IV. Развитие просодической стороны речи — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

IV. Развитие просодической стороны речи

2019-08-07 323
IV. Развитие просодической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дети с ОНР часто не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Их речь, как правило, невыразительная, ускоренная или, наоборот, замедленная. При рассказывании стихотворений речь многих детей монотонна, постепенно становится менее разборчивой, угасающей. Во время речи голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (например, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных).

 

Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи с такими детьми включает в себя следующие разделы:

· развитие речевого дыхания;

· формирование темпоритмической стороны речи;

· развитие мелодико-интонационной стороны речи.

 

На занятиях необходимо сочетать упражнения, направленные на:

 

ü развитие ритма, темпа, силы и модуляции голоса, речевого дыхания;

ü формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов;

ü развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умение передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

 

Важно приучать детей к речи умеренного темпа, плавной, без лишних остановок; формировать у них умение согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями; беречь его — все это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. В то же время темп речи (степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока) и качества голоса (сила, модуляция) должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро.

 

На занятиях необходимо уделять внимание воспитанию у детей культуры речевого общения как части речевого этикета, следить за тем, чтобы во время ответа ребенок обращался  к слушателям, принимал спокойную позу.

 

Часто в  речи детей с ОНР (особенно при дизартрии, ринолалии) и наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением распределять речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Дети с ОНР в большинстве случаев не умеют плавно  и глубоко дышать, не умеют рационально использовать, выдох, не полностью возобновляют запас воздуха в легких и т.д. Такие факторы отрицательно влияют на развитие речи.

 

У ребенка, имеющего ослабленные вдох и выдох, наблюдается как правило, тихая речь, затруднения в произнесении длиненных фраз.  При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как на середине фразы возникает  необходимость добора воздуха.

 

Часто дети  не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, от этого речь становится нечеткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить  фразы в  ускоренном темпе без соблюдения логических пауз.

Необходимо  научить ребенка правильно дышать в процессе речи, скорректировать его речевое дыхание. Прежде всего, нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч, а затем такой  же спокойный и плавный выдох. Постепенно дети приучаются  к более сильному и длительному выдоху. При этом нужно следить  за тем, чтобы у ребенка была правильная поза, чтобы не наступило напряжение или утомление.

 

Работа по развитию речевого дыхания осуществляется поэтапно, с использованием следующих упражнений:

ü упражнения на развитие физиологического дыхания диафрагмального типа;        

ü дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков и их сочетаний;

ü дыхательно-голосовые упражнения на материале изолированных глухих щелевых звуков [ф], [х], [с], [ш], [щ];

ü  дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов с глухими щелевыми звуками [ф], [х], [с], [ш], [щ];

ü Дыхательно-голосовые упражнения на материале малослоговых слов с ударением на первом слоге, затем с изменением ударения;

ü дыхательно-голосовые упражнения на материале многослоговых слов с ударением на первом слоге, затем с изменением ударения;

ü дыхательно-голосовые упражнения на материале фраз, чистоговорок, скороговорок.

Дыхательные упражнения тщательно отрабатываются на индивидуальных занятиях и только после этого выполняются на подгрупповых/групповых. Порядок использования речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз и т. д.) в дыхательных упражнениях определяется этапами введения звуков в разделе пособия «Формирование звукопроизношения».

 

Развитие речевого дыхания:

