Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2019-08-07 | 2172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Н. В. Щерба
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования
Под редакцией Н. Н. Баль
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования». Министерства образования Республики Беларусь
М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 14
Рецензенты:
кафедра педагогики и психологии непрерывного образования Института повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат педагогических наук, доцент кафедры Ю. Н. Кислякова);
учитель-дефектолог первой категории учреждения образования «Ясли-сад № 380 открытого акционерного общества "Управляющая компания холдинга "Горизонт"» г. Минска Ж. А. Синкевич
Щерба, Н. В.
Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н. В. Щерба; под ред. Н. Н. Баль. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 131, [1] с.: ил.
В пособии представлены методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материал пособия разработан в соответствии с учебным планом и требованиями программы для специальных учреждений дошкольного образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (4-й год обучения) и реализуется на коррекционных занятиях «Формирование произносительной стороны речи».
|
Предназначено для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), специальных учреждений дошкольного образования (групп), групп интегрированного обучения и воспитания.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как лексико-грамматическую, так и фонетико-фонематическую системы языка (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Формирование умений правильного оформления звуковой стороны речи, верной передачи слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи, является важнейшей задачей логопедической коррекции ОНР. Работа по формированию произносительной стороны речи у детей с ОНР включает разные направления (рис. 1):
· развитие артикуляционной, мимической, мелкой и общей моторики; / формирование фонематического слуха (фонематического восприятия, анализа и синтеза, представлений);
· развитие темпоритмической стороны речи, интонации;
· развитие правильного речевого дыхания;
· формирование правильного произношения звуков;
· формирование слоговой структуры слова.
В данном пособии представлены методические рекомендации по проведению занятий по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития), осваивающих программы специального образования.
Для III уровня речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Звуковая сторона речи дошкольников с данным ОНР характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова. не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельный подбор слов на заданный звук не выполняют или выполняют со значительными трудностями. В самостоятельной речи типичными являются ошибки в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверация, антиципация, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной.
|
Наличие вышеназванных затруднений определяет необходимость целенаправленной и систематической логопедической работы по уточнению у детей произношения сохранных звуков, вызыванию отсутствующих звуков, коррекции искаженно произносимых звуков и закреплению их на уровне слогов, слов, предложений; закреплению навыков практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; развитию умений дифференцировать звуки по участию голоса ([с]—[з]), по твердости—мягкости ([л]—[л'], [т]—[т']), по месту образования ([с]—[ш]), выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова и т. п.
Рис. 1
Пособие включает разработки по следующим разделам работы по формированию произносительной стороны речи у детей:
1. Формирование правильного звукопроизношения.
2. Формирование фонематических функций.
3. Формирование слоговой структуры слова.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Развитие общей и мелкой моторики.
Представленные в пособии примерные игры и упражнения, направленные на формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, развитие фонематических функций, общей и мелкой моторики, внимания, памяти и т. д. при необходимости могут изменяться и дополняться по усмотрению учителя-логопеда с учетом дифференцированного подхода к коррекции различных речевых расстройств (дизартрии, алалии и др.), объединенных наличием общего признака — общего недоразвития речи.
|
Весь речевой материал в пособии подобран таким образом, чтобы изучаемый звук на протяжении всего занятия встречался в различных упражнениях как можно чаще. Это создает благоприятные условия для автоматизации звуков, успешного введения их в речь ребенка, совершенствует четкость и внятность речи. Так как при последовательной работе по формированию фонематического слуха дети намного лучше акцептируют свое внимание на морфемах, особенностях словоизменения и словообразования, весьма актуальна и целесообразна отработка фонематических функций в лексико-грамматических играх и упражнениях.
Пособие содержит примерное перспективное и календарное планирование работы по формированию произносительной стороны речи. Планирование составлено в соответствии с образовательной областью «Формирование произносительной стороны речи» (4-й год обучения) программы для специальных учреждений дошкольного образования «Воспитание с обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (2007), согласно учебному плану специального учреждения дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Данный материал может быть использован и для детей, осваивающих содержание вышеуказанной программы для 3 года обучения. В этом случае работа над каждым этапом становится более длительной, временные рамки занятия сокращаются. Каждую тему рекомендуется изучать на протяжении 2—4 занятий. В содержание работы вносятся коррективы в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Темы занятий определяются содержанием раздела «Формирование правильного звукопроизношения».
Календарное планирование может послужить основой для разработки учителем-логопедом собственных конспектов занятий. При их составлении, а также при проведении занятий необходимо учитывать зону ближайшего развития детей группы (подгруппы), осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.
Ма – ма – мак
. . .
|
· состоящих из 3-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: 3 точечных нажатия (с проговариванием слогов) на каждую фалангу пальца, с одновременным легким массированием в области нажатой точки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки; во время проговаривания слова загибаем пальчик.
Ма – ма – ма - мак
. . . I
· «Проговори предложение» — проговаривание коротких предложений, с одновременным самомассажем пальцев ребенка. Предложения составляются по сюжетной картине, по предметным картинкам и проговариваются за педагогом.
Маша шила штаны
. . .
