Профилактика близорукости (значение освещенности рабочего места, позы учащегося и т.д.). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Профилактика близорукости (значение освещенности рабочего места, позы учащегося и т.д.).

2019-08-07 528
Профилактика близорукости (значение освещенности рабочего места, позы учащегося и т.д.). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Все профилактические мероприятия направлены на расслабление аккомодации и укрепление аккомодативной мышцы

· соблюдение гигиены зрения в школе и дома (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка при чтении и письме и др.)

· правильный режим дня, частое чередование зрительной нагрузки с отдыхом для глаз (через каждые 30-40 мин занятий 10-15 мин отдыха, лучше на свежем воздухе)

· если расписание учёбы или работы не позволяет сделать перерыв в 10-15 минут, то можно хотя бы в течение 2 минут провести упражнение «с меткой на стекле»(по 1 минуте для каждого глаза) и сделать упражнение «пальминг» направленное на релаксацию глаз

· систематические занятия физической культурой и спортом (желательно согласовать с врачом)

Подробнее:

· Правильная осанка за столом.

· Правильное освещение при чтении, письме, рисовании и др.

· Тетрадь или книга должны находиться не ближе 35 см от глаз.

· Нельзя читать лежа.

· При зрительной нагрузке желательны перерывы минимум на 20 мин.

· Для профилактики детской близорукости врачи-офтальмологи рекомендуют соблюдение некоторых правил:

· Не разрешать детям до семи лет смотреть телевизор дольше 40 минут в день.

· Не разрешать ребенку дошкольного возраста сидеть за компьютером, особенно в семьях, где не исключена возможность развития миопии.

· Обустроить комнату ребенка. В том помещении, где ребенок выполняет домашнее задание и занимается чтением, необходимо установить хорошее освещение, подобрать удобную мебель. При чтении литературы расстояние от книги до глаз ребенка не должно быть меньше 33 см.

· Приучить ребенка делать ежедневную гимнастику для глаз. Упражнения должны быть направлены на расслабление и напряжение глазных мышц. Также врач может прописать специальные глазные капли для улучшения питания глаз.

· Организовать ежедневный режим и правильное питание ребенка. Приучите школьника ложиться спать в одно и то же время, запишите его в спортивную секцию, поскольку подвижный образ жизни является лучшей профилактикой не только близорукости, но и многих других заболеваний. Для зрения полезны следующие виды спорта: теннис, бадминтон, волейбол, плавание. В ежедневный рацион питания школьника должны обязательно входить свежие овощи и фрукты. Для зрения особенно полезны морковь, персики, курага, облепиха, хурма.

· Основным средством профилактики миопии является своевременная и правильная коррекция. Выявить врожденную близорукость можно уже в первый год жизни ребенка, и чем раньше будет назначена коррекция, тем успешнее будет предотвращение дальнейшего развития заболевания.

·

· Помимо этого рацион ребенка должен быть богатым на витамин А, в весенне-осенний сезон желательно давать ребенку комплексные витамины. Следует минимизировать время просмотра телевизора и игры на компьютере. Детям следует больше бывать на свежем воздухе, проявляя физическую активность. Поэтому следует чаще вывозить детей за город (на дачу, в лес по грибы-ягоды и т. д.)

 