примерное перспективное планирование

Содержание
1. Развивать умения выполнять дыхательные упражнения (для развития физиологического дыхания диафрагмального типа):  ü умение ощущать движение диафрагмы при опускании и поднимании игрушки, лежащей на животе, зрительно; ü  умение ощущать движение диафрагмы тактильно (ощущать ладонью)
2. Развивать умение выполнять пару «быстрых вдохов» самостоятельно; по сигналу; при повороте головы то вправо, то влево; при поднятии подбородка
3. Развивать умение выполнять пару «быстрых вдохов» в процессе ходьбы; при встречных движениях рук; наклонах туловища. Развивать умение выполнять пару «быстрых вдохов» и пропевать на выдохе гласный звук [а]
4. Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на выдохе гласные звуки [а], [у]; сочетания двух гласных звуков [ау], [уа]
5. Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на выдохе гласные звуки [а], [у], [и]; сочетания трех гласных звуком [ауи], [иуа], [уаи]
6. Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на иы дохе сочетания трех гласных звуков типа [уаы], [ыуа]
7. Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на мы дохе сочетания трех гласных звуков типа [ыаи], [иуы]
8. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносим, на выдохе гласный звук [о]
9. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить, на выдохе гласный звук [э]
10. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе согласный звук [м]
11. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [м] типа ма, мо, му, ми
12. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [н] типа на, но, ну
13. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [х] типа ха, хо, хи
14. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [д] типа да, до, ду
15. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [т] типа та. то, ту
16. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуком [б] типа ба, бо, бу
17. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе слоги со звуками [б] и [п] типа ба, па, бо, по
18. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе двусложные слова с ударением на первом слоге типа Вова, воды
19. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе двусложные слова с ударением на первом слоге типа вата, ударением на втором слоге типа весы
20. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе двусложные слова с ударением на втором слоге типа коты, киты, кино.
21. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова с ударением на первом слоге типа голуби, ягоды
22. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова с ударением на втором слоге типа кабина, копыта
23. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова с ударением на последнем слоге типа молоко, далеко
24. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе звук [с], двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге типа садик
25. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе звук [с’], двусложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге типа сапог, салют
26. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе звук [з]; двусложные слова со стечением согласных в середине с ударением на первом слоге типа зайка, запах
27. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе звук [з’]; двусложные слова со стечением согласных в середине с ударением на втором слоге типа замок, закат.
28. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге типа зонтик, стакан
29. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе двусложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге типа медведь
30. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге типа мыльница
31. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге типа машинка, подушка
32. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе трехсложные слова со стечением согласных с ударением на последнем слоге типа колбаса
33. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе четырехсложные слова с ударением на первом слоге типа жаворонок
34. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе четырехсложные слова с ударением на втором слоге типа смородина
35. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе четырехсложные слова с ударением на третьем слоге типа ежевика
36. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносим, на выдохе четырехсложные слова с ударением на последнем слоге типа велосипед
37. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из двух слов типа Саня пел. Соня ела
38. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из двух слов типа кони цокали
39. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из двух слов типа дети пели
40. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносим ни выдохе звук [ш]; фразы из трех слов типа Маша мыла шею
41. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из трех слов типа Женя ела кашу
42. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из четырех слов типа мама купила Лене платье
43. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из четырех слов с соединительным союзом «и» типа Рома сорвал розы и ромашки
44. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе фразы из четырех слов с соединительным союзом «и» типа Тамара мыла руки и рот
45. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить нараспев две стихотворные фразы типа Рома сорвал розы и ромашки
46. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить нараспев четыре стихотворные фразы типа Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу. – Ох, доска кончается, сейчас я упаду!
47. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить нараспев четыре стихотворные фразы типа щука в речке жила, щеткой воду мела, щи варила для гостей, угощала пескарей
48. Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить нараспев две, три, четыре фразы прозаического текста Юля нашла ягоды, мыла их водой, ела со сметаной.

