Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-08-07 2172
Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Н. В. Щерба

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования

Под редакцией Н. Н. Баль

Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования». Министерства образования Республики Беларусь

 

М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 14

Рецензенты:

кафедра педагогики и психологии непрерывного образования Института повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат педагогических наук, доцент кафедры Ю. Н. Кислякова);

учитель-дефектолог первой категории учреждения образования «Ясли-сад № 380 открытого акционерного общества "Управляющая компания холдинга "Горизонт"» г. Минска Ж. А. Синкевич

Щерба, Н. В.

Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н. В. Щерба; под ред. Н. Н. Баль. — Мозырь: Белый Ветер, 2014. — 131, [1] с.: ил.

 

 

В пособии представлены методические рекомендации по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материал пособия разработан в соответствии с учебным планом и требованиями программы для специальных учреждений дошкольного образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (4-й год обучения) и реализуется на коррекционных занятиях «Формирование произносительной стороны речи».

Предназначено для учителей-дефектологов (учителей-логопедов) учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), специальных учреждений дошкольного образования (групп), групп интегрированного обучения и воспитания.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как лексико-грамматическую, так и фонетико-фонематическую системы языка (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Формирование умений правильного оформления звуковой стороны речи, верной передачи слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи, является важнейшей задачей логопедической коррекции ОНР. Работа по формированию произносительной стороны речи у детей с ОНР включает разные направления (рис. 1):

· развитие артикуляционной, мимической, мелкой и общей моторики; / формирование фонематического слуха (фонематического восприятия, анализа и синтеза, представлений);

· развитие темпоритмической стороны речи, интонации;

· развитие правильного речевого дыхания;

· формирование правильного произношения звуков;

· формирование слоговой структуры слова.

В данном пособии представлены методические рекомендации по проведению занятий по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития), осваивающих программы специального образования.

Для III уровня речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Звуковая сторона речи дошкольников с данным ОНР характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют  первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова. не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельный подбор слов на заданный звук не выполняют или выполняют со значительными трудностями. В самостоятельной  речи типичными являются ошибки в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверация, антиципация, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной.

  Наличие вышеназванных затруднений определяет необходимость целенаправленной и систематической логопедической работы по уточнению у детей произношения сохранных звуков, вызыванию отсутствующих звуков, коррекции искаженно произносимых звуков и закреплению их на уровне слогов, слов, предложений; закреплению навыков практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава; развитию умений дифференцировать звуки по участию голоса ([с]—[з]), по твердости—мягкости ([л]—[л'], [т]—[т']), по месту образования ([с]—[ш]), выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов, определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова и т. п.

 

 

                                             Рис. 1

 

Пособие включает разработки по следующим разделам работы по формированию произносительной стороны речи у детей:

1.    Формирование правильного звукопроизношения.

2.    Формирование фонематических функций.

3.    Формирование слоговой структуры слова.

4.    Развитие просодической стороны речи.

5.    Развитие общей и мелкой моторики.

Представленные в пособии примерные игры и упражнения, направленные на формирование слоговой структуры слов, просодической стороны речи, развитие фонематических функций, общей и мелкой моторики, внимания, памяти и т. д. при необходимости могут изменяться и дополняться по усмотрению учителя-логопеда с учетом дифференцированного подхода к коррекции различных речевых расстройств (дизартрии, алалии и др.), объединенных наличием общего признака — общего недоразвития речи.

Весь речевой материал в пособии подобран таким образом, чтобы изучаемый звук на протяжении всего занятия встречался в различных упражнениях как можно чаще. Это создает благоприятные условия для автоматизации звуков, успешного введения их в речь ребенка, совершенствует четкость и внятность речи. Так как при последовательной работе по формированию фонематического слуха дети намного лучше акцептируют свое внимание на морфемах, особенностях словоизменения и словообразования, весьма актуальна и целесообразна отработка фонематических функций в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Пособие  содержит примерное перспективное и календарное планирование  работы по формированию произносительной стороны речи. Планирование составлено в соответствии с образовательной областью «Формирование произносительной стороны речи» (4-й год обучения) программы для  специальных учреждений дошкольного образования «Воспитание с обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (2007), согласно учебному плану специального учреждения дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Данный  материал может быть использован и для детей, осваивающих содержание вышеуказанной программы для 3 года обучения. В этом случае  работа над каждым этапом становится более длительной, временные  рамки занятия сокращаются. Каждую тему рекомендуется изучать на протяжении 2—4 занятий. В содержание работы вносятся коррективы в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями  детей. Темы занятий определяются содержанием раздела «Формирование правильного звукопроизношения».