Как правильно сидеть за столом и за партой.
Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30—35 см. При этом не требуется сильного напряжения зрения. В домашних условиях родители должны следить, чтобы мебель соответствовала росту ребенка (таблица). На хорошо подобранной мебели ребенку легче научиться правильно сидеть. Обычно посадка вырабатывается в младших классах. Если ребенок к окончанию III—IV класса не научился правильно сидеть за столом или за партой, выработать правильную посадку уже трудно. Об этом должны помнить родители. Во время чтения или письма следует сидеть прямо, не наклоняя туловище вперед или назад. Надо постоянно напоминать детям, чтобы они сидели прямо, не горбились, не приближали книгу или тетрадь к глазам. При правильной посадке во время занятий ребенок держит туловище прямо, голову наклоняет слегка, плечи на одном уровне. Областью поясницы опирается на спинку сиденья. Между грудью школьника и краем стола должно быть расстояние не больше кулака ребенка. Руки лежат на столе или парте, ноги опираются на пол или подставку для ног.
Если рабочее место не соответствует росту ребенка, он вынужден все время менять расстояние между книгой и глазом. При большой парте расстояние от глаз до тетради или книги меньше, чем необходимо, и наоборот, если парта мала, школьник сидит с опущенными плечами, сжатой грудью, ноги не упираются в подножку парты, спина не касается спинки сидения, расстояние между глазами и книгой становится больше 30—35 см.

 


Освещение рабочего места у детей для предупреждения близорукости должно быть таким, чтобы можно было свободно, без напряжения различать окружающие предметы, читать, писать, выполнять любую работу. Оптимальным считается освещение не менее 600 лк. В ясную солнечную погоду освещенность равняется 60 ООО— 100 000 лк, в пасмурную — 5000—20 000 лк, на закате — 300—1000 лк. Таким образом, в летнее и весеннее время года освещение помещений для занятий может быть естественным. Осенью и зимой, особенно при пасмурной погоде, необходимо рано включать свет.

 

Рабочее место должно находиться у окна. За окнами необходимо следить, своевременно их мыть, не занавешивать плотными шторами. Источник света (настольную лампу) располагают слева от ученика на расстоянии от учебника 50—60 см. Мощность лампы не превышает 75— 100 Вт.
При положении лёжа нельзя сохранить оптимальное расстояние от глаза до книги. В связи с постоянным его изменением цилиарной мышце глаза приходится все время приспосабливаться, обеспечивая необходимую кривизну хрусталика, чтобы сделать изображение четким. Поэтому, если ребенок находится на постельном режиме, но уже чувствует себя хорошо, ему можно разрешить чтение в постели. Только при этом нужно пользоваться специальной наклонной доской: ее ставят на кровать под углом 15—20°. Но даже при таких условиях длительность занятий не должна превышать 1 ч в день. Тем, кто любит читать в транспорте, следует напомнить такую поговорку: «Кто читает на ходу, попадает всегда в беду». Да, чтение в автобусе, троллейбусе, метро и т. д. очень вредно для глаз. Во-первых, освещение здесь, как правило, недостаточное. Во-вторых, из-за постоянных толчков сложно удерживать книгу на необходимом расстоянии, вследствие чего глаза быстро устают. Особенно вредно читать во время движения транспорта детям — ведь у них не сформировалась оптическая система глаз.
Шрифт книги, рисунки должны быть четкими, контрастными, писчая бумага — белой, чернила или паста — темными и т. д.
Необходимо строго дозировать количество просматриваемых телепередач. Рекомендуется смотреть только программы для детей. Особенно это относится к детям дошкольного и раннего школьного возраста. В этот период развитие зрительных функций еще не закончено и любая перегрузка может привести к заболеванию глаз.
Во время просмотра телевизионных передач надо сидеть прямо перед экраном телевизора, на расстоянии не менее 2—3 м. Комната при этом должна быть освещена. Светильник лучше всего повесить за телевизионным экраном, чтобы свет не попадал в глаза. Особенно надо следить за изображением. Оно должно быть четким, без искажений.

 

Упражнения, направленные на профилактику близорукости   

Сегодня успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

 

№ 15. Гигиенические требования к выбору и планировке участка, внутреннему обустройству образовательных учреждний.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 - 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальныхпроездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимотолько при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы допроезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальныхпроездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машиннедопустимо.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие нарасстоянии от школы более 3 км.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке долженбыть не более 500 м.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-хсторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие иобзорность не менее 250 м со стороны дороги.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЙ

2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельныйземельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения ипринимается в соответствии со СНиП2.07.01-89.

2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м ивдоль него - зелеными насаждениями.

