Схема фонтанной водоподводящей системы Петергофа — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Схема фонтанной водоподводящей системы Петергофа

2019-08-07 869
Схема фонтанной водоподводящей системы Петергофа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Приложение 4

Справочные сведения об архитекторах, скульпторах
и других мастерах, работы которых представлены в Петергофе

Алексеев Яков Алексеевич (1726–1785) – петербургский архитектор. Работая в петергофской конторе, в 1765 г. выполнил проект кавалерских домов, возведенных вдоль Дворцовой площади, в 1768 г. разработал проект перестройки фонтана «Пирамида», в 1769 г. совместно с архитектором Ю.М. Фельтеном осуществил капитальные работы по ремонту Большого каскада.

Антокольский Марк Матвеевич (1843–1902) – русский скульптор, родился в городе Вильно в небогатой многодетной еврейской семье. Проявившаяся с раннего детства страсть к рисованию и лепке привела его в Академию художеств, куда он поступил вольнослушателем в 1862 году. Учился в классе профессора Н.С. Пименова, автора нескольких скульптур Большого каскада. Будучи еще учеником Академии, Антакольский приступил к своему первому произведению на тему русской истории – статуе «Иван Грозный», которая принесла ему известность и звание академика. С 1871 г. скульптор жил за границей – в Риме и Париже. Над статуей Петра I, которая была задумана еще в России, скульптор работал в Риме. М. Антокольский стал автором целой галереи исторических образов, которые он создавал на основе тщательного изучения документальных источников, прижизненных портретов, а также собственных размышлений об исторической миссии изображаемого героя.

Баратини, Джованни и Джулиано – итальянские фонтанные мастера, приглашенные в Россию по инициативе архитектора Н. Микетти. Братья Баратини прибыли в Петергоф в 1721 году, но уже в июле 1722 года Джулиано был переведен в Ревель «к строению дома его Величества», откуда он в 1727 году уехал на родину; его брат Джованни, оставшийся работать в Петергофе, умер в 1723 году.

Бенуа Николай Леонтьевич (1813-1898) – русский архитектор периода историзма, знаток художественных стилей прошлого, рисовальщик, акварелист. Н.Л. Бенуа – представитель обрусевшего французского рода, основателем которого был прибывший в 1794 г. из Франции кондитер Луи­-Жюль Бенуа. Н.Л. Бенуа обучался архитектуре в Академии художеств, которую окончил с Большой золотой медалью. Во время шестилетнего заграничного путешествия, посвященного изучению архитектурных памятников Италии, Германии, Австрии и Швейцарии, архитектор проникся идеями набиравшего популярность романтизма. С 1850 г. Н.Л. Бенуа – главный архитектор Петергофа, где по его проектам были сооружены постройки в различных исторических стилях: Придворные конюшни, здания почты и железнодорожного вокзала (неоготика), Фрейлинские корпуса (необарокко), Госпиталь (неоклассицизм) и др. Под руководством Н.Л. Бенуа в 1850-х –1860-х годах была осуществлена капитальная реконструкция Большого каскада и гротов, ковша и Морского канала. 

 

Бланк Иван Яковлевич (1708 -1745) – ученик архитектора М.Г.Земцова. В Петергофе работал в конце 1730-х годов, многие проекты выполнял совместно с архитектором И.П. Давыдовым. Наиболее значительные из его работ – сооружение каскада «Драконова гора» и «Римских фонтанов».

Бонацца Джованни (1654-1736) – итальянский архитектор эпохи барокко, работал в Венеции, Падуе и других городах. Проявил себя подлинным виртуозом в обработке мрамора. В собственной мастерской в Падуе Бонацца изготовлял скульптуры для украшения вилл богатых итальянцев. В 1716-1717 годах по заказу Саввы Рагузинского выполнил статуи «Аврора», «Закат» и «Ночь» для Летнего сада. В 1717-1718 годах, желая познакомить жителей Петербурга с произведениями прославленного итальянского скульптора XV века Антонио Рицци, Рагузинский заказал Д. Бонацца вольные копии известных статуй «Адам» и «Ева».