Календарное планирование может послужить основой для разработки учителем-логопедом собственных конспектов занятий. При их составлении, а также при проведении  занятий необходимо учитывать зону ближайшего развития детей группы (подгруппы), осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.

 

 

Ма – ма – мак

                                                                                                          .       .  .

· состоящих из 3-х слогов и 1-го слова, с одновременным самомассажем пальцев ребенка: 3 точечных нажатия (с проговариванием слогов) на каждую фалангу пальца, с одновременным легким массированием в области нажатой точки, начиная с основания пальчика в направлении подушечки; во время проговаривания слова загибаем пальчик.

Ма – ма – ма - мак

                                                                                                     .   . .    I

· «Проговори предложение» — проговаривание коротких предложений, с одновременным самомассажем пальцев ребенка. Предложения составляются по сюжетной картине, по предмет­ным картинкам и проговариваются за педагогом.

Маша шила штаны

                                                                                                       .    .    .

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (М. М. Кольцова и др.). При овладении ребенком двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, которая происходит при участии речи. Выработка точных, динамичных движений ног, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

 

Дети с ОНР часто соматически ослаблены, физически невыносливы. Для них характерно своеобразие развития общей моторики: двигательная неловкость, малый объем движений, недостаточный их темп и переключаемость с одного движения на другое. Поэтому на различных занятиях (в том числе — по формированию произносительной стороны речи) важно уделять внимание коррекции особенностей моторного развития детей: Нормализации мышечного тонуса, развитию статической выносливости, упорядочению темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию последовательности выполнения действий, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции.

 

Развитие общей моторики:

примерное перспективное планирование

 

Содержание
1 2 Развивать умение координировать речь с движением в игровом упражнении с мячом
3. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [а] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [а]
4. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [у] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [у]
5. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [и] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [и]
6. Развивать умение произносить гласный звук [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ы]
7. Развивать умение произносить гласные звуки [и], [ы] на выдохе, координацию речи с движением в упражнении из комплекса «3вуки с движением» для звуков [и], [ы]
8. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [о] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [о]
9. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить гласный звук [э] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [э]
10. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м]
11. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [м'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [м']
12. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [н] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [н]
13. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [х]
14. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [д] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [д]
15. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [т] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [т]
16. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [б] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [б]
17. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [п] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [п]
18. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [в] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [в]
19. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ф] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ф]
20. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [к]
21. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [г] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [г]
22. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [г], [к], [х] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [г], [к], [х]
23. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [п], [т], [к] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [п], [т], [к]
24. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с]
25. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [с'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [с']
26. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з]
27. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [з'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [з']
28. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [з] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [з]
29. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ц] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ц]
30. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ц], [с] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ц], [с]
31. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ш]
32. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ж]
33. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш]. [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [ж]
34. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [с], [ш] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [с], [ш]
35. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [з], [ж] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [з], [ж]
36. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч]
37. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [ч] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [ч]
38. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [щ]
39. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ч], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ч], [щ]
40. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [ш], [щ] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [ш], [щ]
41. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л]
42. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [л'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [л']
43. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р]
44. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [р'] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [р']
45. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л], [р] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л], [р]
46. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука [й]
47. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласные звуки [л'], [й] на выдохе в упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звуков [л'], [й]
48. Развивать умение координировать речь с движением, умение произносить согласный звук [й] и слогов с ним на выдохе в упражнениях из комплекса «Звуки с движением» для звука [й]

На занятиях по формированию произносительной стороны речи для развития общей моторики применяются следующие игры:

«Изобрази букву» — изображение ребенком какой-либо буквы с помощью своего тела, рук, ног, головы.