2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площадиего территории.

При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников сядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны:учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25 % площади участка. В городских школах она может бытьсокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей,органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии неменее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускаетсярасполагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоныдолжно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, атакже для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительныхмероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольноеполе - травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности ивыбоины.

2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений,в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки дляподвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходовиз здания (для максимального использования их во время перемен) и бытьразделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа впроизводственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянииот здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зеленыминасаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения натерритории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная сводонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следуетустанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон ивхода в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственнымпостройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах безканализации - к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др.твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должныиметь твердое покрытие.

2.2.11. Участок школы должен иметь наружное освещение при норме освещенности наземле - 10 лк.

2.2.12. Земельные участки сельских школ должны быть расширены за счетсооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритнойсельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ЗДАНИЮ

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости,предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание.Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должнапревышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25человек

2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частныешколы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельныхотсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательныхшкол.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольныхэтажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается вусловиях плотной застройки городов строительство школ высотой в 4 этажа. Приразмещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажныхзданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаемыеучащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений,их площади определяется по согласованию с территориальными центрамиГоссанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательногоучреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на I этаже с обязательным оборудованием ячеек длякаждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками дляобуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях ирекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий привозникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать всеимеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изученияобязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональнойспецифики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствиис их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изученияодного-двух-трех предметов.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихсяисточниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся Iступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждымклассом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок

2.3.10. Обучение учащихся II- III ступени должноосуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов взакрепленном классе-кабинете, в который транспортируются учебные пособия итехнические средства обучения (ТСО). Количество классов-кабинетов для основныхдисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажахздания, кроме подвальных и цокольных.

Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинетыдля дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельностишкольников II - III ступеней количество кабинетов и лабораторийв секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускаетсяиспользование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия -биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география,литература - иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать: рабочую зону (размещение учебныхстолов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство дляразмещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятийучеников и возможной активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв. м на 1учащегося при фронтальных формах занятий, 3,3 кв. м - при групповых формахработы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должнысоответствовать требованиям СанПиН2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от углавидимости (связанного с расстоянием от доски до I боковых рядов - парт). Он должен составлятьне менее 35 градусов для учащихся II- III ступени школы и неменее 45 градусов для школьников 6 - 7лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов должна бытьлаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики,биологии, компьютерном классе).

2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведенияпрактических занятий необходимо деление классов на 2 - 4 подгруппы.

2.3.17. При наличии в школьном здании учебных мастерских они должныиспользоваться по назначению или могут быть переоборудованы соответственнопрофилю нового общеобразовательного учреждения, а также для внеклассных занятийпо техническому творчеству по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.3.18. При строительстве школ, ориентированных на углубленное ирасширенное содержание обучения, для разностороннего развития личностишкольников необходимо предусматривать выделение помещений под студии(универсальные залы) с габаритами 12×12 м, а также подсобные помещениядля отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики сполиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии,классы пения и музыки (70 - 108 кв. м), в зависимости от назначения новогообразовательного учреждения.

В учреждениях с техническим профилем следует предусмотретьуниверсальное помещение площадью 108 кв. м (90 + 18) для техническоготворчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельнойживописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельнойживописи и рисунку - сидя, по масляной живописи - стоя), площадь на однорабочее место должна составлять: для масляной живописи - 3,5 кв. м, акварельнойживописи и рисунка - 2,0 кв. м.

2.3.19. Спортивный зал следует размещать на I этаже в пристройке. Его размеры должныпредусматривать выполнение полной программы по физвоспитанию учащихся ивозможность внеурочных спортивных занятий.

Количество и типы спортивных залов должны предусматриваться от видаобщеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов приняты: 9×18 м, 12×24 м,18×30 м при высоте не менее 6 м.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16 -32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков идевочек площадью 10,5 кв. м каждая; душевые площадью 9 кв. м каждая; уборныедля девочек и мальчиков площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктораплощадью 9 кв. м.

