчивости внимания.

 Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

5. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания

  Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

  В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

6. "Повторы"

      Цель: расширение объёма внимания.

  В произвольном порядке называйте фрукты, некоторые из них несколько раз повторив. Ребёнок должен сказать, сколько раз прозвучало каждое имя. Естественно, вы сами тоже должны запоминать и считать.

   7. Релаксация "Огонь и лед".

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде "Огонь" дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде "Лед" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая все тело до предела. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения этой и другой.

 

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8                       

Занятие 9                        

Занятие 10                       

Имени Франциска Скорины»

Факультет психологии и педагогики

Проверила:

старший преподаватель     _____________             Заулина Г.В.                                              

Гомель 2011

 

 

Различают три типа СДВГ:

1. Преимущественно невнимательный тип: когда ребенок легко отвлекается и испытывает трудности с организацией задач, но при этом обращает внимание на мелкие детали и пошагово следует инструкциям.

2. Преимущественно, гиперактивные дети. Они суетливы и разговорчивы, чувствует беспокойство, не могут сидеть на одном месте в течение длительного времени (например, во время обеда, выполнения домашнего задания и т.д.). Такие дети могут быть подвержены травматизму, то есть, из-за своей активности, у них больше шансов травмироваться, чем у детей, не имеющих СДВГ. Маленькие дети могут быть чересчур активными и имеют проблемы, связанные со своей импульсивностью (могут перебивать других при разговоре, хвататься руками за предметы, вести себя неподобающим образом).

3. Комбинированного типа: два симптома, которые описывались выше, присутствуют в равной степени.

Клинические симптомы гиперактивности.

1 .Нарушения внима­ния: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бро­сают занятие, так и не достигнув результата. Небрежность в выполнении поставленной задачи, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, рас­пределение, объём — у них ниже нормы. На уроке эти дети постоянно отвле­каются на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не заме­чают.

Нарушения памяти: объём оперативной памяти и мышления снижен, ребё­нок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи обра­зуются с трудом.

 Сниженная умственная работоспособ­ность, повышенная утомляемость. Рассеянность увеличивает­ся по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повы­шенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в классе очень низ­кая.

Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом — цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 минут, по ис­течении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3—7 ми­нут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла.В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. За­тем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5— 15 минут.

Имея непло­хие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллек­туальным занятиям, художественно-изобразительному искусству. Определённые отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят у них к от­сутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит — к учебной деятельности.

Именно высокая реактивность ребёнка прежде всего отмечается родителями и учителями при характеристике его поведения. Как правило, чаще всего гиперактивность свойственна маль­чикам. На месте такому ребёнку не сидится, он постоянно крутится и вертится, он весь как «на иголках», ему надо поучаствовать во всех делах, он «в каждой бочке затычка». Кажется, он ус­певает всё: и поболтать с соседом, и дёрнуть за косички соседних девчонок, показать свои иг­рушки всему классу и постоять у доски... Гиперактивные дети постоянно находятся в движении, независимо оттого, чем занимаются, — математикой или физкультурой. Быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у не­го много лишних, ненужных и даже навязчивых движений.

Нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная воз­будимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморе­гуляции поведения. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, кото­рая выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик — постоянная головная боль для учителя. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко пе­реходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

   Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В отношении сверстников такие дети аг­рессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда они умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чём-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими. Другие дети чаще всего отвергают их дружбу.

Недостаточная сформированность чувства ответственности и навыков работы в кол­лективе, неспособность организовать собственную деятельность, социальная незрелость (в школе они продолжают вести себя как в детском саду, не могут усвоить новые обязанности) и отсутствие ряда других умений вместе с учебными трудностями часто способствуют возник­новению у таких детей школьной дезадаптации.

Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диаг­ноза и проведения соответствующего лечения. При условии раннего терапевтического воздей­ствия прогноз для этих детей благоприятный. Однако они нуждаются в постоянном наблюдении вплоть до окончания школы.

В связи с этим данная патология представляет также серьёзную социальную проблему. Свое­временная диагностика и лечение симптомов этого синдрома за рубежом служат превентивной ме­рой для снижения детской и подростковой преступности.

Причины заболевания

1. Биологические причины

Токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфек­ционные заболевания во время беременности, принятие больших доз алкоголя и курение матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша. Также на развитие заболевания влияют осложнения в родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении — всё это может иметь отрицательные последствия на развитие ребёнка.

2. Психосоциальные причины

Большее влияние оказывает психологический мик­роклимат: ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей отражаются на психике ребёнка. Значение имеют и особенности воспитания — гиперопека, эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи» или, наоборот, педагогическая запущенность, как уже говорилось ранее, могут стать причиной развития психопатологии.

3. Генетические причины

 Ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер.

4. Другие причины

Не последнюю роль играют бытовые условия проживания и материальная обеспеченность.

Особенности питания и наличие искусственных пищевых добавок в продуктах также могут влиять на поведение ребёнка.