«Отгадай букву» — изображение ребенком какой-либо бук­вы с помощью своего тела, рук, ног, головы. Остальные ребята должны узнать и назвать эту букву.

«Протопай (прохлопай, прошагай) слово по слогам» — протопывание, прохлопывание, прошагивание слогов в словах, слов в предложениях ребенком вырабатывает у него чувство ритма, четкость, согласованность и организованность движений, а также способствует формированию слоговой структуры слов (см. выше).

«Звуки с движением» — комплекс упражнений, направлен­ных на координацию речи с движением, развитие фонематичес­кого слуха, речевого дыхания, автоматизацию фонем, прямых и обратных слогов без стечений.

Комплекс упражнений «Звуки с движением» помогает сни­мать мышечное напряжение у детей, развивать у них речевое дыхание, общую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие (см. прил. 5).

Примерное календарное планирование по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития)

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

1. Звуки вокруг нас Закреплять умение воспринимать на слух неречевые звуки: шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки. Закреплять умение вос- производить ряд прямых, обратных слогов с общим согласным; с общим гласным (ма-мо-му; бу-ку-ву; ан-ын-он-ун) Закреплять умение воспроиз- водить звукопод-ражания. Формиро- вать умение различать на слух длинные и короткие слова (мак — погремушка, кот — велосипед) Формировать умения ощущать движение диафрагмы при опускании и поднимании игрушки, лежащей на животе, зрительно; ощущать движение диафрагмы тактильно (ощущать ладонью); (выполняется сначала в положении лежа, сидя, стоя) Формировать умение восприни-мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I, II, III) с помощью музыкаль-ного треугольника по образцу Развивать умение про- износить звукопо- дражания с утверди- тельной, вопроси- тельной, восклица- тельной ин- тонацией по подражанию (Му-Му? Му!) Развивать умение выполнять общие упражнения, направленные на формирование статической координации артикуляционных движений (для губ — «Улыбка» «Хоботок», для языка — «Лопаточка», «Иголочка», для нижней челюсти — «Бегемотик» и др.)

Совер-шенство-вать

умение

выпол-нять

простые

статиче-ские

позы «коза»,

«зайка»

Развивать

умение

координиро-вать речь

с движением

(упражнение с мячом

«Поймай

мяч, повтори слоги»)

 

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

2. Звуки и слова Закреплять умение вос- производить ряд закрытых слогов; прямых и обратных слогов с твердыми и мягкими согласными (мак-мок-мук-мык; кап-пап; тук-мук; ба-бя; ап-апь) Совершенст-вовать умение различать на слух длинные и короткие слова (кит — холодильник, дом — черепаха) Развивать умение выполнять пару «быстрых вдохов» самостоятельно; по сигналу; при повороте головы то вправо, то влево; при поднятии подбородка Формировать умение восприни-мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I, II, Ш, I—I и т. п.) с помощью отхлопыва- ния Развивать умение произносить звукоподра- жания с интонацией осуждения, разочарова-ния, радости по подражанию (Мяу?!) Совершен- ствовать умение вы- полнять общие упражнения, на- правленные на формирование статической координации артикуляционных движений (для губ — «Улыбка», «Хоботок», «Рупор», для языка — «Лопаточка», «Иголочка», для нижней челюсти — «Бегемотик»    

Совер-шенст-

вовать

умение

выполнять

статические

позы

«гриб»,

«лодочка»

Развивать

умение

координиро-

вать

речь с

движением

(упражнение с мячом

«Поймай

мяч, повтори

слоги»)