Браунштейн Иоганн Фридрих ( годы жизни неизвестны ) – немецкий архитектор, работавший в Берлине помощником Андреаса Шлютера, по рекомендации которого в 1714 г. приехал в Петербург. После смерти Шлютера завершал начатые им постройки. В 1714-1716 годах Браунштейн отвечал за все строительные работы в Петергофе, впоследствии работал под руководством Леблона, затем – Микетти. По проектам И. Браунштейна были построены дворец «Марли», павильон «Эрмитаж», здание Оранжереи. Под его наблюдением (по проектам Н. Микетти) были сооружены фонтаны Менажерийный и Пирамида, Марлинский и Руинный каскады. В правление императора Петра II Браунштейн был уволен с российской службы, в конце 1720-х годов уехал в Германию.

Броуэр Франц Петрович (1757-1832) – русский архитектор и каменных дел мастер. В 1780 г. Ф.П. Броуэр, сын плотника, был принят учеником в чертежную мастерскую Правительствующего Сената, затем стал «поручиком архитектора». В 1784 г. поступил в Контору строений домов и садов для работы в Петергофе, где проработал около 50 лет, с 1792 г. – в качестве дворцового архитектора. Ф. Броуэр занимался всеми текущими работами как паркового, так и городского строительства. Он принимал участие в сооружении фонтана «Нептун» в Верхнем саду, Римских и Террасных фонтанов, фонтана «Пирамида», Львиного каскада в Нижнем парке. По его проекту были построены каменные Кавалерские дома вдоль восточной ограды Верхнего сада и выполнена кирпичная ограда с тремя воротами с восточной стороны Нижнего парка.

Воронихин Андрей Никифорович (1759 – 1814) – русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира. А.Н. Воронихин родился в семье крепостного графа А.С. Строганова. Граф, заметив талант юноши, отправил его в Москву обучаться живописи и архитектуре. С 1779 г. Воронихин работал в Петербурге, проживая во дворце графа Строганова. С 1786 г., получив к тому времени вольную, он был отправлен вместе с сыном графа Павлом Строгановым в длительное заграничное путешествие для продолжения образования. Вернувшись на родину в начале 1890-х годов, Воронихин работал в Петербурге и его пригородах. В 1797 г. получил звание академика живописи, в 1800 г. – академика архитектуры (за проект колоннад в Петергофе), с 1802 г. – профессор Академии художеств. Наиболее выдающиеся произведения архитектора – Казанский собор и Горный институт в Петербурге. В Петергофе по его проектам был создан новый пьедестал для «Самсона», построены Эрмитажный каскад и Фонтанные колоннады, получившие впоследствии его имя.

Ган Эдуард Львович (1817-1891) – выдающийся архитектор эпохи историзма. Э.Л. Ган родился в Германии. Получив архитектурное образование в Штутгарте, приехал в Петербург, где стал вольнослушателем Академии художеств. В 1842 г. Э.Л. Ган был назначен смотрителем дачи Александрия и мызы Знаменка. В 1847 г. по его проекту был сооружен комплекс Купеческой пристани в Петергофе, дача для композитора А. Рубинштейна. В 1866 г. по проекту Э.Л. Гана был построен Банный корпус, в котором был оборудован комплекс лечебных ванн для императрицы Марии Александровны. Он проектировал также небольшие сады: Китайский садик в Нижнем парке, сад у Фермерского дворца. По его рисункам была создана чугунная беседка у дворца Коттедж. С 1883 г. до конца жизни Э.Л. Ган занимал должность дворцового архитектора Петергофа.

Гарнихфельт Леонард фон (? – 1738) – голландский садовых дел мастер, приехал в Россию в 1710, работал в Петергофе с 1715 по 1738 г. Л. Гарнихфельт составил эскизный план Верхнего сада, осуществил декоративное оформление зеленого массива Нижнего парка, занимался разбивкой партерных цветников со сложным узором и сада в голландском стиле перед Монплезиром. Важной заслугой Л. Гарнихфельта стало то, что в 1723 г. он организовал в Петергофе первую в России садовую школу, которая сыграла большую роль в развитии русского паркостроения XVIII века.

