V. Развитие общей и мелкой моторики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

V. Развитие общей и мелкой моторики

2019-08-07 188
V. Развитие общей и мелкой моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практически у всех детей с ОНР выявляется недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.), затрудненной манипуляции различными мелкими предметами, недостаточном овладении навыками самообслуживания, медленном развитии игровой деятельности.

 

В головном мозге человека центры, отвечающие за двигательную сферу и речевое развитие, расположены близко друг к другу. При стимуляции одного из этих центров, активизируется и другой. В результате деятельность речевых зон становится более согласованной, речь — четкой, выразительной, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми действиями.

 

Все это обусловливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук в системе занятий по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Развитие мелкой моторики:

примерное перспективное планирование

Содержание
1. Совершенствовать[7] умение выполнять простые статические позы типа коза, зайка
2. Совершенствовать умение выполнять статические позы типа стол, лодочка
3. Совершенствовать умение выполнять и удерживать статиче­ские позы типа собачка, котик
4. Совершенствовать умение выполнять касательные движения всех пальцев обеих рук «Пальчики здороваются»
5. Совершенствовать умение поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого
6. (Совершенствовать умение поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с мизинца
7. (Совершенствовать умение сгибать пальцы левой (правой) руки одновременно и поочередно их выпрямлять, начиная с большого
8. Совершенствовать умение сгибать пальцы левой (правой) руки одновременно и поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца
9. Совершенствовать графические умения: обводка по трафарету
10. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: вверху, внизу. Формировать графические умения: обводка по трафарету
11. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном про­странстве по отношению к собственному телу: вверху, внизу. Формировать графические умения: обводка по шаблону
12. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: выше, ниже. Формировать графические умения: обводка по шаблону
13. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном про­странстве по отношению к собственному телу: выше, ниже. Формировать графические умения: обводка по шаблону
14. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: вверх, вниз. Формировать графические умения: обводка по шаблону
15. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: вверх, вниз. Формировать графические умения: обводка по контуру
16. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: над, под. Формировать графические умения: обводка по контуру
17. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: над, под. Формировать графические умения: обводка по контуру
18. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: между. Формировать графические умения: обводка по контуру
19. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном пространстве по отношению к собственному телу: между. Формировать графические умения: обводка по контуру
20. Развивать умение размещать предметы в заданном простран­стве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру
21. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном про­странстве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру
22. Совершенствовать умение размещать предметы в заданном про­странстве по отношению к собственному телу: слева, справа. Формировать графические умения: обводка по контуру
23. Развивать умение ориентироваться на плоскости листа: разме­щать объекты в заданной позиции на плоскости листа (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
24. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
25. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
26. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
27. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
28. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
29. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости ли­ста: размещать объекты в заданной позиции на плоскости ли­ста (вверху, внизу, посередине, в центре). Формировать графические умения: проведение прямых линий
30. Развивать умение одновременно выполнять движения паль­цами и кистями обеих рук «Вращение кистями рук с одно­временным удержанием "кольца" из указательного и среднего пальцев». Формировать графические умения: проведение прямых линий двумя руками одновременно
31. Совершенствовать умение одновременно выполнять движения пальцами и кистями обеих рук «Вращение кистями рук с одновременным удержанием "кольца" из указательного и среднего пальцев». Формировать графические умения: проведение прямых линий двумя руками одновременно
32. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: выше, ниже.   Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
33. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: выше, ниже. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
34. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: выше, ниже. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
35. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: на. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
36. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: на. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
37. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
38. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
39. Развивать умение показывать предметы с заданным взаимора­сположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: проведение линий разной конфигурации
40. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: над, под. Формировать графические умения: штрихование
41. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование
42. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование
43. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование
44. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: снизу, сверху. Формировать графические умения: штрихование
45. Развивать умение показывать предметы с заданным взаиморас­положением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование
46. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование
47. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование
48. Совершенствовать умение показывать предметы с заданным взаиморасположением друг относительно друга: между. Формировать графические умения: штрихование

 

Весьма эффективным и занимательным видом работ явля­ются игровые упражнения с природным и подручным материа­лом. С помощью различных круп, желудей, каштанов, цветных шнурочков, ленточек, пуговиц и т. д. на занятиях по формиро­ванию произносительной стороны речи выкладываются контуры букв, соответствующих изучаемым фонемам. Детям предлага­ются следующие упражнения:

«Выложи букву» — выкладывание букв из круп, фасоли, счетных палочек, цветных шнурочков, ленточек, бусинок, желу­дей, пуговиц, и т. д.

«Дорисуй букву» — дорисовывание фрагмента буквы. «На что похожа буква?» — дополнение контура буквы об­разом какого-либо предмета, животного.

«Зачеркни неправильную букву» — дифференциация графи­ческих изображений букв.

Чудеса на крупе» (нарисовать букву на крупе) — рисова­ние букв в емкостях, наполненных крупой (гречка, рис, манная крупа и т. д.).

«Чудеса на песке» (нарисовать букву на песке) — рисование        букв в емкостях, наполненных сухим, просеянным песком.

«Обведи правильную букву» — дифференциация графических изображений букв.

«Обведи букву по контуру» — обведение контура.

«Раскрась букву» — раскрашивание букв.

«Заштрихуй букву» — заштриховывание букв.

«Найди букве половинку» — подбор половинок букв, выпол­ненных из бумаги, картона, пенопласта; графическое соединение порисованных половинок.

«Волшебный пластилин» — лепка букв из пластилина; вылепливание по контуру на картоне и др.

