Особенности формирования орфографического навыка при усвоении правописания словарных слов. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Особенности формирования орфографического навыка при усвоении правописания словарных слов.

2019-08-26 291
Особенности формирования орфографического навыка при усвоении правописания словарных слов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Правописание русского языка строится на нескольких принципах:

- морфологическом (единообразное написание морфем),

- семантическом (написание слова в соответствии с его значением),          

- фонетическом (письмо по слуху),

- фонематическом (единообразие буквенного образа каждой части слова),

- традиционном или историческом.

  [о] столб о                    [а] столбы

Исходя из этих принципов, работа над изучением орфограмм строится по-разному. Однако в каждом случае нужно опираться на опознавательный признак орфограммы. Так как среди опознавательных признаков больше фонетических («слышу» шипящий; [ц] перед гласным; «слышу» шипящий, глухой парный согласный на конце слова и т.д.), при изучении орфографии в 5 классе желательно идти не от буквы к звуку, а от звука к букве. Знакомлю ребят с фонетическими явлениями оглушения и озвончения. Ребята узнают, что одной буквой можно изобразить разные звуки:

Ф – шарф [ф]                   в - залив [ф]                        и - зима [и]                                                                                           е – земля [и]                     я - ряды [е]                         щ – щедрый [щ’]                     сч - счастье                         жч – перебежчик [щ’]         дс – городской [тс]

а один звук обозначается разными буквами:

и даже сочетанием букв:

Такие наблюдения готовят ребят к восприятию опознавательных признаков орфограмм. Пятиклассники с моей помощью или самостоятельно устанавливают определенные закономерности в правописании, то есть выводят правило и проверяют себя по учебнику.

Покажу методику введения опознавательных признаков на примере темы «Правописание ь среди шипящих». Материал для наблюдения на доске (пока он закрыт): Луч, ночь, задач, плащ, вещь, из рощ, малыш, мышь, с крыш.

Читаю слова по столбикам, четко выделяя голосом последний звук.

- Общий звук в каждом столбике?

- [ч’], [щ’], [ш] (учитель записывает ответы на доске).

- Общее название этих звуков?

- Шипящие.

- Как их сгруппировать?

- [ч’], [щ’] - мягкие звуки, [ш] - твердый звук.

- Как обозначается мягкость согласного на письме?

- Мягким знаком.

- По логике после букв, обозначающих мягкий звук, нужно писать ь, после твердых – нет (открывается запись). А у нас все перепутано. Почему?

Учащиеся видят противоречие между произношением и правописанием, определяют опознавательный признак новой орфограммы в словарных словах («слышу шипящий [ч’, щ’, ш] в конце слова») и угадывают тему урока. Ученики видят, что правописание зависит от того, к какой части речи принадлежит слово, и от его формы (ночь – задач). А на двух последующих уроках дети самостоятельно работают по дидактическому материалу, закрепляя в памяти и на письме орфографический навык.

Иногда работа по формированию орфографического навыка у учащихся осложняется тем, что ребята не всегда умеют определить: можно ли подобрать к слову проверочное слово или оно непроверяемое. Чаще всего проблемы возникают с трудно проверяемыми или непроверяемыми словами. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден, их можно (условно) разделить на три группы:

1. Слова с непроверяемыми написаниями. К ним относятся слова с безударными гласными (ворона), с двойными согласными (класс), со звонкими и глухими согласными (вокзал), с непроизносимыми согласными (лестница, здравствуй);

2. Слова, подчиняющиеся правилам, изучаемым в 7, 8 классах. Например, правописание наречий с приставками с, на и суффиксами а, о на конце слова изучается в 7 классе, поэтому пятиклассникам попутно приходится объяснять орфограмму. Сюда же можно отнести и темы «Причастие», «Деепричастие» и другие, которые изучаются по программе 7 класса со II полугодия.

3. Слова иноязычного происхождения, которые активно входят в нашу речь.

Методика обучения непроверяемым написаниям существенно отличается от методики обучения проверяемым написаниям. Для проверяемых написаний используются различные алгоритмы, опорные схемы. Для проверяемых орфограмм используется морфологический и фонетический принцип русской орфографии, а для непроверяемых – традиционный (запомни или посмотри в словарь). Поэтому методика обучения основывается на слуховом, зрительном и моторном запоминании.

При изучении непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере, на мой взгляд, следует учитывать не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения. Таким общим способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова с учетом особенностей памяти учащихся. Для усвоения слов с проверяемыми написаниями важно соблюдать строгую последовательность и постепенность расположения орфографического материала. Например, в 5 классе при изучении темы «Имя существительное» сначала желательно пройти склонение имен существительных с ударными окончаниями, и только после этого рассмотреть случаи безударных окончаний.

Не менее важным моментом является целесообразить выбор упражнений и достаточное количество тренировочных упражнений. Существенное различие методики словарной работы состоит в том, что круг слов с непроверяемыми написаниями для каждого класса известен и определен «Программой», а при работе над проверяемыми написаниями количество слов значительно расширяется, так как учащиеся, используя алгоритмы, могут проверить и записать любое слово.

Таким образом, для изучения слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями нужна особая система упражнений, учитывающая особенности памяти учащихся средней школы.    


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.