 

Формирование темпоритмической стороны речи:

примерное перспективное планирование

Содержание
1. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I, II, III) с помощью музыкального треугольника по образцу
2. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I, II, III, I - I) с помощью отхлопывания по образцу
3. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (II - II,I - II, II - I) с помощью отхлопывания по образцу
4. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I – I – I, I – II – I, II – II – I и т.п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по поверхности стола по образцу
5. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I—I—I, I—II—I, II—II—I и т. п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по другому карандашу по образцу
6. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I—II—III) с помощью музыкального треугольника по словесной инструкции
7. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I—II—III) с помощью отхлопывания по словесной инструкции
8. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (I—III—I) с помощью оттопывания по словесной инструкции
9. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (III—I—III) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по поверхности стола по словесной инструкции
10. Развивать умение воспринимать и воспроизводить неакцентированные ритмические рисунки (II—III—II) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по другому карандашу по словесной инструкции
11. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (II, III) с помощью музыкального треугольника по образцу
12. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—II,III—I) с помощью отхлопывания по образцу
13. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—I—I, I—II—I, II — II – I и т. п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом 110 поверхности стола по образцу
14. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—I—I, I—II—I, II — II – I и т. п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по другому карандашу по образцу
15. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (II, III) с помощью музыкального треугольника по словесной инструкции
16. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—II, III—I) с помощью отхлопывания по словесной инструкции
17. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—I—I, I—II—I, II—II—I и т. п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по поверхности стола по словесной инструкции
18. Развивать умение воспринимать и воспроизводить акцентированные ритмические рисунки (I—I—I, I—II—I, II—II—I и т. п.) с помощью отстукивания незаточенным карандашом по другому карандашу по словесной инструкции
19. Формировать умение определять медленный музыкальный темп и отображать его в движении
20. Формировать умение определять умеренный музыкальный темп и отображать его в движении
21. Формировать умение определять ускоренный музыкальный темп и отображать его в движении
22. Формировать умение определять медленный и быстрый музыкальный темп и отображать его в движении
23. Формировать умение определять медленный музыкальный темп и отображать его в движении по словесной инструкции
24. Формировать умение определять умеренный музыкальный темп и отображать его в движении по словесной инструкции
25. Формировать умение определять ускоренный музыкальный темп и отображать его в движении по словесной инструкции
26. Формировать умение различать медленный и быстрый музыкальный темп и отображать его в движении по словесной инструкции
27. Формировать умение воспроизводить слоги с изучаемым звуком в медленном темпе по образцу
28. Формировать умение воспроизводить слоги с изучаемым звуком в умеренном темпе по образцу
29. Формировать умение воспроизводить слоги с изучаемым звуком в ускоренном темпе по образцу
30. Формировать умение воспроизводить слоги с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу
31. Формировать умение воспроизводить слоги с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
32. Формировать умение воспроизводить слова с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу
33. Формировать умение воспроизводить слова с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
34. Формировать умение воспроизводить словосочетания с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
35. Формировать умение воспроизводить чистоговорки с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу
36. Формировать умение воспроизводить чистоговорки с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
37. Формировать умение воспроизводить предложения из 3-х слов с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу
38. Формировать умение воспроизводить предложения из 3-х слов с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
39. Формировать умение воспроизводить предложения из 3-х слов с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по сигналу
40. Формировать умение воспроизводить предложения из 3-х слов с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по сигналу
41. Формировать умение воспроизводить предложения из 4-х слов с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу
42. Формировать умение воспроизводить предложения из 4-х слов с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по сигналу
43. Формировать умение воспроизводить предложения из 5-и слов с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
44. Формировать умение воспроизводить предложения из 5-и слов с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по сигналу
45. Формировать умение воспроизводить скороговорки с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по образцу.
46. Формировать умение воспроизводить скороговорки с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по образцу
47. Формировать умение воспроизводить стихотворные фразы с изучаемым звуком в медленном/ускоренном темпе по сигналу
48. Формировать умение воспроизводить скороговорки с изучаемым звуком в медленном/умеренном/ускоренном темпе по сигналу

 

Развитие мелодико-интонационной стороны речи:

примерное перспективное планирование

 