В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимовключать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, повозможности, бассейн.

2.3.20. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест израсчета 0,65 кв. м на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы.При актовом зале должны быть предусмотрены артистические уборные площадью неменее 10 кв. м каждая, кинопроекционная площадью 27 кв. м, склад декораций ибутафории, музыкальных инструментов площадью 10 кв. м, склад хранения костюмовплощадью 10 кв. м.

2.3.21. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметьлекционную аудиторию. Ее размеры устанавливаются по вместимости в нейвозрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета1 кв. м на одно место.

2.3.22. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учрежденияи его вместимости.

В школах нового типа библиотеку следует использовать в качествесправочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО, обеспечивающегоусловия для индивидуальных занятий учащихся.

Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать израсчета не менее 0,6 кв. м на одного ученика.

В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны:читательских мест, информационный пункт (выдача и прием литературы), места дляработы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения, зона скабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения передвижныхтележек.

2.3.23. При строительстве и реконструкции современныхобщеобразовательных учреждений следует отдавать предпочтение рекреационнымпомещениям зального типа.

2.3.24. Медицинский пункт общеобразовательного учреждения долженвключать следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (дляопределения остроты слуха и зрения учащихся) площадью не менее 14 кв. м;кабинет зубного врача площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом;процедурный кабинет площадью 14 кв. м; кабинет психолога площадью 10 кв. м.

При медпункте должен быть самостоятельный санузел.

Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинеташколы дается в Приложении 1.

2.3.25. На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы длямальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количествосанитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальникна 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков.Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчетане менее 0,1 кв. м на одного учащегося.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел.

Для учащихся II и III ступеней должны быть организованы комнатыличной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее3 кв. м.

Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в учебныепомещения или в непосредственной близости от них.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонамии подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочногоинвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.

2.3.26. В помещениях начальных классов, лабораториях, учебныхкабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнатетехнического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

2.3.27. В общеобразовательных учреждениях должно быть организовано2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтракидля остальных детей.

Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или наполуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной

! Помещения столовой или буфета должны размещаться на 1 этаже ииметь отдельный выход.

В малочисленных школах (с числом учащихся меньше 100) при отсутствиипищеблока допускается организация питания детей в специально отведенномпомещении по согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

2.8.4. Спортивный или физкультурный зал должен размещаться на 1 этаже иудален от учебных помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном заледолжны быть раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованныевешалками для одежды.

При отсутствии возможности оборудовать собственный физкультурный залдопускается использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи учебногозаведения, при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьнымспортивным залам.

2.8.5. Медицинский пункт должен располагаться на первом этаже ивключать кабинет врача и процедурную.

 

 

№ 16. Гигиенические принципы организации воспитательного процесса в дошкольных учреждениях.

Система образования в нашей стране на всех ее уровнях находится в процессе модернизации. В дошкольном образовании наряду с тра-
диционными формами существуют модели ДОУ на основе кратковременного пребывания воспитанников (4 ч в день, 3-5 ч 3-4 раза в неделю и др.), в том числе в школах.

Воспитание и обучение обеспечивается деятельностью детей, разнообразной по форме, содержанию и продолжительности. Деятельность является основным фактором развития растущего организма.