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М. М. Кольцова и др.). При овладении ребенком двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, которая происходит при участии речи. Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Для них характерно своеобразие развития общей моторики: двигательная неловкость, малый объем движений, недостаточный их темп и переключаемость с одного движения на другое. Поэтому на различных занятиях (в том числе — по формированию произносительной стороны речи) важно уделять внимание коррекции особенностей моторного развития детей: Нормализации мышечного тонуса, развитию статической выносливости, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательности выполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.
Развитие общей моторики:
примерное перспективное планирование
№ | Содержание |
1 2 | Развивать умение координировать речь с движением в игровом упражнении с мячом |
3. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [а] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [а] |
4. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [у] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [у] |
5. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [и] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [и] |
6. | Развивать умение произносить гласный звук [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ы] |
7. | Развивать умение произносить гласные звуки [и], [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «3вуки с движением» для звуков [и], [ы] |
8. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [о] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [о] |
9. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [э] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [э] |
10. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м] |
11. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м'] |
12. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [н] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [н] |
13. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [х] |
14. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [д] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [д] |
15. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [т] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [т] |
16. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [б] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [б] |
17. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [п] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [п] |
18. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [в] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [в] |
19. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ф] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ф] |
20. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [к] |
21. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [г] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [г] |
22. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [г], [к], [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [г], [к], [х] |
23. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [п], [т], [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [п], [т], [к] |
24. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с] |
25. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с'] |
26. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з] |
27. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з'] |
28. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [з] |
29. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ц] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ц] |
30. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ц], [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ц], [с] |
31. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ш] |
32. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ж] |
33. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш]. [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [ж] |
34. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [ш] |
35. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [з], [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [з], [ж] |
36. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч] |
37. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч] |
38. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [щ] |
39. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ч], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ч], [щ] |
40. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [щ] |
41. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л] |
42. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л'] |
43. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р] |
44. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р'] |
45. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л], [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л], [р] |
46. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [й] |
47. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л'], [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л'], [й] |
48. | Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] и слогов с ним на выдохе в упражнениях из комплекса «Звуки с движением» для звука [й] |
На занятиях по формированию произносительной стороны речи для развития общей моторики применяются следующие игры:
|
«Изобрази букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы.
«Отгадай букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы. Остальные ребята должны узнать и назвать эту букву.
«Протопай (прохлопай, прошагай) слово по слогам» — протопывание, прохлопывание, прошагивание слогов в словах, слов в предложениях ребенком вырабатывает у него чувство ритма, четкость, согласованность и организованность движений, а также способствует формированию слоговой структуры слов (см. выше).
«Звуки с движением» — комплекс упражнений, направленных на координацию речи с движением, развитие фонематического слуха, речевого дыхания, автоматизацию фонем, прямых и обратных слогов без стечений.
Комплекс упражнений «Звуки с движением» помогает снимать мышечное напряжение у детей, развивать у них речевое дыхание, общую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие (см. прил. 5).
Примерное календарное планирование по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)
№ |
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совер-шенство-вать
умение
выпол-нять
простые
статиче-ские
позы «коза»,
«зайка»
Развивать
умение
координиро-вать речь
с движением
(упражнение с мячом
«Поймай
мяч, повтори слоги»)
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совер-шенст-
вовать
умение
выполнять
статические
позы
«гриб»,
«лодочка»
Развивать
умение
координиро-
вать
речь с
движением
(упражнение с мячом
«Поймай
мяч, повтори
слоги»)
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен-
ствовать
умение
выполнять
и удерживать
стати-ческие
позы
«собачка», «котик»
Развивать
умение
координи-
ровать
речь с
движением,
умение произносить
гласный
звук [а]
на выдохе в
упражнении
из комплекса «Звуки с движением» для звука [а]
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен-
ствовать
умение
выполнять
касатель-ные
движения
всех
пальцев
обеих
рук
«Пальчики
Здоровают-ся»
Развивать
умение
координи-
ровать
речь с
движением,
умение
произносить
гласный
звук [у]
на вы-дохе в
упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука
[у]
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен-
ствовать
умение
поочередно
сгибать
пальцы
правой
(левой)
руки,
начиная
с большого
Развивать
умение
координи-
ровать
речь с
движением,
умение
произносить
гласный
звук [и]
на выдохе в
упражнении
из комплекса
«Звуки
с движением»
для звука [и]
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен-
ствовать
умение
поочередно
сгибать
пальцы
правой
(левой)
руки,
начиная
с мизинца
Развивать
умение
произносить
гласный
звук
[ы] на
выдохе,
координа-цию
речи с
движением в
упражнении
из комплекса
«Звуки с движением» для
звука
[ы]
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен-
ствовать
умение
сгибать
пальцы
левой
(правой)
руки
одновре-менно и
поочередно их
выпрям-лять,
начиная
с большого
Развивать умение про-
износить
гласные
звуки [и],
[ы] на
выдохе,
коорди-нацию
речи с
движением в
упражнении из
комплекса «Звуки с движением»
для звуков [и],
[ы]
№
Тема занятия
Развитие моторики
Мелкой
Общей
Совершен
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!