Давыдов Иван Петрович (1709-1739) – один из забытых зодчих, много работал в Петергофе. В 1730-х годах И.П. Давыдов занимался планировкой Верхнего сада, созданием каскада «Драконова гора», Римских фонтанов, фонтанов «Пирамида» и «Дубок». Сотрудничал с Б. Растрелли, М. Земцовым, И. Бланком.

Земцов Михаил Григорьевич (1686/1688 – 1743) – п ервый русский архитектор Санкт-Петербурга. Родился в Москве, обучался при Оружейной палате. В числе первых переселенцев Земцов прибыл в Петербург, где с 1709 года изучал итальянский язык при губернской канцелярии. В 1710 году начал обучение у Доменико Трезини. В 1720 году Земцов, знавший итальянский язык, был назначен помощником недавно прибывшему в Петербург Николо Микетти, который дал своему помощнику и ученику лестную характеристику и порекомендовал направить его в Ревель для наблюдения за строительными работами в Екатеринентале (Кадриорге), которые велись по проекту Микетти. После отъезда Микетти на родину, Земцов возглавил все строительные работы в Петербурге и загородных резиденциях, в том числе в Петергофе. В 1724 г. составил «Описание Петергофской деревни», включавшее перечень чертежей дворцов, каскадов, фонтанов, как уже созданных к тому времени, так и намеченных к постройке.

В царствование императрицы Анны Иоановны деятельность архитектора была направлена в основном на благоустройство Санкт-Петербурга и церковное строительство. Будучи талантливым педагогом, Земцов создал свою «архитектурную команду», одним из его учеников стал И.Я. Бланк.

Йенсен Давид Иванович (1816-1902) – датский скульптор, учился в Копенгагенской Академии художеств у Бе́ртеля То́рвальдсена. С 1841 г. жил и работал в Петербурге. В 1847 г. основал мастерскую по производству скульптуры и декоративных элементов из особо прочной терракоты. Автор многих монументально-декоративных скульптур из этого материала.

Козловский Михаил Иванович (1753-1802) – выдающийся русский скульптор, получивший образование в петербургской Академии художеств. После завершения образования, как пенсионер Академии, в течение нескольких лет совершенствовал свое искусство в Риме, а затем – в Париже. Период расцвета таланта скульптора приходится на 80-е – 90-е годы XVIII века. Его привлекали мифологические сюжеты героического звучания и исторические персонажи. Обращаясь к истории, Козловский создал образы Александра Македонского, Якова Долгорукова, Екатерины II, А.В. Суворова (памятник Суворову находится у Троицкого моста, недалеко от Марсового поля).

Одним из значительных произведений М.И. Козловского стала скульптурная композиция «Самсон, разрывающий пасть льва». Скульптор создал самостоятельное художественное произведение, сохранив при этом основы прежней композиции. Если «Самсон» Б. Растрелли был одет в плащ из львиной шкуры, то Козловский представил героя обнаженным, что дало возможность создать классически выразительный силуэт статуи.

Велика роль Козловского как профессора Академии художеств. Из его мастерской вышли талантливые скульпторы С.С. Пименов, В.И. Де́мут-Малиновский и др.

Леблон Жан-Батист Александр (1679 – 1719) – французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, ученик Андре Ленотра, создателя Версальского парка. В сентябре 1716 года по приглашению Петра I Леблон прибыл в Санкт-Петербург, где был назначен на должность «генерал-архитектора», т.е. главного архитектора города. Ж.-Б. Леблон составил Генеральный план Санкт-Петербурга и разработал типовые проекты домов для его застройки.

В Петергофе Леблон разработал планировку Верхнего сада и Нижнего парка, принимал участие в сооружении построек на его территории, в частности, под его руководством проводились работы по укреплению фундамента строившегося Нагорного дворца.