Виды деятельности в зависимости от энергетических затрат и величины двигательного компонента условно можно разделить на деятельность с относительно небольшой тратой энергии - от 50 до 100 ккал/ч в зависимости от возраста детей и характера занятий и деятельность со средним и большим калорическим эффектом.
Первый вид деятельности составляет основу умственной работы (учебные занятия в ДОУ, школе и дома, чтение, просмотр телепередач, спокойные настольные игры и др.). Деятельность, требующая значительных энергетических затрат, превышающих 100 ккал/ч, составляет основу различных видов физического воспитания и трудового обучения.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.
В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем. Задачи воспитания в этот период значительно расширяются. Наряду с укреплением здоровья и дальнейшим совершенствованием основных движений (ходьба, бег, лазание, метание) ставится задача обучения детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитания гигиенических навыков, ознакомления детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитания художественного вкуса. Дети приучаются к выполнению несложных обязанностей, простейшей трудовой деятельности, большей самостоятельности в самообслуживании. В средней и старшей группах должна проводиться большая работа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю - 4-5 лет, старшую - 5-6 лет и подготовительную - 6-7 лет (табл. 3.4).

Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю - 4-5 лет, старшую - 5-6 лет и подготовительную - 6-7 лет (табл. 3.4).
Таблица 3.4. Режим дня в детском саду

Программами воспитания и обучения в детском саду предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе - 10 занятий в неделю по 10-15 мин; в средней - 10 занятий в неделю по 20 мин; в старшей - 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной - 19 занятий в неделю по 25-30 мин.
Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Сравнительно с более старшими группами малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее 3-4 ч, а летом - весь день.
В режиме детей средней группы длительность организованных занятий увеличивается и характер их несколько усложняется.
С детьми старшей группы ежедневно проводится 2-3 занятия. Все свободное время: до завтрака, на прогулках и особенно во 2-й половине дня после дневного сна - отводится для игр, т.е. деятельности, присущей психофизиологической природе ребенка дошкольного возраста. В связи с этим и процесс воспитания в детском саду строится на основе игровой деятельности детей. В подготовительной группе обязательные занятия удлиняются и усложняются.
Для игровой деятельности отводится время утром (до завтрака), во время прогулок в 1-й и 2-й половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Детские игры по характеру и содержанию многообразны: спокойные и подвижные, индивидуальные и коллективные, бытовые и дидактические. Они помогают детям глубже познать окружающий мир, способствуют формированию логического мышления, произвольного внимания. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, способствуют воспитанию активности, находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулки на воздухе. Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В зависимости от климатических условий, времени года, погоды детям необходимо максимальное время проводить на воздухе. В любых условиях в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки в 1-й и 2-й половинах дня, общая продолжительность пребывания детей на воздухе не должна быть менее 4 ч.
Дети дошкольного возраста учатся выполнять несложные обязанности. Их трудовое воспитание складывается из самообслуживания, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и животными в живом уголке (кролики, белки и др.). Дети с интересом и удовольствием занимаются такой деятельностью, но она все же утомляет их. Поэтому интенсивная деятельность (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться у детей средней группы не более 7-10 мин в день, у детей старшей группы - 15 мин. Продолжительность более легкой деятельности хозяйственно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть до 25-50 мин. В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течение более короткого времени.
При пребывании детей в детском саду круглосуточно вечерние игры и прогулка продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20 ч
(в подготовительной группе в 20 ч 30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеет позже, укладывание во всех группах отодвигается до 20 ч 30 мин. Подъем детей при круглосуточном пребывании в детском саду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30 мин). Время от подъема до завтрака заполняется утренней гимнастикой, туалетом, играми. Для приходящих детей это дополняется обязательным ежедневным профилактическим осмотром.

 

 

№ 17. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков, требования к планироваке и оборудованию

Значительное ухудшение здоровья детей и подростков в последние годы диктует необходимость принятия срочных оздоровительных мер. Среди них главная роль отводится систематическим занятиям физкультурой и спортом. Физическое воспитание оказывает разностороннее и благоприятное влияние на организм.

В процессе жизнедеятельности ребенок выполняет разнообразные движения. Суммарное количество движений за отдельный отрезок времени называется двигательной активностью (ДА). Естественная биологическая потребность организма в движениях (кинезофилия) чрезвычайно высока. По выражению Сухарева, движение – своеобразный регулятор био созревания детского организма.

В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия для удовлетворения био потребностей школьников в движениях. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем ДА возможен при участии школьников в комплексе ежедневных мероприятий, проводимых каждой школой.