Содержание
1. Развивать[6]умение произносить звукоподражания с утвердительной, вопросительной, восклицательной интонацией по подражанию
2. Формировать умение произносить звукоподражания с интонацией осуждения, разочарования, радости по подражанию
3. Формировать умение произносить гласный звук [а] с утвердительной, вопросительной, восклицательной интонацией по подражанию
4. Формировать умение произносить гласный звук [у] с интонацией осуждения, разочарования, радости по подражанию
5. Формировать умение произносить гласный звук [и] повышая и понижая голос по подражанию
6. Формировать умение произносить сочетания гласных звуков понижая и повышая голос по подражанию
7. Формировать умение произносить сочетания гласных звуков понижая и повышая голос по подражанию
8. Формировать умение произносить сочетания гласных звуков понижая и повышая голос по подражанию
9. Формировать умение произносить гласные с утвердительной, вопросительной, восклицательной интонацией по словесной инструкции
10. Формировать умение произносить обратные слоги со звуком [м] с утвердительной, вопросительной, восклицательной интонацией по словесной инструкции
11. Формировать умение произносить прямые слоги с согласными туками [м], [м'] с интонацией осуждения, разочарования, радости по словесной инструкции
12. Формировать умение произносить прямые и обратные слоги с согласными звуками [н]. [н'] с интонацией осуждения, разочарования. радости по словесной инструкции
13. Формировать умение произносить прямые и обратные слоги с согласными звуками [х], [х'], повышая и понижая голос по словесной инструкции
14. Формировать умение произносить прямые, и обратные слоги с согласными звуками [д], [д'], повышая и понижая голос по словесной инструкции
15. Формировать умение произносить прямые и обратные слоги с согласными звуками [т], [т'], понижая и повышая голос по словесной инструкции
16. Формировать умение произносить прямые и обратные слоги с согласными звуками [б], [б'], понижая и повышая голос по словесной инструкции
17. Формировать умение произносить прямые и обратные слоги с согласными звуками [п], [п'] при средней силе громкости
18. Формировать умение произносить слова со звуками [в], [в'] при средней силе громкости
19. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуками [ф], [ф'] при средней силе громкости
20. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуками [к], [к'] при средней силе громкости
21. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуками [г], [г'] при средней силе громкости по образцу
22. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуками [к], [г], [х] при средней силе громкости по образцу
23. Формировать умение произносить слова со звуками [п], [т], [к] тихо/громко по образцу
24. Формировать умение произносить слова со звуком [с] тихо/ громко по образцу
25. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуками [с], [с'] при средней силе громкости по словесной инструкции
26. Формировать умение произносить на выдохе слова со звуком [з] при средней силе громкости по словесной инструкции
27. Формировать умение произносить слова со звуками [з], [з'] при средней силе громкости по словесной инструкции
28. Формировать умение произносить слова со звуками [з], [с] при средней силе громкости по словесной инструкции
29. Формировать умение произносить на выдохе словосочетания со звуком [ц] при средней силе громкости по словесной инструкции
30. Формировать умение произносить на выдохе словосочетания со звуками [с], [ц], [т’] при средней силе громкости по словесной инструкции
31. Формировать умение произносить словосочетания со звуком [ш] громко/шепотом по образцу
32. Формировать умение произносить словосочетания со звуком [ж] громко/шепотом по образцу
33. Формировать умение произносить чистоговорки со звуками [ш], [ж] громко/шепотом по словесной инструкции
34. Формировать умение произносить чистоговорки со звуками [с], [ш] громко/шепотом по словесной инструкции
35. Формировать умение озвучивать и демонстрировать с помощью жестов чистоговорки со звуками [з], [ж] различной эмоциональной окрашенности по образцу
36. Формировать умение озвучивать и демонстрировать с помощью жестов чистоговорки со звуком [ч] различной эмоциональной окрашенности по образцу
37. Формировать умение озвучивать и демонстрировать с помощью жестов предложения из 3-х слов со звуками [ч], [т'] по словесной инструкции
38. Формировать умение озвучивать и демонстрировать с помощью жестов предложения из 3-х слов со звуком [щ] различной эмоциональной окрашенности по словесной инструкции.
39. Формировать умение озвучивать различные эмоциональные состояния и настроения человека по иллюстрациям
40. Формировать умение озвучивать различные эмоциональные состояния и настроения человека по иллюстрациям
41. Формировать умение озвучивать предложения из 4-х слов со звуком [л] при средней силе по образцу
42. Формировать умение озвучивать предложения из 4-х слов со звуками [л], [л'] громко/шепотом по образцу
43. Формировать умение произносить на выдохе предложения из 5-и слов со звуком [р] при средней силе громкости по образцу
44. Формировать умение произносить на выдохе предложения из 5-и слов со звуками [р], [р'] громко/шепотом по образцу
45. Формировать умение произносить на выдохе скороговорки со звуками [р], [л] при средней силе громкости по образцу
46. Формировать умение произносить скороговорки со звуком [й] громко/шепотом по образцу
47. Формировать умение произносить стихотворные фразы со звуками [й], [л'] громко/шепотом по образцу
48. Формировать умение произносить скороговорки со звуком [й] громко/шепотом по образцу