Лихардов Сергей Михайлович (1791-1857) – выпускник петербургского Института Корпуса инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 года, принимал участие в Бородинском сражении. В 1821г. был откомандирован в Царское Село для проведения строительных и гидравлических работ. В 1825 г. в чине полковника стал заведовать Таицким водоводом, с марта 1828 г. – управляющий петергофскими фонтанами. В 1841 году С.М. Лихардов был назначен управляющим Петергофа, оставаясь в должности заведующего фонтанной системой. Именно на его правление пришлась пора полного преобразования Петергофа, создание новых парковых ансамблей, перепланировка улиц, снос старых домов, деревень и строительство новых.

Микетти Николо (1675 – 1759) – итальянский архитектор, ученик Карло Фонтана, крупнейшего мастера римского барокко. В 1718 г. был приглашен в Санкт-Петербург. После смерти Леблона, в 1719-1723 годах, Микетти был главным придворным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах. В Петергофе Микетти продолжил работы, начатые Леблоном. Кроме того, по его проекту были построены парадный дворец в Стрельне и загородный Екатеринентальский дворец под Ревелем. В 1723 году по поручению Петра I Микетти отправился в Италию, откуда обратно в Россию не вернулся.

Микетти считается одним из основных создателей фонтанного ансамбля Петергофа. К его многочисленным авторским работам в Петергофе относятся: галереи с флигелями у Верхних палат, скульптурное оформление Большого каскада, фонтаны в Монплезирском саду, Марлинский и Руинный каскады и т.д.)

Оснер Ганс Конрад (1673-1747) – скульптор и резчик по дереву, приехавший в Россию из Германии по контракту в 1703 г. Вначале работал в Москве, с 1710 г. – в Санкт-Петербурге. С 1726 г. служил в Академии Наук. Исполнял резную работу, делал модели для отливания свинцовых фигур. Наиболее известная его работа, сохранившаяся до наших дней, – рельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости.

Г.К. Оснер работал в Зимнем дворце, в Летнем саду и в Петергофе, где, в частности, участвовал в оформлении дворца «Марли» и павильона «Эрмитаж», вырезал из дерева фигуры трех драконов для каскада «Шахматная гора», реставрировал мраморные статуи, делал модели для отливания свинцовых скульптур.

Пилсудский Мечеслав Иванович (1821-?), камергер высочайшего двора, действительный статский советник. Окончил Институт Корпуса инженеров путей сообщения. С начала 40-х годов XIX в. работал в Петергофе под руководством С.М. Лихардова. С 1852 г. М.И. Пилсудский руководил работами по реконструкции фонтанной системы Петергофа. С 1857 по 1874 гг. занимал должность управляющего петергофскими фонтанами. Возглавлял прокладку дорог, строительство мостов, рытье прудов и каналов, ремонт и эксплуатацию всей системы. В 1859 г. в 6-м номере журнала Главного Управления Путей сообщения и Публичных зданий была опубликована его работа «Петергофские фонтаны», где он подробно описал историю создания и работу фонтанной системы Петергофа.

Растрелли Бартоломео (1666-1744) – итальянский скульптор, литейщик и архитектор. Год рождения скульптора приведен согласно исследованиям К.В. Малиновского [13], что на 9 лет раньше общепринятой в литературе даты (1675г.). Этот же автор указал на неточность в имени скульптора. Имя «Карло» появилось из-за неправильной расшифровки подписи после 1704г., когда Растрелли получил графский титул (буква «С» означает «Comte» – по-французски «граф»).

Б. Растрелли учился во Флоренции и в Риме. С начала XVIII в. работал в Париже при дворе короля Людовика XIV. В 1716 г. вместе с сыном, будущим выдающимся зодчим Франческо Растрелли, приехал в Россию.
Б. Растрелли – автор конной скульптуры Петра I (памятник у Михайловского замка), скульптурной группы «Анна Иоанновна с арапчонком» и «Восковой персоны» Петра I (находятся в Эрмитаже). Лицо восковой статуи было сделано на основе гипсовой маски, созданной Б. Растрелли еще при жизни Петра I в 1719 г. В Петергофе Растрелли выполнял свинцовую скульптуру, декоративные вазы, барельефы и другие произведения мелкой пластики.

