Риторические идеалы в Новое время. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Риторические идеалы в Новое время.

2019-08-07 478
Риторические идеалы в Новое время. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новое время — это период, когда риторика в некоторых своих проявлениях (прежде всего, в изучении тропов и фигур) достигает максимального расцвета. Однако именно в этот период (к XIX веку) риторика предается полнейшему забвению.

В Новое время риторика окончательно превращается в дисциплину, сосредоточенную на красоте речи, то есть на средствах повышения ее изобразительности и выразительности — тропах и фигурах.

Именно в эпоху Нового времени риторика в силу ее отрыва от реальной практики перестает восприниматься как особая эффективная наука. В это время складывается негативное представление о риторичности как напыщенности и бессодержательности. Уже в XVIII веке во многих европейских государствах риторика исключается из учебных дисциплин.

Тем не менее, можно утверждать, что на протяжении XVII-XIX веков риторика все же существовала. По крайней мере, именно в этот период переживает свой расцвет церковное красноречие (во Франции оно было представлено такими именами, как Боссюэ, Фенелон), активно развивается судебное, академическое и политическое красноречие. Среди ярких представителей последнего можно назвать, например, Мирабо и Робеспьера.

Именно к периоду Нового времени можно отнести формирование риторики в России. Мы уже указывали на то, что первым учебником по риторике, переведенным на русский язык в 1620 г., была «Риторика» Ф. Меланхтона. Было бы неправомерно утверждать, что риторики в России до этого времени не было. На это указывает и то, что на русский язык задолго до этого времени был пере­веден трактат Г. Херобоска «Об образах»; кроме того, русская риторическая традиция более ранних периодов очень богата: как и в средневековой Европе, в России было создано множество прекрасных произведений гомилетического красноречия (то есть проповедей). Однако до указанного времени обучение ораторскому искусству осуществлялось в основном в форме подражания образцам, риторическая теория была не развита.

Это положение стало изменяться, когда появилась «Риторика» Меланхтона. Чуть раньше была создана и первая оригинальная русская риторика. Мы имеем в виду риторический учебник митрополита Макария, который появился в 1617 или 1619 г. и включал две части, посвященных изобретению и украшению речи. Позднее, в конце XVIII века, эта риторика была существенно переработана и дополнена Михаилом Усачевым, в то же время появляется трактат Феофана Прокоповича «Об искусстве риторики»(1706 г.)

Особый этап развития русской риторики связан с именем М. В. Ломоносова. В его «Кратком руководстве к красноречию»(1747 г.), а также в созданном позднее его более пространном варианте Ломоносов исходит из аристотелевского понимания риторики как искусства убеждать. Вслед за Аристотелем Ломоносов большое внимание уделяет психологическим доводам.

В конце XVIII — начале XIX века в России появляется большое количество новых учебников по риторике. Здесь необходимо упомянуть «Опыт риторики» И. С. Рижского(1796 г., книга переиздавалась до 1828 г.),«Правила высшего красноречия» М. М. Сперанского(опубликованы в 1844 г., хотя легший в ее основу курс лекций читался пятьюдесятью годами ранее), «Общую ри­торику» и «Частную риторику» Н. Ф. Кошанского,«Ис­следование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики» К. П. Зеленецкого(1846 г.).

***
Один из основателей философии Нового времени - английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - писал, что риторика, как и логика - это наука наук. Главное, на что опирается философия Нового времени - это человеческий разум. По большому счету, назначение этой дисциплины состоит в том, чтобы установки ума передавать воли, чтобы возбудить ее для выполнения нужных действий

В целом для представителей философии Нового времени характерно установление и обоснование тех способов доказательства, которые преимущественно используются в математических науках Показательной в этом плане является труд французского философа Блеза Паскаля (1623-1662) \"О геометрический ум и об искусстве убеждать\" Он различает два пути, с помощью которых человек овладевает понятиями: это путь разума и путь свободы:

Соответственно, искусство убеждения он рассматривает как совокупность методично выверенных процедур, состоящих из дефиниций терминов, аксиом, доказательства Французский философ предлагает правила по каждому компоненту.

 Новое время - это период, когда бурно развивается парламентское красноречие в частности, важной политической традиции, сначала в США, а затем и в других странах, стали выступления президентов во время их вступления на должность (инаугурации).

Среди теоретиков ораторского искусства этого периода следует отметить творчество известного немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860) Он занимался частности искусством спора (эристикой).

Шопенгауэр предлагает определенную совокупность приемов, применение которых будет способствовать достижению победы в спорах.

Если в целом оценивать развитие риторики в эпоху Нового времени, то следует отметить ее упадок как отдельной науки. Она все больше сближается с языкознанием, особенно та ее часть, что касается изучения тропов и фигур. Этому во многом способствовал стиль барокко. О значительное влияние философии на риторику говорить не приходится.

Таким образом, именно в этот период риторика окончательно превращается в дисциплину, которая занимается красотой, изяществом речи Она все больше отделяется от реальной практики общения, теряет статус самостоятельной науки. Постепенно складывается негативное представление о риторике (бессодержательность, высокопарная болтовня).

История риторики в России.

Россия имеет богатейший опыт риторических традиций. Многие исследователи отмечают, что ораторская практика древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства. Важнейшие вопросы, которые касались гражданского согласия, вопросы войны и мира решались на городских площадях, куда сходились все граждане. Берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях свидетельствуют о том, что привилегии грамотности в древней Руси была не только господствующего класса, но и простых горожан. Открывались школы для юношей, а в 1086 году сестра Мономаха Ольга открыла в Киево печерском монастыре школу для девочек, которая по сути представляла в тот период времени высшее учебное заведение. С принятием христианства и усвоением церковно славянской письменности при болгарском посредничестве Русь получает доступ к памятникам греческой, латинской, ранее христианской и византийской культурам. Монастырские библиотеки помимо богослужебных книг, хранили светские учения: летописи, географические описания, военные и исторические хроники, 12 век считается золотым веком российского красноречия. В этот период времени появляется знаменитое поучение Владимира Мономаха, слово Даниила Заточника, выдающийся памятник культуры - «Слово о полку Игореве». А крупный древнерусский оратор Кирилл Туровский являет великолепные образцы красноречия. Это проповеди и поучения.