Экологическое неблагополучие. Например, диоксины — сверхъядовитые вещества, возникающие при производстве, обработке и сжигании хлорированных углеводородов. Они часто применяются в промышленности и домашнем хозяйстве и могут приводить к канцерогенному и психотропному действию, а также тяжёлым вро­ждённым аномалиям у детей. Загрязнение окружающей среды солями тяжёлых металлов, таких, как молибден, кадмий, ведёт к расстройству центральной нервной системы. Соединения цинка и хрома играют роль канцерогенов.

Увеличение содержания свинца — сильнейшего нейротоксина — в окружающей среде может быть причиной появления поведенческих нарушений у детей.

Неблагоприятным акушерский анамнез.

Психологическая характеристика ребенка с СДВГ

v постоянное беспокойство и неусидчивость;

v излишняя шумливость (ребенок слишком громко разговаривает или играет);

v неспособность выслушать других (ребенок постоянно перебивает);

v неспособность выполнять указания и следовать инструкциям;

v дефицит внимания и забывчивость;

v неорганизованность и невнимание к деталям;

v неконтролируемое передвижение по комнате;

v быстрая потеря интереса к заданиям и играм;

v неспособность закончить начатое дело, например, домашнее задание;

v плаксивость, беспокойство, капризы;

v агрессивность;

v рассеянность.

 

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ
 ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Обоснование выбранного подхода.

В основе данной программы лежит когнитивно - поведенческий подход. Так как проблема гиперактивности выражается в нарушении поведения и когнитивных процессов, то и коррекция проводится с целью изменения поведения, а также развития дефицитарных функций. Основным методом коррекции является научение

 

  Цель: уменьшение нарушения поведения и учебных трудностей детей СДВГ

Задачи:

‒ преодоление имеющихся трудностей в учебной деятельности, развитие дефицитарных функций;

‒ научить ребенка контролю собственных эмоций и поступков;

‒ научить ребенка уважению прав окружающих людей, взаимодействию в коллективе;

‒ нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками;

‒ обучение родителей и учителей поведенческим программам по взаимодействию с гиперактивным ребенком.

 Участники коррекционно-развивающей деятельности: дети младшего школьного возраста, психолог, педагоги, врачи, родители.

Принципы реализации программы: уче­т возрастных и индивидуальных особенностей детей с синдромом СДВГ,  комплексный характер  по преодолению гиперактивного поведения у детей с привлечением разных специалистов.

 Программа содержит:

        1.Диагностический блок

        2.Коррекционный блок

   3. Практические рекомендации педагогу, работающему с гиперактивным ребенком, а также рекомендации родителям.

Диагностический блок  направлен на оценку уровня развития когнитивных функ­ций (внимания, памяти, восприятия), а также эмоциональных особенностей и двигательной сферы. Процесс диагностики состоит из нескольких этапов.

  Беседа с родителями позволяет установить причины обращения к специалисту.

Беседа с ребенком. Очень важно привлечь к процессу постановки диагноза самого ребенка - вне зависимости от его возраста, - выслушать его мнение о собственным поведении и узнать о его проблемах, надеждах и желаниях.

Получение сведений из школы об успеваемости.

      

  Использование структурных анкет. Анкеты с вопросами, связанными с расстройством внимания и гиперактивностью, должны заполнить родители и учитель. (Приложение)

Методика кольца Ландольта применяются для исследования произвольного внимания (концентрация внимания, продуктивность и устойчивость, распределение, объем, переключение) и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Методика определения объема кратковременной зрительной памяти

  Методика определения объема кратковременной слуховой памяти

Методика "Запомни пару". Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

    Методика "Графический диктант ". Используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Методика "Рисование по точкам". Применяется для определения сформированности умения ориентироваться на систему требований, уровня развития произвольности

Методика Рене Жиля для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка.

Обследование может занимать несколько дней

Психолог анализирует полученные разрозненные данные и, предположив наличие синдрома дефицита внимания у ребенка, направляет его к врачу.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится медицинское обследование.

Заключение обсуждается с родителями. Как правило, родители более склонны доверять врачу, нежели педагогу или психологу. Поэтому желательно, чтобы именно врач обратил их внимание на физиологическую природу заболевания, обусловливающую необходимость медицинского вмешательства.

Таким образом, врач информирует родителей о причинах возникновения и методах лечения ребенка.

После постановки диагноза и получения основных рекомендаций врача психолог совместно с педагогами и родителями приступает к проведению коррекционной работы.

Коррекционный блок

  Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.
  Программа состоит из 10 занятий.

  Время проведения – 30-35 минут.
  Оптимальное число участников группы - 4-6 человек.
  Возраст - 6-8 лет.
  Занятия могут проходить как в микрогруппах, так и индивидуально.

 

Структура занятий:

§ растяжка - 4-5 минут;

§ дыхательное упражнение - 3-4 минут;

§ Коррекционно-развив упр 10 минут;

§ Коррекционно-развив упр 5-6 минут;

§ релаксация - 4-5 минут.

Занятие 1


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.