Растрелли Франческо Бартоломео (1697-1771) – выдающийся русский архитектор итальянского происхождения, наиболее яркий представитель елизаветинского барокко. Уточненная дата рождения – 1697г., в отличие от принятой в литературе (1700г.), дана согласно исследованиям К.В. Малиновского [13].

Ф.Б. Растрелли – сын обрусевшего итальянского скульптора Б. Растрелли, родился в Париже, в 1716г. вместе с отцом приехал в Петербург. Затем учился во Франции. Первые самостоятельные работы относятся к 1730-м годам, когда он руководил постройкой дворцов для герцога Бирона в Курляндии (герцогство на территории современной Латвии). В 1738 г. указом императрицы Анны Иоановны Ф.Б. Растрелли был назначен обер-архитектором императорского двора. Эту должность он занимал и при императрице Елизавете Петровне, на чье царствование пришелся расцвет творчества архитектора. К наиболее грандиозным проектам этого времени относятся Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе. В Нижнем парке по его проекту был построен дворец, получивший впоследствии название «Екатерининский корпус».

С приходом к власти императрицы Екатерины II стиль барокко вышел из моды, и архитектор перестал получать заказы. В августе 1762 г. он был отправлен в отпуск на год для лечения в Италии. В 1763 г. императрица подписала указ об отставке Растрелли и в 1764 г. он вместе с семьей покинул Россию.

Рицци Антонио (1430-1499) – скульптор, архитектор, инженер морского флота. Родился в Вероне. Много работал в Венеции и Падуе. Принимал участие в строительстве дворцов, создавал надгробные памятники. В 1484 году спроектировал Лестницу Гигантов для Дворца дожей в Венеции и оформил его внутренний фасад. С 1465 по 1498 годы работал над созданием скульптур «Адам» и «Ева» для Арки Фоскари Дворца дожей. В настоящее время скульптуры находятся внутри дворца, а на их месте установлены бронзовые копии.

Симонов Василий Львович (1879-1960) – ленинградский скульптор, член Союза художников. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге. Впоследствии преподавал в Академии художеств (1922-1930) и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище (ныне Художественная академия имени барона Штиглица, 1947-1960), был его ректором и деканом скульптурного факультета, профессором.

В 1946 г. в возрасте 68 лет В.Л. Симонов приступил к работе над воссозданием скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва».   Проанализировав немногочисленные довоенные фотографии «Самсона», изучив другие работы М. Козловского, сделал небольшую модель в одну треть величины. После утверждения её специальной комиссией, весной 1947 г. началась работа над моделью в натуральную величину – 3м 53см. Справиться с этой колоссальной работой в установленный срок Симонову было не под силу, и он привлек к себе в помощь ленинградского скульптора Николая Васильевича Михайлова. Третий в истории Петергофа «Самсон» был отлит мастерами ленинградского завода «Монументскульптура». Вновь отлитая скульптурная группа состояла из 14 отдельных частей, вместо прежних пяти.

Смирнов Алексей Петрович (1907-1987) проработал в Петергофе в течение 40 лет: с 1946 г. – фонтанным мастером, с 1968 – старшим инженером. Принимал участие в восстановлении после войны многих фонтанов, в совершенстве знал петергофскую фонтанную систему, работал в отделе гидротехнических сооружений практически до самой смерти.

Стрельников Федор Алексеевич (1754-1815) – фонтанный мастер Петергофа. Родился в семье мастерового. После окончания школы стал певчим церковного хора. В 1771г. «по спадению с голоса» исключен из хора и зачислен учеником в фонтанную команду. В 1784г. за изготовление трех металлических елочек для фонтанов-шутих Ф.А. Стрельникову присвоили звание подмастера. В 1798г., после 27 лет службы Ф.А. Стрельников был назначен фонтанным мастером. В фонтанной команде прослужил 44 года. В царствование императора Павла I Стрельников получил чин титулярного советника с правом личного дворянства, а затем – коллежского асессора. Стрельников занимался расчетом и прокладкой трубопроводов к новым фонтанам, им изобретены и установлены на Самсониевском водоводе специальные приборы, автоматически выпускающие из труб воздух, мешающий протеканию воды. Он изготавливал фонтанные насадки и выполнял многие другие работы, связанные с обслуживанием фонтанов.