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

3. Звук [а] Закреплять умение воспроизводить ряд слогов со стечениями согласных (кна- акн, мна-мно-мну-мны; на-кна). Формировать умение выделять первый ударный гласный звук [а] в словах (Аня)     Совершен- ствовать умение различать на слух длинные и короткие слова (сыр — гусеница, дым — телевизор) Развивать умение вы- полнять пару «быстрых вдохов» в процессе ходьбы; при встречных движениях рук; наклонах туловища. Развивать умение выполнять пару «быстрых вдохов» и пропевать на выдохе гласный звук [а] Формиро- вать умение восприни- мать и вос- производить неакценти- рованные ритмичес- кие рисун- ки (II—II, I—II, II—I и т. п.) с по- мощью оттопывания Развивать умение произносить гласный звук [а] с утвер- дительной, вопроси- тельной, восклица- тельной интонацией по подра- жанию (А. А? А!) Развивать умение выполнять общие упражнения, направленные на формирование динамической координации артикуляционных движений (для губ — «Улыбка», «Хоботок», для языка — «Вкусное варе-нье», «Часики» и др.). Формиро-вать артикулятор-ный уклад звука [а]. Формировать умение четко и правильно произносить звук [а] в словах, фразах. Формировать умение опреде-лять положение губ при произне-сении первого звука в слове Аня  

Совершен-

ствовать

умение

выполнять

и удерживать

стати-ческие

позы

«собачка», «котик»

Развивать

умение

координи-

ровать

речь с

движением,

умение произносить

гласный

звук [а]

на выдохе в

упражнении

из комплекса «Звуки с движением» для звука [а]

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

4. Звук [у] Закреплять умение выделять пер- вый ударный гласный звук [у] в словах (Уля). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков [ау], [уа] Закреплять умение вос- производить двусложные слова, состоящие из открытых слогов (уха, мука, луна, муха, духи) Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на выдохе гласные звуки [а], [у]; сочетания двух гласных звуков [ау], [уа] Формировать умение Восприни-мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I-I-I, I — II—I, II—II—I и т. п.) с по- мощью от- стукивания незаточен- ным каран- дашом по поверхности стола Развивать умение произносить гласный звук [у] с интонацией осуждения, разочарова-ния, радости по подражанию (У?!) Совершенство-вать умение выполнять общие упражнения, направленные на формирование динамической координации артикуляционных движений (для губ — «Улыбка», «Хоботок», для языка — «Вкус- ное варенье», «Часики» и др.). Формировать артикуляторный уклад звука [у]. Развивать умение четко и правильно произносить звук [у] в словах, фразах. Формировать умение определять положение губ при произнесении первого звука в слове Уля

Совершен-

ствовать

умение

выполнять

касатель-ные

движения

всех

пальцев

обеих

рук

«Пальчики

Здоровают-ся»

Развивать

умение

координи-

ровать

речь с

движением,

умение

произносить

гласный

звук [у]

на вы-дохе в

упражнении из комплекса «Звуки с движением» для звука

[у]

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

5. Звук [и] Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [и] в словах (ива). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков [ауи], [иуа], [уаи] Закреплять умение воспроизво-дить трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петухи, кубики, сапоги) Развивать умение вы- полнять ротовый вдох и пропевать на выдохе гласные звуки [а], [у], [и]; сочетания трех гласных звуков [ауи], [иуа], [уаи] Формировать умение восприни-мать и вос- производить неакценти- рованные ритмичес- кие рисунки (I-I-I, I—II—I, I—II—I и т. п.) с помощью отстукива- ния неза-точенным карандашом по другому карандашу Развивать умение произносить гласный звук [и], повы- шая и по- нижая го- лос по подражанию  (И-повышая И-понижая голос) Развивать умение выполнять последовательно организованные движения: совер- шение губами серии движений «Улыбка»—«Тру- бочка»—«Округ- ленные губы». Формировать артикуляторный уклад звука [и]. Развивать умение четко и правильно про- износить звук [и] в словах, фразах. Формировать умение определять положение губ при произнесении первого звука в слове ива

Совершен-

ствовать

умение

поочередно

сгибать

пальцы

правой

(левой)

руки,

начиная

с большого

Развивать

умение

координи-

ровать

речь с

движением,

умение

произносить

гласный

звук [и]

на выдохе в

упражнении

из комплекса

«Звуки

с движением»

