Понятие авторского права. Виды авторского права. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие авторского права. Виды авторского права.

2019-08-07 181
Понятие авторского права. Виды авторского права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторское право (copyright law, droit d'auteur, Urheberrecht) – это правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства[84].

Особенность – нематериальный характер объектов авторского права, которые являются результатом интеллектуального творчества.

Подходы к режиму таких произведений:

- Страны романо-германской правовой семьи: концепции естественных прав – авторское право – это «прирожденное, естественное и священное» право человека па результаты его творческой деятельности; субъект обладает исключительными правами в отношении произведения. 

- Страны же англо-американского права: авторское право – разновидность права собственности (проприетарная концепция); за автором, как и в концепции естественных прав, признается монополия на использование своего произведения, однако, суть авторского права изначально сводится к имущественными правомочиям. В отличие от права собственности авторское право ограниченно во времени и пространстве.

Источники авторского права

Международно-правовые акты:

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года.

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 года.

В рамках ЕС: директивы о компьютерных программах, базах данных, спутниковой связи, сдаче в прокат, гармонизации срока охраны авторского права.

 Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВИОС) по авторскому праву 1996 г.

Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной собственности, включая торговлю контрафактными товарами, 1994 года (ТРИПС)

Франция:

Ø Кодекс интеллектуальной собственности 1992 года

Особая роль – судебная практика, многие правовые решения сложились вначале на правоприменительном уровне и затем закреплены в нормативных актах.

Германия:

Ø Закон об авторских и смежных правах 1965 года (Urheberrechtsgesetz),

Ø Закон об авторских обществах 1965 года;

Ø Закон об издательских правах 1901 года.

Специфика института авторского права в странах англо-американской системы заключается в нехарактерном для этих стран отнесении основного объема регулирования на уровень не прецедента, а закона. В рассматриваемой сфере отношений судебной практике отводится в Англии и США роль скорее толкователя закона. Исключение составляет узко специальная область авторского права, связанная с появлением новых технологий и, в связи с этим, новых способов использования произведений (в первую очередь, в цифровой среде). Здесь суды фактически занимаются правотворчеством — но и в этом случае развитие правового регулирования в конечном счете завершается разработкой новых статутов. Эта особенность авторского права в англо-американской системе связана с тем обстоятельством, что «трансграннчность» подобных технологий наталкивается на строго территориальный принцип охраны авторских прав и объективно требует урегулирования на международном уровне. Международно-договорная унификация, в свою очередь, влечет за собой необходимость изменения внутреннего законодательства стран, участвующих в том или ином международном соглашении.

Англия:

Ø Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988

Ø Имплементированные директивы ЕС (e.g Директива ЕС о компьютерных программах 1991)

США (авторское право отнесено к федеральному регулированию)

Закон об авторском праве 1976 года (титул 17 «Авторское право» Свода законов США)

Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии (Digital Millenium Copyright Act) 1998 – вносятся поправки в титул 17 Свода законов США

Виды авторского права – см. вопрос 59.

Субъекты авторского права.

I. Первоначальные субъекты (авторы), наделенные исключительными правами – лица, творческим трудом которых произведение было создано. Лицо физическое, но есть исключения:

- Признание авторства за нетворческими субъектами: продюсерами, издательствами, телерадиокомпаниями, заказчиками, работодателям (в том числе, юр. лицами) – распространено в странах англо-американского права ввиду того, что роль личных неимущественных прав вспомогательная и вторичная по отношению к имущественным правам, однако встречается и в странах континентальной системы права:

o Автор «произведения, созданного по найму» («служебного произведения») – работодатель (Англии и США):

o Автор аудиовизуальных произведений, фонограмм, теле- и радиопередач – продюсера, т.е. лицо, принявшее на себя инициативу по организации создания таких произведений (Англии и США; в Франции и Германии – презумпция автоматического перехода исключительных прав в силу факта заключения договора, но данное положение может быть изменено по соглашению сторон);

o Автор компьютерных программ – заказчика (Англии и США; Франция);

o Автор созданных по заказу фотографий и произведений изобразительного искусства – заказчик (США, Германия);

o Автор произведений, впервые опубликованных государством или под его руководством – государство (Англии).

Создание произведения несколькими лицами

Соавторы – это лица, совместно создавшие произведение и внесшие творческий вклад в создание такого произведения.

- Нераздельное соавторство [85] – произведение образует неразрывное целое, выделение творческого вклада каждого невозможно (соавторы осуществляют права по общему согласию; ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения);

- Раздельное соавторство – части могут быть использованы самостоятельно (каждый из соавторов может использовать свою часть по своему усмотрению, при этом автором всего произведения выступает лицо, предпринявшую инициативу выпуска произведения (издательство и т.д.), а в отношении части – за авторов соответствующих частей).

II. Субъекты вторичного (производного) авторского права – любые лица (в том числе юридические), приобретшие авторские нрава в порядке наследования или по договору (приобретение прав на использование произведений издателями, продюсерами, зрелищными организациями; авторские общества – осуществляющие коллективное управление авторскими правами по договорам с авторами).

Объем передаваемых правомочий ограничен – личные неимущественные права непередаваемы ни по договору, ни по наследству. Наследники лишь защищают личные неимущественные права наследодателя, а не реализуют их.

Срок действия передаваемых по договору имущественных прав может быть сужен по сравнению с первоначальным, если в договоре прямо не предусмотрена уступка таких прав на весь срок их действия.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.