Начиная с 1981/82 учебного года во всех общеобразовательных школах введено обязательное выполнение некоторых, так называемых малых форм физ воспитания. К ним относятся:

1.Утренняя гимнастика, направлена на снятие утреннего торможения, повышение мыш тонуса, активизацию процессов внимания(10 минут)

2. Динамические паузы (физкультминутки) – 3 минуты упражнений для снятия напряжения с мышц и для профилактики зрительного утомления.

3. Активный отдых на переменах.

В комплексе с утренней зарядкой (15минут) малые формы физ воспитания обеспечивают около 50 минут активных движений. Кроме того, проведение уроков физкультуры (2 р в неделю по 40 мин), ежедневные занятия по физ культуре в объеме не менее 1 ч в группах продленного дня, проведение ежемесячных дней здоровья и спорта призваны обеспечить достаточную двигательную активность школьников.

Развитие физ качеств в сенситивные периоды(периоды повышенной восприимчивости к воздействию тех или иных физических упражнений) имеет важное значение для физического воспитания детей и подростков. См фото таблицы ниже. В указанные периоды необходимо отдавать предпочтение целенаправленным физ упражнениям. Если по какой-либо причине сенситивный период был упущен, то реализовать в последующем утраченные возможности обычно не удается. Так, ребенок не умеющий плавать, ездить на велосипеде, не обладающий ловкостью, став взрослым, не сможет успешно овладеть данными двигательными навыками.

Эффективность физ воспитания зависит во многом от соблюдения гигиенических условий во время занятий. Запрещается проводить физ занятия в подвальных помещениях, коридорах, проходных помещениях. В каждой школе должен быть физкультурный зал, отвечающий следующим требованиям:

S физкультурного зала опрделяется из расчета 4 кв м на 1-го учащегося при высоте 5-6 м.

T воздуха в спортзале должна придерживаться на уровне 15-17 С

Необходим трехкратный обмен воздуха в час, что должно обеспечиваться приточно-вытяжной вентиляцией или сквозным проветриванием

Достаточный уровень естественной освещенности(СК 1:4-1:5), уровень искусственной освещенности – 150 лк при использовании ламп накаливания и 200 лк при применении люминесцентных ламп

Окна, светильники, отпительные приборы должны быть закрыты съемными сетками.

Полы деревянные, стены ровные без выступов, на высоту до 2 м покрыты масляной краской

Необходимы вспомогательные помещения: 2 раздевалки (для мал и дев) с душевыми и туалетными комнатами, снарядная, комната преподавателя.

Спорт инвентарь должен соответствовать техническим условиях, не иметь зазубрин и других повреждений

В спортивном зале должен нах только тот инвентарь, к-й необходим на данном занятии

Влажная уборка зала должна проводиться 2-3 р в день_до начала занятий, между сменами, по окончании занятий

Генеральная уборка зала – 1 раз в нежелю с горячей водой

Маты хранить в висячем положении, стирка чехлом 1 р в неделю, применяется выколачивание, очистка пылесосом

При контроле воздушной среды: сод-е угл газа не должно превышать 0,1%, обсемененность микроорганизмами – 4000 микроорганизмов в 1 м3. Интенсивность шума должна нах в пределах 50-60 дБА

Наиболее повышают работоспособность и укрепляют здоровье школьников уроки физического воспитания, если они в течение круглого года проводятся на открытом воздухе. Рациональное построение урока физической культуры предусматривает постепенное увеличение физической нагрузки при плотности его 65—70% (плотностью урока называют отношение времени, занятое движениями, к общей его продолжительности).

Урок состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Продолжительность вводной части — 5—8 мин. Назначение ее — мобилизация внимания учащихся, повышение функции дыхания и кровообращения. Основная часть урока занимает 30—35 мин и имеет целью выработку основных двигательных качеств — скорость, силу, выносливость. Закл<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.