Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-07 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Практически у всех детей с ОНР выявляется недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.), затрудненной манипуляции различными мелкими предметами, недостаточном овладении навыками самообслуживания, медленном развитии игровой деятельности.
В головном мозге человека центры, отвечающие за двигательную сферу и речевое развитие, расположены близко друг к другу. При стимуляции одного из этих центров, активизируется и другой. В результате деятельность речевых зон становится более согласованной, речь — четкой, выразительной, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми действиями.
Все это обусловливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук в системе занятий по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Развитие мелкой моторики:
примерное перспективное планирование
№ | Содержание |
1. | Совершенствовать[7] умение выполнять простые статические позы типа коза, зайка |
2. | Совершенствовать умение выполнять статические позы типа стол, лодочка |
3. | Совершенствовать умение выполнять и удерживать статические позы типа собачка, котик |
4. | Совершенствовать умение выполнять касательные движения всех пальцев обеих рук «Пальчики здороваются» |
5. | Совершенствовать умение поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого |
6. | (Совершенствовать умение поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца |
7. | (Совершенствовать умение сгибать пальцы левой (правой) руки одновременно и поочередно их выпрямлять, начиная с большого |
8. | Совершенствовать умение сгибать пальцы левой (правой) руки одновременно и поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца |
9. | Совершенствовать графические умения: обводка по трафарету |
10. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: вверху, внизу. Формировать графические умения: обводка по трафарету |
11. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: вверху, внизу. Формировать графические умения: обводка по шаблону |
12. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: выше, ниже. Формировать графические умения: обводка по шаблону |
13. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: выше, ниже. Формировать графические умения: обводка по шаблону |
14. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: вверх, вниз. Формировать графические умения: обводка по шаблону |
15. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: вверх, вниз. Формировать графические умения: обводка по контуру |
16. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: над, под. Формировать графические умения: обводка по контуру |
17. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: над, под. Формировать графические умения: обводка по контуру |
18. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: между. Формировать графические умения: обводка по контуру |
19. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: между. Формировать графические умения: обводка по контуру |
20. | Развивать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру |
21. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру |
22. | Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру |
23. | Развивать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
24. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
25. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
26. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
27. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
28. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
29. | Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа: размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий |
30. | Развивать умение одновременно выполнять движения пальцами и кистями обеих рук «Вращение кистями рук с одновременным удержанием "кольца" из указательного и среднего пальцев». Формировать графические умения: проведение прямых линий двумя руками одновременно |
31. | Совершенствовать умение одновременно выполнять движения пальцами и кистями обеих рук «Вращение кистями рук с одновременным удержанием "кольца" из указательного и среднего пальцев». Формировать графические умения: проведение прямых линий двумя руками одновременно |
32. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: выше, ниже. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
33. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: выше, ниже. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
34. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: выше, ниже. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
35. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: на. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
36. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: на. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
37. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
38. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
39. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации |
40. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: штрихование |
41. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование |
42. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование |
43. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование |
44. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование |
45. | Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование |
46. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование |
47. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование |
48. | Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование |
|
|
|
|
Весьма эффективным и занимательным видом работ являются игровые упражнения с природным и подручным материалом. С помощью различных круп, желудей, каштанов, цветных шнурочков, ленточек, пуговиц и т. д. на занятиях по формированию произносительной стороны речи выкладываются контуры букв, соответствующих изучаемым фонемам. Детям предлагаются следующие упражнения:
«Выложи букву» — выкладывание букв из круп, фасоли, счетных палочек, цветных шнурочков, ленточек, бусинок, желудей, пуговиц, и т. д.
«Дорисуй букву» — дорисовывание фрагмента буквы. «На что похожа буква?» — дополнение контура буквы образом какого-либо предмета, животного.
«Зачеркни неправильную букву» — дифференциация графических изображений букв.
Чудеса на крупе» (нарисовать букву на крупе) — рисование букв в емкостях, наполненных крупой (гречка, рис, манная крупа и т. д.).
«Чудеса на песке» (нарисовать букву на песке) — рисование букв в емкостях, наполненных сухим, просеянным песком.
«Обведи правильную букву» — дифференциация графических изображений букв.
«Обведи букву по контуру» — обведение контура.
«Раскрась букву» — раскрашивание букв.
«Заштрихуй букву» — заштриховывание букв.
«Найди букве половинку» — подбор половинок букв, выполненных из бумаги, картона, пенопласта; графическое соединение порисованных половинок.
|
«Волшебный пластилин» — лепка букв из пластилина; вылепливание по контуру на картоне и др.
Эти упражнения способствуют укреплению пальцевой мускулатуры, развитию гибкости и подвижности пальцев и кистей рук а также являются базовой основой формирования графомоторных навыков.
Весьма плодотворным методом являются также пальчиковые игры. Упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые речью, развивают у ребенка слуховое и зрительное внимание, память, пространственную ориентировку, умение подражать и взрослому, повышают речевую активность. Например, игра «Изобрази букву пальчиками», в которой образец выполнения дает педагог, а дети повторяют движения, а также предлагают свои идеи по изображению буквы пальчиками.