Суалем Поль (? – 1742) – французский фонтанный мастер, родственник Ренкена Суалема, строителя водовзводной машины в Марли, которая давала воду версальским фонтанам. В 1716 г. по приглашению Леблона прибыл в Россию со своим дядей, «машинистом» Жирардом Суалемом (скончался в 1718г.). Поль Суалем работал сначала в Ревеле, затем в Петербурге, в Летнем саду, с 1721г. и до конца жизни – в Петергофе.

В 1730-х годах П. Суалем руководил всеми фонтанными работами в Петергофе. Он создал проекты гидроустройства фонтанов «Адам», «Пирамида», «Менажерных», «Фаворитка», восточного фонтана «Чаша» и др. При нем была создана команда русских учеников, из которой вышло немало фонтанных мастеров высокой квалификации.

Толстой Федор Петрович (1783-1873) – русский живописец, скульптор и медальер. Вопреки традициям семьи, граф Ф.П. Толстой отказался от военной карьеры и посвятил свою жизнь искусству. Получил образование, будучи вольным слушателем Академии художеств. Для творчества Ф.П. Толстого характерны сюжеты и образы античного искусства. Мировую известность скульптору принесла серия барельефных медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 г. и заграничным походам русской армии. С 1825 г. Толстой преподавал в Академии художеств, с 1842 г. был назначен профессором медальерного класса, в 1828-1859 гг. – вице-президент Академии художеств.

Туволков Василий Григорьевич (1697-1727) – русский инженер-гидравлик. В 1714 году В.Г. Туволков, в числе других одаренных учеников был отправлен за казенный счет для обучения за границу. В течение 5 лет обучался сначала в Голландии, затем во Франции. Получил серьезные теоретические знания и практические навыки в строительстве каналов, шлюзов, плотин, гаваней, «водяных машин». В 1719 году, по возвращении на родину, В.Г. Туволков был зачислен в штат Адмиралтейской коллегии и получил звание «машиниста» (так называли инженеров в области гидротехники). Вскоре он поступил в распоряжение «Канцелярии от строений», ведавшей сооружением дворцов и парков в столице и пригородах, работал в Кронштадте и Ревеле. В июле 1719 года он сооружал плотину на реке Стрелке в Стрельнинской мызе. С 1720 года Туволков руководил строительством фонтанного водовода в Петергофе. Под его же руководством был сооружен шлюз на Морском канале в Нижнем парке, была проведена реконструкция дамбы этого канала, углублена гавань и выполнены другие работы в парке. Туволков умер в 1727 году в возрасте 30 лет, похоронен, вероятнее всего, на Свято-Троицком кладбище в Петергофе.

Усов Тимофей Никитич (1700-1728) – архитектор «петровского барокко». В 1716 г. вместе с П. Еропкиным был отправлен для обучения в Италию. Учился у архитектора Чиприани в Риме, затем во Флорентийской Академии. С 1723 г. работал в основном в Петербурге. Участвовал в создании иконостаса для Петропавловского собора. Вместе с П. Еропкиным участвовал в работах по сооружению дворца в Стрельне. В Петергофе принимал участие в создании Марлинского каскада, фонтанов «Ева», «Тритоны-колокола», «Фаворитка».

Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) – русский архитектор, представитель раннего русского классицизма. Учился в Петербурге в гимназии при Академии наук, продолжил образование в Германии. С 1772 г. – профессор петербургской Академии художеств, в 1789-1794 – ее директор. После увольнения обер-архитектора Ф. Растрелли в 1763г., Ю.М. Фельтен, работавший его помощником при строительстве Зимнего дворца, завершил все работы, начатые наставником, и приступил к самостоятельному проектированию. В 1760-1770-х годах Фельтен был главным архитектором Канцелярии от строений. По его проекту были построены Чесменский дворец и церковь, здание Александровского института, Старого Эрмитажа, создана решетка Летнего сада. В Петергофе он занимался переоформлением интерьеров Большого дворца, по его проекту была создана Купальня для императрицы Екатерины II с фонтаном «Солнце».