для звука [и]

 

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

6. Звук [ы] Закреплять умение выделять последний ударный гласный звук [ы] в словах (сады, коты). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков [уаы], [ыуа] Закреплять умение воспроизво-дить односложные слова (сын, сыт) Развивать умение выполнять ротовый вдох и пропевать на выдохе сочетания трех гласных звуков типа [уаы], [ыуа] Формировать умение Восприни-мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I—II—III) с помощью музыкаль-ного треугольника по словесной инструкции Развивать умение произносить сочетания гласных звуков типа [уаы], [ыуа]. понижая и повышая голос по подражанию (УАЫ -повышая голос, ЫУА – понижая голос) Совершенство- вать умение вы- полнять последо-вательно организованные движения: совершение губами серии движений «Улыбка»—«Трубочка»—«Округленные губы». Формировать артикуляторный уклад звука [ы]. Развивать умение четко и правильно про- износить звук [ы] в словах, фразах. Форми- ровать умение определять положение губ при произнесении последнего звука в слове коты  

Совершен-

ствовать

умение

поочередно

сгибать

пальцы

правой

(левой)

руки,

начиная

с мизинца

Развивать

умение

произносить

гласный

звук

[ы] на

выдохе,

координа-цию

речи с

движением в

упражнении

из комплекса

«Звуки с движением» для

звука

[ы]

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

7. Звуки [и]- [ы] Закреплять умение дифференциро- вать гласные звуки [и]—[ы]. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков [ыаи], [иуы], [ыиа] Закреп- лять умение воспроизво- дить одно- сложные слова (бык, кит) Развивать умение вы- полнять ротовый вдох и пропевать на выдохе сочетания трех гласных звуков типа [ыаи], [иуы] Формировать умение восприни- мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I—II—III) с помощью отхлопы- ванния по словесной инструкции Развивать умение произносить сочетания трех гласных звуков типа [ыиу], [иуы], понижая и повышая голос по подража- нию (ЫИУ-повышая, ИУЫ-понижая голос)   Развивать умение выполнять последовательно организованные движения: широкое открывание рта с одно- временным высовыванием узкого длинного языка и опусканием кончика языка к подбородку. Совершенство-вать артикулятор- ный уклад звуков [и], [ы]    

Совершен-

ствовать

умение

сгибать

пальцы

левой

(правой)

руки

одновре-менно и

поочередно их

выпрям-лять,

начиная

с большого

Развивать умение про-

износить

гласные

звуки [и],

[ы] на

выдохе,

коорди-нацию

речи с

движением в

упражнении из

комплекса «Звуки с движением»

для звуков [и],

[ы]

Тема занятия

Развитие моторики

Развитие речевого дыхания и голоса Формирование темпо-ритмической стороны речи Развитие мелодико-интонационной стороны речи Артикуляционной

Мелкой

Общей

8. Звук [о] Закреплять умение выделять первый и последний гласный звук [о] в ударной позиции в словах (Оля, кино). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков [оуа], [ыао], [иоа] Закреплять умение вос- производить двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слогов (домик, ли- мон). Фор- мировать умение раз- личать слова, близкие по длине и ритмической структуре, начинающие-ся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (ложка —кошка, ворона — корона) Развивать умение выполнять ротовый вдох и произносить на выдохе гласный звук [о] Формировать умение восприни- мать и вос- производить неакценти- рованные ритмические рисунки (I-III-I) с помощью оттопывания по словесной инструкции Развивать умение произносить сочетания трех гласных звуков типа [оуа], [ыао], [иоа], понижая и повышая голос по подража- нию (ОУЛ↑, ЫЛО↓) Совершенство-вать умение выполнять последовательно организованные движения: широ-кое открывание рта с одновремен- ным высовывани-ем узкого длинного языка и опусканием кончика языка к подбородку. Фор- мировать арти-куляторный уклад звука [о]. Развивать умение четко и правильно произносить звук [о] в словах, фразах Формировать умение определять положение губ при произнесении первого звука в слове Оля

Совершен


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.