Проговаривание четверостиший' с часто встречающимся изучаемым звуком и одновременное изображение пальчиками упоминаемых в четверостишии объектов позволяет активизировать речь, развивает фонематический слух и восприятие. Например пальчиковая гимнастика на звук [б] («Баран»).
Быстро бегал баран Барабанил в барабан. | Указательным и средним пальцами обеих рук, соединенных вместе (одна рука впереди, другая позади) «бежать» по столу. На слово «баран» согнуть указательные пальцы, изображая рога барана. «Барабанить» указательными пальцами по столу. |
Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа
«Назови словечко» — называние слогов, слов, содержащих изучаемый звук, с одновременным разминанием и последующим загибанием пальчиков на руках по одному, начиная с мизинца. Слова перечисляются со зрительной опорой на заранее подготовленные и расположенные в определенном порядке предметные картинки.
«Сожми пальчик на каждое словечко» — называние слов, содержащих изучаемый звук, с одновременным сдавливанием подушечки пальца левой руки большим и указательным пальцами правой руки; затем поменять руки.
«Разминаем пальчики» — проговаривание слоговых сочетаний за педагогом по 2, 3, 4 слога с одновременным разминанием пальца от основания до подушечки.
«Чистоговорки» — проговаривание коротких чистоговорок
· состоящих из 2-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: точечные нажатия на каждую фалангу пальца и легкое массирование в области нажатой точки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки.
Ма – ма – мак
. . .
· состоящих из 3-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: 3 точечных нажатия (с проговариванием слогов) на каждую фалангу пальца, с одновременным легким массированием в области нажатой точки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки; во время проговаривания слова загибаем пальчик.
Ма – ма – ма - мак
. . . I
· «Проговори предложение» — проговаривание коротких предложений, с одновременным самомассажем пальцев ребенка. Предложения составляются по сюжетной картине, по предметным картинкам и проговариваются за педагогом.
Маша шила штаны
. . .
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М. М. Кольцова и др.). При овладении ребенком двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, которая происходит при участии речи. Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Для них характерно своеобразие развития общей моторики: двигательная неловкость, малый объем движений, недостаточный их темп и переключаемость с одного движения на другое. Поэтому на различных занятиях (в том числе — по формированию произносительной стороны речи) важно уделять внимание коррекции особенностей моторного развития детей: Нормализации мышечного тонуса, развитию статической выносливости, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательности выполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.
Развитие общей моторики:
примерное перспективное планирование
№ | Содержание |
1 2 | Развивать умение координировать речь с движением в игровом упражнении с мячом |
3. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [а] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [а] |
4. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [у] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [у] |
5. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [и] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [и] |
6. | Развивать умение произносить гласный звук [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ы] |
7. | Развивать умение произносить гласные звуки [и], [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «3вуки с движением» для звуков [и], [ы] |
8. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [о] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [о] |
9. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [э] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [э] |
10. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м] |
11. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м'] |
12. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [н] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [н] |
13. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [х] |
14. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [д] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [д] |
15. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [т] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [т] |
16. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [б] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [б] |
17. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [п] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [п] |
18. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [в] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [в] |
19. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ф] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ф] |
20. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [к] |
21. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [г] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [г] |
22. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [г], [к], [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [г], [к], [х] |
23. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [п], [т], [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [п], [т], [к] |
24. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с] |
25. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с'] |
26. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з] |
27. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з'] |
28. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [з] |
29. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ц] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ц] |
30. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ц], [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ц], [с] |
31. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ш] |
32. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ж] |
33. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш]. [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [ж] |
34. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [ш] |
35. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [з], [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [з], [ж] |
36. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч] |
37. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч] |
38. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [щ] |
39. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ч], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ч], [щ] |
40. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [щ] |
41. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л] |
42. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л'] |
43. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р] |
44. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р'] |
45. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л], [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л], [р] |
46. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [й] |
47. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л'], [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л'], [й] |
48. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] и слогов с ним на выдохе в упражнениях из комплекса «Звуки с движением» для звука [й] |
На занятиях по формированию произносительной стороны речи для развития общей моторики применяются следующие игры:
«Изобрази букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы.
«Отгадай букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы. Остальные ребята должны узнать и назвать эту букву.
«Протопай (прохлопай, прошагай) слово по слогам» — протопывание, прохлопывание, прошагивание слогов в словах, слов в предложениях ребенком вырабатывает у него чувство ритма, четкость, согласованность и организованность движений, а также способствует формированию слоговой структуры слов (см. выше).
«Звуки с движением» — комплекс упражнений, направленных на координацию речи с движением, развитие фонематического слуха, речевого дыхания, автоматизацию фонем, прямых и обратных слогов без стечений.
Комплекс упражнений «Звуки с движением» помогает снимать мышечное напряжение у детей, развивать у них речевое дыхание, общую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие (см. прил. 5).
Примерное календарное планирование по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)
№ |
Тема занятия
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!