Чудинов Константин (1770-1864) – прослужил при петергофских фонтанах 58 лет, пройдя путь от ученика до фонтанного мастера. К. Чудинов оставил после себя «Воспоминания», иллюстрированные авторскими рисунками, в которых содержатся интересные сведения о петергофских фонтанах и парках.

Шлютер Андреас (1660 – 1714)

Немецкий архитектор и скульптор, придворный скульптор курфюрста Фридриха III (после образования королевства Пруссии в 1701 г. ставшего королем Фридрихом I), преподавал в Берлинской Академии художеств, в 1702-1704 годах был ее директором. По приглашению Петра I летом 1713 года Шлютер прибыл в Россию и был назначен главным архитектором Санкт-Петербурга. В России проработал около года, летом 1714 года он скончался от тифа.

Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802-1865) – родился в России на мызе Ивановка под Петербургом в семье выходцев из Германии. Обучался в архитектурном классе Академии художеств. Начинал рисовальщиком под руководством О. Монферана. В 1837 г. совершил годовую поездку по Италии, Франции и Германии для изучения выдающихся памятников зодчества. В этом же году получил звание академика архитектуры и чин титулярного советника. С 1844 г. – профессор Академии художеств. Строил многочисленные частные дома (главным образом в Петербурге) и дворцы, в оформлении которых использовал архитектурные стили разных эпох: дворцы – Мариинский, Николаевский, Белосельских-Белозерских, Бельведер, Царицын и Ольгин павильоны; усадьбы – Сергиевка, Знаменка, Михайловка и др.

Яковлев Иван Егорович (1728-1783) – работал в Петербурге, пригородах столицы, Москве, Эстонии. Построил здание Кадетского корпуса в Царском Селе. В 1769-1780-х годах работал в Петергофе помощником архитектора Ю.М.Фельтена. Совместно с ним построил в Менажерейном пруду императорскую купальню с фонтаном «Солнце», разработал проекты пристройки деревянных галерей к зданию Оранжереи и устройства мраморной балюстрады вокруг фонтана «Пирамида».


Приложение 5

Декоративное убранство Большого каскада
при Петре I (в 1724 г.)

Документальные данные первой четверти XVIII века и гравюра С. Коровина 1724 года позволяют представить, каким было декоративное убранство Большого каскада после его завершения. На стенке Малого грота, напротив каскадных лестниц, находились два фонтанных маскарона. Между ними в нишах помещалось четыре мраморных бюста – аллегории времен года работы П. Баратта. Балюстраду над Малым гротом украшали свинцовые золоченые вазы (более 10 штук). По сторонам водопадных уступов были расставлены 12 ваз двух типов («плоские» и «круглые»), а также 16 свинцовых золоченых скульптур. Двенадцать из них представляли собой аллегорические изображения месяцев, а остальные – античных богов и героев: Персея, Актеона, Галатею, Меркурия. Две статуи стояли по сторонам фонтана «Кольцо» и еще две – у деревянных сходных лестниц. У стены стилобата на постаментах были помещены статуи Нептуна и Амфитриты с трезубцами в руках.

Стены стилобата были украшены восемнадцатью пилястрами с гермами. Над средним каскадом, на углах стилобата, стояли «Гладиаторы с пистолетами», и поодаль лежали две «Жабы». Выступающие края сливных плит, называемых «столами», поддерживали 104 кронштейна двух видов. Всего на каскаде имелось 36 барельефов: по 15 – на боковых каскадах, 4 – на среднем каскаде и 2 – на стилобате.

Средний каскад был декорирован двумя плоскими вазами в форме раковин. Его выступающие сливные плиты поддерживались десятью дельфинами; «стол» нижней ступени подпирали шесть фигур мальчиков-тритонов.

На борту ковша находились четыре группы сирен. По периметру ковша, под водопадными уступами и на стилобате были укреплены ленты посеребренных «сосулек».

Таким образом, во времена Петра I Большой каскад украшали более 230 скульптурных деталей.


 

Приложение 6


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.