Первым русским сочинением, рассказывающий непосредственно о риторике было сказание о семи свободных мудростях, второе десятилетие 17 века. Оно состояло из семи глав, в каждой из которой соответствовала наука: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, гастрономия. В каждой главе объяснялось об одной из наук, о ее пользе и связи с другими науками. Это сочинение стало основой первых русских учебников по теории красноречия. А первая русская риторика появляется в 1620 году. Она сразу начинается пользоваться большой популярностью, её изучают в Новгороде, Москве и новых монастырях. Она состоит из двух книг: первая из которых называлась об изобретении дел, в ней дается определение риторики, описываются обязанности оратора или ритора (на Руси оратор), дается описание четырёх родов речи: учебный род, совещательный, хвалебный и судебный. Вторая книга об украшении слова, в которой рассматривались тропы и стилистические фигуры, говорилось о подорожании образцовым риторам и об умелом использовании стилей речи.

В период петровских реформ появляется значительное количество риториков, конец 17 начало 18 века. Самое известное из них - риторика Михаила Усачева, риторическая рука Стефана Яворского 1698 год, риторика Андрея Белогорского, старообрядческая риторика в пяти беседах 1702-1712 годах. Особой популярностью пользовались труды сподвижника Петра первого - Феофана Прокоповича, в его сочинениях очень много практических рекомендаций и советов для оратора. Он указывает основное достоинство - ясность и краткость. Но большое распространение имели латинские риторики, так как преподавание велось на латинском языке.

 Значительный шаг вперед сделала риторика Ломоносовского периода., в которой большую роль внес сам Ломоносов. Карамзин назвал его отцом российского красноречия. Свою первую риторику он написал предположительно в 1743 году. Она называлась краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия. Этот вариант отвергли академики немцы. Миллер при рассмотрении рукописи заявил, что к этому изданию нужно приложить еще текст на латинском языке, но Ломоносов ослушался и свою вторую риторику, под названием краткое руководство красноречию, он написал на русском простом доходчивом языке, которая появилась в 1748 году. Это был фундаментальный труд, в котором автор рассматривает историю риторики, анализирует мастерство лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований к выступающему. И данный труд состоит из традиционных разделов: первый об изобретении, об украшении, о расположении, но вместе с тем Ломоносов высказывает много новаторских идей: предлагает свою классификацию стилей, а также говорит о взаимоотношениях русского и церковно славянского языка, которые господствовали в тот период времени. Также он говорит об особенностях национального языка, нужно отметить что сам Ломоносов был строгим сторонником нормализации языка. Ежели в народе слово испорчено, то старайся это исправить. То что может являться нормам национального языка, нельзя брать за основу в литературном языке. Таким образом, сочинение Ломоносова явилось настольной книгой 17 века. Оно имело множество изданий, в 18 веке она выдержала 7 изданий, в 19 два. В конце 18 начале 19 сложилась целая риторическая школа российской академии, а затем университетская школа красноречия.

Появляется целый ряд сочинений по риторике, прежде всего, необходимо выделить работу известного государственного и. Политического деятеля - Сперанского. В 1792 году им был написан курс словесности, который он читал в петербуржской духовной академии. А в 1844 году его лекции вышли под названием правила высшего красноречия. Особое значение Сперанский уделял эмоциональности речи, стилистики индивидуальной речи, общим свойствам общего слога он относит ясность, разнообразие, единство слога и материи, придавал большое значение стилям речи. Он советовал развивать собственное красноречие путем изучения правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении, то есть стараться самим сочинять. Большой вклад в развитие отечественного красноречия внес Рижский, доктор философии. В своей риторики он поднимает проблему стилистики и правильности речи, что было очень актуально в конце 18 века.

Первая половина 19 столетия - расцвет русской риторики. В этот период времени появляется около 16 риторики: широкой теоретической и практической направленности. Особенность русской риторики - ее деление на общую и частную. Общая рассматривает общие законы речи, правила - положения, появление и выражение мысли. Частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Особенной популярностью пользовались краткая риторика Мерзлякова, общая и частная риторика Кошанского, теория красноречия Галича, курс русской словесности Зеленецкого. К концу первой половины 19 столетия риторика все в большей степени склоняется к практической стилистике и культуре речи. А к концу 19 столетия и вовсе угасает интерес к науке риторика. Но зато в 60х годах бурно развивается судебной речи, в связи с судебной реформой 1864.

Речи выдающихся русских юристов обладали высокой силой воздействия. Приковано вниманием шипкой общественности. Появляется большое количество по теории и практики судебного красноречия. Это русская судебное красноречие Арсеньева, учение об уголовных доказательствах Владимирова, речь прокурора на суде по уголовным делам Гравницкого, нравственные начала в уголовном процессе пони, речи сторон в уголовном процессе Тимофеева и многих других ораторов и практиков, теоретиков. Особое место занимает книга " искусство речи на суде" в 1810 под псевдонимом Сергеич. Она состоит из нескольких глав, в которых сформулированы принципы судебной деятельности, описаны приемы создания речи, создаются советы и рекомендации: как поступать судебному оратору в той или иной ситуации. Много внимания уделяется языковому мастерству. Данный труд не теряет и в наше время.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.