Особенности формирования орфографического навыка в средней школе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности формирования орфографического навыка в средней школе

2019-08-26 379
Особенности формирования орфографического навыка в средней школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Орфографический навык и условия его формирования

 Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в начальной школе у большинства детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от ее первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах те места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать орфографическую грамотность учащихся.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. При письме человек думает над содержанием записываемого текста, а не над орфографией каждого слова. Он может задуматься только тогда, когда встречает затруднение при написании и проконтролировать с помощью усвоенных правил и способов действия. Это сродни тому, что человек умеет ходить, не думая о том, как он это делает. Леонтьев Л. А. заметил, что орфографический навык имеет двойственную сущность: он может рождаться «снизу» как результат подстройки или «сверху» как результат автоматизации. Учитель должен знать, что у некоторых учащихся орфографический навык формируется на чувственной основе, на интуиции, потому что в каждом классе найдется несколько учеников, которым достаточно один раз увидеть слово и прочувствовать его движением руки – и навык готов. Такое явление называют природной грамотностью. Навык образуется в течение длительного времени. Требует труда и системного упражнения. Таким образом, орфографический навык – это сложный процесс, который представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия.

Методист А. В. Текучев сформулировал следующие условия успешности формирования навыка:

- наблюдение, сопоставление, анализ написаний;

- усвоение системы орфографических правил;

- тренировка в применении этих правил на письме.

Ученик сможет грамотно решить орфографическую задачу, если:

а) найдет орфограмму и верно определит ее тип;

б) наметит способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы и определит последовательность действий при решении задачи;

в) выполнит намеченную последовательность действий и напишет слово.

Таким образом, чтобы выработать орфографический навык, учитель должен научить ученика:

-  находить орфограммы;

-  устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу;

-  применять правило (правильно выполнять алгоритм решения);

-  осуществлять орфографический самоконтроль.

При изучении новой орфограммы, а, следовательно, и формировании определенного навыка учителю важно знать, какими знаниями и умениями обладает ученик, какими операциями он должен владеть. Только тогда усвоение нового будет успешным.

По характеру орфографические навыки можно разделить на две группы:

-  навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

-  навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончания).

Условиями формирования орфографических навыков являются:

а) умение различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные;

б) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

в) умение разбирать слова по составу;

г) умение подбирать однокоренные слова;

д) умение изменять форму слова.

Таким образом, если в начальной школе необходимо знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности, то в старших классах (5-7) следует продолжить эту работу, закрепляя уже изученное и формируя новые орфографические навыки в систему.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.