 

Для развития у детей с ОНР интонационной выразитель­ности, тембровой окраски, ритма и темпа, формирования пра­вильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие игровые упражнения:

«Громко, тихо, шепотом» — проговаривание слов на вы­дохе с различной силой голоса в данной игре предполагается использование различных «Звуковых лесенок», «Звуковых до­рожек», моделей, пособий с привлечением картинок, игрушек (например: птичка летит то выше, то ниже).

«Далеко—близко» — проговаривание слов на выдохе с раз­личной силой голоса.

«Скажи тихо—громко» — произнесение звуков, звукосоче­таний, слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок, скороговорок на длительном выдохе с различной силой голоса.

«Три медведя» — развитие тембра, силы голоса.

«Актеры» — произнесение звука с изменение его тембра, эмоциональной окраски.

«Изобрази настроение» — произнесение словосочетаний, чистоговорок, скороговорок, предложений с различной эмоцио­нальной окраской (с использованием графических моделей, опи­санных в разделе I. Формирование звукопроизношения).

«Скажи как...» — развитие тембровой окраски голоса, от­работка четкости дикции на материале словосочетаний, чисто­говорок, скороговорок, предложений с различной эмоциональной окраской (с использованием масок разных животных, героев сказок; кукольного пальчикового театра, кукол-рукавичек; мягких и резиновых игрушек, мелких игрушек из киндер- сюрпризов и т. д.).

«Скажи с различной интонацией» — развитие интонацион­ной выразительности (с использованием графических символов «?», «!», «?!»).

«Скажи медленно—быстро» — развитие темпа речи (с ис­пользованием картинок-символов, например: черепаха — ло­шадка).

«Выдели слово» — развитие интонационной выразительности (с использованием предметных либо схематичных картинок, подходящих к содержанию фразы, чистоговорки, скороговорки).

«Испорченный телефон» — отработка четкости дикции с ис­пользованием шепотной речи.

«Нюхаем цветы» — упражнение на развитие дыхания.

 «Скажи на выдохе» — проговаривание звуков, слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок на длительном, плавном выдохе после глубокого, наполненного вдоха.

«Пауковая лесенка» — произнесение на выдохе сочетаний гласных звуков.

«Кто дольше пропоет?» — произнесение на выдохе гласных звуков в виде игры-соревнования между 2—3 детьми и др.

Все упражнения отрабатываются как индивидуально, так и группой (5—6 детей). Игровые упражнения могут носить со­ревновательный характер, в этом случае дети стараются выпол­нить задание лучше всех, проговорить или пропеть лексическую единицу (по заданию учителя-логопеда) громче либо тише, чем другие, протянуть звукосочетание дольше и т. д. При этом педагог  должен следить за тем, чтобы каждый ребенок смог проявить себя, оценить его приложенные усилия, старание, отметить, пусть небольшую, однако положительную динамику.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.