Эти упражнения способствуют укреплению пальцевой мускулатуры, развитию гибкости и подвижности пальцев и кистей рук а также являются базовой основой формирования графомоторных навыков.

Весьма плодотворным методом являются также пальчиковые игры. Упражнения пальчиковой гимнастики, сопровождаемые речью, развивают у ребенка слуховое и зрительное внимание, память, пространственную ориентировку, умение подражать и взрослому, повышают речевую активность. Например, игра «Изобрази букву пальчиками», в которой образец выполнения дает педагог, а дети повторяют движения, а также предлагают свои идеи по изображению буквы пальчиками.

Проговаривание четверостиший' с часто встречающимся изучаемым звуком и одновременное изображение пальчиками упоминаемых в четверостишии объектов позволяет активизировать речь, развивает фонематический слух и восприятие. Напри­мер пальчиковая гимнастика на звук [б] («Баран»).

Быстро бегал баран     Барабанил в барабан.   Указательным и средним пальцами обеих рук, соединенных вместе (одна рука впереди, другая позади) «бежать» по столу. На слово «баран» согнуть указательные пальцы, изображая рога барана. «Барабанить» указательными пальцами по столу.

Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа

«Назови словечко» — называние слогов, слов, содержащих из­учаемый звук, с одновременным разминанием и последующим за­гибанием пальчиков на руках по одному, начиная с мизинца. Слова перечисляются со зрительной опорой на заранее подготовленные и расположенные в определенном порядке предметные картинки.

«Сожми пальчик на каждое словечко» — называние слов, содержащих изучаемый звук, с одновременным сдавливанием подушечки пальца левой руки большим и указательным паль­цами правой руки; затем поменять руки.

«Разминаем пальчики» — проговаривание слоговых сочета­ний за педагогом по 2, 3, 4 слога с одновременным разминанием пальца от основания до подушечки.

«Чистоговорки» — проговаривание коротких чистоговорок

· состоящих из 2-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: точечные нажатия на каждую фалангу пальца и легкое массирование в области нажатой точ­ки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки.

Ма – ма – мак

                                                                                                          .       .  .

· состоящих из 3-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: 3 точечных нажатия (с проговариванием слогов) на каждую фалангу пальца, с одновременным легким массированием в области нажатой точки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки; во время проговаривания слова загибаем пальчик.

Ма – ма – ма - мак

                                                                                                     .   . .    I

· «Проговори предложение» — проговаривание коротких предложений, с одновременным самомассажем пальцев ребенка. Предложения составляются по сюжетной картине, по предмет­ным картинкам и проговариваются за педагогом.

Маша шила штаны

                                                                                                       .    .    .

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М. М. Кольцова и др.). При овладении ребенком двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, которая происходит при участии речи. Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

 

Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Для них характерно своеобразие развития общей моторики: двигательная неловкость, малый объем движений, недостаточный их темп и переключаемость с одного движения на другое. Поэтому на различных занятиях (в том числе — по формированию произносительной стороны речи) важно уделять внимание коррекции особенностей моторного развития детей: Нормализации мышечного тонуса, развитию статической выносливости, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательности выполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.

 

Развитие общей моторики:

примерное перспективное планирование

 

Содержание
1 2 Развивать умение координировать речь с движением в игровом упражнении с мячом
3. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [а] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [а]
4. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [у] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [у]
5. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [и] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [и]
6. Развивать умение произносить гласный звук [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ы]
7. Развивать умение произносить гласные звуки [и], [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «3вуки с движением» для звуков [и], [ы]
8. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [о] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [о]
9. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [э] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [э]
10. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м]
11. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м']
12. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [н] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [н]
13. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [х]
14. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [д] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [д]
15. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [т] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [т]
16. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [б] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [б]
17. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [п] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [п]
18. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [в] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [в]
19. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ф] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ф]
20. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [к]
21. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [г] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [г]
22. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [г], [к], [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [г], [к], [х]
23. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [п], [т], [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [п], [т], [к]
24. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с]
25. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с']
26. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з]
27. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з']
28. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [з]
29. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ц] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ц]
30. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ц], [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ц], [с]
31. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ш]
32. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ж]
33. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш]. [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [ж]
34. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [ш]
35. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [з], [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [з], [ж]
36. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч]
37. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч]
38. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [щ]
39. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ч], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ч], [щ]
40. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [щ]
41. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л]
42. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л']
43. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р]
44. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р']
45. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л], [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л], [р]
46. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [й]
47. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л'], [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л'], [й]
48. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] и слогов с ним на выдохе в упражнениях из комплекса «Звуки с движением» для звука [й]

На занятиях по формированию произносительной стороны речи для развития общей моторики применяются следующие игры:

«Изобрази букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы.

«Отгадай букву» — изображение ребенком какой-либо бук­вы с помощью своего тела, рук, ног, головы. Остальные ребята должны узнать и назвать эту букву.

«Протопай (прохлопай, прошагай) слово по слогам» — протопывание, прохлопывание, прошагивание слогов в словах, слов в предложениях ребенком вырабатывает у него чувство ритма, четкость, согласованность и организованность движений, а также способствует формированию слоговой структуры слов (см. выше).

«Звуки с движением» — комплекс упражнений, направлен­ных на координацию речи с движением, развитие фонематичес­кого слуха, речевого дыхания, автоматизацию фонем, прямых и обратных слогов без стечений.

Комплекс упражнений «Звуки с движением» помогает сни­мать мышечное напряжение у детей, развивать у них речевое дыхание, общую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие (см. прил. 5).

Примерное календарное планирование по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)

Тема занятия


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.